Научная статья на тему 'Референдум о статусе Крыма как объект информационного внимания пользователей «ВКонтакте»'

Референдум о статусе Крыма как объект информационного внимания пользователей «ВКонтакте» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / "ВКОН-ТАКТЕ" / КОНТЕНТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОНТЕНТ / SOCIAL NETWORKS / VKONTAKTE / CONTENT / MULTIMEDIA CONTENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобрышова Александра Сергеевна

Статья посвящена выявлению специфики освещения пользователями социальной русскоязычной сети «ВКонтакте» референдума о статусе Крыма в мае 2014 г. На основе анализа текстов, иллюстраций, аудиои видеоконтента открытой группы «Крым» в социальной сети «ВКонтакте» за 1-17 марта 2014 г. сделан вывод о том, что администрация и участники сообщества преимущественно занимали пророссийскую позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бобрышова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFERENDUM ON THE STATUS OF THE CRIMEA AS AN OBJECT OF INFORMATION ATTENTION OF «VKONTAKTE» USERS

The article focuses on identifying the peculiarities of covering the referendum on the status of the Crimea in May 2014 by Russian-speaking users in VKontakte social network. The analysis of texts, illustrations, audio and video content of open group «Crimea» in VKontakte social network for the period of 1-17 March 2014 revealed that the administration and members of the community primarily took the Pro-Russian position.

Текст научной работы на тему «Референдум о статусе Крыма как объект информационного внимания пользователей «ВКонтакте»»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 070:004

А. С. Бобрышова

РЕФЕРЕНДУМ О СТАТУСЕ КРЫМА КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВНИМАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ «ВКОНТАКТЕ»

Статья посвящена выявлению специфики освещения пользователями социальной русскоязычной сети «ВКонтакте» референдума о статусе Крыма в мае 2014 г. На основе анализа текстов, иллюстраций, аудио- и видеоконтента открытой группы «Крым» в социаль-

ной сети «ВКонтакте» за 1-17 марта 2014 г. сделан вывод о том, что администрация и участники сообщества преимущественно занимали пророссийскую позицию.

Ключевые слова: социальные сети, «ВКонтакте», контент, мультимедийный контент.

А. S. Bobryshova

THE REFERENDUM ON THE STATUS OF THE CRIMEA AS AN OBJECT OF INFORMATION ATTENTION OF «VKONTAKTE» USERS

The article focuses on identifying the peculiarities of covering the referendum on the status of the Crimea in May 2014 by Russian-speaking users in VKontakte social network. The analysis of texts, illustrations, audio and video content of open group «Crimea» in

VKontakte social network for the period of 1-17 March 2014 revealed that the administration and members of the community primarily took the Pro-Russian position.

Key words: social networks, VKontakte, content, multimedia content.

Социальные сети входят на современном этапе в зону повышенного научного интереса, в том числе за счет того, что их расценивают как «инструмент формирования повестки дня, управления общественным мнением, влияния на других индивидов и, следовательно, мобилизационный ресурс» [6, с. 197], как площадку для обсуждения чрезвычайных ситуаций [4], как канал распространения определенной идеологии [7] и фактор формирования социокультурного пространства [3].

Цель данного исследования - выявление специфики развития темы референдума о статусе Крыма пользователями русскоязычной социальной сети «ВКонтакте». Референдум по вопросу о будущем статусе полуострова был проведен на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя местными властями 16 марта 2014 г. По данным команды «ВКонтакте», это событие и последовавшее за ним присоединение полуострова к России занимали пятую строчку в рей-

тинге обсуждаемых в 2014 г. в данной сети тем. По этому поводу пользователи оставили более 10 млн публичных записей [5].

Информационное сопровождение референдума было рассмотрено на примере группы «Крым», созданной изначально, судя по контенту, для представления региона и достаточно многочисленной (78 847 подписчиков, по данным на 27.03.2015 г.).

В период подготовки референдума (1-15 марта 2014 г.) администрация разместила в группе больше 530 постов. Для сравнения: за два предыдущих месяца было почти в десять раз меньше записей (56), преимущественно в виде фото- или видео красот полуострова. Анализ показал, что общественно-политическая ориентированность группы и пользователей началась с поста от 4 марта, в котором были использованы две фотографии В. В. Путина (подписи к фото «Через несколько дней на Украине», «Через несколько дней в США»).

Самыми комментируемыми в период с 1 по 15 марта были посты на тему референдума (в порядке убывания): 15 марта - «Референдум может быть недействительным только в случае, если меньше 50 % крымчан придут к участкам...» (802 комментария), 7 марта - «Я голосую за Россию! Будь патриотом - приходи на выборы!» (659 комментариев), 12 марта - «В Крыму готовится провокация для срыва референдума» (280 комментариев) и др.

6 марта 2014 г. администрация группы создала опрос «Вы за присоединение Крыма к России?» с тремя вариантами ответов: «За», «Против», «Не определились». К опросу было оставлено 2 435 комментариев, «Мне нравится» нажали 343 раза, поделились постом 92 раза, проголосовали 16 024 человек. В соответствии с предложенными вариантами ответов в комментариях самыми обсуждаемыми были две темы: «За присоединение, потому что.» и «Против, потому что.». В первой из них выделялась подтема «За Путина». Оценка его действий преимущественно была положительной. О нем писали как о лидере России и спасителе Крыма: «а Путин красавчик! Четко действует!)» (Здесь и далее соблюдены орфография и пунктуация оригинала. - А. Б.), «вообще Путин для Украины сделал куда больше даже Януковича)))».

Также в группе «Крым» через фотографии с подписями создавался положительный образ войск России. Например, фото с подписью «Русские солдаты в Крыму. Добавь их себе на стену, и никакая фашня к тебе не сунется» (пост 4 марта). Использовалась постановочная фотография пожимающих друг другу руки воина спецподразделения «Беркут» МВД Украины и российского солдата с подписью «Здравствуй, брат».

Позиция «За присоединение Крыма к России» демонстрировалась в группе с помощью использования российского триколора. Администрация выкладывала фотографии (дома в Алуште с нарисованным флагом России, домов в Севастополе с вывешенными российскими флагами), юмористические или агитационные картинки с государственной символикой России (пост от 15 марта: надпись на фоне российского флага: «Завтра или никогда»).

Обсуждался вопрос о враждебных и дружественных России странах. Среди первых

пользователи называли страны Европейского Союза и США («США и ЕС сейчас вообще в панике, они проигрывают, вот и пытаются повсякому не дать выиграть россии»). Китай, наоборот, воспринимался как дружественное государство, которое помогает России / Крыму («Китай идет в поддержку России!!!!!», «И не забывай! С нами Китай!»). Россию и Запад представляли носителями противоположных духовных ценностей, культур, достижений: Россия - православие, первый полет в космос, русские богатыри, многодетная семья, победа в Мировой войне; Запад - фашизм, гомосексуализм, деньги, наркотики.

Отношение к разным странам проявлялось в используемых в иллюстративном контенте (картинках, карикатурах, фотографиях, зоометафорах). Например, у России был образ большого медведя-защитника, маленьким медвежонком изображали Крым, иногда Беларусь. Страны ЕС представляли в виде курицы или скунса, США - в виде гиены, свиньи или их официального символа белоголового орла (это было либо комическое изображение, либо как противопоставление грозному медведю). Китай выступал в образе красного дракона.

Всего в день референдума администрация сделала 61 запись, в группе было оставлено 5 529 комментариев, «Мне нравится» нажали 9 170 раз, а поделились постами 1 084 раза. Самым обсуждаемым среди пользователей стал фоторепортаж с участка на выборах (925 комментариев), а самой популярной записью по критериям «Мне нравится» (893) и «Поделиться» (151) была шуточная картинка в виде комикса: шар-мама (Россия) зовет шарики поменьше («Крымку» и «Аляску») домой, а в стороне нарисован злобный шар с фашистской расцветкой и испуганный шар, раскрашенный в цвета флага Украины.

Администрация и пользователи делились ссылками на материалы разных СМИ: russian.rt.com, «Россия-24», «РИА Новости», «Крыминформ», «Новости Mail.Ru», «Новой газеты», «Газетами», «^акесоп^оЬ, «Капитал» и др. Также администрация выкладывала телефон горячей линии по всем вопросам, связанным с референдумом, данные экзит-пола, сведения о явке на избирательных участках, предварительные результаты голосования, дала ссылку на прямую трансляцию с одного из участков, где проходил референдум.

Проблемно-тематический анализ материалов в группе за 16 марта показал, что красной нитью среди сообщений проходила тема «Пожелания крымчанам, или Добро пожаловать домой», которая имела несколько подтем. В начале дня было много записей от российских пользователей, которые желали удачи жителям полуострова и писали о том, что Россия их ждёт («Удачи Вам ребята!!!!», «Крымчане!!! Ждем Вас Домой!!!» и т. д.). В целом фраза «Добро пожаловать» (вариации с добавлениями слов «братья», «домой», «в Россию») прозвучала в группе 66 раз за этот день.

Также было много сообщений (85) на подтему «Города с вами», когда пользователи называли свой город (иногда регион) и добавляли «с вами»: «Санкт-Петербург с вами, Крымчане!», «Иваново с Вами!!! Добро пожаловать домой!!!» и т. п.). В группе «Крым» отписались в этот день жители более 55 городов и регионов России (Екатеринбурга, Магадана, Камчатки, Казани, Ставрополя, Чувашии, Ижевска, Твери, Тюмени, Татарстана и др.) и разных стран (Казахстана, Беларуси и др.).

Многие воспринимали референдум как праздник или победу, о чем и писали: «С праздником! Этот день вошел в историю», «Сегодня настоящий праздник!!! Поздравляю всех нас с этой Победой!». Особенно отчетливо праздничные настроения начали проявляться после сообщений предварительных данных о первых результатах голосования.

Наряду с этим российские пользователи писали о намерении отдохнуть летом в Крыму и приглашали жителей полуострова в свои города («Обязательно летом приеду к вам с женой в отпуск !!!», «Приезжайте в Екатеринбург :) будем рады», «Ждем в гости приезжайте в Ставрополь!»).

Направленность и постоянство сообщений на указанные выше темы свидетельствуют, на наш взгляд, о большом духовном и патриотическом подъеме среди пользователей. Этот настрой отражался не только в сообщениях («В россии нет национальностей, все русские и все братья, какая вера ни была бы, россия самая толерантная страна в мире»), но и в выборе патриотических смайликов к тексту: популярным был смайлик российского флага, иногда к нему добавляли смайлики в виде сердечек и др.

Российская символика использовалась также в картинках и гифках к сообщениям пользователей и постам группы.

Исследование показало, что по воодушевленному пафосу и отсутствию аргументированных суждений к теме «Пожелания крымчанам, или Добро пожаловать домой» примыкает и раздел «Донбасс и другие регионы». Пользователи из разных регионов Украины писали о том, что ждут помощи от России, а россияне, в свою очередь, обещали им ее. Популярной была подтема «Развитие Крыма (как курорта и города) при помощи России». Именно этот фактор считался одним из весомых аргументов присоединения Крыма к России («Крым за 2 года поднимется так, что еще многим субъектам РФ будет завидно!!!»).

Тем не менее полного единения в группе не было. Была и тема «Против России / россиян». Некоторые пользователи утверждали, что жители полуострова не будут после присоединения жить лучше, что крымчан заставляют голосовать за РФ. Однако, по нашим подсчетам, негативных мнений было примерно в 20 раз меньше, чем воодушевленно положительных.

Возможно, пророссийские настроения пользователей связаны именно с выбранной нами группой «Крым», администраторы которой выступали за вступление в Россию. Такая позиция сформулирована в их посте от 16 марта: «Все администраторы нашей группы Крым уже проголосовали за воссоединение с Россией!». К тому же, судя по сообщению одного из администраторов («у нас всего-то 1700 фашистов забанено, а их, как вы знаете, намного больше») за провокаторами в группе следили. Нередко сами пользователи писали «Мат офф!» (маты убрать / выключить), «Капс офф!» (выключить Caps lock) или отмечали, что некоторые пользователи пишут с фейковых страниц. Это говорит о попытке регуляции и контроля в группе со стороны и администрации, и самих пользователей.

Некоторые участники еще в начале марта отмечали адекватность группы «Крым» и невозможность россиянам общаться в группе «Киев». Киевские группы упоминались как откровенно антироссийские площадки.

Популярной в день референдума была тема Америки. Анализ показал, что об Америке (США, американцах, американском)

пользователи высказались 142 раза в негативном ключе как о бесчестном или слабом противнике России. Такие же нелестные оценки получал американский президент Барак Обама.

Зато президента РФ Владимира Путина, наоборот, воспринимали как серьезного политика, который может противостоять «злому» Западу («Войны не будет! Путин не даст!», «Путин уже всё правильно подсчитал»). В целом, интерес пользователей к В. В. Путину сохранялся на протяжении всего времени подготовки к референдуму, а в день его проведения (16 марта 2014 г.) в текстах участников группы его имя было использовано 141 раз, преимущественно в положительном контексте. Признание его заслуг, высокая оценка его деятельности порой подчеркивалась фамильярностью поимено-вания российского президента Вовой, дядей Вовой и даже Вованом. Кроме сообщений, положительно оценивавших деятельность президента РФ, в группе на протяжении всего анализируемого времени размещались его фотографии с подписями или интер-нет-мемами. Например, в посте от 11 марта фотография Владимира Путина сопровождалась надписью «Единственный президент, который не прогинается под США», в посте от 13 марта - надписью «Олимпиада, может быть, закончилась, но игры только начинаются». Пост от 6 марта содержал текст («Это просто «шахматная партия» Путина с миром. Вопрос в том кто выиграет. Но скорее всего будет пат») и фотографии американского президента Барака Обамы в образе Дарта Вейдера и российского лидера в образе Оби-Ван Кеноби (отрицательный и положительный киногерои из фильма «Звёздные войны») [см. подробнее: 2].

Таким образом, исследование показало, что администрация и участники группы «Крым» в ситуации подготовки и проведения референдума о статусе Крыма создавали образ В. В. Путина - «киногероя», «крутого парня» и единственного политика, способного противостоять США и ЕС. Популярность Президента России в этой группе в целом соответствует общему тренду 2014 г., поскольку именно В. В. Путин был медиапер-соной № 1 в социальной сети «ВКонтакте»: 12 498 000 упоминаний за год [5].

Изучение контента, выложенного в группе на следующий день после референдума,

выявило следующие количественные показатели: всего за 17 марта было опубликовано 55 постов, оставлено 10 603 комментариев, «Мне нравится» нажали 17 730 раз, а поделились информацией 1 935 раз.

Подсчеты показали, что больше всего пользователи отмечали функциями «Мне нравится» (1 211) и «Поделиться» (198) пост с триптихом - шуточными картинками стран-шаров с новым по сравнению с предыдущим днем сюжетом: шар Америка грозит шару России в присутствии маленького шара Украины, что исключит РФ из «Большой восьмерки»; шар Китай заявляет, что тогда Америка будет отдавать долг золотом; шар РФ предупреждает, что заберет назад Аляску. Больше всего активности (3 787 комментариев) собрал пост «Как проголосовал Крым на референдуме: статистика по городам».

Исследование тематического пространства контента в группе позволило выявить, что 17 марта пользователи по-прежнему высказывали мнения и эмоции на темы, актуальные для предыдущего дня, хотя акценты сместились в сторону негатива. Тема «Пожелания крымчанам, или Добро пожаловать домой» продолжалась, но уже не являлась главной, оставаясь доминирующей среди положительных и по-прежнему связанной с подтемами «Города с вами», «Донбасс и другие регионы», «Развитие Крыма (как курорта и города) при помощи России». По-прежнему высокой в этом блоке была активность пользователей-некрымчан: отписывались из Калуги, Ульяновска, Сочи, Тюмени, Азо-ва, Барнаула и др. городов, а также из Украины, Эстонии и Абхазии. Снова заявляли о намерении приехать в Крым летом. Пользователи сохраняли оптимистичный настрой на скорое присоединение других регионов и продолжали называть плюсы присоединения полуострова для его жителей. Сохранила свои позиции в группе тема «За Путина»: президентом РФ продолжали восхищаться и отмечать его заслуги («Путин лучший в мире политик», «А Путин молодец, он первый с распада СССР решил защитить права простых людей» и т. д.). Оставалась актуальной тема противников России: «Пусть эти комментарии читает Обама и плачет!!!! Славься Отечество!!!!!!», «На сей раз американцы просчитались. А нам опять с нацизмом бороться в одиночку», «Евросоюз в поддержку

Крыма хочет запретить выдачу виз в Европу Россиянам! Что-бы они отдыхали в Крыму!».

Анализ показал, что 17 марта главной дискуссионной стала тема «Отношения Украины и России». Ее освещение отличалось тем, что именно на эту тему пользователи писали наиболее развернутые сообщения. Она была тесно связана с подтемой «Против России / россиян» и с обозначившейся подтемой «Против Украины / украинцев». Кроме этого, в сообщениях появилась агрессия по отношению к россиянам и крымчанам, в том числе и экстремистские высказывания. В подтеме «Против Украины / украинцев» россияне писали о том, что Украина не могла позаботиться ни о себе, ни о Крыме, страну называли фашистской. В этом блоке было много уничижительных высказываний в адрес украинцев. Таким образом, в ходе исследования выявлена распространенность в этом блоке речевой тактики противопоставления «свой - чужой», что было отмечено как характерный признак при изучении тредов группы «Крым наш», посвященных обсуждению присоединения Крыма к России и последствий этого действия [1].

Также резко, категорично и эмоционально шло обсуждение темы «Голосование на референдуме». Фигурировали две полярные точки зрения: всё сфабриковано и решено В. Путиным; это «воля народа» Крыма.

Таким образом, на следующий день после референдума в группе «Крым» наряду с положительной оценкой его результатов шло нарастание негативных эмоций и появился ряд взаимных обвинений сторонников и противников присоединения Крыма к России. При этом пользователи продолжали отмечать фейковые страницы, а сообщения провокаторов удалялись.

Анализ контента в группе показал его мультимедийную природу. Наиболее распространенным после текстового был иллюстративный контент (к 32 из 61 записи за день референдума, к 33 из 55 постов за 17 марта, в остальных случаях использовался видеоконтент). Среди них были: фотографии, которые дополняли текст (голосующие крымчане, избирательная урна с бюллетенями, военнослужащие и т. д.); фотографии с подписями (например, фото американского президента Барака Обамы с подписью «А что если в Крыму есть нефть?»); карика-

туры, показывающие различия между справедливой, доброй, сильной Россией (часто в образе медведя) и злым, фашистским Западом; карты Украины и полуострова с обозначением тех регионов, которые должны присоединиться к России, с подписями («В Крыму ветрено. Ветер перемен!!») и без; рисунки (самые популярные - шуточные картинки в виде комиксов с шарами-странами); демотиваторы политической направленности, а также коллаж, плакат («В советском море врагу горе!»); изображение герба Крыма; фоторепортаж и др.

В сообщениях пользователей часто встречались гифки. В большинстве случаев с их помощью выражали эмоции (танцы, палец вверх, широкая улыбка) или мнения (гифка с текстом «Срамота!»). Было также некоторое количество гифок - анимационных карикатур (например, гифка, где маленький счастливый полуостров держится за руку России, грозно смотрящей на расползающийся фашизм в Украине). Другой особенностью этого периода было появление патриотических гифок (например, изменение герба и подписи «Крым» на флаге с гербом и подписью «Россия»).

Анализ показал, что в иллюстративном контенте часто присутствовало изображение флага России и карты страны. Сочетание цветов российского флага (бело-сине-красный) использовали для олицетворения доброго, сильного, родного и заботливого, а красно-черные цвета (цвета фашизма, экстремистской группировки «Правый сектор») -как символику зла и жестокости.

Аудиоконтент чаще всего был представлен записями музыкальных произведений на темы возвращения домой и величия России (Денис Майданов «Я возвращаюсь домой», песня группы «Сектор газа» «Пора домой», гимн России «Славься, Отечество наше свободное!», военный марш «Встань за Веру, Русская земля», хор «Славься» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и др.)

Анализ видеоконтента в группе показал, что администрация с его помощью давала пользователям возможность услышать экспертную оценку разных сторон (наблюдателя от США, депутата Государственной Думы РФ, аналитика Международной социалистической группы из Великобритании), разных СМИ (российских, крымских) и получить информацию как от журналистов, так и от про-

стых пользователей. В группе можно было посмотреть новостные сюжеты, видеокомментарии («RT»: «Эксперт: США и ЕС придется смириться с правом Крыма на самоопределение», «Политолог: Три крупнейшие экономики Европы не хотят вводить санкции против России»), видео с места событий («RT»: «Заседание Совбеза ООН по ситуации на Украине» от 15 марта 2014 г.), видеоинтервью («Познавательное ТВ»: «Беседа с депутатом Государственной Думы Евгением Фёдоровым»), выступление американского комика Дэна Содера на юмористическом шоу «Stand Up» («Страшные русские»), ге-роико-патриотическое видео «Памяти Великой Победы!» и др. В группе выкладывали любительские видео (запуск салюта в честь результатов референдума, митинг в Мариуполе, массовые беспорядки в Донецке,

празднование итогов референдума в Севастополе, Ялте) и отрывки из фильмов, подходящие по тематике («Асса», «Джентльмены удачи») и др.

Исследование показало, что участники сообщества «Крым» демонстрировали преимущественно положительное восприятие происходящих событий, хотя на следующий день после референдума (17 марта 2014 г.) наравне с главной положительной темой «Пожелания крымчанам, или Добро пожаловать домой» возникла тема «Против России / россиян» и полярная ей «Против Украины / украинцев». Создание положительного образа страны и президента РФ В. В. Путина шло не только через текстовые сообщения, но и при помощи различного иллюстративного контента, в том числе активного использования гифок.

Литература

1. Алексеева А. А. «Крым наш»: конфликтные речевые тактики в социальной сети «ВКонтакте» // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 26-28 августа 2014 г. / под ред. А. П. Чудинова. Екатеринбург: УГПИ, 2014. С. 6-9.

2. Бобрышова А. С. Образ Путина в социальной сети «ВКонтакте» в период подготовки и проведения референдума о статусе Крыма // Медиаисследования молодых ученых: материалы Второй Всероссийской конференции (21-22 мая 2015 г.) / отв. ред. А. М. Горбачев. Ставрополь: СКФУ, 2015. С. 96.

3. Ефимов Е. Г. Социальные сети как фактор формирования социокультурного пространства юга России // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. Т. 17. № 13 (140). С. 51-54.

4. Лепилкина О. И., Бобрышова А. С. Функции социальных сетей в условиях терактов (на материале социальной сети «ВКонтакте») // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www. science-education.ru/121-17690 (Дата обращения: 15.11.2015).

5. Темы ВКонтакте 2014 // Команда ВКонтакте. URL: https://vk.com/team?w=page-22822305_50065784 (Дата обращения: 19.03.2016).

6. Шерстобитов А. С., Брянов К. А. Технологии политической мобилизации в социальной сети «ВКонтакте»: сетевой анализ протестного и провластного сегментов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1 (36). С. 196-202.

7. Шиллер В. В. Социальная сеть «Контакте» как канал распространения неонацистских идей // Интернет, власть и политика: материалы Международной научно-практической конференции, Кемерово, 15-17 ноября 2013 г. Кемерово: Офсет, 2013. С. 182-187.

References

1. Alekseeva A. A. «Krym nash»: konfliktnye rechevye taktiki v sotsial'noi seti «VKontakte» («Crimea is our»: conflicts speech tactics in social networking website «Vkontakte») // Politicheskaya kommunikatsiya: perspektivy razvitiya nauchnogo napravleniya (Political communication: prospects for the development of scientific directions) / ed. by A. P. Chudinov. Ekaterinburg: USPI, 2014. P. 6-9.

2. Bobryshova A. S. Obraz Putina v sotsial'noi seti «VKontakte» v period podgotovki i provedeniya referenduma o statuse Kryma (Putin's image in social networking website «Vkontakte» in period of prepearing and conduct of the referendum on the status of Crimea) // Mediaissledovaniya molodykh uchenykh (Media studies of young scientists) / ed. by A. M. Gorbachev. Stavropol': NSFU, 2015. P. 96.

3. Efimov E. G. Sotsial'nye seti kak faktor formirovaniya sotsiokul'turnogo prostranstva yuga Rossii (Social networking website as factor of organization of social and cultural space in southern Russia) // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2014. No. 13 (140). P. 51-54.

4. Lepilkina O. I., Bobryshova A. S. Funktsii sotsial'nykh setei v usloviyakh teraktov (na materiale sotsial'noi seti «VKontakte») (Social networking website functions in conditions of terrorist attacks (a case study of «VKontakte») // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru/121-17690 (Accessed: 15.11.2015).

5. Temy VKontakte 2014 (Themes of VKontakte 2014) // Komanda VKontakte. URL: https://vk.com/ team?w=page-22822305_50065784 (Accessed: 19.03.2016).

6. Sherstobitov A. S., Bryanov K. A. Tekhnologii politicheskoi mobilizatsii v sotsial'noi seti «VKontakte»: setevoi analiz protestnogo i provlastnogo segmentov (Technologies of political mobilization in social networking website «VKontakte»: network analysis and pro-regime protest segments) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. No. 10-1(36). P. 196-202.

7. Shiller V. V. Sotsial'naya set' «Kontakte» kak kanal rasprostraneniya neonatsistskikh idei (social networking website «VKontakte» as distribution channel neo-Nazi ideas) // Internet, vlast' i politika (Internet, power and policy). Kemerovo: Ofset, 2013. P. 182-187.

УДК 81-11

С. Н. Бредихин, Л. П. Давыдова

ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТ КАК КОММУНИКАТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье анализируются особенности вербализации эстетико-коммуникативных смыслов в поэтических текстах. Главными факторами реализации глубинного эстетического смысла на этапе текстопорождения являются: норма языка, функционально-стилевая и жанровая характеристики, ситуативность текстопорождения, идейно-эстетическая направленность, индивидуально авторская когнитивно-валерная система; на этапе интерпретации и восприятия - временные рам-

ки порождения и рецепции текста, константа фоновых знаний реципиента, индивидуальные особенности и когнитивно-валерная система читателя, целеустановки реципиента, идейно-эстетические представления и их резонанс, или же отсутствие такового с идейно-эстетической направленностью текста.

Ключевые слова: поэтический текст, глубинное эстетическое содержание, инвариантные образы, вербализация, символизм, иллокутивная цель, перлокутивный эффект.

S. N. Bredikhin, L. Р. Davydova

POETIC TEXT AS COMMUNICATIVE-AESTHETIC CATEGORY

The article studies peculiar features of aesthetic-communicative senses in poetic texts. The key factors of realizing the deep aesthetic sense at the stage of text formation are the language norm, functional stylistic and genre features, situational character of text formation, idea and aesthetic intention, individual author's cognitive evaluative system; at the stage of

perception these are temporal framework of text formation and perception, recipient's intentions, idea and aesthetic images and their resonance, or the lack of the latter as regards the idea and aesthetic purpose of the text.

Key words: poetic text, deep aesthetic content, invariant images, verbalization, symbolism, illocution purpose, perlocution effect.

Выявление сущности эстетической природы поэтического текста - это один из наиболее обсуждаемых в лингвистике вопросов. Одним из первых рассмотрел его в своих трудах А. А. Потебня с позиций поэтичности языка как такового. Основой образности всегда служит внутренняя форма слова, а сама лексема в этом понимании уже является художественным произведением, т. е.

некоей поэтической конструкцией, при этом любой словесный акт представляется как художественное творчество [12].

Совершенно другое понимание представлено в трудах формалистов, пытавшихся усмотреть чисто лингвистические доказательства принципиальных различий поэтического языка и «практического». Конструктивные особенности поэтических про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.