Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сеть / публичное управление / госпаблик / исполнительная власть / МСУ / обращение граждан / social network / public administration / state public / executive authority / local government / citizens' appeal

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куприянова Д. М.

В данной статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по виду деятельности и информатизации в сфере публичного управления при использовании социальных сетей. Форма обращения граждан в официальные госпаблики органов власти и самоуправления. Обработка и модернизация данного вида на современном этапе в России. Актуальность данной работы заключена в повышенном спросе среди граждан к обращению в официальные страницы государственных и муниципальных сфер управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION AND MODERNIZATION OF SOCIAL NETWORKS IN THE SPHERE OF ACTIVITIES OF GOVERNMENT BODIES

This article analyzes the activities of executive authorities and local governments, by type of activity and informatization in the sphere of public administration when using social networks. The form of citizens' appeal to official state publics of government and local government bodies. Processing and modernization of this type at the present stage in Russia. The relevance of this work lies in the increased demand among citizens to contact the official pages of state and municipal government spheres.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ»

УДК 35

Куприянова Д.М.

«Институт экономики и управления» 38.04.04. Государственное и муниципальное управление Цифровые технологии в сфере публичного управления Самарский национальный исследовательский университет

им. С.П. Королева (г. Самара, Россия)

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Аннотация: в данной статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по виду деятельности и информатизации в сфере публичного управления при использовании социальных сетей. Форма обращения граждан в официальные госпаблики органов власти и самоуправления. Обработка и модернизация данного вида на современном этапе в России. Актуальность данной работы заключена в повышенном спросе среди граждан к обращению в официальные страницы государственных и муниципальных сфер управления.

Ключевые слова: социальная сеть, публичное управление, госпаблик, исполнительная власть, МСУ, обращение граждан.

В современном мире невозможно представить существование людей без цифрового поля жизни, а точнее сказать без наличия социальных сетей и мессенеджеров. С развитием цифровизации в России, начало которого стало ещё в начале 21 века и стремительно дало толчок после 2010 года, стремительно расширяло своё социальное поле. Изначально для налаживания бизнес партнерских отношений между коммерческими лицами, например, бизнес компаниями, производством, или индивидуальной

предпринимательской, создавались официальные сайты, где указывались официальные лица управления, перечень коммерческих услуг и так далее. Однако если официальные сайты были созданы строго определенной организацией и сферой деятельности, то вместе с этим стали приобретать популярность более общественные и или правильнее сказать социальные группы, и создавались они на более доступных цифровых интернет-платформах. Такие платформы имели стали называться социальные сети. Платформы позволяющие отслеживать интересующие развития в мире, общаться и обмениваться какими-либо данными. Благодаря социальным сетям, можно было передавать текстовые файлы, музыкальные треки, фото или видео.

Вскоре стало понятно, что просто листать новости, оценивать фото друзей и переписываться, стало мало, разработчики социальных сетей как «Вконтакте» или «Одноклассники», задумались и разработали возможность обмениваться информацией при помощи голосовых сообщений и видеозвонков. Это существенно упростило и улучшило контакт собеседников. Вместе с этим рос, и социальный спектр сообществ (групп) в социальных сетях, создавались различные паблики для обсуждения социальных проблем (в городе, регионе, на отдельно взятой отрасли), информационные и рекламные паблики, и так далее.

Ближе к 2015 году на государственном уровне стал прослеживаться повышенный интерес к созданию официальных страниц органов публичного управления в подобных социальных сетях. В целях формирования более открытого вида деятельности и показателя результативности. Вскоре после создания данных сообществ, стал формироваться спрос на обсуждения обращения граждан, на деятельность чиновников по отношению решений проблемных вопросов. Всё больше набирает обороты социальная сфера деятельности государственных лиц, которая отслеживается гражданами. Жители нашей страны в целом всё больше и чаще обращаются к органам власти и самоуправления, через госпаблики. И это логично, рассмотрим типичный пример составления обращения граждан в органы исполнительной

власти. Житель региона, должен придти в здание интересующего его министерства или направить по почте заявление о рассмотрении того или иного вопроса, затем, дождаться официального ответа, срок исполнения которого может идти до 30 дней со дня его поступления и регистрации. И если его ответ не устроит, направить дополнительное заявление в вышеуказанную инстанцию. Обращения, поступившие через социальные платформы или социальные мессенеджеры, гораздо проще для граждан, достаточно зайти в нужный паблик, изложить свой вопрос, уточнить данные. И ждать официального ответа. Как правило подобного рода обращения, поступают в работу гораздо быстрее, чем обращений традиционного характера.

По словами заместителя генерального директора АНО «Диалог Регионы» Андрей Цепелев суммарно в России у госпабликов 115 млн подписчиков: «В госпабликах на сегодня суммарно 115 млн подписчиков, из которых почти 46 млн уникальных. Все паблики сегментированы по территориальному признаку: от федерального уровня до сельских поселений. При этом они разделены по тематике: сферы культуры, спорта, образования, здравоохранения и так далее. Это самая масштабная и при этом самая точная система информирования граждан о сервисах учреждений и в целом о работе власти. Для АНО "Диалог Регионы" и Центра управления регионом (ЦУР) это большая ответственность - развивать госпаблики в регионах, - сказал Цепелев на форуме "ПРОФ-1Т"».

В свое время, например, экс-Губернатор Самарской области Д.И. Азаров, в целях популяризации госпабликов, рекомендовал своим подчиненным, составлять оперативный ответ на обращения и пожелания граждан в данных сообществ, которая должна быть не более часа в рабочее время, а на формирование отчета не более 10 дней с момента обращения.

Приводя в пример публичного управления Самарской области с социальными сетями и госпабликов, можно отметить, что на сегодняшний день, согласно статистическим данным в Самарской области 2 815 госпабликов, на которые подписаны 1 281 164 уникальных пользователей. Они отражают все

сферы социальной и политической жизни: государственную службу, безопасность, здравоохранение, культуру, образование, спорт и другие.

1 декабря 2024 года, исполнится два года с момента вступления в силу закона о госпабликах. Во время выездного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи депутаты обсудили реализацию закона и перспективы развития экосистемы официальных сообществ в соцсетях. Инициатор данного закона, является председатель ИТ-комитета Госдумы А.Е. Хинштейн. Александр Евсеевич, неоднократно подчеркивал, что сегодня госпаблики — является самой масштабной инфраструктурой для информирования населения о работе органов власти, эффективный механизм для решения социально значимых вопросов.

В сравнительной характеристике по обращению граждан за 2023 и 2024 года. Официально зарегестрировано более 38 тыс. обращений граждан за 2024 год. Также видна динамика прироста обращений граждан по сравнению с прошедшим 2023 году (см. рисунок 1).

Статистика поступившнхобрашенийча 9 месяцев 2024 ГОДа (количество)

■ 2024 год ■ 2023 год

т.

г-

«

Рисунок 1. Статистика обращения граждан.

Теперь рассмотрим сколько поступило обращений граждан за 2024 год. На сегодняшний день, более 70% данных обращений граждан поступило через соцсети, из них 65%, жители региона оставили напрямую через госпаблики. Среди которых можно выделить наиболее востребованные вопросы (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Тематика вопросов.

Однако стоит обратить внимание, на некоторые проблемные вопросы, которые существуют на сегодняшний день. За последние годы количество госпабликов в России выросло в разы - с 47 млн подписчиков в 2022 году до 146 млн в 2024 году. Это позволяет властям доносить важную информацию до широкой аудитории и оперативно реагировать на вопросы и проблемы граждан. Несмотря на стремительное развитие, госпаблики сталкиваются с рядом проблем, которые требуют решения:

1. Неравномерное развитие госпабликов на разных уровнях власти. Если на федеральном и региональном уровнях, данные направления развиваются достаточно активно и эффектно, то на уровне муниципальных образований, ситуация как правило хуже. Многие органы местного

самоуправления, до сих пор не имеют официальных страниц в социальных сетях или ведут их неэффективно.

2. Недостаточная вовлеченность и грамотность граждан.

Несмотря на рост числа подписчиков, далеко не все граждане активно взаимодействуют с госпабликами. Многие по-прежнему предпочитают традиционные каналы обращения в органы публичного управления. Особенно данная тенденция наблюдается среди представителей преклонного возраста. Кроме этого, существует тенденция, о пожеданиях граждан, которые не всегда понимают к кому стоит обратится, и как правильно донести до органов власти свои пожелания.

3. Качество обратной связи.

Одна из ключевых задач госпабликов - оперативно реагировать на вопросы и проблемы граждан. Однако на практике нередки случаи, когда ответы носят формальный характер или вовсе отсутствуют.

4. Недостаток квалифицированных кадров.

Ведение госпабликов требует специальных знаний и навыков в области SMM, которых часто не хватает сотрудникам госорганов. Это снижает эффективность работы в соцсетях.

5. Правовая неопределенность.

До сих пор не утверждены единые методические рекомендации по ведению госпабликов, что создает правовую неопределенность и затрудняет их развитие и эффективность работы с ними.

Для эффективного развития госпабликов следует принять следующие шаги на федеральном уровне:

- разработать и утвердить единые методические рекомендации по ведению госпабликов, включая требования к содержанию контента, анализу обращений, скорости реагирования на данные обращения, мониторингу обратной связи и т.д.,

- организовать обучение и повышение квалификации сотрудников госорганов, закрепленных за ведение данных государственных сообществ,

- стимулировать активное развитие государственных пабликов на региональном и муниципальном уровне, в том числе путем установления для глав регионов и муниципалитетов,

- запустить масштабную информационную кампанию, популяризирующую госпаблики среди граждан и демонстрирующую их практическую пользу.

Формирование единых целей и развитие каждого сегмента данного направления позволит существенно расширить деятельность всех сфер публичного управления, как на федеральном, так и на местном (территориальном) уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

2. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. № 2560;

4. Правительство Самарской области - https://w.samregюn.ru/;

5. Информационный сайт - https://tenchat.ru/media/2447768-5-osnovnykh-problem-v-gospablikakh-rossii-yest-puti-resheniya-no-komu-eto-nado

Kupriyanova D.M.

Samara National Research University named after S.P. Korolev

(Samara, Russia)

POPULARIZATION AND MODERNIZATION OF SOCIAL NETWORKS IN THE SPHERE OF ACTIVITIES OF GOVERNMENT BODIES

Abstract: this article analyzes the activities of executive authorities and local governments, by type of activity and informatization in the sphere of public administration when using social networks. The form of citizens' appeal to official state publics of government and local government bodies. Processing and modernization of this type at the present stage in Russia. The relevance of this work lies in the increased demand among citizens to contact the official pages of state and municipal government spheres.

Keywords: social network, public administration, state public, executive authority, local government, citizens' appeal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.