Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

АНАЛИЗ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиакоммуникация / Интернет / госпаблики / мониторинг / социальные сети / media communication / Internet / governmental publics / monitoring / social networks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И А. Василенко

В статье приведены результаты мониторинга медиа-коммуникационной активности муниципалитетов Алтайского края. Эмпирическую базу исследования составили сайты и госпаблики в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» органов местного самоуправления Алтайского края. Гипотезой исследования стало предположение о том, что принцип открытости власти, реализуемый через социальные сети и официальные сайты в сети Интернет, позволяет выстроить эффективную коммуникацию между властью и гражданами. Цель исследования – провести мониторинг фактического состояния сайтов и госпабликов на основе введенной системы индикаторов. Автор приводит результаты мониторинга госпабликов администраций районов Алтайского края, проведенного с марта по июнь 2023 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — И А. Василенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MEDIA-COMMUNICATION PRACTICES OF LOCAL GOVERNMENTS OF ALTAI KRAI IN THE INTERNET

The article deals with a problem of effective media communication of local authorities of Altai Krai and residents of the region. The author cites the results of monitoring of state webpages and websites of Altai region district administrations, conducted from March to June 2023. The study is based on the hypothesis that the principle of openness of power, implemented through social networks and official websites, allows building effective communication between the authorities and citizens. The empirical base of the monitoring consists of websites and public pages in social networks “VKontakte” and “Odnoklassniki” of local authorities of Altai Krai. The purpose of the study is to assess the actual state of websites and government websites of Altai region administrations after the changes in the current legislation regarding access to information on the activities of public authorities. Based on the indicator model, the author conducted research and estimated quantitative indicators and the degree of audience engagement in the information space of the state-sponsored media.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

первого же посещения. Прецедентная ситуация в данной рекламе актуализируется при создании комического эффекта на основе отсылки к широко известному сюжету (Трижды посещать шалаш) исторического романа

1» («Троецарствие»), что позволяет повысить эффективность воздействия на потребителя с помощью обращения к коллективной памяти об истории и литературе древнего Китая.

Таким образом, на основании проведённого исследования мы можем сформулировать следующие выводы: 1) в коммерческом рекламном тексте на китайском и русском языках можно наблюдать использование всех видов прецедентных феноменов как вербального средства для воздействия на целевую аудиторию;

2) активное применение различных видов прецедентных феноменов в коммерческих рекламных текстах Китая и России объясняется их уникальным лингвопрагматическим потенциалом, состоящим в возможности обращения к

Библиографический список

коллективной культурно-исторической памяти определённого лингвокультурного сообщества;

3) в коммерческом рекламном тексте на китайском и русском языках использование различных видов прецедентных феноменов часто связывается с такими национальными историческими и культурными элементами, как литературные произведения (в том числе стихотворения, романы и пьесы), герои мультфильмов и исторические образы (в том числе образы поэтов и писателей, императоров и мыслителей);

4) различия в использовании прецедентных феноменов касаются выбора их тематических разновидностей. Так, в русском коммерческом рекламном тексте чаще применяются прецедентные феномены на основе произведений известных российских писателей и поэтов Х1Х-ХХ веков. Создатели же китайской коммерческой рекламы предпочитают использовать отсылки к прецедентным феноменам, связанным с историей и культурой древнего Китая.

1. Куликова Е.В. Рекламный текст через призму прецедентных феноменов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010; № 6: 334-340.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва: Издательство ЛКИ, 2010.

3. Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В. Прецедентное высказывание и прецедентное имя как символы прецедентных феноменов. Язык, сознание, коммуникация. Москва: Филология, 1997.

4. Дудина А.М. Прецедентные феномены в современной французской и белорусской рекламе. Универсальное и национальное в языковой картине мира. Минск: МГЛУ 2022: 173-180.

5. Нахимова Е.А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования: монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2011.

6. Высоцкая И.В. Прецедентные феномены в современной рекламе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011; № 6 (2): 112-116.

References

1. Kulikova E.V. Reklamnyj tekst cherez prizmu precedentnyh fenomenov. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2010; № 6: 334-340.

2. Karaulov Yu.N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnost'. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2010.

3. Zaharenko I.V., Krasnyh V.V., Gudkov D.B., Bagaeva D.V. Precedentnoe vyskazyvanie i precedentnoe imya kak simvoly precedentnyh fenomenov. Yazyk, soznanie, kommunikaciya. Moskva: Filologiya, 1997.

4. Dudina A.M. Precedentnye fenomeny v sovremennoj francuzskoj i belorusskoj reklame. Universal'noe i nacional'noe v yazykovojkartine mira. Minsk: MGLU, 2022: 173-180.

5. Nahimova E.A. Precedentnye onimy v sovremennoj rossijskoj massovoj kommunikacii: teoriya i metodika kognitivno-diskursivnogo issledovaniya: monografiya. Ekaterinburg: GOU VPO «Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2011.

6. Vysockaya I.V. Precedentnye fenomeny v sovremennoj reklame. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011; № 6 (2): 112-116.

Статья поступила в редакцию 29.06.23

УДК 659.4

Vasilenko I.A., Cand. of Sciences (Sociology), Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF MEDIA-COMMUNICATION PRACTICES OF LOCAL GOVERNMENTS OF ALTAI KRAI IN THE INTERNET. The article deals with a problem of effective media communication of local authorities of Altai Krai and residents of the region. The author cites the results of monitoring of state webpages and websites of Altai region district administrations, conducted from March to June 2023. The study is based on the hypothesis that the principle of openness of power, implemented through social networks and official websites, allows building effective communication between the authorities and citizens. The empirical base of the monitoring consists of websites and public pages in social networks "VKontakte" and "Odnoklassniki" of local authorities of Altai Krai. The purpose of the study is to assess the actual state of websites and government websites of Altai region administrations after the changes in the current legislation regarding access to information on the activities of public authorities. Based on the indicator model, the author conducted research and estimated quantitative indicators and the degree of audience engagement in the information space of the state-sponsored media.

Key words: media communication, Internet, governmental publics, monitoring, social networks

И.А. Василенко, канд. социол. наук, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В статье приведены результаты мониторинга медиакоммуникационной активности муниципалитетов Алтайского края. Эмпирическую базу исследования составили сайты и госпаблики в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» органов местного самоуправления Алтайского края. Гипотезой исследования стало предположение о том, что принцип открытости власти, реализуемый через социальные сети и официальные сайты в сети Интернет, позволяет выстроить эффективную коммуникацию между властью и гражданами. Цель исследования - провести мониторинг фактического состояния сайтов и госпабликов на основе введенной системы индикаторов. Автор приводит результаты мониторинга госпабликов администраций районов Алтайского края, проведенного с марта по июнь 2023 года.

Ключевые слова: медиакоммуникация, Интернет, госпаблики, мониторинг, социальные сети

Реализация принципа открытости государства и органов власти на сегодня имеет конкретные инструменты, требования и законы. Открытость государства можно трактовать как совокупность действий госучреждений в трех направлениях. Во-первых, открытость информации - наличие правовых и коммуникационных инструментов, которые позволяют гражданам получить информацию о деятельности органов власти. Правовой основой для данного направления является специализированное законодательство об открытости информации. Во-вторых, открытые данные, предполагающие механизмы получения информации от государства в упреждающем, проактивном режиме. Это означает, что данные публикуются в Интернете независимо от запросов на получение, в открытом доступе.

В-третьих, открытый диалог предполагающий непосредственное участие граждан и бизнеса в принятии государственных решений [1].

В феврале 2009 года был принят Федеральный закон № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов иорганов местного самоуправления». Закон предписывал органам местного самоуправления вести собственные сайты, размещая на них информацию об органе власти, его деятельности и деятельности смежных структур [2]. Последние поправки к закону были приняты 14 июля 2022 года, они обязывали органы местного самоуправления к созданию госпабликов - сообществ органов местного самоуправления в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» [3]. Опыт исследований в

России и за рубежом представления органов власти в социальных сетях обозначает цели такой работы в медиапространстве. Во-первых, быть инклюзивными. Понятие «инклюзивность» в контексте исследования Инесс Мергель применяется в широкой его трактовке, означающей включенность кого-либо или чего-либо в социальные процессы. Применительно к коммуникации государства и общества мы можем понимать это как включенность органов власти в информационное пространство граждан. Во-вторых, охватить аудиторию в ее собственном, регулярно посещаемом информационном поле. В-третьих, вовлечение граждан в обсуждения. Социальные сети, в отличие от официальных сайтов, дают возможность диалога [4; 1].

Цель представленного исследования - мониторинг медиакоммуникацион-ной практики органов местного самоуправления Алтайского края в сети Интернет. Для достижения цели поставлены следующие задачи: формирование эмпирической базы исследования, разработка модели индикаторов для проведения мониторинга, сбор данных, анализ и интерпретация полученных данных, оценка перспектив и проблематики для дальнейшего исследования в направлении анализа открытости госорганов на региональном уровне. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы I. Mergel [4], Bekkers V. [5], Коломийца В.П. [6; 7], Милехина А.В. [8], Добренькова В.И. [9], экспертные доклады «Открытость государства в России» за 2019-2021 года [1], действующее законодательство, касающееся доступности информации и деятельности госорганов [2; 3]. Исследование носило разведывательный и описательный характер, практическая полезность исследования видится автором в возможности оценки текущей ситуации и поиску точек развития эффективной коммуникации между гражданами и органами власти на местном, региональном уровне. В эмпирическую базу исследования вошли сайты и госпаблики в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники» 59 администраций районов Алтайского края, период сбора данных - 16.03.202316.06.2023 г.

Индикаторы мониторинга - наличие сайта, госпаблика в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», наличие телеграмм-канала, госметки, дата создания сообщества, количество подписчиков, средняя частота публикаций, средние показатели вовлеченности пользователей.

Сайт стал для госучреждений первой ласточкой информационной открытости, создание сайтов для администрации районов Алтайского края стало необходимо с 2008 года, с принятием Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ [2]. Сайт как инструмент коммуникации имеет свои особенности, главная из которых - граница между автором и пользователем, последний может только читать предоставленную информацию. На момент проведения мониторинга 100% администраций районов Алтайского края имели собственные сайты, на которых есть возможность диалога - функционально реализована интернет-приемная. 100% сайтов имеют версию для слабовидящих.

Анализ записей сервиса Whois на сайте RU-CENTER (АО «Региональный сетевой информационный центр») позволил зафиксировать даты регистрации доменных имен для сайтов администраций районов и определить примерные периоды разработки сайтов. В целом процесс шел, начиная с 2007 по 2015 г В 2007 году был зарегистрирован один домен, в 2008 - два. 62% сайтов органов местного самоуправления были созданы в период с 2009 по 2011 годы. Есть предположение, что домены, зарегистрированные после 2017 года, - это повторные регистрации для ранее созданных сайтов, что подтверждает практический опыт автора. Это происходит в ситуации, когда нет возможности восстановить доступ к прежнему доменному имени.

Сайт как инструмент коммуникации нельзя противопоставлять социальным сетям, утверждать, что один канал коммуникации имеет преимущества перед другим. Правильнее будет говорить, что имеет место тенденция к мультиканаль-ности коммуникации.

Так же, как и сайт, 100% администрации районов края имеют группы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», 44% имеют телеграмм-канал. Согласно требованиям действующего законодательства, сообщества органов местного самоуправления должны были быть созданы к 01 декабря 2022 года [3]. К этому времени сообщества были созданы у 100% администраций районов Алтайского края. Но интерес представляет хронология. 59% госпабликов были созданы в 2021 году, в среднем за год до законодательно назначенного срока. 12% сообществ были созданы в 2019 году, 18% - в 2020 г

Обязательной для сообщества госучреждения является госметка. Отметка «Госучреждение» подтверждает подлинность сообщества, достоверность размещенной информации. Без такой метки «ВКонтакте» администратор госпаблика будет ограничен в правах на управление. В «Одноклассниках» таких строгих мер нет. На момент проведения мониторинга 98,3% госпабликов «ВКонтакте» имели госметку. В социальной сети «Одноклассники» госметку имеют 57% учреждений. Отсутствие госметки негативно сказывается на уровне доверия к информации со стороны жителей района и стейкхолдеров, госпаблик сложно отличить от похожих по названию сообществ.

Центр управления регионом Алтайского края выделяет три категории сообществ, которые в целом формируют экосистему госпабликов - флагманские, активные и визитки. К каждой из категорий предъявляются свои требования. Больше всего их к флагманским пабликам, а именно к ним относятся сообщества органов местного самоуправления. Во-первых, количество подписчиков - во

флагманском госпаблике должно быть минимум 500 подписчиков, или 50% от численности жителей района. В каждой социальной сети 66-70% госпабликов имеют 500 и более подписчиков. Для наглядности введем дополнительное деление на подгруппы по численности подписчиков - от 500 до 1000, от 1000 до 2000, от 2000 до 3000, свыше 3000.

Таблица 1

Количество госпабликов органов местного самоуправления Алтайского края в социальных сетях с численностью подписчиков > 500 человек

Социальная сеть Количество подписчиков (чел.)

600-1000 1000-2000 2000-3000 3000-4000 >4000

«ВКонтакте» 39% (23) 20% (12) 6% (3) 3% (2) -

«Одноклассники» 34% (20) 19% (11) 3% (2) 3% (2) 7% (4)

Картина будет неполной, если мы не уделим внимания «отстающим» госпа-бликам, количество подписчиков в которых меньше 500 человек. Простая арифметическая операции покажет нам, что таких пабликов 34%. Но что внутри этих процентов? Разделим на подгруппы в соответствии со следующими цифрами -до 100 подписчиков, от 100 до 300, от 300 до 400 и от 400 до 500.

Таблица 2

Количество госпабликов органов местного самоуправления Алтайского края в социальных сетях с численностью подписчиков < 500 человек

Социальная сеть Количество подписчиков (чел.)

до 100 100-300 300-400 400-600

«ВКонтакте» 2% (1) 16% (9) 9% (6) 7% (4)

«Одноклассники» 6% (3) 12% (7) 10% (6) 7% (4)

Наибольшее количество сообществ органов местного самоуправления соответствует минимальным требованиям к численности подписчиков. В социальной сети «Одноклассники» существуют три сообщества, численность которых от 4 000 до 4500 подписчиков, и одно сообщество, где количество подписчиков перевалило за 6 000 - это сообщество администрации Завьяловского района. «ВКонтакте» самое большое количество подписчиков в группе администрации Тальменского района - 3 427 человек. По данным статистики, число сельских жителей края на 1 января 2022 года составляет 899 973 человека. Таким образом, общее количество подписчиков госпабликов 4 499 986 человек. Ни один из госпабликов районных администраций Алтайского края не соответствует требованию к численности подписчиков, равной 50% от численности района.

Сравнив данные по общей численности подписчиков, мы увидим, что в целом госпаблики районных администраций в социальной сети «Одноклассники» опережают «ВКонтакте» на 24 0%. Еще одна интересная деталь - количество подписчиков между социальными сетями одного и того же госпаблика иногда может отличаться на порядок (Угловский, Змеиногорский, Благовещенский, За-ринские районы).

Во-вторых, характеристика, которая позволяет отнести госпаблик к той или ной категории, - количество публикации. Для флагманского паблика постинг должен быть ежедневным, как минимум 5 публикаций в неделю. В категории активных пабликов минимальное количество записей - 3 в неделю. Период, взятый для исследования, составил 13 недель. Таким образом, минимальное количество публикаций для флагмантского паблика - 65 постов, для активного - 39. От данных чисел мы и будем отталкиваться в дальнейшем анализе.

91,5% сообществ «ВКонтакте» администраций районов Алтайского края, по показателю еженедельного постинга, соответствуют требованиям к категории флагманских госпабликов. 3% официальных сообществ мы можем отнести к категории активных, 5,5% госпабликов публиковали меньше одного поста в неделю.

В социальной сети «Одноклассники» 95% госпабликов можно отнести к категории флагманских по количеству записей. Этот факт может служить еще одним после общего количества подписчиков подтверждением того, что фактически администрации районов более активны на данной платформе.

Флагманские госпаблики неоднородны, по активности публикации записей их имеет смысл разделить на пять категорий по количеству записей: 65-150, 150-250, 250-350, 350-450, более 450. Это позволит увидеть структуру частоты постинга и оценить, насколько учреждение информационно открыто и активно формирует коммуникативное пространство.

Таблица 3

Количество публикаций в госпабликах органов местного самоуправления Алтайского края

Социальная сеть Общее кол-во записей за период

65-150 150-250 250-350 350-450 >450

«ВКонтакте» 39% (21) 37% (20) 17% (9) 5,5% (3) 1,5% (1)

«Одноклассники» 50% (27) 24% (13) 13% (7) 13% (7) -

Из таблицы мы видим, что 2/3 госпабликов опубликовали за период мониторинга от 65 до 250 записей. Это значит, что администраторы сообществ придерживаются рекомендаций ЦУР Алтайского края. Среди флагманов всегда есть свои флагманы, и отдельно стоит отметить сообщества, опубликовавшие более 350 записей за период мониторинга, то есть в среднем 4-5 записей в день. Таких госпабликов больше в социальной сети «Одноклассники» - 13%.

Основная цель использования социальных сетей в практике коммуникации органов власти - создание мультиканальной модели, быть там, где люди. Третий параметр, по которому оценивается госпаблик, - индекс ER (Engagement Rate). Именно индекс вовлеченности позволяет в рамках проведенного мониторинга оценить реакцию подписчиков на контент, оценить, насколько он интересен аудитории. Два предыдущих показателя - количество подписчиков и публикаций - характеризуют активность госучреждения, вовлеченность - это обратная связь пользователя. Данный коэффициент характеризует вовлеченность пользователей в опубликованную в сообществе информацию, долю аудитории, проявившей активность. Единица реакции аудитории в контексте данного исследования - это лайки, репосты и комментарии у публикации в сообществе. 0В мониторинге отслеживались три разновидности коэффициента вовлеченности:

1) средний ER Day - коэффициент вовлеченности пользователей суммарно у всех опубликованных записей в день, его следует трактовать как «эффективный охват» - процент аудитории, которая в сутки проявляет интерес;

2) средний ER Post - коэффициент вовлеченности пользователей в пересчете на публикацию, который позволяет оценить, насколько они интересны подписчикам;

3) средний ER View - среднее значение коэффициента вовлеченности конкретной записи в пересчете на число просмотров [10].

В профессиональном сообществе SMM-специалистов нет единого мнения по эталонному значению индекса вовлеченности. В 2022 году сервис мониторинга социальных сетей popsters.ru провел масштабное исследование и рассчитал

Средний ERpost = (сумма лайков за весь период + сумма репостов за весь период + сумма комментариев за весь период) / количество подписчиков / количество публикаций за весь период;

Средний ERview = (сумма ERview всех записей за период)/кол-во публикаций за весь период

Средний ERday = (Сумма лайков за весь период + сумма репостов за весь период + сумма комментариев за весь период / количество подписчиков / количество дней в проанализированном периоде [10].

На практике метрика вовлеченности в публикацию позволяет выяснить, какая информация вызывает наибольший интерес аудитории, и сформировать контент-стратегию в нужном направлении. Кроме того, метрика вовлеченности имеет значение для алгоритмов социальных сетей, влияющих на выдачу в ленте, то есть на результативность SMM-активности.

Средняя дневная вовлеченность (средний ERday) в публикации у 64% сообществ администраций районов Алтайского края больше 1%. Максимальное значение - 6,14% у администрации Шипуновского района. У 36% госпабликов индекс вовлеченности меньше 1%, минимальное значение у администрации Тю-менцевского района - 0,0143%.

Метрика дневной вовлеченности показывает эффективность коммуникации сообщества с аудиторией, достижение поставленных целей. Например, значений 6,14% говорит нам о том, сколько людей от числа подписчиков отреагировали на размещенную информацию - поставили лайк, оставили комментарий, поделились записью.

В социальной сети «Одноклассники» у 46% сообществ средний ERday больше 1%. Максимальное значение у сообщества администрации Калманско-го района - 6,83%. У 17,5% сообществ метрика средней дневной вовлеченности равно нулю. При этом 80% таких госпабликов имеют больше 500 подписчиков и созданы более года назад. Такие показатели говорят о низком качестве контента.

Итоговое значение среднего ERpost показывает средний процент людей, вовлеченных в публикацию. Ориентируясь на эталонное значение индекса вов-

Таблица 4

Средние значения коэффициента вовлеченности «ВКонтакте»

1 тыс. -10 тыс. 10 тыс. - 20 тыс. 20 тыс. -50 тыс. 50 тыс. -100 тыс. 100 тыс. - 200 тыс. 200 тыс. - 500 тыс. 500 тыс. - 1 млн > 1 млн

ERpost 6,90 0,90 0,42 0,36 < 1 тыс. 0,20 0,16 0,11 0,07

ERday 13,41 1,43 0,93 1,17 1,23 1,17 1,17 0,96 0,91

Таблица 5

Средние значения коэффициента вовлеченности «Одноклассники»

< 1 тыс. 1 тыс. -10 тыс. 10 тыс. -20 тыс. 20 тыс. -50 тыс. 50 тыс.-100 тыс. 100 тыс. -200 тыс. 200 тыс. -500 тыс. 500 тыс. -1 млн > 1млн

ERpost 3,25 0,56 0,27 0,22 0,12 0,11 0,09 0,07 0,04

ERday 8,21 1,05 0,54 0,86 0,79 0,72 1 1,09 0,61

средние значения ERpost и ERday в зависимости от размера аудитории сообщества или страницы. По итогам исследования страницы и сообщества распределились на 8 категорий по количеству подписчиков: меньше тысячи подписчиков, 1 000-10 000, 10 000-20 000, 20 000-50 000, 50 000-100 000, 100 000-200 000, 200 000-500 000, 500 000 - 1 млн [10].

Результаты исследования [10] показывают, что в целом уровень вовлеченности выше «ВКонтакте», вне зависимости от количества подписчиков. Изучив полученные данные, можно сказать, что актуальными значениями для нашего исследования будут следующие:

1) ERpost «ВКонтакте» от 0,9 до 6,9; «Одноклассники» - от 0,56 до 3,25;

2) ERday «ВКонтакте» от 1,43 до 13,41; «Одноклассники» - от 1,05 до 8,21.

По мнению специалистов Центра управления регионом Алтайского края,

достаточный для госпабликов-флагманов индекс вовлеченности составил 1%. В целом индекс вовлеченности - это процент пользователей, проявивших активность у записи в сообществе.

Так же как нет единого мнения среди специалистов относительно измерения вовлеченности, так и ведутся споры относительно формул расчета разновидностей коэффициента вовлеченности. В рамках проведенного мониторинга использовались следующие формулы:

Библиографический список

1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

3.

4.

5.

леченности, озвученном специалистами ЦУР Алтайского края, можно сделать следующие выводы. Только треть, 32% сообществ органов местного самоуправления, как «ВКонтакте», так и в социальной сети «Одноклассники» имеют значение данного показателя выше 1%. Максимальное значение у администрации Ма-монтовского района - 6,49%. 68% госпабликов имеют среднее значение меньше 1%, половина из них меньше 0,3%.

66% госпабликов «ВКонтакте» имеют коэффициент вовлеченности по просмотрам больше 1%. Среднее значение индекса в этой группе колеблется от 1% до 3%. Максимальное значение - 2,6% - у сообщества Мамонтовского района. В социальной сети «Одноклассники» среднее значение вовлеченности по просмотрам у 82% сообществ администраций районов равно 0.

Органы местного самоуправления используют основные инструменты для построения мультиканальной модели взаимодействия с аудиторией в Интернете, реализации принципа открытости власти для общественности. Но анализ выявил проблемные точки, изучение которых автор видит как дальнейшее развитие исследования. Чтобы увидеть всю картину в целом, необходимо дополнительно получить качественные данные, это позволит раскрыть суть полученных цифр мониторинга. Для этого автор планирует проведение контент-анализа и экспертного опроса.

Открытость государства в России. Ach.gov.ru: Счетная палата Российской Федерации Available at: https://ach.gov.ru/upload/medialibrary.pdf

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (последняя редакция). Москва, 2009.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон от 14.07.2022 № 270-ФЗ. Москва, 2022.

Mergel I. A framework for interpreting social media interactions in the public sector. Researchgate.net. Researchgate.net. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/236680701_A_Framework_for_Interpreting_Social_Media_Interactions_in_the_Public_Sector

Bekkers V. J.J., et al. Social media monitoring: Responsive governance in the shadow of control? Researchgate.net. : электронный ресурс. Available at: https://www.researchgate. net/publication/259131988_Social_media_monitoring_Responsive_governance_in_the_shadow_of_surveillance

6. Коломиец В.П. Медиа и медиакоммуникация - пространство социологического знания. Mediascope.ru.: электронный научный журнал. Available at: http://www. mediascope.ru/2800

7. Коломиец В.П. Концептуализация медиакоммуникации. Mediascope.ru.: электронный научный журнал. Available at: http://www.mediascope.ru/2575

8. Милехин А.В., Шарков Ф.И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения. Москва: Прометей, 2003.

9. Исследование активности аудитории социальных сетей 2023. Popsters.ru.: сервис аналитики и статистики сообществ социальных сетей. Available at: https:// popsters.ru/blog/post/issledovanie-aktivnosti-auditorii-socialnyh-setey

References

1. Otkrytost' gosudarstva v Rossii. Ach.gov.ru: Schetnaya palata Rossijskoj Federacii Available at: https://ach.gov.ru/upload/medialibrary.pdf

2. Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya. Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 N 8-FZ (poslednyaya redakciya). Moskva, 2009.

3. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya. Federal'nyj zakon ot 14.07.2022 № 270-FZ. Moskva, 2022.

4. Mergel I. A framework for interpreting social media interactions in the public sector. Researchgate.net. Researchgate.net. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/236680701_A_Framework_for_Interpreting_Social_Media_Interactions_in_the_Public_Sector

5. Bekkers V.J.J., et al. Social media monitoring: Responsive governance in the shadow of control? Researchgate.net.: 'elektronnyjresurs. Available at: https://www.researchgate. net/publication/259131988_Social_media_monitoring_Responsive_governance_in_the_shadow_of_surveillance

6. Kolomiec V.P. Media i mediakommunikaciya - prostranstvo sociologicheskogo znaniya. Mediascope.ru.: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: http://www.mediascope. ru/2800

7. Kolomiec V.P. Konceptualizaciya mediakommunikacii. Mediascope.ru.: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: http://www.mediascope.ru/2575

8. Milehin A.V., Sharkov F.I. Sociologicheskij monitoring sredstv massovojinformaciii 'elektoral'nogo povedeniya. Moskva: Prometej, 2003.

9. Issledovanie aktivnosti auditorii social'nyh setej 2023. Popsters.ru.: servis analitiki i statistiki soobschestv social'nyh setej. Available at: https://popsters.ru/blog/post/issledovanie-aktivnosti-auditorii-socialnyh-setey

Статья поступила в редакцию 29.06.23

УДК 821.512.145

Galieva L.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior research associate, G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of Tatarstan Academy of Sciences

(Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

THE GENRE OF CONVERSATION IN CREATIVE WORK OF MANSUR VALIEV. The article studies conversation as a genre of literary criticism in creative work of Mansur Valiev, a famous Tatar critic. Based on the study of the critic's conversations from the cycle "Continuing the Traditions of Tukay", an attempt is made to prove the existence of the genre outside the sphere of journalism. The article presents a brief overview of the theoretical works of literary critics, journalists on the topic. The author of the article dwells on the facts from the biography of the critic, cites the statements of scientists and writers regarding his creative activity. The study substantiates the idea that M. Valiev's conversations can be considered as a separate genre of literary criticism, which has its own characteristics. Firstly, this is manifested in the topic of conversations that are directly related to literature. Secondly, the interlocutors are two writers, i.e. full participants in the literary process. The conclusions of the article indicate a possibility of designating this genre as literary conversations.

Key words: genre, conversation, literary criticism, interview, dialogue, journalism, history of Tatar literary criticism, theory of literary criticism, Tukay

Л.Ш. Галиева, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук

Республики Татарстан, г. Казань, E-mail: [email protected]

ЖАНР БЕСЕДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МАНСУРА ВАЛИЕВА

Статья посвящена исследованию беседы как жанра литературной критики в творчестве известного татарского критика Мансура Валиева. На основе изучения бесед критика из цикла «Продолжая традиции Тукая» предпринята попытка доказать существование жанра вне сферы журналистики. В статье представлен краткий обзор теоретических работ литературоведов, журналистов на затронутую тему Автор статьи останавливается на фактах из биографии критика, приводит высказывания ученых и писателей относительно его творческой деятельности. В исследовании обоснована мысль о том, что беседы М. Валиева можно рассматривать как отдельный жанр литературной критики, который имеет свои особенности. Во-первых, это проявляется в теме бесед, которые напрямую связаны с литературой. Во-вторых, собеседниками выступают два литератора - полноправных участника литературного процесса. В выводах статьи указывается возможность обозначения этого жанра литературными беседами.

Ключевые слова: жанр, беседа, литературная критика, интервью, диалог, журналистика, история татарской литературной критики, теория литературной критики, Тукай

В литературной критике существует немало жанров, которые близки либо к художественным произведениям, либо тяготеют к жанрам журналистики, а зачастую совмещают в себе и то, и другое. Именно к таким можно отнести жанр беседы. Этот жанр практически не рассматривается в литературоведческих словарях, однако в последние годы к нему все чаще обращаются исследователи теории литературной критики и журналистики.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в татарском литературоведении и теории литературной критики беседа малоизучена, хотя существует ряд критических работ, которые позволяют выделить ее как отдельный жанр.

Цель статьи - обосновать существование беседы как отдельного жанра литературной критики на основе анализа литературно-критических бесед известного татарского литературного критика Мансура Валиева. Для достижения цели был поставлен ряд задач: коротко обобщить теоретические вопросы относительно жанра беседы в трудах литературоведов, журналистов, литературных критиков; проанализировать беседы М. Валиева; обосновать возможность существования беседы как отдельного жанра в литературной критике.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые беседа рассматривается как отдельный жанр в татарской литературной критике на примере творчества отдельного мастера пера.

Теоретическая значимость статьи заключается в подтверждении ранее выдвинутых гипотез относительно жанра беседы. Результаты исследования могут быть применены при написании теоретических работ по литературной критике, литературоведению, журналистике, учебных пособий, что подтверждает прак-

тическую составляющую изученного материала. При выполнении исследования использованы структурно-описательный и частично биографический методы научного познания.

Не претендуя здесь на всю полноту теоретического освещения жанра беседы, остановимся лишь на некоторых определениях, которые позволяют нам наиболее четко охарактеризовать рассматриваемый нами предмет.

Современный исследователь теории литературной критики С.М. Казначеев, подчеркивая соответствие жанра журналистскому интервью, называет беседу «специфическим жанром мягкой полемики» [1, с. 340]. В своем труде литературовед РФ. Харрасова относит проблемную беседу к аналитическим жанрам литературной критики [2, с. 245], а беседу о литературе с писателем или другим собеседником - к информативным [2, с. 227]. Подобного рода деление на информативные и аналитические жанры широко распространено в журналистике. Так, исследователь журналистики М.М. Лукина рассматривает беседу как вид интервью, при этом называя его «креативным» [3]. Наряду с термином беседа исследователь употребляет и слово диалог Диалог как жанр появляется и в трудах таких исследователей теории литературной критики, как В.Н. Крылов [4], Т.Ш. Гилазов [5]. Таким образом, выстраивается некий ряд близких по значению и употреблению слов: диалог - интервью - беседа (сюда также можно было бы добавить и разговор). Продолжая свою мысль, М.М. Лукина акцентирует внимание, что в результате такого рода диалога появляется близкий к художественному жанру текст. При этом выделяются условия для появления такого вида интервью: это профессиональный опыт журналиста и выбор собеседника [3]. Эти условия дополнены в статье А. Тертычного «У беседы свое лицо» [6]. А А.В. Пичугин и В.Б. Смирнов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.