Научная статья на тему 'Популяризация эвенкийского фольклора на примере деятельности народного ансамбля "Эннэкээн"'

Популяризация эвенкийского фольклора на примере деятельности народного ансамбля "Эннэкээн" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
эвенкийская культура / фольклор / народный ансамбль / духовная культура / традиция / танец. / Evenk culture / folklore / folk ensemble / spiritual culture / tradition / dance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коноплева Н.А., Федорова С.Н., Никифорова Н.С.

Статья посвящена развитию дискурса своеобразия культуры России, ее многогранности и ценности, обусловленной наследием народов, входящих в состав страны и служащих в процессе межкультурной коммуникации расширению смыслового содержания российской культуры в целом и этнических культур, в частности. Целью статьи является исследование фольклорной культуры эвенков и разработка рекомендаций по её сохранению, способствующих более эффективному функционированию народного коллектива "Эннэкээн". В исследовании использован аксиологический подход, направленный на выявление ценностно-смыслового содержания эвенкийской культуры, структурно-функциональный метод, а также методы опроса (интервьюирование и анкетирование), позволившие получить основные результаты, демонстрирующие функции ансамбля "Эннэкээн", своеобразие его деятельности в популяризации эвенкийского фольклора и культуры эвенков республики Саха (Якутия). Полученные нами данные позволяют внести вклад в геокультуру, а также могут служить основой для дальнейших исследований культуры малочисленных народов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коноплева Н.А., Федорова С.Н., Никифорова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Popularization of the Evenki folklore nat the example of the activities of the folk ensemble "Ennekeen"

The article is devoted to the development of the discourse of the uniqueness of Russian culture, its versatility and value, due to the heritage of the peoples that make up the country and serve in the process of intercultural communication to expand the semantic content of Russian culture in general and ethnic cultures in particular. The purpose of the article is to study the folklore culture of the Evenks and develop recommendations for its preservation, contributing to the more efficient functioning of the Ennekeen folk group. The study used an axiological approach aimed at identifying the value-semantic content of the Evenki culture, a structural-functional method, as well as survey methods (interviewing and questioning), which made it possible to obtain the main results demonstrating the functions of the Ennekeen ensemble, the originality of its activities in the popularization of Evenki folklore and culture of the Evenks of the Republic of Sakha (Yakutia). The data obtained by us make it possible to contribute to the geoculture, and can also serve as a basis for further research into the culture of the indigenous peoples of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Популяризация эвенкийского фольклора на примере деятельности народного ансамбля "Эннэкээн"»

Popularization of the Evenki folklore nat the example of the activities of the folk ensemble «Ennekeen»

Konopleva Nina Alekseevna, DSc of Culturology, Professor, Vladivostok State University, Vladivostok

Fedorova Sardana Nikolaevna, PhD of Culturology, Associate Professor

Nikiforova Natali Sergeevna, Undergraduate student

North-Eastern Federal University, Yakutsk

The article is devoted to the development of the discourse of the uniqueness of Russian culture, its versatility and value, due to the heritage of the peoples that make up the country and serve in the process of intercultural communication to expand the semantic content of Russian culture in general and ethnic cultures in particular. The purpose of the article is to study the folklore culture of the Evenks and develop recommendations for its preservation, contributing to the more efficient functioning of the Ennekeen folk group. The study used an axiological approach aimed at identifying the value-semantic content of the Evenki culture, a structural-functional method, as well as survey methods (interviewing and questioning), which made it possible to obtain the main results demonstrating the functions of the Ennekeen ensemble, the originality of its activities in the popularization of Evenki folklore and culture of the Evenks of the Republic of Sakha (Yakutia). The data obtained by us make it possible to contribute to the geoculture, and can also serve as a basis for further research into the culture of the indigenous peoples of the Russian Federation.

Keywords: Evenk culture; folklore; folk ensemble; spiritual culture; tradition; dance.

Цитировать: Коноплева Н.А., Федорова С.Н., Никифорова Н.С. Популяризация эвенкийского фольклора на примере деятельности народного ансамбля "Эннэкээн" // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 44-52. EDN: GMKTAG. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.6

Коноплева Нина Алексеевна, доктор культурологии, профессор, Владивостокский государственный университет, Владивосток

ORCID: 0000–0002–5969–3193

Федорова Сардана Николаевна, кандидат культурологии, доцент

ORCID: 0000–0002–6013–3599

Никифорова Натали Сергеевна, магистрант

ORCID: 0009-0004-8255-0731

Северо-Восточный федеральный университет, Якутск

Статья посвящена развитию дискурса своеобразия культуры России, ее многогранности и ценности, обусловленной наследием народов, входящих в состав страны и служащих в процессе межкультурной коммуникации расширению смыслового содержания российской культуры в целом и этнических культур, в частности. Целью статьи является исследование фольклорной культуры эвенков и разработка рекомендаций по её сохранению, способствующих более эффективному функционированию народного коллектива «Эннэкээн». В исследовании использован аксиологический подход, направленный на выявление ценностно-смыслового содержания эвенкийской культуры, структурно-функциональный метод, а также методы опроса (интервьюирование и анкетирование), позволившие получить основные результаты, демонстрирующие функции ансамбля «Эннэкээн», своеобразие его деятельности в популяризации эвенкийского фольклора и культуры эвенков республики Саха (Якутия). Полученные нами данные позволяют внести вклад в геокультуру, а также могут служить основой для дальнейших исследований культуры малочисленных народов РФ.

Ключевые слова: эвенкийская культура; фольклор; народный ансамбль; духовная культура; традиция; танец.

УДК 008.398.845

5.10.1

Коноплева Н.А., Федорова С.Н., Никифорова Н.С.

Популяризация эвенкийского фольклора на примере деятельности народного ансамбля «Эннэкээн»

Введение

Несомненно, что культура любого народа столь многогранное явление, что исследование ее своеобразия требует системного и структурно-функционального подходов, анализа множества культурных форм: мифологии, религии, искусства, языка, принципов образования и воспитания, морали, нравственности, традиций, обычаев и проч.

Рассмотрение в рамках одной статьи всего многообразия культуры невозможно. В связи с этим мы обратились в данном исследовании к культуре эвенкийского этноса в контексте своеобразия его фольклора, в частности, музыкально-танцевального народного творчества.

История фольклора эвенков рассматривается в научных трудах А.Н. Варламова, Г.М. Василевич, А.В. Романовой и др. [1; 2; 6]. Жанры эвенкийского фольклора содержат сведения о различных исторических явлениях, сопровождающих формирование эвенкийской традиционной кочевой охотничьей культуры. Нами, прежде всего, рассмотрены особенности культуры эвенкийского этноса и продемонстрированы основания типологизации данного малочисленного народа, отнесения его к конкретному культурному типу.

В дальнейшем был осуществлен анализ деятельности фольклорного ансамбля «Эннэкээн» и осуществлено пилотное исследование, направленное на выявление отношения в республике Саха к фольклорной культуре и ее значения в сохранении народных традиций и обычаев.

Основная часть

Одним из самых многочисленных северных народов, сохранивших свою самобытность и традиционные религиозные верования, являются эвенки. «…Эвенков называли аристократами Сибири, «французами тундры и тайги». Они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми» [7, 1]. Это представители малочисленного этноса Российской Федерации, проживающего в ряде районов страны: от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге.

В Республике Саха (Якутия), на территории которой функционирует ансамбль «Эннэкээн», проживают около 14 тысяч эвенков. Этот малочисленный этнос сложился на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами. Хозяйственная деятельность эвенков Якутии представлена рыболовством, охотой и оленеводством. В связи с этим представителей данного этноса относят преимущественно к присваивающему культурно-хозяйственному типу. Кроме того, данный этнос можно отнести к природному сообществу, так как его члены адаптировались к сооеобразию природы, живут с нею в гармонии и единстве, подчиняясь природным циклам и стараясь сохранять хрупкое равновесие и неизменность установленных исторически принципов бытия, хранимых с помощью системы табу. Духовная культура и искусство народа также тесно связаны с обожествлением природных сил и мифологическими представлениями.

В частности, фольклор эвенков отличается большим разнообразием жанров, наиболее значительным среди которых является жанр намнгакан – эпические сказания о подвигах эвенкийских богатырей, представителей Средней земли – мира людей. Отличие эвенкийского эпоса от якутского Олонхо, основанного на делении Земли на три мира: верхний, средний и нижний, состоит в том, что фольклор эвенков посвящен преимущественно жизнедеятельности человека и его героям в Средней земле. Хотя по эвенкийским преданиям Вселенная делится на пять земель (Буга – Земля): «Уху-буга» – Верхняя земля, где живут Боги, «Дулин-буга» – Средняя земля – мир людей, «Булдяр-буга» – Морские острова, «Долбор-буга» – Земля вечной сумрачности и холода, Эргу-буга – Подземный мир.

До появления рукописных книг произведения народного творчества эвенков передавались из уст в уста. Духовная культура любого народа заложена в устном народном творчестве, музыке, танцах, деятельности народных театров, элементах декоративно-прикладного творчества, обычаях, обрядах и т.д.

Фольклор эвенков по-своему богат и красив, он ярко демонстрирует принадлежность данного народа к природному сообществу. Эвенкийские народные песни завораживают, а танцы, подражающие движениям зверей и явлениям природы, – это отдельное самобытное искусство народа, демонстрирующее традиционную культуру.

В своей работе М. Элиаде общую религию сравнивает с культурной традицией, где рассматривает непрерывный круговорот рождения, смерти и воскрешения. Он пишет «Всякий приход весны являет собой космогонию, всякий знак воскресения растительности равнозначен манифестации Вселенной во всей ее полноте... Периодические возвращения, повторения, вечное настоящее - вот три свойства религиозно-магического времени… Подобно другим видам человеческой деятельности (охоте, рыбной ловле, собиранию плодов, земледелию и всему прочему), которые со временем стали профанными, хотя и не до конца, - обряды тоже были явлены людям богами или «предками». Каждый раз в ритуале или ином важном действии (например, охоте) повторяется архетипическое действие божества или предка, действие, имевшее место в начале времени, во времени мифа» [11]. Можно отметить, что у эвенков распространены подражательные танцы, которые имеют взаимосвязь с фольклором и обрядовой культурой. Например, танец «охота на медведя». У эвенков существует много мифов о медведе, где медведь является предком людей или дух-помощник шамана, поэтому существует самобытный обряд. Медведя эвенки называют амикан (в пер. старик или дедушка). В основном охотятся только на медведя-шатуна, но бывает и на залегшего в берлоге. Когда освежевали, говорили, что снимают шубу испортившуюся. А на стойбище уже готовили обряд такамин (обмануть медведя). Пока мясо варится, мужчины и женщины становились в круг, брали друг друга за руки и образовывали круговой хоровод - яхорье. За запевалой повторяли все слова, покачиваясь в такт песне. Затем движения становятся все быстрее и быстрее. При поедании мяса медведя говорили «Кук!», это означало карканье ворона, то есть напоминали медведю, что его не человек кушает, а ворон.

М.З. Мусин, рассматривая философскую антропологию, считает, что «манифестационизму соответствуют домонотеистические (или политеистические) традиции – и архаические, которые мы наблюдаем в культах аборигенов» [6, С. 13]. Также изучая мифологемы народа коми, П.П. Кузнецова [4, С. 50] обнаружила, что суровые климатические условия взращивает в человеке духовный стержень или внутреннюю силу, можно сказать и об эвенках.

Каждое танцевальное движение имеет свои определенные правила исполнения, показывает загадочную своеобразную культуру эвенкийского народа. Так, одно из произведений в репертуаре ансамбля «Эннэкээн» – танец «Глухарей», уникальность постановки которого поразила руководителя Государственного ансамбля Якутии – Г.С. Баишева. Для постановки танца тщательно изучались повадки этих лесных птиц. В свою очередь тема богатства животного мира края, его первозданная красота демонстрируется в танце «Соболя», заслужившего восхищение зрителей.

Таким образом, постановка народных танцев требует глубокого знания материала, контакта постановщика со знающими тайгу людьми, использования полученной от них информации о повадках животных, позволяющей в танцевальных движениях распознать конкретного зверя. В танцах, поставленных А.В. Еноховой, основателем ансамбля «Эннэкээн», мастерски подмечены присущие только эвенкам движения. Таким образом, через танцы, их музыкальное сопровождение, песни, пробуждаются у зрителей чувства принадлежности к своему этносу и его культуре.

Фольклор всегда играл в жизни эвенков большую роль. Он включал как разумные, так и тайные эзотерические знания об окружающей природе, о происхождении мира, – знания, выработанные сотнями поколений в значительной части на основе наблюдений и опыта практической жизнедеятельности в сложных климатических условиях. Фольклор отражал не только природное своеобразие, но и сформированную народом культуру и историю. Передаваемые в такой форме от старшего поколения к младшему знания и навыки повседневного быта в охоте, рыболовстве, собирательстве усваивались легко и не вызывали критики и отвержения. Именно подобная форма передачи обычаев и традиций народа способствовала их быстрому усвоению, оказывала значительное влияние на формирование мировоззрения охотника. Кроме того, в эвенкийских преданиях содержится много информации «…о жизни или случаях, происходивших с членами тех или иных эвенкийских родов» [1, 114].

В песенном и танцевальном фольклоре эвенков, в шаманских ритуалах часто встречаются уподобления звукам, издаваемым птицами, зверями, что является одним из проявлений уникальности эвенкийской культуры [3, 97].

С раннего детства, как только эвенкийский ребенок начинал понимать речь, и до возмужания, он впитывал эти знания, воспринимаемые из устного творчества нации. Именно с помощью сказаний, преданий, этнического эпоса дети в этой культуре получали информацию о повадках разных животных, об особенностях повседневного поведения. В основном родители рассказывали сказки длинными зимними вечерами или днем во время домашней работы. Сказки эти обычно начинались с вопроса познавательного характера (например, почему дятел имеет красные перышки на голове), ответ на который давался в художественной, поэтической форме. До сих пор большинство эвенкийских сказок объясняет причины и условия возникновения тех или иных повседневных действий или характеризует повадки животных, на основе поведения конкретных сказочных героев.

Кроме того, с детства эвенкийских детей учили стрелять из лука, и, в то же время, начинали тренировать сообразительность, загадывая детям загадки. Есть, например, в эвенкийской культуре загадки об огне, являющимся священным для эвенков, живущих в экстремальных условиях: «Что нас согреет, если мы замерзнем?» или «Все кушает – не наедается, а попьет – умрет?» [8]. В культуре этого народа сформировалось представление о том, что охотник, убивший впервые копытного зверя, должен уметь быстро отгадать любую загадку.

Танцевально-песенное творчество является одним из важных факторов самобытности эвенкийского фольклора. Национальные праздники эвенков всегда сопровождаются танцами, песнями, ритуальными играми.

При этом – дети, изучают, благодаря участию в деятельности коллективов, не только фольклор, но и язык эвенкийского народа.

Новизна нашего исследования заключается в том, что предметом исследования выбрана малоизученная тема. Исследован потенциал фольклора как средства межпоколенной связи и трансляции социокультурного опыта, а также как источника, раскрывающего специфику культуры эвенков; установлены этапы формирования современных фольклорных ансамблей. Охарактеризованы структура и виды эвенкийского фольклора, функции жанровых подвидов танцев. Описаны отдельные формы приобщения детей к фольклору и этнокультурному творчеству в современных условиях.

Результаты исследования

На примере эвенкийского фольклора анализируется творческая деятельность танцевального народного ансамбля «Эннэкээн» для популяризации культуры коренных малочисленных народов Якутии.

Богатый и красочный эвенкийский фольклор еще недостаточно записан и очень слабо изучен. В нем представлено множество жанров: песни (в их числе импровизации, песни с устойчивым текстом – самобытные и переводные, шаманские песни), рассказы о случаях из жизни, родовых преданиях, эпические или героические сказания и мифы (о происхождении вселенной, человека и животных и др.), сказки (о животных, бытовые, юмористические, детские и другие, как свои, так и заимствованные), поговорки загадки, считалки, обереги.

Сами эвенки различают в своем устном творчество следующие виды: 1) нимнакан (нимкан у сахалинских и аянских эвенков) – этим термином называются сказка, миф, предание и сказание; 2) улгур (букв, «рассказ») – бытовой рассказ о случае из жизни взрослого поколения; 3) икэн, хаҕан (хан) –песня импровизация и песня с коротким устоявшимся текстом; давлавун (заимствовано из монгольского) – песня переводная; эривун (букв, «клич») – песня шаманская; 4) ноновко – загадка; 5) ҥэлумэ – оберег 6) турэчивкэ – поговорка [6, 4-8].

Сейчас в культуре народа широко бытуют песни, в значительной степени переводные (давлавун). Песнями (в разных вариантах) стали многие стихи, опубликованные в первых учебниках. Широкое распространение на праздниках получили песни-импровизации. По своей роли они могут быть приравнены к частушкам.

Многие варианты сказок о животных через школьную литературу проникли в те районы проживания эвенков, где их раньше не знали. Кроме того, до сих пор рассказываются исторически сложившиеся в культуре и передающиеся от поколения к поколению сказания и предания. Слушают их обычно с удовольствием, громко произнося реплики и подпевая сказителю» [2, 4-8].

Через формы распространения фольклора каждый народ сохраняет свою традиционную культуру, ее ценности и смыслы, которые сформировали предки. Благодаря народным фольклорным коллективам в век технологий популяризуется и сохраняется фольклорная культура народов.

В своей статье мы хотим познакомить с деятельностью танцевального ансамбля «Эннэкээн» из далекой, холодной эвенкийской деревни, данный коллектив прививает интерес к самобытному фольклору через танцы. Благодаря ансамблю многие жители республики Саха и ее гости знакомятся с традицией и культурой северного эвенкийского народа. Знакомясь с элементами народного творчества, демонстрируемого коллективом, местные зрители приобщаются к своей этнической культуре, что особенно значимо для молодежи, а гости (туристы) слышат и видят образцы редкого в наше время фольклора и своеобразного поэтического языка малочисленного народа Якутии.

В холодной и морозной части России в Республике Саха (Якутия) поют и танцуют немало профессиональных коллективов, демонстрирующие через творчество жителям Якутии и ее гостям завораживающий, уникальный, таинственный фольклор народов алмазного края. Если обратиться к списку, то можно назвать более 100 коллективов. Так, Л.И. Васильева и М.Н. Захарова в своем аналитическом труде описывают «Народные коллективы Республики Саха (Якутия) отмечая, что «на 1 декабря 2017 года в республике со званием «народный» функционирует 181 творческий коллектив. Из них хореографических – 47 (эстрадный танец – 5, народный танец – 31, танцевально-хоровые коллективы – 11); хоровых – 37 (хоровые – 15, вокальные ансамбли – 22); театральных – 52 (народные театры – 44, театры юного зрителя – 2, мини-театры – 3, кукольный – 1, театры олонхо – 2); фольклорных коллективов – 32; оркестров народных инструментов – 4; вокально-инструментальных ансамблей – 3; коллективов декоративно-прикладного творчества – 2; цирковых студий – 2; звукостудия – 1; фотовидеостудия – 1» [5, С. 3].

По сложившейся за многие десятилетия практике, за высокое исполнительское мастерство, отмеченное наградами конкурсов, смотров, фестивалей, высокохудожественный уровень репертуара и вклад в просветительскую и общественную деятельность, коллективам художественной самодеятельности, действующим на базе культурно-досуговых учреждений, присваивается звание «народный», а в ряде регионов России и звание «заслуженный самодеятельный коллектив».

При этом Почетное звание «Народный или заслуженный самодеятельный коллектив» присваивается за мастерство, выражающееся в высокохудожественном исполнительстве, а также разнообразную общественную и культурную деятельность, коллективам художественной самодеятельности, функционирующим на базе учреждений культурно-досугового типа муниципальных улусов и городских округов. Основными направлениями деятельности народных коллективов являются сохранение и развитие художественной народной культуры, выявление и поддержка талантливых исполнителей, содействие развитию творческого потенциала населения в различных жанрах и видах художественного творчества. Анализ деятельности и развития народных коллективов по жанрам самодеятельного художественного творчества, осуществленный Л.И. Васильевой и М.Н. Захаровой показывает, что наиболее популярны в Республике Саха (Якутия) такие направления, как: хоровое, хореографическое, театральное и фольклорное» [5, 3].

За активную деятельность по популяризации этнической культуры эвенкийского народа на основании приказа № 521 от 9 ноября 2017 года присвоено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив» этно-фольклорному коллективу «Эннэкээн» с. Хатыстыр Алданского района, руководителем которого является Архипова Фаина Валерьевна, выпускница Арктического государственного института культуры и искусства (г. Якутск). Защита коллективом звания «народный» это всегда большой праздник для зрителей и своеобразный экзамен для каждого коллектива на творческую зрелость, активную работу, развитие. Ансамбль «Эннэкээн– в очередной раз блестяще подтвердил это звание на защите, на которой выступили представители семи поколений творческого коллектива.

Основателем народного фольклорного ансамбля «Эннэкээн», как указано выше, является Енохова Альбина Владимировна (1985 г.), учитель высшей категории, отличник образования Якутии. «Эннэкээн» демонстрировал свое исполнительское мастерство и достижения культуры эвенков в рамках культурной программы IV Международных спортивных игр «Дети Азии», I Международного телевизионного фольклорного фестиваля «Культура мира на земле олонхо», стал многократным участником и лауреатом Республиканского телевизионного конкурса «Полярная Звезда».

Ниже приведены основные постановки ансамбля:

- «Мягкое золото Якутии – соболь» – танец соболей;

- «Дялан» – танец суставов;

- «Танец глухарей»;

- «Гуявун (в переводе посуда для собирания голубики) – земляничная поляна»;

- «Танец мастериц»;

- «Мы спешим как птицы» – классический танец;

- «Якутский приветственный»;

- «Эвенкийские хороводные танцы».

Название ансамбля «Эннэкээн» с эвенкийского языка переводится как олененок, детеныш священного оленя. Олененок – это символ новой жизни, процветания и богатства. А также символ неиссякаемой любви. Ансамбль активно пропагандирует фольклор и культуру эвенкийского народа. При этом через народные песни, хороводы и эпические постановки дети изучают язык, что является очень важным критерием в данное время. Так как язык эвенков стоит на грани исчезновения.

Из устного народного творчества эвенков в ансамбле «Эннэкээн» активно пропагандируется культура нимнакана (эпос), улгура («рассказ» – бытовой рассказ о случае из жизни взрослого поколения, икэна (песня импровизация и песня с коротким устоявшимся текстом). Так, в 2016 руководителем ансамбля был поставлен отрывок из нимнакана Н.Г. Трофимова «Торгандун средней земли», где все действия сопровождались изложением на эвенкийском языке. Помимо этого был поставлен танец по мотивам легенды эвенкийского народа «горы Даарыйа».

Нами для анализа было проведено пилотное исследование (опрос 107 респондентов), которые были опрошены с помощью разработанной нами анкеты. В анкетировании участвовали жители республики.

Данные анкетирования показали, что 27,1% респондентов представлены возрастной категорией до 18 лет, от 18-35 лет – 43,9% и выше - 29%, 22,4% - мужчины и 77,6% - женщины. Из них 7,5% - школьников, 30,8% - студентов и 8,4% учителя школ, 4,7% - преподаватели вуза, 3,7% - пенсионеры и 44,9% - работники разных отраслей (продавец, инженер, служащий, домохозяйка, юрист и т.д.).

На вопрос «Каким видом фольклора Вы занимаетесь или занимались?» (рис. 1.) ответили следующим образом: танцы – 36,45%, осуохай – 16,8%, тойук – 3,7%, чабырҕах – 5,6%, участие в деятельности – национального имнструментального ансамбля – 7,5%, хомус – 9,35%, другими видами фольклора – 7,5% и не занимаются фольклорным творчество лишь 13,1% опрошенных. В результате мы видим, что 86,9% респондентов занимаются разными видами фольклора и это доказывает, что в респбулике национальная культура развивается, интерес к ее традиционным жанрам сохраняется.

Рисунок 1 - Каким видом фольклора Вы занимаетесь или занимались?

Положительную роль фольклора в популяризации национальной культуры отмечают - 85% респондентов, лишь 15% респондентов не высказали по этому поводу своего мнения.

Рисунок 2 - Как оцениваете роль фольклора в популяризации национальной культуры?

Подчеркнули 9,4% респондентов, что новая ситуация в стране негативно влияет на процессы сохранения и распространения фольклора, незнание родного языка - 28%, предпочтение молодежью образцов культуры зарубежных стран – 31,8%, отсутствие стремления осваивать достижения родной культуры - 26%, ряд респондентов указали – другое, например, «все перечисленное» или «все начинается с незнания родного языка» – 4,8%.

Рисунок 3 - Какие факторы, по Вашему мнению, влияют негативно на процессы сохранения и распространения фольклора?

Рисунок 4 - Удается ли Вам в нынешнее время продолжать свои занятия фольклором (в группе или индивидуально) и увеличивать свои знания?

Из опрошенных 85,99% уделяют свое время занятием фольклором, не занимаются - 14,01%.

Отрадно, что практически все респонденты знакомы с такими народными танцевальными ансамблями Якутии: «Гулун», «Ситим», «Сарыал», «Кыталык», «Үрүччэ», «Эннэкээн», «Дружба». 59% респондентов имеют свои семейные традиции и обычаи в приобщении подрастающего поколения к фольклору (например, чтение сказок, разучивание пословиц, посещение праздника «Ысыах», просмотр «Игр Тыгына», якутских фильмов) и к сожалению 41% не обладают таким опытом.

Рисунок 5 - Существует ли в вашей семье обычаи и традиции, направленные на сохранение национального фольклора?

Проведенный анализ позволяет утверждать, что фольклор обусловливает возможность сохранения традиционной культуры малочисленных народов Якутии, но, вместе с тем, интерес к нему нужно в регионе не только поддерживать, но и развивать, так как отсутствие интереса у 41% опрошенных демонстрирует определенную культурную проблему.

В свою очередь, знакомство всех опрошенных с деятельностью ансамбля «Эннэкээн» вселяет определенную надежду на сохранение традиционной культуры малочисленных народов благодаря деятельности подобных коллективов. Так, эвенкийские круговые танцы в исполнении коллектива «Эннэкээнэ» являются главным украшением ансамбля и привлекают внимание жителей и гостей региона. При участии в хороводе чарующего зрителя кругового танца каждый участник ансамбля «Эннэкээнэ» погружается в культуру и мир предков, а зритель приобщается к ней, осваивая традиции и обычаи своего народа. При этом коллектив демонстрирует разнообразие этнического поведения через следующие разновидности круговых хороводных танцев: «дэвэйдэ» (в пер. дэвэ – красить охрой (текст песни всегда содержит зов-приглашение «идти с охрой в чащу», к тем, кто «имеет охру»), «госугор», «одерай», «гошунго», «ехорье», (эти круговые танцы не переводятся) «манчорай» (это круговой танец суставов), «осорай» (семантика осорая связана со значением «делать», производить какие-то определенные действия), и др. [4, 219]. Например, «манчорай» – это танец суставов. Здесь большая нагрузка лежит на движении ног. Хоровод начинается с действий запевалы, и все участники, держась за руки, медленно вращаются по направлению солнца.

В книге «Фольклор эвенков Якутии» есть запись двух хороводных танцев - «Госугор» и «Дэвэйдэ», осуществленная А.Н. Трынкиной из пос. Тяня Олекминского района [7, 11].

Хороводные танцы сопровождаются песнями запевал, другие участники хоровода повторяют за ним, в ансамбле «Эннэкээн» солисткой является П.Е. Марфусалова, старейшина буягинских эвенков. Запевалы каждый раз при исполнении песен импровизируют с уникальным содержанием текста, что придает особую манеру исполнения эвенкийских танцев и характер мелодии.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, о том что танцы эвенков имеют религиозное происхождение, имело раньше культовое значение и действие. Именно в танцах можно увидеть дух народа и через танцы можно сохранить фольклор народа. Их образ жизни, мировоззрение и религия отражается в танцевальной культуре.

Ведь танец с пением для эвенков в древние времена был для охотников подражанием на зверей, показывал их силу, ловкость, сообразительность во время охоты. Так как охотник должен знать подход к каждому зверю, будь эта соболь или хозяин тайги - медведь. Ведь эвенки, являясь детьми священной земли, верят, что все явления природы имеют душу - мусун (силу движения). А в наши дни у эвенков сохранились хороводные танцы манчорай, дэвэйдэ, госугор, дялихэр, осорай, дялихинчэ, дякирдэ. В данное время хороводные танцы имеют огромное значение, и становятся все больше и больше актуальными в современном мире. Ведь здесь раскрывается культура народа эвенков. На каждом мероприятии эвенки, держась за руки, начинают исполнять этот завораживающий круговой танец. Как многие зрители, которые были свидетелями этого танца, отмечают, что эвенкийское танцевально-песенное искусство околдовывает и открывает чарующий мир этого таинственного народа. Это архаичное искусство эвенков носит своеобразный колорит и культурный код народа. Таким образом, ансамбль «Эннэкээн» является важным примером популяризации и сохранения фольклорной культуры эвенков. Через их репертуары многие узнают об истории, фольклорной культуры северного народа – эвенков. Также, зная традиции и культуру, каждый народ может сохранить свой род и язык.

Результаты социологического исследования позволяют сделать выводы: респонденты понимают, что сохранение и развитие национальной культуры посредством фольклора самый эффективный способ. Данная исследовательская работа является актуальной темой для сохранения культуры малочисленного народа, так как в данное время сильный упор идет к коренным малочисленным народам Севера для сохранения языка и культуры.

Литература:

1. Варламов А.Н. Специфика историзма в фольклоре эвенков. – М.: Лань, 2021. - 307 с.

2. Василевич Г.М. Исторический фольклор эвенков: сказания и предания. – М.-Л.: Наука, 1966. - 401 с.

3. Кардашевская Л.И. Современное состояние эвенкийского музыкального фолькора (на примере экспедиционных материалов 1986-2014 гг., собранных у эвенков Якутии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологя и искуссствоедение. Вопросы теории и практики. – 2017. - №12(86). - Ч.1, - С. 95-99.

4. Кузнецова П.П. Конструирование мифологемы Русского Севера в рамках национальной специфики Коми народа через призму мифов и легенд // KANT: Social Sciences & Humanities Series. – 2022. - №3(11). - С. 44-51.

5. Мальчакитов А.Н. Песенно-танцевальное искусство в языке и фольклоре эвенков // Материалы XXIX научной конференции Амурского государственного университета. – Благовещенск: Амурский госуниверситет, 2020. – С. 219-220.

6. Мусин М.З. Философская антропология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 44 с.

7. Народные коллективы Республики Саха (Якутия) за 2017 г. / сост.: Л.И. Васильева, М. Н. Захарова. - Якутск: АУ РС(Я) РДНТ и СКТ. - 36 с.

8. Романова А.В., Мыреева А.Н. Фольклор эвенков Якутии. – Ленинград: Наука, 1971. - 330 с.

9. Эвенки (тунгусы) - происхождение народа, где и как живут. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://travelask.ru/articles/evenki-tungusy (дата обращения: 02.12.2022).

10. Эвенкийские загадки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://osiktakan.ru/lit_zagad.html (дата обращения: 20.12.2022).

11. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: Ладомир, 1999. - 488 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/book/205975-ocherki-sravnitelnogo-religiovedeniya/#/toc169 (дата обращения: 20.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.