УДК 793.31
Светлана ЧЕРНЫШОВА
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
INTERCULTURAL INTERACTION AS A FACTOR IN THE MODERN DEVELOPMENT OF DANCING-PLASTIC CULTURE OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH
В статье сопоставляются и выявляются этнорегиональные особенности и типологические черты традиционной танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, возникшие в процессе межкультурных взаимодействий этих народов, а также приводятся некоторые примеры развития современной танцевальной культуры у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в процессе заимствования танцевальной пластики.
Ключевые слова: танцевально-пластическая культура, межкультурные взаимодействия, художественная коммуникация, культурно-исторический процесс, интерпретация танцевальной пластики, реконструкция танцевального фольклора, трансляция искусства.
The article compares and identifies the ethno-regional peculiarities and typology lines of traditional dancing-plastic culture of native small in numbers people of North, Siberia and Far East arising up in the process of cross-cultural cooperations of these people, and also some examples of development of modern dancing culture are made at the people of North, Siberia and Far East in the process of borrowing of the dancing plastic arts.
Keywords: dancing-plastic culture, intercultural interaction, artistic communication, cultural and historical process, interpretation of the dancing plastic arts, reconstruction of dancing folklore, translation of art.
Процесс обмена между этническими общностями продуктами их культурной деятельности, духовными и материальными ценностями является важным условием существования и дальнейшего развития традиционной культуры. Собственно это и является основным содержанием межкультурной коммуникации или межкультурного взаимодействия. Значение танцевального искусства в процессах межкультурного взаимодействия изучалось многими российскими исследователями. Это научные исследования Аркиной Н.Е., Атитановой Н.В., Бурнаева А.Г., Давыдовой И.С., Жилен-ко М.Н., Жорницкой М.Я., Карабановой С.Ф., Кириллова А.П., Королёвой Э.А., Лёвоч-
киной Н.А., Луговой Е.К. и многих других. Танец выступает важнейшим средством художественной коммуникации, средством связи между людьми. Например, проживая на огромных расстояниях друг от друга и имея свою собственную систему жизнеобеспечения, коренные северные народы при этом обнаруживают некоторые сходства и в языке, и в традиционной культуре, и в быте, и фольклоре и т.п. Эти сходства складывались и на основе генетических контактов, и на основе конвергентности этносо-циумов и культур на разных исторических этапах их развития.
Изучение процессов межкультурных контактов и взаимодействий коренных малочисленных северных народов в пределах одного региона и на межрегиональном уровне позволяет сопоставить и выявить этнорегиональные особенности и типологические черты в их художественных традициях, в данном случае в традиционной танцевально-пластической культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [1].
Обращение к конкретному материалу традиционной танцевальной культуры даёт возможность более глубоко анализировать и понимать проблему соотношения общего и особенного в культурно-историческом процессе, увидеть особенности их проявления в данной области творческой деятельности, углубить понимание механизмов становления, функционирования и изменения культурного пространства.
Влияние процессов межкультурного взаимодействия на развитие танцевально-пластической культуры очень ярко проявляется, например, у коренных малочисленных народов, населяющих Чукотский автономный округ (эскимосов, чукчей, коряков, юкагиров, эвенов). В основе чукотского и корякского танцевального искусства лежит единый пласт, в котором прослеживаются общие устойчивые специфические танцевальные элементы. В развитии народного искусства чукчей и эскимосов, по мнению В.А. Лыткина, «большое значение имеет их взаимное влияние друг на друга. Живя с древнейших времён по соседству, постоянно общаясь между собой, они обменивались не только продуктами и орудиями своего труда, но и культурными ценностями» [2]. Эскимосскому танцевальному фольклору присущ свой традиционный набор средств выразительности в танцах-пантомимах, в которых в пантомимических, подражательных элементах изображается окружающий мир (природные явления: море, волны, торосы, скалы; характер поведения морских животных и птиц; трудовой и бытовой жизни людей и т.д.). Длительные культурные взаимодействия и эскимосов, и чукчей оказали значительное влияние на их танцевально-пластическую культуру. Влияние эскимосской танцевальной культуры отразилось на традиционной пластике приморских, оседлых чукчей. «Близость танцевальных приёмов и характерных особенностей танцев, - отмечала Л.Я. Жорницкая, - у различных народов может наряду с другими свидетельствами служить важным дополнительным аргументом для суждения в историко-этнографическом плане о близости или отдалённости сопоставляемых народных культур, а также о прошлых контактах и этнических взаимосвязях между народами» [3].
В качестве примера можно привести хороводные танцы «Ёхорьё» у эвенков и «Хе-дьэ» у эвенов. В основе большинства традиционных эвенских, эвенкийских танцев
лежит хоровод, исполнявшийся по ходу часовой стрелки, повторяющий естественное движение солнца. Так как это близкие народы, то и танцевальная пластика, рисунок и манера исполнения танца схожи. Взаимосвязи с соседствующими народами не могли пройти бесследно. Так, в танце того или иного народа можно обнаружить признаки взаимодействия с танцами других этносов.
Выявляя значение межкультурных взаимодействий на развитие танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, необходимо обратить внимание на их характерные особенности, сложившиеся в силу определённых исторических, географических, экономических и социальных условий. К таким характерным особенностям можно отнести, например, процесс, который связан со стремлением сохранить и развить особенности танцевальной пластики своего народа путём корректного заимствования танцевальных элементов и форм танца иной этнической группы.
Ярким примером служит танцевально-пластическая культура эвенов, в которой отчётливо выделяются танцевальные элементы, навеянные чукотскими, корякскими и якутскими национальными мотивами. Например, тесно соседствуя с чукчами (Чукотский автономный округ и Республика Саха (Якутия)), эвены заимствовали у них манеру исполнения имитационно-подражательных танцев с использованием традиционного горлохрипения. В хороводном и парном танцах эвенов, проживающих в Верхоянском и Момском районах Республики Саха (Якутия), отчётливо заметно якутское влияние» [4]. А, живя в тесном контакте с коряками (Камчатский край), они заимствовали некоторые элементы их танцевальной пластики - это своеобразные энергичные движения головы, плеч, рук, бёдер. Все эти танцевальные элементы трансформировались в танцах эвенов, став органичным компонентом их танцевально-пластической культуры.
Следующей особенностью межкультурного взаимодействия является процесс, результатом которого становится применение народом наиболее понравившихся танцевальных движений иной этнической группы и утрачивание при этом своих. «Заимствуемые» у соседей танцевальные движения, обычно перерабатываются и видоизменяются по мере того, как встраиваются в уже существующую культурную систему. Однако некоторые коллективы Севера (Якутии, Таймыра, Ненецкого автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа), заимствуя танцевальную пластику палеоазиатских народов, не пытаются расшифровать семантику их движений, адаптировать их к своей танцевальной традиции. Т.е., не стараясь сохранить исполнительский стиль, манеру движения, художественные и национальные особенности, они просто «внедряют» их в свою танцевальную практику, порой игнорируя их содержание, смысл и назначение. Например, у некоторых танцевальных ненецких коллективов наблюдается тенденция использования в своей танцевальной практике пластических движений палеоазиатских народов (чукчей, коряков, ительменов), при этом не воссоздаются собственно аутентичные ненецкие танцы. Характерно то, что исполнители таких танцевальных композиций порою не знают семантику заимствованной традиционной пластики. В результате получается набор наиболее ярких
по характеру танцевальных движений, лишённый смысловой и функциональной нагрузки.
Интересен также процесс, связанный с возможностью реконструкции «исходных», наиболее аутентичных танцевально-пластических элементов своего народа, путём изучения опыта трансляции традиционного танцевального искусства другого народа. Здесь можно говорить об инновационности. По мнению Г.В. Бурцевой, «инновационость как один из принципов педагогики для практиков-руководителей хореографических коллективов явление не новое. Давно известно, что основной смысл понятия «инновация» в хореографическом творчестве состоит в создании и распространении художественных проектов, преобразований и изменении содержания профессиональной деятельности, способов и приёмов хореографического мышления. К этому также следует отнести самобытность, оригинальность, готовность воспринимать перемены в области искусства, внедрять творческие идеи в сознание зрителей, в хореографическую практику. Благодаря проявлению в профессиональной деятельности такого рода действий специалиста-хореографа идёт накопление социокультурного творческого опыта, который обуславливает развитие и прогресс в хореографическом искусстве» [5].
В другой ситуации источником информации служат очень часто современные интерпретации, часто очень далёкие от аутентичных основ и основанные на внесении в традиционный танец элементов классической или современной хореографии. Практика самодеятельного танцевального искусства показывает, что наиболее ходовые приёмы и штампы профессиональной сценической хореографии оказывают серьёзное воздействие на мышление народных исполнителей, заставляя их иногда даже отказываться от пришедших из прошлого традиционных пластических решений. Это касается, в частности, и многих танцевальных коллективов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В многолетней практике фольклорных коллективов народов Севера наблюдаются две основные особенности существования танцевальных и музыкальных традиций: в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве. Первая из них связана с попыткой максимально точного этнографического воспроизведения материала. К этой группе относятся этнографические коллективы, участники которых исполняют аутентичный танцевальный и музыкальный фольклор той географической местности, где проживают они сами. Они реконструируют фольклор того или иного народа путём воссоздания живых традиций или, если они уже не функционируют, на основе изучения имеющихся материалов. Вторая особенность определяется потребностью сценического показа фольклорного материала, позволяющего выводить его в широкий культурный контекст, делать доступным для представителей других культур. К этой группе относят самодеятельные коллективы, которые строят свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора [6, 7].
Таким образом, танцевально-пластическая культура коренных малочисленных северных народов заслуживает самого серьёзного исследовательского внимания не только в историко-этнографическом плане. Такое исследование может серьёзно по-
мочь в осмыслении современной культуры, для которой характерны сложные, разноуровневые этнокультурные контакты и взаимодействия.
Литература
1. Чернышова, С.Л. Традиционная танцевально-пластическая культура как объект культурологического анализа (на материале народов крайнего Севера) / С.Л. Чернышова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 23 (54): Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - С. 251-256.
2. Лыткин, В.А. Новая жизнь - новые песни. Современная национальная музыка Чукотки и пути её развития / В.А. Лыткин. - Магадан : Магаданское книжное изд-во, 1970. - С. 95-96.
3. Жорницкая, М.Я. Состояние и задачи изучения народного хореографического искусства в СССР / М.Я. Жорницкая // IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Чикаго, сентябрь, 1973). - М., 1973. - С. 15-16.
4. Жорницкая, М.Я. Народные танцы Якутии / М.Я. Жорницкая. - М., 1966. -С. 81-82.
5. Бурцева, Г.В. О новой модели профессионального хореографического образования / Г.В. Бурцева // Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2006. - С. 92.
6. Чернышова, СЛ. Творческое переосмысление традиционной танцевальной культуры народов Севера (к 100-летию со дня рождения Т.Ф. Петровой-Бытовой) / С.Л. Чернышова // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера : сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-23 мая 2010 г.) : в 2 ч. - Ч. 1. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 47-50.
7. Давыдова, И.С. Фольклорный театр-студия «Северное сияние»: этнокуль-турологическая концепция сохранения и актуализации фольклора народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / И.С. Давыдова, И.Л. Набок, С.Л. Чернышова // Североведческая наука и образование в перспективе XXI века : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2006. -С. 137-143.