Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ЭВЕНКИЙСКИЕ ПЕСНИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ЭВЕНКИЙСКИЕ ПЕСНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

805
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эвенки / фольклор / песня / современная песня / Evenkis / folklore / song / modern song.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кардашевская Лия Ивановна

статье автор рассматривает и анализирует современные песни эвенков, начиная с конца 1950-х гг. по настоящее время. За основу взяты песни, сочиненные мелодистами, а также песни из экспедиционных материалов разных лет, собранных от эвенков Якутии и Хабаровского края. При ладовом и мелодическом анализе современных песен выявляются следующие характерные особенности эвенкийского музыкального фольклора: попевочный принцип, пентатонный лад, танцевальность напевов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EVENKIS SONGS

In the article, the author examines and analyzes modern songs of the Evenkis, starting from the late 1950s to the present. It is based on songs composed by melodists, as well as songs from expedition materials from different years collected from the Evenkis of Yakutia and the Khabarovsk territory. In the course of fret and melodic analysis of modern songs, the following characteristic features of Evenkis musical folklore are revealed: the singing principle, the pentatonic fret, and the dance quality of the tunes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ЭВЕНКИЙСКИЕ ПЕСНИ»

7. Дюба Г. П., Давидов П. Г. Социально-психологические аспекты медицинского цинизма психологическая защита или профессиональная деформация. - 2017. С. 143-153.

8. Бердяева И. А., Войт Л. Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей //Дальневосточный медицинский журнал. - 2012. -№. 2. С. 117-120.

9. Филаретов В. А., Данилов В. А., Головченко Н. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания // Вестник НЦБЖД. - 2014. - №2. 1. - С. 63-66.

10. О.М. Ольшевская // Эффективный учитель - Минск: Красико-Принт, 2010. 173 с.

УДК 398.89

Кардашевская Лия Ивановна Kardashevskaya Liya Ivanovna

Преподаватель Teacher

Арктический государственный институт культуры и искусств

Arctic State Institute Culture and Arts

СОВРЕМЕННЫЕ ЭВЕНКИЙСКИЕ ПЕСНИ MODERN EVENKIS SONGS

Аннотация. В статье автор рассматривает и анализирует современные песни эвенков, начиная с конца 1950-х гг. по настоящее время. За основу взяты песни, сочиненные мелодистами, а также песни из экспедиционных материалов разных лет, собранных от эвенков Якутии и Хабаровского края. При ладовом и мелодическом анализе современных песен выявляются следующие характерные особенности эвенкийского музыкального фольклора: попевочный принцип, пентатонный лад, танцевальность напевов.

Abstract. In the article, the author examines and analyzes modern songs of the Evenkis, starting from the late 1950s to the present. It is based on songs composed by melodists, as well as songs from expedition materials from different years collected from the Evenkis of Yakutia and the Khabarovsk territory. In the course of fret and melodic analysis of modern songs, the following characteristic features of Evenkis musical folklore are revealed: the singing principle, the pentatonic fret, and the dance quality of the tunes.

Ключевые слова. Эвенки, фольклор, песня, современная песня.

Keywords. Evenkis, folklore, song, modern song.

Эвенки - один из многочисленных и широко расселенных древнейших коренных народов Сибири, который издавна кочевал от Енисея до Тихого океана. Самоназвания: эвэнки, эвэн, илэ, мата и др. В литературе дореволюционного периода фигурировало старое название народа тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочоны, бирары, манегры, солоны [3, с. 9-10; 12, с. 398]. По данным переписи населения 2010 года, в России

проживает 38 396 эвенков [17]. Компактными группами эвенки живут в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, в Иркутской и Читинской областях, в Республике Саха (Якутии) и в Республике Бурятия, в Хабаровском крае,Амурской, Сахалинской областях. Вне России 38 701 эвенков живут в Северо-Восточном Китае (Маньчжурия) и несколько тысяч - в Монголии. В Республике Саха (Якутия) живет больше половины всех эвенков России. К 2010 году их насчитывалось 21 008 человек [16].

К современным песням эвенков мы отнесем песни, которые появились в фольклоре начиная с конца 1950-х гг. в связи с изменениями в социальной жизни этноса и отразили влияние советской музыкальной культуры, в которых излюбленными темами становятся "воспоминания о прошлом, сопоставление многообразия новой жизни со старой" [1, с. 81], связанных с изменениями в образе жизни народа (переход многих эвенков на оседлый образ жизни, "интеграция эвенкийской культуры в общесоветскую" [7, с.186]), изменениями в культурной жизни (усиление культурно-массовой работы).

С появлением педагогических и культурно-просветительских учебных заведений на Дальнем Востоке (в 1930-е гг.) формируется эвенкийская национальная интеллигенция, выдвигаются народные поэты, на стихи которых появляется множество новых песен. В песенной культуре эвенков зарождаются новые жанры, привнесенные из советской музыкальной культуры, это "патриотическая песня, песня-вальс, песня-марш и даже зачатки романса" [1, с. 81]. О современных песнях эвенков впервые начал писать филолог М.Г. Воскобойников, который изучал фольклор баунтовских эвенков Бурятии. В своем учебном пособии 1960 года в главе "Песни" он выделяет параграф "Современные песни", где пишет о том, что "среди эвенков популярны песни с современным содержанием на старинные и современные русские мелодии". Например, песня "Урэлдули, биралдули" ("По горам и рекам") "исполняется на мелодию "По долинам и по взгорьям"", или, провожая молодых эвенков на учебу, исполняется песня на мелодию "Как родная мать меня провожала" и т.п. [4, с. 259-260]. Кроме того, встречаются примеры распространения русских песен, переведенных на родной язык, или же песен на мелодию из фольклора соседних народов, например, бурят [Там же, с.260]. А.М. Айзенштадт, выделяет в своем труде отдельную главу "Песни о новой жизни (по материалам экспедиций 60-70-х годов)" [1, с. 81-92]. Здесь он анализирует ладовый строй, особенности стихосложения современных песен, отмечает влияние русской песенности на них.

Начиная с конца 1960-х гг. в стране начинается большая работа в области клубной самодеятельности, появляются фольклорные ансамбли, рождаются песни самодеятельных и профессиональных композиторов. Так, в 1967 и 1975 гг. выходят в свет сборники песен "Эвенкия поет", составленных Л. Масленниковым на основе записей А.Айзенштадта и материалов Красноярского дома народного творчества. В 1987 году якутским домом народного творчества был выпущен сборник песен "Песни оленьего края", куда вошли четыре песни мелодистов Н.Биланина и А. Куркогира, в 1994 году выходит сборник "Песни на стихи авторов малочисленных народов Севера", в него вошли восемь песен,

мелодии которых были сочинены или обработаны мелодистами Н. Докаловой, Н. Биланиным, В. Емельяновым, композиторами Н. Берстовым и В.Кацом. В 2005 году был издан сборник "Эвенкийские песни", посвященный творчеству самодеятельного композитора Эвенкии Н. Биланина, в нем собрано 60 современных эвенкийских песен. Многие песни из этих сборников стали эвенкийской классикой, часто можно услышать их звучание на эстраде, что говорит о необходимости развития фольклора через аранжировки и мелодические новации. "У народов Сибири инновационный фольклор связан с появлением авторских песен... В некоторых случаях созданные мелодистами песни могут основываться на структурных принципах и попевках традиционного фольклора" [9, с. 7].

В настоящее время в Якутии почти не осталось носителей эвенкийского языка. ЮНЕСКО в 1996 и 2001 годах опубликовали первую и вторую версии «Атласа языков мира, находящихся под угрозой исчезновения». В 2010 году была издана последняя версия атласа, в которой представлено около 2,5 тыс. языков, 230 из которых исчезли с 1950 года. Эвенкийский язык в Атласе оценивается как "серьезно уязвимый (severely endangered)" и имеет следующее описание "язык использует старшее поколение, а поколение родителей понимает то, что говорят на нем, но не использует его в общении друг с другом и со своими детьми" [13; 14; 15].

Молодое поколение эвенкийских певцов и артистов демонстрирует образцы фольклора через эстрадные, концертные номера самодеятельных артистов и коллективов, причем довольно часто эти номера основаны на истинно традиционных напевах, большие изменения претерпевают и танцы. При изменении формы исполнения, фольклор выходит за рамки своей среды, преподносится в сценической форме (фольклоризм). Происходит "мелодическая переадресация фольклорной песни (от личного звучания к сценическому воплощению)" [10, с. 5].

Несмотря на новации музыкального исполнения, тематический диапазон эвенкийского песенного фольклора остается неизменным: воспеваются любовь к природе, к оленям, дружба и любовь и т.п. Жанровая палитра современной песенной культуры представлена в основном лирическими и шуточными песнями, хотя в последнее время эвенкийская молодежь исполняет и ритмичный речитатив (рэп), подражая западным и российским современным исполнителям. Современные песни можно услышать на ежегодном празднике "Бакалдын", на отчетных концертах самодеятельных коллективов, на различных городских и районных мероприятиях, посвященных культуре малочисленных народов Якутии. Сегодня в республике известны такие эстрадные эвенкийские исполнители, как Синильга, Ангелина Сафронова, Маргарита Яковлева, самодеятельные фольклорные коллективы "Биракан", "Юктэ", "Гиркилэн", этно-фолк группа "Аявна"и др.

Рассмотрим некоторые примеры песен самодеятельных композиторов. Песню "Барчикан" написал в 1930-е гг. эвенкийский поэт Никита Сахаров из Читинской области, и она стала народной. Барчикан — имя охотника" [2, с.425]. В ней поется о том, как он с собакой охотится на белку [Там же, с.315]. Песня

была записана нами от Г.С. Кюрегяевой в 2014 г. (ПМ №1 Кардашевской, расшифровка Л.И. Кардашевской). Здесь звукоряд напева составляет трихорд в терции (е-ё-е). В "вопросо-ответной" структуре данной мелодии с согласованными каденциями заметно влияние городской лирической песни, а значит происходит процесс внедрения профессиональной музыкальной культуры в эвенкийскую современную песенную культуру.

Нотный пример 1

Эта же песня до нас была записана Ю.И. Шейкиным в 1986 году от алданской исполнительницы Д.П. Никитиной (ПМШ №38, зап.835, расшифровка Т.И. Игнатьевой). Этот образец мелодически схож с нашим напевом, также звукоряд представлен трихордом в терции (ёе8-ев-£), лишь ритмически он более богат, благодаря варьированию, частому опеванию ступеней:

Нотный пример 2

Рассмотрим "Песню об эвенкийской молодости", записанную А.Мыреевой, Г. Кэптуке и О. Добжанской в 1989 году у эвенков Хабаровского края (ПМ Добжанской и Мыреевой, расшифровка Л. Кардашевской). В данной песне можно обнаружить сходство с русскими плясовыми, для которых характерны рельефный мелодический рисунок, четкие акценты в ритме. Строчки стиха здесь восьмислоговые и семислоговые, что также характерно для хороводных и плясовых русских песен [8, с. 296]. Как указывает исследователь Т.В. Попова "одна из характерных черт, объединяющих все ритмические разновидности скорых хороводных и плясовых песен, заключается в постоянной устремленности их мелодического разбега к заключительному главному акценту

на последнем слоге напева" [Там же, с. 298]. В данном напеве мы видим также устремление к акцентированному заключительному тону а в конце строк. Звукоряд напева в 1 и 3 строках составляет пентахорд в сексте, а во 2 и 4 строках пентахорд в квинте. Заметим, что песня, по-видимому, появилась в репертуаре информанта под влиянием русских частушек, т.к. здесь видим дробление долей, которое варьируется от строки к строке:

Нотный пример 3

Следующий пример, записанный нами в 2014 году от Михайловой С.С., учителя эвенкийского языка, сочинен информантом на русский частушечный мотив (ПМ Кардашевской №2, расшифровка Л.И. Кардашевской). Здесь также идет устремление к основному тону "ре". Исполнительница во втором проведении основной мелодии дробит слабую долю, тем самым внося ритмическое разнообразие в узкообъемный напев (трихорд в терции) :

Нотный пример 4

-М),31

ж

/>ч-

т л — Ф- -

ф) Ф Б1 ф 1-рС 1 - Я - ф Л! # I, б! Ф 1-рс 1 - я - ли МОС-' га- ка - Мс 1 о Ф - Д1 ф 1-НГ а

^Г Ф л —ф Л —Ф — -ш т -

ту-ка нил-ва дьу-га-нил-ва ши-ка ни ту-кса-дьи-нга

Обратим внимание на песню "Гудее дуннэ" ("Земля наша прекрасная") на сл. А. Немтушкина, мел. Н. Биланина [6, с. 197-198]. Это наверное самая популярная и самая исполняемая песня у эвенков. В песне воспевается красота земли, природы. Мелодия песни сочинена учителем музыки-мелодистом, работавшим долгое время с самодеятельными ансамблями и солистами в Эвенкии, но в работе всегда опиравшимся на традиционную песенную культуру.

Здесь обращает на себя внимание пентатонный лад с субквартой ^1-Ь1-с2-ё2 -тетрахорд в квинте в запеве и g1-b1-c2-d2- f2-g2 - гексахорд в октаве в припеве).

Нотный пример 5

Мы взяли во внимание еще несколько песен, мелодии которых были сочинены мелодистом Н.Биланиным [11, с. 16-17, 24-25, 30-32]. В них выделяется пентатоника минорного наклонения, попевки выстроены в основном на тетрахордах (в квинте) или на трихордах в кварте. В ритмическом отношении во всех трех песнях на фоне движения ровными восьмыми и четвертными отмечается небольшое украшение в виде группировки восьмой и двух шестнадцатых. Приведем фрагменты песен:

Нотный пример 6

о - pop - ви оа - ка - ран эр - кэн би - ра - я - ду

В песне поется о буднях отца-оленевода и о приметах, которые замечает пастух по поведению оленей, то есть через текст песни таким образом из поколения в поколение передаются традиционные знания. Куплет это песни полностью построен на трихордовых попевках (des-es-ges, es-ges-as, b-des-es, as-b-des).

Нотный пример 7

В этой песне передается радость жителей поселка приезду охотников с богатой добычей пушнины, по поводу которого устроен праздник. В куплете отметим вопросно-ответную структуру, где первому предложению с нисходящим мелодическим движением противостоит восходящая мелодия. Попевки в основном трихордовые в диапазоне кварты, кроме первой (пентахорд в сексте).

Нотный пример 8

Песня "Эконда" (название поселка в Эвенкии) рассказывает о жителях поселка, которые живут с давних пор на истоках реки Вилюй, богатой рыбой, охотятся и занимаются разведением пушного зверя и оленей. В этой песне обращают на себя внимание широкообъемные попевки, преобладают тетрахорды в сексте и достигают диапазона септимы, но в то же время в припеве и в запеве, в окончаниях фраз повторяется попевка, основанная на трихорде в кварте (£-а8-Ь).

Как пишет А.М Айзенштадт, в современных песнях "оформляются новые интонационные комплексы, попевки, ладовые закономерности" [1, с.85], но в то же время мы бы отметили в них приемы вопросо-ответного строения, сохраняется внутрислоговая распевность, попевочный ладовый состав, все перечисленные признаки являются типичными и для старинных песен. И.И. Земцовский, выделяя в сущности фольклора такой момент как стабильность-мобильность пишет: "Сущность движения традиции состоит в уравновешенности, достигаемой ценой постоянной борьбы противоположных качеств, из которых важнейшие - устойчивость и изменчивость, стереотипность (формульность, клише) и существующая на ее основе импровизационность" [5, с. 63].

Современные песни практически невозможно анализировать в соответствии со стилистическими особенностями музыкального фольклора разных локальных групп, в связи с произошедшими изменениями социальной жизни: начиная с середины XX века из-за большого наплыва русского населения, появления теле- и радио передач и т.п. музыкальный фольклор эвенков начинает терять свои локальные особенности. Современные эвенкийские песни, перенимая многие черты советской массовой песни, становятся произведениями общеэвенкийскими, получая широкое распространение. Тем не менее в них можно узнать сохранившийся попевочный принцип, который уловили самодеятельные композиторы и попытались сохранить, пентатонный лад,

который является характерной особенностью эвенкийского мелоса, танцевальность напевов, которая лежит в основе практически каждого жанра эвенкийского музыкального фольклора и связана с родовой принадлежностью и т.п. Но также отметим и новые музыкальные признаки, становящиеся особенностями современных эвенкийских песен, это широкий мелодический диапазон, куплетные формы, гармоническое сопровождение и т.д.

Библиографический список:

1. Айзенштадт А.М. Песенная культура эвенков. - Красноярск, 1995. - 288

с.

2. Варламова Г.И. Обрядовый и песенный фольклор эвенков // Обрядовая поэзия и песни эвенков / Сост. Г.И. Варламова, Ю.И. Шейкин. - Новосибирск: Наука, 2014. — 0 с. + компакт-диск. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Т. 32).

3. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки ( XVIII-XX вв). - Л., 1969

4. Воскобойников М.Г. Эвенкийский фольклор. - Л., 1960.- 339 с.

5. Земцовский И.И. Народная музыка и современность // Современность и фольклор. Статьи и материалы. Сост. В.Е. Гусев, А.А. Горковенко. Отв.ред. В.Е. Гусев. - М.: Музыка, 1977. - С.28-75

6. Песни оленьего края: Песенник / Сост. П.Н. Старков, Н.С. Толбонова. -Якутск, 1987. - 232 с.

7. Поворознюк О.А. Забайкальские эвенки: социально-экономические и культурные трансформации в XX-XXI вв. - М.: ИЭА РАН, 2011. - 350 с.

8. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. - М., 1962. - 384

с.

9. Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний и песен : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Рос. ин-т истории искусств. - Санкт-Петербург, 2001. - 64 с.

10. Шейкин Ю.И. Эвенкийские песни и проблемы самодеятельного композиторского творчества // Эвенкийские песни / Ин-т проблем малочислен. народов Севера СО РАН; Сост. Н. Н. Биланин, А. Н. Мыреева; отв. ред. д. н. Ю. И. Шейкин. — Якутск: Офсет, 2005. — С.5-6

11. Эвенкийские песни / Ин-т проблем малочислен. народов Севера СО РАН; Сост. Н. Н. Биланин, А. Н. Мыреева; отв. ред. д. н. Ю. И. Шейкин. — Якутск: Офсет, 2005. — 88 с.,

12. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Серия: Библиотека коренных народов Севера. - М., 2005. - 465 с.

13. https://ich.unesco.org/en/interactive-atlas-00206;

14. http://www.unesco.org/new/ru;

15. https://www.kommersant.ru/doc/3917586

16. http://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 20.10.2017)

17. http://www.perepis-2010.ru (дата обращения: 01.09.2020)

III Международная научно-практическая конференция Полевые материалы:

18. ПМ Добжанской и Мыреевой, № 52/2. 1989 г., март-апрель. Тугуро-Чумиканчский и Аяно-Майский районы Хабаровского края. Фольклор эвенков записывался О.Э. Добжанской и А.Н. Мыреевой

19. ПМ №1 Кардашевской. Полевые материалы Л. И. Кардашевской. Эвенки, май 2014 год, работа с участниками фольклорного ансамбля «Нэнэкит» из Жиганского района, г. Якутск.

20. ПМ Кардашевской № 2. Полевые материалы Л. И. Кардашевской. Эвенки, июнь 2014 год, праздник «Бакалдын», г. Якутск.

21. ПМ Шейкина, № 38. 1986 г., июнь. Якутия: запись фольклора алданских эвенков. Комплексная экспедиция в рамках программы по организации издания серии ПФНСДВ под общим руководством А.Б. Соктоева и Н.В. Емельянова при участии звукооператора М.Л. Дидык, фотографа В.Т. Новиков, филологов-фольклористов: А.Е. Аникина, Г.И. Варламовой-Кэптукэ, А.Н. Мыреевой, Н.Я. Булатовой и группы музыковедов: В.С. Никифоровой, Т.И. Игнатьевой и Д.А. Сорокина. Маршрут: Якутск - Алдан - Хатыстыр и обратно.

УДК 159.923

Панова Татьяна Вячеславовна Panova Tatyana Vyacheslavovna

кандидат психологических наук, доцент PhD in psychology, Docent Ибрагимова Лилия Ильдаровна Ibragimova Liliya Ildarovna

Студент Student

Пензенский государственный университет

Penza State University

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF WOMEN IN CRISIS

SITUATIONS

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического изучения психологических характеристик женщин, переживающих кризисные ситуации. Рассмотрено субъективное отношение женщин к трудным жизненным ситуациям и определено, что различия в психологических характеристиках женщин, находящихся в кризисной ситуации, обусловлены субъективной оценкой тяжести кризисной ситуации. Психологическими характеристиками женщин, субъективно оценивающих кризисные ситуации, как тяжелые, являются более высокий уровень психологического стресса, фрустрации, тревожности и депрессии, в сравнении с женщинами, не воспринимающие кризисные ситуации как тяжелые.

Abstract: the article presents the results of an empirical study of the psychological characteristics of women in crisis situations. The article considers the subjective attitude of women to difficult life situations and determines that the differences in the psychological characteristics of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.