финансами со стороны Турции, не могло рассчитывать на подлинный прорыв в международном признании, что являлось, несомненно, важнейшей задачей и не только в плане внешнеполитической деятельности горских демократов. Отсутствие надежной опоры в попытках достижения данной цели обрекло деятелей Горской республики на постоянное лавирование и лихорадочные поиски поддержки самых разных кругов как в самой стране, так и за ее пределами. Попытка использовать изменившуюся ситуацию после поражения Четверного блока и завершения Первой мировой войны также не привела к прорыву во внешнеполитической сфере. Англия, на которую теперь делали ставку горские демократы, не намерена была, как и ее поверженные противники из числа Центральных держав, оказать бескорыстную поддержку устремлениям горских националистов. В лучшем случае, она намеревалась использовать их в овладении ключевыми позициями в таком чрезвычайно важном регионе, каким был Северный Кавказ. В дальнейшем эта позиция нашла отражение во взаимоотношениях Лондона и правительства Горской республики в ходе разгоравшейся гражданской войны в России.
Литература и источники
1. Гаджиев А.-Г. Горская республика 11 мая 1918 г. (Историческая правда и вымыслы) // История горских народов Кавказа (1917-1920) и независимая Горская республика 11 мая 1918 г.: сб. материалов науч.-практ. конф., г. Махачкала, 18-19 мая 1992 г. / сост. Г.И. Какагасанов, Д.Ш. Халидов. - Махачкала: Дагестан. науч. центр РАН, 1992. - С.24.
2. Амбарцумян К.Р. Северный Кавказ в системе международных отношений России в период революции 1917 г. и гражданской войны// Гражданская война на Северном Кавказе: грани осмысления. - Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. - С.7.
3. Вачагаев М.М. Союз горцев Северного Кавказа и Горская республика. История несостоявшегося государства. 1917-1920. -М., 2018.
4. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.) и Горская республика (1918-1920 гг.). Документы и материалы. - Махачкала, 1994.
5. Тахо-Годи А.А. Революция и контрреволюция в Дагестане. - Махачкала,1927.
6. Кажаров А.Г. Организация «Союз объединенных горцев» и сепаратизм на Северном Кавказе: предпосылки, движущие силы и итоги (1917-1919 гг.)// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2018. - Вып.1.
7. Гусейнова И.С. Проблема международного признания Горской республики// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т.7. - Вып.5-1.
8. Лобанов В.Б. Терское антибольшевистское восстание (июнь-ноябрь 1918 года): современный взгляд// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2012. - Т.18. №4. - С.50.
References and Sources
1. Gadzhiev A.-G. Gorskaya respublika 11 maya 1918 g. (Istoricheskaya pravda i vymysly) / Istoriya gorskih narodov Kavkaza (1917-1920) i nezavisimaya Gorskaya respublika 11 maya 1918 g.: sb. materialov nauch.-prakt. konf., g. Mahachkala, 18-19 maya 1992 g. / sost. G.I. Kakagasanov, D.Sh. Halidov. - Mahachkala: Dagestan. nauch. centr RAN, 1992. - S.24.
2. Ambarcumyan K.R. Severnyj Kavkaz v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij Rossii v period revolyucii 1917 g. i grazhdanskoj vojny// Grazhdanskaya vojna na Severnom Kavkaze: grani osmysleniya. - Vladikavkaz: SOIGSI VNC RAN, 2017. - S.7.
3. Vachagaev M.M. Soyuz gorcev Severnogo Kavkaza i Gorskaya respublika. Istoriya nesostoyavshegosya gosudarstva. 1917-1920. - M., 2018.
4. Soyuz ob"edinennyh gorcev Severnogo Kavkaza i Dagestana (1917-1918 gg.) i Gorskaya respublika (1918-1920 gg.). Dokumenty i materialy. -Mahachkala, 1994.
5. Taho-Godi A.A. Revolyuciya i kontrrevolyuciya v Dagestane. - Mahachkala,1927.
6. Kazharov A.G. Organizaciya «Soyuz ob"edinennyh gorcev» i separatizm na Severnom Kavkaze: predposylki, dvizhushchie sily i itogi (1917-1919 gg.)// Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. - 2018. - Vyp.l.
7. Gusejnova I. Problema mezhdunarodnogo priznaniya Gorskoj respublikiH Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. -2015. - T.7. - Vyp.5-1.
8. Lobanov V.B. Terskoe antibol'shevistskoe vosstanie (iyun'-noyabr' 1918 goda): sovremennyj vzglyad!! Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. - 2012. - T.18. №4. - S.50.
МАТИЕВ ТИМУР ХУСЕНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры «История», Ингушский государственный университет ([email protected]).
MATIEV, TIMUR H. - Ph.D. in History, Associate Professor Department of the History, Ingush State University ([email protected]).
УДК 94(47).084.6:211
НОВОСЁЛОВ А.Л., САЛЬНИКОВА А.А. «ПОП С КУЛАКОМ СВАРГАНИЛ "ЧУДО"»: АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА НА СТРАНИЦАХ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «ЮНЫЕ БЕЗБОЖНИКИ»
Ключевые слова: история детства, чудеса, антирелигиозная пропаганда, атеизм, «Юные безбожники», рубеж 1920-х -1930-х гг.
Статья посвящена особенностям антирелигиозной пропаганды в детской среде на рубеже 1920-х - 1930-х гг. На материале журнала «Юные безбожники» (1931 - 1933) исследуются практики развенчания и дискредитации религиозных «чудес», как среди детей, так и среди взрослых. При помощи публикаций журнала властные структуры стремились презентовать религиозные «чудеса» как обман, реализуемый церковными кругами в союзе с классовыми противниками советской власти.
Анализируется научно-популярный, художественный и практико-ориентированный материал журнала, который был направлен на выработку детского скептицизма в отношении сверхъестественных элементов религиозных воззрений детей и юношества, их родителей, особенно у деревенских жителей. Показано, что в журнальных статьях предпринималась попытка противопоставить религиозным «чудесам» достижения советского науки и общественного строя.
NOVOSELOV, A.L., SALNIKOVA, A.A.
"POPE WITH A FIST BUNGLED "MIRACLE": ANTI-RELIGIOUS PROPAGANDA IN THE PAGES OF THE
CHILDREN'S MAGAZINE "YOUNG GODLESS"
Keywords: childhood history, miracles, anti-religious propaganda, atheism, "Young godless", the boundary of1920s - 1930s.
The article is devoted to the features of anti-religious propaganda in children at the turn of the 1920s-1930s. On the material of the magazine "Young Godless" (1931-1933) it researches the practices of debunking and discrediting religious "miracles" both among children and adults. With the help of the magazine's publications, the authorities sought to present religious "miracles" as a deception implemented by church circles in alliance with class opponents of the Soviet power. It analyzed the popular-scientific, artistic, and practice-oriented material that was aimed at developing children's skepticism about the supernatural elements of the religious views of children and youth, their parents, especially among villagers. It shown that the journal articles attempt to contrast the achievements of Soviet science and social order with religious "miracles".
Детская периодическая печать занимает особое место среди источников советского периода. Журналы были каналом, по которому руководство страны пыталось транслировать государственную идеологию в адаптированной для детей форме. В сознании советского человека с детства должен был утвердиться образ «правильного» пионера, комсомольца и гражданина. Дидактическая направленность таких журналов делала их удобным орудием в борьбе со всем, что так или иначе не встраивалось в советскую идеологию. На рубеже 1920-х - 1930-х гг. главным идейным врагом советского государства стала религия.
В конце 1920-х гг. в советской школе вводится антирелигиозное воспитание. Оно подразумевало не просто популяризацию естественнонаучного знания, но и вовлечение юношества в борьбу с религией и церковью. Для этого первым делом организуется работа «взрослых» антирелигиозных организаций. На II съезде Общества друзей газеты «Безбожник», в июне 1929 г., утверждается новый Устав Союза воинствующих безбожников. Отныне перед Союзом ставится задача привлечения к антирелигиозной работе самых широких масс населения, в том числе детей. С этого времени в СССР с новой силой разворачивается детское безбожное движение [1, с.201].
В 1929 - 1932 гг. повсеместно в школах создаются антирелигиозные кружки и ячейки. Атеистическая пропаганда в них регулировалась при помощи периодической печати. Основные программы для работы школьных антирелигиозных кружков публиковались в журнале Союза воинствующих безбожников «Антирелигиозник». Но требовалась разработка новых изданий, адаптированных для детей и совмещающих научно-популярную и агитационную тематики.
С 1931 по 1933 г. в Москве издавался журнал «Юные безбожники». Именно этот детский иллюстрированный журнал получил широкое распространение среди школьных антирелигиозных кружков. Несмотря на то, что журнал позиционировался как продукт антирелигиозного творчества самих детей (в первом номере журнала в обращении к читателям сказано: «Распространяйте свой журнал, сами пишите в него, читайте его верующим» [2]), редакторами и авторами статей выступали видные представители советского антирелигиозного движения - И.А. Флеров, Н.К. Амосов, А. Смирнов, С. Капырина, С. Шерко и др. Из крупных детских писателей того времени издателям удалось привлечь к работе в журнале только Л.А. Кассиля [1, с.228].
Журнал «Юные безбожники» характеризовался широким содержанием: от истории религии и атеизма, естествознания, техники до атеистического движения среди юношества в СССР и за рубежом [3]. В структуру каждого номера входили следующие отделы: Очередные задачи детского безбожного движения; За рубежом; Антирелигиозная работа во 2-ой пятилетке; За марксистско-ленинское мировоззрение; Юные безбожники за работой; Литературно-художественный материал; Досуг юного безбожника; Книжная полка. Как видно из содержания, журнал был призван не только расширить кругозор и знания юных безбожников, но и помочь им в организации работы антирелигиозного кружка, подсказать способы и приёмы ведения атеистической пропаганды.
Как и любое советское периодическое издание, журнал «Юные безбожники» отличался своей двузначностью, совмещая в себе фактическую (псевдофактическую) информационную и
81
интерпретативную функции [4]. В случае с «чудесами», информационный потенциал был всецело подчинен систематическому и целенаправленному манипулированию детским сознанием, что, кстати говоря, не так сложно было сделать, учитывая, хотя и коррелирующий с реальной действительностью, но все же мифологически-фантазийный характер детского восприятия.
«Юные безбожники» ежемесячно издавались в течение двух лет. В начале 1933 г. вышел последний номер. Однако, несмотря на недолгий срок своего существования, в журнале запечатлелись основные формы и особенности советского антирелигиозного воспитания подрастающего поколения.
Наиболее устойчивым проявлением религиозных предрассудков, с точки зрения авторов журнала, являлась вера в чудеса. Юным читателям предлагалось классическое марксистско-ленинское понимание этой важнейшей составляющей любой религии: неспособность человека объяснить явления природы заставляла его верить в чудеса как проявления высших сил.
Тема чудес затрагивалась почти в каждом номере журнала. Развенчание и дискредитация религиозных чудес, наравне с обесцениванием религиозных праздников, должны были стать одним из центральных направлений работы детских антирелигиозных кружков.
Одной из главных функций журнала являлась методическая помощь в организации антирелигиозной пропаганды. Предполагалось, что борьба с религией должна быть повседневной и не ограничиваться только антипасхальной и антирождественской кампаниями [5].
Для этого, во-первых, обосновывалась необходимость постоянного функционирования школьного антирелигиозного кружка. Такой кружок рассматривался как «кузница кадров» -агитаторов и пропагандистов, готовых к распространению антирелигиозных знаний среди младших школьников, их родителей, рабочих промышленных предприятий, колхозников и всего населения в целом [7]. Тематика занятий кружка включала вопросы о происхождении религии, о религиозных праздниках и обрядах, о роли науки в борьбе с религией и т.д. [6].
Во-вторых, важным местом антирелигиозной пропаганды становились летние лагеря. «Деревня оставалась главным хранителем религиозных предрассудков», поэтому безбожникам следовало устраивать встречи с колхозниками. Одной из тем таких встреч было развенчание чудес. «Безбожники» показывали спектакли с химическими опытами [7, с. 16-19]. Разоблачение «поповской механики» заключалось в том, что ребята демонстрировали колхозникам самовозгорание свечей, обновление икон [8], превращение воды в кровь, раскрывали сущность нерукотворного образа Христа и т.д. [9]. Докладчик, объясняя «чудеса без чудес», приводил примеры из местной жизни, подготовив их заранее. К таким вечерам «безчудесных чудес» могли привлекаться лагерный врач и санитарное звено, чтобы с медицинской точки зрения объяснять ложность чудес исцеления и воскресения мёртвых [8]. Рецепты и реактивы для химических опытов брались у учителя-химика [9].
«Безбожные вечера» с развенчанием чудес особенно впечатляли деревенских детей, которым в простой и доступной форме их же сверстники объясняли непонятные явления. Это способствовало налаживанию контактов между пионерскими организациями города и деревни, но все-таки деревенским антирелигиозным детским кружкам не хватало знаний и подготовки в борьбе с верой в чудеса [10].
Немаловажное место в деле борьбы с верой в чудеса занимала работа в семье. В ответе на письмо некоего мальчика Пети в редакцию журнала юные безбожники рекомендовали разъяснить родителям, что религия - «это вера в несуществующее». Петю призывали действовать «наглядными и убедительными фактами»: «... проделай несколько опытов с обновлением иконы и самовозжением свечей. Разъясни и покажи, как попы делают различные чудеса». Описание опытов предлагалось искать в книге С. Глязера «Досуг безбожника» (1930) [11].
Антирелигиозная деятельность юношества, по мнению авторов журнала, должна была носить практический характер, не ограничиваясь одними беседами с верующими. Например, в журнальных статьях доказывалось, что религия наносит вред здоровью ребенка: «небылицы о чудесах», аде и прочее отражаются на впечатлительных детях, что ведёт к нарушению сна и неврозам. Поэтому журнал пропагандировал здоровый образ жизни, необходимость соблюдения санитарных правил и зарядку [12]. Юные безбожники должны были утверждать культ науки в противовес вере в чудеса. Для борьбы со знахарством и колдовством среди юных безбожников организовывались кампании по изучению и сбору лекарственных трав [13]. Вера в действенность
святой воды и молебнов для исцеления животных опровергалась практическими знаниями в области ветеринарии [14].
В разделе журнала «Страничка детского творчества» встречаются «детские тексты», написанные в откровенно антирелигиозном, «античудесном» духе. Одним из самых ярких примеров является стихотворение «Чудо»: «Народ все менее молиться стал. И вот, чтоб в церкви люда больше было, Поп с кулаком сварганил «чудо». Простерши руки, поп На матерь божью показал И возопил: «Смотрите, все смотрите, За ваши, грешники, грехи Святая мать слезу роняет». И впрямь, у богородицы по лику «Святые слезы» ливнем льются. Но тут наверно гвоздь сорвался -И со стены икона вдруг упала, И видит люди: в стене две дырки И там бутылок горлышки торчат -То «слезы пресвятой Марии» [15].
В этом стихотворении неизвестного четвероклассника отразились основные постулаты безбожников в отношении чудес: классовая сущность религии («поп с кулаком») и утилитарность чудес («чтоб в церкви люда больше было»). Использованы приёмы, характерные для большинства подобных текстов журнала, - развенчание чуда в комических обстоятельствах, пунктуационный акцент (всё, что связано с чудесами, выделяется кавычками).
В духе этого стихотворения написан и рассказ пятиклассницы В. Шориковой «Чудотворная икона». Обретение иконы Богородицы и вера в её чудотворную силу, пишет девочка, были в интересах попов и монахов, которые, «видя, что народ почти перестал ходить в церковь, решили сделать "чудо", чтобы поднять веру в бога и тем поправить свои денежные дела» [16].
«Детское» авторство упомянутых выше текстов трудно подтвердить или опровергнуть. Впрочем, обращает на себя внимание то, что эти, как и многие другие опубликованные в журнале якобы «детские» тексты были написаны вполне «взрослым» языком.
Явно «детским» разделом журнала «Юные безбожники» был раздел «Досуг юного безбожника», предлагавший бороться с религиозными «чудесами» в игровой форме. Например, игра «Заколдованный круг» была нацелена на то, чтобы показать, что веру в сверхестественные силы порождает неграмотность, нежелание размышлять над непонятными явлениями. Круг, нарисованный мелом на асфальте, по условиям игры нельзя «переходить». Дети должны догадаться, что его можно переползти, перепрыгнуть или перебежать [17].
Юных безбожников требовалось вооружить знаниями, которые необходимы в антирелигиозной работе. Для этого в журнале размещались научно-популярные статьи, в которых раскрывалась сущность веры в богов, опровергались знамения и чудеса, дискредитировались религиозные праздники.
Во всех таких статьях религия позиционировалась как орудие эксплуататорского класса, нацеленное на саботаж коммунистического строительства. Со страниц журнала представала картина «пьяных религиозных праздников» - так кулаки и священники срывали работу фабрик и заводов, подрывали авторитет колхозов, агитировали против советской власти [18]. Особой критике подвергались «чудесные» элементы христианских праздников. Нетленные мощи Сергия Радонежского, обретение которых празднуется верующими в начале июля, на страницах журнала называлось обманом; чудеса от «крашеной доски» (Казанской иконы Божьей Матери), по мнению авторов статей, «придумывались или инсценировались» [19].
Важно обратить внимание на то, что авторы журнала показывали преемственность христианства от язычества. «Чудесный» мир язычества гораздо богаче и понятнее христианского, и потому он был ближе как детям, так и деревенским жителям. Поэтому если для старшего поколения верующих требовалось опровергнуть догматические положения христианства
(существование Бога, вера в святых и т.д.), то для детей и подростков достаточно было объяснить широко известное «чудесное»: леший - на самом деле филин, кикиморы - лесные звери, русалки - эффект, создаваемый рыбами и туманом над рекой [20]. Верить в лешего, бабу ягу, кощея бессмертного - смешно, утверждал журнал, т.к. все, особенно дети школьного возраста, знают, что это персонажи сказок. Попадая в один ряд с этими сказочными героями, подвергались осмеянию и христианские святые.
Всем чудесам религии в журнале противопоставлялась наука. Например, с научной точки зрения объяснялся феномен воскресения из мёртвых [21], при помощи знаний астрономии опровергались знамения [22]. В статье «Религия и медицина» автор доказывал, что религия объясняет болезни «чудесным» вмешательством сверхъестественных сил, а наука -естественными причинами [23]. Другими словами, если причины болезни в религии чаще всего персонифицированы богом или бесам, то советская медицина к ним относила «плохие условия труда и быта», которые частично создавались церковью, выступающей «за старый быт, за грязь и безграмотность, за единоличную деревню против колхозов». «Кроме того, - добавлял автор, -многие церковные обряды и обычаи способствуют появлению и распространению болезней» [23]. Таким образом, утверждалось, что священники и попы, как бесы и антихрист, могут вызывать болезни у советского человека. Лечение - усиленное жилищное строительство в СССР, развитие мер охраны труда, т.е. создание благоприятных условий. На этом уровне прочтения статей журнала вскрывается главная цель авторов - замена религиозного чуда «советским чудом».
Авторы акцентировали внимание на достижениях советского общественного строя и советской науки, подчёркивая их удивительность: «.пролетариат уже одержал такие победы <.. > над силами природы, что они могут действительно казаться чудесами тем, кто сохранил ещё привычку называть чудом невиданные и непонятные ему явления» [24]. Если «чудеса» презентовались как пережиток прошлого, то вся советская действительность была направлена в будущее, на строительство нового идеального общества. В этом отношении для антирелигиозной пропаганды было характерно противопоставление веры в сверхъестественные силы не только науке, но и прогрессу [25].
Если место «устаревших» чудес занимала наука, то места «чудотворцев» занимали выдающиеся советские политические деятели. Интересно отметить, что своеобразным «советским чудотворцем» на страницах журнала предстаёт В.И. Ленин. Так, рассказ Д. Долева «Пелена с глаз упала» в определённой степени построен по агиографическим канонам. Во-первых, в рассказе фигурируют «больные» - мужики-крестьяне, одурманенные религией, с «пеленой на глазах». Во-вторых, есть «целитель» - Ленин, который объяснил пришедшим к нему крестьянам, почему не верит в Бога. После развенчания Лениным сущности религии, по словам автора рассказа, людей словно подменили: «Лица светятся какой-то новой мыслью, удивлением и благоговением . Теперь прозрели. Ровно пелена с глаз упала! Слепые были, как кроты» [26]. Безусловно, в рассказе нет ничего чудесного, но сама форма повествования отсылает читателя к житиям святых, конструируя образ «советской святости».
Борьба с верой в чудеса на страницах журнала «Юные безбожники» разворачивается именно на литературно-художественном поле. Такой подход был характерен во многом для всей советской детской периодики рассматриваемого периода. К примеру, занимательные истории с наглядной демонстрацией абсурдности религии юные советские читатели могли увидеть на страницах «Пионерской правды» второй половины 1920-х гг. [27]. Рассказы - оптимальная форма подачи материала для юного читателя, но на страницах советской периодики они всегда содержали определённый подтекст, направленный на атеистическую пропаганду и агитацию.
Религиозные чудеса в литературно-художественных рассказах компрометировались путём конструирования негативного образа их проводника - попа, муллы, шамана, знахарки. Сюжеты таких рассказов простые и однообразные. События чаще всего происходят в сельской местности, где вера в магию и чудеса наиболее сильна. «Чудотворец», выступая на стороне эксплуататорского класса, с позиции авторов, обманывает обывателей «фокусами»: слезотечением икон, целительной водой, самовозгоранием свечей, нетленными мощами и т.д. Такой образ в журнале мог быть представлен персонажем от комичной старухи-знахарки до хитрого муллы [28, 29, 30, 31, 32].
Попам и знахаркам в художественных рассказах журнала противостояли безбожники -пионеры, комсомольцы, учёные, туристы [31, 32, 33, 34]. При помощи этих персонажей до юных
читателей доводился «правильный» образ советского атеиста, который не просто отрицал возможность чудес, но всегда был готов развенчать их и объяснить. При этом главным орудием безбожника являлось высмеивание и обманщика-чудотворца, и его жертвы - человека, верящего в чудеса. Яркий образ такого суеверного человека представлен в рассказе И. Загряцковой «Чудесные голоса». В компании кладбищенского сторожа люди обсуждают «чудо» - загробные голоса. Среди слушающих - «слесарь, который любит выпить и про чудеса слушать» [35].
Подводя итог, следует отметить, что на страницах детского журнала «Юные безбожники» антирелигиозная пропаганда, направленная на борьбу с верой в чудо, велась на нескольких уровнях прочтения. На первом уровне прочтения статей журнала можно выделить три направления «античудесной» агитации:
1) Через доступные и увлекательные художественные рассказы юным читателям демонстрировалась ложность религиозных чудес, их обращённость в прошлое и несостоятельность перед лицом элементарной логики.
2) В научно-популярных статьях чудеса опровергались с научной точки зрения.
3) Уже завербованным безбожникам давались различные методические рекомендации по организации борьбы с верой в чудеса, как части антирелигиозной пропаганды в школе, семье и деревне.
На втором уровне прочтения вскрывается стремление авторов журнала противопоставить религиозным чудесам достижения советской науки и общественного строя. Чудеса предстают как пережиток прошлого, а наука - как двигатель прогресса. Проводники чудес (попы, шаманы, знахарки) приравниваются к классовым врагам, в частности, к кулачеству. Разоблачают чудеса и утверждают культ науки юные советские атеисты - пионеры и комсомольцы. Именно они должны были доказать главным «потребителям» чудес - сельским обывателям, недалёким старушкам, суеверным родителям - что удивляться следует не чудесам, а тому «чудесному и «удивительному», чего уже достигло Советское государство.
Литература и источники
1. Шевченко В.А. Юные безбожники против пионеров. - М., 2009.
2. Юные безбожники. - 1931. - № 1. - С.2.
3. Атеистический словарь. - М., 1986. URL: https://ateism.academic.ru/21849/ «ЮНЫЕ_БЕЗБОЖНИКИ». (дата обращения: 14.02.2020).
4. См. напр.: СальниковаА.А., ХамитоваЖ.А. Журнал «Советская игрушка» как источник по истории советского детства 30-х гг. ХХ в. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 155. - № 3-1. - С. 200-211.
5. Глязер С. Безбожник-затейник // Юные безбожники. - 1931. - № 1. - С. 30.
6. Вакурова А. Как работать антирелигиозному кружку // Юные безбожники. - 1931. - № 9. - С. 24.
7. Капырина С. Подведём итоги летней работы // Юные безбожники. - 1932. - № 9.
8. Капырина С. Готовимся // Юные безбожники. - 1932. - № 5. - С. 11-13.
9. Амосов Н. Летняя работа юных безбожников // Юные безбожники. - 1931. - №3-4. - С. 22.
10. Макарова Ю.В. Антирелигиозное воспитание пионеров в 1920-х гг. в СССР // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 3. - С. 356-357.
11. Бинкевич Е. Как работать в семье // Юные безбожники. - 1932. - №2. - С. 24.
12. Сегал А. Зимняя зарядка // Юные безбожники. - 1932. - № 9. - С. 22-24.
13. МансветовВ. За сбор лекарственных трав и растений // Юные безбожники. - 1931. - № 3-4. - С. 32-34.
14. Арсен Н. Юные безбожники в борьбе с болезнями домашних животных // Юные безбожники. - 1931. - № 3-4. - С. 51-52.
15. Чудо // Юные безбожники. - 1932. - № 5. - С. 37.
16. Шорикова В. Чудотворная икона // Юные безбожники. - 1932. - № 10. - С. 30.
17. Торен Т. Заколдованный круг // Юные безбожники. - 1931. - № 3-4. - С. 51.
18. Небесных громовержцев в отставку // Юные безбожники. - 1932. № 7-8. - С. 20.
19. Шишаков В. О летних христианских религиозных праздниках // Юные безбожники. - 1932. - № 3-4. - С. 19.
20. Градов Г. Ночные страхи леса // Юные безбожники. - 1931. - № 3-4. - С. 35-37.
21. Брук Г. Могут ли воскресать люди // Юные безбожники. - 1931. - № 1. - С.18-19.
22. В.М. Под летним звездным небом // Юные безбожники. - 1931. - № 7-8. - С. 35-39.
23. Сегал. Религия и медицина // Юные безбожники. - 1931. - № 10. - С. 2-23.
24. Окунев Я. Мы покоряем природу // Юные безбожники. - 1932. - № 10. - С. 25.
25. Рожков А.Ю. «Бог есть, но я в него уже не верю»: детские религиозные / антирелигиозные представления и практики в 1920-е годы // Культурная жизнь Юга России. - 2012. - № 4 (47). - С. 89.
26. Долев Д. Пелена с глаз упала // Юные безбожники. - 1932. - № 1. - С. 7.
27. Сальникова А.А., Корнюшкина К.А. «Мы ребята молодцы, пионеры-ленинцы!»: формирование образа «идеального» советского ребенка на страницах газеты «Пионерская правда» (вторая половина 1920-х - начало 1930-х гг.) // Гуманитарные науки в XXI веке: научный Интернет-журнал. - 2017. - № 9. - С. 77.
28. Шерко С. Комочек мокрого снега // Юные безбожники. - 1932. - № 1. - С. 27.
29. Шерко С. Волос удавленника и ногти братца Чурикова // Юные безбожники. - 1932. - № 1. - С. 28.
30. Флеров И. О кумышах, старухах, шаманах, каких я видел на Алтае // Юные безбожники. 1932. - № 7-8. - С. 28-30.
31. А.С. Чудо муллы Абдусаляма // Юные безбожники. - 1931. - № 7. - С. 13-17.
32. Кассиль Л. Камушки и кумушки // Юные безбожники. - 1931. - № 10. - С. 24-25.
33. ШиголевА. Погода и религия // Юные безбожники. - 1932. - № 5. - С. 33-35.
34. Градов Г. Голый человек // Юные безбожники. - 1932. - № 7-8. - С. 16-19.
35. Загряцкова И. Чудесные голоса // Юные безбожники. - 1931. - № 2. - С. 11-14.
References and Sources
1. Shevchenko V.A. Yunye bezbozhniki protiv pionerov. - M., 2009.
2. Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 1. - S.2.
3. Ateisticheskij slovar'. - M., 1986. URL: https://ateism.academic.ru/21849/ «YUNYE_BEZBOZHNIKI». (data obrashcheniya: 14.02.2020).
4. Sm. napr.: Sal'nikova A.A., Hamitova Zh.A. Zhurnal «Sovetskaya igrushka» kak istochnik po istorii sovetskogo detstva 30-h gg. HKH v. // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2013. - T. 155. - № 3-1. - S. 200-211.
5. Glyazer S. Bezbozhnik-zatejnik // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 1. - S. 30.
6. Vakurova A. Kak rabotat' antireligioznomu kruzhku // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 9. - S. 24.
7. Kapyrina S. Podvedyom itogi letnej raboty // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 9.
8. Kapyrina S. Gotovimsya // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 5. - S. 11-13.
9. Amosov N. Letnyaya rabota yunyh bezbozhnikov // Yunye bezbozhniki. - 1931. - №3-4. - S. 22.
10. Makarova Yu.V. Antireligioznoe vospitanie pionerov v 1920-h gg. v SSSR // Prepodavatel' XXI vek. - 2015. - № 3. - S. 356-357.
11. Binkevich E. Kak rabotat' v sem'e // Yunye bezbozhniki. - 1932. - №2. - S. 24.
12. Segal A. Zimnyaya zaryadka // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 9. - S. 22-24.
13. Mansvetov V. Za sbor lekarstvennyh trav i rastenij // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 3-4. - S. 32-34.
14. Arsen N. Yunye bezbozhniki v bor'be s boleznyami domashnih zhivotnyh // YUnye bezbozhniki. - 1931. - № 3-4. - S. 51-52.
15. Chudo // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 5. - S. 37.
16. Shorikova V. Chudotvornaya ikona // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 10. - S. 30.
17. Toren T. Zakoldovannyj krug // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 3-4. - S. 51.
18. Nebesnyh gromoverzhcev v otstavku // Yunye bezbozhniki. - 1932. № 7-8. - S. 20.
19. SHishakov V. O letnih hristianskih religioznyh prazdnikah // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 3-4. - S. 19.
20. Gradov G. Nochnye strahi lesa // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 3-4. - S. 35-37.
21. Bruk G. Mogut li voskresat' lyudi // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 1. - S.18-19.
22. V.M. Pod letnim zvezdnym nebom // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 7-8. - S. 35-39.
23. Segal. Religiya i medicina // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 10. - S. 2-23.
24. Okunev Ya. My pokoryaem prirodu // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 10. - S. 25.
25. Rozhkov A.Yu. «Bog est', no ya v nego uzhe ne veryu»: detskie religioznye / antireligioznye predstavleniya i praktiki v 1920-e gody // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. - 2012. - № 4 (47). - S. 89.
26. Dolev D. Pelena s glaz upala // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 1. - S. 7.
27. Sal'nikova A.A., Kornyushkina K.A. «My rebyata molodcy, pionery-lenincy!»: formirovanie obraza «ideal'nogo» sovetskogo rebenka na stranicah gazety «Pionerskaya pravda» (vtoraya polovina 1920-h - nachalo 1930-h gg.) // Gumanitarnye nauki v XXI veke: nauchnyj Internet-zhurnal. - 2017. -№ 9. -S. 77.
28. Sherko S. Komochek mokrogo snega // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 1. - S. 27.
29. Sherko S. Volos udavlennika i nogti bratca Churikova // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 1. - S. 28.
30. Flerov I. O kumyshah, staruhah, shamanah, kakih ya videl na Altae // Yunye bezbozhniki. 1932. - № 7-8. - S. 28-30.
31. A.S. Chudo mully Abdusalyama // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 7. - S. 13-17.
32. Kassil' L. Kamushki i kumushki // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 10. - S. 24-25.
33. Shigolev A. Pogoda i religiya // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 5. - S. 33-35.
34. Gradov G. Golyj chelovek // Yunye bezbozhniki. - 1932. - № 7-8. - S. 16-19.
35. Zagryackova I. Chudesnye golosa // Yunye bezbozhniki. - 1931. - № 2. - S. 11-14.
НОВОСЁЛОВ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ - соискатель Казанского (Приволжского) федерального университета. САЛЬНИКОВА АЛЛА АРКАДЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета (Alla. [email protected]).
NOVOSELOV, ALEXANDER L. - Applicant for the Kazan (Volga) Federal University ([email protected]). SALNIKOVA, ALLA A. - Doctor of History, Professor, Kazan (Volga Region) Federal University ([email protected]).
УДК 94(470):623.1/3
КИРЕЕВ С.В.
БЕРЕГОВАЯ БАТАРЕЯ № 328 СУЧАНСКОГО СЕКТОРА БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ ГЛАВНОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА «ВЛАДИВОСТОК» (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)2
Ключевые слова: береговая оборона, крепость Владивосток, Сучанский сектор береговой обороны главной военно-морской базы тихоокеанского флота, береговая батарея, 100-мм орудие Б-24БМ.
В статье на примере береговой батареи № 328 рассматриваются вопросы строительства береговой обороны на дальневосточных рубежах СССР в период 1932-1945 годов. Освещено видение советскими военными способов обеспечения береговой обороны ввиду потенциальной угрозы нападения со стороны Японии. Рассмотрены основные типы фортификационных сооружений, разработанных советскими фортификаторами для береговых батарей в калибре 100-мм. Показано, что береговая батарея N° 328 расположена непосредственно на мысе Оларовского, что позволяет ей контролировать
2 Автор выражает благодарность за оказанную техническую помощь в исследованиях заместителю директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Находки, руководителю объединения Прим-Поиск В.В. Анохину, а также В.И. Калинину за редакторскую правку статьи.