Научная статья на тему 'Поощрительный метод правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних'

Поощрительный метод правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2366
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПООЩРЕНИЕ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ENCOURAGEMENT / INCENTIVE METHOD / MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабаева Ольга Александровна

Представлен анализ применения поощрительного метода правового регулирования в отношении несовершеннолетних в различных сферах общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Incentive Method of Legal Regulation of the Public Relations with Participation of Minors

The analysis of application of an incentive method of legal regulation concerning minors in various spheres of public life is presented in the scientific article.

Текст научной работы на тему «Поощрительный метод правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних»

УДК 340.12

поощрительный метод правового регулирования общественных отношений

с участием несовершеннолетних

© Шабаева О. А., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Представлен анализ применения поощрительного метода правового регулирования в отношении несовершеннолетних в различных сферах общественной жизни.

Ключевые слова: поощрение; поощрительный метод; несовершеннолетние.

Особую актуальность приобретает применение поощрительного метода правового регулирования в условиях совершенствования институтов гражданского общества и правового государства, решения значимых задач социального развития, обеспечения надежности и устойчивости функционирования общественных отношений. Стимулирующие юридические средства (поощрения, льготы) играют существенную роль в поддержании авторитета власти, стабильности общественного порядка, сглаживании возникающих социальных конфликтов путем согласования, гармонизации существующих законных интересов и потребностей, приведения конкуренции между субъектами в разумные рамки. В теории государства и права под поощрительным методом правового регулирования понимается метод, побуждающий субъектов к совершению определенных действий, полезных с точки зрения общества и государства, путем создания заинтересованности в получении дополнительных благ.

Несмотря на то что на современном этапе развития научной мысли отечественной наукой накоплен богатейший опыт по проблеме применения поощрительного метода, не раскрытым полностью остается вопрос применения поощрения в отношении несовершеннолетних, не определены его роль, место и детерминирующее влияние на несовершеннолетних.

Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН, предусмотрено, что государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соот-

ветствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха (ст. 31) [1]. Нельзя забывать, что различие между несовершеннолетними и взрослыми имеет не столько количественный, сколько качественный характер. Несовершеннолетние — это особая категория субъектов права, так как они максимально подвержены внешнему влиянию и в силу неустоявшейся психики специфически воспринимают методы правового регулирования. В связи с этим понимание проблематики применения поощрительного метода правового регулирования к несовершеннолетним предполагает наличие специальных знаний и опыта, отличных от тех, которые применимы к взрослым лицам.

Применение поощрительного метода правового регулирования в отношении несовершеннолетних прослеживается в конституционной, гражданско-правовой, уголовно-исполнительной, образовательной, а также в иных сферах общественной жизни.

Молодежные и детские общественные объединения — это одно из социальных и педагогических открытий XX в. Молодежное движение в той или иной степени развито в любом государстве, поскольку нет такой реальной политической, государственной, религиозной, общественной силы, которая не стремилась бы культивировать у молодого поколения определенные идеологические устои, помогающие этой силе сохраняться и переходить из поколения в поколение.

Основной потребностью, реализуемой юными гражданами нашей страны в результате участия в современных детско-юношеских организациях, является потребность в

принадлежности к определенной социальной общности. Выраженность других потребностей зависит от уровня социально-психологического развития детской или молодежной организации. Так, в организации с более высоким уровнем развития можно наблюдать стремление к активному внутригрупповому сотрудничеству, принятие решений управленческой командой.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» в ст. 19 предусматривает, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. При этом членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет; членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет (ст. 19) [2]. В данном случае законодатель, снижая возрастное ограничение, поощряет юных граждан наделением «досрочно» правом на объединение.

При этом в отдельных субъектах РФ предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений. Так, в Томской области действует Закон «О государственной поддержке межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области» [3].

Закон предусматривает, что государственную поддержку могут получить проекты (программы) молодежных и детских объединений, предполагающие: вовлечение детей и молодежи в занятие наукой и творческим исследованием, стимуляцию их разностороннего образования, создание условий для развития особо одаренных детей и молодежи, организацию развивающих игр и интеллектуальных лабораторий; укрепление здоровья, формирование и пропаганду здорового образа жизни, создание условий для физического и духовного совершенствования детей и молодежи; осуществление деятельности в области художественного и прикладного творчества детей и молодежи, художественной культуры; осуществление деятельности в области защиты окружающей среды и экологии детскими и молодежными объединениями; развитие средств массовой информации для детей и молодежи, молодежных и детских объединений; организацию детского и молодежного туризма, в том числе международ-

ного; патриотическое воспитание детей и молодежи, знакомство с культурно-историческим наследием родного края, развитие краеведческой работы, сохранение и восстановление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; развитие правовой культуры детей и молодежи; решение социальных проблем детей и молодежи, создание психологических служб, систем адаптации и реабилитации отдельных категорий детей и молодежи в современном обществе, а также развитие движения милосердия в детской и молодежной среде; создание условий для получения информации и знаний в области экономики, ориентация детей и молодежи в современной экономической ситуации, развитие молодежного предпринимательства, организация профессиональной подготовки и переподготовки, трудоустройства молодых специалистов, создание условий для развития движения студенческих отрядов; развитие молодежного и детского добровольчества; развитие межнационального и межконфессионального взаимодействия в детской и молодежной среде.

Помимо этого Законом «О государственной поддержке межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области» в целях поддержки деятельности молодежных и детских объединений их руководители, члены и участники могут награждаться почетной грамотой администрации Томской области, почетной грамотой Законодательной думы Томской области, почетной грамотой Молодежного парламента Томской области, им может быть объявлена благодарность губернатора Томской области, а также отмечаться иными поощрениями.

Конституция РФ гласит, что гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности по достижении восемнадцати лет (ст. 60) [4]. С этим возрастом закон связывает и наступление в полном объеме гражданской дееспособности. В какой-то момент законодатель осознает, что определенная часть молодого населения страны способна активно участвовать в общественных отношениях, а значит, возникла потребность в их регулировании. Так, ст. 27 Гражданского кодекса РФ предусмотрен институт эмансипации, по которому несовершеннолетний, достиг-

ший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью [5]. При этом родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Потребность в досрочном признании подростка самостоятельным участником гражданских правоотношений обусловлена действительностью, которая требует от современного человека быть успешным, достойным членом общества, воля которого направлена на построение высокоразвитой державы. Для достижения этой цели государство формулирует общественную волю путем издания или санкционирования общеобязательных норм, призванных регулировать общественные отношения. Регулирование рыночных отношений и, как следствие, возможность эмансипации лица есть не что иное, как проявление уровня культуры, достигнутого современностью и оказывающего влияние на общественные отношения.

Для гражданина, осуществляющего трудовую или предпринимательскую деятельность, государство установило в качестве поощрения возможность быть вовлеченным в гражданский (предпринимательский) оборот досрочно, не дожидаясь наступления совершеннолетия. Эмансипация есть правовое явление, посредством которого происходит не только преобразование правового, но и социального статуса личности, его места в обществе. Предприниматель относится к классу людей, выполняющих определенные социальные функции. Социальный фактор, присущий человеку, объясняет генезис такого правового явления, как эмансипация, которая в свою очередь дает несовершеннолетнему «предпринимателю» колоссальный рост по социальной лестнице, отличает его от всех других несовершеннолетних по своему общественному положению.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным могут применяться специальные меры поощрения: пре-

доставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии; предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные (ст. 134) [6].

Факт добросовестного отношения осужденного несовершеннолетнего к труду и учебе обязательно учитывается как при решении вопроса о переводе его из обычных условий в облегченные, так и при применении к нему мер поощрения. Добросовестное отношение к труду включает в себя комплекс признаков, которые свидетельствуют о стремлении осужденного приобрести трудовые навыки, выполнять нормы выработки, соблюдать трудовую дисциплину.

Положительное отношение несовершеннолетнего осужденного к учебе проявляется в его стремлении к знаниям, добросовестном и систематическом выполнении домашних заданий, участии во внеурочных мероприятиях. При этом полученные осужденным оценки не должны играть ведущую роль, поскольку у подавляющего большинства несовершеннолетних осужденных отмечаются отставание в учебе, значительные пробелы в знаниях, низкие способности к их усвоению.

Специфической мерой поощрения служит право на посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий осужденными в сопровождении сотрудника колонии. При реализации этого права существует известная доля риска, что осужденный несовершеннолетний воспользуется ситуацией в целях уклонения от дальнейшего отбывания наказания. Однако экспериментальная практика проведения таких мероприятий показывает, что доверие высоко ценится осужденными и имеет существенный воспитательный эффект. При такой ситуации попытки уклониться от отбывания лишения свободы крайне редки, поскольку предупреждаются и пресекаются не только воспитателями, но и самими осужденными.

Другой специфической поощрительной мерой является предоставление осужденным права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других

близких родственников. Общение с родственниками на свободе тоже высоко оценивается осужденными, приносит ощутимые позитивные результаты в исправлении несовершеннолетних.

Мера поощрения в виде досрочного освобождения из дисциплинарного изолятора, учитывая особенности психики несовершеннолетнего осужденного, стимулирует его к деятельному раскаянию в совершенном нарушении и возвращению на путь исправления.

Помимо этого к несовершеннолетним осужденным, как и ко взрослым осужденным, могут быть применены такие меры поощрения, как благодарность, награждение подарком, денежная премия, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания, разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до 1500 руб. на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца, досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

В связи с этим П. В. Гурьевских отмечает, что меры поощрения являются важным стимулирующим фактором всей системы исправления. Установленные законом меры поощрения — это специальные меры, признанные стимулировать улучшение поведения несовершеннолетнего осужденного, и применяться они должны дифференцированно, в зависимости от поведения осужденного, его отношения к труду, степени исправления в целом [7].

Метод поощрения в отношении несовершеннолетних активно применяется в сфере образования. Например, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ [8]. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий: государственная академическая стипендия студентам; государственная социальная стипендия студентам; государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стаже-

рам; стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации; именные стипендии; стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение; стипендии слушателям подготовительных отделений. В муниципальных образовательных учреждениях, средних специальных учебных заведениях также предусмотрен комплекс поощрительных механизмов в виде: благодарности, ценных подарков, стипендий и т. д.

Кроме этого в уставах, положениях и иных нормативных актах образовательных учреждений предусмотрены меры поощрения несовершеннолетних. Так, в положении Московского издательско-полиграфическо-го колледжа имени Ивана Федорова «О порядке поощрения и дисциплинарной ответственности обучающихся» под поощрением понимается система мер, направленная на побуждение, стимулирование студентов к активному участию в учебной, научной, общественной, культурно-массовой и спортивной деятельности [9]. При этом в положении прослеживается интересная мысль о том, что поощрение является стимулом для более успешной деятельности других студентов.

Студенты Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова поощряются: за успехи в учебе, за участие и победу в учебных конкурсах, олимпиадах, конференциях; за участие в проектной деятельности, работе студенческого научного общества; за участие и призовые места в спортивных соревнованиях; за активную общественную деятельность, направленную на создание благоприятного имиджа колледжа. Положением устанавливаются следующие формы поощрения: объявление благодарности, награждение почетной грамотой или благодарственным письмом, призы в денежной форме, досрочное снятие ранее наложенного наказания.

В заключение обратим внимание на необходимость развития поощрительных механизмов в современном российском законодательстве в отношении несовершеннолетних как особой категории граждан. В этой связи отметим положения Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовая деятельность подростка отвлекает его от компаний сверстников, ведущих неправильный, иногда антисоциальный образ жизни.

В главе 42 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. Сделан акцент на работах, которые запрещают применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, на нормах выработки для работников данной категории и т. д. При этом ничего не сказано про стимулирование и поощрение данной категории лиц. В этом случае применяются общие положения Трудового кодекса РФ относительно видов поощрений, что, на наш взгляд, является не совсем верным. Помимо этого, для несовершеннолетних важен вопрос повышения квалификации в учебных заведениях, а именно вопрос совмещения учебы с работой. В настоящее время в главе 26 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования для всех категорий работников. В этой связи важно предусмотреть гарантии и стимулирование несовершеннолетних работников, совмещающих работу с получением образования, в отдельной главе Трудового кодекса РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О правилах дорожного движения» управлять автомобильным транспортным средством можно с 18 лет [10]. При этом в главе 21 Постановления обучаемому езде на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет. Возвращаясь к эмансипации, повторим, что эмансипация — это объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным, а дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права. Право управления автомобилем — это специальное, а не гражданское право, поэтому эмансипация никоим образом на него не влияет. В этой связи хотелось бы обратить внимание, что эмансипированному несовершеннолетнему, занимающемуся предпринимательской деятельностью, крайне необходим автомобиль. Предлагается внести изменение в законодательство в части возможности управления эмансипированным несовершеннолетним автомобилем с низкой мощностью двигателя (например, до 70 л. с.).

Стремление подростков к экономической независимости вызвано также изменившимися социальными условиями в современной России. Кризис экономики сказался на всех сторонах жизни страны и общества. Вынужденная безработица миллионов

взрослых побуждает их детей искать какой-то источник дохода. Платность внешкольного образования, недоступность для многих бесплатного высшего образования также способствуют более раннему социальному взрослению подростков, стремящихся собственным трудом приобрести экономическую свободу.

На сегодняшний день эмансипация подростков не является массовым явлением. Трудовая деятельность несовершеннолетних граждан не считается обычным явлением в российской деятельности.

Определенная категория молодежи, в частности проживающая в детских домах, приютах и интернатах, безнадзорные и беспризорные дети, дети, проживающие в зонах военных и межнациональных конфликтов, подростки, содержащиеся за различные правонарушения в воспитательных колониях, в местах лишения свободы, реально воспользоваться имеющейся у них возможностью быть эмансипированными не смогут вовсе [11].

Значимость применения поощрительного метода и его действие в механизме правового регулирования объясняется прежде всего тем, что при использовании поощрений и отсутствии жесткого контроля несовершеннолетнему предоставляется свобода для проявления инициативы и творческой активности. Поощрение сегодня является наиболее действенным стимулом в развитии всех сфер общества.

В рамках применения поощрительной деятельности в отношении несовершеннолетних важно совершенствование средств, методов и приемов юридической техники, совершенствование работы правоприменительных органов, использование поощрений в тесной взаимосвязи с другими стимулирующими средствами (льготами, преференциями). Е

1. Конвенция о правах ребенка : одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г. (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

2. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

3. О государственной поддержке межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области : закон Том. обл. от 10 апр. 2006 г. № 53-ОЗ // Собр. законодательства Том. обл. 2006. № 4 (9).

4. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

7. Гурьевских П. В. Меры поощрения как инструмент исправления несовершеннолетних осужденных / / Пробелы в российском законодательстве. М., 2014. № 2. С. 203—206.

8. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

9. О порядке поощрения и дисциплинарной ответственности обучающихся : положение Моск. издат.-полигр. колледжа им. И. Федорова от 10 нояб. 2015 г. Согласовано на заседании Совета колледжа. Протокол № 4. 2015. Не опубл.

10. О Правилах дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

11. Букшина С. В. Эмансипация несовершеннолетних граждан по законодательству РФ : дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2003. С. 8.

список литературы

Конвенция о правах ребенка : одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г. (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1) // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Вып. XLVI.

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

О государственной поддержке межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области : закон Том. обл. от 10 апр. 2006 г. № 53-ОЗ // Собр. законодательства Том. обл. - 2006. - № 4 (9).

О Правилах дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. -1993. - № 47. - Ст. 4531.

Букшина С. В. Эмансипация несовершеннолетних граждан по законодательству РФ : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / С. В. Букшина. - Новосибирск, 2003. - 120 с.

Гурьевских П. В. Меры поощрения как инструмент исправления несовершеннолетних осужденных // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2014. -№ 2. - С. 203-206.

Incentive Method of Legal Regulation of the Public Relations with Participation of Minors

© Shabaeva O., 2016

The analysis of application of an incentive method of legal regulation concerning minors in various spheres of public life is presented in the scientific article.

Key words: encouragement; incentive method; minors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.