Библиографический список
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г № 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
2. Разбегаев П.В. Инновационные технологии образовательной системе МВД РФ. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95).
3. Об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России. Приказ МВД России от 28 апреля 2023 г № 260. Available at: https://mvd.ru/ upload/site152/folder_page/006/155/670/Novyy_260_2.pdf
4. Свежинцев Е.И., Еськин Д.Л. Компьютерная программа «Программный комплекс «Опубликованная судебная практика судов различных инстанций по применению положений уголовно-процессуального законодательства»». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612436 от 28.02.2022. Available at: https://new.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2022612436&TypeFile=html
5. Автоматизированное рабочее место следователя (дознавателя). Available at: https://белюи.мвд.рф/upload/site131/document_f¡le/Samoobsledovanie_Bel_YuI_MVD_ Rossii_imeni_I.D._Putilina_za_2016_(na_01.04.2017).pdf
6. Эмулятор комплекса исследования мобильных устройств. Available at: https://ома.мвд.рф/upload/site129/document_journal/Vypusk_130.pdf
References
1. O Strategiirazvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federaciina 2017-2030gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919
2. Razbegaev P.V. Innovacionnye tehnologii obrazovatel'noj sisteme MVD RF. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95).
3. Ob organizacii nauchnoj i nauchno-tehnicheskoj deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii. Prikaz MVD Rossii ot 28 aprelya 2023 g. № 260. Available at: https://mvd.ru/upload/site152/ folder_page/006/155/670/Novyy_260_2.pdf
4. Svezhincev E.I., Es'kin D.L. Komp'yuternaya programma «Programmnyj kompleks «Opublikovannaya sudebnaya praktika sudov razlichnyh instancij po primeneniyu polozhenij ugolovno-processual'nogo zakonodatel'stva»». Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya 'EVM № 2022612436 ot 28.02.2022. Available at: https://new.fips.ru/ registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2022612436&TypeFile=html
5. Avtomatizirovannoe rabochee mesto sledovatelya (doznavatelya). Available at: https://belyui.mvd.rf/upload/site131/document_file/Samoobsledovanie_Bel_YuI_MVD_Rossii_ imeni_I.D._Putilina_za_2016_(na_01.04.2017).pdf
6. 'Emulyator kompleksa issledovaniya mobil'nyh ustrojstv. Available at: https://oma.mvd.rf/upload/site129/document_journal/Vypusk_130.pdf
Статья поступила в редакцию 11.10.23
УДК 378.001.891
Romanenko N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations
(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPT APPARATUS OF RESEARCH: ACCENTS AND APPROACHES. The article substantiates the need to apply the principle of correlation when writing the conceptual apparatus of scientific research, makes the main emphasis on those blocks of the Introduction that are especially in need of a competent correlation and clear interconnection of the sections of the conceptual apparatus, which are competently constructed groups of relations expediently connected with each other. The conceptual apparatus appears in the form of a concise presentation of the main idea of scientific research, involves the reproduction of the entire dissertation briefly, generalized, while preserving its main provisions and ideas. In the conceptual apparatus of the dissertation, there should be a clear interconnection of individual functional blocks: relevance, degree of development of the problem, problem, contradictions, object, subject. which are competently constructed groups of relationships that are expediently connected with each other. The author comes to the conclusion that the conceptual apparatus, as a logically built system, is a kind of digest of the entire dissertation, familiarization with which allows you to assess the significance of the work done, its results for science, and what the dissertation gives scientists in terms of perspective. The practical significance of the article is determined by a specific example of demonstration of the principle of correlation of individual blocks of the Introduction.
Key words: scientific research methodology, correlation principle, conceptual apparatus, dissertation research
Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКЦЕНТЫ И ПОДХОДЫ
В статье обоснована необходимость применения принципа корреляции при написании понятийного аппарата научного исследования, сделаны главные акценты на блоках Введения, особо нуждающихся в грамотном соотношении и четкой взаимосвязи разделов понятийного аппарата, представляющих собой грамотно построенные группы отношений, целесообразно связанных друг с другом. Понятийный аппарат выступает в виде сжатого изложения основной идеи научного исследования, предполагает воспроизведение всей диссертации кратко, обобщенно, сохраняя при этом ее основные положения и идеи. В понятийном аппарате диссертации должна наблюдаться четкая взаимосвязь отдельных функциональных блоков: актуальность, степень разработанности проблемы, проблема, противоречия, объект, предмет, представляющих собой грамотно построенные группы отношений, целесообразно связанных друг с другом. Автор приходит к выводу о том, что понятийный аппарат, как логично выстроенная система, представляет собой некий дайджест всей диссертации, ознакомление с которым позволяет оценить значимость проделанной работы, ее результаты для науки, и что диссертация дает ученым в плане перспективы. Практическая значимость статьи определяется конкретным примером демонстрации принципа корреляции отдельных блоков Введения.
Ключевые слова: методология научного исследования, принцип корреляции, понятийный аппарат, диссертационное исследование
Актуальность определяется тем, что на сегодняшний день в отечественной педагогической методологии сложились научные школы, обладающие собственным видением по вопросу планирования научного исследования, логике подачи исследовательских находок, инновационного материала, применения научных принципов в презентации научного текста и прикладной методологии, подтверждающей авторские выводы фундаментальной главы.
Кроме того, на сегодняшний день, большинство диссертационных советов выдвигает собственные требования по оформлению диссертационного исследования, к построению понятийного аппарата, необходимого блокового ряда Введения или вводной части диссертации, занимающей в диссертации от 15 до 20 страниц текста. Можно добавить, что сегодня увеличилось количество диссертационных советов нового формата, обладающих собственным правом выдавать дипломы того или иного уровня, определённым количеством членов.
Однако нужно согласиться с доводом, что есть некий основной запрос и предписание, которые непременно должны учитываться в ходе составления
научного труда, независимо от той или иной научной школы, что выдвинуто в рамках требований Высшей аттестационной комиссии. Несогласованность и часто заниженные требования к диссертационным работам, понятийному аппарату приводят к массовому отклонению уже защищенных работ по причине несоответствия требованиям ВАК [1-6].
Цель данной статьи состоит в рассмотрении понятийного аппарата исследования.
Основные задачи статьи видятся в рассмотрении принципа корреляции при написании понятийного аппарата научного исследования, расставлении акцентов на блоках Введения, нуждающихся в грамотном соотношении и четкой взаимосвязи разделов понятийного аппарата.
Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.
Научная новизна статьи состоит в том, что рассмотрен принцип корреляции при написании понятийного аппарата научного исследования, расставлены
акценты на блоках Введения, нуждающихся в грамотном соотношении и четкой взаимосвязи разделов понятийного аппарата.
Теоретическая значимость статьи состоит в обосновании необходимости применения принципа корреляции при написании понятийного аппарата научного исследования.
Практическая значимость статьи определяется конкретным примером демонстрации принципа корреляции отдельных блоков Введения.
Расставить некоторые акценты относительно тех блоков понятийного аппарата, или Введения диссертации, которые должны иметь место в диссертациях, и напомнить о соблюдении некоторых принципов составления текста понятийного аппарата, игнорирование которых приводит к слабой доказательности, достоверности и отсутствию логики построения всего последующего научного текста диссертации. Речь идет о принципе корреляции, применение которого позволит не только упорядочить все составляющие блоки Введения, но и обеспечить строгую логику выстраивания всего последующего диссертационного текста, обеспечивая любому желающему, кто захочет ознакомиться с работой, полное понимание задуманной автором научной идеи, постановки проблемы и путей ее разрешения [1, с. 227].
Принцип корреляции в понятийном аппарате диссертации - это соотношение и четкая взаимосвязь отдельных функциональных блоков (актуальность, степень разработанности проблемы, проблема, противоречия, объект, предмет и т. д.), представляющих собой грамотно построенные группы отношений, целесообразно связанных друг с другом. Сам же понятийный аппарат выступает в виде сжатого изложения основной идеи научного исследования, предполагает воспроизведение всей диссертации кратко, обобщенно, сохраняя при этом ее основные положения и идеи. «Сжать» текст диссертации, отображённый во Введении, значит, «сократить его, сохраняя основную мысль в каждом абзаце», оставляя главное, а это и есть самое трудное» [2]. В содержательном плане понятийный аппарат предполагает «логично выстроенную систему специальных терминов, которая дает возможность единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы» [3, с. 138].
Итак, знакомство с работой начинается с формулирования темы. Обращаем внимание на грамотно сформулированное название диссертации, отражающее научную новизну, ярко выраженную современную проблему, и на количество слов в определении темы. При этом количество слов в названии работы способно продемонстрировать уровень написания диссертационного исследования, его глубину, включая постановку проблемы, уровень поставленной цели и вытекающих из нее исследовательских задач.
К примеру, 4-5 слов в формулировании темы могут позволить себе только исследователи докторского уровня работы: «Система образования во Франции» или «Компетентностный подход в подготовке учителя».
В первом и во втором случаях формулирования тем, если соискатель претендует только на уровень кандидатского исследования, требуют уточнения и конкретизации за счет добавления слов: «Особенности начального образования
во Франции в первой половине ХХ века» или «Внедрение компетентностного подхода в подготовке будущего учителя математики на этапе школьной педагогической практики».
На следующей, второй странице - Оглавление - принцип корреляции прослеживается в рамках соответствия поставленных теоретических и прикладных задач с формулированием названий параграфов.
Далее следует блок Введения - актуальность исследования, имеющая большое значение во введении, выражающая социальную и научную значимость в современных условиях, подкрепленная высказываниями экспертов, выдержками из соответствующих документов, актуальных научных публикаций.
Может случиться так, что данной проблемой никто не занимался, и последний раз она упоминается, к примеру, в документах 10-летней давности. В этом случае автор указывает на необходимость современной реконструкции насущной проблемы и дальнейшей разработки. Блок, имеющий название «Актуальность исследования», подчёркивает то, что существование проблемы в настоящее время не получило ответа и остается нерешенным, требует современного вмешательства. Вместе с тем актуальность темы подчеркивает инициативу и смелость исследователя, его желание привнести нечто новое и полезное в науку.
Следующий блок - Степень разработанности проблемы. Очень важный блок, который часто аспиранты путают с актуальностью, с методологическими и теоретическими основами. В данном разделе допускается обращение автора не только к современным исследованиям, но и к работам ученых-классиков, затрагивающих в своих трудах сформулированную проблему в научном исследовании. Завершается данный блок формулировкой, которая подчеркивает, с одной стороны, существующий внушительный ряд исследований, с другой - необходимость ее дальнейшей разработки в предложенной формулировке. Например, «несмотря на внушительный ряд приведенных исследований, тем не менее проблема.... в таком ракурсе (имея в виду название диссертации) раннее не рассматривалась.
До сих пор идут споры вокруг принципа корреляции. Насколько важно его соблюдать при написании Понятийного аппарата? И что с чем должно коррели-роваться? Существует ли четкое требование очередности блоков понятийного аппарата - тоже часто представлено по-разному в разных диссертационных советах. Однако существует строгое правило: актуальность - это то, с чего нужно начинать Введение, постановка проблемы всегда идет после выявленных противоречий и т. д.
Формулирование проблемы предопределяет ряд противоречий.
Проанализируем в представленной таблице то, как коррелируются тексты Понятийного аппарата в блоках «Противоречия» и «Исследовательские задачи» (табл. 1).
Первый взгляд на тексты блоков «Противоречия» и «Исследовательские задачи» на примере кандидатской диссертации свидетельствует о том, что при их составлении был учтен принцип корреляции, когда каждое заявленное противоречие нашло свое отражение в задачах, предполагающих их дальнейшее разрешение в ходе исследования.
Таблица 1
Формирование медиадискурсивной компетенции студентов-переводчиков в сфере международных отношений
Противоречия: Задачи исследования:
- на исследовательско-методологическом уровне между потребностью повышения уровня сформированности медиадискурсивной компетенции специалистов-международников и ее недостаточной научной разработкой в педагогической науке и практике 1. Рассмотреть сущность понятия «медиадискурс» и основных концепций, составляющих характеристику современного информационного пространства
- на социально-педагогическом уровне - между востребованностью в специалистах, готовых к анализу медийного и медийно-политического массива, с одной стороны, и недостаточным уровнем квалификации выпускников, способных осуществлять такую деятельность - с другой 2. Охарактеризовать дидактический потенциал медийных языковых материалов и определить круг требований к профессиональной подготовке переводчиков в современном медиадискурсе
- на научно-методическом уровне - между требованиями федеральных образовательных стандартов к подготовке высококвалифицированных выпускников вузов и отсутствием структурных показателей, демонстрирующих реальный уровень сформированности медиадискурсивной компетенции выпускников 3. Структурировать содержание медиадискурсивной компетенции студентов-переводчиков в сфере международных отношений
- на визуально-структурном уровне - между необходимостью моделирования процесса формирования медиадискурсивной компетенции специалистов-международников и отсутствием примеров идеализации в педагогической науке и практике 4. Разработать модель процесса формирования медиадискурсивной компетенции студентов-переводчиков в сфере международных отношений
- на технологическом уровне - между необходимостью разработки новых технологических программ к формированию у специалистов-международников медиадискурсивной компетенции и недостаточностью разработки способов и дидактических упражнений, способных активизировать процессы 5. Представить программу формирования медиадискурсивной компетенции студентов-переводчиков в сфере международных отношений и доказать ее эффективность через внедрение авторского курса «Медиадискурсивная компетенция специалиста международного профиля»
Пример корреляции блоков «Противоречия» и «Исследовательские задачи» на примере кандидатской диссертации по педагогике «Формирование медиадискурсивной компетенции студентов-переводчиков
в сфере международных отношений»
Можно и дальше приводить бесконечные примеры корреляции задач и научной новизны, научной новизны и Положений, выносимых на защиту и т. д.
Итак, любая научная работа посвящается конкретной теме и проблеме, в которую автор погружается с головой, стараясь всесторонне ее изучить, а затем решить инновационным методом, показав его эффективность и реалистичность. Облегчает данную миссию понятийный аппарат, представляющий собой систему общих терминов, отражающих взаимосвязи в проекте и получаемые результаты [4, с. 3-19].
Понятийный аппарат позволяет конкретизировать главную задачу научного исследования. Благодаря Введению и его понятийному аппарату мы выясняем следующее [5, с. 100-102]:
Библиографический список
- актуальна ли выбранная тема, зачем нужно ее изучать именно сегодня, что этому предшествовало?
- Какова роль настоящего исследования в развитии той или иной отрасли, каковы цель и задачи?
- Какие фундаментальные и прикладные методы важно использовать для полного решения поставленных автором задач?
- Что предполагает и что хочет доказать автор, чем его исследование отличается от аналогичных проектов и предложений?
Другими словами, понятийный аппарат, как логично выстроенная система, представляет собой некий дайджест всей диссертации, ознакомление с которым позволяет оценить значимость проделанной работы, ее результаты для науки, и что диссертация дает ученым в плане перспективы.
1. Боуш ГД., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2023. Available at: https://znanium. com/catalog/document?id=427832&ysclid=llywzrlimg631586700
2. Способы сжатия текста. Available at: https://pandia.ru/text/77/504/2982.php?ysclid=llt9cbm2ie507562415
3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013.
4. Громыко В.В. Методология написания диссертационной работы. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 3 (87): 3-19.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Москва: Либроком. 2010. Available at: https://anovikov.ru/books/mni.pdf
References
1. Boush G.D., Razumov V.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya (v kandidatskih i doktorskih dissertaciyah. Moskva: NIC INFRA-M, 2023. Available at: https://znanium.com/ catalog/document?id=427832&ysclid=llywzrlimg631586700
2. Sposoby szhatiya teksta. Available at: https://pandia.ru/text/77/504/2982.php?ysclid=llt9cbm2ie507562415
3. Novikov A.M. Pedagogika: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.
4. Gromyko V.V. Metodologiya napisaniya dissertacionnoj raboty. Vestnik Rossijskogo 'ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. 2016. № 3 (87): 3-19.
5. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva: Librokom. 2010. Available at: https://anovikov.ru/books/mni.pdf
Статья поступила в редакцию 11.10.23
УДК 378.02
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory, History of General Pedagogy and Social Practices,
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Sitnikova A.D., teacher, Department of Defectology, Russian Language and Social Work, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN STUDENTS AT DIFFERENT AGE STAGES. The article discusses a concept of "social responsibility" and substantiates the factors for the formation of social responsibility. The authors identify the main stages of the formation of social responsibility at each age period in the formation of the main indicators of social responsibility - preschool, primary school, adolescence and early adolescence. The features of the development of social responsibility at each age stage are highlighted, which allows predicting directions of educational work on the formation of social responsibility at each stage of development. Levels of development of social responsibility are proposed in accordance with age periods: elementary, utilitarian-pragmatic, normative-functional, creative-altruistic. It is concluded that social responsibility, as a personal quality, is purposefully formed at all stages of personal development.
Key words: social responsibility, development of social responsibility, age stages, factors in formation of social responsibility
Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
АД. Ситникова, преп., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
В статье рассматривается понятие «социальная ответственность», обоснованы факторы формирования социальной ответственности. Авторами обозначены основные этапы формирования социальной ответственности на каждом возрастном периоде становления основных показателей социальной ответственности - дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста и периода ранней юности. Выделены особенности развития социальной ответственности на каждом возрастном этапе, что позволяет прогнозировать направления воспитательной работы по формированию социальной ответственности на каждой ступени развития. Предложены уровни развития социальной ответственности в соответствии с возрастными периодами: элементарный, утилитарно-прагматический, нормативно-функциональный, созидательно-альтруистический. Сделан вывод, что социальная ответственность, как личностное качество, целенаправленно формируется на всех этапах личностного развития.
Ключевые слова: социальная ответственность, развитие социальной ответственности, возрастные этапы, факторы формирования социальной ответственности
Происходящие трансформационные процессы в современном обществе определяют искажение и изменение социальных отношений, низкий уровень развития социальной ответственности, которые в дальнейшие периоды жизни человека приводят к проявлениям деструктивных процессов, таких как коррупция, насилие, алкоголизм, наркомания, терроризм, социальное сиротство, отсутствие ценностей семьи и др. Кризис общественного сознания и социальных отношений также проявляется в занижении требований личности к себе, в отсутствии чувства ответственности за свои поступки, за собственную жизнь, в инфантилизации современных молодых людей, в пролонгации подросткового и юношеского возраста, в отсутствии умения жить по общественным правилам и законам.
Наряду с выделенными особенностями трансформационных явлений современного общества со стороны государства в системе российского образования к выпускникам образовательных учреждений предъявляются достаточно высокие требования: у них должны быть сформированы высокий уровень социальной ответственности, способность к командной работе, умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, свои поступки, за отдельных членов общества, навыки гибкого взаимодействия с окружающими и др. Поэтому перед образовательными учреждениями поставлены не только образовательные, но и воспитательные задачи в соответствии с требованиями общества, что обусловливает острую актуальность проблемы изучения социальной ответственности в научно-педагогических исследованиях, необходимость определения закономер-