Научная статья на тему 'Понятия таможенной операции и таможенной процедуры и их терминологические характеристики'

Понятия таможенной операции и таможенной процедуры и их терминологические характеристики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное право / таможенное дело / понятие / терминология / таможенная операция / таможенная процедура / customs law / customs affairs / concept / terminology / customs operation / customs procedure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Исследуются методологические и историко-правовые аспекты обновления и совершенствования понятий «таможенная операция» и «таможенная процедура» и ряда взаимосвязанных с ними. Отмечаются их терминологические достоинства и недостатки, влияние на теорию и практику таможенного дела. Подчеркивается необходимость внедрения в таможенное законодательство теоретически исследованных и обоснованных таможенных понятий и их терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs Operations and Customs Procedures – Terminological Characteristics

The methodological and historical-legal aspects of updating and improving the concepts of “customs operations” and “customs procedure” and their interrelated aspects are being explored. Their terminological merits and shortcomings are noted, as well as their influence on the theory and practice of customs affairs. The need to incorporate theoretically researched and justified customs concepts and terms into customs legislation is emphasized.

Текст научной работы на тему «Понятия таможенной операции и таможенной процедуры и их терминологические характеристики»

УДК 339.543:342.98

DOI 10.24412/1815-0683-2023-3-100-110

В. В. ВИТЮК*

Понятия таможенной операции и таможенной процедуры и их терминологические характеристики

Исследуются методологические и историко-правовые аспекты обновления и совершенствования понятий «таможенная операция» и «таможенная процедура» и ряда взаимосвязанных с ними. Отмечаются их терминологические достоинства и недостатки, влияние на теорию и практику таможенного дела. Подчеркивается необходимость внедрения в таможенное законодательство теоретически исследованных и обоснованных таможенных понятий и их терминов.

Ключевые слова: таможенное право, таможенное дело, понятие, терминология, таможенная операция, таможенная процедура.

ВИТЮК Владимир Васильевич -доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела; доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. VityukV. V@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Docent, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs; Associate Professor at the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics.

V.V. VITYUK

Customs Operations and Customs Procedures -

Terminological Characteristics

The methodological and historical-legal aspects of updating and improving the concepts of "customs operations" and "customs procedure" and their interrelated aspects are being explored. Their terminological merits and shortcomings are noted, as well as their influence on the theory and practice of customs affairs. The need to incorporate theoretically researched and justified customs concepts and terms into customs legislation is emphasized.

Keywords: customs law, customs affairs, concept, terminology, customs operation, customs procedure.

Формирование понятийного аппарата и терминологии законодательства в целом или его части (отрасли, подотрасли,

* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191; Новосибирский государственный аграрный университет. 630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160.

Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049; Novosibirsk State Agrarian University. 160, Dobrolyubova Str., Novosibirsk, 630039.

института, субинститута) - процесс непростой, чаще всего небыстрый, зависящий от многих факторов, условий и причин. Причинами всегда выступают потребности общества, в большинстве случаев экономического либо иного характера (к примеру, социального), но прямо или опосредовано связанные с отношениями экономического свойства. Чаще всего именно они служат побудительным мотивом смены законодательств, их развития, становления новых видов в результате революционных, контрреволюционных ситуаций, переворотов и прочих проявлений, целью которых является переформатирование, в первую очередь, экономических отношений. В зависимости от этапов развития общества право может служить локомотивом для экономических отношений, объективно их тормозить, замедлять или препятствовать развитию, в некоторых случаях находиться с ними в состоянии идеального баланса. Исходя из того, насколько срочно обществу требуется смена (изменение) законодательств, а также имеются ли для этого какие-либо правовые аналоги (в виде прежнего законодательства, законодательств иных государств, международного права), либо законодательство необходимо проектировать «с нуля», основываясь на существе отношений, которые возникли стихийно и существуют лишь фактически, или которые надо запрограммировать в праве, чтобы они привились в обществе легально, определяются и временные периоды изменений.

Немалую роль в процессе формирования права играют личности (правители, лидеры, политики, философы, известные юристы). Общеизвестно, что Франция до настоящего времени пользуется (в основе) гражданским кодексом Наполеона, а советское законодательство было построено усилиями интеллектуальной элиты РКП(б) - руководителями партии большевиков, занимавшими государственные посты в Советской России. Еще более ярким тому примером служит римское (гражданское) право. Но разница в сроках формирования упомянутых законодательств существенна -во Франции и СССР законодательный механизм работал быстро и продуктивно, недостатки и ошибки оперативно устранялись, римское же право развивалось в менее динамичных условиях, позволяя проводить более тщательную оценку последствий от действия принимаемых актов и выбор инструментов юридической технологии для выработки их содержания.

Нечто подобное революционному имело место в отношении таможенного законодательства постсоветского периода. О социально-экономических, политических, правовых причинах и условиях, приведших к распаду СССР и формированию российского таможенного законодательства на постсоветском пространстве, в том числе в течение первого десятилетия существования Российской Федерации, применительно к рассматриваемой теме, изложено в ряде работ [2, с. 36-38; 5, с. 10-13].

В условиях правовой турбулентности, частой смены политико-экономических основ ВЭД на постсоветском пространстве, а соответственно, изменения парадигм развития таможенного законодательства, указанные причины только за последние 30 лет привели к необходимости неоднократного кардинального переформатирования таможенного законодательства на уровне его высших правовых актов: таможенных кодексов РФ 19931, 20032 годов, таможенных кодексов Таможенного союза3 и ЕАЭС4, а также российских федеральных законов от 27.11.2010 № 311-ФЗ5 и от 03.08.2018 № 289-ФЗ6, сопровождавших два последних акта. Именно потребность подготовки проектов таможенно-правовых актов в сжатое время стала причиной сложившейся в настоящее время ситуации, когда существует таможенное законодательство, но фактически отсутствует наука (теория) таможенного права. Имеющиеся многочисленные учебные издания по таможенному праву (таможенному делу, таможенному регулированию и др.) являются не более чем изложением норм таможенного законодательства, чаще всего без их объяснения и обоснования, в противовес гражданскому, уголовному праву или иным наукам. Отсутствие (за редким исключением) системных, фундаментальных работ в этой области знаний практически узаконило применение в законотворческой работе эмпирического метода (исходя из опыта, проведенного эксперимента, опытного апробирования), что привело к частой модификации содержательной части институтов таможенного законодательства, его норм, изменению смысла понятий, терминов, их обозначающих. В историко-правовом и методологическом плане состояние современной терминологии таможенного законодательства изложено автором в работе «Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле» [4]. Публикаций же, посвященных конкретным понятиям или понятиям отдельных институтов таможенного законодательства, достаточно много [1; 3; 6-8].

Так, ранее автором отмечалось, что среди большого количества таможенных терминов, происходящих не обязательно и не исключительно из таможенного законодательства, но и иных видов (гражданского, налогового, административно-правового и др.), есть необходимость выделять так называемые основные понятия, «имеющие наибольшее значение

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 31. Ст. 1224; Российская газета. 21.07.1993. № 138.

2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

3 Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

4 Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 12.04.2023).

5 Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; Российская газета. 29.11.2010. № 269.

6 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.parvo.gov.ru (дата обращения: 04.08.2023); Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (Ч. I). Ст. 5082.

для регулируемой сферы отношений», понимая под ними «... понятия, лежащие в основе правового регулирования таможенных правоотношений и имеющие существенное значение для объективного, правильного и единообразного применения таможенно-правовых норм» [4, с. 78], и именно им в первую очередь уделять пристальное внимание при формировании понятийного аппарата и терминологии.

К основным понятиям возможно отнести большинство тех, термины которых закреплены в ст. 2 ТК ЕАЭС, в статьях отдельных институтов ТК ЕАЭС, федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, содержащих понятийный аппарат этих институтов, к примеру ст. 5, 37, 376, 388, п. 1 ст. 505 ТК ЕАЭС и др., а также присутствующих в соглашениях, заключенных в рамках ЕАЭС. Как полагает автор, к основным понятиям таможенного законодательства относятся и такие, как «таможенная операция», «таможенная процедура» и ряд взаимосвязанных с ними в смысловом контексте понятий, характеристики которых предполагается осветить в данной работе. При этом статус указанных понятий сообразно их значению в теории и практике таможенного дела и таможенного законодательства может быть приравнен к правовой категории или близкой к этому степени.

Начнем с понятия «таможенная операция». Его нельзя рассматривать в отрыве от других понятий таможенного права, в первую очередь таких, как «таможенное оформление», «таможенная процедура» и «таможенный режим», поскольку именно в соотношении с ними определялось и первоначальное содержание понятия таможенной операции. При этом оно не всегда было нормативно закрепленным (легальным), а после придания ему указанного статуса - одинаковым, и его смысловое значение (содержание) неоднократно законодательством менялось.

Так, в Таможенном кодексе РФ 1993 г. использовались понятия:

- таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств (ТиТС) под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ (п. 15 ст. 18);

- таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей (п. 12 ст. 18).

В этот период понятие таможенной операции легально не определялось.

Смысловые границы понятия таможенное оформление, связанные со временем его осуществления, с учетом ряда других норм ТК РФ 1993 г.

(ст. 1327, 1378) можно обозначить с момента начала процедуры декларирования ТиТС, т. е. их помещения под определенный таможенный режим, завершающейся выпуском9 ТиТС, а если таможенный режим имеет определенные временные рамки - то до завершения его (режима) действия.

В ТК РФ 2003 г. понятие «перемещение через таможенную границу товаров и/или транспортных средств» претерпело существенные изменения и стало охватывать не только все действия, связанные с фактическим пересечением ТиТС таможенной границы РФ10, но и все последующие вплоть до выпуска ТиТС (при ввозе), а также не только действия по подаче таможенной декларации или совершению иных юридически равноценных действий, но и действия, завершающие фактическое пересечение ТиТС таможенной границы (при вывозе), а также действия, составляющие содержание понятия таможенное оформление11.

При этом легальное определение понятия «таможенное оформление» из ТК РФ 2003 г. было исключено, но термин в официальной таможенной

7 Таможенное оформление начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа РФ заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных ТК РФ (ст. 132 ТК РФ 1993 г.).

8 К предварительным операциям относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (ст. 137 ТК РФ 1993 г.).

9 Выпуск - передача таможенными органами РФ товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица (п. 13 ст. 18 ТК РФ 1993 г.).

10 Перемещение через таможенную границу РФ - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение таможенной границы РФ; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (п. 5 ст. 18 ТК РФ 1993 г.).

11 Перемещение через таможенную границу товаров и/или транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и/или транспортных средств любым способом (подп. 7 п. 1 ст. 11 ТК РФ 2003 г.).

Ввоз товаров и/или транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и/или транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и/или транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (подп. 8 п. 1 ст. 11 ТК РФ 2003 г.).

Вывоз товаров и/или транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и/или транспортных средств, а также последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и/или транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ 2003 г.).

лексике сохранился, а структура Таможенного кодекса РФ 2003 г. при этом позволяла определить содержание таможенного оформления, представленного в ТК РФ 2003 г. уже в более широком смысловом диапазоне; так, один из подразделов раздела II ТК РФ «Таможенные процедуры» назывался «Таможенное оформление», который включал в себя главы 8-16, содержащие правоположения:

- о прибытии товаров на таможенную территорию РФ;

- о внутреннем таможенном транзите (ВТТ);

- о временном хранении товаров;

- об убытии товаров с таможенной территории РФ;

- о декларировании товаров;

- о выпуске товаров.

Соответственно, смысловые границы понятия таможенное оформление значительно расширились, и по времени его начало при ввозе товаров стало совпадать с моментом предъявления перевозчиком таможенному органу документов и сведений о товарах (либо предъявления предварительной таможенной декларации, либо совершения иных юридически равноценных действий) при прибытии товаров на таможенную территорию, а при вывозе - начало стало определяться моментом подачи таможенной декларации либо совершения иных юридически равноценных действий, направленных на вывоз товара12.

Окончание (завершение) таможенного оформления определялось в ТК РФ как совершение таможенных операций, необходимых для:

а) помещения товаров под таможенный режим или для завершения его действия (если он имеет временные границы);

б) применения к товарам таможенных процедур (если товары не подлежат помещению под таможенный режим);

в) исчисления и взимания таможенных платежей13.

В силу указанного, таможенное оформление - это юридическое оформление всех действий, осуществляемых при перемещении ТиТС через таможенную границу и охватываемых этим понятием (по-другому, в процессе и на протяжении всего перемещения ТиТС).

Отсутствие легального определения таможенного оформления в литературе заменили доктринальные аналоги, к примеру, таможенное оформление - это совокупность последовательно осуществляемых таможенных операций и процедур, направленных на достижение конкретного правового результата и определяющих в таможенных целях статус товаров и транспортных средств [9, с. 123].

12 Часть 1 ст. 60 ТК РФ 2003 г.

13 Там же.

Одновременно ТК РФ 2003 г. был дополнен легальными определениями понятий «таможенные операции» и «таможенная процедура», под которыми стали понимать:

- таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подп. 20 п. 1 ст. 11). При этом, как видим, был использован термин таможенное оформление, определение понятия которому, как указывалось, из ТК РФ 2003 г. исключили;

- таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (подп. 21 п. 1 ст. 11).

В силу указанного прибытие, убытие на/с таможенную(ой) территорию^) РФ, ВТТ, временное хранение и декларирование ТиТС, их выпуск - это таможенные процедуры. К ним же стали относится и таможенные режимы14 во всем их многообразии.

С началом функционирования нового экономического интеграционного объединения - ЕврАзЭС с единой таможенной территорией и единым таможенным регулированием - сменилось таможенное законодательство, приобретя статус наднационального, регионально-межгосударственного, оформленного в виде Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), введенного в действие с 01.07.2010, в котором исследуемые понятия вновь подверглись смысловой коррекции:

- во-первых, авторы ТК ТС окончательно отказались от употребления понятия таможенное оформление, заменив его термином «совершение таможенных операций»;

- во-вторых, авторы отказались от употребления понятия таможенный режим;

- в-третьих, понятие таможенного режима заменено понятием «таможенная процедура», смысл которого синонимирован с понятием таможенный режим;

- в-четвертых, то, что по ТК РФ 2003 г. охватывалось понятием таможенная процедура, нового термина не приобрело и по сути стало представлять собой совокупность (тех или иных) таможенных операций;

14 Таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ 2003 г.).

- в-пятых, понятия таможенные операции и таможенная процедура приобрели новое содержание.

Так, по ТК ТС названные понятия стали определяться:

- таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза (подп. 29 п. 1 ст. 4);

- таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и/или распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (подп. 26 п. 1 ст. 4).

В то же время ТК ТС классифицировал все таможенные операции на три группы в зависимости от последовательности (порядка) их совершения, связанного либо с этапом процедуры перемещения товаров (первые две группы), либо с категорией товара (третья группа).

1-я группа - таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, относимые к:

- прибытию товаров на таможенную территорию ТС (гл. 23);

- убытию товаров с таможенной территории ТС (гл. 24);

- временному хранению товаров (гл. 25);

2-я группа - таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенные процедуры, относимые к:

- таможенному декларированию товаров (гл. 27);

- выпуску товаров (гл. 28);

3-я группа - таможенные операции, совершаемые в отношении отдельных категорий товаров:

- пересылаемых в международных почтовых отправлениях (гл. 44);

- перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (гл. 45);

- содержащих объекты интеллектуальной собственности (гл. 46);

- перемещаемых трубопроводным транспортом и по ЛЭП (гл. 47);

- транспортных средств международной перевозки при международных перевозках товаров, пассажиров, багажа (гл. 48);

- перемещаемых для личного пользования (гл. 49);

- припасов (гл. 50).

С преобразованием ЕврАзЭС в новый вариант экономической интеграции - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), было усовершенствовано и таможенное законодательство, в связи с чем с 01.01.2018 был введен в действие Таможенный кодекс ЕАЭС, который заменил собой ТК ТС. Особых новелл в рассматриваемую часть понятийного аппарата таможенного законодательства в него не было внесено, содержание исследуемых понятий сохранилось, но была модифицирована лексика их определений в соответствии с введенными в оборот таможенными неологизмами:

- таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами

и актами в сфере таможенного регулирования и/или законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании (подп. 37 п. 1 ст. 2);

- таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами (подп. 34 п. 1 ст. 2).

Сравнение вышеприведенных определений с их аналогами по ТК ТС позволяет сделать вывод, что законодатель продолжил практику проектирования «беспредметных» определений, которые не содержат никаких характеристик (существенных признаков) определяемых понятий. Так, если определение понятия таможенной процедуры хотя бы указывает на два правовых явления, которые должны быть урегулированы нормами, составляющими содержание таможенной процедуры: а) условия использования товаров на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами; б) порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами, то определение таможенной операции кроме того, что это действие, которое совершается лицами и таможенными органами, ни на что более не указывает и ничего более не характеризует. А ведь действия указанных субъектов сопровождают процесс перемещения товаров на всем его протяжении, начиная со стадии прибытия товаров на таможенную территорию и продолжая на стадиях временного хранения, декларирования, выпуска товаров, в период нахождения их под определенными таможенными процедурами (временного ввоза, беспошлинной торговли переработки и других), а также на этапе посттаможенного контроля. При этом, посвятив названным правовым явлениям (прибытию, убытию, временному хранению, декларированию, выпуску товаров) отдельные главы (гл. 14-18) в ТК ЕАЭС, законодатель объединил их в раздел III под названием «Таможенные операции и лица, их совершающие». Но ведь названные стадии перемещения товаров таможенными операциями не являются, т. к. они представляют собой не отдельные действия, а совокупность действий, причем совершаемых последовательно и в определенном порядке как каждая из операций, так и их последовательность. В силу изложенного прослеживается явно недоработанная модель порядка (процесса) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в ее теоретическом аспекте, проявляющаяся в том числе в недостатках понятийного аппарата.

Говоря о видах таможенных операций, необходимо иметь в виду только их совокупности, относимые к определенным стадиям (этапам) процесса перемещения товаров. При таком варианте подхода к проблеме классификация таможенных операций, предложенная в ТК ТС в целом, исключая их группировку, сохранится, но в модифицированном виде.

Так, ТК ЕАЭС к таможенным операциям (их совокупности) стал относить согласно разделу III «Таможенные операции и лица, их совершающие» таможенные операции, связанные с:

а) прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС (гл. 14);

б) убытием товаров с таможенной территории ЕАЭС (гл. 15);

в) временным хранением товаров (гл. 16),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) таможенным декларированием товаров (гл. 17);

д) выпуском товаров (гл. 18).

Таможенные операции, названные в группе 3 вышеприведенной классификации по ТК ТС, включены в раздел V ТК ЕАЭС, получивший название «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров»15. Соответственно, к ним ныне относятся таможенные операции, совершаемые в отношении следующих категорий товаров:

а) пересылаемых в международных почтовых отправлениях (гл. 40);

б) перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (гл. 42);

в) перемещаемых трубопроводным транспортом и по ЛЭП (гл. 41);

г) транспортных средств международной перевозки при международных перевозках товаров, пассажиров, багажа (гл. 38);

д) перемещаемых для личного пользования (гл. 37);

е) припасов (гл. 39);

ж) перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и/или морем (гл. 43).

Таким образом, отмечаем, что в современном понятийном аппарате таможенного законодательства ЕАЭС нет понятия совокупности действий, которые образуют то, что именуется в ТК ЕАЭС прибытием/убытием на/с таможенную(ой) территорию(и) ЕАЭС, временным хранением и декларированием товаров, их выпуском, именовавшимися в ТК РФ 2003 г. таможенными процедурами. То, что они состоят из ряда совершаемых в определенной последовательности обязанными лицами и таможенными органами таможенных операций - бесспорно, а порядок (процесс) их совершения - это и есть процедура. В связи с указанным есть необходимость задуматься о возвращении в таможенное законодательство исключенных из него терминов «таможенное оформление», «таможенный режим»16,

15 Из перечня операций группы 3 по ТК ТС в ТК ЕАЭС не включена категория товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, но, в свою очередь, добавлена категория товаров, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и/или морем (гл. 43).

16 В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (Киото) для соответствующего обозначения того, что определяется в ТК ЕАЭС термином «таможенные процедуры», применяется термин «таможенный режим».

возвращение термину «таможенные процедуры» его первоначального содержания, равноценного по ТК РФ 2003 г., а также спроектировать термину понятия «таможенные операции» и ряду других такие определения, которые сущностно могли бы их характеризовать, без необходимости толкования и/или пользования еще рядом норм для уяснения смысла.

Список литературы

1. Алексеева Н. Н., Залюбовская М. Е. Вопросы применения терминологического аппарата ТН ВЭД ЕАЭС в отношении напольных покрытий // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 4 (73). С. 54-69.

2. Витюк В. В. Историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права, преподаваемого в вузах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (94). С. 35-49.

3. Витюк В. В. Понятие и общая характеристика таможенной преступности в Российской Федерации // Таможенная политика России на Дальнем Востоке.

2022. № 4 (101). С. 103-121.

4. Витюк В. В. Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1 (102). С. 71-85.

5. Витюк В. В. Товарные рынки СНГ и ЕАЭС и их влияние на продовольственную безопасность России // Инновации и продовольственная безопасность.

2023. № 1(39). С. 9-24.

6. Витюк В. В. Эволюция института таможенного представительства в период интеграционных процессов Российской Федерации на евразийском пространстве // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 3 (100). С. 90-108.

7. Колпаков А. Ф. Понятие «статус товара для таможенных целей» в нормативных правовых актах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (94). С. 83-90.

8. Колпаков А. Ф. Терминологические неопределенности таможенного законодательства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4 (81). С. 23-32.

9. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова и Г. В. Баландиной. М.: Норма, 2004. 896 с.

© Витюк В. В., 2023 © Уйуик V. V., 2023

Для цитирования:

Витюк В. В. Понятия таможенной операции и таможенной процедуры и их терминологические характеристики // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 3(104). С. 100-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.