Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПОКУПАТЕЛИ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ТОВАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Легасова К.К.

В данной статье рассмотрено экономическое содержание понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Выделены основные подходы к пониманию данных определений. Особое внимание в работе уделяется анализу видов конкурентных преимуществ. Выделены стратегии, оказывающие влияние на конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS, ESSENCE OF COMPETITIVENESS

This article describes the economic content of the notions "competition" and "competitiveness". The basic approaches to understanding of the data definitions. Special attention is paid to the analysis of the types of competitive advantages. Selected strategies influencing competitive advantage.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

5. Показатели, характеризующие результаты финансовой

деятельности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).

Использованные источники:

1. Глухова Л. В., Шерстобитова А. А. Некоторые аспекты управления развитием экономических систем // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 1 [27]. С. 29-34.

2. Изместьева О. А., Аюпов А. А. Информационное обеспечение управления финансами коммерческой организации в современных условиях // Экономические науки. 2010. № 63. С. 247-250.

3. Изместьева О. А. Сущность и понятие финансово-информационной среды коммерческой организации // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (18).206-210.

4. Колачева Н. В., Кузнецова О. А., Палферова С. Ш. Регрессионные модели с переменной структурой // Известия Самарского научного центра РАН, № S 3, 2007. С. 208-213.

5. Курилов К. Ю., Курилова А. А. Формиро-ными потоками// Карельский научный журнал.

УДК 330.1

Легасова К.К. 1 курс, бакалавр научный руководитель: Петрулевич Е.А.,

доцент

кафедра Экономики инновационного производства

Чистопольский филиал КНИТУ-КАИ Россия, г. Чистополь ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Аннотация. В данной статье рассмотрено экономическое содержание понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Выделены основные подходы к пониманию данных определений. Особое внимание в работе уделяется анализу видов конкурентных преимуществ. Выделены стратегии, оказывающие влияние на конкурентные преимущества.

Ключевые слова. Конкуренция, конкурентоспособность, рынок, ценовая и неценовая конкуренция, покупатели, производители, товар.

Legasovа K. K. 1 course, bachelor

Chistopol branch of KAZAN national research technical University

Russia, Chistopol

Scientific adviser: Petrulevich E. A., Cand.Econ.Sci., associateрrofessor of the Department of Economics of the innovative production Chistopol branch of KAZAN national research technical University

Russia, Chistopol

CONCEPTS, ESSENCE OF COMPETITIVENESS Abstract. This article describes the economic content of the notions "competition" and "competitiveness". The basic approaches to understanding of the data definitions. Special attention is paid to the analysis of the types of competitive advantages. Selected strategies influencing competitive advantage.

Key words. Competition, competitiveness, market, price and non-price competition, customers, manufacturers, product.

Понятия «конкурентоспособность» и «конкуренция» неразрывно связаны между собой, и не могут рассматриваться по отдельности. Поэтому на начальном этапе необходимо определить сущность понятия «конкуренция».

Конкуренция и конкурентная борьба - важнейший элемент функционирования экономической системы, которая базируется на рыночных механизмах. 56

Конкуренция (от лат. сопсигепйа - состязание, столкновение) - когда у желающего что-либо приобрести или продать есть возможность выбора между различными поставщиками или покупателями. Также существует другая трактовка понятия «конкуренция» - это процесс борьбы фирм за потребителей своей продукции. 57

В товарном производстве связь между производством и потреблением осуществляется с помощью рынка, который через механизм спроса и предложения осуществляет эту связь. В широком смысле рынок -пространственно-временная форма реализации отношений товарного производства и направления деятельности самостоятельных субъектов экономической связи. Если рассматривать рынок с точки зрения формы организации воспроизводства, то он представляет собой формирование и движение воспроизводственных связей и пропорций, которые преобразуются на основе законов рыночной экономики в систему управления экономикой в пределах инфраструктуры рынка, его институтов, которые обслуживают движение трудовых ресурсов, ценных бумаг, товарных фондов. В узком смысле рынок представляет собой форму и способ обмена условий и результатов производства посредством механизма спроса и предложения между субъектами - продавцами и покупателями.

В процессе ценообразования в тесном взаимодействии друг с другом пребывает отношения спроса и предложения и отношения, выражаемые законом стоимости. Он регулирует расходы работы, определяет общий уровень цен, отражает основную направленность их движения, действует как необходимость соответствия суммы цен товаров сумме стоимостей. Закон стоимости регулирует отношения между товаропроизводителями, а закон

56 Загидуллина Г.М., Шагиахметова Э.И. Стратегический менеджмент: учеб. Пособ./ Г.М. Загидуллина., Э.И. Шагиахметова. Казань: Издательство Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2013. - С. 57.

57 Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом - 2015. - №4(48). - С. 35.

спроса и предложения - отношения производства и потребления. 58

Для определения экономического содержания термина «конкуренция» можно выделить три подхода к его пониманию: поведенческий, структурный, функциональный.

Поведенческий подход стал первым в определении понятия «конкуренция». А. Смит сравнивал конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Как считает американский экономист П. Хайне, «конкуренция - это стремление наиболее лучшего удовлетворения критериев с помощью доступа к редким благам». То есть конкуренция - это борьба за редкие экономические блага. 59

Рассматривая структурный подход, можно сказать, что конкуренция определяется типом рынка и условиями, присущими ему. Конкуренция - это наличие на рынке независимых покупателей и продавцов, и возможность для них свободного выхода и входа на рынок.

Функциональный подход изучает в наибольшей степени не экономическую сущность конкуренции, а ее роль в экономическом развитии. Конкуренция универсально воздействует на национальную экономику и мирохозяйственные процессы. 60

А также для более подробной информации можно рассмотреть виды конкуренции:

- прямая - подразумевается конкурентная борьба среди одной категории продукта либо торговой марки;

- косвенная - когда конкурентное соперничество проводится между продуктами различных категорий, однако функционирующих также как другие.

По характеру развития конкуренция бывает:

- свободной - присутствие на рынке большого числа самостоятельных товаровладельцев; свободный доступ на рынок всех желающих; рыночные цены никак не контролируются;

- регулируемой - государство участвует в рыночных отношениях, с целью создания условий для развития рыночных субъектов и регулирования их работы.

Данное вмешательство государства установлено необходимостью в его присутствии в роли гаранта финансовых прав и обязанностей.

По способам ведения конкуренция делится на ценовую и неценовую.

Ценовая конкурентная борьба - это конкурентная борьба, которая предполагает увеличение стоимости товаров/услуг. Подобную конкурентную борьбу может начать доминирующее организация конкретной

58 Демченко А.А., Кузьбожев Э.Н. Измерение конкурентоспособности предприятия отрасли: теория и методы измерения. - Курск, 2012. - С. 28.

59 Каретников Т.М., Каретников М.В. Конкурентоспособность фирм. - Челябинск, ЧГТУ, 2011. - С. 39.

60 Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. -№5(25). - С. 17.

сферы, с целью того, чтобы избавиться от соперников, или мелкое предприятие с целью получения шанса уцелеть в конкурентоспособной борьбе с иными производителями. 61

Методика осуществления стоимостной конкурентной борьбы следующая - организация определяет наиболее низкие расценки на товар/услугу; соперники, которые никак не могут снизить расценки из-за высочайших издержек производства, несут ущерб в виде потерь, либо просто разоряются и им приходится выходить из отрасли. Далее цены снова растут, порой даже поднимаются выше начального уровня, с тем условием, чтобы организация могло восполнить финансовые потери, какие оно понесло в процессе конкурентной борьбы. Тем не менее, может быть, что не все соперники покинули отрасль и впоследствии роста цен снова выходят на рынок. В этом случае предприятию требуется начинать конкурентную борьбу сначала. Необходимо отметить, что при ведении конкурентной борьбы следует принимать во внимание, какое место занимает эта организация на рынке, в случае если данное положение малоустойчиво, а конкуренты сильны, в таком случае организация с большой вероятностью пострадает сама.

При неценовой конкуренции, цена - не основной способ продвижения товаров на рынок, однако от нее зависит объем сбыта и получаемая прибыль.

Основная задача организации, ведущей неценовую конкуренцию, -установить, в чем заключается ее конкурентное преимущество. Первоначально нужно получить сведения о состоянии рынка; уровень интенсивности конкуренции; патентной защиты товаров; покупательской способности населения.

Достижение конкурентного преимущества может быть основано на:

- упреждении действий конкурентов (упреждающая стратегия);

- следовании за ними (пассивная стратегия).

Конкурентоспособность предприятия это - совокупность преимуществ, которыми обладает организация. Подробнее определения терминов будут рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Описания терминов конкурентоспособности_

Автор Определение

М. Портер Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с имеющимися там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

М. Гельвановский В самом общем смысле - обладание свойствами, которые создают преимущество для субъекта экономического соревнования.

61 Захаров А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.logistics.ru

Р. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, реализуемых успешно или безуспешно в товарах и услугах в противостоянии конкурирующим аналогам на внутреннем и на внешнем рынке.

Р.Ф. Фатхутдинов Свойство объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Е. Дж. Визер Конкурентоспособность - это способность получить, сохранить и преувеличить свою долю на рынке.

П.У. Зулькарпаев Л.Р. Ильясова Это способность занимать определенную долю рынка продукции и способность уменьшать или увеличивать данную долю.

М. Мескон А. Альберт Ф. Хедоури Суть состоит в том, что фирма делает что-либо лучше своих конкурентов, то есть сохраняет конкурентоспособность, которая позволяет фирме привлекать потребителей.

Выделяют наличие следующих основных видов конкурентных преимуществ в сфере экономики:

- ресурсный (наличие рабочей силы, природных ресурсов, а также уровень эффективности их использования);

- технологический (ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционный ресурс).

Следует отметить, насколько тесная связь современной внутринациональной конкуренции с международной, последняя усиливает проявление национальной конкуренции, а также меняет ее характер.

При этом, потому как анализ конкурентоспособности на любом уровне подразумевает сравнение различных объектов между собой, то каждому объекту присущи свои субъекты оценки, уровень менеджмента конкурентоспособности и критерии оценки (таблица 2).

Таблица 2

Критерии оценки_

Объект оценки конкурентоспо собности Субъект оценки Уровень менеджмента конкурентоспособности Критерии оценки, проводимые мероприятия

Товар Покупатель, товаропроизводитель Оперативно-тактический Критерием конкурентоспособности предприятия являются потребительские оценки товаров, выпускаемых предприятием.

Предприятие Товаропроизводитель Стратегическ ий Конкурентоспособность предприятия определяется успехом на рынке (рост объема оборота, доля на рынке, прибыль, рентабельность и т.д.).

Бизнес Инвесторы, акционеры, Инвестицион ный Конкурентоспособность предприятия характеризуется

товаропроизводитель инвестиционной привлекательностью бизнеса, определяемой стоимостью бизнеса.

Национальная экономика (страна) Международные аналитические центры Национальны й (Государствен но- стратегически й) Конкурентоспособность национальной экономики (страны) оценивается независимыми международными организациями в зависимости от принятых моделей оценки.

Таким образом, рассмотрев сущность конкурентной борьбы можно сделать следующие выводы. Конкуренция способствует постоянному росту эффективности производства. Также вынуждает производителей уклоняться от потерь и уменьшать издержки, чтобы продавать товары по более низким, чем у других, ценам. Она вытесняет с рынка таких производителей, у которых высокие издержки, и оставляют только производителей с низкими издержками.

Конкуренция действует в случае, если есть возможность выбора среди продавцов и при наличии свободного возникновения новых продавцов на рынке.

В конкурентной борьбе участвуют и крупные и небольшие фирмы. Конкуренция влияет на производителей, побуждая их результативно вести дела и при этом учитывать запросы потребителей. Она устраняет таких участников, доказавших свою неэффективность: фирмы, которые не могут предложить потребителям качественные товары согласно конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм хорошим стимулом для производства продуктов высокого качества и внедрения более дешевых методов и способов производства.

Использованные источники:

1. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом - 2015. -№4(48).

2. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №5(25).

3. Демченко А.А., Кузьбожев Э.Н. Измерение конкурентоспособности предприятия отрасли: теория и методы измерения. - Курск, 2012.

4. Загидуллина Г.М., Шагиахметова Э.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособ./ Г.М. Загидуллина, Э.И. Шагиахметова. Казань: Издательство Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2013.

5. Захаров А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.logistics.ru

6. Каретников Т.М., Каретников М.В. Конкурентоспособность фирм. -Челябинск, ЧГТУ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.