ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Грибань Валерия Сергеевна
магистрант ДВГУПС Мироненко Ольга Владимировна
кандидат экономических наук, доцент ДВГУПС, ул. Серышева 47 680021 Россия г. Хабаровск
Конкуренция является важным процессом рыночной экономики и представляет собой эффективный механизм развития общественного производства. В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности. Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.
Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты.
Таким образом, конкуренция представляет собой процесс, определяющий условия функционирования рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Конкуренция является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства [2].
Конкуренция призвана обеспечить:
- суверенитет потребителей, т. е. их предпочтения в том, какие товары и в каких объемах они хотели бы покупать;
- адаптацию производителей к изменяющимся запросам потребителей и новым методам производства;
- связь стремления предприятий к получению максимальной прибыли с научно-техническим прогрессом;
- создание условий, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их эффективности;
- свободу выбора производственной деятельности [1].
В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не имеет как единой общепринятой трактовки содержания категории конкурентоспособность, так и единого общепринятого подхода к методам её оценки и формирования. В таблице 1.1 систематизированы некоторые трактовки понятия «конкурентоспособность», которые, на наш взгляд, представляют особый интерес [6-7].
Таблица 1.1
Некоторые трактовки понятия «конкурентоспособность»_
Автор Определение
М. Портер Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений
М. Гельвановский Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
П.С.Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке
Е.Дж. Визер Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке
П.У. Зулькарпаев, Л.Р.Ильясова Способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю
М. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури То, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей
В современной экономике все чаще понятие конкурентоспособности используется для определения категорий различного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства. Системно это может быть представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности» (Рисунок 1.1) [2].
Рисунок 1.1. Пирамида конкурентоспособности
На основе пирамиды конкурентоспособности возможно определить факторы, оказывающие влияние на конкуренцию:
- размер рынка;
- темпы роста рынка (быстрый рост облегчает проникновение на рынок);
- мощности (излишние мощности приводят к падению цен);
- препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения неконкурентных новичков;
- цена;
- уровень стандартизации товаров (покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой);
- вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности предприятий;
- быстрое обновление ассортимента продукции.
В зависимости от использования того или иного фактора различают следующие формы конкуренции (Таблица 1.2) [3]:
Таблица 1.2
Критерий Форма конкуренции
Масштаб конкуренции Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
Условия конкуренции Конкуренция совершенная Конкуренция несовершенная Конкуренция монополистическая
Средства ведения конкуренции Ценовая Неценовая Добросовестная Недобросовестная Хищническая
Каждое предприятие может выбирать наиболее удобный и соответствующий способ ведения конкурентной борьбы, тем самым совмещая различные формы конкуренции.
Для того чтобы объект был конкурентоспособным, необходимо сформировать конкурентные преимущества. Ф. Котлер определяет конкурентное преимущество как преимущество над конкурентами, достигаемое за счет предложения потребителям более высокой ценности [5].
Выявить конкурентные преимущества часто бывает проще, чем их удержать. Существует иерархия конкурентных преимуществ с точки зрения их сохранения. Преимущества низкого ранга (например, дешевая рабочая сила, сырье) довольно легко могут получить и конкуренты. Преимущества более высокого уровня (запатентованная технология, уникальные товары, репутация предприятия и т.п.) можно удерживать более длительное время. Но они связаны со значительными инвестициями.
Для обеспечения успеха своего предприятия (организации) в долгосрочной перспективе специалистам (руководителям) необходимо выбирать такие стратегии, которые бы создавали конкурентные преимущества в целом и, возможно, для каждого продукта (товара) индивидуально.
М. Портер предложил типологизировать конкурентные стратегии, основываясь, с одной стороны, на масштабе рынка (широкий, узкий) а, с другой, - на направлении приложения усилий организации: либо на минимизации издержек, либо на выпуске уникальной продукции [6]. Комбинации перечисленных предпочтений дают возможность выделить четыре типа стратегий (рисунок 1.2.) [4].
Низкие затраты_Дифференциация
Широкий масштаб (охватывает весь рынок) Стратегия лидерства по издержкам Стратегия дифференциации
Узкий масштаб (охватывает один сегмент) Стратегия фокусирования на издержках Фокусирование на дифференциации
Рисунок 1.2 Схема типов конкурентных стратегий
Основой стратегии лидерства по издержкам являются более низкие затраты на единицу продукции по сравнению с конкурентами. У лидера по издержкам есть два способа получения дополнительной прибыли. Первый - снизить цены на продукт за счет снижения затрат и привлечения как можно больше чувствительных к цене покупателей. Второй способ - снизив издержки, не снижать цену и сохранить существующую
долю рынка, тогда дополнительная прибыль получится за счет повышения прибыли от каждой единицы продукта.
В противоположность стратегии лидерства по издержкам, которая ориентирована на обслуживание рынка стандартизированного товара, стратегия дифференциации направлена на изготовление особой продукции,
Стратегия дифференциации продукции означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность продукта для покупателя с точки зрения качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания. Успешная дифференциация позволяет предприятию:
- назначить на свою продукцию более высокую цену;
- увеличить объем продаж (отличительные потребительские свойства привлекают дополнительных покупателей);
- повысить уровень приверженности покупателей торговой марке предприятия.
Как и стратегия лидерства по издержкам, удачная дифференциация позволяет создать барьеры от основных сил конкуренции в отрасли.
Стратегию фокусирования или узкой специализации можно определить как выбор ограничений по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей. Данная стратегия предполагает концентрацию деятельности предприятия на небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента. Выделяют два направления фокусирования:
- в пределах выбранного сегмента рынка предприятие стремится достичь преимущества в издержках;
- предприятие усиливает дифференциацию продукции.
Следует отметить, что для каждого типа конкурентной стратегии существуют основные условия её реализации и риски, возникающие при её реализации (таблица 1.3)
[3].
Таблица 1.3
Необходимые условия реализации стратегий и риски,
возникающие при её реализации
Условия Риски (опасности)
Стратегия лидерства по издержкам
Преобладает сильная конкуренция по цене. Предприятие предлагает стандартный или предназначенный для широкого круга потребителей товар. Существует невозможность дифференциации товара. Предприятие сотрудничает с крупными клиентами, требующими Возникновение затяжной войны цен Методы снижения издержек могут быть скопированы конкурентами. Технологические новшества или создание более экономической цепочки ценности у конкурента сводит к нулю с трудом завоеванное преимущество. Сосредоточение только на снижении
снижения цены. Новички на рынке снижают цены для привлечения покупателей и создания клиентской базы. издержек может привести к потере покупателя, так как предприятие не уделяет внимания другим факторам.
Продолжение таблицы 1.3
Условия Риски (опасности)
Стратегия дифференциации
Существуют отличительные характеристики продукции, которые могут цениться покупателями. Существует большое количество покупателей, для которых важны отличительные характеристики продукции. Преобладает неценовая конкуренция. Признаки дифференциации не могут быть быстро имитированы. Конкуренты избрали разные направления дифференциации. Дифференциация может привести к большому росту цен и соответственно отказу покупателей от приобретения продукции. Имитация может скрыть ощутимую разницу товаров. Предприятие не способно определить ценность продукции для покупателя.
Стратегия фокусирования на издержках
Существование разнообразных потребностей в данном товаре. Наличие рыночных ниш. Конкуренты не рассматривают нишу рынка в качестве ключевого фактора успеха. Ресурсы предприятия не позволяют обслуживать весь рынок. Рыночная ниша может стать привлекательной для конкурентов. Различия между потребностями целевого сегмента и всего рынка могут сократиться. Цена на продукцию специализированных предприятий может стать очень высокой.
Стратегия фокусирования на дифференциации
Широкий и глубокий спрос на товар. Сегмент рынка, выбираемый для фокусирования, должен иметь устойчивую тенденцию к росту. Продукция, выбираемая для реализации фокусирования, должна иметь постоянный уровень спроса. Неактивная либо слабовыраженная конкуренция на выбранном рыночном сегменте. Легкость входа конкурентов на рынок. Вероятность демпинга конкурентами на широком сегменте рынка. Вероятность роста конкуренции и падения относительной прибыльности на сегменте. Вероятность роста затрат и падения конкурентоспособности специализированных товаров.
Рассмотренные стратегии создания конкурентных преимуществ являются базовыми. Поэтому предприятие, желающее работать эффективно, должно следовать данным стратегиям, для того чтобы завоевать рынок конкурентов и занять лидирующие позиции, иначе оно не будет иметь конкурентного преимущества. Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Таким образом, конкуренция, с одной стороны, является важнейшим условием существования и развития рынка, и именно конкуренция заставляет товаропроизводителей постоянно внедрять наиболее эффективные способы производства, обновлять номенклатуру изделий, обеспечивать их сбыт, формировать спрос, осуществлять поиски новых выгодных рынков сбыта. С другой — формы проявления и содержание конкуренции, прежде всего, обусловлены состоянием рынка, его тенденциями и цивилизованностью.
Список источников
1. Соколова, Г.Н.Экономико-социологический словарь/ Г. Н. Соколова. -Минск: Белорусская наука, 2013. - С. 223-227.
2. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие/ Т. Г.Философова, В.А.Быков.-М.: Юнити-Дана, 2015.-С. 5-19.
3. Чмышенко, Е. Теория и практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Е. Чмышенко, О. Лазарева, Н. Бондарчук. - Оренбург: Агенство "Пресса", 2013. - С. 9-22.
4. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014.- С. 7-14.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер.-М.: Прогресс, 1990.—С. 736.
6. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер, пер. с англ. И. Минервина. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — С. 454.
7. Визер, Е.Дж.Управление конкурентоспособностью фирмы/ Е. Дж. Визер. - М.Берлин: Директ-Медиа, 2015. — С. 36.
РОЛЬ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В РАЗВИТИИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ
Бондаренко Виктория Андреевна
доктор экономических наук, заведующая кафедрой Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) 344002, Россия, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, д.69
Иванченко Олеся Валерьевна кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) 344002, Россия, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, д.69
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития концепции маркетинга персонала в рамках маркетинга партнерских отношений. Определена роль персонала в реализуемой маркетинговой деятельности компании в условиях нестабильной рыночной среды. Лояльные сотрудники, максимально полноценно удовлетворяющие клиентские предпочтения, создают для организации возможности по росту собственной конкурентоспособности.
Ключевые слова: маркетинг персонала, внутренний маркетинг, лояльность, маркетинг партнерских отношений.
Abstract. The article discusses the questions of the development of the concept of marketing staff in the framework of relationship marketing. Defined the role of staff in implementing the company's marketing activity in conditions of unstable market environment. Loyal employees, satisfying customer preferences, creates the opportunity for growth of competitiveness of the company.
Keywords: marketing staff, internal marketing, loyalty, relationship marketing.
В сложившихся условиях турбулентного изменения рыночной ситуации маркетинговая активность обеспечивает организациям возможности приспособления и достаточно успешной работы в определенной рыночной нише при контактах с целевой аудиторией. Правильное мотивирование собственных сотрудников позволяет компаниям усилить собственную клиент ориентированность, повысить объемы реализуемых товаров и услуг, за счет создания круга лояльных компании потребителей [1].
Роль кадрового обеспечения в реализуемой маркетинговой деятельности организации состоит из ряда элементов и роль его двояка. Так, следует акцентировать внимание на том, что сотрудники компании представляют ценностный актив для организации-работодателя. Кроме того, они выступают в современной парадигме маркетинга партнерских отношений внутренними клиентами компании, к которым прила-
109