Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / монополия / дуополия / олигополия / competition / monopoly / duopoly / oligopoly

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуцалханова П.В.

В данной статье рассматриваются основные виды рыночной конкуренции, а также различные способы конкурентной борьбы между организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TYPES OF MARKET COMPETITION AND THEIR FEATURES

This article discusses the main types of market competition, as well as various ways of competition between organizations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ»

На основе данных, представленных в таблице 4, мы видим, что абсолютному числу научных публикаций со значительным преимуществом лидирует США. Это тенденция сохранялась на протяжении 9 лет. Но в 2016г. Китай обогнал с небольшим отрывом США на 17 180 статей.

Таким образом, можно сделать вывод, что мы провели анализ двух стран - США и Китая на уровне их численных характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль национального хозяйства. Объем финансирования на НИОКР в США значительно больше, чем в Китае, так в 2007 году разница составила 293 228 870 тыс. дол. Число исследователей значительно меньше в США, чем в Китае, так в 2016 году их меньше на 231 279 человек. Что касается публикаций, то американские ученые публикуют больше статей, чем их коллеги из Китая, только в 2016 году китайцы смогли обогнать на 17 180 статей.

Использованные источники: 1. Мировой атлас данных [Электронный ресурс] / Мировая и региональная статистика, национальные данные, карты и рейтинги - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas.

УДК 33

Нуцалханова П.В. студент магистратуры 1 курса Факультет управления Дагестанский Государственный Университет

Россия, г.Махачкала

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ

ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные виды рыночной конкуренции, а также различные способы конкурентной борьбы между организациями.

Ключевые слова: конкуренция, монополия, дуополия, олигополия.

Nutsalkhanova P. V.

Master's student of 1 course Faculty of management Dagestan State University Russia, Makhachkala

THE MAIN TYPES OF MARKET COMPETITION AND THEIR

FEATURES

Abstract: this article discusses the main types of market competition, as well as various ways of competition between organizations.

Key words: competition, monopoly, duopoly, oligopoly.

В зависимости от участвующих в ней рыночных субъектов можно выделить следующие направления конкурентной борьбы:

- конкурентная борьба среди покупателей: все желают приобрести продукты с наименьшими расходами при лучшем удовлетворении потребностей;

- конкуренция среди продавцов: все без исключения желают реализовать собственный товар дороже, одерживает победу тот, кто уступает в цене, однако увеличивает объем продаж.

- конкуренция между покупателями и продавцами: каждый преследует свой интерес (покупатели - купить дешевле, продавцы - продать дороже, но выигрывает тот, кто сумеет навязать свое мнение «сопернику»).

Конкуренция в товарном производстве заставляет продавца понижать стоимость продуктов по своему роду и количеству не соответствующих в данный момент общественной необходимости, а потребность такого снижения считается сигналом того, что произведен товар, который или вообще не нужен, или произведен в ненужном, избыточном количестве. Наконец, именно конкурентная борьба является одним из главных двигателей прогресса, так как пренебрежение к усовершенствованию производимых товаров может обойтись для производителя чрезвычайно дорого. Все данные формы могут сосуществовать рядом друг с другом, находясь в определенном сочетании. Их соотношение на любом конкретном рынке определяется рыночной силой продавцов и покупателей. Степень формирования конкурентоспособных взаимоотношений является наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка. В зависимости от степени концентрации субъектов конкуренции можно выделить индивидуальную и групповую конкуренцию. Индивидуальная конкуренция имеет место, когда соперниками являются отдельные предприятия или организации. При групповой конкуренции друг другу противостоят предпринимательские объединения, выступающие в качестве «ассоциированных конкурентов».

Также, существуют следующие виды конкуренции - безупречная, совершенная и несовершенная. Безупречная конкуренция это конкуренция большого числа изготовителей, создающих приблизительно одинаковые объемы схожей продукции. Для нее свойственны следующие черты:

- наличие большого количества компаний, производящих один и тот же вид товара;

- компания должна быть сравнительно небольших размеров и объем выпускаемой продукции должен быть незначителен;

- вероятность свободного доступа товаропроизводителей к разным производственным секретам;

- однородность продукции, выпускаемой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из различного множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

- все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на продукты и товары.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором присутствует огромное число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает сравнительно малую долю на рынке и не имеет возможность ставить условия продажи и приобретения товаров. Предполагается наличие значимой, нужной и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и населённых пунктах. Рынок безупречной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а посредством функции спроса и предложения.

Создание совершенной модели безупречной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, схожей с рынком безупречной конкуренции, может служить сельское хозяйство, фондовая биржа, рынок иностранных денежных единиц.

Несовершенная конкуренция — положение рынка, на котором большое количество клиентов и малое количество продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны иных компаний.

Издержки от несовершенной конкуренции: нецелесообразный подъём цен; увеличение издержек производства и обращения; замедление научно -технического прогресса; снижение конкурентоспособности на мировых рынках; снижение эффективности экономики.

Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкурентной борьбы. При присутствии монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка. Черты, свойственные для монополии представлены на рисунке 4.

Черты,

свойственные монополии

единственным продавец

диктуемая стоимость

отсутствие близких продуктов-заменителей

вступление в отрасль конкурентов заблокировано

Рисунок 4 - Основные черты, свойственные монополии Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, являющееся собственностью одного лица, определённой группе лиц или же государству. Зарождается на базе высокой концентрации и централизации денежных средств и производства. Цель — извлечение сверхвысокой выгоды. Гарантируется благодаря установлению монопольно больших или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к подъёму цен и диспропорциям [2].

Моделью несовершенной конкуренции так же является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

- существует довольно большое число компаний и организаций, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;

- продукты характеризуются настоящими и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

- экономическая конкуренция влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль считается относительно легким. Легкое вступление и глобальный выход компаний вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

- тип продукта - дифференцированный;

- неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия. В случае, если создание какого-то продукта сконцентрировано на нескольких предприятиях, то можно говорить о четвертой модели рынка - олигополии, для которой характерны следующие черты:

- число фирм колеблется между двумя полюсами: чистой монополией и монополистической конкуренцией, следовательно, количество фирм изменяется в пределах от 2 до 20;

- продукты, выпускаемые олигополиями, могут быть стандартизированными и дифференцированными. Как правило, товары промышленного спроса (сырье, материалы для промышленности, машины и оборудование) стандартизированы, а потребительские товары дифференцированы;

- степень контроля над ценой высока. Контроль осуществляется в различных формах;

- ломаная кривая спроса.

Олигопольные организации конкурируют друг с другом. Сговора по поводу цен между ними нет. Результат определяется поведением конкурентных фирм при изменении цены одним из участников олигопольного рынка.

Олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цены объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определении объема производства. Частным случаем олигополии выступает дуополия [2].

Дуополия — это рыночная структура, при которой два продавца, защищённые от появления дополнительных продавцов, считаются единственными производителями стандартизированного продукта, не имеющей близких заменителей.

Способы конкурентной борьбы. В современных условиях применяются силовые методы конкурентной борьбы. К ним принадлежат такие финансовые способы, как лишение соперника сырья, рынков сбыта продукции, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок, а также современных видов изделий и т.д. Срабатывают также методы поджога, взрыва, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех государствах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся использование монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (различная стоимость в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Существуют также и методы неценовой конкурентной борьбы. Данные способы в основном делятся на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж. [1]

Конкуренция по продукту — желание завладеть долей отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же стоимости.

Конкуренция по условиям продаж — внедрение многочисленных денежных средств с целью привлечения покупателей к товарам. Данная конкурентная борьба содержит рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции считается реализация продуктов в рассрочку и лизинг. Лизинг означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долговременная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений про -изводственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Внутриотраслевая конкуренция - конкурентная борьба между предпринимателями, которые производят идентичные товары, за наилучшие условия производства и сбыта продукции, за получение сверхприбыли. Продукты реализуются исходя из общественно необходимых затрат. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину рыночной цены оказывает воздействие спрос и предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная стоимость устанавливается выше стоимости и наобо -рот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей в разных отраслях производства. Стимулируя промышленное развитие и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, так как порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.

Межотраслевая конкуренция - конкурентная борьба между предпринимателями, ведущих собственную предпринимательскую деятельность во всевозможных секторах производства, по причине перераспределения прибыли и выгодного приложения капитала. Так как, на норму прибыли оказывают влияние разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Впрочем, любой предприниматель стремится получить выгоду не меньшую, чем остальные конкуренты, независимо от того, где используется его основной капитал. Это приводит к переливу капиталов из одних секторов в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли. В ходе данного перемещения капиталов нормы прибыли в различных сферах производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью.

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал.

То, как долго можно сохранять конкурентное превосходство, зависит от трех факторов. Первый обуславливается тем, каков источник преимущества. Преимущества низкого ранга, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты. Они имеют все шансы скопировать эти преимущества, отыскав иной ресурс дешевой рабочей силы или сырья, или же свести их на нет, выпуская свою продукцию, или черпая свои ресурсы там же, где и руководитель.

Преимущества более низкого порядка (патентованная разработка, дифференциация на основе уникальных товаров или же предложений, репутация компании, базирующаяся на интенсивной рекламной деятельности) возможность удерживать более длительное время. Преимущества только на уровне издержек, как правило, не так стойки, как на основе дифференциации. Одна из причин данного заключается в том, что любой новый источник снижения затрат, как бы прост он ни был, имеет возможность быстро лишить фирму преимущества по части затрат. Так, в случае если рабочая сила дешева, возможно, обойти компанию со значительно высокой производительностью труда, в то время как в случае с дифференциацией, чтобы обойти соперников нужно обычно предлагать такой же набор товаров если не больший. Кроме того, преимущества на основе только затрат более уязвимы еще и потому, что возникновение новых продуктов или же иной фирмы дифференциации имеют все шансы уничтожить превосходство, приобретённое при производстве старых товаров.

Вторая причина, определяющая конкурентное преимущество -численность имеющихся у компаний очевидных источников конкурентного преимущества. В случае, если компания опирается только на какое-либо одно преимущество, соперники постараются ее лишить данного преимущества или же отыскать метод, чтобы обойти его, выгадав на чем-нибудь другом.

Третья и исключительно значимая причина сохранения конкурентного преимущества - постоянная модернизация изготовления и других видов работы. В случае, если фаворит, достигнув преимущества, будет почивать на лаврах, практически любое превосходство со временем будет скопировано соперниками. В случае, если хочешь сберечь превосходство, нельзя сидеть на месте: компания обязана создавать новые преимущества, по наименьшей мере, с такой же скоростью, с какой соперники могут копировать имеющиеся.

Главная задача - безустанно совершенствовать характеристики компании, дабы увеличить имеющиеся преимущества. К примеру, более эффективно эксплуатировать выработанные мощности или же организовывать более гибкое обслуживание покупателей. Тогда конкурентам будет еще труднее обойти ее, так как для этого им понадобится безотлагательно улучшить собственные показатели, на что у них просто может не хватить сил. Тем не менее, в конечном счете, для того, чтобы удержать конкурентное превосходство, необходимо расширить комплект его источников и улучшать их, переходить к превосходствам более высокого порядка, которые дольше сохраняются.

Использованные источники:

1. Лукашевич М. Л. Функционирование предприятия в социально -рыночной экономике: Инфра-М, 2017 - 315с.

2. Попов С.Г. Основы маркетинга: Учебное пособие: Ось-89, 2017 г - 272с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.