Научная статья на тему 'Понятия «Прогресса» в современной иранской философско-религиозной и политической мысли'

Понятия «Прогресса» в современной иранской философско-религиозной и политической мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизация / ислам / программа / мировоззрение / шаблоны / прогресс / развитие / civilization / Islam / program / worldview / patterns / progress / development

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ю. И. Ильина

Вопрос «прогресса» актуален не только для развивающихся стран, но и развитых. Смысл данного термина не является универсальным, а зависит от культурно-исторических или «цивилизационных» особенностей каждого народа. Особым своеобразием отличается понимание прогресса в Исламской Республике Иран. В настоящей статье автор анализирует программу государственного развития Ирана и её интерпретацию духовным лидером Исламской Республики Иран Али Хаменеи. Данная программа определяет дальнейший курс развития страны в целом, а также формулирует приоритеты, на которых будет строиться внутренняя и внешняя политика государства, в частности, речь идет о реформе морально-нравственных ценностей. «Исламский путь», которому следует Иран, предполагает ориентацию идеологии на особую систему ценностей, которая складывалась в течение длительного времени существования персидской цивилизации на основе традиций и религии. В статье подробно разбираются все смыслообразующие основы концепции Имама Хомейни, что были заложены в идею «исламского государства», а также их различие с западными идеологиями современных демократических государств. Особое место отводится подробному разбору «сбоев» в морально-нравственных ориентирах современного иранского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF “PROGRESS” IN MODERN IRANIAN PHILOSOPHICAL, RELIGIOUS AND POLITICAL THOUGHT

The problem of “progress” is relevant not only for developing countries, but also for developed ones. The meaning of this term is not universal, but depends on the cultural-historical or "civilizational" features of each nation. A special peculiarity is the understanding of progress in the Islamic Republic of Iran. In this article, the author analyzes the program of state development of Iran and its interpretation by the Supreme leader of the Islamic Republic of Iran, Ali Khamenei. This program determines the further course of development of the country in general, and also postulates the principles of Iranian internal and foreign policy. The “Islamic way”, which Iran follows, implies an orientation of the ideology towards a specfic system of values that has evolved over the long period of the existence of Persian civilization based on traditions and religion. The article examines the pillars of Imam Khomeini’s political conceptions, of "Islamic state", as well as their difference from the Western ideology of «Demorcracy». A special place is given to a detailed analysis of the moral and ethical “failures” of the modern Iranian society.

Текст научной работы на тему «Понятия «Прогресса» в современной иранской философско-религиозной и политической мысли»

УДК 297.1

ПОНЯТИЯ «ПРОГРЕССА» В СОВРЕМЕННОЙ ИРАНСКОЙ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

THE CONCEPTS OF "PROGRESS" IN MODERN IRANIAN PHILOSOPHICAL, RELIGIOUS AND POLITICAL THOUGHT

Ю.И. Ильина

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

akhrl @mail.ru

Submission Date: 26.10.2018 Аннотация

Вопрос «прогресса» актуален не только для развивающихся стран, но и развитых. Смысл данного термина не является универсальным, а зависит от культурно-исторических или «цивилизационных» особенностей каждого народа. Особым своеобразием отличается понимание прогресса в Исламской Республике Иран. В настоящей статье автор анализирует программу государственного развития Ирана и её интерпретацию духовным лидером Исламской Республики Иран Али Хаменеи.

Данная программа определяет дальнейший курс развития страны в целом, а также формулирует приоритеты, на которых будет строиться внутренняя и внешняя политика государства, в частности, речь идет о реформе морально-нравственных ценностей.

«Исламский путь», которому следует Иран, предполагает ориентацию идеологии на особую систему ценностей, которая складывалась в течение длительного времени существования персидской цивилизации на основе традиций и религии.

В статье подробно разбираются все смыслообразующие основы концепции Имама Хомейни, что были заложены в идею «исламского государства», а также их различие с западными идеологиями современных демократических государств. Особое место отводится подробному разбору «сбоев» в морально-нравственных ориентирах современного иранского общества. Ключевые слова: цивилизация, ислам, программа, мировоззрение, шаблоны, прогресс, развитие

Abstract

The problem of "progress " is relevant not only for developing countries, but also for

developed ones. The meaning of this term is not universal, but depends on the

cultural-historical or "civilizational" features of each nation. A special peculiarity is

the understanding of progress in the Islamic Republic of Iran. In this article, the

author analyzes the program of state development of Iran and its interpretation by

the Supreme leader of the Islamic Republic of Iran, Ali Khamenei.

This program determines the further course of development of the country in general,

and also postulates the principles of Iranian internal and foreign policy.

The "Islamic way", which Iran follows, implies an orientation of the ideology

towards a specfic system of values that has evolved over the long period of the

existence of Persian civilization based on traditions and religion.

The article examines the pillars of Imam Khomeini's political conceptions, of

"Islamic state", as well as their difference from the Western ideology of

«Demorcracy». A special place is given to a detailed analysis of the moral and

ethical "failures " of the modern Iranian society.

Key words: civilization, Islam, program, worldview, patterns, progress, development

For citation: Ilina, Yu.I. (2019). Ponyatiya «progressa» v sovremennoj iranskoj filosofsko-religioznoj i politicheskoj mysli [The concepts of "progress" in modern Iranian philosophical, religious and political thought]. Eurasian Arabic Studies, 5, 126-135.

ВВЕДЕНИЕ

Али Хаменеи 7 лет назад подписал программу «Базовой исламской модели прогресса» [Full text of the "Basic Islamic Model of Iran Progress"] дальнейшего культурного развития, согласно которой Иран будущие 5 лет должен продвигать свою идею прогресса и превратиться в «рупор культурных ценностей» для близких по традициям и языку народам. По сути, это альтернативная программа культурно-цивилизационного развития, в которой предполагается подробное описание представления прогресса и его направления и те цели, которые предстоит достичь в результате этого пути. В частности, в этом документе раскрываются: принципы и идеалы прогресса и желательные горизонты развития страны, эффективные меры по его достижению. Все эти культурные ценности, идеалы и методы прогресса в конечном счете направлены на формирование исламского социально-

политического мировоззрения, что должно укрепить исламскую цивилизацию. Предполагается реализация данной программы среди всех слоев общества Исламской республики, что закрепит исламскую модель государственного устройства на Ближнем Востоке, в Азии и Северной Африке. Это глобальные по своему географическому охвату меры и по своему временному отрезку планы в частности им отводится минимум 50 предстоящих лет. Для укрепления потенциала гражданского общества всех социальных уровней предложено ввести определённые образы, которые были б понятны широкому кругу общества, некие шаблоны хорошего и плохого, чтобы в дальнейшем облегчило любую руководящую и социально-политическую работу [Full text of the "Basic Islamic Model of Iran Progress"]. Эти шаблоны должны быть подкреплены твердой верой и являться своеобразным мерилом для морально-нравственной оценки того или иного поведения других. По сути это механизм саморегулирования общества. Но в тоже время большое место отводится и анти-образам. Которые могут также легко запасть в подсознание широких масс населения. Даются рекомендации и меры по предупреждению таких ситуаций [Full text of the "Basic Islamic Model of Iran Progress"]. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Али Хаменеи, рассуждая о развитии «development» в про-западном его понимании, подчеркивает то, что эта идея была основана в эпоху Ренессанса, когда люди перечеркнув свое прошлое отказались от Бога, церкви не только в политическом понимании, но что катастрофически для всей человеческой цивилизации, в морально-нравственном отношении, потеряв таким образом все естественные ориентиры в жизни, которые отвечают за собственно развитие и сохранение человеческого рода в физическом и духовном смысле [Kazemi, Seyyed Ali Asghar, 1998, p. 14-15]. Описывая «развитие» по западному образцу, он подчеркивает, что это не что иное как механическое материальное усовершенствование, основанное на нефте-энергии, что в конечном счете не способствовало духовному развитию и кроме того привело к многочисленным ухудшениям в том числе и окружающей среды и не принесло ожидаемого физического комфорта, а лишь психологические, морально-нравственные и физические болезни [The Supreme Leader's Office. The pattern of Iran's progress in the next fifty years].

Именно поэтому он выступает за сохранение естественных, выработанных определенным народом их исторических традиций и принципов жизненного уклада. Именно сохранение и развитие этого наследия он считает -

«прогрессом» и отказывается от «развития» в западном его понимании [Kazemi, Seyyed Ali Asghar, 1998, p. 15-16]. В тоже время в своих рассуждениях Али Хаменеи говорит о том, что развитие народных традиций не означает возврат к древности и отказ от технологического развития, как это попытались сделать в Афганистане (период Талибана) или в некоторых других арабских, африканских, азиатских странах. С другой стороны, полная ориентация государства только лишь на науку, которая заменила церковь в западном обществе и поставила его развитие на рельсы материального производства и накопительства, не принесло ожидаемого результата. Возможно ли параллельное развитие и духовных традиционных ценностей, и материально-технической базы? (Последнее это риторический вопрос, но это не значит, что он не нуждается в решении) [The Supreme Leader's Office. The pattern of Iran's progress in the next fifty years] 1400 лет назад ислам был привнесен в Персию и ту культуру, которая существовала на этой земле. Длительное время местная культура конфликтовала с исламскими канонами, но прошло уже так много времени, что были найдены компромиссные формы, и сегодня иранская культура немыслима без исламской компоненты. Поэтому в настоящее время рассматривать естественный прогресс иранского мировоззрения невозможно без духовного исламского наполнения, но в то же время стоит учитывать и более древние национальные традиции, и представления народа. Это и есть отличительная специфика иранского менталитета в отличие от арабских народов соседних стран [Najafi Akhimi, Kazem, 2004, p. 37-38]. Ренессанс в Европе проходил под идеями гуманизма, который подразумевает несостоятельность церкви, а вместе с этим вполне земным институтом, почему-то и Бога направлять сердца и умы людей. Возможно, это произошло еще и из-за непринятия христианством слияния духовного и материального - они всегда шли конфликтуя друг с другом. В то же время этого конфликта нет в исламе, именно поэтому и не произошло отделения духовного правления от государственного. Далее в своих рассуждениях Али Хаменеи приходит к тому выводу, что раз гуманизм (человекопоклонничество) не принес ожидаемого духовного и материального роста, то зачем мы мусульманские страны должны следовать этому пути. «Исламский путь» позволил сохранить и местные доисламские традиции, следование духовным идеалам, позволяет усваивать иностранный и духовный и материальный опыт, поощряя естественно-научные достижения [The Supreme Leader's Office. The pattern of Iran's progress in the next fifty years]. Само слово («ольгу'») в переводе

'ШШ^ЩШШ

АРАБИСТИКА ЕВРАЗИИ EURASIAN ARABIC STUDIES

ЕВРАЭИЯДРАбИСГИКАСЫ

означает «основа», «теоретические рамки», «шаблон», если брать шире в философском масштабе, то это «вектор», «запланированный путь». В 1389 (2010) Али Хаменеи не раз упоминал в своей официальной речи ошибки, которые касались неверно сформированного представления о своем будущем («ольгу»). Он говорил, что наш путь сегодня похож на зигзаг, выравнивание сделало б его проще, понятнее и мы бы быстрее приблизились к намеченной цели [The Supreme Leader's Office. The pattern of Iran's progress in the next fifty years].

Какими путями формируется представление своего «будущего»? Путем научно-философского диалога в ученых кругах, которые и должны сформировать в каждой научной сфере соответствующие идеалы, которые потом будут внедряться в различные жизненные отрасли пока не охватят умы и сердца (на подсознательном уровне) всех жителей данного общества [The Supreme Leader's Office. The pattern of Iran's progress in the next fifty years]. Если мы говорим об особом иранском мировоззрении, то идеал (исламский «шаблон» («ольгу») обладает определенной спецификой. И говорить здесь об универсальных «шаблонах», как это провозглашают мыслители запада, невозможно, они могут прижиться только в своем обществе, в другом они будут порицаться, а если и станут насаждаться насильно или скрытно, все равно принесут только ущерб, вплоть до разрушения общества [Azimi, Hussein, 2018, p. 42]. Распространять свои исламские мыслеформы и представления Ирану не получится на территории тех же мусульманских стран, с преобладающим арабским населением. Хотя возможно это даст толчок для развития их собственных версий, приемлемых для их менталитета и исторического опыта [Nedae, Hashem, 2008, p. 113-114].

«Быть иранцем» - это ощущение на глубоком уже подсознательном уровне своего единства с общим течением истории Персии, здесь подчеркивается могущество страны, прогресс, согласие и гордость с мыслителями древности, которые и формировали те самые «шаблоны», мыслеформы в прошлом [The Supreme Leader's Office. The pattern of Iran's progress in the next fifty years]. «Прогресс» на фарси «¿¿jAu» («пишрафт») - осознанное и целенаправленное движение человека, направленное на его духовный рост, рассчитанное на длительную перспективу, без остановок, сомнения, с учетом самоанализа, где мы сейчас находимся в настоящий момент относительно намеченного пути и желаемого результата [Ma'ari, Hassan, 2010, p. 42].

130

В Иране сегодня существует предположение, что в основании каждой большой цивилизации есть религия, это касается и основ культуры [Najafi Akhimi,

Kazem, 2004, p. 37-38]. Если предположить, что культура образует цивилизацию, то религия оказывается в основании мировоззрения данного общества, пусть даже и порой не в явном виде, или как наследие нескольких верований.

Есть понятие «исламской» культуры, которая в Иране сформировалась гораздо ранее, чем проявилась в Исламской революции, которая собственно является материализацией этих идей, став отсчетным моментом для формирования специфической государственности и институтов [Marashi, Seyed JafarД998, p. 59]. Однако, это гособразование не было полным и не соответствовало изначальным целям, в частности идеям Имама Хомейни. Предполагалось, что именно Иран станет той государственностью - воплощением «исламской» культуры и исламской цивилизации. Во многом проявился недостаток и недопонимание истинных целей исламской революции, непонимание как должно выглядеть исламское государство, а также чувствовалась острая нехватка нужных руководящих кадров, кроме того, были и разногласия внутри самих исламских ученых (факихов), да и политиков), что в конечном счете стало причиной существенных заимствований из западных практик (в частности республиканская форма), поскольку не было особых идей относительно данного аспекта практического воплощения. Центральная идея исламской революции и цели исламского государства, исламской цивилизации в том, чтобы противостоять или быть альтернативой секулярному типу цивилизаций. Именно поэтому так часто встречается в иранской научной литературе и прессе сравнение своей страны как единственного «оазиса духовности» в безбожном мире или как «осаждаемой крепости», которая единственная, что выстояла под натиском народов, отказавшихся от Бога.

Все политические и культурные потрясения, которые сегодня сотрясают основы исламской государственности в Иране, происходят из-за незнания местным населением этих вполне простых вещей. Но это всего лишь недоработка тех, просветительских кадров, что непосредственно работают с людьми (студентами, учениками в школе, прихожанами в мечетях) [Hosseini, Monir al-Din,1998, p. 129-135]. В данном случае иранские ученые не ограничиваются границами только Ирана, но и рассматривают распространение этих идей на близкие культурно-языковые территории (Таджикистан,

'ШШ^ЩШШ

АРАБИСТИКА ЕВРАЗИИ EURASIAN ARABIC STUDIES

ЕВРАЭИЯДРАбИСТИКАСЫ

Афганистан, Пакистан, Азербайджан, Ирак и др) [Najafi Akhimi, Kazem, 2004, p. 37-38].

Формирование исламской республики в Иране происходило снизу, то есть с основания от народа. В данном случае это очень важно. Основание на персидском в данном контексте «jj^» («мехвар»), включающее:

1. Мировоззрение и активность самого населения

В исламской традиции: сила, возможность, предпочтение, уважение (достоинство), возможность реализации, все это заключено в собственно народе - это его социальный потенциал. Этот взгляд правительства на народ в исламской традиции гораздо демократичнее, ибо народ в данном случае ценен своим не материальным капиталом - а является силой и базисом государственности. В западной демократической практике - государственность определяет ценность народа. Именно поэтому, несмотря на систему велаяте-факих (единовластное правление законодателя - факиха), правительство исламского государства должно основываться на желаниях и нуждах своего народа. Это никоем образом не похоже и не заимствовано из демократии западных стран, поскольку там точно также называемый механизм управления работает иначе и основан на других принципах [Ali Ahmadi, Alireza, 2011, p. 6-10].

2. Семья

Семья - ячейка общества, вмещающая и передающая мусульманские ценности, является основой, образующей собственно общество страны. Именно поэтому столь пристальное внимание необходимо уделять состоянию семейного института. Развал его ценностей, повлечет развал собственно устоев и самого общества, и всей государственности [Tabatabaei, Seyyed Mohammad Hossein, 1996, p. 40-45].

3. Справедливость и безопасность общества.

Основа функционирования институтов государства зависит от гармоничного соотношения интересов народа и руководства. Безопасность также связана с рациональным функционированием госинститутов и соблюдением интересов народа, иначе нарушения в одной сфере влечет угрозы для населения, а те в свою очередь деструктивно отражаются и на смежных сферах [Ali Ahmadi, Alireza, 2011, p. 51-55]. Гармония между интересами и обязанностями этих сторон сохраняет духовный и материальный потенциал общества. Что в свою очередь становится основой для «прогресса» общества и как итог поддержка действующей власти [Supreme Leader. Hadith on velyat].

132

РЕЗУЛЬТАТЫ

Только основы («ольгу») духовной природы, что выработаны и связаны с верованием и традициями способны привести народ к «прогрессу» как в морально-нравственном отношении, интеллектуальном, так и материальном, бытовом. Разрушение духовных исторических идеалов (образов добра и зла) приводит к гибели культуры, моральному разложению общества, гибели государства и даже целых цивилизаций. ВЫВОДЫ

С нашей точки зрения, какими бы ни были новыми и научно-обоснованными механизмы управления, то или иное политическое решение управляющей элиты может быть поддержано народом только в том случае, если цели и задачи запланированного социально-политического проекта понимаемы и воспринимаемы, в том числе и на подсознательном уровне. И поскольку государства большинства, так называемых, исламских государств в действительности очень разнородное и по своим традициям, и культуре, и историческому прошлому, языку и ментальности, то универсального «исламского» шаблона также не существует. Поэтому исходя из современной обстановки и глобализации, которая усугубляет процессы взаимного общения, стоит заключить, что наиболее рациональным является все же исламский принцип - справедливости, который требует не только ориентации на религиозные исламские ценности, но и соблюдение баланса между многочисленными интересами столь разнообразного общества.

ЛИТЕРАТУРА

¿И^д^ ^^ они j! ^Ь .(ХЗЗО) ^:1.^^'^^^^ .1

129 135^°'

J ^ ^^ ^^^ ^-ё^?. 'Ц"^ '^¿^ .2

^^з ^ .jJJ,лl ¿1^1 .1.1.^ и^!® ^ли

42 '

^ - .3

6-10'51-55 А^а^ 'ии^ а*^!^ '(1377) ^¿и .4

15-16 '14-154^°'^ ' .^и ^^

7 jj? öjüjj JU 50 jljjl ^jljjl ^^il AjIj ^jUl" jS* .5

. (2018)^ ^ Ijj^ jjjj

-Ajb-^j^l-J^-jWURL : https : //www.asriran.com/fa/news/635915

(Дата обращения - 09.03.2019)) ^ iJjl j$j.<*iJjiH ^i^A.(1388).j^'^lj^ .6

jlj'l j^j j A^i^j.^ Î^JVJ w ^^ ^^ * .7

.^l Ai^lA ^ul ' " j ^ ^l^ljj ^l^L^i ^^jj^^ jy*2 .(1383 '^t .8

^îlt AjlAjjjJ ^^JÄji j Jj^l

. 37-38 A^i^ '^^iÄji jjj^S AjlAjjj^ '^l ^l^^aAl^ j IÄ Ailj^ '^A^^iI A*^ijj .(1387).f^1A '^jl^j .9 ' oji '^^jÄji ^îlt ^ljj^

113-114

10^jJÄj jjàj ^jl^j ^^kl ol^jlj . .10

URL: öjjjj Jl^ ûl^jj jj jljjl ^àj^jj ^jlll http://leader.ir/fa/content/22262/leader.ir ^jjjJ^ jj l ) .(1377) .ji*? '^^tj^ .11

59 ^jjj.^^

^jlt ol^^jlj '57ûjl^^ 'ûjj^ A^jjjl .(1374).j.n^ ^^ '^jL^LiL .12

45-40 A^i^ ^j^ j

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Hosseini, Monir al-Din. (1998). A reminder of the professor. The office of the Islamic Sciences Academy of Qom: Fajr Province Province, pp. 129-135. (In Persian)

2. Azimi, Hussein. (2018). Proposed Basic Patterns for Planning in Iran Based on the Principles of the Constitution of the Islamic Republic of Iran. Iran Today in the Mirror of Development, Islamic Culture Publishing, p. 42. (In Persian)

3. Ali Ahmadi, Alireza. (2011). Preliminary Islamic-Iranian Pattern Development, pp. 6-10, pp. 51-55. Tehran: Science Production Publishing. (In Persian)

4. Kazemi, Seyyed Ali Asghar. (1998). The Crisis of Modern Society, Tehran: The Publishing House of the Islamic Culture, pp. 14-15, pp. 1516. (In Persian)

5. Full text of the "Basic Islamic Model of Iran Progress": Iran in the next 50 years will be among the top 7 countries in the world (2018). Retrieved from https://www.asriran.com/en/news/635915/Text-Full-Pattern-Base-Islamic-Iranian-Progress-Iran-In-50-Year-Future-Part-7-Country-Superior- The world becomes. (In Persian)

6. Ma'ari, Hassan. (2010). Policy Engineering. Tehran: Shoka. 42 p. (In Persian)

7. Supreme Leader. Hadith on velyat. Qom: Institute for Preservation and Publication of the Works of Ayatollah Khamenei. (In Persian)

8. Najafi Akhimi, Kazem. (2004). How to implement general principles of cultural policies of the country. Tehran: The Secretariat of the Supreme Council of the Cultural Revolution, the Cultural Commission, pp. 37-38. (In Persian)

9. Nedae, Hashem. (2008). Islamic Development, its Components an Indicators, Secretariat of the Supreme Council of the Cultural Revolution, Farroh Machinery Management Working Group, pp. 113114. (In Persian)

10.The Supreme Leader's Office. The pattern of Iran's progress in the next fifty years. Retrieved from http://leader.ir/fa/content/22262/leader.ir. (In Persian)

11.Marashi, Seyed Jafar. (1998). Social Development (Income on Social Development Management), Industrial Management Organization, 59 p. (In Persian)

12.Tabatabaei, Seyyed Mohammad Hossein. (1996). Andisheh Hoseh Journal, 57, Tehran: Razavi University of Science, pp. 40-45. (In Persian)

Information about the author

Postgraduate student Yulia Ilina

Lomonosov Moscow State University

170009, Tver, Tverskaya oblast', Reszinstroya str, 9/3-67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Federation

a_khr1@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.