УДК 327(55)
КОНЦЕПЦИЯ «ИСЛАМСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ» АЯТОЛЛЫ АЛИ ХАМЕНЕИ
А.В. Баранов
Саратовский государственный университет, Институт истории и международных отношений, кафедра истории нового и новейшего времени E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу теоретической концепции «Исламского пробуждения», предложенная аятоллой Али Хаменеи для трактовки современных событий в регионе Ближнего Востока. На основе исследования официальных высказываний аятоллы Хаменеи, анализируются теоретические основы внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран на современном этапе по вопросам региональной системы безопасности и панисламского сотрудничества.
Ключевые слова: Ближний Восток, Иран, «Арабская весна», «Исламское пробуждение», «Исламская революция», внешняя политика Ирана, Хаменеи.
THE CONCEPT OF «ISLAMIC AWAKENING» OF AYATOLLAH ALI KHAMENEI
A. V. Baranov
Saratov State University
This article analyzes the theoretical concept of"Islamic awakening," proposed by the Ayatollah Ali Khamenei for the interpretation of the current events in the Middle East after 2011th year. Based on the study of the official statements Ayatollah Ali Khamenei, analyzes the theoretical basis of the doctrine of foreign policy of the Islamic Republic of Iran at the present stage for regional security cooperation and pan-Islamic.
Key words: the Middle East, Iran, Arab Spring, Islamic awakening, Islamic revolution, Ayatollah Ali Khamenei, foreign policy of Iran.
Концепция «Исламского пробуждения» появилась как альтернатива «Арабской весне», охватившей страны арабо-исламского мира с января 2011 года. Происхождение термина восходит к трудам аятоллы Рухоллы Хомейни, ставшего главным идеологом и «основателем» Исламской Республики Иран. Термин «арабская весна» в Иране не получил распространения, т.к. он ассоциируется с ярко выраженной национальной окраской и светским характером дви-
жений. При этом нужно отметить, что впервые термин «Исламское пробуждение» для характеристики событий в арабском мире, был применен аятоллой Али Хаменеи в своей пятничной проповеди в Тегеранском университете 4 февраля 2011 г.: «Сегодняшние события в Северной Африке, Египте, Тунисе и некоторых других странах имеют для нас особое звучание и значение. Это - Исламское пробуждение»1. После чего он получил широкое признание среди иранских исследователей2.
Затрагиваемая тема важна и интересна тем, что на фоне активной трансформации расклада сил в регионе Ближнего Востока, неизбежно встанет вопрос о его дальнейшем формате и пути развития. В этом отношении, вполне вероятно, что при известных условиях, влияние Ирана в регионе может серьезным образом измениться. Следовательно, анализ внешнеполитических концепций, формируемых внешнеполитическую доктрину данной страны на современном этапе, будет представлять огромный интерес для всех участников «ближневосточного концерта».
Исламская Республика Иран, претендующая на роль регионального лидера, уделяет пристальное внимание ситуации и ан-нализу дальнейших вариантов развития региональных народных движений. На протяжении 2011-2013 годов Тегеран инициировал три международные конференции по проблемам Исламского пробуждения - 17-18 сентября 2011 г., 11-12 декабря 2012 г. и 2930 января 2013 года. На всех трех конференциях с программными речами выступил Рахбар (Лидер Исламской Революции) аятолла Али Хаменеи, являющийся идейным приемником имама Хомей-ни. Учитывая ту роль, которую играет и место, занимаемое фигурой Рахбара в политической структуре Ирана, заявления аятоллы Хаменеи заложили идеологическую основу концепции «Ислам-
1 Friday prayers at Tehran University / / URL: http:/ / www.lea-der.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=7774 (дата обращения: 16.11.2012).
2 Haji-Yousefi, Amir Mohammad. Iran and the 2011 Arab revolutions: perceptions and actions / / Discourse: An Iranian Quarterly. Vol. 10. № 1-2. WinterSpring, 2012; Barzega K. Arab Uprising and the Changing Geopolitics in the Middle East / / Discourse: An Iranian Quarterly. Vol. 10. №. 1-2. Winter-Spring, 2012; Torabi G. Arab revolutions and Iran's security // Discourse: An Iranian Quarterly. Vol. 10. №. 1-2. Winter-Spring, 2012.
ского пробуждения». Тем более что ни одно важное решение в Исламской Республике не может быть принято без его согласия3.
Выдвигая концепцию «Исламского пробуждения» аятолла Хаменеи стремился избежать критики со стороны мирового сообщества о вмешательстве во внутренние дела соседних стран и в поддержке антиправительственных выступлений. Хаменеи выдвинул концепцию, пытаясь продемонстрировать, что это не стремление иранских властей искусственно революционизировать мусульманский мир Ближнего Востока, а наоборот, процесс был вызван внутренними причинами и самим ходом развития данных обществ. «Американские власти представляют ИРИ в качестве главной причины своих неудач, хотя на самом деле, причина кроется в пробуждении и в том, что народы этих стран отстаивают правое дело». «Влияние и сила ИРИ в регионе и среди народов проявляется посредством духовного воздействия, оказывающее Исламской системой на пробуждающиеся народы региона, <...>, и Америка ничего не сможет поделать с этим»4.
По заявлениям аятоллы Хаменеи наблюдаемые народные движения вызваны объективными внешними и внутренними причинами развития самих исламских народов, которые объединились под общими лозунгами борьбы. Хаменеи выразил уверенность, что проблемы региона можно решить, только положив конец вмешательству со стороны США в дела народов региона. Пробуждение некоторых народов региона демонстрирует тот факт, что люди видят выгоды предоставляемые учением Ислама и Пророка. Исламское Пробуждение, наблюдаемое сегодня в Тунисе и Египте - это знак их недовольства от унижения и угнетения. Вмешательство же со стороны Великих держав, в особенности, США, в социальные, экономические, культурные и общественные дела региональных стран привело к росту недовольства в этих странах, и заставило искать выход из создавшегося положения.
Хаменеи уверен, что американцы попытаются держаться подальше от этого движения. «Но это им не удастся, так как народы региона уже признали тот факт, что именно политика Америки и
3 Юрченко В.Н. А. Хаменеи о структуре современного мира через призму проблемы прав человека // Ближний Восток и современность. Сб. ст. М., 2009. Вып. 40. С. 264.
4 IR Leader urges people to keep vigilance // URL: http://www.lea-der.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=7723 (дата обращения: 09.01.2011).
ее марионеток являются главной причиной унижений и раздоров, сотрясающих регион»5.
Общий настрой народных масс можно охарактеризовать как антиамериканский (более широко как антизападный), антисионистский и демократический, направленный против коррумпированных и диктаторских режимов. В этом плане можно согласиться с выводами, сделанным одним из ведущих российских востоковедов - Г.И. Мирским: «Вполне закономерно, что на первых же свободных выборах и в Египте, и в Тунисе, и в Марокко, и в Кувейте (а еще раньше, в 2006 г. и на территории Палестинской автономии) исламисты одержали победу. Ведь альтернативной идеологии, способной привлечь пробудившиеся массы, просто нет. Демократические идеи скомпрометированы как провальным опытом создания карикатурных копий западных политических систем впервые годы после достижения независимости, так и ассоциацией с Западом, вчерашним угнетателем и сегодняшним интервентом (Ирак, Афганистан, Ливия)»6.
Первой страной, решившей порвать с унизительной зависимостью от Запада и свергнуть прозападный режим, был Иран. «Не может быть сомнений в том, что Исламская революция в Иране стала очередным звеном событий, приведших к нынешней ситуации в Исламском мире», уверен Хаменеи. Иран, таким образом, стал образцом для подражания всем, кто стремится к достижению таких целей, как независимость, процветание, национальное достоинство. «Факт заключается в том, что иранский народ доказал возможность двигаться по пути прогресса без помощи со стороны Америки, или другой какой-либо державы, и даже вопреки тем препятствиям, которые ими создаются»7.
Поэтому мусульманские народы региона, объединившиеся под антиамериканскими и антиправительственными лозунгами, разочаровавшиеся в прозападном векторе развития своих стран, неизбежно обратятся к своим первоистокам, а именно к идеалам Ислама и Исламской революции. Уже в своей речи перед офи-
5 Supreme Leader Calls on Muslim Nations to End America's Interference / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=7829 (дата обращения: 21.02.2011).
6 Мирский Г.И. Международные отношения на Ближнем Востоке // Азия и Африка в современной мировой политике. М., 2012. С. 91.
7 Imam Khomeini, father of Islamic Awakening / / URL: http:/ / www.lea-der.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=9483 (дата обращения: 25.11.2012).
церским составом ВВС ИРИ, 8 февраля 2011 г., аятолла Али Хаме-неи впервые заявил: «ИРИ духовно и материально может стать моделью для других наций»8. Так как, по его же словам, Исламская революция в Иране имела своей характерной чертой сохранение иранского народа на его первоначальных, исламских принципах и ценностях. Ислам является краеугольным камнем этих ценностей и принципов, легших в основу независимости, свободы, материального прогресса и национального единства.
Данная риторика прослеживается в речах и выступлениях аятоллы Хаменеи и в дальнейшем. Однако, признание Ирана в качестве модели для всех исламских стран, вовсе не означало, что в странах региона, в результате победы движений Исламского пробуждения будут установлены государства по иранскому образцу. Эту идею отвергает и сам аятолла Хаменеи, заявив, в частности перед представителями дипкорпуса ИРИ 28 ноября 2011 г.: «Каждая нация имеет собственные национальные ценности, и, несмотря на общие корни мусульманских народов, нет определенного образца, которому они должны следовать в свете своих географических или иных предпочтений»9. Это значит, что правительства на местах сами будут определяться с политическим строем, тогда как Иран будет выполнять некий зримый пример для подражания и руководства.
Помимо наглядного примера существования Исламской Республики Иран, основным источником для Исламского пробуждения, по мнению аятоллы Хаменеи будет служить Ислам и священная книга мусульман - Коран. В этом отношении, что характерно, он всегда в своих выступлениях ссылается на аяты Корана, который предписывает правоверным мусульманам взять определение судьбы в свои руки, как сделал это иранский народ. Так, выступая 5 июля 2011 г. перед участниками 28-го Международного конкурса знатоков Корана, Рахбар заявил, что иранский народ своей революцией, следовавшей по пути Аллаха, доказал верность пророчества в Священном Писании: «Истинно, Аллах не сможет изменить условия народа, пока он сам не изменит то,
8 Speaking to a large group of commanders and staff of the IRI Army Air Force / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=7790 (дата обращения: 16.11.2012).
9 Meeting with young Muslims from 73 countries / / URL: http:/ / www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=9066 (дата обращения: 28.11.2012)
что в них самих»10. «Это было определенно чудо, что Иран превратился во властный полис борьбы против империализма и сионизма, исходящих от США и Сионистского образования. Он смог осуществить пророчество Всевышнего о поддержке, закрепленное в Коране», заявил Рахбар11.
Анализируя далее истоки современного Исламского пробуждения, аятолла Хаменеи заявляет о том, что они имеют давнюю историю. «Идеологически движение уходит своими корнями в историю, которой уже более 150 лет, когда многочисленные интеллектуалы и богословы из Египта, Индии, Ирака и других стран Азии и Африки выступили провозвестниками и пионерами исламского движения»12. И в качестве основных идеологов, выступавших с идеями необходимости реформирования Ислама, аятолла Хаменеи называет целый ряд имен: Сайид Джамаль ад-Дин аль-Афгани, Мухаммад Абдо, Мирза-е Ширази, Ахунд-э Хо-расани, Махмуд аль-Хассан, Мухаммад Али, Шейх Фазлолла, Хадж Ага Нуурулла, Абуль Аля Маудуди и десятки известных, великих муджтахидов из Ирана, Египта, Индии и Ирака. Наряду с богословами есть и светские реформаторы, такие как Хасан аль-Банна и Икбал Лахори13.
Но по признанию самого аятоллы Хаменеи самое мощное воздействие на формирование идей, легших в основу Исламского пробуждения, стало теоретическое наследие Имама Хомейни. Выступая на церемонии поминовения Имама Хомейни 4 июня 2011 г., Хаменеи впервые открыто заявил, что нынешнее Исламское пробуждение в регионе есть реализация предсказаний Имама Хомейни14. А главным трудом является «Завещание», которое было охарактеризовано Рахбаром, как полный свод ценностных
10 Коран (13:11).
11 Regional uprising proves Koran promises are credible / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=8291 (дата обращения: 05.07.2011).
12 West seeks to defeat Muslim's revolutions // URL: http://www.le-ader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=8585 (дата обращения: 16.11.2012).
13 Supreme Leader's Speech at Inauguration of Islamic Awakening and Ulama Conference // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=10574 (дата обращения: 29.04.2013).
14 Palestine belongs to Muslims in its entirety // URL: http://www.le-ader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=8152 (дата обращения: 19.11.2012).
ориентиров общества, которое тот стремился построить. Аятолла Хаменеи призвал постоянно следовать заветам этого Завещания, добавив, что: «Заявления и труды Имама - это основа Революции, не какие-то выдумки, которые могут быть изменены или искажены»15.
Одним из центральных принципов, положенных в основу «Исламского пробуждения», согласно аятолле Хаменеи, является достижение подлинной, а не фиктивной, независимости. Осуществление данного принципа позволит мусульманским народам на практике, а не на словах: возродить и восстановить национальное достоинство и уважение, которые были нарушены и попраны во время долгих лет диктаторских и коррумпированных правлений, и политического доминирования Америки и Запада; поднять знамя Ислама, которое является символом глубокой веры и давней привязанности народа, способного наслаждаться плодами мира, справедливости, прогресса и процветания под сенью исламского шариата; сопротивляться влиянию и доминированию США и Европы, наносящее великое опустошение и унижение народам этих стран на протяжении последних 200 лет; противостоять узурпаторскому и фиктивному Сионистскому режиму16.
В исламском мире уже есть пример государства, проводящее подлинно независимую, самостоятельную политику - это Иран. Именно Иран продемонстрировал то, что Исламская революция 1979 г. положила конец двухвековому национальному унижению иранского народа, что именно стараниями Имама Хомейни, в сердце иранского народа была укоренена мысль о том, что «да, мы можем»17.
Необходимо полностью порвать путы европоцентризма, игнорирующие достижения исламской цивилизации. По мнению аятоллы Хаменеи это прослеживается даже в географии региона. «Я категорично выступаю против именования нашего региона Ближним Востоком, также как и остальные части - Средним и Дальним Востоком. Дальним от кого? От Европы. Ближним к кому? К Европе. Эти наименования просто означают, что Европа по-прежнему является центром мира. Применительно к Европе,
15 Supreme Leader Meets with Government Officials / / URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=10877 (дата обращения: 14.07.2013).
16 West seeks to defeat Muslim's revolutions // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8585 (дата обращения: 16.11.2012).
17 Imam Khomeini, father of Islamic Awakening // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=9483 (дата обращения: 25.11.2012).
это действительно так, но в отношении нас - это некорректно. Мы о себе должны говорить «Западная Азия», а не «Ближний Восток»18.
Не менее важная проблема, стоящая на пути независимости и самостоятельности мусульманских народов, является укоренившееся в сознании исторически сложившейся зависимости от Запада, которое оскорбляет чувства правоверных мусульман. Суть проблемы, согласно аятолле Хаменеи, заключается в том, что у современной мусульманской молодежи (даже в современном Иране!) все еще сохраняется чувство, что «нам необходим Запад, чувство нашей неполноценности по отношении к Западу»19. И этим чувством неуверенности в собственных силах, чувством неполноценности, без сомнения, воспользуется противник.
На протяжении всего периода истории взаимоотношений, мира Ислама со странами Запада, в особенности в последние два века, мусульмане получили крайне негативный опыт. Аятолла Хаменеи призывает учитывать «печальный и шокирующий опыт Запада в политике, поведении и образе жизни. Мусульманские страны и так долгое время терпели долгие периоды смут, политическую зависимость, унижение, экономический грабеж, бедность, упадок моральных принципов, постыдную научную отсталость. И это все на фоне яркой и славной истории Исламской уммы в прошлом»!20
Однако проведение самостоятельной внешней политики будет недостижимой целью без «достижения полной самодостаточ-ности»21. «Если процветает национальное производство», заявил аятолла Хаменеи в речи перед высшими государственными чиновниками 3 апреля 2012 г., «большинство нападок врагов, без сомнения, будут тщетны. К тому же процветание национального производства является ключом к решению проблемы инфляции и безработицы, а также это усиливает национальную экономи-
18 Supreme Leader's Speech to Professors // URL: http://www.le-ader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=9656 (дата обращения: 29.11.2012).
19 Supreme Leader Meets with Teachers and Professors of North Khorasan / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=10017 (дата обращения: 11.10.2012).
20 Supreme Leader's Speech at Inauguration of Islamic Awakening and Ulama Conference // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow-&id=10574 (дата обращения: 29.04.2013).
21 Leader: sanctions cannot last long / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/in-dex.php?p=contentShow&id=8517 (дата обращения: 16.11.2012).
ку»22. Необходимо всемерно, на государственном уровне, поддерживать национального производителя и банковский сектор, «запрещая импорт аналогичной продукции из иностранных стран»23.
Именно иранский народ, в результате Исламской революции 1979 года, «доказал возможность двигаться по пути прогресса без помощи со стороны Америки, или другой какой-либо державы, и даже вопреки тем препятствиям, которые ими создаются». По словам аятоллы Хаменеи, никакие санкции не смогут остановить прогресс народа, и что санкции могут привести только к росту негодования со стороны народа против западных держав24.
Политическое и экономическое возрождение не может быть достигнуто без соответствующей объединяющей идеи. Поэтому аятолла Хаменеи выдвигает в качестве основной цели Исламского пробуждения - сделать ислам и шариат центром жизнедеятельности людей. «Существует распространенная точка зрения, что шариат не сопоставим с прогрессом, переменами и цивилизацией». Такая же точка зрения существует и в отношении ислама. «Очень важно продвигать идею, что ислам дает ответы на все потребности человека»25. Священный Коран, по заявлению аятоллы Хаменеи, может выполнить все человеческие потребности и стать путеводной звездой для человечества, отдельно подчеркнув, что все слабости и проблемы мусульманских народов могут быть исправлены посредством обращения к Священному Корану26.
По уверениям аятоллы Хаменеи необходимо вернуться к истинному Исламу, незамутненному современными извращениями. «Они (враги) не боятся такого ислама, который основан на деньгах, коррупции, аристократии, ислама, который не поддерживает большинство народа. Но они дрожат от страха, когда видят ислам, поддерживаемый большинством народа и который основан на действии, преданности Аллаху и божественном от-
22 Leader emphasizes national production // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=9308 (дата обращения: 25.11.2012).
23 Elites hold key to Iran's success, progress // URL: http://www.le-ader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=8652 (дата обращения: 15.11.2012).
24 Imam Khomeini, father of Islamic Awakening / / URL: http:/ / www.le-ader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=9483 (дата обращения: 25.11.2012).
25 Supreme Leader Meets with Participants of International Conference on Islamic Awakening // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=con-tentShow&id=10215 (дата обращения: 11.12.2012).
26 'Islamic Revolution, step toward Quran' // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8423 (дата обращения: 22.11.2012).
кровении»27. Именно такой - возрожденный и народный Ислам, по своей природе, выступает против угнетения, за независимость, уважение достоинства человека, защиту угнетенных народов, за всесторонний подход в развитии.
Ислам должен прийти на смену скомпрометировавших себя прозападных режимов, которые были сметены народными революциями. Это позволило аятолле Хаменеи утверждать о наступившем кризисе всей западной цивилизации. На проблеме кризиса западной цивилизации и ее системы ценностей он останавливается довольно подробно, видя в этом одну из важнейших причин массовости антиправительственных манифестаций, направленных, в частности, и против той политики, которую проводили региональные режимы. Все попытки, предпринимаемые местными властями в последние несколько десятилетий, заимствовать идеи марксизма, либеральной демократии или светского национализма, оказались отторгнуты обществом, чьи жизненные ориентиры, в большинстве, определяются принадлежностью к исламскому миру. Аятолла глубоко убежден в том, что западная концепция материалистической цивилизации не может дать счастья и процветания всему человечеству, западное общество тяжело страдает от отсутствия морали, пренебрежениями божьими заповедями, отсутствием доступности к благам цивилизации, попиранием принципов семьи28.
Поэтому, в качестве альтернативы, на смену должны прийти системы - политическая и социальная - в основе которых будут лежать исламские принципы. На сегодняшний день уже есть пример реального воплощения подобных систем, которые функционируют в Исламской Республике Иран. Это исламская демократия и исламское общество.
Касательно первого положения об исламской демократии, Хаменеи уверен, что: «Власть без опоры на религию, ведет к тирании и насилию»29. Власть должна строиться на принципах Исламской демократии, т.е. правители должны избираться народом,
27 Supreme Leader Meets with Participants of International Conference on Islamic Awakening // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=con-tentShow&id=10215 (дата обращения: 11.12.2012).
28 Meeting with the Iranian Air Force personnel on the anniversary of brave action of the Air Force // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=con-tentShow&id=9121 (дата обращения: 08.02.2011).
29 Elites hold key to Iran's success, progress // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8652 (дата обращения: 15.11.2012).
а общество должно опираться на принципы и ценности исламского знания и шариата30.
Особую роль в исламской системе играет концепция Вилаят-э факих, а также место в этой концепции Лидера (Рахбара). Хаменеи отверг принцип «Mutlaqeh (absolute)» в концепции Wilayat-e Mutlaqeh Faqih, которая якобы дает возможность факиху игнорировать положения Конституции. Хаменеи отметил, что в соответствии с установками имама Хомейни, в соответствии с принципом Wilayat-e Faqih, Лидер может и потерять свой пост, утратив квалификацию.
Лидер Исламской революции определяет стратегические ориентиры макроразвития, что отличается от компетенций исполнительной ветви власти или прямой ответственности трех ветвей власти в Исламском правлении. Лидер, в соответствии с положениями Конституции, надзирает за деятельностью властей и является гарантом развития системы. Также неверно утверждение, что якобы Лидер имеет право приоритетного «голоса» в решении дел, касающихся компетенции исполнительной, законодательной и судебной власти. «Они должны сами принимать решения, не оглядываясь на Лидера, так как ему не позволено вмешиваться в решение текущих дел, за исключением случаев, когда деятельность властей может привести к отступлению с пути Революции», сказал Хаменеи31.
Политическая система должна опираться на соответствующую социальную модель. Затрагивая данную тему в своих выступлениях, аятолла Хаменеи особо подчеркивает, что концепции и характерные черты Исламской уммы нельзя путать с западными доктринами, так как концепты справедливости, свободы и человеческого достоинства имеют глубокие отличия в понимании и практике их претворения в Исламском обществе32.
Западные концепции восприятия уже доказали проблематичность их использования в исламском обществе как в прошлом, так и в настоящем. Для исламского общества должны применяться определения, дающиеся в кораническом изложении, а не в западной интерпретации. Несоответствие этих подходов в ислам-
30 West seeks to defeat Muslim's revolutions // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8585 (дата обращения 16.11.2012).
31 IRI will robustly counter any conspiracy // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8734 (дата обращения: 16.10.2011).
32 Ibid.
ском мире ярко проявилось в развитии ситуации в Афганистане, Ираке, Ливии и многих других странах.
Аятолла Хаменеи определил «Исламское общество» как общество, в котором великие устремления и чаяния всего человечества будут материализованы, а именно - справедливость, свобода, эффективное участие масс в решении своей судьбы, достижение национального достоинства и благосостояния для широких масс, уничтожение бедности и голода, достижение социокультурных и политико-экономических преимуществ. Аятолла отметил, что конечной целью Исламского общества является помощь людям в достижении духовного совершенства и подчинение воле Всевышнего, добавив, что построение такого общества естественным образом приведет к образованию Исламской уммы. С помощью веры, знаний, этики и духа самосовершенствования, исламская цивилизация может даровать эффективную идею гуманитарного развития. Предоставить достойный кодекс поведения для исламской уммы и всего человечества. Это станет точкой отсчета освобождения от материалистического и угнетающего состояния человеческой души, извращенного кодекса поведения, что является основами нынешней Западной цивилизации33.
Плоды победы движения Исламского пробуждения, по мнению аятоллы Хаменеи, можно будет сохранить только при достижении единства всех мусульманских народов. Так, на встрече с суданским президентом Омаром аль-Башаром, 26 июня 2011 г., Хаменеи, в присутствии М. Ахмадинежада, заявил, что нынешние народные движения в регионе являются началом больших изменений в исламских странах. Он выразил надежду, что в скором времени сформируется сильный Исламский альянс в Северной Африке34. А с разрастанием движения на все страны региона, аятолла стал утверждать об «острой потребности в единстве всего мусульманского мира»35.
Проблема достижения и сохранения единства мусульман становится важной составляющей Исламского пробуждения. Ая-
33 Supreme Leader's Speech at Inauguration of Islamic Awakening and Ulama Conference // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=con-tentShow&id=10574 (дата обращения: 29.04.2013).
34 West in fear about a Libyan Islamic gov't // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8222 (дата обращения: 21.11.2012).
35 Islamic Ummah in dire need of unity // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=9094 (дата обращения: 23.11.2012).
толла часто в своих речах выступает с предостережениями по этому поводу. «Нужно быть готовыми к тому, что Запад будет постоянно плести интриги против мусульманских народов региона, с целью затормозить или изменить общий вектор развития движения Исламского пробуждения. Против всех козней Запада Мир Ислама может выстоять, только объединившись, отложив свои распри»36. Наибольшую опасность, в этом случае, представляют расхождения в учении между суннитами и шиитами. «В действительности, и шииты, и сунниты имеют одного общего врага, с кознями которого ИРИ уже успешно борется на протяжении всего срока существования Исламской Республики»37. Поддаться на провокации врага означает погружение региона в хаос братоубийственной войны в угоду чуждым для мусульманских народов интересам нерегиональных держав и Сионистского режима.
Единственный зримый и действенный способ объединить все мусульманские народы региона - это достижение окончательного разрешения проблемы Палестины. «Основной вопрос мира Ислама - это вопрос священного Кудса (арабское название Иерусалима) и угнетенной Палестины, которая вновь выдвинулась на первое место благодаря Исламскому пробуждению. Все мусульманские народы, правительства и влиятельные политические лидеры, должны быть готовы выступить против опасных заговоров, стремящихся скрыть главный вопрос для мусульман и создать иллюзии, посредством которых стремятся посеять раскол в исламской умме» - заявил аятолла на встрече с членами правительства и иранскими послами, 19 августа 2012 г. «Это центральный вопрос, который не должен замалчиваться или игнорироваться, потому что многие проблемы мира Ислама вызваны существованием Сионистского режима»38.
Проблема Палестины должна решаться справедливо - всеми палестинцами. «Все палестинцы - как нынешние граждане Палестины, так и те, кто был вынужден мигрировать в другие страны,
36 Regional movements, anti-US, anti-Zionist in nature / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=8268 (дата обращения: 21.11.2012).
37 Enemies fear Iran's leading role in region // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8772 (дата обращения: 14.11.2012).
38 Supreme Leader Urges Vigilance Against Enemy Plots / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=9676 (дата обращения: 19.08.2012).
но сохраняют свою палестинскую идентичность, включая мусульман, христиан и евреев - должны принять участие в открытом и доверительном референдуме для избрания политической системы своей страны. Все палестинцы, которые на протяжении многих лет терпели лишения изгнания, должны вернуться в свою страну и принять участие в референдуме, а затем помочь с составлением проекта Конституции и проведении выборов. Мир в итоге придет» - уверен аятолла Хаменеи39. В противном случае продолжиться и далее бесперспективное противостояние между сионистами и палестинцами.
И последнее, на чем необходимо остановиться, когда речь заходит о движении Исламского пробуждения - это о длительности данного процесса. Касаясь данного вопроса в своих выступлениях, аятолла Хаменеи предупреждает, что «после свержения коррумпированного диктатора, может появиться чувство, что работа сделана, а это приведет к уменьшению мотивации народа на дальнейшие преобразования революции»40. Поэтому сам факт изменения политического строя в стране, на самом деле, это только начало длительного процесса коренных преобразований в соответствии с идеями Исламского пробуждения. В качестве примера таких преобразований приводится Иран, в отношении которого аятолла Хаменеи заявил следующее: «Если мы сравним наши достижения с периодом та-гута (период шахского правления в Иране), то эти достижения выглядят значительными. Но если мы сравним наше нынешнее состояние с условиями идеального Исламского Ирана, а именно с обществом, в котором наслаждаются достоинством, богатством, моралью, набожностью и духовностью, то нам еще, определенно, предстоит преодолеть длительный путь развития»41. Отсюда следует, что период этих преобразований не имеет четких хронологических рамок и будет определяться спецификой конкретных стран и народов. Но аятолла Хаменеи убежден, что данная идео-
39 Supreme Leader's Inaugural Speech at the 16th Non-Aligned Summit // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=9708 (дата обращения: 30.08.2012).
40 West seeks to defeat Muslim's revolutions // URL: http://www.le-ader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=8585 (дата обращения: 16.11.2012).
41 Supreme Leader: "I Do Not Favor Any Candidate" / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=10768 (дата обращения: 04.06.2013).
логия неизбежно выйдет за рамки региона и распространится в других частях мира42.
Подводя итоги краткого анализа основных положений концепции Исламского пробуждения, сформулированных Рахбаром аятоллой Али Хаменеи, первое, на что следует обратить внимание, это стремление иранских властей предложить идеологию народным антиправительственным движениям в регионе, чтобы превратить их в движения политического ислама. Сам аятолла не скрывает этой цели, заявляя, что достижение этой цели будет выгодно Ирану. «Иран должен рассматривать себя как потенциальную модель и возможный источник оказания помощи другим мусульманским государствам. Если другие народы воспримут опыт иранского народа, это принесет выгоду не только Ирану, но и региональным странам, т.к. будет образованна единая мусульманская нация»43.
Разыгрывая карту «столкновения цивилизаций», Иран тем самым, стремиться встать во главе объединенного на основах ислама, единого мусульманского, а не только арабского, мира. Насколько оправданы будут данные ожидания, покажет ближайшее будущее. Но факт, остается фактом, исламисты всех оттенков стали активно выходить на политическую арену региона представляя собой действенную и мощную силу. Кто сможет (и сможет ли в действительности) оказаться во главе данного движения, тот, бесспорно, будет влиятельной региональной державой. Так что в краткосрочной перспективе мы станем свидетелями новых столкновений интересов в этом неспокойном, стратегическом регионе мира, где Иран уже не будет являться изгоем, находящимся в политической изоляции.
42 Vigilance movements to continue to very heart of Europe / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=8049 (дата обращения: 04.05.2011).
43 Leader: IRI never gives in to extortion // URL: http://www.le-ader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=8757 (дата обращения: 14.11.2012).