Научная статья на тему 'Египетская революция 2011 года в концепции «Гуманитарного пробуждения» Махмуда Ахмадинежада'

Египетская революция 2011 года в концепции «Гуманитарного пробуждения» Махмуда Ахмадинежада Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«исламское пробуждение» / «гуманитарное пробуждение» / «арабская весна» / Ближний Восток / Иран / Исламская Республика Иран / Хаменеи / Ахмадинежад / внешняя политика / международные отношения / Islamic awakening / Humanitarian awakening / Arab Spring / Middle East / Iran / Islamic Republic of Iran / Khamenei / Ahmadinejad / foreign policy / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Алексей Владимирович

Статья посвящена анализу теоретической концепции «гуманитарного пробуждения», предложенной президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом для трактовки революционных событий в регионе Ближнего Востока на примере Египта. На основе исследования официальных высказываний представителей властей Ирана анализируются теоретические основы внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран на современном этапе по вопросам региональной системы безопасности и панисламского сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Egyptian Revolution of 2011 in Mahmud Ahmadinejad’s Concept of «Humanitarian Awakening»

This article analyzes the theoretical concept of «Humanitarian awakening», proposed by the President of Iran M. Ahmadinejad for the interpretation of the current events in the Middle East after 2011 on the example of Egypt. Based on the study of the official statements of the representatives of the Iranian authorities, the theoretical basis of the doctrine of foreign policy of the Islamic Republic of Iran at the present stage concerning the regional security and pan-Islamic cooperation is being analyzed.

Текст научной работы на тему «Египетская революция 2011 года в концепции «Гуманитарного пробуждения» Махмуда Ахмадинежада»

и НАТО в новых геополитических условиях и страны Центральной Азии : сб. материалов летней школы. Алматы, 2009. С. 34.

25 Лаумулин М. Т. Роль США в Центральной Азии : учеб. пособие. Алматы, 2006. С. 53.

26 Независимая газета. 1994. 25, 26 нояб. ; Экспресс / Алматы. 1995. 12 янв.

27 См.: Муминов А. Пойдешь в ЕС, ЕАЭС потеряешь? // ИА Exclusive. 2016. 4 января. URL: http ://exclusive.

kz/pojdesh_v_es-_eaes_poteryaesh (дата обращения: 09.01.2016).

28 См.: Договор о коллективной безопасности подписан в г. Ташкенте 15.05.1992 г. // Бюл. междунар. договоров. 2000. № 12. С. 8.

29 См.: Что такое ШОС? // Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества. URL: http ://www.infoshos.ru/ru/?id=51 (дата обращения: 09.01.2016).

Образец для цитирования:

Саркулова Г. С. Трансформация системы международных отношений после распада СССР и внешняя политика Казахстана в 1990-е годы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 458-463. DOI: 10.18500/1819-4907-2016-16-4-458-463.

УДК [94+327](55)

египетская революция 2011 года

в концепции «гуманитарного пробуждения» махмуда ахмад и нежада

а. В. Баранов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: baranovav@mail.ru

Статья посвящена анализу теоретической концепции «гуманитарного пробуждения», предложенной президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом для трактовки революционных событий в регионе Ближнего Востока на примере Египта. На основе исследования официальных высказываний представителей властей Ирана анализируются теоретические основы внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран на современном этапе по вопросам региональной системы безопасности и панисламского сотрудничества.

Ключевые слова: «исламское пробуждение», «гуманитарное пробуждение», «арабская весна», Ближний Восток, Иран, Исламская Республика Иран, Хаменеи, Ахмадинежад, внешняя политика, международные отношения.

The Egyptian Revolution of 2011 in Mahmud Ahmadinejad's Concept of «Humanitarian Awakening»

A. V. Baranov

This article analyzes the theoretical concept of «Humanitarian awakening», proposed by the President of Iran M. Ahmadinejad for the interpretation of the current events in the Middle East after 2011 on the example of Egypt. Based on the study of the official statements of the representatives of the Iranian authorities, the theoretical basis of the doctrine of foreign policy of the Islamic Republic of Iran at the present stage concerning the regional security and pan-Islamic cooperation is being analyzed.

Key words: Islamic awakening, Humanitarian awakening, Arab Spring, Middle East, Iran, Islamic Republic of Iran, Khamenei, Ahmadinejad, foreign policy, international relations.

DOI: 10.18500/1819-4907-2016-16-4-463-467

Свержение 11 февраля 2011 г. режима Хосни Мубарака в Египте оказало революционизирующее влияние на регион Ближнего Востока. При определенных обстоятельствах это могло бы привести к кардинальным изменениям в расстановке сил и переформатировании системы отношений между региональными игроками. Последовавшее усиление влияния и рост популярности исламистов в Египте привели к их победе на парламентских выборах зимой 2011-2012 гг. и на первых свободных выборах президента страны в июне 2012 г., когда представитель египетских «братьев-мусульман» Мохаммад Мурси стал президентом.

Факт свержения Мубарака, которого рассматривали в Иране как марионетку США, продолжавшего курс Анвара Садата на урегулирование отношений с Израилем, что стало одной из главных причин разрыва дипломатических отношений между Тегераном и Каиром в 1979 г., не мог пройти незамеченным в Иране. Рост влияния исламистских партий убедил руководство Исламской Республики в возможности и необходимости восстановления полноформатных отношений с Египтом. Построение стратегического союза по линии Тегеран - Каир превращало Иран в ведущую региональную державу. Поэтому иранские власти начали разрабатывать идеологическую концепцию, которая могла бы стать основой стратегического союза и позволила бы обосновать создание такого союза на взаимоприемлемых условиях.

Концепция «исламского пробуждения»1, сформулированная аятоллой Али Хаменеи, стала официальной стратегической установкой по идеологическому осмыслению массовых народных антиправительственных движений, охвативших регион Ближнего Востока в 2011 г. Реализация

© Баранов А. В., 2016

этих установок стала делом исполнительной власти Исламской Республики Иран (ИРИ). Для анализа официального внешнеполитического подхода ИРИ пришлось привлекать солидный объем материалов, содержащих заявления, высказывания, интервью и выступления официальных государственных лиц, главным образом действующего президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, а также и других официальных лиц государства, в частности, главы МИД ИРИ Али Акбара Салехи, спикера Маджлиса Али Лариджани, представителей иранского дипломатического корпуса в странах региона.

Признавая бесспорное родство между концепцией аятоллы Хаменеи и концепцией, сформулированной Махмудом Ахмадинежадом, которую он впервые охарактеризовал в своем выступлении 6 октября 2011 г. во время визита в город Асадабад как «гуманитарное пробуждение»2, необходимо признать и тот факт, что в изложении представителей исполнительной власти она имела существенные отличия от первоначального оригинала. Термин «исламское пробуждение» не получил широкого применения в кругах внешнеполитического ведомства страны, так как слишком уж явно прослеживалась в нем ссылка на руководящую роль Ирана в региональных событиях. Также хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что первоначально до октября 2011 г. Ахмадинежад в своих заявлениях говорил о так называемом «Новом Ближнем Востоке», когда характеризовал происходящие события. Но и данный термин не «прижился», так как вызывал ассоциации с инициативой Вашингтона по построению демократического «Большого Ближнего Востока», ставшего основой ближневосточной политики США при Дж. Буше-младшем.

С точки зрения Махмуда Ахмадинежада, основные причины, приведшие к массовым народным движениям в регионе, имеют не внутреннее, а исключительно внешнее происхождение. Всему виной является современная мировая экономическая, основанная на принципах капитализма, и политическая, основанная на принципах либерализма, система. Мало того что «либерализм и капитализм чужды человеческой сущности и никогда не смогут сделать человечество счастливым, т. к. остаются главным источником всех несчастий - войн, бедности и лишений», сама капиталистическая система сегодня переживает свой «период кризиса и разложения»3. Она, как до этого марксизм, неизбежно уйдет в прошлое.

В связи с тем что современная система была рождена вследствие окончания Второй мировой войны, это означает, что в центре этой системы, ответственной за ее жизнедеятельность, стоят США и их западные союзники. Именно Америка «создала несправедливую систему распределения мировых богатств», отчего страдают все остальные народы мира. Свое доминирующее положение США подкрепляют многочисленными

военными базами во всех частях мира, поддержкой марионеточных и реакционных режимов4, и прямыми военными интервенциями. «Посмотрите на ситуацию в Ираке и Афганистане», - заявляет Ахмадинежад. «Это не может больше продолжаться, чтобы одна страна осуществляла военную оккупацию во имя борьбы с терроризмом и наркотрафиком, хотя, на самом деле, производство наркотиков выросло, терроризм расползается в разных направлениях, тысячи невинных людей погибли, ранены или стали беженцами, инфраструктура уничтожена, а система региональной безопасности серьезным образом подорвана. И те, кто повинен во всем этом, продолжают обвинять других»5.

С точки зрения президента Ирана, США и страны Запада ради сохранения своего доминирующего и привилегированного положения в регионе способствовали формированию диктаторских, коррумпированных режимов. «В отношении вопроса о бывшем президенте Египта нужно ответить на простой вопрос - чьи правительства его поддерживали? И остальное станет ясно. Покажите мне какого-нибудь диктатора в мире, которого бы не поддерживали США или отдельные европейские правительства. Таких почти не существует. Я думаю, что диктатура и гегемония - это часть одного феномена. И это является нарушением прав человека. И это необходимо изменить»6. Так как подобная политика привела к тому, что такие правители «дистанцировались от человеческих ценностей, морали и учения божественных откровений».

Подобное положение дел привело к обострению внутренней ситуации в Египте. Как отметил постоянный представитель ИРИ при ООН Мохам-мад Хазаи: «Страна (Египет. - А. Б.) сталкивается с комплексом проблем. В частности, эти проблемы связаны с состоянием сегодняшней мировой экономики, наличием бедности, безработицы, технического разрыва и так далее. Это связано с проблемами наличия непредставительных правительств, коррупции и иностранной зависимости»7.

Выступая с речью на Генеральной Ассамблее ООН 26 сентября 2012 г., Махмуд Ахмадинежад призвал разорвать преступную связку мирового гегемона и региональных диктаторских режимов. «Пришло время положить конец тем, кто определяет демократию и свободу, устанавливает стандарты, которые сами же первыми и нарушают. Они больше не могут выступать одновременно и судьями и исполнителями, бросая вызов настоящим демократически избранным правительствам»8. Народы региона «пробудились для просвещения и теперь требуют справедливости, свободы и прав».

Необходимо позволить народам самим решать свои проблемы. При этом в принципе недопустимо какое-либо вмешательство или давление, а тем более угрозы применения силы со стороны. В официальном заявлении МИД ИРИ уже 5 февраля 2011 г. осудило «попытки вмешательства со

стороны США и сионистского режима. И предупреждает, что любое действие, идущее вразрез с общим направлением исламского народного движения в Египте, против интересов народа, против единства нации, неизбежно приведет к возмущению всей исламской уммы и ненависти во всем мире»9. Официальные власти Ирана на всех уровнях - от президента страны до послов - неоднократно подчеркивали факт невмешательства Тегерана во внутренние дела стран региона10.

Характеризуя развитие ситуации в Египте и приветствуя решительную победу египетского народа над диктаторским режимом Хосни Муба-рака, представители иранских властей обращают пристальное внимание на возможность восстановления полноценных отношений между странами. Спикер Маджлиса Али Лариджани, заявив, что народ и власти Ирана с самого начала поддерживают египетскую народную революцию, добавил, что ИРИ будет продолжать свою поддержку этой североафриканской страны. При этом он описал отношения между странами как братские и дружественные, имеющие глубокие исторические, культурные и религиозные скрепы, заложившие основы для расширения взаимовыгодной кооперации во всех сферах жизнедеятельности11.

В сходных выражениях прокомментировал ситуацию и глава МИД ИРИ Али Акбар Салехи, выступая на пресс-конференции в Дохе (Катар), 2 мая 2011 г.: «Иран и Египет имеют потенциал в различных сферах, и это прокладывает путь к возобновлению политических, культурных и экономических отношений». Главная цель, которую преследует в данном случае Тегеран, - это создание стратегического союза между двумя странами, так как «Иран и Египет имеют высокий статус в регионе, и их сотрудничество будет выгодно региону и исламскому миру». Он также заявил, что отношения между Ираном и Египтом не будут угрожать интересам ни одной региональной державе. Наоборот, уверен Салехи, «сотрудничество между двумя странами, в особенности в политической сфере, будет способствовать установлению стабильности, безопасности и мира в регионе»12.

Заключение подобного стратегического альянса между «двумя влиятельными полюсами в мусульманском мире»13, по заявлениям Махмуда Ахмадинежада, должно проходить без какого-либо давления. «Иран хочет сотрудничать с Египтом в атмосфере уважения и справедливости, и мы не хотим навязывать какие-либо политические требования, развитие Египта - это наше разви-тие»14. Египетский народ, как подчеркивал еще раз Ахмадинежад, должен сам определиться в данном вопросе.

Концепция «гуманитарного пробуждения» предусматривает доминанту воли народа в определении будущего страны. Чтобы воля народа стала таковой, необходимо предпринять определенные усилия. Так, спикер Маджлиса Али Лариджани призвал египетский народ не прекращать сво-

их акций протеста до тех пор, пока не удастся добиться главной цели - смены всей системы власти. «Победа Египта зависит от установления демократической системы, а не от подчинения США. Свержение египетскими революционерами режима Мубарака - это только первая стадия, на второй стадии должна произойти смена режи-ма»15. Развивая свою мысль далее, он продолжает: «Цель египтян - не просто свергнуть старого диктатора и заменить его группой молодых генералов. Цель, скорее всего, заключается в том, чтобы египетский народ достиг настоящей демократии и возродил свою национальную и религиозную идентичность»16. Только так можно добиться гарантии своих прав на свободу и независимость от иностранного засилья, тирании и деспотии.

Построение подлинно независимого свободного государства, по уверению Ахмадинежада, приведет египетский народ к внутреннему освобождению, очищению от слепого преклонения перед западными духовными ценностями. Египетский народ, являющийся мусульманами, вольется в глобальный процесс «исламского пробуждения». Однако «в современных международных отношениях эгоизм и болезненная зависть заменили собой такие гуманистические концепты, как любовь, жертвенность, достоинство и справедливость. Вера в Единого Бога была подменена эгоцентризмом»17. Но сегодня мы можем наблюдать, как «исламское пробуждение, исламская цивилизация и исламское единство вышли далеко за свои первоначальные пределы и стали делом, которое заботит большинство мусульман. Когда они приходят к исламскому пробуждению, это не что иное, как возвращение к истинному исламу»18. А истинный ислам, по словам Ахмадинежада, основывается на трех принципах - монотеизме, единстве и правах человека.

Осознание себя мусульманами приведет египетский народ к признанию себя неотъемлемой частью исламской уммы, возрождение которой даст возможность всему региону избавиться от наследия колониального прошлого, навязанное Западом и США. Но так просто последние не откажутся от своего привилегированного положения. «Каждый должен оставаться решительным в своих убеждениях, потому что они (США. - А. Б.) стремятся похитить народные восстания с целью заставить их служить интересам капиталистов»19, - предупреждает Ахмадинежад. Развивая свою мысль, в дальнейшем он заявляет: «Колониальные державы пытаются создать раскол между Ираном и арабскими странами, шиитами и суннитами, региональными и соседними странами Персидского залива, но региональные народы должны знать об этом и быть бдительными»20.

Противостоять заговорам, разжиганию межрелигиозной и межнациональной вражды можно только сохраняя единство целей и интересов. Мусульмане региона должны осознать себя единым целым, единой и неделимой уммой. Обращаясь

ко всем мусульманам, Махмуд Ахмадинежад по этому поводу заявил: «Вы должны знать, что региональные народы и Иран недовольны заговорами, чинимыми США, их союзниками и существующим фейковым сионистским режимом. Народы продолжают выступать за окончание доминирования США и сионистского режима в регионе»21. В этом отношении внешнеполитические устремления Ирана совпадают с интересами региональных народов. Как заявил по этому поводу спикер Маджлиса Али Лариджани: «Мы не хотим видеть мусульман, живущих под гнетом США, и неважно кто они - сунниты или шииты»22.

Однако помимо внешнего противника в лице США, существует еще и «внутренний» противник, с которым также необходимо бороться, так как он подрывает единство уммы. По словам Ахмадине-жада, Иран достиг многого в различных сферах благодаря тому, что целью иранской революции было не установление господства одной группы над другими, а исполнение народных требований. Поэтому Исламская Республика Иран является одной из самых демократичных и прогрессивных стран мира23, где правительство идет навстречу народным чаяниям. Ему вторит и спикер Али Лариджани, заявляющий, что арабские народы хотят увидеть перемены в своих странах, хотят увидеть, что их законные требования признаются, это является главной причиной, по которой ИРИ и поддерживает их. «Но на свои требования народ в ответ не должен получать пули»24.

На практике это должно означать, что правительства стран, охваченных народными протестами, должны идти навстречу этим требованиям. Иначе, как заявил Ахмадинежад: «Любая помощь врагам в осуществлении их планов в регионе приведет к соответствующему к ним отношению со стороны региональных народов, которые станут рассматривать их как пособников врага с вытекающими для них последствиями»25. Это, в свою очередь, подразумевает всемерную поддержку народа в его противостоянии антидемократическим режимам в регионе.

Но куда большую опасность единству мусульманской уммы представляет другой противник, который может своими действиями полностью не допустить достижения целей «гуманитарного пробуждения» в регионе. Это Израиль, являющийся американской креатурой и служащий претворению целей, преследуемых США в регионе Ближнего Востока. И здесь Тегеран отводит одну из главных ролей Египту, имеющего общую границу с Израилем и Палестинскими территориями. «Политическая география региона изменится, если Иран и Египет займут единую позицию по палестинскому вопросу»26, - заявил Махмуд Ахмадинежад во время своего посещения Египта, призвав египетские власти теснее координировать действия по тем проблемам, которые существуют в регионе.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, разбирая сущность концепции «гума-

нитарного пробуждения». Иранские власти на всех уровнях подчеркивают тот факт, что политика Тегерана не определяется конфессиональными предпочтениями. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад резко осудил провокационное разжигание вражды между суннитами и шиитами. «Шиито-суннитская рознь - это новый план раскола, предлагаемый империалистами. Если Египет и Саудовская Аравия будут противостоять какой-либо агрессии, мы поддержим их так же, как сделали бы это и для других государств»27, -заявил Ахмадинежад. Подчеркнув, что Иран оказывает свою поддержку различным региональным организациям, одни из которых шиитские, как ливанская Хизбалла, а другие суннитские, как палестинский ХАМАС.

Спикер Али Лариджани 8 апреля 2011 г. заявил в своем выступлении в Куме, подтверждая заявления Ахмадинежада, что поддержка Ираном восстаний в Арабском мире ничего не имеет общего с шиизмом или суннизмом. «Иран бросил все свое влияние на поддержку восстаний в Египте, Тунисе и Йемене, хотя эти страны населены в основном суннитами. Иран рассматривает эти вопросы с гуманитарной точки зрения»28.

Следуя в этом же ключе, глава МИД ИРИ Али Акбар Салехи в резких выражениях раскритиковал попытки определенных западных стран столкнуть две региональные державы - Иран и Турцию - утверждая, что Турция - это суннитская держава, а Иран - шиитская. Он назвал эти заявления бесперспективными и провокационными. «Нет двух стран, даже управляемых мусульманскими правительствами, которые были бы одинаковыми. Иран и Турция, в данном случае, не исключение»29. По словам Салехи, ислам един и концепций «иранского ислама» или «турецкого ислама» не существует.

Подводя краткие итоги проведенного анализа основных положений концепции «гуманитарного пробуждения», необходимо подчеркнуть, что она была призвана стать моделью по реализации первоначальной идеи «исламского пробуждения», сформулированной аятоллой Али Хаменеи. Взяв на вооружение главные положения - антиамериканизм, антисионизм и исламское единство - «гуманитарное пробуждение» не акцентировало внимание на идеологическом лидерстве Исламской Республики Иран, не представляло ее в качестве модели для дальнейшего построения Исламской Республики.

Концепция тем самым должна была выполнять прикладные функции по реализации внешнеполитических целей, которые ставили перед собой иранские власти на региональном и глобальном уровнях. Не случайно, что главным местом ее претворения в жизнь стал Египет. Приход к власти «братьев-мусульман», а затем и исламиста Мохаммеда Мурси дал шанс Ирану на реализацию названных принципов в создании предполагаемого союза. Однако, как показа-

ли последующие события, а именно военный переворот в июле 2013 г. и запрет деятельности «братьев-мусульман», реализовать их в полной мере не удалось. Но тот факт, что Исламская Республика Иран смогла представить альтернативную модель космополитичной «Арабской весне», превратило Тегеран в одного из ведущих региональных игроков, без участия которого невозможно решение ни одного крупного вопроса, связанного с сегодняшним регионом Ближнего Востока.

Примечания

1 См.: Баранов А. В. Концепция Исламского пробуждения аятоллы Али Хаменеи // История и историческая память : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. В. Гладышева. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. Вып. 9. С. 190-204.

2 Islamic Revolution inspires awakenings. URL: http:// irdiplomacy.ir/en/page/16806/Islamic+Revolution+inspir es+awakenings.html (дата обращения: 07.10.2011).

3 Text ofAhmadinejad's speech at the UN General Assembly. URL: http://en.mehrnews.com/news/52404/Text-of-Ahmadinejad-s-speech-at-the-UN-General-Assembly (дата обращения: 28.09.2012).

4 West seeking to break up Jordan to save Israel : Ahmadinejad. URL: http://en.mehrnews.com/news/45311/West-seeking-to-break-up-Jordan-to-save-Israel-Ahmadinejad (дата обращения: 04.04.2011).

5 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly. URL: http://en.mehrnews.com/news/52404/Text-of-Ahmadinejad-s-speech-at-the-UN-General-Assembly (дата обращения: 28.09.2012).

6 Full Transcript : Interview With President Mahmoud Ahmadinejad of Iran. URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/16441/Full+Transcript+Interview+With+President+ Mahmoud+Ahmadinejad+of+Iran.html (дата обращения: 21.09.2011).

7 Khazaee M. Middle East in transition. URL: http:// irdiplomacy.ir/en/page/12550/Middle+East+in+transition. html (дата обращения: 08.05.2011).

8 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly...

9 Iran warns US, Israel against meddling in Egypt // Tehran Times. 2011. February 5. № 11080.

10 Egypt and Iran can change 'regional balance' : Ahmadinejad. URL: http://en.mehrnews.com/news/53951/Egypt-and-Iran-can-change-regional-balance-Ahmadinejad (дата обращения: 05.02.2013) ; Colonialism and mega-capitalism near collapse : Ahmadinejad. URL: http://en.mehrnews. com/news/53988/Colonialism-and-mega-capitalism-near-

collapse-Ahmadinejad (дата обращения: 07.02.2013) ; Egyptian people should decide their future. URL: http:// en.mehrnews.com/news/55905/Egyptian-people-should-decide-their-future (дата обращения: 13.07.2013).

11 'Iran-Egypt ties strategic for Muslims'. URL: http:// irdiplomacy.ir/en/page/12850/%27IranEgypt+ties+strateg ic+for+Muslims%27.html (дата обращения: 17.05.2011).

12 Tehran-Cairo strong ties will benefit the region : Iran. URL: http://irdiplomacy.ir/en/page/12462/TehranCairo+strong+ ties+will+benefit+the+region+Iran.html (дата обращения: 04.05.2011).

13 Speaker Urges Tehran-Cairo Rapprochement. URL: http:// irdiplomacy.ir/en/page/1902308/Speaker+Urges+TehranCa iro+Rapprochement+.html (дата обращения: 04.06.2012).

14 Colonialism and mega-capitalism near collapse : Ahmadinejad. URL: http://en.mehrnews.com/news/53988/ Colonialism-and-mega-capitalism-near-collapse-Ahmadinejad (дата обращения: 07.02.2013).

15 Change of system, next stage of Egypt revolution // Tehran Times. 2011. February 15. № 11089.

16 200 scholars holding dialogue on Islamic unity in Tehran // Tehran Times. 2011. February 20. № 11093.

17 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly.

18 Disappearance ofZionist regime in near future URL: http:// en.mehrnews.com/news/55078/Disappearance-of-Zionist-regime-in-near-future (дата обращения: 01.05.2013).

19 West seeking to break up Jordan to save Israel : Ahmadinejad.

20 Ahmadinejad : New Mid East to be created without US, Zionist regime URL: http://isna.ir/en/print/9001-09806/ Ahmadinejad-New-Mid-East-to-be-created-without (дата обращения: 13.04.2011).

21 Ibid.

22 200 scholars holding dialogue on Islamic unity in Tehran...

23 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly...

24 'Iran's support for uprisings has nothing to do with Sunnism, Shiism' URL: http://en.mehrnews.com/archiv e?pi= 1&all= 1&ms=0&dy= 8&mn=4&yr=2011 (дата обращения: 08.04.2011).

25 'Hegemons seeking to incite Iran-Arab conflict to save Israel'.

26 Egypt and Iran can change 'regional balance' : Ahmadine-jad...

27 Ibid.

28 'Iran's support for uprisings has nothing to do with Sunnism, Shiism'.

29 There is no Iranian or Turkish Islam : Salehi URL: http:// en.mehrnews.com/news/45161/There-is-no-Iranian-or-Turkish-Islam-Salehi (дата обращения: 14.03.2011).

Образец для цитирования:

Баранов А. В. Египетская революция 2011 года в концепции «гуманитарного пробуждения» Махмуда Ахмадинежада // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 463-467. DOI: 10.18500/18194907-2016-16-4-463-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.