Научная статья на тему 'Иран и египетская революция 2011 года: восприятия и трактовки'

Иран и египетская революция 2011 года: восприятия и трактовки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ / АРАБСКАЯ ВЕСНА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИРАН / ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / ХАМЕНЕИ / АХМАДИНЕЖАД / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ISLAMIC AWAKENING / HUMANITARIAN AWAKENING / ARAB SPRING / MIDDLE EAST / IRAN / ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN / KHAMENEI / AHMADINEJAD / FOREIGN POLICY / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов А. В.

В статье проводится анализ официальных трактовок событий на Ближнем Востоке и в Египте в 2011 г. с точки зрения официальных властей Ирана. Дается обзор доминировавших в тот период концепций «Исламского пробуждения» аятоллы Али Хаменеи и «Гуманитарного пробуждения» Махмуда Ахмадинежада. Также проводится анализ неофициальных трактовок событий «Арабской весны», с точки зрения критики внешней политики официальной власти Ирана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the official interpretations of events in the Middle East and in Egypt in 2011 in terms of the authorities of Iran. In article gives the overview of dominating official concepts of Khamenei's Islamic awakening and Ahmadinejad's Humanitarian awakening. Also, an analysis of the informal interpretations of the events of the "Arab Spring", in terms of foreign policy and critics of the official authorities of Iran.

Текст научной работы на тему «Иран и египетская революция 2011 года: восприятия и трактовки»

УДК 94(55)+94(620).05

ИРАН И ЕГИПЕТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 2011 ГОДА: ВОСПРИЯТИЯ И ТРАКТОВКИ

А.В. Баранов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт истории и международных отношений, кафедра всеобщей истории e-mail: [email protected]

В статье проводится анализ официальных трактовок событий на Ближнем Востоке и в Египте в 2011 г. с точки зрения официальных властей Ирана. Дается обзор доминировавших в тот период концепций «Исламского пробуждения» аятоллы Али Хаменеи и «Гуманитарного пробуждения» Махмуда Ахмадинежада. Также проводится анализ неофициальных трактовок событий «Арабской весны», с точки зрения критики внешней политики официальной власти Ирана.

Ключевые слова: Исламское пробуждение, Гуманитарное пробуждение, Арабская весна, Ближний Восток, Иран, Исламская Республика Иран, Хаменеи, Ахмадинежад, внешняя политика, международные отношения.

IRAN AND EGYPTIAN REVOLUTION OF 2011: PERCEPTIONS AND INTERPRETATIONS

A.V. Baranov

The article analyzes the official interpretations of events in the Middle East and in Egypt in 2011 in terms of the authorities of Iran. In article gives the overview of dominating official concepts of Khamenei's Islamic awakening and Ahmadinejad's Humanitarian awakening. Also, an analysis of the informal interpretations of the events of the "Arab Spring", in terms of foreign policy and critics of the official authorities of Iran.

Key words: Islamic awakening, Humanitarian awakening, Arab Spring, Middle East, Iran, Islamic Republic of Iran, Khamenei, Ahmadinejad, foreign policy, international relations.

Египетские события января и февраля 2011 года привели к отставке действующего президента страны Хосни Мубарака и оказались знаковыми не только для страны, но и для всего региона. Падение «нового фараона», стоявшего во главе государства с 1981 года, превратило единичный случай «жасминовой револю-

ции» в Тунисе в динамичный процесс, с легкой руки журналистов, получившего названия «Арабской весны». Именно египетская революция 2011 года дала старт серии массовых антиправительственных выступлений по всему региону Ближнего Востока -от Марокко на западе, до Йемена - на востоке.

Исходя из анализа развития ситуации в 2011 году, можно говорить о кардинальном переформатировании расклада региональных центров «силы». Ливия Муаммара Каддафи, Египет Хосни Мубарака и Сирия Башара Асада, как до этого и Ирак Саддама Хуссейна, по тем или иным причинам, ушли в прошлое1.

Кризис и распад сложившейся системы региональной безопасности, в связи с событиями «Арабской весны», поставил на повестку дня вопрос о форматировании новой системы региональных координат, которая должна прийти на смену прежней. Ослабление традиционных «центров силы» на Ближнем Востоке, вывело на первые роли «внерегиональные» страны. И, прежде всего, шиитский Иран, который мог бы использовать происходящие события в своих интересах, и попытаться изменить негативную ситуацию, в связи со своей внешнеполитической изоляцией и режимом международных санкций, введенных из-за ядерной программы.

Ставка на восстановление отношений с Египтом, разорванные по инициативе иранской стороны на волне антишахской Исламской революции 1979 г., была призвана создать новую стратегическую ось на Ближнем Востоке «Тегеран - Каир», вокруг которой и могла строиться новая система координат в регионе2. Пока в Египте правил Хосни Мубарак, ставший наследником политики своего предшественника Анвара Садата, подписавшего мирный договор с Израилем в Кэмп-Дэвиде, между двумя странами диалог был не возможен. Отставка Хосни Мубарака открывала возможную перспективу по налаживанию добрососедских связей и восстановления дипломатических отношений, на что очень надеялись в Тегеране. В данном случае возникал вопрос идеологического обоснования Тегераном возможности и необходимости

1 Баранов А.В. Концепция Исламского пробуждения аятоллы Али Хаме-неи / / История и историческая память: межвуз сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2014. Вып. 9. С. 190.

2 Месамед В.И. Иран и последние события в Египте // URL: http://www. iimes.ru/?p=12045#more-12045 (дата обращения: 30.01.2011).

105

подобного восстановления отношений со своим соперником, про -тивником и антагонистом, каким был Египет при Мубараке.

В Иране, естественно, отслеживали события, разворачивавшиеся в регионе, анализировали причины и возможные последствия, как для региона, в целом, так и для Ирана, в частности. В официальных заявлениях и выступлениях иранских государственных деятелей, в дискуссиях на научных форумах и иранской прессе, появилось огромное количество информации, требовавшей систематизации и анализа основных подходов к трактовке происходящих событий и реакции на них со стороны Ирана. По -явилось много статей, посвященных тем или иным проблемам политики ИРИ в условиях «Арабской весны»3.

Однако статей по исследованию собственно проблем восприятия и трактовки событий 2011 года в Иране оказалось на удивление мало. Так одной из первых стала статья Амира Мохаммада Хаджи-Юсефи «Иран и Арабские революции 2011: восприятия и действия»4. Она была посвящена анализу официальных подходов иранских властей к характеристике событий в Арабском мире. Автор останавливается на статистическом анализе высказываний Рахбара аятоллы Али Хаменеи и действующего президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада. Им в оборот были введены термины, применяемые для характеристики подходов Хаменеи и Ахмади-нежда, а именно «Исламское пробуждение» и «Гуманитарное пробуждение».

Отдавая должное уважение работе Амира Мохаммада Хаджи-Юсефи за его кропотливый труд по статистической обработке частоты высказываний, собранных и представленных в виде соответствующих таблиц, нужно указать на существенный недостаток, который заключается в отсутствии анализа моделей восприятия, так называемых, «неофициальных» источников формирования общественного мнения среди иранцев. В данном случае можно согласиться с выводами российских иранистов Дунае-

3 См. например: Hossein, E.G.; Yahya M.S. Preservation of Islamic system as a religious imperative in light of Imam Khomeini's political thought / / Majlis & Rahbord. 2012. Vol. 19. № 69. Pp. 91-118; Barzegar K. The Arab Revolutions and Iran's Regional Policy / / Discourse: An Iranian Quarterly. 2012. Vol. 10. № 3940; Matin S.M.H. Iran's Desired Power Status // Iranian Review of Foreign Affairs. 2012. Vol. 3. No. 1. Pp. 183-206.

4 Haji-Yousefi A.M. Iran and the 2011 Arab Revolutions: Perceptions and Actions // Discourse: An Iranian Quarterly. 2012. №. 37-38. Pp. 23-60.

106

вой Е.В. и Мамедовой Н.М. о наличии в Иране общественных организаций и институтов, которые влияют «как на выработку внешнеполитических решений, так и практическое проведение внешнеполитического курса страны. Эти институты формируют общественное мнение или параллельно с внешнеполитическим ведомством занимаются международной деятельностью и таким образом влияют на внешнюю политику страны»5.

Действительно, в Иране существует немало исследовательских и аналитических центров, занятых разработкой внешнеполитических проблем. Некоторые из них связаны напрямую с государственными структурами, как, например, Центр стратегических международных исследований МИДа ИРИ, Центр стратегических исследований Совета по целесообразности, исследовательские центры при Маджлисе (парламенте) и Совете экспертов. У других связь с тем или иным властным центром напрямую не просматривается, они представляют собой частные или полугосударственные институты. Ко второй группе надо отнести такие центры, как ИРАС — Центр евразийских исследований, вносящий значительный вклад в разработку подходов к развитию отношений Ирана с Россией, Центральной Азией и Кавказом. Таким образом, добавление к анализу официальных концепций происходящих событий, еще и «неофициальных», высказываемых и дискутируемых в академических кругах Ирана, серьезным образом расширяет и обогащает проблематику восприятия происходящих в регионе событий, давая материал, являющийся альтернативой официальной точке зрения.

Хронологически статья просвещенна анализу реакции иранской стороны на события, происходившие в Египте между двумя переворотами - февральским 2011 года и июльским 2013 года, когда были свергнуты Хосни Мубарак и Мохаммед Мурси. В эти два года перед Тегераном открылась перспектива полноформатного пересмотра своих отношений с Каиром и выстраивания стратегического союза, который мог бы стать мощным силовым центром притяжения всего региона. Именно в этот период Исламская Республика начала мощное идеологическое наступление, стремясь убедить египетские власти в выгодности восстановления

5 Дунаева Е.В, Мамедова Н.М. Особенности формирования внешней политики ИРИ // URL: http://www.iimes.ru/?p=12154#more-12154 (дата обращения: 14.02.2011).

дипломатических отношений в выстраивании стратегического союза. Тем более что на волне народных выступлений, приведших к отставке Хосни Мубарака, в стране набирают влияние представители исламистов из «Организации братьев-мусульман» (Аль-ихван аль-муслимин), чей представитель, Мохаммед Мурси, избирается президентом страны в 2012 году.

Тегеран активно «разыгрывает» в своих внешнеполитических комбинациях исламскую карту, делая ставку на уникальность и самобытность исламской культуры и цивилизации. В этом отношении можно полностью солидаризироваться с утверждением Г. Мирского, подчеркнувшего: «Вполне естественно, что люди встают под знамя ислама: ведь это не только религия, но ядро и основа целой цивилизации. Четырнадцать столетий жители арабских стран жили, можно сказать, в "мусульманской атмосфере", в условиях полного доминирования исламских порядков. Коран определял и нравственные устои общества, и правовые отношения. "Исламский дух", вековые мусульманские традиции -это и есть, видимо, нечто наиболее органичное, наиболее адекватное даже для современных арабов, живущих в условиях модернизации»6.

Спецификой политической системы Исламской Республики Иран является ее своеобразная модель «двоевластия» - сочетание религиозной и светской вертикали власти при доминирующей роли первой. В данном случае стратегию развития страны, как внутреннюю, так и внешнюю, определяет фигура Рахбара или Лидера. С 1989 года, со смертью основателя и главного идеолога Исламской Республики - Имама Хомейни, этот пост занимает аятолла Сейид Али Хаменеи. В этой связи многочисленные публичные заявления аятоллы Хаменеи можно рассматривать как декларацию стратегических подходов официального Тегерана, что и является основным источником для изучения современных внешнеполитических инициатив Ирана на международной арене.

Первое, что обращает на себя внимание при анализе характеристики происходящих в регионе процессов - это стойкое неприятие аятоллой Хаменеи общепринятого в западных СМИ термина «Арабская весна». С самого начала, а если быть точнее, с пятнич-

6 Мирский Г.И. Международные отношения на Ближнем Востоке / / Азия и Африка в современной мировой политике. М.: ИМЭМО РАН, 2012. С. 203.

ной проповеди в Тегеранском университете 4 февраля 2011 года, аятолла Хаменеи охарактеризовал происходящее как «Исламское пробуждение»7.

Термин «Арабская весна» не устраивает аятоллу Хаменеи по нескольким параметрам. Во-первых, термин характеризует движения исключительно в национальных и светских тонах, что не верно. По мнению аятоллы Хаменеи основные лозунги движения окрашены в религиозные, исламские цвета. Выступая с большой речью в первый день нового 1390-го года (22 марта 2011 г.) в Мешхеде, он прямо заявил: «Новое движение, начавшееся в регионе -это движение исламской уммы с исламскими целями и ориентацией»8. Во-вторых, термин «Арабская весна» предполагает заведомую локализацию движения в рамках одного региона, что также, по убеждению аятоллы Хаменеи не отражает реального состояния дел. Он убежден, что воздействие этого движения выйдет далеко за рамки региона и распространится по всему миру. «Они воодушевят европейские народы на выступление против своих политиков и государственных деятелей, полностью находящихся под влиянием культурных и экономических схем США и сионистов»9.

Египетские события стали ярким воплощением и символом народных революций, охвативших весь регион. Анализируя причины и предпосылки этих движений, аятолла Хаменеи выделяет два уровня: глобальный и региональный10.

Касательно глобального среза речь идет о констатации того факта, что современный мир находится в стадии переходной модели. «В недавнем прошлом мы были свидетелями неудачи политики Холодной войны и последовавшей за ней политики унила-терализма»11. Последняя ассоциируется с претензиями США на

7 Friday prayers at Tehran University // URL: http://www.leader.ir/ langs/en/index.php?p=contentShow&id=7774 (дата обращения: 16.11.12).

8 US defeats in region to continue // URL: http://www.leader.ir/langs/ en/index.php?p=contentShow&id=7901 (дата обращения: 18.11.12).

9 Vigilance movements to continue to very heart of Europe / / URL: http:/ / www.leader.ir/langs/en/ index.php?p=contentShow&id=8049 (дата обращения: 04.05.2011).

10 Подр. см.: Баранов А.В. «Исламское пробуждение» и «Арабская весна»: внешнеполитическая доктрина Исламской Республики Иран / / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2013. Т. 13. № 3. С. 71-77.

11 Friday prayers at Tehran University // URL: http://www.leader.ir/ langs/en/index.php?p=contentShow&id=7774 (дата обращения: 16.11.12).

109

роль единственной сверхдержавы современности. Однако, по мнению аятоллы Хаменеи, в реальности, в современном мире ни одна страна не может в одиночку контролировать мировое развитие. Свидетельства этому и являются провалы политики США на мировой арене.

Аятолла Хаменеи констатирует, что «сегодня Америка самая ненавистная великая держава среди народов мира», «когда лозунг «Смерть Америке» скандируют не только в Иране», а во многих странах мира, и Европа в данном случае не исключение. И это вызвано не только, и не столько, воинственной риторикой Вашингтона, сопровождающейся актами прямой агрессии, сколько тем фактом, что именно США являются главным покровителем и спонсором Израиля, который Хаменеи именует не иначе, как «сионистское образование». Таким образом, только уничтожение «сионистского режима» в регионе, способно нанести окончательное и сокрушительное поражение США на глобальном уровне. Отсюда у аятоллы Хаменеи появляются лозунги антиамериканизма и антисионизма, которые стали краеугольными камнями в основании его концепции «Исламского пробуждения».

Переходя к региональному срезу, аятолла Хаменеи обращает внимание, в первую очередь, на причины, приведшие к краху диктаторских режимов в регионе на волне массовых антиправительственных манифестаций. Он называет эти режимы «американскими марионетками», и это, по его мнению, являлось одной из главных причин для антиправительственных выступлений в этих странах. «Тунисский народ управляется американской марионеткой и правителем - предателем, ... прислуживание Муба-рака перед Америкой стало главной преградой для Египта к про-цветанию»12.

По заявлению аятоллы Хаменеи, Египет всегда выделялся на общем фоне остальных арабских и мусульманских народов. Часто именно эта страна шла впереди знаковых событий в мире ислама. «Египет стал первой мусульманской страной, которая познакомилась с европейской культурой, первой арабской страной получившей независимость в поствоенный период». А также первой страной, поддержавшей палестинский народ и ставшей при-

12 Supreme Leader's Inaugural Speech at the 16th Non -Aligned Summit / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=9708 (дата обращения: 30.08.2012).

бежищем для палестинских беженцев. Египет также стал местом деятельности видных исламских деятелей, выступавших за необходимость реформирования ислама. Речь идет о таких мыслителях как Сайид Джамаль ад-Дин аль-Афгани, Мухаммад Абдо, Хассан аль-Банна и многих других. «То, чему мы являемся свидетелями в Египте сегодня, есть прямой ответ на предательство, совершенное преступным диктатором против египетского народа»13. Режим Хосни Мубарака нанес глубокое унижение народу своей поддержкой Сионистского режима и следованию курсом США.

Главная ошибка Хосни Мубарака, по мнению аятоллы Хаме-неи, заключается в его ориентации на сохранение близких отношений с Западом, в целом, и с США, в частности. Подобная политика не могла не привести к тому, что Египет не только политически, но и экономически оказался зависим от «помощи» со стороны Запада. Это привело к тому, что экономика не только Египта, но и других исламских стран, не могли развиваться самостоятельно, ориентируясь на внутренние нужды народа. И с началом мирового экономического кризиса, его последствия больно ударили по слабым экономикам Востока. В частности, касаясь экономических лишений, Хаменеи отметил, что «Мубарак, как приспешник Америки, не смог привести Египет к прогрессу и многие египтяне живут за чертой бедности»14.

Не менее, если не более, серьезным преступлением в глазах Хаменеи выглядит политика некоторых арабских стран в отношении Израиля. И здесь больше всех от Хаменеи досталось, опять же, Хосни Мубараку. Говоря об израильском направлении внешней политики Мубарака, Лидер Исламской революции не стесняется в выражениях. Мубарак является «не только сионистом, он их компаньон, коллега, доверенное лицо и слуга»15. Выступая с речью 3 июня 2012 г. по случаю годовщины смерти Имама Хо-мейни, Хаменеи дал развернутую характеристику, назвав Египет влиятельной страной региона, которую населяет великий народ. Далее он уточнил, что предыдущий режим был коррумпированным, и он похитил честь и достоинство египетского народа, об-

13 Friday prayers at Tehran University // URL: http://www.leader.ir/ langs/en/index.php?p=contentShow&id=7774 (дата обращения: 16.11.12).

14 Ibid.

15 Ibid.

меняв их на стратегические выгоды сближения с Израилем, однако сегодня это предательство раскрыто. Режим Мубарака выступал гарантом безопасности Израиля даже тогда, когда 1,5 млн. палестинцев Газы в ходе 22-хдневной войны 2009 года оказались блокированы в секторе и отрезаны от внешнего мира. Сегодня, отметил Хаменеи, с падением Мубарака, Сионистский режим почувствовал себя голым и не прикрытым16.

Сегодня, наблюдая за крахом целого ряда ближневосточных режимов, можно сделать вывод, что причина этого неизбежного финала крылась в том, что еще «в 1950-60-е годы в регионе к власти пришли правительства, исповедовавшие материалистическую идеологию и практику, из-за этого они и попали в ловушку западных империалистических и колониальных сил»17. Расплата была неизбежна, так как народ устал от подобных экспериментов.

На проблеме кризиса западной цивилизации и ее системы ценностей аятолла Хаменеи останавливается довольно подробно, видя в этом одну из важнейших причин массовости антиправительственных манифестаций, направленных, в частности, и против той политики, которую проводили региональные режимы. По мнению аятоллы, власти оказались заложниками своей прозападной ориентации. Заявив о, так называемой, интеграции в мировую экономику, региональные страны превратились в периферию, зависимую от признанных центров мирового капиталистического хозяйства. Все попытки, предпринимаемые местными властями в последние несколько десятилетий, заимствовать идеи марксизма, либеральной демократии или светского национализма, оказались отторгнуты обществом, чьи жизненные ориентиры, в большинстве, определяются принадлежностью к исламскому миру. Аятолла глубоко убежден в том, что западная концепция материалистической цивилизации не может дать счастья и процветания всему человечеству, западное общество тяжело страдает от отсутствия морали, пренебрежениями божьими заповедями,

16 Imam Khomeini, father of Islamic Awakening // URL: http://www.-leader.ir/langs/ en/ index.php?p=contentShow&id=9483 (дата обращения: 25.11.12).

17 'West seeks to defeat Muslim's revolutions' // URL: http://www.lea-der.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=8585 (дата обращения: 16.11.12).

112

отсутствием доступности к благам цивилизации, попиранием принципов семьи18.

Есть ли выход из этой кризисной ситуации, в которой оказался египетский народ, а также все остальные мусульманские народы мира? По уверениям аятоллы Хаменеи - есть. Этот альтернативный путь развития на протяжении последних трех десятилетий демонстрирует Иран, осуществивший подлинную Исламскую революцию. «Исламская революция в Иране», заявляет аятолла, «имела своей характерной чертой сохранение иранского народа на его первоначальных, исламских принципах и ценностях. Ислам является краеугольным камнем этих ценностей и принципов, легших в основу независимости, свободы, материального прогресса и национального единства. ИРИ духовно и материально может стать моделью для других наций»19.

Движение Исламского пробуждения должно всколыхнуть, пробудить исламские народы ото сна. Однако инерция, заложенная долгой ориентацией на Запад, все еще сохраняется, и с ней надо бороться. Суть проблемы, согласно аятолле Хаменеи, заключается в том, что у современной мусульманской молодежи (даже в современном Иране!) все еще сохраняется чувство, что «нам необходим Запад, чувство нашей неполноценности по отношении к Западу»20. И этим чувством неуверенности в собственных силах, чувством неполноценности, без сомнения, воспользуется противник.

Свержение диктатора - это только начало, а не конец борьбы за подлинную независимость. «Нужно быть готовыми к тому, что Запад будет постоянно плести интриги против мусульманских народов региона, с целью затормозить или изменить общий вектор развития движения Исламского пробуждения. Против всех

18 Meeting with the Iranian Air Force personnel on the anniversary of brave action of the Air Force // http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p= contentShow&id=9121 (дата обращения: 08.02.2011).

19 Speaking to a large group of commanders and staff of the IRI Army Air Force // URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id= 7790 (дата обращения: 16.11.12).

20 Supreme Leader Meets with Teachers and Professors of North Khorasan / / URL: / / http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=10017 (дата обращения: 11.10.2012).

козней Запада Мир Ислама может выстоять, только объединившись, отложив свои распри»21.

Ситуация в регионе, по мнению аятоллы Хаменеи, может развиваться по нескольким направлениям: первое - приход к власти представителей религиозной элиты, что должно, в идеале, воплотится в установлении правления «исламской демократии»; второе -установление диктаторских режимов различных оттенков; третье, самое опасное - возвращение марионеточных режимов под прикрытием лозунгов демократии и свободы22. Таким образом, на мусульман региона ложиться серьезная ответственность, избегая ловушек, устраиваемых Западом, следовать по пути к торжеству Ислама. Ирану же выпала честь первопроходца, который своим примером и делом, будет вдохновлять, и наставлять других.

Концепция «Исламского пробуждения», сформулированная аятоллой Али Хаменеи, стала официальной стратегической установкой по идеологическому осмыслению массовых народных антиправительственных движений, охвативших регион Ближнего Востока в 2011 году. Реализация этих установок стала делом исполнительной власти Исламской Республики Иран. Для анализа этого внешнеполитического направления пришлось привлекать солидный объем материалов, содержащих официальные заявления, высказывания, интервью и выступления официальных государственных лиц, главным образом, действующего президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, главы МИД ИРИ Али Акбара Са-лехи, главы законодательной власти - спикера Маджлиса Али Лариджани, а также представителей иранского дипломатического корпуса в странах региона.

Признавая бесспорное родство между концепцией аятоллы Хаменеи и концепцией, сформулированной Махмудом Ахмади-нежадом, которую он впервые охарактеризовал в своем выступлении 6 октября 2011 года во время визита в город Асадабад, как

21 Regional movements, anti-US, anti-Zionist in nature / / URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=8268 (дата обращения: 21.11.12).

22 Head and members of the Experts of Leadership's Assembly // http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=8557 (дата обращения: 08.09.2011).

«Гуманитарное пробуждение»23, необходимо признать и тот факт, что в изложении представителей исполнительной власти, она имела существенные отличия от первоначального оригинала. Термин «Исламское пробуждение» не получил широкого признания в кругах внешнеполитического ведомства страны, так как слишком уж явно прослеживалась в нем ссылка на руководящую роль Ирана в региональных событиях. Также хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что первоначально, до октября 2011 года, Ахмадинежад в своих заявлениях говорил о так называемом «Новом Ближнем Востоке», когда характеризовал происходящие события. Но и данный термин не «прижился», так как вызывал ассоциации с инициативой Вашингтона по построению демократического «Большого Ближнего Востока», ставшего основой ближневосточной политики США при Дж. Буше-младшем.

С точки зрения Махмуда Ахмадинежада, основные причины, приведшие к массовым народным движениям в регионе, имеют не внутреннее, а исключительно внешнее происхождение. Всему виной является современная мировая экономическая, основанная на принципах капитализма, и политическая системы, основанная на принципах либерализма. Мало того, что «либерализм и капитализм чужды человеческой сущности, и никогда не смогут сд е-лать человечество счастливым, так как остаются главным источником всех несчастий - войн, бедности и лишений». К тому же и сама капиталистическая система сегодня переживает свой «период кризиса и разложения»24. Она, как до этого марксизм, неизбежно уйдет в прошлое.

В связи с тем, что современная система была рождена по итогам Второй мировой войны, это означает, что в центре этой системы, ответственной за ее жизнедеятельность стоят США и их западные союзники. Именно Америка «создала несправедливую систему распределения мировых богатств», от чего страдают все остальные народы мира. Свое доминирующее положение США подкрепляют многочисленными военными базами во всех частях

23 Islamic Revolution inspires awakenings / / URL: http:// irdiplomacy.ir/ en/page/16806/Islamic+Revolution+inspires+awakenings.html (дата обращения: 07.10.2011).

24 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly / / URL: http:// en.mehrnews.com/news/52404/Text-of-Ahmadinejad-s-speech-at-the-UN-General-Assembly (дата обращения: 28.09.2012).

115

мира, поддержкой марионеточных и реакционных режимов25, и прямыми военными интервенциями. «Посмотрите на ситуацию в Ираке и Афганистане. Это не может больше продолжаться, чтобы одна страна осуществляла военную оккупацию во имя борьбы с терроризмом и наркотраффиком, хотя, на самом деле, производство наркотиков выросло, терроризм расползается в разных направлениях, тысячи невинных людей погибли, ранены или стали беженцами, инфраструктура уничтожена, а система региональной безопасности серьезным образом подорвана. И те, кто повинен во всем этом, продолжают обвинять других»26.

США и страны Запада, ради сохранения своего доминирующего и привилегированного положения в регионе, способствовали формированию диктаторских, коррумпированных режимов. «В отношении вопроса о бывшем президенте Египта, нужно ответить на простой вопрос - чьи правительства его поддерживали? И остальное станет ясно. Покажите мне какого -нибудь диктатора в мире, которого бы не поддерживали США или некоторые европейские правительства. Таких почти не существует. Я думаю, что диктатура и гегемония - это часть одного феномена. И это является нарушением прав человека. И это необходимо изменить»27. Так как подобная политика привела к тому, что такие правители «дистанцировались от человеческих ценностей, морали и учения божественных откровений».

Подобное положение дел привело к обострению внутренней ситуации в стране. Как отметил постоянный представитель ИРИ при ООН Мохаммад Хазаи: «Страна (Египет - А. Б.) сталкивается с комплексом проблем. В частности, это проблемы, связаны с экономическим процветанием сегодняшней мировой экономики, наличием бедности, безработицы, технического разрыва, и так

25 West seeking to break up Jordan to save Israel: Ahmadinejad / / URL: http://en.mehrnews.com/news/45311/West-seeking-to-break-up-Jordan-to-save-Israel-Ahmadinejad (дата обращения: 04.04.2011).

26 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly / / URL: http://en.mehrnews.com/news/52404/Text-of-Ahmadinejad-s-speech-at-the-UN-General-Assembly (дата обращения: 28.09.2012).

27 Full Transcript: Interview With President Mahmoud Ahmadinejad of Iran / / URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/16441/Full+Transcript+Interview+With+ President+Mahmoud+Ahmadinejad+of+Iran.html (дата обращения: 21.09.2011).

116

далее. Это связано с проблемами наличия непредставительных правительств, коррупции, и иностранной зависимости»28.

Выступая с речью на Генеральной Ассамблеи ООН 26 сентября 2012 года, Махмуд Ахмадинежад призвал положить конец этой преступной связки мирового гегемона и региональных диктаторских режимов. «Пришло время положить конец тем, кто определяет демократию и свободу, устанавливает стандарты, которые сами же первыми и нарушают. Они больше не могут выступать одновременно и судьями и исполнителями, бросая вызов настоящим демократически избранным правительствам»29. Народы региона «пробудились для просвещения, и теперь требуют справедливости, свободы и прав».

Необходимо позволить народам самим решать свои проблемы. При этом в принципе недопустимо, какое-либо вмешательство или давление, а тем более, угрозы применения силы со стороны. В официальном заявлении, МИД ИРИ уже 5 февраля 2011 года, осудило «попытки вмешательства со стороны США и Сионистского режима. И предупреждает, что любое действие, ид у-щее вразрез с общим направлением исламского народного движения в Египте, против интересов народа, против единства нации, неизбежно приведет к возмущению всей исламской уммы и ненависти во всем мире».30 Официальные власти Ирана на всех уровнях - от Президента страны до послов - неоднократно подчеркивали факт невмешательства Тегерана во внутренние дела стран региона31.

28 Khazaee, Mohammad. Middle East in transition // URL: http://-irdiplomacy.ir/en/page/12550/Middle+East+in+transition.html (дата обращения: 08.05.2011).

29 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly / / URL: http://en.mehrnews.com/news/52404/Text-of-Ahmadinejad-s-speech-at-the-UN-General-Assembly (дата обращения: 28.09.2012).

30 Iran warns US, Israel against meddling in Egypt / / Tehran Times. 2011. February 5. № 11080.

31 Egypt and Iran can change 'regional balance': Ahmadinejad // URL: http:// en.mehrnews.com/news/53951/Egypt-and-Iran-can-change-regional-balance-Ahmadinejad (дата обращения: 05.02.2013); Colonialism and mega-capitalism near collapse: Ahmadinejad // URL: http://en.mehrnews.com/ news/ 53988/Colonialism-and-mega-capitalism-near-collapse-Ahmadinejad (дата обращения: 07.02.2013); Egyptian people should decide their future // URL: http:// en.mehrnews.com/news/55905/Egyptian-people-should-decide-their-future (дата обращения: 13.07.2013).

Характеризуя развитие ситуации в Египте, и приветствуя решительную победу египетского народа над диктаторским режимом Хосни Мубарака, представители иранских властей обращают пристальное внимание на возможность восстановления полноценных отношений между странами. Спикер Маджлиса Али Ла-риджани, заявив, что народ и власти Ирана с самого начала поддерживают египетскую народную революцию, добавил, что ИРИ будет продолжать свою поддержку этой североафриканской страны. При этом он описал отношения между странами как братские и дружественные, имеющие глубокие исторические, культурные и религиозные скрепы, заложившие основы для расширения взаимовыгодной кооперации во всех сферах жизнедея-тельности32.

В сходных выражениях прокомментировал ситуацию и глава МИД ИРИ Али Акбар Салехи, выступая на пресс -конференции в Дохе (Катар), 2 мая 2011 года: «Иран и Египет имеют потенциал в различных сферах, и это прокладывает путь к возобновлению политических, культурных и экономических отношений». Главная цель, которую преследует в данном случае Тегеран - это создание стратегического союза между двумя странами, так как «Иран и Египет имеют высокий статус в регионе, и их сотрудничество будет выгодно региону и исламскому миру». Он также заявил, что отношения между Ираном и Египтом не будут угрожать интересам ни одной региональной державе. Наоборот, уверен Сале-хи, «сотрудничество между двумя странами, в особенности в политической сфере, будет способствовать установлению стабильности, безопасности и мира в регионе»33.

Заключение подобного стратегического альянса между «двумя влиятельными полюсами в мусульманском мире»34, по заявлениям Махмуда Ахмадинежада должно проходить без какого-либо давления. «Иран хочет сотрудничать с Египтом в атмосфере ува-

32 'Iran-Egypt ties strategic for Muslims' // URL: http://irdiplomacy.ir/ en/page/12850/%27IranEgypt+ties+strategic+for+Muslims%27. html (дата обращения: 17.05.2011).

33 Tehran-Cairo strong ties will benefit the region: Iran / / URL: http://-irdiplomacy.ir/en/ page/12462/TehranCairo+strong+ties+will+benefit+the+regi-on+Iran.html (дата обращения: 04.05.2011).

34 Speaker Urges Tehran-Cairo Rapprochement / / URL: http: //-irdiplomacy.ir/en/ page/1902308/Speaker+Urges+TehranCairo+Rapprochement +.html (дата обращения: 04.06.2012).

жения и справедливости, и мы не хотим навязывать какие-либо политические требования, развитие Египта - это наше разви-тие»35. Египетский народ, подчеркивает еще раз Ахмадинежад, должен сам определиться в данном вопросе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция «Гуманитарного пробуждения» предусматривает доминанту воли народа в определении будущего страны. Чтобы воля народа стала таковой, необходимо предпринять определенные усилия. Так спикер Маджлиса Али Лариджани призвал египетский народ не прекращать своих акций протеста до тех пор, пока не удастся добиться своей главной цели - смены всей системы власти. «Победа Египта зависит от установления демократической системы, а не от подчинения США. Свержение египетскими революционерами режима Мубарака -это только первая стадия, на второй стадии должна произойти смена режима»36. Развивая свою мысль далее, он продолжает: «Цель египтян - не просто свергнуть старого диктатора и заменить его группой молодых генералов. Цель, скорее всего, заключается в том, чтобы египетский народ достиг настоящей демократии и возродил свою национальную и религиозную идентичность»37. Только так можно добиться гарантии своих прав на свободу и независимость от иностранного засилья, тирании и деспотии.

Построение подлинно независимого свободного государства, приведет египетский народ к внутреннему освобождению, очищению от слепого преклонения перед западными духовными ценностями. Египетский народ, являющийся мусульманами, вольется в глобальный процесс исламского пробуждения. «К сожалению», отмечает Махмуд Ахмадинежад, «в современных международных отношениях, эгоизм и болезненная зависть заменили собой такие гуманистические концепты как любовь, жертвенность, достоинство и справедливость. Вера в Единого

35 Colonialism and mega-capitalism near collapse: Ahmadinejad / / URL: http:// en.mehrnews.com/news/53988/Colonialism-and-mega-capitalism-near-collapse-Ahmadinejad (дата обращения: 07.02.2013).

36 Change of system, next stage of Egypt revolution / / Tehran Times. 2011. February 15. № 11089.

37 200 scholars holding dialogue on Islamic unity in Tehran // Tehran Times. 2011. February 20. № 11093.

Бога была подменена эгоцентризмом»38. Но сегодня, мы можем наблюдать как «Исламское пробуждение, Исламская цивилизация и Исламское единство вышли далеко за свои первоначальные пределы, и стали делом, которое заботить большинство мусульман. Когда они приходят к Исламскому пробуждению, это не что иное, как возвращение к истинному исламу»39. А истинный ислам, по словам Ахмадинежада, основывается на трех принципах -монотеизме, единстве и правах человека.

Осознание себя мусульманами, приведет египетский народ к признанию себя неотъемлемой частью исламской уммы, возрождение которой даст возможность всему региону избавиться от наследия колониального прошлого, навязанное Западом и США. Но так просто последние не откажутся от своего привилегированного положения. «Каждый должен оставаться решительным в своих убеждениях, потому что они (США - А. Б.) стремятся похитить народные восстания с целью заставить их служить интересам капиталистов»40, предупреждает Ахмадинежад. Развивая свою мысль, в дальнейшем он заявляет: «Колониальные державы пытаются создать раскол между Ираном и арабскими странами, шиитами и суннитами, региональными и соседними странами Персидского залива, но региональные народы должны знать об этом и быть бдительными»41.

Противостоять заговорам, разжиганию межрелигиозной и межнациональной вражды, можно только сохраняя единство целей и интересов. Мусульмане региона должны осознать себя единым целым, единой и неделимой уммой. Обращаясь ко всем мусульманам, Махмуд Ахмадинежад по этому поводу заявил: «Вы должны знать, что региональные народы и Иран недовольны заговорами, чинимые США, их союзниками и существующим фей-

38 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly / / URL: http://en.mehrnews.com/news/52404/Text-of-Ahmadinejad-s-speech-at-the-UN-General-Assembly (дата обращения: 28.09.2012).

39 Disappearance of Zionist regime in near future // URL: http://-en.mehrnews.com/ news/ 55078/ Disappearance-of-Zionist-regime-in-near-future (дата обращения: 01.05.2013).

40 West seeking to break up Jordan to save Israel: Ahmadinejad / / URL: http://en.mehrnews.com/news/45311/West-seeking-to-break-up-Jordan-to-save-Israel-Ahmadinejad (дата обращения: 04.04.2011).

41 Ahmadinejad: New Mid East to be created without US, Zionist regime // URL: http://isna.ir/en/print/9001-09806/Ahmadinejad-New-Mid-East-to-be-created-without (дата обращения: 13.04.2011).

ковым Сионистским режимом. Народы продолжают выступать за окончание доминирования США и Сионистского режима в регионе»42. В этом отношении внешнеполитические устремления Ирана совпадают с интересами региональных народов. Как заявил по этому поводу спикер Маджлиса Али Лариджани: «Мы не хотим видеть мусульман, живущих под гнетом США, и неважно кто они - сунниты или шииты»43.

Однако помимо внешнего противника, в лице США, существует еще и «внутренний» противник, с которым также необходимо бороться, так как он подрывает единство уммы. По словам Махмуда Ахмадинежада, Иран достиг многого в различных сферах благодаря тому, что целью иранской революции было не установление господства одной группы над другими, а исполнение народных требований. Поэтому Исламская Республика Иран является одной из самых демократичных и прогрессивных стран мира,44 где правительство идет навстречу народным чаяниям. Ему вторит и спикер Али Лариджани, заявляющий, что арабские народы хотят увидеть перемены в своих странах, хотят увидеть, что их законные требования признаются, поэтому это является главной причиной, по которой ИРИ и поддерживает их. «Но на свои требования народ в ответ не должен получать пули»45.

На практике это должно означать, что правительства стран, охваченных народными протестами, должны идти навстречу этим требованиям. Иначе, как заявил Ахмадинежад: «Любая помощь врагам в осуществлении их планов в регионе, приведет к соответствующему к ним отношению со стороны региональных народов, которые станут рассматривать их как пособников врага,

42 Ahmadinejad: New Mid East to be created without US, Zionist regime // URL: http: / / isna.ir /en/ print/9001-09806/ Ahmadinejad-New-Mid-East-to-be-created-without (дата обращения: 13.04.2011).

43 200 scholars holding dialogue on Islamic unity in Tehran / / Tehran Times. 2011. February 20. № 11093.

44 Text of Ahmadinejad's speech at the UN General Assembly / / URL: http://en.mehrnews.com/news/52404/Text-of-Ahmadinejad-s-speech-at-the-UN-General-Assembly (дата обращения: 28.09.2012).

45 'Iran's support for uprisings has nothing to do with Sunnism, Shiism' / / URL: http://en.mehrnews.com/archive?pi=1&all=1&ms=0&dy=8&mn=4&yr=-2011 (дата обращения: 08.04.2011).

с вытекающими для них последствиями»46. Это, в свою очередь, подразумевает всемерную поддержку народу в его противостоянии антидемократическим режимам в регионе.

Но куда большую опасность единству мусульманской умме представляет другой противник, который может своими действиями полностью не допустить достижения целей «гуманитарного пробуждения» в регионе. Это - Израиль, являющийся американской креатурой, и служащий претворению целей, преследуемых США в регионе Ближнего Востока. И здесь Тегеран отводит одну из главных ролей Египту, имеющего общую границу с Израилем и Палестинскими территориями. «Политическая география региона изменится, если Иран и Египет займут единую позицию по палестинскому вопросу»47, - заявил Махмуд Ахмадине-жад во время своего посещения Египта, призвав египетские вл а-сти теснее координировать действия по тем проблемам, которые существуют в регионе.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, разбирая сущность концепции «Гуманитарного пробуждения». Иранские власти на всех уровнях подчеркивают факт того, что политика Тегерана не определяется конфессиональными предпочтениями. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад резко осудил провокационное разжигание вражды между суннитами и шиитами. «Шиито - суннитская рознь - это новый план раскола, предлагаемый империалистами. Если Египет и Саудовская Аравия будут противостоять какой-либо агрессии, мы поддержим их так же, как сделали бы это и для других государств»,48 заявил Ахмадинежад. Подчеркнув, что Иран оказывает свою поддержку различным региональным организациям, одни из которых шиитские, как ливанская Хизбалла, а другие суннитские, как палестинский ХАМАС.

46 'Hegemons seeking to incite Iran-Arab conflict to save Israel' // URL: http:// en.mehrnews.com/news/45350/Hegemons-seeking-to-incite-Iran-Arab-conflict-to-save-Israel (дата обращения: 08.04.2011).

47 Egypt and Iran can change 'regional balance': Ahmadinejad // URL: http:// en.mehrnews.com/news/53951/Egypt-and-Iran-can-change-regional-balance-Ahmadinejad (дата обращения: 05.02.2013).

48 Egypt and Iran can change 'regional balance': Ahmadinejad // URL: http:// en.mehrnews.com/news/53951/Egypt-and-Iran-can-change-regional-balance-Ahmadinejad (дата обращения: 05.02.2013).

122

Спикер Али Лариджани 8 апреля 2011 года заявил в Куме, подтверждая заявления Ахмадинежада, что поддержка Ираном восстаний в Арабском мире ничего не имеет общего с шиизмом или суннизмом. «Иран бросил все свое влияние на поддержку восстаний в Египте, Тунисе и Йемене, хотя эти страны населены в основном суннитами. Иран рассматривает эти вопросы с гуманитарной точки зрения»49.

Следуя в этом же ключе, МИД ИРИ Али Акбар Салехи в резких выражениях раскритиковал попытки определенных западных стран столкнуть две региональные державы - Иран и Турцию - утверждая, что Турция - это суннитская держава, а Иран -шиитская. Он назвал эти заявления бесперспективными и провокационными. «Нет двух стран, даже управляемых мусульманскими правительствами, которые были бы одинаковыми. Иран и Турция, в данном случае, не исключение»50. По словам Салехи, ислам един и концепций «иранского ислама» или «турецкого ислама» не существует.

Переходя к анализу взглядов экспертов, не входящих в правительственный аппарат власти, необходимо отметить естественное отсутствие стройной и единой концепции. Мы не будем останавливаться на анализе высказываний «проправительственных» специалистов, так как, разделяя основные подходы «официальной» точки зрения, просто повторили бы уже сказанное выше. Хотя следует признать, что подобных статей в иранских СМИ предостаточно, что говорит о доминировании подобных взглядов в среде экспертного сообщества в исследуемый период51.

49 'Iran's support for uprisings has nothing to do with Sunnism, Shiism' / / URL: http:// en.mehrnews.com/archive?pi=1&all=1&ms=0&dy=8&mn=4&yr=-2011 (дата обращения: 08.04.2011).

50 There is no Iranian or Turkish Islam: Salehi / / URL: http://en.mehrnews. com/news/45161/There-is-no-Iranian-or-Turkish-Islam-Salehi (дата обращения: 14.03.2011).

51 См. например: Amiri H. Deja vu in Iranian and Egyptian revolutions / / URL: http:// en.mehrnews.com/news/44578/Deja-vu-in-Iranian-and-Egyptian-revolutions (дата обращения: 12.02.2011); Hanizadeh H. The tsunamis of February 11 in Iran and Egypt / / Tehran Times. 2011. February 13. № 11087; Sonboli N. The Emerging Order in the Middle East // URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/10403/The+Emerging+Order+in+the+Middle+East+.html (дата обращения - 20.02.2011); Ruivaran H. New Egypt continues to support Iran // URL: http:// en.mehrnews.com/news/52420/New-Egypt-continues-to-support-Iran (дата обращения: 01.10.2012); Aghaei D. Does the Muslim Brotherhood Export

123

Куда более важно остановиться на аналитических построениях тех экспертов, которые относятся с определенной долей скептицизма к официальной внешнеполитической линии правительства президента Махмуда Ахмадинежада. Как правило, это представители или сторонники президента Мохаммада Хатами, занимавшего данный пост с 1998-го по 2005-й год, и прославившийся своими «либеральными» взглядами и инициативой по диалогу цивилизаций, что предполагало поиск компромисса по смягчению отношений с Западом и США. Актуальность данного анализа также заключается в том, что критика официальной позиции помогла выявить слабые места внешнеполитической стратегии Махмуда Ахмадинежада, что было учтено при формулировании внешнеполитических приоритетов нынешним президентом Ха-саном Роухани, избранным на этот пост летом 2013 года.

Первое, что обращает на себя внимание при анализе подходов к характеристике происходящих в регионе событий, это единодушное отрицание использования термина «Исламское пробуждение». Как заметил по этому поводу Мохаммад Фразманд: «Некоторые аналитики в нашей стране рассматривают ситуацию с нынешними восстаниями в рамках Исламского пробуждения и революции. Они рассматривают Исламскую революцию 1979 года в Иране как вдохновителя нынешних восстаний. Пока, однако, в арабском мире никто не использует выражение Исламское пробуждение». Сам Фразманд предпочитает их называть «гражданским движением протеста»52. Некоторые, как например, Ахмад Нагибзаде, говорят о «Новом Ближнем Востоке»53. Хотя большинство экспертов все же используют распространенный в мировых СМИ термин «Арабская весна».

Основные причины, приведшие к массовым антиправительственным протестам населения в регионе, и Египет в этом случае, не исключение, носили сугубо внутренний характер, обострившиеся на фоне мирового кризиса. Поэтому общие требования

Revolution? // URL: http://irdiplomacy.ir/en/page/1911221/Does+the+Mus-lim+Brotherhood+Export+Revolution.html (дата обращения: 06.01.2013).

52 Frazmand M. Nations, not governments, will make the new Middle East / / URL: http://irdiplomacy.ir/en/page/10798/Nations,+not+governments,+will+ ma-ke+the+new+Middle+East+.html (дата обращения: 27.03.2011).

53 Naghibzadeh Л. Iran and the New Middle East // URL: http://irdiplo-macy.ir/en/page/10786/Iran+and+the+New+Middle+East.html (дата обращения: 04.04.2011).

народа состояли из различных экономических, социальных и политических желаний. Конкретнее, это сводилось к антиавторитаризму, демократии, сменяемости власти, свободе слова и свободе политической деятельности, участие в принятии решений, справедливость, борьба с проявлениями экономической коррупции. «Основными требованиями народа в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Саудовской Аравии и других арабских странах», подчеркивает Садег Зибакалам, «являются требования политических свобод и свободных выборов. Народы хотят, чтобы их страны управлялись в соответствии с волей народа и ответственно перед народом. Правительства должны уважать гражданские права своих граждан, и не рассматривать себя выше народа»54.

На практике эти выводы означают, что господствовавшая точка зрения в официальной внешней политике ИРИ о доминировании ислама, как главной движущей силы народных движений в регионе, в корне не верна. По заявлениям того же Садега Зибакалама, исламисты могут прийти к власти в Египте только в результате свободных выборов, но это не означает, что ислам станет доминирующим лозунгом их политики. Мохаммад-Али Со-бхани, разбирая эту ошибку, приходит к выводу, что: «Внутри Ирана, культурные и медийные круги, недостаточно ясно представляют себе природу происходящего в Египте. Причины этого, к несчастью, ясны, так как с Революции 1979 года, наши взаимоотношения с Египтом были полностью прерваны, и мы потеряли связь с социальным развитием Египта»55. А другой эксперт, Сейэд Абдоламир Набави, объясняет, почему это невозможно: «Египетское общество поликультурное, где существуют соперничающие идеологии и политические партии. Следовательно, хотя исламисты и выиграли первый круг выборов (в ноябре 2011 года - А. Б.), им необходимо сотрудничество с другими партиями и группи-

54 Zibakalam S. ME Movements are not Anti-West in Nature / / URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/10802/ME+Movements+are+not+AntiWest+in+ Nature.html (дата обращения: 27.03.2011).

55 Sobhani M-A. Egypt's Developments and Regional Affairs // URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/10353/Egypts+Developments+and+Regional+A ffairs.html (дата обращения: 15.02.2011).

125

ровками, чтобы получить большинство в конституционном ко-митете»56.

Также под сомнение ставятся и базовые положения официальных концепций, что движения в регионе основываются на лозунгах антиамериканизма, антисионизма и исламского единства.

В отношении лозунга антиамериканизма, а также антизападничества, народных движений на Ближнем Востоке, эксперты обращают внимание на ряд факторов. Так Расул Джафариян57, анализируя американский подход в отношении египетских событий, отметил тот факт, как легко США, опекавшие тридцать лет режим Мубарака в Египте, приняли произошедшие события. Они, по мнению эксперта, не защищали Мубарака. Наоборот, в соответствии с концепцией «мягкой силы», американская администрация поддержала народные движения и продемонстрировала свою неготовность идти против народных требований, которые, в целом, характеризовались требованиями Запада о расширении демократических свобод. Этот подход идет в разрез с утверждением, что США поддерживают диктаторов. Следовательно, уверен Джафариян, если завтра подобные события произойдут в Саудовской Аравии, и правительство не сможет устоять, США не будут защищать саудовского короля. Это естественно, что если народ не выступает против своего правительства, США сотрудничает с таким правительством.

В свою очередь и египетские «братья-мусульмане», по мнению Абдоламира Набави, не намерены придерживаться антиамериканской политики. Наоборот «братья-мусульмане попытаются выстроить свою линию с иностранными державами, в первую очередь с США, с которыми они уже начали консультации. Такие же консультации проводятся и с Германией»58. Все эти переговоры, по мнению Набави, если они будут плодотворными, могут привести к установлению доверительных отношений меж-

56 Nabavi S.A. Cognizance and Compromise: The Brotherhood in Egypt's politics // URL: http://irdiplomacy.ir/en/page/18687/Cognizance+and+Compro-mise+The+Brotherhood+in+Egypt%27s+politics.html (дата обращения: 09.12.2011).

57 Ja'farian R. Muslim Brotherhood's Failure // URL: http://irdiplomacy.ir/ en/ page/1918084/Muslim+Brotherhood's+Failure.html (дата обращения: 02.07.2013).

58 Nabavi S.A. Cognizance and Compromise: The Brotherhood in Egypt's politics // URL: http://irdiplomacy.ir/en/page/18687/Cognizance+and+Compro-mise+The+Brotherhood+in+Egypt%27s+politics.html (дата обращения: 09.12.2011).

126

ду сторонами и, в случае победы исламистов, Египет будет вынужден соблюдать свои обязательства и права меньшинств.

Также не стоит недооценивать и еще один важный фактор сохранения египетско - американских отношений, на который обращает внимание Хосейн Ройеваран, это заинтересованность обеих сторон в сохранении традиционных связей59. Речь идет об ежегодных миллиардных субсидиях Египту из американского бюджета, а Вашингтону важно сохранять Египет в качестве «арабского» плацдарма на палестино-израильских переговорах.

Последнее ставит под сомнение заявления официальных властей Ирана об антисионизме региональных движений. Как подчеркивает Мохаммад-Али Собхани: «Среди иранцев распространено ошибочное представление, что египтяне буквально заряжены на атаку Израиля. Нужно, однако, отметить, что египетское общество разнообразное, с разными взглядами на региональные дела, включая и арабо-израильский конфликт». Да, возможно, что не все египтяне согласны с условиями Кэмп-Дэвидских соглашений и внешней политикой свергнутого Хосни Мубарака. «Но», подчеркивает Собхани, «с уверенностью, можно сказать, что новоизбранное правительство не будет проводить политику, направленную на разрыв соглашений с Израилем»60.

С выводами Собхани согласен и другой специалист по проблемам Ближнего Востока Моджтаба Фердоусипур61, который также высказывает сомнения по поводу возможной антисионисткой политики нового египетского правительства. По мнению Фердоусипура, Египет хоть и дистанцировался от политики Му-барака, но в целом структура управления страной еще сохраняется неизменной. Так что не стоит ожидать значительных подвижек, таких как, например, уменьшение статуса отношений или односторонний выход из Кэмп-Дэвидских соглашений с Израилем. Египет находится в тяжелой экономической ситуации: на-

59 Rouyvaran H. Egyptians: No Israel Needed Anymore! // URL: http:// irdiplomacy.ir/en/ page/16181/Egyptians+No+Israel+Needed+Anymore%21.html (дата обращения: 12.09.2011).

60 Sobhani M-A. Egypt's Developments and Regional Affairs // URL: http:// irdiplomacy.ir/en/page/10353/Egypts+Developments+and+Regional+Affairs.html (дата обращения: 15.02.2011).

61 Ferdowsipour M. Don't Expect Much from Cairo // URL: http:// irdiplomacy.ir/en/ page/1898987/Don't+Expect+Much+from+Cairo.html (дата обращения: 14.03.2012).

циональная валюта падает, вместе с туристическим потоком и транзитом через Суэцкий канал, что является двумя основными источниками пополнения бюджета страны. Огромный дефицит бюджета также ослабляет власти страны, что приводит к предоставлению иностранным акторам возможность оказывать давление на Каир в вопросе формирования и проведения его внешней политики.

В совокупности можно говорить о невозможности создания единой мусульманской уммы, как это постулируется официальным Тегераном. По мнению Кейхана Барзегара,62 сложно ожидать от исламистского правительства Египта ориентации единственно на Иран. Внешняя политика Каира основывается на стремлении Мурси активно налаживать отношения со всеми региональными игроками, стремясь, тем самым, легализовать роль братьев-мусульман в египетской политической структуре власти, а также, стремясь соответствовать требованиям среднего класса, прилагая усилия для восстановления египетской экономики. Отсюда его контакты с Королевством Саудовская Аравия и Катаром, чтобы привлечь финансовую помощь, а также с Ираном и Турцией для достижения региональной стабильности. При этом Каир не забывает и об отношениях с США, Россией и Китаем, стремясь демонстрировать свою значимость региональной державы, и, одновременно, достигать своих экономических целей.

То, что Ирану будет сложно навязывать Египту свое внешнеполитическое видение региона, согласен и Сабах Занганэ. По его мнению,63 внешняя политика Египта строится по принципу трех перекрывающихся сфер интересов. Первая - отношения с Палестиной, вторая - отношения со странами арабского мира, и третья - отношения со странами мусульманского мира. Палестина, таким образом, является основанием всех трех сфер. В этом ракурсе, отношения Египта с Ираном не будут приоритетом для Каира. Приоритетными направлениями будут являться отношения с соседними странами: Палестиной, Ливией и Суданом. Ду-

62 Barzegar K. The Arab Spring and the Balance of Power in the Middle East / / URL: http: / /www.powerandpolicy.com/2012/10/30/ the-arab-spring-and-the-ba-lance-of-power-in-the-middle-east/ (дата обращения: 30.10.2012); или URL: http:// irdiplomacy.ir/en/ page/1908606/The+Arab+Spring+and+the+Balance+of+Power+ in+the+Middle+East.html (дата обращения: 02.11.2012).

63 Zanganeh S. Iran Is Not Egypt's Priority // URL: http://irdiplomacy.ir/ en/ page/13394/Iran+Is+Not+Egypts+Priority.html (дата обращения: 02.06.2011).

128

мается, что примирение с Ираном - это второстепенная цель для египтян, заключает свою мысль Занганэ.

А по мнению Ахмада Нагибзадэ64 добиться единства мусульманских стран будет сложно и по другой причине - из-за принадлежности к разным направлениям в исламе. Как известно, Египет - суннитская страна, а Иран - шиитская. Исторически сложилось так, что сунниты и шииты конкурирует друг с другом за доминирование в регионе. И приход к власти в Египте исламистов, в лице Организации братьев-мусульман, «может нарушить идею об исламском единстве, продвигаемой Ираном». Братья-мусульмане рассматривают шиитов не только как еретиков, но они также имеют свои планы и традиции, которые противоречат вере и политике иранцев.

Следовательно, в случае прихода в Египте к власти исламистов, у такого правительства будет куда больше точек для соприкосновения не с Ираном, а с Турцией, где у власти находится суннитская Партия справедливости и развития, возглавляемая ее харизматичным лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Пожалуй, самым безапелляционным выглядит утверждение Абдола-мира Набави: «Возможно, что единственная причина для победы умеренных исламистов в Северной Африке - это впечатляющие экономические достижения Партии справедливости и развития в Турции»65. По его мнению, турецкая модель развития - это удачный опыт синтеза современных экономических новаций, демократических устоев и исламских ценностей. В этих оценках к нему присоединяется и Садег Зибакалам, когда сравнивает политические модели ИРИ и Турции, и их воздействие на демократизацию региона. «Мы не должны обольщаться скорым установлением демократии и свободы в арабском мире. Однако я уверен в том, что в будущем арабский мир и БВ станет демократичным и

64 Naghibzadeh A. Iran and the New Middle East // URL: http://irdiplo-macy.ir/en/page/10786/Iran+and+the+New+Middle+East.html (дата обращения: 04.04.2011).

65 Nabavi S.A. Cognizance and Compromise: The Brotherhood in Egypt's politics // URL: http://irdiplomacy.ir/en/page/18687/Cognizance+and+Compro-mise+The+Brotherhood+in+Egypt%27s+politics.html (дата обращения: 09.12.2011).

129

свободным, что доказывает модель развития, реализуемая в современной Турции»66.

Действительно, Турция в последнее десятилетие проводит очень активную политику в регионе. Наряду с Египтом, Ираном и Саудовской Аравией, она является ведущей региональной державой. Кейхан Барзегар67 отмечает, что Турция стремится удержать региональное лидерство и пытается использовать «Арабскую весну» для усиления своих связей с новыми арабскими правительствами, используя свою «мягкую силу», чтобы гарантировать и свои экономические интересы в регионе.

Анализируя активизацию Турции в регионе, Бахрам Амир -Ахмадиян68 обращает внимание на важность для Анкары формирования стратегических отношений с Каиром. Во-первых, между двумя странами существуют традиционные исторические связи, уходящие в эпоху существования Османской империи. Во-вторых, Египет, находящийся в стадии своей перестройки и поиска путей дальнейшего развития, может остановить свой выбор на «турецкой модели» развития. «Тем более, как мы знаем, некоторые фракции египетских братьев-мусульман являются частью Партии справедливости и развития (АКР)». И, в-третьих, Турция заинтересована в ёмком рынке сбыта своих товаров, а также рынка сбыта своих инвестиций.

В связи с этим Тегерану будет очень не просто реализовать декларируемую идею об «исламском единстве» на фоне жесткой конкуренции за лидерство между региональными державами.

С другой стороны, по мнению ряда экспертов, в ситуации крайней неопределенности развития ситуации в будущем, Иран, бесспорно, встретится с серией вызовов своим интересам в регионе и своей национальной безопасности.

66 Zibakalam S. ME Movements are not Anti-West in Nature / / URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/10802/ME+Movements+are+not+AntiWest+in+ Nature.html (дата обращения: 27.03.2011).

67 Barzegar K. The Arab Spring and the Balance of Power in the Middle East / / URL: http: / /www.powerandpolicy.com/2012/10/30/ the-arab-spring-and-the-ba-lance-of-power-in-the-middle-east/ (дата обращения: 30.10.2012).

68 Amir-Ahmadian B. Erdogan's Thoughtfulness in Visit to Egypt / / URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/16271/Erdogan's+Thoughtfulness+in+Visit+to+ Egypt.html (дата обращения: 16.09.2011).

130

Ахмад Нагибзадэ69 уверен, что движения, охватившие регион, выведут на политическую арену новые фигуры. И не факт, что эти новые игроки будут настроены про -ирански. «В этой ситуации ни кто не будет готовить почву для расширения влияния Ирана». Скорее, наоборот, новый расклад сил будет создавать новые неудобства, вызовы и конфликты для Ирана. Нагибзадэ уверен, что «если коллапс Советского Союза привел к отсутствию порядка на северной границе Ирана, то нынешние беспорядки на БВ приведут к еще большим ограничениям для Ирана в регионе. Ирану придется противостоять новым реалиям, которые будут создаваться под вывеской демократии и прав человека». Для Тегерана это будет означать увеличение внешнеполитического давления со стороны США и «международного сообщества» по поводу его политики в отношении прав и свобод человека.

На дестабилизацию региона, как одну из угроз безопасности Ирана, указывает и Кейхан Барзегар,70 что заставляет региональных, в лице Ирана, Турции, Египта и Саудовской Аравии, а также внерегиональных - США, Россию и Китай, активизировать свою политику в регионе по купированию новых угроз. Иран, по мнению Барзегара, в своей региональной политике попытается следовать двум основным векторам - сдерживание вероятных угроз своей национальной безопасности, а второй - расширение своего политического влияние в регионе. Причем в качестве нового вызова станет развитие ситуации в Сирии. Там Иран будет стремиться сдержать угрозу возможному ослаблению своего влияния, пытаясь играть активную роль в мирном урегулировании, через ускорение политической реформы и трансформации существующей политической системы. Это может произойти как с Асса-дом, так и без него, что будет зависеть от воли сирийского народа.

Возрастающее значение «сирийского вызова» для национальной безопасности Ирана указывает и другой эксперт - Мохаммад

69 Naghibzadeh A. Iran and the New Middle East // URL: http://irdiplo-macy.ir/en/page/10786/Iran+and+the+New+Middle+East.html (дата обращения: 04.04.2011).

70 Barzegar K. The Arab Spring and the Balance of Power in the Middle East / / URL: http: / /www.powerandpolicy.com/2012/10/30/ the-arab-spring-and-the-ba-lance-of-power-in-the-middle-east/ (дата обращения: 30.10.2012).

131

Али Мохтади71. По его мнению, в Сирии сталкиваются интересы как региональных, так и внерегиональных игроков. «Фактически то, что происходит в Сирии, имеет решающее значение для всех региональных и международных игроков, поэтому ни одна из сторон не отступит и не уступит другой, и единственный возможный выход из тупика - это военное решение, которое и определит судьбу конфликта». Для Ирана даже победа в Сирии сторонников Башара Ассада, являющегося союзником Тегерана, может привести к экспорту конфликта в соседние Ливан и Ирак.

В свою очередь, Сейид Мохаммад Садег Харази72, анализируя развитие событий в регионе, приходит к неутешительным выводам. Во-первых, возрастает угроза роста соперничества между Ираном и Турцией из-за идейного руководства революционным процессом в регионе. Во-вторых, региональные движения оказались серьёзным вызовом традиционному доминированию Запада, включая Европу и США, в регионе. Это приведет к еще большему вовлечению США в дела региона. В-третьих, главная озабоченность сейчас - это экстремизм и радикализм в регионе, представленный растущим влиянием аль-Каиды и ее союзников.

Таким образом, в результате проведенного анализа существующих концепций восприятия происходящих в регионе Ближнего Востока событий, можно говорить о заинтересованности иранской стороны в этих процессах. Официальные концепции, представленные «Исламским пробуждением» и «Гуманитарным пробуждением», предполагают идеологическую привязку арабских движений к Ирану. Лозунги, выдвигаемые в рамках этих концепций - антиамериканизм, антисионизм и исламское единство - ведут к активизации политики Ирана в регионе, с целью полного переформатирования всей системы безопасности.

В свою очередь, проведенный анализ неофициальных подходов к вышеизложенным концепциям, позволяет выявить целый ряд «слабых» мест в официальной доктрине Ирана, легших в основу ее политики в отношении «Арабской весны», в целом, и в попытке наладить отношения с Египтом, в частности. Вобщем,

71 Mohtadi M-A. Unclear Fate of the Middle East // URL: http://irdiplo-macy.ir/en/ page/1914434/Unclear+Fate+of+the+Middle+East.html (дата обращения: 31.03.2013).

72 Kharazi S.M.S. Democracy & Rationalism in the Middle East / / URL: http://irdiplomacy.ir/en/ page/11946/+Democracy++Rationalism+in+the+Mid dle+East.html (дата обращения: 16.04.2011).

132

критика официальных подходов ярко высветила изначальный провал политики Махмуда Ахмадинежада в стремлении восстановить дипломатические отношения с Каиром в период правл е-ния там исламиста Мохаммеда Мурси, с привязкой Египта к стратегическому союзу с Ираном. Тот факт, что до сих пор дипломатические отношения между странами так и не восстановлены, позволяет говорить о правомерности сделанных выводов критиками официального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.