Научная статья на тему 'Принцип "эдалят" в концепции исламского пробуждения аятоллы Али Хаменеи'

Принцип "эдалят" в концепции исламского пробуждения аятоллы Али Хаменеи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
240
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИСЛАМСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ / АРАБСКАЯ ВЕСНА / ХАМЕНЕИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСЛАМ / MIDDLE EAST / IRAN / ISLAMIC AWAKENING / ARABIC SPRING / ALI KHAMENEI / INTERNATIONAL RELATION / ISLAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов А.В.

Статья посвящена анализу концепции «Исламского пробуждения» аятоллы Али Хаменеи с точки зрения ее соответствия кораническому принципу «эдалят». Сущность принципа раскрывается в противопоставлении понятий «мостазафин» (обездоленные) и «мостакбирин» (угнетатели). Раскрывается содержание и смысловое значение терминов применительно к внешнеполитической доктрине Ирана в условиях «Арабской весны». Дается характеристика основных подходов официального Ирана с критической оценкой современной международной системы и обоснование необходимости ее изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF "ADALAT" IN THE CONCEPT OF ISLAMIC AWAKENING OF AYATOLLAH ALI KHAMENEI

The article analyzes the concept of «Islamic awakening» of Ayatollah Ali Khamenei in terms of its compliance with the koranic principle of «аdalat». The essence of the principle is revealed in the juxtaposition of the terms "mostazafin" (the dispossessed) and "mustakbirun" (the oppressors). The article reveals the content and meaning of the terms applied to the foreign policy doctrine of Iran in the conditions of the "Arab spring". The characteristic of the main approaches of official Iran with a critical assessment of the modern international system and the justification for its change is given.

Текст научной работы на тему «Принцип "эдалят" в концепции исламского пробуждения аятоллы Али Хаменеи»

УДК 94(55)+Хаменеи

ПРИНЦИП «ЭДАЛЯТ» В КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ АЯТОЛЛЫ АЛИ ХАМЕНЕИ

А.В. Баранов

СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра всеобщей истории e-mail: baranovav@mail.ru

Статья посвящена анализу концепции «Исламского пробуждения» аятоллы Али Хаменеи с точки зрения ее соответствия кораническому принципу «эдалят». Сущность принципа раскрывается в противопоставлении понятий «мостаза-фин» (обездоленные) и «мостакбирин» (угнетатели). Раскрывается содержание и смысловое значение терминов применительно к внешнеполитической доктрине Ирана в условиях «Арабской весны». Дается характеристика основных подходов официального Ирана с критической оценкой современной международной системы и обоснование необходимости ее изменения.

Ключевые слова: Иран, Ближний Восток, Исламское пробуждение, Арабская весна, Хаменеи, международные отношения, ислам.

THE PRINCIPLE OF "ADALAT" IN THE CONCEPT OF ISLAMIC AWAKENING OF AYATOLLAH ALI KHAMENEI

A.V. Baranov

(Saratov, Russia) e-mail: baranovav@mail.ru

The article analyzes the concept of «Islamic awakening» of Ayatollah Ali Khamenei in terms of its compliance with the koranic principle of «rndalat». The essence of the principle is revealed in the juxtaposition of the terms "mostazafin" (the dispossessed) and "mustakbirun" (the oppressors). The article reveals the content and meaning of the terms applied to the foreign policy doctrine of Iran in the conditions of the "Arab spring". The characteristic of the main approaches of official Iran with a critical assessment of the modern international system and the justification for its change is given.

Key words: Middle East, Iran, Islamic awakening, Arabic spring, Ali Khamenei, international relation, Islam.

Принцип «справедливость» (перс. - «эдалят») является одним из краеугольных положений, легших в основу мировоззрения мусульман. Данный термин не раз упоминается в Коране, подчеркивая необходимость справедливого устройства общества. Так, например, в четвертой суре Корана на этот счет сказано: «О, вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидете-

лями перед Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей, или близких; будь то богатый или бедный»1. Принцип «эда-лят» закреплен и в современном исламском праве, в частности он упоминается во «Всеобщей исламской декларации прав человека», принятой в 1981 году Организацией Исламская конференция (ОИК). В ней, в главе 4-ой, озаглавленной «Право на правосудие»2, говорится, что «любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости». Он также присутствует и в конституциях исламских стран. Например, принцип «справедливости» как «устранение неоправданной дискриминации и создания равных условий для всех и во всех материальных и духовных сферах», официально закреплен в Конституции ИРИ3.

Однако, помимо ярко выраженной социальной коннотации данного принципа в современном мире ислама, он также активно применяется и в политике. Особенно актуально это стало звучать в последние годы, на фоне тех событий, которые происходили и происходят на Ближнем Востоке под влиянием Арабской весны 2011 года. Крах или кризис традиционных центров силы в арабском мире - Ирак, Ливия, Египет и Сирия - вывел на региональную политическую арену новых претендентов на лидерство. И в первую очередь, речь должна идти о таких странах, как Саудовская Аравия, Турция и Иран. Последний, не принявший клише «Арабской весны», выступил с альтернативной концепцией «Исламского пробуждения», ведущей свое происхождение от идей «Исламской революции» Имама Хомейни.

По признанию Ларри Рейя, Хомейни совершил подлинную революцию в шиизме4, порвав с ортодоксальной традицией, приняв в 1970 году титул «Имам», ассоциировавшийся с прихо-

1 Коран. 4:135. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://musulmanin.com/suri-004-nisa.html (дата обращения: 05.04.2018).

2 Всеобщая исламская декларация прав человека. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.idmedina.ru/books/history-_culture/minaret/16/dedaracia-01.htm (дата обращения: 05.04.2018).

3 Конституция ИРИ. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.cis-

emo.net/ sites/default/ files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf (дата обращения: 05.04.2018).

4 Ray L.J. Rethinking critical theory: emancipation in the age of global social movements. - L.: SAGE Publ. Ltd., 1993. P. 133.

45

дом «сокрытого имама» - Махди, т.е. «мессии», который должен спасти мир. Именно Имам Хомейни придал политическую окраску терминам «мостазафин» (тоБЬах'аАп) и «мостакбирин» (тоэЬак-Ътп)5.

Традиционно, под термином «мостазафин» (от араб. «istazafa» - «слабость, ослабевать») подразумевался человек физически слабый или умственно отсталый, которому требуется помощь наставника или опекуна. Однако Имам Хомейни ввел этот термин во внешнюю политику, понимая под термином все угнетенные и обездоленные народы мира, которые, в свою очередь находятся под властью «угнетателей» (мостакбирин), объединенные общим термином «надменный мир» фНкЪаЫ ]аЬапг). С точки зрения Имама Хомейни долг мусульманина заключается в борьбе (джихаде) против «угнетателей» за освобождение всех «обездоленных и угнетенных» ради установления справедливого миропорядка.

С победой Исламской революции 1979 года в Иране, данный принцип был включен во внешнеполитическую доктрину страны. Статья 154-я Конституции ИРИ посвящена как раз принципу «справедливости» во внешней политике. В ней говорится: «Исламская Республика Иран считает своим идеалом достижение счастья человека во всем человеческом сообществе и рассматривает независимость, свободу, правление права и справедливость в качестве права всех народов мира. Поэтому Исламская Республика Иран, воздерживаясь от всякого вмешательства во внутренние дела других стран, поддерживает справедливую борьбу угнетенных против угнетателей во всем мире»6.

После кончины Имама Хомейни в 1989 году, Верховным лидером Исламской революции - Рахбаром, был провозглашен аятолла Али Хаменеи. Спецификой политической системы ИРИ является наличие в вертикали власти поста Рахбара, в руках которого сосредоточены полномочия по формированию и определению основных стратегических целей и задач развития во всех сферах жизнедеятельности страны и общества.

5 Coury R.M. Nationalism and culture in the arab and islamic worlds: a critique of modern scholarship // Islamic thought in the twentieth century. / Ed. by Suha Taji-Farouki. - L., N-Y.: I.B. Taurus. 2004. P. 131.

6 Конституция ИРИ. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.cis-emo.net/ sites/default/ files/imagesimce/constitution_of_iran.-pdf (дата обращения: 05.04.2018).

Согласно аятолле Хаменеи, принцип «эдалят» пронизывает все жизненно важные элементы общества. Справедливость является одним из главных атрибутов шариата, наравне со свободой, религиозностью и независимостью. Принцип справедливости признается аятоллой и в международных отношениях, так как, следуя идеям Имама Хомейни, «помощь угнетенным и противодействие агрессору служат главными элементами его учения»7. По словам аятоллы, стремление Ирана к установлению справедливого миропорядка было заложено трудами Имама, отвергавшим такой миропорядок, когда мир разделен на «страны, принимающие господство, и страны, осуществляющие господство»8.

Исходя из данной трактовки международных отношений, движения, получившие в западных СМИ название «Арабской весны», в Иране трактовались совершенно иначе. Термин «Арабская весна» не устраивает аятоллу Хаменеи по нескольким параметрам. Во-первых, он характеризует движения исключительно в национальных и светских тонах, что не верно. По мнению аятоллы Хаменеи основные лозунги движения окрашены в религиозные, исламские цвета. Выступая с большой речью в первый день нового 1390-го года (22 марта 2011 г.) в Мешхеде, он прямо заявил: «Новое движение, начавшееся в регионе - это движение исламской уммы с исламскими целями и ориентацией»9. Во-вторых, термин «Арабская весна» предполагает заведомую локализацию движения в рамках одного региона, что также, по убеждению аятоллы Хаменеи не отражает реального состояния дел. Он уверен, что воздействие этого движения выйдет далеко за рамки региона и распространится по всему миру. «Следовательно», заявляет аятолла, «мы не можем отрицать очевидного, мир вступил в фазу

7 Supreme Leader's Speech on 25th Demise Anniversary of Imam Khomeini (r.a.) / / [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/-langs/en/index.php?p=contentShow&id=11948 (дата обращения: 04.06.2014).

8 Встреча Верховного Главнокомандующего с руководителями, командирами и личным составом военно-воздушных сил армии // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/ra/index.-php?p=contentShow&id=11463 (дата обращения: 08.02.2014).

9 US defeats in region to continue // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id-=7901 (дата обращения: 18.11.12).

своей трансформации или вступает в нее. И факт в том, что Иран находится в особой позиции»10.

С самого начала, а если быть точнее, с пятничной проповеди в Тегеранском университете 4 февраля 2011 года, аятолла Хаме-неи охарактеризовал происходящее как «Исламское пробуждение», которое должно «пробудить» не только исламский мир, но и оказать влияние на весь остальной мир.

В истории уже случались прецеденты, которые оказывали влияние на дальнейший ход мировой истории, трансформируя существовавшую международную систему. К таким аятолла Ха-менеи причисляет Великую французскую революцию, войну за независимость в США, Октябрьскую (Советскую) революцию в России. Однако все, так называемые, революции в исламском мире, он именует «псевдореволюциями»11. Действительно, в конце 1950-х и начале 1960-х годов левые революционные движения прокатились по североафриканскому региону - Египет, Ливия, Судан и Тунис. Все эти страны стали революционными, а сами революции были левыми, антиамериканскими, антианглийскими, антифранцузскими. Но в итоге, все вылились в обычные военные перевороты. Пришедшие к власти лидеры, позднее отошли от своих же лозунгов, предав идеалы революции, пошли на сотрудничество с врагом. Наиболее ярким примером служит египетская революция 1953 года. При Гамале Насере «Свободные офицеры» начали борьбу за освобождение оккупированной Палестины. Но прошло немного времени, и Анвар Садат заключил мир с Израилем, оккупировавшим Палестину. В итоге, Египет даже стал сотрудничать с сионистами по осуществлению блокады Газы и истреблению его населения. Так что можно сказать, что первоначальное движение совершило полный кругооборот, и вернулось к положению дел до 1953 года.

Главная причина неудачи всех этих движений, по мнению аятоллы Хаменеи, заключается в том, что в 1950-60-е годы в регионе к власти пришли правительства, исповедовавшие материалистическую идеологию и практику, из-за этого они и попали в

10 Supreme Leader's Speech to Professors. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=content-Show&id=9656 (дата обращения: 29.11.12)

11 Meeting a large group of Iranian students. // [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=content-Show&id=8445 (дата обращения: 22.11.12).

48

ловушку западных империалистических и колониальных сил. Это и не позволило им изменить существующую систему международных отношений, они стали ее частью.

Исламская революция 1979 года в Иране, по заявлению аятоллы, на этом фоне стала исключением, так как до сих пор она следует своим первоначальным и фундаментальным целям и принципам уверенно и решительно. И движения, которые начались в 2011 году в Тунисе и Египте, есть не что иное, как продолжение иранской революции. «Наступил момент, когда иранский народ стал свидетелем того, что их голос услышан в других частях исламского мира»12. Исламская Республика смогла продемонстрировать всему человечеству новый путь, к более справедливому миропорядку. Так как, по его словам: «Мы защищаем народы и их права. Мы поддерживаем мусульманские народы и угнетенные народы по всему миру. Мы противостоим надменным, невежественным державам, диктаторам, гегемонии и грабительским режимам, без разницы, где они находятся. Это позиция иранского народа и позиция исламской системы. Это абсолютно четкая позиция ИРИ»13.

В практической плоскости, преемственность Исламского пробуждения 2011 года с Исламской революцией 1979 года, означает, что иранский народ может сыграть предназначенную ему роль, в особенности в тех исламских движениях, которые начались в мире ислама. Иран должен рассматривать себя как потенциальную модель и возможный источник оказания помощи другим мусульманским государствам. Если другие народы воспримут опыт иранского народа, это принесет выгоду не только Ирану, но и региональным странам, так как будет образованна единая мусульманская нация14. Объединение, или воссоединение, исламской уммы, превратит исламский мир в действенный политический

12 Friday prayers at Tehran University. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id-=7774 (дата обращения: 16.11.12).

13 Leader's Public Address in Mashhad. / / [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.khamenei.ir/news/1434/Leader-s-Public-Address-in-Mashhad (дата обращения: 21.03.2011).

14 Leader: IRI never gives in to extortion // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id-=8757 (дата обращения 14.11.12).

полис в международных отношениях. А это, в свою очередь, приведет к трансформации существующего миропорядка.

Сегодняшняя международная система сформировалась 100-150 лет назад, в эпоху колониализма, которая в ХХ веке сменилась периодом неоколониализма. В основе обеих лежал принцип европоцентризма, который уже не отвечает современным реалиям. «Я категорично выступаю против именования нашего региона Ближним Востоком, также как и остальные части - Средним и Дальним Востоком. Дальним от кого? От Европы. Ближним к кому? К Европе. Эти наименования просто означают, что Европа по-прежнему является центром мира. Применительно к Европе, это действительно так, но в отношении нас - это некорректно. Мы о себе должны говорить «Западная Азия», а не «Ближний Восток»»15, уверен аятолла Хаменеи.

Надо ли говорить, что существовавшая и существующая системы мироустройства крайне несправедливы? С окончанием Второй мировой войны мир вступил в период неоколониализма, когда решение о судьбах целых стран и народов оказались в руках двух глобальных держав - США и СССР. «Они использовали любой конфликт, чтобы затем достигнуть компромисса», говорил аятолла. «Сверхдержавы садились за стол переговоров, достигали компромиссного решения, устраивавший обе стороны, и мы вдруг узнавали, что Египет продан! Фактически шла война между двумя лагерями. Соглашения заключались за закрытыми дверями, без приглашения представителей народов, правителей, и без учета их интересов, которые приносились в жертву ради достижения компромисса»16.

С распадом Советского Союза, в мире осталась одна глобальная держава, которая попыталась поставить интересы всего мира под свой контроль. И сегодня именно Америка является корнем всех проблем в мире ислама. США и их союзники из Европы, насаждают то, против чего выступает Иран. А именно он «выступает против угнетения, за независимость, уважение достоинства человека, защиту угнетенных народов, за всесторонний подход и

15 Supreme Leader's Speech to Professors. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=content-Show&id=9656 (дата обращения: 29.11.12).

16 Leader's Address to Air Force Commanders and Pilots. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.khamenei.ir/news/1422/Leader-s-Address-to-Air-Force-Commanders-and-Pilots (дата обращения: 08.02.2011).

50

развитие Ирана»17 и исламских стран. Действия Америки, предпринимаемые в регионе и мире, свидетельствуют не о силе, а о проявлениях слабости. Обращаясь к представителям иранской армии накануне Дня армии Исламской Республики (18 апреля), аятолла Хаменеи заявил: «Сегодня западная цивилизация из-за внутренних противоречий, нелогичностей, насилия и безразличия к принципам гуманности пребывает в состоянии упадка и вырождения»18.

Психология и логика мышления американских властей, считающих себя выше других, вызывает все более стойкое неприятие и отчуждение в мире. Поэтому, пытаясь сохранить свое уменьшающееся влияние, Америка, и страны Запада, в целом, не гнушаются прибегать к силовым методам против «недовольных». Мир уже стал свидетелем развязывания агрессии против Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии и Йемена. «Под прикрытием лозунгов о демократии, борьбы против распространения ОМУ или борьбы с терроризмом, страны Запада пытаются сохранить свой контроль над экономической сферой, сферой энергоресурсов, или просто поддержать Сионистский режим»19, уверен аятолла Хаменеи.

Однако развитие событий доказывают факт неспособности Америки достичь поставленных целей. С точки зрения Ирана, это может означать спад влияния США в регионе, и как следствие, в мире, в целом. По словам аятоллы Хаменеи, наступает момент, когда Америка, своей воинственной риторикой и односторонними действиями, окончательно поставит себя в позицию самоизоляции. Поэтому рахбар и заявляет, «что величие Америки не должно пугать. Враг, на самом деле, слаб»20. Это открывает

17 Leader's Speech to Students. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.khamenei.ir/news/1506/Leader-s-Speech-to-Students (дата обращения: 10.08.2011).

18 Встреча Главнокомандующего вооруженными силами страны с группой командиров армии и членами военных семей // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/ru/index.php?p=content-Show&id=10551 (дата обращения: 17.04.2013).

19 IRI will robustly counter any conspiracy. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?pcontent-Show&id=8734 (дата обращения: 16.10.2011).

20 Supreme Leader's Speech in Meeting with Participants of International Congress on Takfirism // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:

51

возможности по окончательному упразднению власти гегемона. И не надо бояться, уверен аятолла, так как у всех еще в памяти поступок иранского народа, свергшего власть шахиншаха Мо-хаммада-Реза Пехлеви. Хотя поначалу мало кто верил в успех революции, ведь шах находился под сильным влиянием США, рассматривавшим его как стратегического союзника в регионе.

События «Арабской весны» запустили процесс крушения проамериканских марионеточных режимов в регионе Ближнего Востока. И если «тридцать лет назад, США потеряли только одного из своих коррумпированных сателлитов - режим Пехлеви, сегодня они столкнулись с реальной возможностью потерять всех своих региональных марионеток»21, подчеркнул рахбар. Это, в свою очередь, открывает для исламского мира возможность открыть новую страницу в своей истории. Лишившись поддержки своих сателлитов в регионе Ближнего Востока, США будут вынуждены пересмотреть свою позицию и по отношению Израиля, который рассматривается как «раковая опухоль»22 в самом центре исламского мира.

Стремясь прикрыть провалы в своей внешней политике, США стали активно аппелировать к мировому сообществу в отстаивании своих требований. В данном случае Америка, по словам аятоллы Хаменеи, узурпировала понятие «мировое сообщество», от лица которого они якобы выступают. Делая подобные заявления, представители американских властей игнорируют тот факт, что около 150 стран мира, являющиеся членами Организации Движения неприсоединения, «практически и составляют мировое сообщество». Поэтому, призывы, раздающиеся из Вашингтона о том, что «Иран должен завоевать доверие мирового сообщества», выглядят цинично и эгоистично. «Мы абсолютно не

http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=12682 (дата обращения: 25.11.2014).

21 God's promises have come true. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id-=8137 (дата обращения: 19.11.12).

22 Supreme Leader Calls on Muslim Nations to End America's Interference // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/-langs/en/index.php?p=contentShow&id=7829 (дата обращения: 21.02.2011).

52

нуждаемся в доверии Америки и не стремимся завоевать ее благорасположение»23, заявил рахбар.

Было бы наивно думать, что под влиянием последних поражений в регионе в ходе Арабской весны, Соединенные Штаты легко смогут отказаться от своего статуса. Америка создала такую систему международных отношений, которая наиболее полно отвечает их национальным интересам. А в связи с тем, что она стремится до сих пор позиционировать себя единственной мировой сверхдержавы, она будет сохранять эту систему. Согласно заявлениям аятоллы, современные международные отношения представляют собой трехуровневую модель, вершиной которой и являются США. «Американцы разделяют страны, политические течения и личностей мирового уровня на три категории, - на тех, которые подчиняются их указам; правительства и течения, которые пока проявляют к ним терпимость; и правительства и движения, не подчиняющиеся их командам»24.

К первой категории стран, аятолла отнес марионеточные режимы, зависящие от США. Ко второй категории относятся полузависимые государства. И в качестве примера, он называет европейские страны, входящие в НАТО и ЕС. В последнюю категорию входят страны, которые являются оппонентами американской политики на мировой арене, и, следовательно, никогда не признают диктат со стороны США. И в качестве примера, можно назвать, в первую очередь, Иран.

И не смотря на всевозможные меры по сохранению своего доминирования в мире, процесс ослабления влияния Америки, запущен. И свидетельства этому, по словам аятоллы Хаменеи, мы видим в успешном развитии ИРИ, вопреки санкциям и кампаниям по дискредитации в мировых СМИ, а также в новой волне Исламского пробуждения, накрывшего регион после 2011 года. Поэтому в складывающихся обстоятельствах, необходимо осознанное решение по тем целям, которые преследует движение Исламского пробуждения. Во-первых, нужно «подготовить «дорожную

23 Встреча с членами Верховного совета ополчения и представителями различных категорий ополчения. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/ru/index.php?p=contentShow&id=12677 (дата обращения: 27.11.2014).

24 Supreme Leader's Speech on 25th Demise Anniversary of Imam Khomeini (r.a.) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir-/langs/en/index.php?p=contentShow&id=11948 (дата обращения: 04.06.2014).

53

карту», в которой можно определить кратко- и среднесрочные цели»25. Во-вторых, необходимо осознать свою уникальность как отличие от остального мира. «Мы не подражаем методам, принимаемым другими народами. Не правильно думать, что мы должны действовать также как сторонники Запада или Востока, или отдельных стран»26. В-третьих, «миру Ислама необходимо сохранять единство, солидарность, сотрудничество и сопережи-вание»27.

По словам аятоллы, конечная цель должна заключаться в возрождении исламского мира, а это будет возможно только при изменении существующей системы международных отношений. В новой системе исламский мир призван стать равновеликим центром влияния, наряду с другими центрами, среди которых он перечисляет страны Запада (ЕС) и страны Востока (Китай). Однако для осуществления этой цели, необходима консолидация в рамках исламского мира, которая выступает в качестве краткосрочной цели у аятоллы Хаменеи.

Для решения этой важнейшей задачи, Великий лидер Исламской революции призывает всех мусульман - и народы, и правительства - сосредоточится на общности религии, а не на различиях. «Мы видим, что наши религиозные знания общие. Наш монотеизм тоже одинаков. Наша концепция обращения к Богу одинакова. Наша концепция пророчества одна и та же. Наши ежедневные молитвы и праздники одинаковы. Наш хадж общий. Наши враги одни и те же. Наши идеалы, цели и интересы взаимно переплетены. Как можно мусульманские народы - шиитов и суннитов - отделять один от другого?»28, вопрошает он, обращаясь к ве-

25 Supreme Leader's Speech at Inauguration of Islamic Awakening and Ula-ma Conference // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=10574 (дата обращения: 29.04.2013).

26 Leader's Speech to Judiciary Officials. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.khamenei.ir/news/1478/Leader-s-Speech-to-Judiciary-Officials (дата обращения: 27.06.2011).

27 Supreme Leader Meets Officials and Ambassadors of Islamic Countries on the Occasion of Mab'ath // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=10787 (дата обращения: 07.06.2013).

28 Leader's Speech to People of Paveh. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.khamenei.ir/news/1570/Leader-s-Speech-to-People-of-Paveh (дата обращения: 17.10.2011).

54

рующим. И те, кто разжигают религиозную рознь между шиитами и суннитами, подыгрывают США и сионистам, чья политика и заключается в сохранении раскола уммы и раздробленности исламского мира.

Объединение мусульман должно осуществляться на принципах справедливости, сопереживания и соучастия. «Когда один мусульманский народ счастлив, то и другие мусульманские народы должны быть счастливы. Когда один мусульманский народ в печали, то и остальные должны чувствовать печаль. Когда у одного мусульманского народа проблемы, остальные должны прийти ему на помощь. Это наш долг»29, уверен аятолла.

Отношения между мусульманскими странами не должны строиться на принципах подчиненности или главенства. Аятолла Хаменеи не раз подчеркивал в своих выступлениях, что каждая нация имеет собственные национальные ценности, и, несмотря на общие корни мусульманских народов, нет определенного образца, которому они должны следовать30. «Конечно», продолжал он свою мысль, «мы не претендуем на лидерство среди этих народов. Мы не просим их следовать за нами и учиться у нас. Вовсе нет. Мы не выдвигаем каких-либо требований. Каждый народ ищет свой путь и следует ему, полагаясь на собственные таланты, отличительные черты и способности»31. На практике это должно было означать, что Иран не стремиться навязывать окружающим свою политическую модель и диктовать что надо, и чего не надо делать. Иран, по словам аятоллы Хаменеи, является морально -нравственным ориентиром для мусульманских стран.

Исламский мир должен превратиться в самодостаточный центр, когда его зависимость от глобальной экономической системы будет сведена к минимуму. Образцом для подражания призван стать опыт Ирана, который на протяжении нескольких деся-

29 Leader's Address to Participants of International Islamic Unity Conference. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.-khamenei.ir/news/1426/Leader-s-Address-to-Participants-of-International-Islamic-Unity (дата обращения: 20.02.2011).

30 Meeting with young Muslims from 73 countries // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/en/mdex.-php?p=contentShow&id=9066 (дата обращения: 23.11.12).

31 Leader's Speech to People of Paveh. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.khamenei.ir/news/1570/Leader-s-Speech-to-People-of-Paveh (дата обращения: 17.10.2011).

55

тилетий находится под санкциями со стороны США и Запада. В концепции аятоллы Хаменеи это получило название «экономика сопротивления». Поясняя принципы ее функционирования, он заявляет: «Мы должны настолько укрепить иранскую экономику, чтобы никакие мировые катаклизмы и никто в мире, - ни Америка, ни какое-либо другое государство, - не посмели никаким своим решением или действием оказать воздействие на нашу страну или жизнь нашего народа, а это и есть экономика сопротивления».

Но это не означает, что Иран, как и исламский мир, должны полностью стать «закрытой» экономикой. Вовсе нет. Иран продолжит участвовать в мировой торговле в той мере, в которой это будет необходимо для удовлетворения потребностей в тех продуктах, который не способна производить иранская экономика. Аятолла уверен, что развитие местного производства выгодно для экономики и прогресса страны, «что окажет позитивное воздействие на решение таких проблем, как занятость населения и повышение качества внутреннего производства»32.

Самодостаточность также предполагает и воспитание в народе чувства самоуважения, уверенности собственных силах и гордости за свою страну. И тут аятолла Хаменеи вновь обращается к наследию Имама, когда говорит, что «Хомейни заронил в сердца людей лозунг «Мы можем»! Это должно было внушить иранцам простую мысль - «страна принадлежит им», а не кому-то другому»33. Аятолла подвергает жесткой критики подход, насаждаемый в массовом сознании мусульман, в целом, и иранцев, в частности, заключающийся в навязывании идеи о необходимости Запада, в чувстве неполноценности по отношении к Западу34. Иран помнит, продолжает он, что «с начала доминирования западных

32 Грандиозная манифестация паломников и жителей окрестностей священного храма Разави (ДБМ) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/langs/ru/index.php?p=contentShow&id=11592 (дата обращения: 21.03.2014).

33 Leader's Speech on the Occasion of Imam Khomeini's 22nd Demise Anniversary. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english.khamenei.ir/news/1467/Leader-s-Speech-on-the-Occasion-of-Imam-Khomeini-s-22nd-Demise (дата обращения: 04.06.2011).

34 Supreme Leader Meets with Teachers and Professors of North Khorasan // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/-langs/en/index.php?p=contentShow&id=10017 (дата обращения: 11.10.2012).

56

держав над страной, они постоянно унижали иранский народ сами и через своих агентов. Они заставляли иранцев поверить в то, что те не способны научно мыслить и развивать науки. Они пытались убедить иранцев в неспособности «самостоятельно стоять на своих ногах». И если и были сделаны какие-либо шаги в развитии науки в Иране, то это было сделано только с помощью европейцев. Заслуга Имама заключается в том, что он смог внушить иранцам дух уверенности в себе и в своих силах»35.

Только создав необходимые предпосылки, можно будет переходить к построению новой, справедливой мировой системы. Для понимания и раскрытия содержания которой представляет особую ценность и значимость выступление аятоллы Хаменеи на 16-ом саммите ОДН в Тегеране, 30 августа 2012 года36.

Свою речь аятолла начал с констатации того факта, что биполярный мир периода Холодной войны и униполярный мир, после распада советского блока, потерпели неудачу. Сегодня мы находимся в переходной стадии к формированию нового миропорядка. Этот новый миропорядок должен основываться на участии всех наций и на равных правах для всех участников. Формирующийся миропорядок будет многополярным. Традиционные силовые блоки заменят группы стран, объединенные общностью культуры и цивилизации. В формирующейся мировой системе, по мнению аятоллы, рычаги мирового управления не должны быть сосредоточены в руках нескольких западных держав. Необходимо создать условия и возможности для гарантированного участия в управлении международными делами всех ее участников, и тогда, эта система будет глобальной и демократической. Это именно то, что требуется всем странам, терпящим прямой или косвенный ущерб от злоупотреблений со стороны нескольких государств.

В данных обстоятельствах, существование в том виде, в котором функционирует СБ ООН, является нелогичным, несправедливым и полностью недемократичным органом власти. С точки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 35 Leader's Speech on the Occasion of Imam Khomeini's 22nd Demise Anniversary. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://english-.khamenei. ir / news /1467/ Leader-s-Speech-on-the-Occasion-of-Imam-Khomeini-s-22nd-Demise (дата обращения: 04.06.2011).

36 Supreme Leader's Inaugural Speech at the 16th Non-Aligned Summit / / [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.leader.ir/-langs/en/index.php?p=contentShow&id=9708 (дата обращения: 30.08.2012).

57

зрения аятоллы Хаменеи, «это вопиющая форма диктаторства». Фактически, США подчинили своим интересам деятельность данного органа. Они защищают интересы Запада, прикрываясь «правами человека». Они вмешиваются во внутренние дела других стран под лозунгом «защиты демократии». С их точки зрения человечество разделено на первый, второй и третий класс граждан.

Для СБ ООН безопасность Америки и Европы рассматривается в качестве приоритета, тогда как безопасность остального мира расценивается как необязательная. «Добро» и «зло» трактуются односторонне и избирательно. Америка, со своими «союзниками», продвигают свои интересы, навязывая их другим народам мира под прикрытием соблюдения «международного права». При этом они отстаивают свое доминирование в мире, прикрываясь именем «международного сообщества».

Главный вывод, который делает аятолла Хаменеи по итогам своего выступления, сводится к необходимости кардинального реформирования СБ ООН, исходя из складывающейся новой обстановки в мире. И также предлагается всем заинтересованным странам, приступить к обсуждению данного вопроса.

Таким образом, подводя краткие итоги, можно утверждать, что принцип «эдалят» стал концептуальной составляющей всей внешнеполитической доктрины ИРИ, вписавшись в теорию «Исламского пробуждения». Являясь кораническим принципом, «эде-лят» позволил Ирану придать своей внешнеполитической доктрине сакральность Корана и провозгласить себя защитником всех угнетенных в их борьбе против угнетателей. В этом плане противопоставление «мостазафин» и «мостакбирин», стало основанием для внешнеполитической деятельности Ирана в регионе и мире в качестве главного критика США, ставшего олицетворением всего «надменного мира». Это позволило Ирану декларировать свою позицию идеологически возглавить борьбу против несправедливости современного мироустройства и выступить одним из инициаторов по формированию нового справедливого миропорядка. Все вышеизложенное позволяет утверждать о превращении ИРИ в одну из влиятельных стран региона и исламского мира, мнение которого вынуждены учитывать и признанные мировые лидеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.