Понятия «офшорная зона» и «особая экономическая зона»: финансово-правовые аспекты
Моньков Иван Андреевич,
аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Статья посвящена вопросам соотношения понятий «особая экономическая зона» и «офшорная зона». Проводится анализ определений данных понятий, содержащихся в специальной научной литературе, а также легальных определений, содержащихся в национальных и международных нормативных правовых актах. Автор определяет цели создания зон льготного налогообложения и выявляет ключевые признаки, отличающие особые экономические зоны и другие территории с особым режимом предпринимательской деятельности от оффшорных зон. Также автор приходит к выводу о наличии специального финансово-правового режима особых экономических зон в Российской Федерации.
Ключевые слова: особые экономические зоны, офшорные зоны, зоны льготного налогообложения, территории с особым режимом предпринимательской деятельности, деофшориза-ция, льготный режим налогообложения, финансово-правовой режим.
X 2 о
о см ю
О!
Существует множество подходов к определению понятия «особая экономическая зона» (далее по тексту - ОЭЗ), что обусловлено широким распространением и отсутствием единой общепринятой классификации. Прообразом особых экономических зон выступают свободные экономические зоны.
В соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года1, под свободной зоной (или свободной экономической зоной) понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пре-
2
делами национальной таможенной территории .
Г. М. Костюнина считает, что свободная экономическая зона представляет собой географически ограниченную территорию с благоприятным экономическим и правовым статусом для зарегистрированных национальных и зарубежных компаний, которые пользуются системой льгот и стимулов с учетом установленных критериев в отношении ведения определенных видов деятельности на тер-
3
ритории зоны .
Современные ОЭЗ отличаются стремлением к стимулированию производства и экспорта высокотехнологичной продукции, развитию НИОКР, завоеванию и удержанию ведущих позиций в передовых отраслях и технологиях.
По мнению Е. В. Безиковой, особая экономическая зона - это точно определенная территория государства, на которой в целях финансово-экономического развития страны (регионов) и повышения ее конкурентоспособности на мировой арене вводится в соответствии с российским законодательством особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности .
Приведенные определения, на наш взгляд, не содержат противоречий, отражают общую позицию научного сообщества и указывают на основные
1 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 32. - Ст. 4810.
2 Особые экономические зоны / С. В. Приходько, Н. П. Воловик; Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. - М. : ИЭПП, 2007. -268 с.
3 Костюнина Г. М. Свободные экономические зоны в мире и в России. - М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России, 2008. — 139 с.
4 Безикова Е. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. - 212 с.
отличительные признаки особых (свободных) экономических зон.
Однако стоит отметить, что «особая (свободная) экономическая зона» является общим, собирательным термином для целого ряда различных территорий с особым режимом предпринимательской деятельности.
Характерным признаком для подавляющего большинства таких территорий является установление особых (льготных) условий для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. В первую очередь это касается особого режима налогообложения, что является существенным стимулом для потенциальных инвесторов.
В связи с этим зачастую представители экономической и правовой наук отождествляют офшорные и особые экономические зоны с зонами льготного налогообложения1. При этом зона льготного налогообложения может представлять собой часть территории государства, имеющую более низкий по сравнению с общим по стране уровень налогообложения.
Также зона льготного налогообложения может действовать на всей территории государства. Данную налоговую модель используют небольшие страны, не имеющие достаточной инфраструктуры для обеспечения предпринимательской деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Как правило, предоставление особых условий налогообложения в таких юрисдикциях сочетается с упрощенной процедурой регистрации и минимальным раскрытием информации о финансовых операциях хозяйствующих субъектов.
Данные юрисдикции аккумулируют фонды денежных средств путем создания условий для оттока капитала из стран с более высоким уровнем экономического развития, условий для уклонения от уплаты налогов и сборов на территории этих стран, а также условий для легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Перечень таких зон периодически обнародуют Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был утвержден перечень офшорных зон2в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации3. На текущий момент (в редакции от 02.11.2017) перечень включает более 40 офшорных зон, в том числе группу небольших государств (в основном островных), а также специальный административный район Макао (Аомынь)
1 Налоговое право. Общая часть: Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И. И. Кучерова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 760 с.
2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 108н "Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налого-
обложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". - 2007. - № 50.
Подпункт 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Китайской Народной Республики и отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Подпункт 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ, а также Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н фактически содержат легальное определение понятия «офшорные зоны»: «государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций».
По нашему мнению, данное определение дает однозначное понимание того, какой признак является основополагающим при разграничении офшорных зон и иных зон льготного налогообложения. Таким признаком является отсутствие обязательств по раскрытию информации о финансовых операциях.
Особые экономические зоны под указанное определение не подпадают. На наш взгляд, их отличает в первую очередь цель создания. В отличие от офшорных особые экономические зоны создаются для активизации предпринимательской деятельности. В зоне такого типа льготные условия предоставляются хозяйствующим субъектам, которые осуществляют свою деятельность непосредственно в самой зоне и в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого зона была создана.
Также следует отметить, что публичные материалы ФАТФ, а также результаты проверок и годовые отчеты, представленные Федеральной службой по финансовому мониторингу, уполномоченным органом в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения, не содержат информации о реализации на территории Российской Федерации схем по легализации преступных доходов и финансированию терроризма с использованием особых экономических зон и других территорий с особым режимом предпринимательской деятельности.
По нашему мнению, особые экономические зоны следует противопоставлять офшорным зонам, ведь первые формируют условия для привлечения инвестиций и активизации предпринимательского капитала, что в конечном счете должно приводить к экономическому росту региона и государства в целом. Таким образом, особые экономические зоны могут выступать в роли инструмента для деофшоризации и репатриации капитала.
В Российской Федерации вопросы создания и функционирования особых экономических зон регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»4. Названный закон дает определение особой экономической зо-
4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30. - Ст. 3127.
5
-С
гп
о
а
Н
А У
т; А
ны, согласно которому ОЭЗ является частью территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
При этом законодатель определил целью создания ОЭЗ в России развитие отдельных отраслей экономики, к которым относятся обрабатывающие отрасли, высокотехнологичные отрасли, туризм, а также разработка технологий и производство новых видов продукции.
Следует отметить, что ОЭЗ в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации являются одним из основных нефинансовых институтов развития, предназначенных для реализации долгосрочных инвестиционных проектов1. На законодательном уровне определена система управления ОЭЗ, определен порядок финансирования за счет бюджетных средств, установлен режим налогообложения резидентов, а также закреплены особые условия в области осуществления государственного и муниципального финансового контроля на территории ОЭЗ.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что особые экономические зоны в Российской Федерации характеризуются особым финансово-правовым режимом, который позволяет провести границу между данными зонами и офшорными зонами.
Литература
1. Альба С. А. Сравнительный анализ подходов к понятиям особых экономических зон и офшорных зон// Сибирская финансовая школа. -№ 3 (116). - Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2016. С. 119-123.
2. Баронов В. И., Костюнина Г. М. Свободные экономические и офшорные зоны. — М.: ИНФРА-М., 2013. - 559 с.
3. Безикова Е. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. -212 с.
4. Голубкин И. В., Бухарова М. М., Данилов Л. В. и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2017. - М.: АКИТ, 2017. - 148 с.
5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. В 2 т. / под ред. Ю.Ф. Кваши. 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. -1326 с.
6. Костюнина Г. М. Свободные экономические зоны в мире и в России. - М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России, 2008. — 139 с.
7. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б. Особые эконо-х мические зоны. Теоретико-методологические ас-2 _
0» 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от о 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-2 экономического развития Российской Федерации на период до & 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федера-2 ции. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
пекты развития. Книга 1. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 351 с.
8. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Книга 2. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 287 с.
9. Налоговое право. Общая часть: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И. И. Кучерова. - М: Юрайт, 2014. - С. 760.
10. Приходько С. В., Воловик Н. П.. Особые экономические зоны / Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. - М.: ИЭПП, 2007. - 268 с.
The concepts of "offshore zone" and "special economic zone":
financial and legal aspects Monkov 1.А.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article is devoted to questions of the relationship between the concepts of "special economic zone" and "offshore zone". The analysis of the definitions of these concepts contained in the special scientific literature, as well as legal definitions contained in national and international regulatory legal acts. The author defines the goals of creating preferential taxation zones and identifies key features distinguishing special economic zones and other territories with a special business regime from offshore zones. The author also concludes that there is a special financial and legal regime for special economic zones in the Russian Federation. Key words: special economic zones, offshore zones, preferential taxation zones, territories with a special business regime, deoff-shorization, preferential tax treatment, financial and legal regime. References
1. Alba S. А. Comparative analysis of approaches to the concepts
of special economic zones and offshore zones // Siberian Financial School. - № 3 (116). - Novosibirsk: Siberian Academy of Finance and Banking, 2016. P. 119-123.
2. Baronov V.l., Kostyunina G.M. Free economic and offshore zones. - M .: INFRA-M., 2013. - 559 p.
3. Bezikova E. V. Special economic zones in the Russian Federa-
tion: financial and legal regulation: dis. ... Cand. legal sciences. M., 2014. - 212 p.
4. Golubkin I.V., Bukharova M.M., Danilov L.V., and others; Associ-
ation of clusters and technology parks. Business-navigator for special economic zones of Russia - 2017. - M .: AKIT, 2017. -148 p.
5. Comment to the Tax Code of the Russian Federation. In 2 t. / Ed.
Yu.F. Kvashi. 12th ed., Pererab. and add. - M .: Publishing house Yurayt, 2014. - 1326 p.
6. Kostyunina G. M. Free economic zones in the world and in Rus-
sia. - M .: MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Departments. MEO and WEC MGIMO (U) MFA of Russia, 2008. - 139 p.
7. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. Special economic zones. Theoreti-
cal and methodological aspects of development. Book 1. - M .: UNITY-DANA, 2017. - 351 p.
8. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. Special economic zones. Foreign
and domestic experience. Book 2. - M .: UNITY-DANA, 2017. -287 p.
9. Tax Law. General part: a textbook and a workshop for academic
bachelor / ed. I.I. Kucherov. - M: Yurayt, 2014. - p. 760.
10. Prikhodko S.V., Volovik N.P. Special Economic Zones / Consortium for Applied Economic Research. - M .: IET, 2007. - 268 p.