УДК 332.122:34
ПОНЯТИЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Е А. Колчеданцева, аспирант кафедры предпринимательского и коммерческого права
ЮУрГУ
Рассмотрено понятие особой экономической зоны. Автором проведен анализ международных нормативных правовых актов, актов иностранных государств и РФ, содержащих различные определения особой экономической зоны.
Ключевые слова: особая экономическая зона, преференциальный режим, частно-государственное партнерство.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об ОЭЗ РФ») особая экономическая зона РФ (далее - ОЭЗ) - определяемая Правительством РФ часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности1.
И на международном уровне, и на уровне законодательства иностранных государств закреплены похожие понятия ОЭЗ. Отличаются они лишь тем, что иностранное законодательство (в большинстве стран) называет такие зоны свободными, а не особыми2.
В РФ свободные экономические зоны были переименованы в ОЭЗ с момента вступления в силу ФЗ «Об ОЭЗ РФ». До этого ОЭЗ назывались свободными зонами (конец 1980-х гг.), зонами свободного предпринимательства, свободными экономическими зонами (1990-е гг.) и отличались от современных ОЭЗ, во-первых, направленностью на экспортное производство и на стимулирование внешнеэкономической деятельности, во-вторых, отсутствием делений на типы и, в-третьих, отсутствием закона, непосредственно регулирующего их положение. По мнению А. В. Гасумяновой, смешение различных понятий привело к проблемам функционирования ОЭЗ в силу одновременного действия нескольких режимов в рамках одной территории -внешнеэкономического и инвестиционного3.
Мы считаем, что понятие ОЭЗ нуждается в осмыслении. Для начала стоит выработать достойное доктринальное понятие ОЭЗ и потом внедрить его в действующее законодательство. В науке критикуется
понятие ОЭЗ по ФЗ «Об ОЭЗ РФ» и предлагаются различные его трактовки.
Представители экономической науки понимают под ОЭЗ сложноорганизованную комплексную экономическую систему4, институт инновационного развития экономики5. В поддержку позиции экономистов можно сказать, что действительно ОЭЗ представляет сложную экономическую систему, поскольку на ее территории происходит процесс создания и распределения материальных благ, действует особая система налогообложения и т.д.
Представители юридической науки делают акцент на особом режиме предпринимательской деятельности. Ю. Н. Горбунова под ОЭЗ понимает часть национальной территории, на которой создается система льготных режимов, нацеленных на привлечение иностранных инвестиций и формирование рынков факторов производства, товаров и услуг, функционирующих по международным регламентам хозяйствования6. Д. В. Арутюнов считает, что ОЭЗ - это часть территории РФ с точно определенной границей и специальным административноправовым режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные условия налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования, а также специальный порядок управления особой экономической зоной7.
По мнению А. В. Гасумяновой, под ОЭЗ понимается часть территории РФ с точно определенной границей и специальными нормативно-правовым, договорно-правовым, организационно-правовым и правоохранительным режимами предпринимательской деятельности, а также специальным порядком управления, который устанавливает более
Проблемы и вопросы гражданского права
благоприятные условия для предпринимательской деятельности в сфере налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования8.
В поддержку представителей юридической науки можно сказать, что необходимо больше внимания уделить особенностям режима предпринимательской деятельности, так как возможность получить от государства таможенные и налоговые привилегии является основной причиной привлекательности. Мы считаем, что при определении понятия ОЭЗ стоит уточнить, в чем конкретно выражается «особый режим предпринимательской деятельности». ФЗ «Об ОЭЗ РФ» не раскрывает эти особенности, однако они подробно прописаны в нормах НК РФ и ТК РФ, посвященных различного вида льготам. Особый режим предпринимательской деятельности, таким образом, выражается в предоставлении этих льгот. Так как эти льготы предоставляются лишь лицам, зарегистрированным в качестве резидентов ОЭЗ, то следует говорить о преференциальном режиме осуществления предпринимательской деятельности.
Преференция (от лат. ргеГегепйо -предпочтение) - льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющие им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств9.
Правовой режим, по мнению С. С. Алексеева, - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования10.
Преференциальный режим - порядок регулирования, при действии которого определенной группе лиц предоставляются налоговые и таможенные льготы и который позволяет им в течение определенного срока не нести часть налоговых и таможенных обязательств.
В свою очередь действие преференции-ального режима направлено на привлечение инвестиций, необходимых для функционирования экономики и осуществления деятельности, в которой заинтересована РФ: согласно ст. 3 ФЗ «Об ОЭЗ РФ» особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспор-
тной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Аналогичные нормы содержатся в законодательстве об ОЭЗ других стран. Так, согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортноориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.
В секции второй Акта Правительства Республики Филиппины «Об ОЭЗ» 1995 года, посвященной государственной политике в области ОЭЗ, указывается, что государство осознает важную роль частного сектора, поощряет его развитие и стимулирует инвестиционные вложения11.
В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г. № 2673-ХП «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования; активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью повышения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг; внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.
Многие ученые рассматривают ОЭЗ как особую форму осуществления частногосударственного партнерства (далее - ЧГП), под которой понимается любое сотрудничество государства и бизнеса. Особое внимание они уделяют проблеме привлечения инвестиций. В современной России существуют проблемы, решение которых невозможно без привлечения частных инвестиций на территорию РФ12.
В рамках ОЭЗ предоставляются возможности для реализации проектов ЧГП13. Эти возможности выражаются в предоставлении резидентам (коммерческим организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, заключившим соглашение с уполномоченным Правительством РФ органом) таможенных и
78
Вестник ЮУрГУ, № 18, 2010
Колчеданцева Е. А.
Понятие особой экономической зоны
налоговых преференций при согласии последних осуществлять определенную в ст. 4 ФЗ «Об ОЭЗ РФ» и выгодную для государства промышленно-производственную, техниковнедренческую, туристско-рекреационную и портовую деятельность.
В силу изложенного представляется, что особенностью ОЭЗ является осуществление на ее территории взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса. Таким образом, ОЭЗ можно определить как один или несколько участков с определяемой законом площадью, на которых действует преференциальный режим в целях осуществления взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса.
1 СЗ РФ. - 2005. - № 30 (ч. 2). - Ст. 3127.
2 См: Согласно Приложению F.1 «О свободных зонах» к Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», свободная зона - часть государственной территории, в которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю // URL: http:// www.rosez.ru/law/law_kioto.html. Под особыми экономическими зонами в Республике Филлипины понимаются выбранные высокоразвитые или потенциально способные стать таковыми территории с агропромышленными, туристско-рекреационными, коммерческими, банковскими, инвестиционными и финансовыми центрами // Republic Act of Congress of the Philippines № 7916 21.02.2005 «An Act providing the legal framework and mechanisms for the creation, operation, administration, and coordination of special economic zones in the Philippines, creating for this purpose, the Philippine economic zone authority and for other purposes» // URL:
http://www.peza.gov.ph/index.php?option=com_content&vi ew=article&id= 97&Itemid=55. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-3 «О свободных экономических зонах» под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности // URL: http://www.pravo.by/webnpa/textasp? start=l &RN= HI 9800213.
3 Гасумянова А. В. Правовой режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ РФ: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 6.
4 Егоров А. И. Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития: автореферат дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008. С. 5.
5 Клим И. В. ОЭЗ в инновационном развитии мировой и российской экономики: автореферат дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 6.
6 Горбунова Ю. Н. Особые экономические зоны: мировой опыт и практика РФ: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. С. 8.
7 Арутюнов Д. В. Административно-правовое регулирование режима предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 3.
8 Гасумянова А. В. Указ. соч.
9 Райзберг Б. А., Лозовский JI, Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь // URL: http ://slovar i .yandex. ru/dict/economic.
10 Алексеев С. С. Теория права. М., 1995. С. 243.
11 URL: http://www.peza.gov.ph/index.php?opt:ion=com_ content& v iew=artic le&id=97&Itemid=5 5.
12 Чонка А. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса // Бюджет. - 2009. - Июль. -С. 56.
13 Богомольный Е. И. Законодательство и практика управления публичной недвижимостью в России // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. -2008.-№ 1 (34).-С. 27.
Статья поступила в редакцию 15 марта 2010 г.