СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
УДК-34 Минвалеева Е.С. студентка 2 курса 2/17 МП, СКФ «РГУП»,
г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: А. В. Дашин
канд. юридич. наук, профессор СКФ «РГУП»,
г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РФ
Аннотация
В статье автором рассматриваются принципы организации и функционирования особых экономических зон РФ
Ключевые слова:
зона, режим, экономика, территория, внешнеэкономическая деятельность, свободная экономическая зона, механизм правового регулирования
The article discusses the principles of organization and functioning of special economic zones of the Russian Federation
Keywords:
zone, regime, economy, territory, foreign economic activity, free economic zone, mechanism of legal regulation
Особые экономические зоны создаются на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности и имеют свои принципы создания. Перечислим принципы создания особых экономических зон.
Основным принципом, в связи с которым создается особая экономическая зона, является факт того, что данное территориальное образование находится в переделах государственной границы Российской Федерации. Этот принцип отражен как в определениях исследователей, так и в части 3 статьи 4 Конституции РФ.
Особая экономическая зона является частью территории страны, эта хозяйственная единица считается территорией, находящейся в свободной таможенной зоне, то есть таможенные и другие платежи, уплаченные за таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров, не собираются.
Второй принцип создания особых экономических зон - это единое экономическое пространство в соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов1. Особая экономическая зона в то же время является частью внутреннего рынка и в то же время связана с внешним рынком, то есть отвечает требованиям «двойного» статуса. Третий принцип - это интерес нашей страны к реализации крупных инвестиционных проектов.
Налоги и тарифные преференции предоставляются для привлечения инвестиций и сокращения времени окупаемости проектов. Четвертым принципом является масштабная реализация инвестиционных проектов. Крупномасштабный проект определяется на основе конкурса, основанного на критериях, установленных действующим законодательством РФ.
В настоящее время государство использует различные механизмы для привлечения инвестиций и «оживления» экономики. Одним основных механизмов по оздоровлению экономической составляющей
1 Ахметшина Л.Г. Принципы и тенденции формирования особых экономических зон в регионе // Российское предпринимательство. - 2011. - Том 12. - № 8. - С. 150
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
государства является создание особых экономических зон (ОЭЗ), которые основаны на использовании потенциала региона. В данном случае, речь идет прежде всего о географическом положении региона, а также об особенностях развития, инфраструктуры и человеческих ресурсов. Подобные территории необходимы для полного и всестороннего раскрытия потенциала резидентов ОЭЗ для различных видов предпринимательской деятельности. Чтобы глубже проникнуть в природу этого учреждения, необходимо определить ключевые особенности ОЭЗ2.
Юридическая и экономическая литература не создавала единой концепции ОЭЗ. Большинство научных определений каким-то образом усложняют определение, закрепленное в законе.
Законодатель непосредственно называет и основные, и официальные признаки ОЭЗ. Основными особенностями ОЭЗ являются территория и особый режим ведения бизнеса. Однако эти характеристики эквивалентны и не противоречат друг другу, являются двумя сторонами одной и той же монеты, взаимосвязаны и находятся в единстве. Авторы3 предпочитают территорию по сравнению с режимом и наоборот, искажают сущность этого явления.
Законодатель, определяющий ОЭЗ как часть территории РФ, основан на изоляции ОЭЗ, но не на ее изоляции от остальной территории РФ. «Часть» всегда принадлежит к «целому», они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Однако в условиях существования широкого круга территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности территориальная целостность РФ находится под угрозой, особенно когда проблема распределения административно-территориальных единиц с исключительным статусом приобретает эффект накопления. В данной ситуации появление такого «оазиса» деловой активности на территории страны может в конечном итоге привести к нарушению принципа единства экономической зоны, закрепленного в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Тем не менее, существующий на сегодняшний день мировой опыт взаимодействия с институтом ОЭЗ непосредственно указывает на его практическую эффективность. Инвестиционная привлекательность, передача технологий, рост экспорта, «восстановление» экономики и ее пространственное развитие - именно те цели, которые необходимо достичь посредством ОЭЗ. Несогласие с Конституцией возникает только тогда, когда использование ОЭЗ изменяется от «исключения» к «правилу». Вместо взаимосвязанных точек роста мы получаем изолированную территорию4.
Нет сомнения, что территория ОЭЗ расположена на территории государства, то есть является частью территории в пределах национальных границ. Вывод о том, что ОЭЗ следует понимать только как объект управления, по нашему мнению, неверен. Территория ОЭЗ - это часть территории государства, в которой расширяется его суверенитет, и предмет разбирательства.
По словам Э.А. Серебряковой, возможность применения процедуры свободной зоны на территорию ОЭЗ противоречит статье 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается устанавливать таможенные тарифы, таможенные пошлины и другие препятствия на пути свободного перемещения товаров на территории РФ. Внедрение режима свободной зоны в ОЭЗ привело к созданию «таможенных» границ вокруг ОЭЗ, то есть внутри государства.
Несмотря на то, что ОЭЗ является своего рода «оазисом» внутри страны, льгботный режим не создает препятствий для свободного перемещения товаров. Использование таможенного режима свободной зоны не направлено на ухудшение положения резидентов ОЭЗ, а, наоборот, налагает их на таможенные льготы, которые должны способствовать развитию экономики в целом. Институт ОЭЗ исключителен, то есть неприемлемо создать большое количество территорий со специальным режимом ведения бизнеса на территории РФ.
2 Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 6;
3 Свинцова К.С. Административно-правовой режим особых экономических зон: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Воронеж. 2010. С. 23
4 Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 31.
52
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Особый режим ведения бизнеса часто упоминается как преобладающий признак ОЭЗ в науке. Однако нет единства в понимании содержания этого режима.
Например, А.В. Гасумянова в рамках специального режима ведения хозяйственной деятельности в ОЭЗ понимает сумму нормативных, организационных, правовых и договорных правовых режимов 5.
К.С. Свинцова, исследуя административно-правовой режим ОЭЗ, выделяет набор правовых инструментов и методов, которые обеспечивают особый режим для осуществления предпринимательской деятельности6.
Е.Е. Серебрякова в определенной форме ведения бизнеса понимает ряд привилегий и льгот (налогов, привычек), заранее изложенных в нормативных актах, а также ограничения 7.
Анализ приведенных выше определений позволяет определить конкретный способ ведения бизнеса как набор привилегий и преференций, предоставленных государством резидентам ОЭЗ.
Существование территорий со специальным режимом ведения бизнеса предполагает назначение других обозначений ОЭЗ, которые не отражены в определении.
Определяя ОЭЗ как развитый порто-франко, можно определить качественную разницу этих явлений. «Порто-Франко» - это способ свободной торговли, ОЭЗ создана для осуществления той или иной предпринимательской деятельности. Фактически, ОЭЗ является «платформой» для реализации конкретных видов бизнеса. В этой связи законодатель излагает цели создания и функционирования ОЭЗ через границу «бизнес-сектора», которая является основой для ввода ОЭЗ.
Создание на территории государства обособленной территории, требует от государства другой стратегии управления этой территорией. Китайское «экономическое чудо» стало возможным благодаря тому, что коммунистический Китай позволил «невидимым рукам рынка» действовать в ОЭЗ. По справедливому замечанию Го Шухуна, "зона, являющаяся местной социально-экономической системой, должна также иметь локальную, относительно раздельную систему управления, то есть находиться вне юрисдикции соответствующих министерств и центральных властей...". ОЭЗ в Китае - это инструмент для выборочного сокращения масштабов правительственных вмешательств в экономических процессах "8.
Некоторые ученые идентифицируют характер определения статуса ОЭЗ РФ. Мы считаем, что это формальная, а не фундаментальная функция. Например, предпринимательская деятельность имеет ряд основных особенностей, но ее реализация невозможна без государственной регистрации (формальное указание). Правительство РФ решает создать особую экономическую зону на той или иной территории, которая предполагает наличие государственного и политического аспекта.
Таким образом, эти особые экономические зоны включают в себя следующие основные функции: территорию, конкретный способ ведения бизнеса, цель ОЭЗ и особая система управления. Наряду с ними есть официальное обозначение: ОЭЗ начинает функционировать с момента принятия указа о создании ОЭЗ правительством РФ на той или иной территории. Идентификация вышеупомянутых особенностей позволяет говорить об исключительности ОЭЗ как об «оживлении» и пространственном развитии экономики. С другой стороны, эта исключительность подразумевает создание ограниченного числа специальных типов территории, чтобы избежать угрозы территориальной целостности РФ и снижения эффективности функционирования этого учреждения.
Список использованной литературы: 1. Ахметшина Л.Г. Принципы и тенденции формирования особых экономических зон в регионе // Российское предпринимательство. - 2011. - Том 12. - № 8. - С. 150
5 Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2012. С. 8.
6 Свинцова К.С. Административно-правовой режим особых экономических зон: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Воронеж, 2010. С. 23.
7 Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2013. С. 186.
8 Го Шухун. Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики: на примере КНР: Дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2010. С. 143.
53
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
2. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 31.
3. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2012. С. 8.
4. Го Шухун. Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики: на примере КНР: Дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2010. С. 143.
5. Свинцова К.С. Административно-правовой режим особых экономических зон: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2010. С. 7
6. Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2013. С. 186.
© Минвалеева Е С. 2019
УДК 343
Ткачев Д.А.
Студент 1 курса юридического факультета ФГБОУ ВО ОГУ
г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected] Цибарт Е.Э., доцент ФГБОУ ВО ОГУ г. Оренбург, РФ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СТАТИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
Произведен сравнительный анализ изменений количества коррупционных преступлений в России за период 2016-2018 годы. Дана оценка деятельности правоохранительных органов с помощью статистических данных, связанных с выявлением преступлений коррупционной направленности.
Ключевые слова Преступления коррупционной направленности, коррупция, взятка.
На сегодняшний день коррупция представляет собой угрозу для безопасности нашей страны, так как сильно препятствует проведению социальных преобразований, затрудняет деятельность общественных механизмов, что отрицательно сказывается на национальной экономике и вызывает недоверие к государственным институтам.
Противодействие коррупции это общегосударственная задача и ее решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, в первую очередь на правоохранительные органы.
В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» дается так определение коррупции - «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица». В свою очередь, сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России осуществляется комплекс мероприятий, которые направлены как на предупреждение, так и на выявление и пресечение преступлений, имеющих коррупционную направленность. [1, ст. 1]