Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И «СПОСОБНОСТИ»'

ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И «СПОСОБНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / талант / гениальность / творческий подход.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов Олимжон Самадович, Нурматиллоев Нурсаидбек Кувондик Угли

в настоящей статье раскрываются понятия «одаренность» и способности широко употребляемые слова, определяющие «особенность» некоторых детей. Наряду с определениями из словарей, трактуются и анализируется цитаты знаменитых философов и ученых. В работе раскрыты понятия специальных, а именно, математических, способностей учащихся. Проведен общий анализ понятий, определяемых разными учеными по-разному, и сделаны общие выводы. Произведены сравнения признаков способностей, определяющих успешность какой-либо деятельности, реализующих психические функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И «СПОСОБНОСТИ»»

ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И «СПОСОБНОСТИ» Ахмедов О.С.1, Нурматиллоев Н.К.2

1 Ахмедов Олимжон Самадович - преподаватель;

2Нурматиллоев Нурсаидбек Кувондикугли - студент, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящей статье раскрываются понятия «одаренность» и способности - широко употребляемые слова, определяющие «особенность» некоторых детей. Наряду с определениями из словарей, трактуются и анализируется цитаты знаменитых философов и ученых. В работе раскрыты понятия специальных, а именно, математических, способностей учащихся. Проведен общий анализ понятий, определяемых разными учеными по-разному, и сделаны общие выводы. Произведены сравнения признаков способностей, определяющих успешность какой-либо деятельности, реализующих психические функции.

Ключевые слова: одаренность, талант, гениальность, творческий подход.

УДК 37.02

Одаренность

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды посвящены рассмотрению понятия одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. Чтобы разобраться в том, что такое «одаренность» и каких детей называют одарёнными, рассмотрим различные трактовки данного понятия.

Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

«Одаренный ...человек, которому не надо учиться: он и так проложит себе дорогу ...», Э. Кант.

В толковом словаре «одарённый» определяется как «талантливый». Талантливый - человек с выдающимися природными способностями. Одаренность означает способность к той или иной деятельности, способность к быстрому овладению умением выполнять эту деятельность и вносить в нее элементы творчества. Одаренность может быть в области музыки живописи, скульптуры, физики, математики, литературы.

Сравнивая приведенные выше определения одаренности, заметим, что основными признаками одаренности служит наличие у человека выдающихся (высокого уровня) способностей; а также развитый интеллект, опережающее развитие познания, психологическое развитие, повышенный уровень умственного развития, творческий подход, возможность достижения высоких результатов в различных видах деятельности.

При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность. Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии способность ...

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности...

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Действительно, большинство приведенных выше определений понятия одаренность трактуется с использованием слова «способности». Таким образом, понятие способности, на наш взгляд, требует более подробного рассмотрения.

Способности

Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся

субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Высокий уровень развития способности выражается понятиями таланта и гениальности.

Способность - это такая деятельность, которая ориентирована на то существенное, что лежит в основе большого числа частных явлений. В силу этого тот, кто овладел такого рода деятельностью, в дальнейшем без всякого обучения успешно справляется с любым частным явлением данного класса.

В рамках нашей работы целесообразно обратиться к раскрытию понятия специальных, а, именно, математических способностей.

Математические способности

Специальные способности (математические) - это индивидуально психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики.

Для раскрытия сущности математических способностей выделяют две группы свойств:

1) общие свойства личности;

2) свойства «математического ума».

По данным исследований, к первой относятся такие качества математических способностей как целеустремленность, увлеченность математикой, «своеобразную любовь к математическим символам». Ко второй - своеобразная любовь к обобщению, способность «видеть общее в разных явлениях», «устанавливать связь разнородных явлений», «умение видеть главное, сущность вопроса», «способность прийти от частного к общему». Логичность мышления, умение выводить логические следствия, точность, сжатость, четкость мышления, свойственная математикам, «потребность искать наиболее изящное решение», богатая фантазия, «способность мыслить, опуская многие звенья рассуждений», «характерная для школьного возраста склонность производить формальные операции по определенным правилам».

Как же определить у ребенка наличие математических способностей? С целью выявления признаков математических способностей в середине XX века был проведен опрос учителей-математиков нескольких школ. В опросе участвовало 100 человек. (В скобках указан процент учителей, выделяющих данный признак).

1. Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя (95 %);

2. Логичность, самостоятельность мышления (82 %);

3. Находчивость и сообразительность при изучении математики (67 %);

4. Быстрое и прочное запоминание материала (50 %);

5. Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала (50%);

6. Пониженная утомляемость при занятиях математикой (3 %);

7.Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли (1,5%).

К признакам математических способностей относятся:

а) «сильная память» (математическая);

б) «остроумие»; т.е. умение находить в известном факте, подобное с данным, умение находить «сходное» в совершенно разнородных предметах;

в) быстрота мысли.

Отмечается следующие признаки:

а) систематичность и последовательность мышления;

б) отчетливость мышления;

в) способность к обобщениям;

г) сообразительность;

д) способность к установлению связи между приобретенными математическими знаниями и явлениями жизни;

е) память на числа.

Сравнивая различные взгляды на математические способности, мы подчеркиваем, что главными признаками математических способностей являются: способность к обобщению; логичность и сформулированность мышления; гибкость и глубина, систематичность, рациональность и аргументированность рассуждений; «сильная» память.

Общий анализ приведенных определений показывает:

1. Понятия «одаренность», «способности» определяются разными учеными по-разному;

2. Понятия «одаренность», «способности», «задатки» тесно связаны между собой и часто определяются одно через другое;

3. В предлагаемых различными исследователями определениях основных понятий одаренности и способностей можно выделить ряд общих существенных признаков: как правило, это - высокий уровень умственного развития (интеллекта), определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности;

4. Определение общей одаренности содержит те же признаки, что и определение общих способностей высокого уровня развития;

5. Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей.

Поэтому в работе для целей разработки варианта методики обучения математике учащихся общеобразовательной школы, ориентированного на развитие одаренных (способных) детей можно рассматривать понятия «одаренность ребенка» и «ребенок, обладающий высокими способностями» как синонимичные.

Выводы

На основе изложенного материала мы выделяем основные черты, присущие одаренным детям, т.е. детям с высокими способностями в математике:

1. Познавательная потребность:

а) активность - ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию;

б) потребность в самом процессе умственной деятельности;

в) удовольствие от умственного напряжения.

2. Интеллект. Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям:

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям;

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

3. Креативность:

а) особый склад ума;

б) установка на творческое выполнение задания;

в) развитость творческого мышления и воображения.

Для определения математических способностей преподавателю будут полезны методы, изложенные в статьях [1], [6], [8], а также предъявляемые требования [2-7]. Здесь можно отметить ряд исследований, посвященных преподаванию математики [8-20], которые требуют от учащихся большой работы над собой, в результате которых, были замечены положительные сдвиги в освоении математики.

В заключение можно сказать, что, привлекая талантливых студентов в исследовательские кружки кафедры, можно развить их навыки написания научных тезисов, статей, аннотаций, анализа литературы, применения своих бакалаврских знаний к проблемам современной математики [8-20], что подтверждается опубликованными ими научными статьями.

Список литературы

1. Akhmedov O.S. Implementing «Venn diagram method» in mathematics lessons // Наука, техника и образование. 8:72 (2020). С. 40-43.

2. Ахмедов О.С. Основные требования к языку учителя математики // Наука, техника и образование. 2:77-2 (2021). С. 74-75.

3. Ахмедов О.С. Профессия - учитель математики // Scientific progress. 2:1 (2021). Р.277-284.

4. Ахмедов О.С. Необходимость изучения математики и польза этого изучения // Scientific progress. 2:2 (2021). Р. 538-544.

5. Ахмедов О.С. Актуальные задачи в предметной подготовке учителя математики // Scientific progress. 2:4 (2021). Р. 516-522.

6. Ахмедов О.С. Преимущества историко-генетического метода при обучении математики // Scientific progress. 2:4 (2021), Р. 523-530.

7. Ахмедов О.С. Определение предмета и места математики в системе наук // Scientific progress. 2:4 (2021). Р. 531-537.

8. Ахмедов О.С. Метод «Диаграммы Венна» на уроках математики // Наука, техника и образование. 8:72 (2020). С. 40-43.

9. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 16:94-2 (2020). Р. 25-28.

10.Хайитова Х.Г. О числе собственных значений модели Фридрихса с двухмерным возмущением // Наука, техника и образование. 8:72 (2020). С. 5-8.

11. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). Рp. 68-71.

12.Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). Рp. 65-68.

13. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.

14. Бобоева М.Н. Обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел» кластерным методом // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 23-26.

15.Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17-2 (2020). С. 83-86.

16.Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 40-43.

17. Умиркулова Г.Х. Использование MathCad при обучении теме «Квадратичные функции» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 93-95.

18.Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). Рp. 65-68.

19.Марданова Ф.Я. Нестандартные методы обучения высшей математике.Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 19-22.19.

20. Тошева Н.А. Использование метода мозгового штурма на уроке комплексного анализа и его преимущества // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 31-34

21. Хайитова Х.Г. Преимущества использования метода анализа при изучении темы «Непрерывные функции» по предмету «Математический анализ» // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 35-38.

22. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

23. Тошева Н.А. Технология обучения теме метрического пространства методом «Инсерт» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). C. 43-44.

24. Тошева Н.А. Использование метода мозгового штурма на уроке комплексного анализа и его преимущества // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.