Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЦИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ТОРГОВЛЯ / СДЕЛКА / КОММЕРСАНТ / COMMERCE / REPRESENTATION / TRADE / TRANSACTION / BUSINESS MAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харин Василий Иванович

В статье рассмотрены понятия и характерные признаки коммерческого представительства, выработанные в доктрине, а также сформированы авторские признаки коммерческого представительства. Представлены пути развития и совершенствования института коммерческого представительства для действующего российского законодательства. Сделан акцент на представительство в сфере корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS AND FEATURES OF COMMERCIAL OFFICE IN THE SPHERE OF CORPORATE GOVERNANCE

The article discusses the concepts and characteristics of commercial representation, developed in the doctrine, and also forms the author's characteristics of commercial representation. The ways of development and improvement of the institution of commercial representation for the current Russian legislation are presented. Emphasis is placed on representation in the field of corporate governance.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 347.413

Харин Василий Иванович

Всероссийского государственного университета

юстиции

(РПА Минюста России)

Институт магистратуры и подготовки кадров

высшей квалификации

Россия, Москва

vasiliy kharin@list.ru Kharin Vasiliy Ivanovich

The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) The Institute of Graduate and Postgraduate education

Russia, Moscow

ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Аннотация: в статье рассмотрены понятия и характерные признаки коммерческого представительства, выработанные в доктрине, а также сформированы авторские признаки коммерческого представительства. Представлены пути развития и совершенствования института коммерческого представительства для действующего российского законодательства. Сделан акцент на представительство в сфере корпоративного управления. Ключевые слова: коммерция, представительство, торговля, сделка, коммерсант.

CONCEPTS AND FEATURES OF COMMERCIAL OFFICE IN THE SPHERE OF CORPORATE GOVERNANCE The summary: the article discusses the concepts and characteristics of commercial representation, developed in the doctrine, and also forms the author's characteristics of

commercial representation. The ways of development and improvement of the institution of commercial representation for the current Russian legislation are presented. Emphasis is placed on representation in the field of corporate governance. Keywords: commerce, representation, trade, transaction, business man.

Появление и развитие конструкции коммерческого представительства всецело связано с эволюцией двух конгруэнтных правовых явлений -предпринимательство и представительство. Внедрение в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (далее - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ) правовой конструкции коммерческого представительства стало естественным отражением возрастания роли экономических отношений в России - возрастание роли и доли предпринимательских отношений, повышение роли договорных оснований представительства, постоянное увеличения разнообразия и усложнения юридических фактов (составов) в экономическом обороте, снятие ограничений в отношении объема представительских действий и способов наделения представителя полномочиями и другое.

Обозначенная выше мысль детерминирует актуальность изучения правовой конструкции коммерческого представительства и его отдельных вопросов. Ключевым для теории и практики и одновременно актуальным в настоящее время в этом спектре вопросов является рассмотрение категориально-понятийного аппарата, содержание понятия и формирование определения коммерческого представительства, а также выделение существенных признаков.

Действующее гражданское законодательство не содержит понятия коммерческого представительства, а вводит всего одну статью, посвященную выделение характерных признаков. Некоторые авторы, такие как А.В. Гришин, А.Г. Карапетов и другие [8, с. 15-19; 18, с. 236], отмечают, что именно в п. 1 ст. 184 ГК РФ и содержится определение понятия «коммерческое представительство» (через коммерческого представителя по принципу «idem per idem»). Глубоко уважая точку зрения данных исследователей, автор считает, что в данном случае невозможно говорить о том, что в законодательстве содержится

определение понятия исследуемой автором категории. В действительности же можно утверждать только о том, что ст. 184 ГК РФ регулирует отдельные вопросы, суммарное рассмотрение которых может привести к выделению необходимых признаков, которые будут заложены в сущность коммерческого представительства, но никак не об определении понятия «коммерческое представительство».

Отсутствие легального определения не исключает наличие доктринальных разработок. Проанализировав научную литературу, автор пришел к выводу о том, что незначительное количество исследователей в рамках диссертационных исследований пытались сформулировать определение понятия «коммерческое представительство», остальные же авторы в отдельных научных статьях формулировали характерные признаки коммерческого представительства. Рассмотрим их подробнее.

1. Первая группа авторов рассматривает коммерческое представительство как торговое представительство. Например, С.В. Мельник в своем исследовании выделяет авторское определение, характеризуя коммерческое представительство как профессиональное коммерческое (торговое) представительство [22, с. 41]. Аналогичного мнения придерживается К.М. Беликова, выделяя коммерческое представительство как профессиональное коммерческое (торговое) представительство [3, с. 68].

2. Вторая группа авторов склоны утверждать, что коммерческое представительство является правоотношением. Интересным представляется авторское определение коммерческого представительства М.Ю. Дороженко, которая считает, что это единое трехстороннее правоотношение [12, с. 32]. Например, Ю.Б. Носкова считает, что коммерческое представительство - это гражданское организационное правоотношение [24, с. 48-49]. Другой исследователь А.П. Згонников под коммерческим представительство понимает представительское правоотношение [17, с. 10]. Схожее определение дает Л.В. Санникова, определяя коммерческое представительство как представительское правоотношение [28, с. 56].

3. Третья группа авторов считают, что коммерческое представительство является договором. Например, Е.В. Бабкина под коммерческим представительством понимает двусторонний, консенсуальный, возмездный, торговый договор [2, с. 3]. Но формулируя конкретного определения, но указывая на то, что коммерческое представительство является договором, высказывается доктор юридических наук Е.Я. Токар [30, с. 79].

Авторы учебника «Гражданское право» Ю.К. Толстой и А.П. Сергеев указывают, что если стороной договора становится лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательства, то возникает так называемое коммерческое представительство [31, с. 232], тем самым подчеркивают тот факт, что коммерческое представительство является договором.

4. Отдельные авторы склоны рассматривать коммерческое представительство в соотношении с понятием «коммерческое посредничество». К этой группе можно отнести В.А. Васильеву [4, с. 34], А.П. Дядюк и С.А. Спиридонов [13, с. 53; 29, с. 47]. Характеризуя соотношение понятий «коммерческое посредничество» и «коммерческое представительство», Е.В. Потудинская отмечает отсутствие единого научного подхода к толкованию данных понятий и их соотношения между собой. Е.В. Потудинская высказывает мнение, что коммерческое посредничество является комплексным правовым институтом, сочетающим в себе черты и посредничества, и представительства [26, с. 113-118]. Б.И. Пугинский указывает на односторонний характер связи, существующей между посредничеством и представительством, которая проявляется в том, что, как правило, в посредничестве содержатся элементы представительства, в то время как представительство обычно не связано с посредничеством [27, с. 211].

5. Некоторые авторы, такие как И.В. Петров рассматривают коммерческое представительство как соглашение, определяя его следующим образом: коммерческое представительство - это соглашении, в соответствии с которым

лицо, именуемое коммерческим представителем, постоянно и самостоятельно представительствует от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности [25, с. 520]. Схожей позиции придерживается С.А. Кузнецов [19, с. 24].

6. Отдельные авторы, например такие как А.Н. Гуев, полагают, что коммерческое представительство следует рассматривать как услуги по представительству между предпринимателями при заключении договоров в сфере предпринимательской деятельности за обусловленное сторонами вознаграждение [11, с. 240-241].

7. Последняя группа автора рассматривает коммерческое представительство как деятельность коммерческого представителя. Например, С.М. Гришин предлагает следующее определение: «коммерческим представителем является лицо, которое в силу полномочий, основанных на договоре, совершает за вознаграждение юридические действия в интересах коммерсанта в сфере и процессе его предпринимательской деятельности» [9, с. 18]. Или, к примеру, Б.Д. Завидов не выделяет никакого определения, однако детально анализируя нормы о коммерческом представительстве, отмечает тот факт, что необходимо выделение всех признаком коммерческого представителя [15, с. 23; 16, с. 23].

Ряд исследователей данного вопроса не спешат формулировать определения понятия «коммерческое представительство», поскольку правовая природа данной конструкции является дискуссионной, ограничиваясь выделение существенных признаков.

Например, С.М. Гришин выделяет в качестве существенных следующие признаки коммерческого представительства [10, с. 28-30]: (1) особый статус представляемого и представителя (предприниматель); (2) совершение представителем юридических действий в виде договоров (торговых сделок); (3) возмездность; (4) особый характер и объем полномочий представляемого и представителя; (5) договорное основание возникновения коммерческого представительства; (6) объем прав и обязанностей представляемого и

представителя. Аналогичные признаки выделаются и другими авторами, например А.А. Кузьмишин [21, с. 27], С.А. Кузнецов [20, с. 136], Е.В. Федчук [32, с. 75-80].

В научной литературе встречаются также и уникальные признаки, отличные от общеупотребительных, к числу которых относятся следующие:

(1) Ю.В. Волкова - самостоятельность действий представителя; постоянство коммерческого представительства [5, с. 34-36]; (2) О.В. Гриднева, Д.А. Шаповалов - наличие профессиональных качеств представителя [7, с. 1719]; (3) М.А. Егорова - заботливость представителя при совершении сделок; тайна совершенных представителем торговых операций; особые способы обеспечения исполнение обязательств; нефудициарный характер отношений [14, с. 438]; (4) Ю.С. Харитонова - наличие функции управления у представителя [33, с. 259]; (5) Т.Ю. Григорьев - самозанятость, самостоятельность, автономность [6, с. 83]; (6) Ю.Б. Носкова - специфический субъектный состав, поскольку стороны характеризуются как лица, обладающие профессиональными навыками и знаниями, и как лица, чья компетентность не превосходит деловую и профессиональную компетентность представляемого, но чьи услуги и помощь оказываются для него, тем не менее, необходимыми, так как он по своему желанию и для своего же удобства и выгоды отстраняется от ведения дел и от контроля за ними и, в частности, от необходимости самостоятельно организовывать сбыт и предложение на рынке своей продукции (услуг, работ); самостоятельные действия представителя от имени представляемого в сделках; возмездность; обеспечение гарантий его участникам посредством установления мер защиты (право удержание вещи, односторонний отказ только при уведомлении, право отступать от указаний доверителя с соблюдением его интересов, не испрашивая на то предварительного согласия доверителя); обязанность исполнять поручения с заботливостью обычного предпринимателя, добросовестность; коммерческая тайна совершаемых сделок) [23, с. 72].

Проанализировав разнообразные точки зрения по данному вопросу, автор приходит к выводу о том, что отсутствие понимания правовой природы

коммерческого представительства оказывает серьезное влияние на формирование единых подходов к понятию рассматриваемой правовой конструкции. Выделение отдельных определений имеет важное научное значение, однако они не всегда с точностью могут быть восприняты научным сообществом. По мнению автора, выделение конкретного определения будет возможно только после глубоко и комплексного изучения конструкции коммерческого представительства. Однако на данном этапе представляется возможным выделить существенные признаки коммерческого представительства, к числу которых автор относит следующие:

1) относительно субъектного состава коммерческого представительства:

в качестве представителя и представляемого выступают предприниматели; самостоятельность и постоянство действий представителя; наличие профессиональных качеств представителя; наличие необходимого статуса (наличие лицензии) представителя;

2) относительно содержания коммерческого представительства: совершение представителем юридических действий (заключение

договоров - торговых сделок), а также иных организационных действий, направленных на обеспечение совершения таких юридических действий, и в том числе фактических действий;

возмездный характер действий представителя;

обязательное договорное основание возникновения коммерческого представительства;

заботливость и добросовестность представителя при совершении сделок; тайна совершенных представителем торговых операций; расширенный объем прав и обязанностей представляемого и представителя;

наличие обеспечительных (защитных) мер для представителя и представляемого;

особенности содержания коммерческого представительства в отдельных сферах могут устанавливаться законом или иными правовыми актами.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закона от 30.11.1994 № 51-ФЗ // РГ. - 1994. - 8 декабря.

2. Бабкина, Е.В. Правовая природа договора коммерческого представительства // Белорусский журнал международного права и международных отношений - 2000. - № 2.

3. Беликова, К.М. Торговое представительство и посредничество в праве Европейского союза: сходные черты и различия в нормах о представительстве и посредничестве в странах с разносистемными правопорядками // Законодательство. - 2012. - № 4-5.

4. Васильева В.А. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений, связанных с предоставлением посреднических услуг : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Валентина Александровна Васильева. - Киев, 2003. - 152 с.

5. Волкова Ю.В. Коммерческое представительство в предпринимательской деятельности // Полиматис. - 2017. - № 7.

6. Григорьев Т.Ю. Трансграничные дистрибьюторское соглашение и договор торгового представительства в российском и зарубежном праве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Тимур Юрьевич Григорьев. - Москва, 2018. - 246 с.

7. Гриднева О.В., Шаповалов Д.А. Профессиональное коммерческое представительство // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. -№ 6.

8. Гришин А.В. Коммерческое представительство в предпринимательской деятельности и его правовая защита: гражданско-правовой и уголовно-правовой аспекты : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Андрей Владимирович Гришин. -М., 2001. С. 15-18.

9. Гришин С.М. Коммерческое представительство и посредничество в правопорядках Российской Федерации и стран континентальной Европы : дис.

... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Сергей Михайлович Гришин. - Москва, 2011. -

10. Гришин С.М. Понятие и основания возникновения коммерческого представительства // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2009. - № 4.

11. Гуев А.Н. Гражданское право : учебник / А.Н. Гуев. - М. : Экзамен, 2006. - 480 с.

12. Дороженко М.Ю. Гражданско-правовое регулирование представительства: проблемы теории и законодательства : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Маргарита Юрьевна Дорожнко. - М., 2007. - 197 с.

13. Дядюк А.Л. Правовое регулирование коммерческого посредничества (агентских отношений в сфере хозяйствования) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Анастасия Леонидовна Дядюк. - Киев, 2010. - 152 с.

14. Егорова М.А. Коммерческое право : учебник для вузов. / М.А. Егорова. - М. : Статут, 2015. - 336 с.

15. Завидов Б.Д. Договор коммерческого представительства // Российская юстиция. - 1998. - № 1.

16. Завидов Б.Д. Договор коммерческого представительства как неправомерно забытый институт гражданского права // Коллегия. - 2006. - №2 11.

17. Згонников А.П. Об определении понятия коммерческого представительства по гражданскому праву России // Закон и право. Белгород. -2004. - № 6.

18. Карапетов А.Г. Сделки, представительство, исковая давность: постатейный комментарий к статьям 153-208 Гражданского кодекса Российской Федерации / А.Г. Карапетов [и др.]. - М. : М-Логос, 2018.

19. Кузнецов С.А. Коммерческое представительство по российскому гражданскому праву : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Сергей Анатольевич Кузнецов. - Самара, 2004. - 196 с.

20. Кузнецов С.А. Основные признаки коммерческого представительства // Актуальные проблемы правоведения. - 2002. - № 2.

221 с.

21. Кузьмишин А.А. Классификация представительства и полномочия в гражданском праве // Хозяйство и право. - 2000. - № 8.

22. Мельник С.В. Профессиональное коммерческое (торговое) представительство : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Сергей Васильевич Мельник. - Санкт-Петербург, 2004. - 204 с.

23. Носкова Ю.Б. Категория представительства в гражданском праве : монография / Ю.Б. Носкова. - Екатеринбург. : УрЮИ МВД России, 2007. - 141 с.

24. Носкова Ю.Б. Представительство в российском гражданском праве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Юлия Юорисовна Носкова. - Екатеринбург, 2004. - 187 с.

25. Петров И.В. Коммерческое право : учебник / И.В. Петров. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 656 с.

26. Потудинская Е.В. Соотношение понятий: коммерческое посредничество и коммерческое представительство (теоретический аспект) // Вопросы современной юриспруденции. - 2013. - № 27.

27. Пугинский Б.И. Коммерческое право России : учебник / Б.И. Пугинский. - 2-е изд. - М. : Зерцало, 2007. - 376 с.

28. Санникова Л.В. Договоры о представительстве // Журнал российского права. - 2004. - № 4.

29. Спиридонов С.А. Посредничество как комплексный институт гражданского права Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Сергей Анатольевич Спиридонов. - Москва, 2007. - 139 с.

30. Токар Е.Я. Представительство в сфере предпринимательской деятельности: проблемы законодательного регулирования и правоприменения : дис. ... д-р юрид. наук : 12.00.03 / Ефим Яковлевич Токар. - Москва, 2018. - 511 с.

31.Толстов Ю.К. Гражданское право: учебник / Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев. - М. : ТЕИС, 1997. - 479 с.

32. Федчук Е.В. Коммерческое представительство в предпринимательской сфере // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 6.

33. Харитонова Ю.С. Посреднические договоры в частном праве России: к вопросу о критериях классификации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.