Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ И ЕЁ НЕОБХОДИМОСТЬ'

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ И ЕЁ НЕОБХОДИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ / ПРАВО / СТРУКТУРА / ПОСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будник Юлия Ивановна, Абдуллаева Эсмира Новрузовна, Махонин Данила Дмитриевич

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время нет определенного понятия юридической конструкции, что создает разное ее понимание. Целью статьи является анализ различных точек зрения ученых-юристов на понятие юридической конструкции, а также анализ исторического развития этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LEGAL CONSTRUCTION AND ITS NECESSITY

The relevance of the study is due to the fact that at present there is no definite concept of a legal structure, which creates a different understanding of it. The purpose of the article is to analyze the various points of view of legal scholars on the concept of a legal construction, as well as to analyze the historical development of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ И ЕЁ НЕОБХОДИМОСТЬ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 8(212)

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_30

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ The concept of legal construction and its necessity

БУДНИК Юлия Ивановна,

студент, Дальневосточный федеральный университет.

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 12, стр. 2.

E-mail: budnik.yi@students.dvfu.ru;

АБДУЛЛАЕВА Эсмира Новрузовна,

студент, Дальневосточный федеральный университет.

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 12, стр. 2.

E-mail: abdullaeva.en@students.dvfu.ru;

МАХОНИН Данила Дмитриевич,

студент, Дальневосточный федеральный университет.

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 12, стр. 2.

E-mail: makhonin.dd@students.dvfu.ru;

Budnik Julia Ivanovna,

Student Far Eastern Federal University.

690091, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, 12 Mordovtseva str., p. 2. E-mail: budnik.yi@students.dvfu.ru;

Abdullaeva Esmira Novruzovna,

Student Far Eastern Federal University.

690091, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, 12 Mordovtseva str., p. 2. E-mail: abdullaeva.en@students.dvfu.ru;

Makhonin Danila Dmitrievich,

Student Far Eastern Federal University.

690091, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, 12 Mordovtseva str., p. 2. E-mail: makhonin.dd@students.dvfu.ru

Краткая аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время нет определенного понятия юридической конструкции, что создает разное ее понимание. Целью статьи является анализ различных точек зрения ученых-юристов на понятие юридической конструкции, а также анализ исторического развития этого явления.

Abstract: The relevance of the study is due to the fact that at present there is no definite concept of a legal structure, which creates a different understanding of it. The purpose of the article is to analyze the various points of view of legal scholars on the concept of a legal construction, as well as to analyze the historical development of this phenomenon.

Ключевые слова: юридическая конструкция, право, структура, построения.

Keywords: legal construction, law, structure, constructions.

Для цитирования: Будник Ю.И., Абдуллаева Э.Н., Махонин Д.Д. Понятие юридической конструкции и её необходимость // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 30-31. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_30.

For citation: Budnik J.I., Abdullaeva E.N., Makhonin D.D. The concept of legal construction and its necessity // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 30-31. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_30.

Статья поступила в редакцию: 22.07.2022

Образование юридических конструкций представляет собой довольно длительный процесс, который носит формализованный характер, что лишь в определенной степени раскрывает технологию формирования юридических конструкций.

Ранее отмечалось совпадение формализации юридического процесса в средневековой Англии и Древнем Риме. И здесь мы как раз видим одно из самых значительных «технологических» явлений в истории и логике права. При формировании исков в юридической практике Древнего Рима и средневековой Англии, стихийно, в ходе юридической практики, как бы само собой происходит своеобразный отбор, конструирование и закрепление юридических построений. Иски в себе содержат и повторяющиеся, наиболее юридически значимые правовые ситуации, а также и строго определенную схему прав и обязанностей, ответственности и т.д.. Это и есть юридические конструкции в самом точном смысле этого понятия. И последнее, но не менее важное — это структура, тоже в самом точном смысле этого слова, когда все её элементы образуют устойчивое строение, «скелет». Например, когда начало формироваться юридическое регулирование часто появлялись ситуации, когда необходимо было определить судьбу вещи, изъятой из владения собственника.

А.Ф. Черданцев пишет: «Конструктивное выражение норм только что возникшего права не было сознательным, а складывалось стихийно. Первый законодатель если и мыслил образами юридических конструкций, то не осознавал того, что мыслит конструкциями». И далее: «Лишь с возникновением профессии юристов, в правовой науке постепенно осмысливается характер системного изложения норм права, осознается их конструктивная связь, и наука вырабатывает юридические конструкции, которые становятся важным ориентиром, методом познания права» [9, с. 151].

И вот в римском праве была разработана юридическая конструкция, согласно которой собственник может истребовать свое имущество у любого владеющего несобственника с довольно строгой схемой возникающих прав и обязанностей в зависимости от одного или другого «набора» юридических фактов, в том числе в зависимости от того, находится ли вещь вне владения собственника по его воле или вне его воли. Эта юридическая конструкция была создана в форме иска, а именно «виндикационного иска». Этот термин сохранился до наших дней. Юристы

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

по-прежнему называют требование не владеющего собственника к владеющему несобственнику виндикационным иском.

Кроме того, термин «конструкция» понимается в целом в том же смысле, что и в технических науках, т. е. это типовая схема и принципы действия, в частности, некое построение правомочий, ответственности, фактов. Это построение, как и любая конструкция, имеет характер постоянной, устоявшейся стандартной схемы, которая предназначена для удовлетворения интересов лиц, для получения оптимального результата.

Понятие юридической конструкции в теории права имеет множество толкований. Ряд ученых [4, с. 504] понимают юридические конструкции как средства построения правового материала (например, конструкция правовой нормы, нормативного правового акта и т. д.), поэтому их относят к юридической технике. В то же время данная точка зрения среди ученых подверглась критике прежде всего за то, что такое определение искусственно сужает значение юридической конструкции в юридической реальности.

Так, С.С. Алексеев понимает юридическую конструкцию как типовую схему, которая используется для разрешения конкретной ситуации [1, с. 280]. Поэтому представляется разумным утверждать, что юридические конструкции возникают, развиваются и получают практическую реализацию в сфере общественных отношений, а не только в законотворчестве. Создание такой типовой схемы обусловлено самой потребностью в ней общества, наличием множества подобных отношений, требующих особого регулирования. Таким образом, многие юридические конструкции формируются спонтанно в общественных отношениях, причем не обязательно юристами, а любыми субъектами, реализующими свои права, свободы и законные интересы в рамках правового поля. Позицию стихийного исторического становления юридических конструкций поддерживает и Н.Н. Тарасов [6, с. 248]. В то же время важность доктринальной разработки юридических конструкций нисколько не уменьшается. В частности, С.С. Алексеев пишет, что юридическое конструирование является одним из важнейших технологических явлений в истории и праве [1, с. 281]. Этот подход представляет особый интерес в связи с тем, что он удачно сочетает в себе исторический подход к изучению права и позитивистское начало. В любом случае, широкое толкование понятия юридических конструкций делает их важными инструментами как в нормотворческой деятельности, так и в правотолковании.

Яркий представитель юридического позитивизма Б. Виндшейд считал, что юриспруденция основана на реально существующих конструкциях, общих понятиях, кодификациях и т.д [2, с. 358]. По его мнению, конкретная ситуация должна разрешаться математически точно, в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных элементов. Юриспруденция предлагает термины, понятия и элементы так же, как математика предлагает арифметические действия для решения конкретного уравнения. В этом смысле юридические конструкции становятся такой умозрительной моделью, которая позволяет представить образец правового регулирования общественных отношений в рамках правового поля.

Точка зрения В.И. Червонюк, состоит в том, что юридическая конструкция предполагает определенный круг субъектов; юридические факты, при которых он может быть использован; средства права для достижения конкретных юридических целей [8, с. 818]. Таким образом, важность юридической конструкции может быть принята во внимание при определении объема правовых возможностей.

В исследованиях в последние годы возрастает значение юридических конструкций. Так, В.В. Чевычелов считает, что юридические конструкции имеют не только форму нормативно оформленного материала, но и некий стандарт, то есть мысленную модель [7, с. 10], которая может найти свое применение, например, при определении правового интереса субъекта для определения морального вреда, размер компенсации и др. Добавлю, что в системе общего права подобные мысленные конструкции успешно используются для определения степени вины. Концепция «разумного» человека часто используется в делах о преступлениях, связанных с профессиональной халатностью. Суть данной концепции состоит в мысленном моделировании человека со средней степенью впечатлительности, средней степени агрессивности, демонстрирующего достаточный самоконтроль, которого от него ожидает общество [5, с. 284].

Таким образом, юридические конструкции — это способ нормативного и системного построения и изложения материала по определенному типу связи между его элементами, т.е. средствами словесно-документального изложения содержания правовых актов (текст документа с его реквизитами, наименованием, датой принятия, подписями) и структурной организацией(общая и особенная части, преамбула, статья с её подразделениями, включая абзацы, пункты, части) [3, с. 217-218]. Юридические конструкции необходимы так как их использование приведет к более полному, ясному и детальному выяснению содержания толкуемой нормы права.

Библиогра фия:

1. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения: учебник/ С.С. Алексеев. - Москва: Норма. 2001. - С. 750.

2. Виндщейд, Б. Учебник пандектного права. Т. 1. Общая часть. / соч. проф. Гейдельберского ун-та Виндшейда; пер. с нем. Под ред. И с предисл. С.В. Пах-мана орд. проф. С.-Петербургского ун-та. Санкт-Петербург: Геороглифов и Никифоров. 1874. - С. 358.

3. Кузьмин, В.П. Вопросы теории государства и права: учеб. пособие/ В. П. Кузьмин. - Владивосток: ДВФУ. 2020. - С. 329.

4. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. пособие/ М. Н. Марченко. - Москва: Юрайт. 2004. - С. 637.

5. Михайлов, А.М. Сравнительное правоведение: судебная власть в правовой системе Англии: учеб. пособие/ А.М. Михайлов. - Москва: Норма. 2020. - С. 305.

6. Тарасов, Н.Н. Методологические проблемы юридической науки: учеб. пособие/ Н.Н. Тарасов. - Екатеринбург: УИФ «Наука». 2001. - С. 218.

7. Чевычелов, В.В., Юридическая конструкция: проблемы теории и практики: дисс. .../ В.В. Чевычелов.-Н. Новгород, 2005.- С. 180.

8. Червонюк, В.И. Юридические конструкции в структуре права: учебник/ В.И. Червонюк. - Москва: Норма. 2013. - С. 881.

9. Черданцев, А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике: учебник/ А.Ф. Черданцев. - Екатеринбург: УИФ «Наука». 1993. - С. 180.

References:

1. Alekseev, S.S. Ascent to the law. Searches and solutions: textbook / S.S. Alekseev. - Moscow: Norma. 2001. - p. 750.

2. Windscheid, B. Textbook of pandect law. Vol. 1. General part. / Op. prof . Heidelberg Windscheid University; trans. from it. Ed. And with a preface by S.V. Pakhman, Ord. prof. of the St. Petersburg University. St. Petersburg: Georoglyphs and Nikiforov. 1874. - p. 358.

3. Kuzmin, V.P. Questions of the theory of state and law: studies. manual / V. P. Kuzmin. - Vladivostok: FEFU. 2020. - p. 329.

4. Marchenko, M.N. Theory of state and law: textbook. manual/ M. N. Marchenko. - Moscow: Yurayt. 2004. - p. 637.

5. Mikhailov, A.M. Comparative jurisprudence: judicial power in the legal system of England: textbook. manual / A.M. Mikhailov. - Moscow: Norma. 2020. - p. 305.

6. Tarasov, N.N. Methodological problems of legal science: textbook. manual / N.N. Tarasov. - Yekaterinburg: UIF "Science". 2001. - p. 218.

7. Chevychelov, V.V., Legal construction: problems of theory and practice: diss. .../ V.V. Chevychelov.-N. Novgorod, 2005.- p. 180.

8. Chervonyuk, V.I. Legal constructions in the structure of law: textbook/ V.I. Chervonyuk. - Moscow: Norma. 2013. - p. 881.

9. Cherdantsev, A.F. Logical-linguistic phenomena in law, legal science and practice: textbook/ A.F. Cherdantsev. - Yekaterinburg: UIF "Science". 1993. - p. 180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.