Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ В РОССИИ И США'

ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ В РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фокин Николай Алексеевич, Корчагин Анатолий Георгиевич

В статье автором предпринимается попытка анализа института экономической концентрации. Автор приходит к выводам, что эффективность государственного антимонопольного контроля и критерии его реализации находятся в непосредственной связи с институтом правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ANTIMONOPOLY CONTROL BEHIND THE ECONOMIC CONCENTRATION IN RUSSIA AND THE USA

In the article, the author attempts to analyze the institute of economic concentration. The author comes to the conclusion that the effectiveness of state antimonopoly control and the criteria for its implementation are in direct connection with the institution of legal regulation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ В РОССИИ И США»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_2_161 УДК 346.6

ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ В РОССИИ И США FEATURES OF ANTIMONOPOLY CONTROL OVER ECONOMIC CONCENTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA

ФОКИН Николай Алексеевич,

студент магистр Дальневосточного федерального университета.

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 12, стр. 2.

E-mail: fokin.kolya.98@mail.ru;

КОРЧАГИН Анатолий Георгиевич,

научный руководитель: кандидат юридических наук,

профессор кафедры конкурентного и предпринимательского права,

Дальневосточного федерального университета.

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 12, стр. 2. E-mail: fokin.kolya.98@mail.ru;

Fokin Nikolay Alekseevich,

Master's student of the Far Eastern Federal University.

690091, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Mordovtseva str., 12, p. 2.

E-mail: fokin.kolya.98@mail.ru;

Korchagin Anatoly Georgievich,

Supervisor: Candidate of Law, Professor of the Department of Competition and Business Law of FEFU. 690091, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Mordovtseva str., 12, p. 2. E-mail: fokin.kolya.98@mail.ru

Краткая аннотация: В статье автором предпринимается попытка анализа института экономической концентрации. Автор приходит к выводам, что эффективность государственного антимонопольного контроля и критерии его реализации находятся в непосредственной связи с институтом правового регулирования.

Abstract: In the article, the author attempts to analyze the institute of economic concentration. The author comes to the conclusion that the effectiveness of state antimonopoly control and the criteria for its implementation are in direct connection with the institution of legal regulation.

Ключевые слова: институт правового регулирования; государственный антимонопольный контроль; антимонопольное законодательство; правовая система; правоприменительная практика; рыночная экономика.

Keywords: institute of legal regulation; state antimonopoly control; antimonopoly legislation; legal system; law enforcement practice; market

economy.

Для цитирования: Фокин Н.А., Корчагин А.Г. Особенности антимонопольного контроля за экономической концентрацией в России и США // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 161-165. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_161.

For citation: Fokin N.A., Korchagin A. G. Features of antimonopoly control over economic concentration in the Russian Federation and the USA // Agrarian and Land Law. 2023. No. 2(218). pp. 161-165. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_161.

Статья поступила в редакцию: 25.12.2022

В каждой стране, где существует антимонопольный контроль за экономической концентрацией есть свои особенности антимонопольного законодательства, которые подчинены особенностям правовой системы и сложившейся правоприменительной практики.

Если в США антимонопольному законодательству более века (Акт Шермана 1890 г.), то в России, сравнительно недавно ставшей государством с рыночной экономикой, основой антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 21 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции1. В пункте 22 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» сказано, что объектом экономической концентрации, является лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном главой 7 Федерального закона «О защите конкуренции», т.е. с соблюдением государственного контроля.

Данное выше определение не совпадает с пониманием экономической концентрации со стороны экономической науки, которая определяет рыночную или экономическую концентрацию как «сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик в руках незначительного количества хозяйствующих субъектов (единиц или носителей информации)»2. Стоит отметить, что экономика выделяет как концентрацию капитала (сосредоточение, наращивание капитала посредством соединения капиталов разных владельцев, собственников, а также за счет превращения прибыли в капитал, капитализации доходов), так и концентрацию производства (сосредоточение производства одного или несколь-

1 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"// "Российская газета" от 27 июля 2006 г. № 162

2 Егорова М.А. "Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций" / Отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицин-форм, 2016. 552 с.

ких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона)1. С точки зрения экономической науки концентрация включает как субъектов экономической деятельности, так и процесс по укреплению их капиталов на хозяйственном рынке, что может повлечь как положительные аспекты, например при создании наукоёмких высокотехнологичных производств, требующих значительных вложений, так и негативные аспекты в виде монополизации рынка, установления контроля над ценами и подавления конкуренции в силу возможности субъекта манипулировать данной сферой хозяйства.

В американском антитрестовом законодательстве отсутствует понятие экономической концентрации, наиболее близкое в юридическом плане к российскому законодательству является понятие слияния (mergers). Данное понятие было внесено Актом Харта-Скотта-Родино 1976 г. Mergers подразумевает под собой слияние или приобретение и подпадает под контроль государства в случае, когда лицо прямо или косвенно приобретает ценные бумаги с правом голоса или активы. Также в законодательстве присутствует термин «рыночная концентрация» (market concentration).

Конкуренция согласно Федерального закона «О защите конкуренции» - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, для поддержания конкурентной среды возникает необходимость контроля со стороны государства за экономической концентрацией. В России антимонопольным контролем занимается специальный орган исполнительной власти - Федеральная антимонопольная служба, которая подведомственна Правительству РФ и подчиняется непосредственно Председателю Правительства. Основными функциями службы являются: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов; надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях; надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе; контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа; контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В сфере обеспечения контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях служба руководствуется следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом «О защите конкуренции», Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129 «Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 - 31 Федерального закона «О защите конкуренции», Приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц», Приказом ФАС России от 28.07.2016 № 1081/16 «Об утверждении Порядка представления в антимонопольный орган ходатайства или уведомления в электронной форме» и другими, Административными регламентами2.

Основными законодательными актами США в сфере антимонопольного регулирования является Акт Шермана (1890 г.) и Клейтона (1914 г.)3. На их базе действуют более поздние акты: Вебба - Померена (1918 г.), Антимонопольный акт Харта - Скотта - Родино (1976 г.), закон «Об экспортных торговых компаниях» (1982 г.), «Национальный закон о совместных исследованиях» (1984 г.). Антимонопольное законодательство США устанавливает лишь общие принципы и методы регулирования, которые подлежат интерпретации и толкованию со стороны антимонопольных органов: Министерства юстиции (U.S. Department of Justice) и Федеральной торговой комиссии. Главенствующим принципом является «принцип разумного подхода», который и определяет направление политики в каждом конкретном случае, позволяя привлекать к ответственности и проводить проверку в отношении компании. Как отмечает И.Ю. Архангельский подобные методы регулирования позволяют применять суровые меры, вплоть до уголовного преследования какой-либо группы компаний (чаще других, иностранных). В то же время они, фактически, позволяют попустительствовать другим компаниям (чаще всего, местным), занимающимся аналогичной деятельностью. Тем самым данные экономические методы являются эффективными политическими и административными инструментами регулирования4.

Контролю со стороны государства подлежат как сделки хозяйствующих субъектов, так и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Под иными действиями следует понимать слияние, присоединение и создание юридического лица.

В экономическом смысле принято выделять «горизонтальные слияния» компаний, также их называют легальным аналогом картельного сговора, в данном случае сделки и действия по объединению происходят между конкурирующими фирмами. Сделки и иные действия, которые

1 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 512 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - ISBN 978-5-16-009966-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1845135 (дата обращения: 23.05.2022). - Режим доступа: по подписке.

2 Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2007 г. N 294 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 декабря 2007 г. № 51

3 Константинов В.В. Становление и развитие антимонопольного регулирования в США и России // Современные инновации. 2018. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-antimonopolnogo-regulirovaniya-v-ssha-i-rossii (дата обращения: 23.05.2022).

4 Архангельский, И. Ю. Антимонопольный контроль иностранного капитала в США / И. Ю. Архангельский // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2019. - № 2(590). - С. 57-74.

совершаются хозяйствующими субъектами, состоящими в отношениях «покупатель - продавец» называются «вертикальными слияниями». К последнему типу - «конгломератным слияниям» относят сделки и иные действия независимых друг от друга хозяйствующих субъектов.

Цель государственного контроля за экономической концентрацией — предотвращение антиконкурентных последствий горизонтальных, вертикальных или конгломератных слияний.

Минюст США главной целью деятельности провозглашает защиту местного потребителя посредством поддержания условий свободной конкуренции на рынке, а также борьбы с любыми попытками её ограничения. В связи с этим из сферы интересов Минюста США исключаются сделки монопольного характера, не влияющие на интересы местных потребителей. Так Акт Вебба - Померена (Webb-Pomerene Act of 1918) позволяет конкурирующим американским компаниям, не нарушая антимонопольное законодательство, образовывать ассоциации для экспорта товаров за границу. А Закон «Об экспортных торговых компаниях» 1982 г. (Export Trading Company Act of 1982) предусматривает систему индульгенций - экспортных торговых сертификатов (export trade certificate) компаниям-экспортерам, дающих им судебный иммунитет и противоречащих провозглашаемому в США принципу равенства субъектов предпринимательской деятельности.

Увеличение экономической концентрации возможно разными способами от присоединения и слияния до получения контроля над конкурентами и естественного увеличения доли участника рынка. Только естественный рост участника рынка за счет развития собственного производства товара, расширения сбытовой сети, удачного маркетинга, рекламы и иных действий не подпадает под государственный контроль.

Различают два вида государственного контроля предварительный и последующий, различающиеся по объектам, процедуре контроля и юридическим последствиям. При предварительном контроле лицо - субъект экономической концентрации обязано предоставить в антимонопольную службу ходатайство о разрешении антимонопольным органом проведения данной сделки по слиянию, присоединению, объединению, выделению, приобретению контрольного пакета акций (доли) другого лица - объекта экономической концентрации. Причём данное ходатайство должно быть подано в орган до завершения сделки, к примеру до подписания акта приёмки-передачи движимого имущества или регистрации сделки о переходе права собственности и иных вещных прав1.

При последующем контроле вновь созданная организация, коммерческая организация, к которой присоединились иные коммерческие организации, приобретатель акций (долей) имущества, активов обязаны предоставить в антимонопольную службу уведомление о завершении сделки. При том такое уведомление должно быть подано в течение 45 дней после завершения сделки2.

В американском антимонопольном законодательстве Акт Харта-Скотта-Родино 1976 г. (Hart - Scott- Rodino Antitrust Improvements Act of 1976) предусматривает подобный предварительный порядок уведомления Минюста США и Федеральной торговой комиссии о планируемой сделке по слиянию и поглощению. Не соблюдение закона предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до 10 тыс. долл. за каждый день просрочки.

Российским антимонопольным законодательством установлены критерии сделки или действий, подпадающих под контроль. Так предварительному контролю подлежат действия по слиянию и присоединению, где суммарная стоимость активов объединяемых компаний должна быть более 3 млрд. рублей, либо их суммарная выручка превышать 6 млрд. рублей, по состоянию бухгалтерского баланса на последнюю отчётную дату, предшествующей дате ходатайства, либо хотя бы одна из сторон сделки должна состоять в реестре лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 23 закона «О защите конкуренции». В случае вхождения субъекта или объекта экономической концентрации в группу лиц суммируются активы или выручка такой группы лиц.

При последующем контроле суммарная стоимость активов хозяйствующих субъектов, либо их суммарная выручка должны превышать 400 млн. рублей, по состоянию бухгалтерского баланса на последнюю отчётную дату, предшествующей дате слияния (присоединения), в данном случае не суммируется выручка или стоимость активов группы лиц.

Приобретение акций (долей) другой компании, не являющейся финансовой организацией, подпадает под предварительный контроль в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя и приобретаемого хозяйственного общества составляет более 7 млрд. рублей, либо в случае, если суммарная выручка приобретателя и приобретаемого составляет более 10 млрд. рублей, либо хотя бы одна из таких организаций включена в Реестр хозяйствующих субъектов, предусмотренный статьей 23 закона «О защите конкуренции»3, при этом активы приобретаемого хозяйственного общества превышают 250 млн. рублей.

Под последующий контроль подпадают сделки по приобретению акций (долей), если суммарная стоимость активов приобретателя и приобретаемого превышает 400 млн. рублей, при этом стоимость активов общества, акции (доли) которого приобретаются не менее 60 млн. рублей, либо выручка от реализации имущества составляет 400 и 60 млн. соответственно.

Следует указать, что под контроль подпадает приобретение определенного количества акций (долей), когда по итогу приобретающее лицо или группа лиц получает контроль над более чем 25% (1/3 доли), 50% (1/2 доли), 75% (2/3 доли) приобретаемого общества.

Если активы компании выражены в иностранной валюте или продукция (услуги) реализуется за иностранную валюту на территории России, то для условий одобрения сделки необходима конвертация данных сумм в рубли по курсу на день подачи ходатайства или уведомления о совершённой сделке.

1 Конкурентное право: учебник / под общ. ред. М.А. Егоровой, А.Ю. Кинева. М.: Юстицинформ, 2018. - 321

2 Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. № 342 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 марта 2013 г. № 10

3 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 "О защите конкуренции"// "Российская газета" от 27 июля 2006 г. № 162

Схожими экономическими критериями и правилами для целей контроля обладают и сделки по приобретению производственных активов хозяйствующих субъектов. Под производственными активами закон определяет основные производственные средства и нематериальные активы. Контролю подлежат сделки по приобретению в собственность, пользование или во владение производственных активов при условии, если их балансовая стоимость превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйственного общества.

Государственному контролю подлежат сделки по приобретению лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, в результате чего складываются между хозяйствующими субъектами отношения «дочернее - основное хозяйственное общество» при условии соблюдения экономических критериев и правил, применяемых для определения круга подконтрольных приобретений акций (долей).

Законодательством предусмотрены случаи контроля за созданием коммерческой организации, в случае внесения в её уставной капитал акций (долей) хозяйственных обществ. Под контроль подпадают случаи создания коммерческой организации также в виде выделения или разделения, в данном случае коммерческая организация приобретает акции (доли), имущество не в виде вклада в уставной капитал, но на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Для контроля за деятельностью финансовых организаций по слиянию, приобретению Правительством Российской Федерации установлены отдельные экономические критерии приобретения активов и акций1.

Для сделок и действий по слиянию внутри группы лиц законодатель установил особые условия: так, если по общему правилу сделки подлежат предварительному контролю, то в случае их осуществления хозяйственным обществом и контролирующем его акционером - они подлежат последующему контролю. В данном случае по мнению законодателя вероятность антиконкурентного слияния невелика, так как входящие в группу лиц общества уже обладают тесной организационной и экономической общностью. Контролирующий акционер должен обладать более чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества. Для целей последующего контроля сделки по слиянию заявитель (лицо, входящие в группу) обязан не позднее чем за 1 месяц сообщить в антимонопольный орган перечень лиц, входящих в группу и основания вхождения. Перечень лиц не должен измениться на момент совершения сделки. Федеральный антимонопольный орган после проверки сведений в течение 14 дней сообщает об утверждении перечня лиц и опубликовывает его на официальном сайте fas.gov.ru, либо сообщает о нарушении формы предоставления информации, несоблюдении условий или недостоверности представленной информации.

При несоблюдении условий по заявлению ходатайства или уведомления антимонопольный орган, установив наличие угрозы равн о-весному состоянию конкурентного рынка в связи с влиянием сделки, подаёт в суд иск о недействительности сделки, совершённой без предварительного или последующего уведомления. Суд, посчитав доводы истца обоснованными и мотивированными в соответствии с законом принимает решение о признании сделки недействительной и ликвидирует вновь созданную организацию либо реорганизует ее в форме выделения или разделения. Невыполнение предписания являющегося условием удовлетворения ходатайства о планируемой сделке также является основанием для признания такой сделки недействительной.

Административная ответственность предусмотрена за невыполнение предписаний антимонопольного органа в случае последующего контроля. Так Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за непредставление ходатайств, нарушение порядка и сроков их представления, а также представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения (ст. 19.8); за непредставление уведомлений, нарушение порядка и сроков их представления, а также представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения (ст. 19.8); за невыполнение в срок предписания антимонопольного органа, выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 19.5)2.

Основной акт США в области антимонопольного регулирования - Акт Шермана предусматривает как гражданский, так и уголовный иск к ответчику. Суд, признав ответчика виновным назначает наказание: корпорациям в виде штрафа до 1 млн долл. либо в размере двукратного валового материального ущерба, понесённого потерпевшей стороной, либо в размере валовой прибыли, полученной ответчиком в результате правонарушения, в зависимости от того, какая из указанных трёх сумм ущерба окажется больше. Ответчик - физическое лицо может караться штрафом в размере до 250 тыс. долл., либо в размере двукратного валового материального ущерба, понесённого потерпевшей стороной, либо в размере валовой прибыли, полученной ответчиком в результате правонарушения, в зависимости от того, какая из сумм окажется больше. Тюремное заключение возможно на срок от 4-х месяцев до 3 лет.

Следует отметить, что нарушение антимонопольного законодательства США при создании совместных предприятий по научно-исследовательским разработкам (НИР) и связанной с ними деятельности предписывает судебным органам руководствоваться методом «разумного подхода» (rule-of-reason), компенсируя всякого рода антиконкурентные явления в этой области конкурентными преимуществами совместных НИР.

1 Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1072 "Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля" // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2014 г.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. № 256

Необходимо отметить, что антимонопольное законодательство России предусматривает в качестве субъекта экономической концентрации и зарубежные компании, физические лица. Однако их статус предполагает ряд ограничений, связанных с концентрацией и инвестициями на российском рынке. Так для данных компаний существуют ограничения в инвестициях в военную (оборонную), космическую промышленность, т.е. в те отрасли экономики, которые связаны с защитой и безопасностью государства. Подобные ограничения присутствуют и в законодательстве США.

Сравнивая антимонопольное регулирование в США и в России, становятся очевидны многие общие черты, принципы и цели данных подходов. В то же время американская система антимонопольного регулирования представляется более гибкой по отношению к регулированию иностранных инвестиций, позволяя поддерживать баланс между свободной конкуренцией на рынке и защитой национальный интересов. Российское антимонопольное законодательство более молодое, но за относительно короткий промежуток времени прошло большой путь. Пути совершенствования российского антимонопольного законодательства видятся в установлении приоритета российских компаний на внутреннем наци о-нальном рынке по отношению к иностранным инвесторам, а также ужесточение санкций за нарушение антимонопольных норм для выполнения главной цели регулирования - защиты конечного потребителя.

Библиогра фия:

1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 16 апреля 2022 г.;

2) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (ред. от 01.04.2022) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 апреля 2022 г.;

3) Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1072 «Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля» (с изм. и доп., от 25.11.2022) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2014 г.;

4) Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2007 г. № 294 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (ред. от 06.02.2008) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 декабря 2007 г. № 51;

5) Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. № 342 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации» (ред. от 26.04.2013) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 марта 2013 г. № 10;

6) Архангельский И.Ю. Антимонопольный контроль иностранного капитала в США // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2019. - № 2(590). - С. 57-74.;

7) Егорова М.А., Кинев А.Ю., Конкурентное право: учебник / М.: Юстицинформ, 2018. - 321;

8) Егорова М.А. «Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций» / Отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016. 552 с.;

9) Константинов В.В. Становление и развитие антимонопольного регулирования в США и России // Современные инновации. 2018. №2 (24). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/stanovlenie-i-razvitie-antimonopolnogo-regulirovaniya-v-ssha-i-rossii (дата обращения: 23.05.2022).

10) Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 512 с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - ISBN 978-5-16-009966-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/1845135 (дата обращения: 23.05.2022). - Режим доступа: по подписке.

References:

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on 04/16/2022, with amendments. dated 17.05.2022) // "Official Internet portal of legal information" (www.pravo.gov.ru ) April 16, 2022;

2. Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006 "On Protection of Competition" (as amended on 04/01/2022) // "Official Internet Portal of Legal Information" (www.pravo.gov.ru ) 1 April 2022;

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1072 dated October 18, 2014 "On Establishing the Values of Assets of Financial Organizations Supervised by the Central Bank of the Russian Federation for the Purpose of Implementing Antimonopoly Control" (with Amendments and Additions, dated 11/25/2022) // "Official Internet Portal of Legal Information" (www.pravo.gov.ru ) October 22, 2014;

4. Order of the Federal Antimonopoly Service dated September 20, 2007 No. 294 "On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Antimonopoly Service for the Performance of the State Function of Approving the Acquisition of Shares (Shares) in the Authorized Capital of Commercial Organizations, Obtaining Ownership or Use of Fixed Production Assets or Intangible Assets, Acquisition of Rights that Allow determining the Conditions for the Conduct of- an economic entity of its entrepreneurial activity, in cases provided for by the legislation of the Russian Federation" (ed. dated 06.02.2008) // Bulletin of normative acts of federal executive authorities dated December 17, 2007 No. 51;

5. Order of the Federal Antimonopoly Service No. 342 dated May 25, 2012 "On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Antimonopoly Service for the Performance of the State Function for the Coordination of the Creation and Reorganization of Commercial Organizations in Cases Established by the Antimonopoly Legislation of the Russian Federation" (ed. dated 04/26/2013) // Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Authorities from March 11, 2013 No. 10;

6. Arkhangelsk I.Y. Antimonopoly control of foreign capital in the USA // USA and Canada: economics, politics, culture. - 2019. - № 2(590). - Pp. 57-74.;

7. Egorova M.A., Kinev A.Yu., Competition law: textbook / M.: Justicinform, 2018. - 321;

8. Egorova M.A. "Economic concentration: the experience of economic and legal research of market and legal structures" / Ed. by M.A. Egorova. M.: Justicinform, 2016.

552 p.;

9. Konstantinov V.V. Formation and development of antimonopoly regulation in the USA and Russia // Modern innovations. 2018. No.2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-antimonopolnogo-regulirovaniya-v-ssha-i-rossii (accessed: 05/23/2022).

10. Raisberg B.A. Modern Economic Dictionary / B.A. Raisberg, L.Sh. Lozovsky, E.B. Starodubtseva. — 6th ed., reprint. and additional - Moscow : INFRA-M, 2022. -512 p. - (INFRA-M Dictionary Library). - ISBN 978-5-16-009966-8. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com / catalog/product/1845135 (accessed: 05/23/2022). - Access mode: by subscription.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.