Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ И НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ И НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
444
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО / ИСТОЧНИКИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / СУБЪЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пошивайлова Анна Викторовна, Примак Петр Викторович

В статье рассмотрены источники и субъекты антимонопольного права Российской Федерации. Авторами сделана попытка выделить особенности источников, их системные связи, а также охарактеризовать субъектов антимонопольного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOURCES AND SOME SUBJECTS OF ANTIMONOPOLY LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the sources and subjects of the antimonopoly law of the Russian Federation. The authors made an attempt to highlight their features and system of sources, as well as to identify the main subjects of animopolistic law.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ И НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_115 УДК 346.546.1

ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ И НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FEATURES OF SOURCES AND SOME SUBJECTS OF THE ANTIMONOPOLY LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

ПОШИВАЙЛОВА Анна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Трудовое право», Юридический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru;

ПРИМАК Петр Викторович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и история государства и права», Юридический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru;

Poshivailova Anna V.,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department "Labor Law" of the Law Institute Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol State University". 33 Universitetskaya str., Sevastopol, 299053. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru;

PRIMAK Petr V.,

Associate Professor of the Department "Theory and History of State and Law"

Institute of Law, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol State University", Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. 33 Universitetskaya str., Sevastopol, 299053. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены источники и субъекты антимонопольного права Российской Федерации. Авторами сделана попытка выделить особенности источников, их системные связи, а также охарактеризовать субъектов антимонопольного права.

Abstract: The article considers the sources and subjects of the antimonopoly law of the Russian Federation. The authors made an attempt to highlight their features and system of sources, as well as to identify the main subjects of animopolistic law.

Ключевые слова: конкурентное право; антимонопольное право; источники антимонопольного права; Федеральная антимонопольная служба; субъекты антимонопольного права.

Keywords: competition law; antitrust law; sources of antitrust law; Federal Antimonopoly Service; subjects of antimonopoly law.

Для цитирования: Пошивайлова А.В., Примак П.В. Особенности источников и некоторых субъектов антимонопольного права Российской Федерации//Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 115-118. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_115.

For citation: Poshivailova A. V., Primak P. V. Features of sources and some subjects of the Antimonopoly law of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 115-118. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_115.

Статья поступила в редакцию: 25.01.2023

Если говорить о нормативных правовых актах, которые выступают источниками антимонопольного права, то число общих источников установлено в статье 2 федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции» [2]: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы при условии того, что они содержат нормы, регулирующие конкурентные правоотношения.

Так же источниками антимонопольного права являются подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и приказы Федеральной антимонопольной службы, но их подведомственность в нормотворческом процессе является ограниченной, так как они могут издавать нормативные положения только, если об этом есть указание в законе.

«Президентское» регулирование антимонопольных отношений является довольно активным. Среди указов Президента Российской Федерации в области конкурентных правоотношений последних лет следует отметить: указ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» [3]. Президент установил, что ограничительные меры, предусмотренные указом от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [5] и указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» [5], не распространяются «на сделки (операции), которые влекут за собой возникновение права собственности на дополнительные акции (доли), облигации российских юридических лиц и стороной которых являются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, и входящие с российскими юридическими лицами в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.08.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при условии, что оплата указанных акций (долей), облигаций производится в рублях.

Стоит напомнить, что со 2 марта 2022 года Президентом Российской Федерации установлен «особый порядок осуществления (ис-

полнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия)».

Особо хотелось бы отметить Указ Президента Российской Федерации от 02.08.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором инструменты недобросовестной конкуренции выделяются как особые методы влияния на суверенитет как Российской Федерации, так и других государств мира [7]. Вследствие чего, борьба с недобросовестной конкуренцией становится не только внутригосударственной проблемой, но и проблемой международного уровня, а антимонопольные правоотношения приобретают не только территориальный, но и экстерриториальный характер. Так, Президент отмечает, что «в условиях стагнации и рецессии ведущих экономик мира, снижения устойчивости мировой валютно-финансовой системы, обострения борьбы за доступ к рынкам и ресурсам все большее распространение получает практика использования инструментов недобросовестной конкуренции, протекционистских мер и санкций, в том числе в финансовой и торговой сферах. В целях получения преимуществ ряд государств оказывает на Россию и ее партнеров открытое политическое и экономическое давление...».

Среди основных актов Правительства Российской Федерации, являющихся источниками антимонопольного права, следует особо отметить постановление «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [9] и постановление Правительства от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы». Названными подазконными нормативными правовыми актами определены основные функции, полномочия и структура Федеральной антимонопольной службы.

Довольно длительное время без надлежащего правового регулирования оказывался вопрос недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи. Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22.11.2022 № 2106 «О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи» [8].

Согласно новым правилам устанавливается недискриминационный доступ, то есть не зависящий от организационно-правовой формы и правовых отношений пользователей инфраструктуры, с тем, то владеет инфраструктурой. Установлен заявительный порядок, согласно которому в этих целях пользователь должен адресовать владельцу заявление в письменной форме. В свою очередь владелец инфраструктуры включает в реестр заявление — это заявление и принимает на себя обязательство раскрыть пользователем информацию о доступе к ней.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», Федеральная антимонопольная служба России наделена функцией по принятию нормативно-правовых актов в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. Основными актами Федеральной антимонопольной службы России являются в основном приказы. В частности, в качестве примера можно привести следующие: приказ от 16.11.2022 № 831/22 «Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в среднем по субъекту Российской Федерации» [1 2]; приказ Федеральной антимонопольной службы от 11.10.2022 № 725/22 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую АО "Почта России» [13]; Приказ от 21.11. 2022 № 847/22 «Об установлении тарифов на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов» [11].

Конечно возникает вопрос о возможности правового регулирования конкурентных правоотношений нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Ответ на данный вопрос располагается в сфере конституционных правоотношений в области разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. В статье 71 пунктом «ж» Основного закона России наблюдается жесткая централизации в решении вопросов единого рыка, в том числе правового регулирования этих основ. С четом изложенного, необходимо добавить, что согласно статье 8 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Но несмотря на отсутствие правового субъектового и муниципального правового регулирования антимонопольных правоотношений сами органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами антимонопольного права.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к субъектам антимонопольного права относятся: органы законодательной власти субъекта Российской Федерации; органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На уровне местного самоуправления субъектами антимонопольного права являются: глава муниципального образования; исполнительно-распорядительные органы; представительные органы местного самоуправления; контрольно-счетный орган и иные органы и организации. Всех субъектов антимонопольного права объединяет способность влиять на конкуренцию на товарном рынке административно-правовыми способами (в отличие от хозяйствующих субъектов, которые тоже могут оказывать подобное влияние, но способы такого влияния уже очевидно совсем другие).

К числу субъектов антимонопольного права относится Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные органы, осуществляющие контроль за исполнением и соблюдением антимонопольного законодательства в каждом субъекте России. Предметом контроля со

стороны антимонопольного органа выступают способы и средства влияния на конкурентный рынок со стороны хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день деятельность антимонопольных органов осуществляется по следующим направлениям, а именно: «развитие предпринимательства и конкуренции на товарных рынках Российской Федерации; контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности, ограничений конкуренции; контроль за соблюдением законодательства о рекламе; надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях; контроль в сфере размещения государственных заказов; контроль иностранных инвестиций; контроль за экономической концентрацией; контроль за соблюдением антимонопольных требований при проведении торгов».

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба России осуществляет такие полномочия, как «возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в этом Законе, обязательных для исполнения предписаний, направленных на прекращение нарушений и устранение их последствий; привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства; выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Законе; направление в Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство; проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства; направление предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства; привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства».

Среди прочих полномочий Федеральной антимонопольной службы следует выделить два новых полномочия - дача заключения и получение объяснений антимонопольным органом при проведении проверок.

Дача заключения производится «по результатам оценки перспективы изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия решения об осуществлении закупки у единственного исполнителя, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной антимонопольной службы России и касающимся контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [6].

Получение объяснений антимонопольным органом при проведении проверок регламентировано статьей 25.4-1 федерального закона «О защите конкуренции» в редакции от 05.12.2022 № 500 [1]. Согласно обновленным правилам «должностные лица антимонопольного органа вправе по мотивированному требованию в установленный срок при проведении плановых и внеплановых проверок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, от физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, от руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций, от должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов.

Законом предусмотрены и некоторые процессуальные гарантии законности вышеописываемой процедуры. Речь идет об установлении правила о том, что перед получением объяснений должностное лицо антимонопольного органа разъясняет указанным лицам их права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также право давать объяснения в присутствии адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь. Отобранные объяснения (собственноручные либо записанные с их слов должностным лицом антимонопольного органа, подписываются указанными лицами и приобщаются к материалам проверки).

Обжалований действий, бездействия, актов (нормативных и ненормативных) представляют собой административно-юстиционный спор, который рассматривается в порядке административного судопроизводства Российской Федерации [14].

Изложенное позволяет прийти к выводу о специфике источникового регулирования антимонопольных правоотношений и наличия их особых субъектов.

Библиогра фия:

1. О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» : федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 500-ФЗ // Российская газета. - 2022. - 8 декабря. - № 278.

2. О защите конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-Ф3 // Российская газета. - 2006. - 27 июля. - № 162.

3. О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами : указ Президента Российской Федерации от 4 мая 2022 № 254 // Российская газета. - 2022. - 5 мая. - № 97.

4. О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами : указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 № 95 // Российская газета. - 2022. - 9 марта. - № 49.

5. О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации // Российская газета. - 3 марта 2022 г - № 5.

6. Об утверждении Порядка подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика : указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 № 558: [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: (www.pravo.gov.ru) 14 сентября 2020 г. № 0001202009140048.

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 27 (часть 2). - Ст. 5351.

8. О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи : постановление Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 48. - Ст. 8479.

9. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе : постановление Правительства Российской Федерации // Российская газета. - 2004. - 31 июля. - № 162.

10. Вопросы Федеральной антимонопольной службы : постановление Правительства от 7 апреля 2004 № 189 // Российская газета. - 2004. - 10 апреля - №

75

11. Об установлении тарифов на услуги ПАО «Транснефт» по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов : приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 ноября 2022 № 847/22 : [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru. - 8 декабря 2022 г. - № 0001202212080006.

12. Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в среднем по субъекту Российской Федерации : приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 16 ноября 2022 № 831/22 : [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru. - 21 ноября 2022 г. - №0001202211210063.

13. Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую АО «Почта России» : приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11 октября 2022 № 725/22 : [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru. 7 ноября 2022 г. № 0001202211070017.

14. Пошивайлова А. В. Особенности административно-юстиционного спора // Закон и право. - 2002. С. 36-37.

References:

1. On Amendments to the Federal Law "On Protection of Competition" and the Federal Law "On the Contract System in the Field of Procurement of Goods, Works, Services

for State and Municipal Needs": Federal Law No. 500-FZ of December 5, 2022 // Rossiyskaya Gazeta. - 2022. - December 8. - No. 278.

2. On Protection of Competition : Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006 // Rossiyskaya Gazeta. - 2006. - July 27. - № 162.

3. On the temporary procedure for fulfilling financial obligations in the field of corporate relations to certain foreign creditors: Decree of the President of the Russian Federation

No. 254 of May 4, 2022 // Rossiyskaya Gazeta. - 2022. - May 5. - № 97.

4. On the temporary procedure for fulfilling obligations to certain foreign creditors: Decree of the President of the Russian Federation No. 95 dated March 5, 2022 //

Rossiyskaya Gazeta. - 2022. - March 9. - № 49.

5. On additional temporary economic measures to ensure the financial stability of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation // Rossiyskaya

Gazeta. - March 3, 2022 - No. 5.

6. On approval of the Procedure for the preparation of draft legal acts and instructions of the President of the Russian Federation, draft legal acts of the Government of the

Russian Federation on the determination of the sole supplier : Decree of the President of the Russian Federation dated September 14, 2020 No. 558: [Electronic resource] // Official Internet Portal of Legal Information. URL: (www.pravo.gov.ru ) September 14, 2020 No. 0001202009140048.

7. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of July 2, 2021 // Collection of legislation of the

Russian Federation. - 2021. - No. 27 (part 2). - Article 5351.

8. On the procedure for non-discriminatory access to infrastructure for the placement of telecommunication networks : Decree of the Government of the Russian Federation //

Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 48. - St. 8479.

9. On Approval of the Regulations on the Federal Antimonopoly Service : Resolution of the Government of the Russian Federation // Rossiyskaya Gazeta. - 2004. - July 31. -

No. 162.10.

Questions of the Federal Antimonopoly Service : Government Resolution No. 189 of April 7, 2004 // Rossiyskaya Gazeta. - 2004. - April 10 - No. 75

11. On the establishment of tariffs for the services of PJSC "Transneft" for the transportation of oil through the system of trunk pipelines : Order of the Federal Antimonopoly

Service of the Russian Federation dated November 21, 2022 No. 847/22 : [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: pravo.gov.ru . -December 8, 2022 - No. 0001202212080006.

12. On the establishment of maximum minimum and maximum tariff levels for thermal energy (power) produced in the mode of combined Generation of Electric and Thermal

energy by thermal energy sources with an installed generating capacity of 25 megawatts or more, on average for the subject of the Russian Federation: Order of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation dated November 16, 2022 No. 831/22 : [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: pravo.gov.ru . - November 21, 2022 - No. 0001202211210063.

13. On approval of the maximum maximum tariff levels for the service for forwarding internal written correspondence (postcards, letters, parcels) provided by JSC "Russian

Post" : Order of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation dated October 11, 2022 No. 725/22 : [Electronic resource] // Official Internet Portal of legal Information. URL: pravo.gov.ru . November 7, 2022 No. 0001202211070017.

14. Poshivailova A.V. Features of administrative and judicial dispute // Law and Law. - 2002. pp. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.