PEDAGOGY
УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_73
Людмила Павловна Качалова, Любовь Геннадьевна Светоносова
г.Шадринск
Понятие, виды и характеристика практико-ориентированных кейс-ситуаций, используемых в подготовке будущих педагогов
Статья посвящена проблеме применения практико-ориентированных кейс-ситуаций в образовательном процессе вуза. Авторы под практико-ориентированными кейс-ситуациями подразумевают проблемные задания по педагогике, включающие описание ситуации и вопросы к ней, направленные на применение педагогических знаний, развитие аналитического и критического мышления и формирование готовности решать профессиональные задачи. В процессе изучения педагогики практико-ориентированные кейс-ситуации в педагогике выполняют мотивационно-побуждаю-щую, аналитико-обучающую и практико-ориентированную функции. В зависимости от целей практико-ориентиро-ванные кейс-ситуации авторами подразделяются на практические, контрольно-обучающие и исследовательские кейс-ситуации. В статье приведены примеры вышеназванных практико-ориентированных кейс-ситуаций по педагогике.
Применяя на занятиях по педагогике практико-ориентированные кейс-ситуации, преподаватель создает для будущих педагогов практико-ориентированную среду, благодаря которой у них развиваются аналитические умения, углубляются и актуализируются теоретические знания.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, практико-ориентированные кейс-ситуации, функции и типы практико-ориентированных кейс-ситуаций.
Lyudmila Pavlovnа Kachalova, Lyubov Gennadievna Svetonosovа
Shadrinsk
The concept, types and characteristics of practice-oriented case situations used
in the future teachers' training
The article is devoted to the problem of using practice-oriented case situations in the educational process of the university. The authors consider that practice-oriented case situations are problematic tasks in pedagogy, including a description of the situation and questions to it, aimed using pedagogical knowledge, the development of analytical and critical thinking and the formation of readiness to solve professional tasks. Practice-oriented case situations in pedagogy serve as motivational, analytical-teaching and practice-oriented functions. The authors divide practice-oriented case situations into practical, control-training and research case situations depending on the goals. The article provides examples of the above-mentioned practice-oriented case situations in pedagogy. Using practice-oriented case situations in pedagogy classes, the teacher creates a practice-oriented environment for future teachers thanks to which they develop analytical skills, deepen and update theoretical knowledge.
Keywords: practice-oriented training, practice-oriented case situations, functions and types of practice-oriented case situations.
В настоящее время в профессиональном образовании безусловным трендом является практико-ориентированное обучение. Свое начало оно берет из теории прагматизма Джона Дьюи, который предлагал строить учебный процесс на основе «делания». В первую очередь, это тезис относился к применению учителем в процессе обучения метода проектов.
В связи с внедрением нового ФГОС ООО становится актуальной проблема готовности будущих педагогов к повышению эффективности усвоения знаний и формированию компетенций у обучающихся в предметных областях, в учебно-исследовательской и проектной деятельности [4]. Организация будущим педагогом командной проектной деятельности обучающихся направлена на овладение ими приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками. Получению опыта решения будущими педагогами практических ситуаций способствует практико-ориентиро-ванная среда, благодаря которой происходит вовлечение студентов в обучающую и исследовательскую деятельность. Практико-ориентированную
среду в педагогическом вузе можно создать с помощью использования на учебных занятиях по педагогике кейс-метода.
Название кейс-метод от латинского слова casus означает необычный, запутанный случай; от английского слова case - чемоданчик, портфель [1,2]. Сущность кейс-метода заключается в предоставлении преподавателем кейса (папки-задания с прак-тико-ориентированной ситуацией) для последующего его решения будущими педагогами.
Ядром практико-ориентированных кейс-ситуаций является описание проблемной ситуации, решение которой актуализирует профессиональные знания студентов. Проблемная ситуация в кейсе не дается в готовом виде, то есть, для того, чтобы ее решить, необходимо понять, осмыслить ее содержание, выявить ее главную идею, применить свои психолого-педагогические знания и витагенный опыт. Предлагаемые в кейсе ситуации не имеют одного единственного решения, они характеризуются множественностью решений. Будущие педагоги, благодаря вовлечению в разработку и решение
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021
ПЕДАГОГИКА
практико-ориентированных кейс-ситуаций, подготавливаются к решению типичных профессиональных задач, осмысливают трудности будущей профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные кейс-ситуации должны вызвать познавательный интерес у будущих педагогов, потому, как в их основе лежит необычная, неоднозначная ситуация, история из школьной жизни, при этом она имеет свои условия и вопрос, на который нужно найти педагогически целесообразный ответ обучаемым.
Практико-ориентированные кейс-ситуации представляют собой проблемные задания по педагогике, включающие описание ситуации и вопросы к ней, направленные на применение педагогических знаний, развитие аналитического и критического мышления и формирование готовности решать профессиональные задачи.
Рассмотрим функции применения практико -ориентированных кейс-ситуаций в процессе изучения обучающимися вуза педагогической дисциплины.
Мотивационно-побуждающая функция заключается в стимулировании интереса к педагогической профессии, познавательного интереса к изучению педагогики.
Аналитико-обучающая функция состоит в развитии аналитических умений будущих педагогов, умения применить теоретические знания для практического решения кейс-ситуаций.
Практико-ориентированная функция заключается в развитии умения решать типичные профессиональные задачи.
На основе изучения аналитико-рефлексивных задач как средства формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач [3] мы предлагаем классифицировать практико-ориентированные кейс-ситуации в зависимости от их целевой направленности на:
1. Практические кейс-ситуации нацелены на практическое применение будущими педагогами теоретических знаний.
2. Контрольно-обучающие кейс-ситуации предназначены для контроля знаний будущих педагогов теоретических основ практической педагогической деятельности.
3. Исследовательские кейс-ситуации нацелены на актуализацию будущими педагогами имеющихся знаний и умений исследовательской деятельности.
Рассмотрим примеры практико-ориентиро-ванных кейс-ситуаций, применяемых в обучении будущих педагогов педагогическим дисциплинам.
Практические кейс-ситуации
1. Обучающихся 5 класса «вывели» на дистанционное обучение. Каким образом вам, как учителю, поддерживать с ним связь (передавать домашние задания и проверять их), если у вас нет своего личного сайта? Предложите аргументированные варианты решения практико-ориентированной кейс-ситуации.
74
2. Вы - классный руководитель недавно созданного 10 класса, в котором учатся одни девочки. Какие формы воспитательной работы будут для них особенно интересны? Предложите аргументированные варианты решения практико-ориентиро-ванной кейс-ситуации.
Контрольно-обучающие кейс-ситуации
1. Обучающихся 7 класса слабо мотивированы на изучение вашего учебного предмета. Что вам следует предпринять в данной ситуации, если в вашем кабинете имеется интерактивная доска с выходом в Интернет, а в классе 25 обучающихся? Какие формы и методы обучения вы будете использовать в первую очередь, чтобы заинтересовать учеников своим предметом? Предложите аргументированные варианты решения практико-ориентированной кейс-ситуации.
2. Вы - классный руководитель недавно созданного 5 класса. Какие формы воспитательной работы вы будете применять в профессиональной деятельности, чтобы сформировать детский коллектив класса? Предложите аргументированные варианты решения практико-ориентированной кейс-ситуации.
Исследовательские кейс-ситуации
1. Согласно новому ФГОС ООО в учебном процессе вам, как учителю, необходимо создать условия для формирования компетенций у обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Изучите научно-методическую литературу, сравните понятия «учебно -исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», выявите их сходства и различия. Какие «конечные» продукты получатся у учеников в результате учебно-исследовательской и проектной деятельности?
2. Вам, как учителю, для методического объединения школы, в которой вы работаете, необходимо подготовить доклад на тему: «Учебный и исследовательский ученический проект».
Как вы решите поставленную перед вами задачу? Составьте алгоритм ваших действий и составьте на основе изучения научно-методической литературы краткий конспект вашего доклада. В нем аргументируйте, какой из видов проекта вы будете применять в своей профессионально-педагогической деятельности?
Преподаватель применяет практико-ориенти-рованные кейс-ситуации на семинарских занятиях по педагогике, соотнося целевую установку кейс-ситуации с содержанием учебного занятия. Целесообразно начинать использование практико-ори-ентированных кейс-заданий с самых простых, но отвечающих принципу доступности, постепенно усложняя предлагаемые задания.
Практико-ориентированные кейс-ситуации будущие педагоги могут решать как индивидуально, так и коллективно. С помощью предлагаемых практико-ориентированных кейс-ситуаций преподаватель организует для обучающихся прак-тико-ориентированную среду.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021
PEDAGOGY
Практико-ориентированные кейс-ситуации могут предъявляться для решения будущими педагогами на отдельных карточках, на которых наряду с кейс-ситуацией важно предложить обучающимся отрефлексировать процесс ее решения. Это может быть табличный или текстовый вариант рефлексии. Например, таблица с тремя столбиками «Знал», «Узнал», «Хочу узнать» или «Продолжите высказывание»: «для меня было трудным...», «предложенная кейс-ситуация напомнила мне ...»,
«благодаря решению кейс-ситуации я пришел к выводу, что ...».
Многообразие практико -ориентированных кейс-ситуаций по педагогике не исчерпывается предложенными нами видами. Их педагогический потенциал заключается в развитии у будущих педагогов аналитических умений, в их обогащении педагогическими знаниями, в применении теоретических знаний для решения профессиональных задач в будущей педагогической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Оценка эффективности кейс-метода в практико-ориентированной системе обучения / А.Р. Гапсаламов, А.В. Ата-манова, В.В. Волкоморова, А.В. Казаков. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. -№ 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-keys-metoda-v-praktiko-orientirovannoy-sisteme-obucheniya (дата обращения: 21.10.2021).
2. Гулакова, М.В. Кейс-метод как основа практико-ориентированного обучения / М.В. Гулакова, Г.И. Харченко. -Текст : электронный // МНКО. - 2017. - № 2 (63). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-osnova-praktikoorientirovannogo-obucheniya (дата обращения: 21.10.2021).
3. Качалова, Л.П. Аналитико-рефлексивные задачи как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021.- № 5. - URL: https://mir-nauki.com/01pdmn521.html (дата обращения: 21.10.2021).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом М-ва просвещения Рос. Федерации от 31.05.2021 № 287. - Текст : электронный // Гарант : информ.-правовой портал. - URL: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddMc33/#block_1000 (дата обращения: 10.09.2021).
REFERENCES
1. Gapsalamov A.R., Atamanova A.V., Volkomorova V.V., Kazakov A.V. Ocenka jeffektivnosti kejs-metoda v praktiko-orientirovannoj sisteme obuchenija [Evaluation of the effectiveness of the case method in a practice-oriented learning system]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2018, no. 3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-keys-metoda-v-praktiko-orientirovannoy-sisteme-obucheniya (Accessed 21.10.2021).
2. Gulakova M.V., Harchenko G.I. Kejs-metod kak osnova praktiko-orientirovannogo obuchenija [Case method as the basis of practice-oriented learning]. MNKO [The world of science, culture and education], 2017, no. 2 (63). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/keys-metod-kak-osnova-praktikoorientirovannogo-obucheniya (Accessed 21.10.2021).
3. Kachalova L.P., Svetonosova L.G. Analitiko-refleksivnye zadachi kak sredstvo formirovanija gotovnosti budushhih ped-agogov k resheniju professional'nyh zadach [Analytical-reflexive tasks as a means of forming the readiness of future teachers to solve professional problems]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija [ World ofScience. Pedagogy and Psychology], 2021, no.
5. URL: https://mir-nauki.com/01pdmn521.html (Accessed 21.10.2021).
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija: utv. prikazom M-va prosvesh-henija Ros. Federacii ot 31.05.2021 № 287 [Federal State Educational Standard of Basic General Education]. Garant: inform.-pravovoj portal [Guarantee]. URL: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (Accessed 10.09.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Л.П. Качалова, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: lada7.54@mail.ru, ORCID: 0000-00027482-8033.
Л.Г. Светоносова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: lubaswet@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-6508-452X.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
L.P. Kachalova, Doctor of Pedagogy, Professor, Department Chair of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lada7.54@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7482-8033.
L.G. Svetonosova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lubaswet@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-6508-452X.
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021