Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЛЕСНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ'

ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЛЕСНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
111
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛЕС / ДОКУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ЛЕСНОЙ КОДЕКС РФ / ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕСНОГО СЕКТОРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / ОХРАНА ЛЕСОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Быковский В. К.

Лесному законодательству в обеспечении устойчивого развития принадлежит значимая роль, поскольку площадь лесов занимает более половины территории страны. Несмотря на постоянное совершенствование лесного законодательства, количество проблем в лесном секторе не уменьшается. Так, не удается сократить количество лесных пожаров, происходящих ежегодно, или площадь лесов, погибающих от вредных микроорганизмов. В статье приводятся факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса, регулировании и управлении в области лесных и смежных отношений. Общее понятие устойчивого развития неоднозначно трактуется в нормативных актах и литературе. К началу 1990-х гг. количество определений устойчивого развития стало достигать нескольких десятков, и с тех пор еще более возросло. В статье предпринята попытка разработать авторское понятие устойчивого развития в лесном законодательстве, проанализированы новейшие нормативные правовые акты, определены направления обеспечения устойчивого развития лесным законодательством, сделаны выводы по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN ACCORDANCE WITH FORESTRY LEGISLATION

Forest legislation plays a significant role in ensuring sustainable development, since the forest area occupies more than half of the country’s territory. Despite the constant improvement of forestry legislation, the number of problems in the forestry sector does not decrease. Thus, it is not possible to reduce the number of forest fires that occur annually, or the area of forests that die from harmful microorganisms. The paper presents the factors that led to the emergence of systemic problems in the development of the forestry complex, regulation and management in the field of forestry and related relations. The general concept of sustainable development is interpreted ambiguously in regulations and literature. By the early 1990s the number of definitions of sustainable development began to reach several dozen, and since then has increased even more. The paper attempts to develop the author’s concept of sustainable development in forestry legislation, analyzes the latest regulatory legal acts, identifies directions for ensuring sustainable development by forestry legislation, and draws conclusions on the research topic.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЛЕСНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2021.129.8.173-181

В. К. Быковский*

Понятие устойчивого развития в соответствии с лесным законодательством

Аннотация. Лесному законодательству в обеспечении устойчивого развития принадлежит значимая роль, поскольку площадь лесов занимает более половины территории страны. Несмотря на постоянное совершенствование лесного законодательства, количество проблем в лесном секторе не уменьшается. Так, не удается сократить количество лесных пожаров, происходящих ежегодно, или площадь лесов, погибающих от вредных микроорганизмов. В статье приводятся факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса, регулировании и управлении в области лесных и смежных отношений. Общее понятие устойчивого развития неоднозначно трактуется в нормативных актах и литературе. К началу 1990-х гг. количество определений устойчивого развития стало достигать нескольких десятков, и с тех пор еще более возросло. В статье предпринята попытка разработать авторское понятие устойчивого развития в лесном законодательстве, проанализированы новейшие нормативные правовые акты, определены направления обеспечения устойчивого развития лесным законодательством, сделаны выводы по теме исследования.

Ключевые слова: устойчивое развитие; лесное законодательство; лес; документы стратегического планирования; Лесной кодекс РФ; понятие устойчивого развития; лесной комплекс; государственное регулирование лесного сектора; устойчивое развитие в сфере действия лесного законодательства; рациональное использование лесов; охрана лесов.

Для цитирования: Быковский В. К. Понятие устойчивого развития в соответствии с лесным законодательством // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 8. — С. 173-181. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.129.8.173-181.

© В. К. Быковский, 2021

* Быковский Вадим Кириллович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) Россия

vadimm@bk.ru

The Concept of Sustainable Development in accordance with Forestry Legislation

Vadim K. Bykovskiy, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 vadimm@bk.ru

Abstract. Forest legislation plays a significant role in ensuring sustainable development, since the forest area occupies more than half of the country's territory. Despite the constant improvement of forestry legislation, the number of problems in the forestry sector does not decrease. Thus, it is not possible to reduce the number of forest fires that occur annually, or the area of forests that die from harmful microorganisms. The paper presents the factors that led to the emergence of systemic problems in the development of the forestry complex, regulation and management in the field of forestry and related relations. The general concept of sustainable development is interpreted ambiguously in regulations and literature. By the early 1990s the number of definitions of sustainable development began to reach several dozen, and since then has increased even more. The paper attempts to develop the author's concept of sustainable development in forestry legislation, analyzes the latest regulatory legal acts, identifies directions for ensuring sustainable development by forestry legislation, and draws conclusions on the research topic.

Keywords: sustainable development; forestry legislation; forest; strategic planning documents; Forest Code of the Russian Federation; sustainable development concept; forest complex; state regulation of the forestry sector; sustainable development in the field of forestry legislation; rational use of forests; protection of forests. Cite as: Bykovskiy VK. Ponyatie ustoychivogo razvitiya v sootvetstvii s lesnym zakonodatelstvom [The Concept of Sustainable Development in accordance with Forestry Legislation]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2021;16(8):173-181. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.129.8.173-181. (In Russ., abstract in Eng.).

Потребление природных ресурсов растет с каждым годом, что приводит к ухудшению экологической обстановки. Поэтому на первое место встает проблема сохранения природных объектов и проблема обеспечения экологических прав будущих поколений.

Существует целый ряд угроз устойчивому развитию. Например, серьезной угрозой для лесного хозяйства являются лесные пожары. По причинам возникновения лесных пожаров статистика значительна в последние годы. В 70 % случаи возгорания связаны с антропогенным воздействием человека и обусловлены несоблюдением правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесов. Главной причиной возникновения лесных пожаров остается неосторожное обращение граждан с огнем в лесу — 50,8 %, сюда же следует отнести переход огня с земель иных категорий — 14 %, а также

пожары при выжигании сухой травянистой растительности — 2,9 %1.

В 1987 году на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций был представлен Доклад, посвященный важнейшим вопросам сохранения окружающей среды и гармоничному развитию экономики и социума. Доклад назывался «Наше общее будущее», а Всемирная комиссия (WCED), его подготовившая и представившая, позже стала называться по имени ее руководителя, норвежского политика Гру Харлем Брунтланд (Gro Harlem Brundtland) — Комиссией Брунтланд.

Тогда же было положено начало международного движения по обеспечению качества человеческой жизни, главный посыл которого заключался в том, что делать это в настоящее время надо так, чтобы это не отражалось негативно в будущем для последующих поколений. Именно эта ключевая идея лежит в основе

1 Шпаковский Ю. Г. Современные проблемы правового регулирования охраны лесов от пожаров // Lex russica. 2018. № 1. С. 44.

концепции «устойчивого развития» — термина, впервые введенного упомянутым Докладом и означающего необходимость стремиться к обеспечению баланса между поколениями2.

Англоязычный устоявшийся термин «sustainable development» в русскоязычном варианте звучит как «устойчивое развитие», однако семантика слова «устойчивое» здесь предполагается более глубокая, нежели мы привыкли его понимать. В научном плане под устойчивым развитием подразумевается такое течение социологических и экономических процессов, удовлетворяющих человеческие стремления и потребности, которое обязательно соответствует принципам гармонии, баланса и очевидного благоразумия в отношении последствий для будущих поколений. Результаты текущей жизнедеятельности человечества ни в коем случае не должны ухудшать среду обитания и каким-либо образом мешать жизнедеятельности будущих поколений. И это осуществимо лишь при соблюдении двух взаимосвязанных ключевых условий:

а) при определении потребностей в числе приоритетных должны учитываться и нужды наиболее бедствующих слоев населения, то есть условие удовлетворения потребностей и стремление к улучшению жизни должно выполняться в равной степени для всех3;

б) соблюдение разумных ограничений— при удовлетворении потребностей обязателен к исполнению принцип рациональности, бережливости и разумных ограничений в отношении использования природных объектов с учетом последних достижений науки и техники.

Профессор Е. И. Левина в своем труде о концепции устойчивого развития выделяет пять принципов, которые являются основополагающими в данном вопросе.

1) Последующие поколения не должны получать негативные последствия в части возможностей удовлетворять свои нужды и

воплощать чаяния вследствие бездумного и нерационального развития поколения ныне живущего;

2) Эксплуатация природных ресурсов несомненно должна быть ограничена, но ограничение это сопряжено с современным техническим прогрессом и существует только в рамках возможностей планеты исправлять негативные последствия жизнедеятельности человека.

3) При осуществлении действий, способствующих экономическому прогрессу, необходимо в первую очередь руководствоваться принципами равенства и предоставлять возможность достижения лучших условий жизни для всех социальных слов населения, а особенно для тех из них, кто находится за гранью или на пороге нищеты.

4) Люди больших экономических (финансовых и материальных) возможностей должны руководствоваться принципом разумности в отношении пользования энергией и другими ресурсами и возможностями планеты.

5) Необходимо осуществлять контроль над демографической ситуацией, считаясь с совокупностью всех имеющихся и прогнозируемых возможностей нашей планеты. По отношению к природным богатствам —

провозглашённый принцип «устойчивое управление лесами» впоследствии стал общеупотре-бимым в специальной литературе.

Говоря об устойчивом развитии процессов, связанных с лесом, необходимо отметить, что в международных и национальных документах, в лесотехнической и юридической литературе употребляются разные определения, содержащие термин «устойчивое» по отношению к лесам: устойчивое управление лесами, устойчивое лесоводство, устойчивое лесопользование, устойчивое развитие лесного хозяйства, устойчивое освоение лесов. На первый взгляд все приведенные словосочетания являются синонимами, но это не так. Важно определить

Марков И. Устойчивое развитие: как победить бедность и сохранить природные ресурсы // URL: https:// postnauka.ru/faq/72761 (дата обращения: 24.05.2020).

Левина Е. И. Понятие «устойчивое развитие». Основные положения концепции // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 11 (79). С. 113-120.

2

3

равнозначность или неравнозначность указанных терминов, поскольку от их точного определения во многом зависит состояние лесов в отдельном государстве (например, принимая на себя международные обязательства в области устойчивого развитию лесного хозяйства на национальном уровне, государство организовывает устойчивое освоение лесов, а это не одно и то же, и конечный результат этих двух процессов тоже будет неодинаков)4.

Наиболее часто встречаемым и принятым российским законодательным термином является «устойчивое управление лесами». Как отмечает Н. А. Моисеев, «нет строгого, общепринятого его определения, оно носит многоаспектный характер...» Все имеющиеся определения устойчивого управления лесами имеют одну фундаментальную основу — принцип постоянства5.

В настоящее время изучение лесного и экологического права отличает печальное отсутствие единой научной базы в части использования подходов, методологии и общих терминов. Это несколько затрудняет государственное управление и законодательное правовое регулирование в отношении ведения, использования и охраны лесных ресурсов, оставляя простор для неверного толкования событий и фактов и возникновения излишнего бюрократизма, что способствует возникновению спорных ситуаций и зачастую затрудняет их справедливое разрешение.

Лесному законодательству в обеспечении устойчивого развития принадлежит значимая роль, поскольку леса являются фактически основной экосистемой Российской Федерации: они занимают площадь более половины территории страны. Леса являются источником различных природных ресурсов и благ. При этом следует подчеркнуть, что их экологическое значение более значимое, чем экономическое.

Понятие устойчивого развития лесами тесно взаимосвязано с понятием устойчивого управления лесами. Устойчивое управление лесами подразумевает осуществление целой системы мер, воздействующих на леса и регулирующих общественные отношения в части пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесного хозяйства и осуществления производственных планов в лесной промышленности. Как отмечалось в научной литературе, с точки зрения управления лесной комплекс представляет собой комплекс двух взаимосвязанных блоков: лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс6. Соответственно, государственное управление в области лесных отношений необходимо рассматривать во взаимосвязи с управлением лесным комплексом7.

В первую очередь, необходимо определить круг документов стратегического планирования, относящихся к обеспечению соблюдения рационального сбалансированного развития в области лесного хозяйства8. Был принят определенный перечень актов стратегиче-

4 Пандаков К. Г., Абанина Е. Н. Реализация идей устойчивого развития в лесном хозяйстве России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3. С. 188.

5 Цит. по: Пандаков К. Г., Абанина Е. Н. Указ. соч. С. 188.

6 Колесник В. Г., Синятуллина Л. Х. Система государственного управления лесным комплексом: текущая ситуация и основные проблемы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 130.

7 Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношений // Lex russica. 2018. № 2. С. 79—80.

8 См., например: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572 ; распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510 ; Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546 ; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012 // СПС «КонсультантПлюс».

ского характера, помогающих регулировать лесное планирование на законодательном уровне 9.

Подобные документы призваны решать целый спектр задач, связанных с лесными отношениями, и зачастую носят не только нормативный, но и императивный характер. Такой подход является оправданным, помогая управлению, сохранению, воспроизводству уничтоженных и приумножению существующих ресурсов лесного экономического сектора. В этом свете немаловажным является задача сохранения биологического разнообразия флоры и фауны планеты, играющего важную роль в сохранении экологических свойств и функций.

Россия к устойчивому развитию официально перешла в 1996 году, на основании соответствующего президентского Указа10. Документ был составлен с опорой на рекомендации и принципы, рассмотренные и принятые на Саммите Земли в 1992 году (Рио-де-Жанейро), и на законодательном уровне закреплял ряд принятых решений по улучшению экономико-эко-лого-социальной стратегии развития Российской Федерации, ориентированной на удовлетворении потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений людей.

Государственное регулирование лесного сектора экономики в нашей стране происходит согласно соответствующему Распоряжению Правительства РФ11, определяющему правила в данной сфере на период до 2030 года. Дан-

ное Распоряжение направлено на обеспечение устойчивого управления лесами на государственном уровне и способствует созданию нужных условий как для сохранения и приумножения природных (лесных) ресурсов, так и их, пусть и максимальному, но рациональному использованию.

Следование государственной стратегии устойчивого развития лесов предусматривает искоренение нелегального использования природных ресурсов, ведущего к уничтожению лесов. Этим объясняется создание условий для стимулирования добровольной легализации происхождения древесины. Решению этой задачи, а также задач по стимулированию производства и формированию услуг в области лесного хозяйства и лесной промышленности также способствует продуманный механизм государственных и коммерческих закупок лесобумажной продукции, так как подразумевается, что сырье для ее производства должно быть заготовлено на устойчиво управляемых лесных участках.

Относительно стратегического планирования применительно ко всем лесным отношениям в сентябре 2018 года было издано соответствующее правительственное распоряжение, определяющее стратегию планирования развития лесного комплекса РФ до 2030 года12.

Помимо целей, перекликающихся с функциями государственного регулирования, этот документ предусматривает также развитие лесного экономического сектора в перспективе.

Постановление коллегии Рослесхоза от 31.07.1998 № 6 «Об утверждении Концепции устойчивого управления лесами Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» ; приказ Рослесхоза от 05.02.1998 № 21 «Об утверждении Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» ; распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 № 1989-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 2018. № 40. Ст. 6147 ; распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-Р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. III). Ст. 5096.

Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278. Далее — ЛК РФ.

9

10

11

Леса, расположенные, на территории той или иной страны, имеют значение не только внутреннее, но и планетарного масштаба, что накладывает на страну-владельца безоговорочные международные обязательства, и Россия в этом плане — не исключение. Следствием этого факта является также необходимость в обеспечении экологической и социальной безопасности страны. Социальность нормативного правового акта выражается в обеспечении улучшения жизненного уровня связанных с лесными объектами и субъектами граждан.

Правительство Российской Федерации уже давно озабочено проблемой недопущения ускоренного разорения лесов, в связи с чем в 2015 году была разработана Концепция интенсификации лесного хозяйства. Речь идет об интенсивном использовании и последующем грамотном интенсивном восстановлении лесов на местном, государственном и законодательном уровнях, с применением специальных инновационных и традиционных технологических решений и изданием всех необходимых нормативных правовых документов.

Лесной сектор экономики в стране, богатой природными ресурсами (в том числе и лесом), способен внести более чем внушительный вклад в развитие экономики своей страны. Это обуславливает необходимость в принятии мер, способных положительно повлиять на конкурентоспособность отечественного лесопромышленного сектора в долгосрочной перспективе. Должная государственная поддержка способна помочь в повышении экономической эффективности лесоперерабатывающих производственных субъектов, как и в появлении новых рынков сбыта. Не менее важно социальное значение этой проблемы, так как она способствует росту кадрового потенциала и научно-технологического прогресса.

Как верно отмечает Ю. И. Щуплецова, следует отметить, что хотя приоритет устойчивого управления лесами закреплен в ст. 1 Лесного

кодекса Российской Федерации13, устойчивое управление лесами не стало нормой для российского законодательства14.

Несмотря на то, что целью принятия ЛК РФ можно считать ведение лесного хозяйства на основе принципа устойчивого управления лесами, сохранения их биологического разнообразия и повышение потенциала, существует ряд нерешённых проблем в лесной сфере.

Следует выделить следующие факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса, регулировании и управлении в области лесных и смежных отношений:

— истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих крупных лесопромышленных предприятий и путей сообщения вследствие бесконтрольной, массовой вырубки леса без проведения работ по лесовосстановлению;

— отсутствие полноты и точности государственного кадастрового учета лесных участков, неточная информация в государственном лесном реестре, достаточно слабое использование информационных технологий;

— низкая эффективность осуществления государственного лесного надзора и муниципального лесного контроля, лесной сертификации и государственного мониторинга воспроизводства лесов, лесопатологического мониторинга;

— значительные потери лесных ресурсов от болезней и пожаров, вредителей;

— недостаточная эффективность существующих норм юридической ответственности за нарушение лесного законодательства;

— невозможность компенсации ущерба (размер которого существенно превышает затраты на охрану и защиту лесов), причиненного природоохранным объектам, в том числе лесам, вследствие нарушения норм и правил лесного законодательства

13 Шуплецова Ю. И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации : монография. М. : ИЗиСП, Контракт, 2018. С. 54.

14 Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношений // Lex russica. 2018. № 2. С. 81.

в результате действия форс-мажорных обстоятельств;

— и другие15.

Устойчивое развитие лесов неразрывно связано с необходимостью осуществления усиленных природоохранных мер и в этой его части регулируется лесным законодательством. Ответственность за исполнение этих мер лежит на субъектах лесного сектора экономики, непосредственно занимающихся устойчивым управлением вверенными им участками и, помимо этого, осуществляющими защиту граждан, имеющих отношение к лесному хозяйству данных субъектов16.

Что такое устойчивое развитие в лесном секторе? Как мы видим, в науке и у законодателя не сложилось единообразного понимания устойчивого развития в лесной сфере.

В ЛК РФ устойчивое развитие в лесной сфере сводится к устойчивому управлению лесами. П. 1 ст. 1 ЛК РФ закрепляет в качестве принципа лесного законодательства устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия, повышение их потенциала. Это верное, в целом, но не полное понимание устойчивого развития. Понятие устойчивого развития в лесном секторе должно отличается более широким содержанием.

Но, прежде всего, необходимо определить содержание самого понятия устойчивого развития. Анализ нормативных правовых актов, научных позиций позволил выявить, что устойчивое развитие в сфере действия лесного законодательства состоит, как представляется, в реализации следующих трёх направлений:

— рациональное использование лесов (проведение лесовосстановления, а также создание умеренной нагрузки на экосистему);

— сохранение наиболее ценных лесных массивов в неизменном виде («малонарушенные территории»);

— соблюдение интересов местного населения, к которому необходимо относить и садово-

дов и огородников, проживающих рядом с

лесом.

Не ставя цели полного раскрытия представленных трех составляющих устойчивого развития в сфере лесного хозяйства, следует пояснить следующее. Рациональное использование лесов — это основа устойчивого развития в данной сфере, леса являются восстановимым ресурсом, поэтому для их сохранения в будущем требуется бережное их использование. Наиболее ценные лесные массивы, не нарушенные деятельностью человека, необходимо сохранить как природные резерваты. Леса крайне важны для местного населения и садоводов, не только как источник ягод, грибов и валежника, используемого для отопления жилища, но и служат местом отдыха и восстановления сил.

Правовой механизм обеспечения устойчивого развития в действующем лесном законодательстве не разработан. Проведение лесовостано-вительных работ (что предусматривается действующим ЛК РФ) является необходимым, но недостаточным условием для обеспечения устойчивого развития в лесной сфере. Фактически для государственных органов устойчивое развитие, в основном, предполагает развитие лесной промышленности. Такое понимание неоправданно сужает более глубокое и разностороннее понимание устойчивого развития. Развитие лесной промышленности несомненно важно для обеспечения экономического развития Российской Федерации, но не учитывает конституционные экологические права граждан. Устойчивое развитие в области сохранения лесов должно учитывать различные факторы, указанные выше.

Несмотря на то, что подавляющее большинство лесов находится в федеральной собственности, важнейшие полномочия по управлению в сфере лесного хозяйства переданы субъектам РФ. Система управления состоянием лесов носит многоуровненный характер. С точки зрения обеспечения устойчивого развития это является её недостатком. Обеспечить эффективную

15 Оленина Т. Ю. Особенности обеспечения экологической безопасности сфере устойчивого управления

лесами // Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции : XVI Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения) : материалы конференции : в 3 ч. М. : РГ-Пресс, 2019. Ч. 2. С. 179.

работу сложного механизма управления значительно сложнее, чем простого.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношений // «Lex russica». 2018. № 2. С. 78-93.

2. К. Г. Пандаков, Е. Н. Абанина. Реализация идей устойчивого развития в лесном хозяйстве России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3. С. 186—192.

3. Колесник В. Г., Синятуллина Л. Х. Система государственного управления лесным комплексом: текущая ситуация и основные проблемы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 129—148.

4. Левина Е. И. Понятие «устойчивое развитие». Основные положения концепции // Вестник ТГУ. Выпуск 11 (79).

5. Марков И. Устойчивое развитие: как победить бедность и сохранить природные ресурсы // URL: https:// postnauka.ru/faq/72761 (дата посещения сайта 24.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Моисеев Н. А. Будет ли в России устойчивое пользование и управление лесами? И что для этого надо бы сделать? // Лесной форум Гринпис России. 2012. 20 сент. URL: http://forestforum.ru/viewtopic. php?f=44&t=13068 (дата обращения: 01.04.2013). Цитируется: по К. Г. Пандаков, Е. Н. Абанина. Реализация идей устойчивого развития в лесном хозяйстве России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3. С. 186—192.

7. Оленина Т. Ю. Особенности обеспечения экологической безопасности сфере устойчивого управления лесами // Российская правовая система в условиях четвёртой промышленной революции. XVI Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 3 ч. — Часть 2. -Москва: РГ-Пресс, 2019. 488 — с.

8. Шпаковский Ю. Г. Современные проблемы правового регулирования охраны лесов от пожаров // Lex russica. 2018. № 1. С. 43—56.

9. Шуплецова Ю. И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации: монография. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018. 216 с.

Материал поступил в редакцию 20 сентября 2020 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Zhavoronkova N. G., Vyphanova G. V. Pravovye problemy i napravleniya sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya v oblasti lesnyh otnoshenij // «Lex russica». 2018. № 2. S. 78-93.

2. K. G. Pandakov, E. N. Abanina. Realizaciya idei ustoichivogo razvitiya v lesnom hozyaistve Rossii // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2013. № 3. S. 186—192.

3. Kolesnik V. G., Sinyatullina L. H. Sistema gosudarstvennogo upravleniya lesnym kompleksom: tekushchaya situaciya i osnovnye problemy // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2017. № 1. S. 129—148.

4. Levina E. I. Ponyatie «ustojchivoe razvitie». Osnovnye polozheniya koncepcii // Vestnik TGU. Vypusk 11 (79).

5. Markov I. Ustojchivoe razvitie: kak pobedit' bednost' i sohranit' prirodnye resursy // URL: https://postnauka. ru/faq/72761 (data poseshcheniya sajta 24.05.2020).

6. Moiseev N. A. Budet li v Rossii ustoichivoe pol'zovanie i upravlenie lesami? I chto dlya etogo nado by sdelat'? // Lesnoi forum Grinpis Rossii. 2012. 20 sent. URL: http://forestforum.ru/viewtopic. php?f=44&t=13068 (data

obrashcheniya: 01.04.2013). Citiruetsya: po K. G. Pandakov, E. N. Abanina. Realizaciya idei ustoichivogo razvitiya v lesnom hozyaistve Rossii // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2013. № 3. S. 186-192.

7. Olenina T. Yu. Osobennosti obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti sfere ustojchivogo upravleniya lesami // Rossijskaya pravovaya sistema v usloviyah chetvyortoj promyshlennoj revolyucii. HVI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (Kutafinskie chteniya): materialy konferencii: v 3 ch. — Chast' 2. -Moskva: RG-Press, 2019. 488 — s .

8. Shpakovskij Yu. G. Sovremennye problemy pravovogo regulirovaniya ohrany lesov ot pozharov // Lex russica. 2018. № 1. S. 43—56.

9. Shuplecova Yu. I. Pravovoe regulirovanie lesnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii: monografiya. M.: IZiSP, KONTRAKT, 2018. 216 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.