Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
633
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ / УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ / ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ / ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FOREST MANAGEMENT SYSTEM / SUSTAINABLE FOREST USING / PROBLEMS OF FORESTRY / FOREST FIRES / ILLEGAL LOGGING / REFORESTATION / FOREST LEGISLATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Горбунова Ольга Ивановна, Кулагина Анна Николаевна

Статья посвящена изучению сложившейся ситуации в лесном секторе России с точки зрения оценки ключевых проблем лесного хозяйства и системы управления лесами. В условиях ухудшения экологической обстановки принципам устойчивого управления природными ресурсами необходимо уделять большое внимание. Реализация подходов и принципов устойчивого лесоуправления позволит эксплуатировать леса, не нанося колоссального ущерба окружающей среде. В России для перехода к устойчивому управлению лесами необходимо решить ряд ключевых проблем лесного хозяйства. Рассмотрена роль лесного хозяйства в экономике страны и обозначены наиболее острые вопросы в существующей системе управления лесными ресурсами. Определено, что использование расчетной лесосеки в РФ находится на низком уровне. Выявлено, что недостаточное вовлечение мягколиственных пород в составе расчетной лесосеки связано с отсутствием необходимых мощностей глубокой переработки такой древесины в отечественной лесной промышленности. Дана характеристика возрастной структуры лесного фонда России и проведено ее сравнение по федеральным округам. Определены основные причины уменьшения площадей лесов, рассмотрена динамика площади лесных пожаров и объемов незаконных рубок. Для оценки ситуации в области лесовосстановления на примере Иркутской области приведена динамика объемов и площади лесовосстановительных работ. Отмечено, что несовершенство лесного законодательства РФ определяет текущее состояние данной сферы деятельности. В лесном хозяйстве России назрела необходимость внедрения принципов и инструментов устойчивого лесоуправления, что потребует разработки механизмов перехода к системе эффективного лесопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Горбунова Ольга Ивановна, Кулагина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF FOREST MANAGEMENT SYSTEM: PROBLEMS AND DEVELOPMENT DIRECTIONS

The article is devoted to research of current situation in the forest sector of Russia in aspect of assessing the key problems of forestry and the forest management system. In terms of environmental degradation, huge attention should be paid to the principles of natural resources sustainable management. Implementation of approaches and principles of sustainable forest management allows the exploitation of forests without causing enormous damage to the environment. In Russia it is necessary to solve a number of key forestry problems for transition to sustainable forest management. In the article the role of forestry in the economy of the country was reviewed and the most pressing issues in the present forest management system were identified. It was determined that the annual allowable cut applies on a small scale in the Russian Federation. It was revealed that the poor involvement of soft-leaved species in the annual allowable cut is caused by the lack of necessary facilities for their deep processing in the domestic forest industry. The age structure of the forest fund of Russia was characterized and compared by federal districts. The main reasons of forest area reducing were identified, and the dynamics of the forest fires area and the volume of illegal logging were considered. To assess the situation in the field of reforestation, the dynamics of volumes and areas of reforestation works were given on the example of the Irkutsk region. It was noted that the imperfection of the Russian forest legislation determines the current state of this field. There is a need to implement the principles and tools of sustainable forest management in the forestry of Russia, which requires the development of mechanisms for the transition to an effective forest management system.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Gorbunova Olga Ivanovna, Kulagina Anna Nikolaevna

THE IMPROVEMENT OF FOREST MANAGEMENT SYSTEM .

economic sceinces

УДК 33:630.61

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0045

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

© 2020

SPIN-код: 7485-3348

AuthorID: 300969

Горбунова Ольга Ивановна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инженерно-экономической подготовки Кулагина Анна Николаевна, студент направления подготовки «Лесное дело» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: kulaga1996@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению сложившейся ситуации в лесном секторе России с точки зрения оценки ключевых проблем лесного хозяйства и системы управления лесами. В условиях ухудшения экологической обстановки принципам устойчивого управления природными ресурсами необходимо уделять большое внимание. Реализация подходов и принципов устойчивого лесоуправления позволит эксплуатировать леса, не нанося колоссального ущерба окружающей среде. В России для перехода к устойчивому управлению лесами необходимо решить ряд ключевых проблем лесного хозяйства. Рассмотрена роль лесного хозяйства в экономике страны и обозначены наиболее острые вопросы в существующей системе управления лесными ресурсами. Определено, что использование расчетной лесосеки в РФ находится на низком уровне. Выявлено, что недостаточное вовлечение мягколиственных пород в составе расчетной лесосеки связано с отсутствием необходимых мощностей глубокой переработки такой древесины в отечественной лесной промышленности. Дана характеристика возрастной структуры лесного фонда России и проведено ее сравнение по федеральным округам. Определены основные причины уменьшения площадей лесов, рассмотрена динамика площади лесных пожаров и объемов незаконных рубок. Для оценки ситуации в области лесовосстановления на примере Иркутской области приведена динамика объемов и площади лесовосстановительных работ. Отмечено, что несовершенство лесного законодательства РФ определяет текущее состояние данной сферы деятельности. В лесном хозяйстве России назрела необходимость внедрения принципов и инструментов устойчивого лесоуправления, что потребует разработки механизмов перехода к системе эффективного лесопользования.

Ключевые слова: система управления лесами, устойчивое лесопользование, проблемы лесного хозяйства, лесные пожары, незаконные рубки, лесовосстановление, лесное законодательство.

THE IMPROVEMENT OF FOREST MANAGEMENT SYSTEM: PROBLEMS AND DEVELOPMENT DIRECTIONS

© 2020

Gorbunova Olga Ivanovna, PhD in Engineering, Associate Professor, Associate Professor of the Department of engineering and economic training Kulagina Anna Nikolaevna, student majoring in «Forest Management»

Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin street, 11 e-mail: kulaga1996@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to research of current situation in the forest sector of Russia in aspect of assessing the key problems of forestry and the forest management system. In terms of environmental degradation, huge attention should be paid to the principles of natural resources sustainable management. Implementation of approaches and principles of sustainable forest management allows the exploitation of forests without causing enormous damage to the environment. In Russia it is necessary to solve a number of key forestry problems for transition to sustainable forest management. In the article the role of forestry in the economy of the country was reviewed and the most pressing issues in the present forest management system were identified. It was determined that the annual allowable cut applies on a small scale in the Russian Federation. It was revealed that the poor involvement of soft-leaved species in the annual allowable cut is caused by the lack of necessary facilities for their deep processing in the domestic forest industry. The age structure of the forest fund of Russia was characterized and compared by federal districts. The main reasons of forest area reducing were identified, and the dynamics of the forest fires area and the volume of illegal logging were considered. To assess the situation in the field of reforestation, the dynamics of volumes and areas of reforestation works were given on the example of the Irkutsk region. It was noted that the imperfection of the Russian forest legislation determines the current state of this field. There is a need to implement the principles and tools of sustainable forest management in the forestry of Russia, which requires the development of mechanisms for the transition to an effective forest management system.

Keywords: forest management system, sustainable forest using, problems of forestry, forest fires, illegal logging, reforestation, forest legislation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития систем природопользования большое внимание уделяется реализации принципов устойчивого управления. Процесс перехода к устойчивому развитию представляет собой сложный комплекс мероприятий и решений, направленных на соблюдение баланса экономических, экологических и социальных аспектов деятельности. Для ситуации, которая характеризует современное состояние лесного хозяйства страны, важными также являются задачи по формированию нового образа мышления, что позволит осознать принципы устойчивого лесопользования и реализовать переход к более совершенной форме ведения лесного хозяйства на основе системы устойчивого управления лесами. В последние годы произошли существенные изменения

в системе лесопользования, а именно, в правовых, экономических, организационных, структурных, социальных и экологических элементах. Основное содержание этих перемен состоит в снижении роли лесного сектора в экономике страны и лесных регионов из-за развития его «сырьевой» направленности, в уменьшении его и без того низкой конечной результативности.

Для лесного хозяйства России в качестве ключевых задач следует рассматривать неистощительное и непрерывное использование лесов, высокий уровень воспроизводства лесных ресурсов и поддержание биоразнообразия лесных экосистем. Как отмечают авторы статьи [1], система управления природными ресурсами, в том числе и лесными, определяется поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории. Таким образом, система управления лесными ресурсами долж-

l84

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

экономические науки

О

Горбунова Ольга Ивановна, Кулагина Анна Николаевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ...

на учитывать характер лесного потенциала и существующую специфику лесопользования на региональном и федеральном уровнях.

Реализация подходов и принципов устойчивого ле-соуправления позволит эксплуатировать леса, не нанося колоссального ущерба окружающей среде. Но для перехода к устойчивому управлению лесами в России необходимо решить ряд ключевых проблем лесного хозяйства.

Несовершенство системы лесоуправления в нашей стране является актуальным вопросом, требующим безотлагательных мер, что подтверждается наличием в национальных проектах, утвержденных майскими указами президента РФ, пунктов, предусматривающих увеличение лесовосстановительных работ и уменьшение ущерба от лесных пожаров.

Федеральный проект «Сохранение лесов» с общим финансированием 151 млрд руб. входит в Национальный проект «Экология». В качестве целевого показателя проекта установлено достижение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 г. Величина показателя, характеризующего отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, на конец 2019 г. должна достигнуть 64,4%, что на 2,1% больше базового значения [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-торых обосновывается автор. Исследованию сложившейся ситуации в лесном хозяйстве России и изучению проблем в системе управления лесами страны посвящены работы многих авторов. Необходимость перехода к устойчивому лесопользованию обосновывалась в работах Г.Д. Русецкой [1], Е.Н. Абаниной [3] и А.П. Ковалева [4]. Проблема недобросовестного проведения санитарных рубок была рассмотрена в статье А.А. Изместьева [5]. Вопросы, связанные с лесными пожарами, обсуждаются авторами Г.В. Давыдовой и Е.В. Болдановой [6], которые также в своих статьях освещают проблемы проведения лесовосстановления [7, 8, 9]. Правовые вопросы в области лесных отношений рассматривали Н.Г. Жаворонкова и Г.В. Выпханова [10], а А.А. Дружинина и И.С. Зиновьева в своей работе уделили внимание разногласиям в схемах управления лесами на региональном уровне [11]. Актуальная в современной России проблема незаконных рубок поднималась в работе Е.П. Кузьмичева [12].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данной работы - выявить основные проблемы в сфере лесного хозяйства Российской Федерации, отражающие неэффективность государственной системы управления лесными ресурсами, и исследовать тенденции развития лесного сектора страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- оценить роль лесного хозяйства в экономике страны;

- проанализировать уровень использования расчетной лесосеки и ее структуру;

- дать характеристику возрастной структуре лесного фонда и выявить факторы, влияющие на нее;

- определить причины сокращения лесных площадей в РФ;

- охарактеризовать влияние лесного законодательства на лесохозяйственную деятельность.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Введение неистощительного лесопользования возможно только при совершенствовании системы управления лесами в нашей стране, а для этого необходимо решить ряд проблем, существующих в лесном хозяйстве РФ.

Наша страна обладает колоссальным лесоресурсным потенциалом, заключающимся в огромных лесных территориях (площадь земель лесного фонда на 01.01.2018

составила 1 184,5 млн га, 794,7 млн га из которых покрыты лесной растительностью) и больших запасах древесины - 82,8 млрд м3 [13]. Но этот потенциал не соответствует роли лесопромышленного комплекса в экономике России [14]. Подтверждением этой ситуации является преобладание в экспорте необработанной древесины (кругляка) и лесоматериалов первичной обработки, а также недостаточное развитие лесоперерабатывающей промышленности и отсутствие необходимых для малоотходного производства технологий и мощностей. В 2018 г. было заготовлено 220 млн м3 древесины, 144,5 млн м3 (или 65,7%) из которых были использованы для производства необработанного леса [15].

Неэффективное использование лесных ресурсов России является следствием сложившейся системы лесопользования, существующей еще с советских времен. И одной из самых острых проблем реализации такой системы можно считать невысокую эффективность данного сектора экономики. До 2016 года расходы из бюджета страны на развитие и поддержку лесной отрасли превышали общий доход по России, состоящий из платежей за лесопользование, штрафов за нарушение лесного законодательства и прочих доходов федерального бюджета [16]. Только в 2016 году была достигнута «точка безубыточности»: на 1 рубль федеральных субвенций в ЛПК пришлось 1,1 рубль дохода от использования лесов. В 2017 и 2018 годах этот показатель достиг 1,2 и 1,3 соответственно, демонстрируя тренд на повышение [17].

Также следует отметить, что использование расчетной лесосеки в РФ находится на низком уровне. В целом по стране в 2016 г. этот показатель составил 213,8 млн м3 от 703,8 млн м3 (30,4%) допустимой заготовки древесины [18]. В лесных регионах, таких как Красноярский край и Иркутская область, средний процент использования расчетной лесосеки за 2009-2017 гг. составил 17,6% [19] и 48% [20] соответственно. Еще одним фактором, подтверждающим неполное использование лесоресурс-ного потенциала, является недостаточное вовлечение мягколиственных пород в составе расчетной лесосеки и результатах ее освоения по сравнению с хвойными породам. Это связано с отсутствием необходимых мощностей глубокой переработки такой древесины в отечественной лесной промышленности [14].

Освоение наиболее продуктивных лесов и преобладание сплошных рубок, а также некачественное проведение выборочных рубок привело к накоплению низкотоварных насаждений и уменьшению площадей вы-сокобонитетных спелых и перестойных хвойных лесов [4]. Например, в Красноярском крае в период с 2008 по 2017 гг. сплошные рубки составили 94% от общих объемов рубок [19]. В итоге лесной фонд страны и регионов, обладающих значительным лесосырьевым потенциалом, меняет свою структуру. Наиболее продуктивные леса в настоящее время занимают 16% лесных площадей страны [16]. А возрастная структура лесного фонда характеризуется преобладанием переспелых древостоев (рисунок 1). Этому также способствует отсутствие необходимой инфраструктуры, в том числе лесных дорог, что затрудняет доступ ко многим перспективным, но территориально удаленным лесным участкам [7, 9]. В лесных планах регионов отражена транспортная доступность лесов и их обеспеченность транспортными путями, которая демонстрирует сложившуюся ситуацию по данной проблеме [19, 20].

В последние десятилетия в России наблюдается тенденция ежегодного уменьшения площади лесных насаждений. Это связано с наличием ключевых проблем лесного хозяйства страны, а именно: масштабных лесных пожаров и незаконных рубок.

Ситуацию с лесными пожарами в России следует характеризовать как проявление экологической катастрофы в масштабах всей страны и ее не стоит рассматривать как региональную проблему только сибирских и дальневосточных субъектов РФ.

Gorbunova Olga Ivanovna, Kulagina Anna Nikolaevna

THE IMPROVEMENT OF FOREST MANAGEMENT SYSTEM .

economic sceinces

Лесные пожары являются самой распространенной причиной гибели древостоев. Общая площадь погибших лесных насаждений от пожаров в РФ в 2017 г. составила 96,4 тыс. га, что составляет 49,38% от всей площади погибших лесных насаждений в стране [21].

Таблица 1 - Объемы незаконных рубок в России в период 2013-2018 гг., тыс. м3

Российская Федерация <4,43 Центральный ФО 6,72

Северо-Западный ФО 4.72 Южный ФО 6,81 С««ро-Кавкакк1й1 ФО I.J7

Приволжский ФО g.99 Уральский ФО "1,05

Сибирский ФО 3.58 Дл'гьнсйостечныйФО 4.92

ОН 1

24.7» 14.43 36,81 17.68 12ЛЗ 33.SÎ 39.36

33.12

24.S 15.83

23.73 14.73

25.15 11.71

14.64 14,23

44.7 44,84

38,79

20**

ЗОИ

ÎÎJ2 57.96 58,22

70й.

Число случ*«| юч««к>

о фоилл. праПлелиля леогммн похлраии. лмс. гп ом mu лесных пожаре» ия тсмлчх лес и о го фонлп, ед.

Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Объем незаконных рубок. 1 082 1 308 1 208 1 647 1 694 1 060

Доля в обшей заготовке дре- 0,56 0.64 0.59 0,77 0,80 0.44

Рисунок 1 - Структура запасов древесины в лесах по возрастному составу в разрезе федеральных округов Источник: составлено авторами по данным [21]. Огромные масштабы и разрушительные последствия лесных пожаров последних лет в нашей стране - это результат недостаточной проработанности в законодательных актах вопросов, связанных с пожарной безопасностью (рисунок 2). Ярким примером может служить сложившаяся в Сибири летом 2019 г. чрезвычайная ситуация с масштабными пожарами. «Слабым звеном» в лесном законодательстве в данном случае оказалось ле-сопожарное зонирование. Существующая методика зонирования включает труднодоступные и экономически неперспективные лесные территории в зоны контроля, в которых пожар можно не тушить. Но к этим зонам также относят и находящиеся близко к населенным пунктам леса, что является недопустимым.

Источник: составлено авторами по данным [12, 21, 22, 23, 24].

Для решения проблемы потерь лесных насаждений от пожаров и незаконных рубок необходимо проводить качественное лесовосстановление, а также увеличивать площадь, покрытую лесом, за счет лесоразведения. Но в настоящее время уровень лесовосстановительных работ в Российской Федерации является низким. На примере Иркутской области (рисунок 3) можно увидеть, что площадь выполненных лесовосстановительных работ составляет всего 10% (2018 г.) от общей площади лесных земель, требующих их проведения. Низкая эффективность этого вида деятельности связана с отсутствием необходимой материально-технической базы, недостатком квалифицированных кадров в государственных контролирующих организациях и невысокой заинтересованностью лесопользователей, т.к. эти работы дают видимые результаты как минимум только через 50 лет после их проведения.

«,5 ■

■ Площади требуемы*

Выполненное лесошксланокленне, г

Рисунок 2 - Динамика числа случаев возникновения лесных пожаров и площади земель, пройденных пожарами, на землях лесного фонда, 2010-2017 гг.

Источник: составлено авторами по данным [21].

Несмотря на то, что пожары являются естественных и закономерным звеном процесса развития лесных экосистем, их последствия чаще всего несут негативный характер. Это проявляется не только в угрозе биоразнообразию лесной фауны и уничтожении древесины, которую можно было бы использовать в хозяйственных целях, но также и в нанесении вреда здоровью человека, которое вызывается задымлением воздуха в населенных пунктах возле очагов пожаров.

Проведение незаконных рубок также является одной из основных причин сокращения лесопокрытых территорий в РФ. Масштабы потерь от подобных правонарушений представлены в таблице 1. К этому еще добавляется неправомерное проведение санитарных рубок [5], приводящее к превышению необходимого объема изъятия древесины. В итоге, механизм, который должен способствовать более эффективному развитию лесов и повышению их продуктивности, приводит к снижению ключевых показателей хозяйственной ценности насаждений.

Рисунок 3 - Площади лесовосстановительных работ в Иркутской области

Источник: составлено авторами по данным [8, 20, 25].

Проблему недостатка и плохого качества лесовосстановительных работ можно было бы решить, внеся изменения в главный лесной закон. В настоящем ЛК РФ арендаторы должны проводить работы по восстановлению вырубленного леса собственными силами и за свои средства. Ранее (в Лесном кодексе 1997 года) в этих вопросах им обязаны были помогать лесхозы, сейчас данный вопрос не прописан в законодательстве [3]. Отсюда вытекает проблема некачественного проведения лесовосстановительных работ, иногда связанная с простым незнанием современных технологий лесохозяй-ственной деятельности, а иногда с нежеланием должного выполнения этой работы и проведением ее лишь для отчетности. Следует констатировать, что в Российской Федерации арендаторы не мотивированы на проведение качественного лесовосстановления и ведение неистощи-тельного использования лесов.

Несовершенство законодательства - один из важнейших аспектов, который приводит к такому количеству проблем в лесной сфере. Во-первых, многие статьи Лесного кодекса Российской Федерации могут неоднозначно толковаться и, следовательно, применяться [26]. Это приводит к большому количеству поправок и изменений, вносимых в главный лесной нормативно-правовой акт. За последние пять лет (с 2015 г.) было внесено 19 поправок [27]. Таким образом, следует отметить, что отсутствие стабильности в лесном законодательстве приводит к появлению множества правонарушений и поиску «слабых мест».

186

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

экономические науки

Горбунова Ольга Ивановна, Кулагина Анна Николаевна О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ...

Во-вторых, как правило, отсутствует общепринятая система организации региональных органов управления лесами. Существует большое многообразие форм структурной организации, а следовательно нет качественного взаимодействия между иерархическими уровнями системы лесоуправления [11]. Из этого вытекает отсутствие четко установленных и общепринятых обязанностей и функций лесничеств, лесопарков и других территориальных единиц.

Выводы исследования. Таким образом, в результате выполненного исследования было установлено, что ситуация в лесном хозяйстве РФ характеризуется наличием целого ряда проблем. С 2016 года лесной сектор страны начинает приносить незначительный доход. Тем не менее, отрасль испытывает дефицит финансирования по стратегическим направлениям развития. Это является причиной невысокой эффективности системы управления лесами.

Отсутствие действующих механизмов устойчивого лесопользования в России является одним из факторов неполного использования лесоресурсного потенциала страны. Это проявляется как в низком уровне использования расчетной лесосеки в России, так и в отставании мягколиственных пород от хвойных в ее составе. Освоение только наиболее продуктивных насаждений и наличие фактора слабой транспортной инфраструктуры многих лесных территорий приводит к накоплению лесов IV и V классов бонитета, что, в свою очередь, понижает перспективы развития лесной отрасли.

Все вышесказанное осложняется ежегодным сокращением лесных площадей. Одним из факторов, влияющим на это сокращение, выступают лесные пожары, являющиеся причиной уничтожения почти половины погибших лесов. Такие факторы, как незаконные рубки и необоснованное проведение санитарных рубок, также оказывают очень большое влияние на уменьшение площади лесов. К тому же низкий уровень лесовосстановле-ния по всей стране не позволяет перекрыть негативные эффекты данных явлений. Несовершенство лесного законодательства РФ увеличивает масштабы разбаланси-ровки системы управления лесами.

Таким образом, в лесном хозяйстве России назрела необходимость внедрения принципов и инструментов устойчивого лесоуправления, что требует разработки механизмов перехода к системе эффективного лесопользования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белых О.А. Оценка эффективности инструментов реализации принципов устойчивого управления лесными системами в восточной Сибири / О.А. Белых, Г.Д. Русецкая //Лесной вестник. ForestryBulletin.

- 2019. - Т. 23, № 1. - С. 5-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс]-М., 2019. - Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih. Pdf

3. Абанина Е.Н. Рациональное природопользование и восстановление природных ресурсов: проблемы теории и практики / Е.Н. Абанина, ЕА. Тарасова // Право. Законодательство. Личность.

- 2014. - № 1 (18). - С.102-107.

4. Ковалев А.П. Лесные ресурсы ДВ и перспективы неистощи-тельного пользования / А.П. Ковалев, А.Ю. Алексеенко //Материалы науч.-техн. конф. «Леса России: политика, промышленность, наука, образование» 23-24 мая 2018. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 150-152.

5. Изместьев А.А. Институциональные возможности повышения прозрачности и эффективности санитарных рубок лесхозов в рамках действующего законодательства / А.А. Изместьев // Управленец. - 2015. - № 4 (56). - С. 4-8.

6. Давыдова Г.В. Исследование динамики количества и площадей лесных пожаров в Иркутской области /Г.В. Давыдова, Е.В. Болданова // Global&RegionalResearch. - 2019. - Т. 1, № 3. - С. 241-246.

7. Болданова Е.В. Многомерная характеристика влияния плотности лесных дорог на объем лесовосстановления и площадь лесных пожаров /Е.В. Болданова, Е.Ю. Богомолова, Г.В. Давыдова //Известия Байкальского Государственного Университета. - 2017. - Т. 27, № 3.

- С. 350-358.

8. Давыдова Г.В. Леса Иркутской области: есть ли баланс между выбытием и восстановлением? / Г.В. Давыдова, И.В. Ласкин // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. - 2018. - № 3 (363) . - С. 65-76.

9. Богомолова Е.Ю. Влияние плотности лесных дорог на

объем и качество лесопромышленных и лесохозяйственных работ / Е.Ю. Богомолова, Г.В. Давыдова // Известия Байкальского Государственного Университета. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 284-290.

10. Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношений / Н.Г. Жаворонкова, Г.В. Выпханова // LexRussica (Русский закон). - 2018. - № 2 (135). - С. 78-93.

11. Дружинина А.А. Проблемы управления лесными ресурсами на современном этапе / А.А. Дружинина, И.С. Зиновьева // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-1. - С.130-131.

12. Кузьмичев Е.П. Объемы незаконных рубок лесных насаждений в Российской Федерации /Е.П. Кузьмичев, И.Г. Трушина, Е.В. Лопатин //Лесохозяйственная информация. - 2018. - № 1. - С. 63-77.

13. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб. / Росстат. - Р76М., 2018 - 694 с.

14. Иванов О.П. Государственное управление природными ресурсами: учеб.пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: СибАГС, 2004. - 444 с.

15. Экспорт необработанной древесины как угроза российскому лесу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lesprominform. ru/jarticles.html?id=5251

16. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». - М.: Минприроды России; НИА-Природа. - 2016. - 639 с.

17. Доходы федерального бюджета от использования лесов за последние 5 лет выросли в России на 82%, или на 14,5 млрд руб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mnr.gov.ru/ press/news/dokhody_federalnogo_byudzheta_ot_ispolzovaniya_lesov_za_ poslednie_5_let_vyrosli_v_rossii_na_82_ili_n/

18. Использование лесов в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://proderevo.net/industries/forestry/ ispolzovanie-lesov-v-rossijskoj-federatsii.html

19. Указ губернатора Красноярского края от 21декабря 2018 г. №332-уг «Об утверждении лесного плана Красноярского края».

20. Указ губернатора Иркутской области от 29 мая 2019 г. №112-уг «Обутверждении лесного плана Иркутской области на 2019-2028 годы».

21. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». - М.: Минприроды России; НПП «Кадастр». - 2018. - 888 с.

22. За незаконный оборот древесины и рубки лесных насаждений в 2018 г. возбуждено порядка 5 тысяч уголовных дел [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mnr.gov.ru/press/news/za_ nezakonnyy_oborot_drevesiny_i_rubki_lesnykh_nasazhdeniy_v_2018_g_ vozbuzhdeno_poryadka_5_tysyach_u/?special_version=Y

23. Кто в лес, кто по дрова: как вырубают Россию[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.gazeta.ru/ business/2018/08/07/11887651.shtml

24. Открытые данная Федерального Агентства Лесного Хозяйства. Объем заготовленной древесиныпо итогам 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosleshoz.gov.ru/ opendata/7705598840-WoodVolume

25. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2018 году». - Иркутск: ООО «Мегапринт», 2019 г. - 307 с.

26. Янюшкин С.А. Проблемы лесного законодательства Российской Федерации / С.А. Янюшкин //Вестник КрасГАУ. - 2009. -№ 10 (37). - С. 150-151.

27. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]; от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // КонсультантПлюсонлайн - Некоммерческие интернет версии системы Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64299/

Статья поступила в редакцию 27.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.