УДК 343.82 A.M. KISELYOV
ББК 67.409.021
К44 THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE DECISIONS,
ITS VALUE FOR THE ORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF DIVISIONS OF THE PENAL SYSTEM
AND THE REQUIREMENTS TO IT
Аннотация: в статье рассматривается понятие управленческогорешения, раскрывается его значение для организации деятельности подразделенийуго-ловно-исполнительной системы и основные требования к нему.
Ключевые слова: понятие управленческогорешения, принятие решений, значение управленческого решения, требования к управленческому решению.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ *
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ, ЕГОЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
Annotation: The article deals with the concept of administrative decisions, its value for the organization of the activity of divisions of the penal system and the main requirements to it.
Keywords: concept of administrative decisions, decision-making, value of administrative decisions, requirements to the administrative decisions.
В управлении органом, учреждением, отделом, службой (далее - подразделением) уголовно-исполнительной системы (УИС) принятие решений осуществляется руководителями различных уровней, при этом оно имеет достаточно формализованный характер, так как решение, как правило, касается не одного лица, а подразделения или органа в целом.
Принятие решений в любом подразделении УИС может трактоваться как:
• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая начальником;
• поведение руководителя (руководства), основанное на фактах и ценностных ориентациях;
• процесс взаимодействия сотрудников подразделения;
• выбор альтернатив в рамках социального (криминального и т. д.) состояния оперативной обстановки;
• часть общего процесса управления;
• неизбежная часть ежедневной работы руководителя (начальника).
Принятие решений - это важнейшая функция руководителя. При принятии решения он использует весь имеющийся у него опыт профессиональной работы, знания, результаты, анализ конкретной ситуации. Эффективное управленческое решение - сплав профессионализма и искусства управленца, поскольку, как справедливо считают ведущие специалисты в области управления персоналом, принятие решений является одновременно и наукой, и искусством.
* Доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Управление
Управление
Решения, принимаемые руководителем должны быть нацелены на перспективу, поэтому в момент принятия решения далеко не всегда с уверенностью можно предсказать результат предпринимаемого действия, в какой степени оно будет обеспечивать достижение цели, стоящей перед подразделением.
Анализируя развитие науки управления, нетрудно заметить, что теория эволюционирует к разработке современных технологий принятия решений. Решения определяют такие направления, как управление на основе контроля за их исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого в будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление путем гибких экстренных решений.
Наукой в XX в. разработана новая область знаний - теория принятия решений. Изначально возникшая при решении военно-стратегических задач, она распространилась и на другие области управления. Сегодня существует научная база для принятия качественных управленческих решений.
Проблема принятия решений в системе Федеральной службы исполнения наказаний имеет фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения как в системе в целом, так и в ее подразделениях в частности, так как выбор способа действий руководителем любого ранга - это результат комплексной увязки различных аспектов: правового, экономического, информационного, психологического, логического, организационного, математическощ технического и т. д. Синтезируя различные аспекты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном счете приводит к достижению постав -ленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которых уголовно-исполнительная система как единое целое функционировать не сможет.
Управленческое решение в органе (подразделении) представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуума или группы), определяющий программу деятельности персонала по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Для того чтобы решение было понятным для всех участников управленческой деятельности, ему должна быть придана общезначимая форма, после чего оно сможет играть регулятивную
роль. Процедура оформления решений неразрывно связана с разработкой их содержания.
Особо следует остановиться на правовой форме управленческого решения. Придание решению правовой формы, по мнению Н. Кар-данской, не может рассматриваться как заключительная стадия решения, а является его органичным элементом, определяющим границы самостоятельности и ответственности субъектов, содержание и последствия принятых решений. Совмещение сторон деятельности субъектов управления, связанных с оценкой обстановки и выбором времени для действий с юридическими нормами, обеспечивает в деятельности этих субъектов как активный поисковый элемент, творческую оценку явлений, динамизм и оперативность в работе, так и строгую согласованность с другими звеньями управления и другими решениями1.
От того, насколько качественно подготовлено управленческое решение, зависит не только степень эффективности управляющего воздействия органа управления на управляемый объект, например исправительное учреждение, но и организация выполнения управленческих решений и контроль за их исполнением. Иными словами, от качества подготовки управленческих решений в значительной степени зависит эффективность деятельности подразделений УИС.
Таким образом, под управленческим решением следует понимать развернутый во времени организационно-правовой, логико-мыслительный и эмоционально-психологический акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.
Любой орган управления УИС несвободен в выборе решения. Принятое решение не означает победу, так как оно тщательно изучается различными группами по интересам, средствами массовой информации, которые способны существенно влиять и создавать общественное мнение вокруг принятого решения. В связи с этим при принятии решения следуетпредвидеть последствия возможностей его отмены. Одни решения могут быть отменены без существенного ущерба для деятельности подразделения, а другие нет. Отмена решения обычно осуществляется в связи с переориентацией направлений деятельности того или иного учреждения или, что, к сожалению, случается намного чаще, некачественной их подготовкой.
Управленческое решение, по сути, является планом ликвидации проблемы. В данном случае
под проблемой понимается ситуация, характеризующаяся различием существующего состояния в объекте управления с желаемым или необходимым или наличие неиспользованных возможностей. Для решения проблемы необходимо ответить на следующие основные вопросы:
• Что делать?
• Как делать (какую использовать технологию)?
• В какие сроки?
• Кто исполнители?
• Что иметь в результате?
Поскольку время, ресурсы и другие возможности для решения проблемы у руководителя органа (учреждения) УИС, как правило, ограничены, следуетранжировать (определять важность, весомость) проблемы по их актуальности, степени риска и масштабности.
Для того чтобы быть эффективным, управленческое решение, принимаемое руководителями подразделений УИС, должно удовлетворять ряду требований:
1) быть реальным (исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени);
2) содержать механизм реализации (включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений);
3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;
4) готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных, например чрезвычайных, ситуаций;
5) быть реализуемым (не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов);
6) быть гибким (изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий);
7) предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.
Только при соблюдении этих требований в каждом отдельно взятом подразделении УИС можно будет с уверенностью говорить об эффективности управленческой деятельности в системе в целом.
1 См.: КарданскаяН.Л. Принятие управленческогорешения учебник М., 1999. С. 32-33.
Управление