Научная статья на тему 'Понятие уголовно-правовой политики в контексте исторического опыта отечественной юридической науки'

Понятие уголовно-правовой политики в контексте исторического опыта отечественной юридической науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1095
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / МЕТОД УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / CRIMINAL POLICY / CRIMINAL AND LEGAL POLICY / SUBJECT-MATTER OF THE CRIMINAL AND LEGAL POLICY / METHODS OF CRIMINAL AND LEGAL POLICY / STATE POLICY OF COUNTERACTION TO CRIMINALITY / NATIONAL LEGAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевина Марина Анатольевна

В статье приводится ретроспективный анализ научных позиций отечественных юристов относительно содержания термина «уголовно-правовая политика», соотносятся понятия уголовной и уголовно-правовой политики, определены признаки, предмет уголовно-правовой политики государства, методы ее формирования и осуществления. Выделяются основные этапы в развитии отечественной науки в части изучения уголовно-правовой политики, указаны особенности каждого из периодов, дается оценка степени изученности поставленной научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of a Criminal and Legal Policy in the Context of Historical Experience of National Legal Science

content of the term criminal and legal policy, correlates the concepts of criminal and criminal and legal policy, determines the characteristics, the subject-matter of the criminal and legal policy of the state, the methods of its formation and implementation. The author points out the main stages in the development of the national science as for the study of criminal and criminal and legal policy, specifies the peculiarities of each of these periods, estimates the state of knowledge degree of the set up problem.

Текст научной работы на тему «Понятие уголовно-правовой политики в контексте исторического опыта отечественной юридической науки»

Ретроспективы

УДК 342.5 © М. А. Кожевина, 2012

Понятие уголовно-правовой политики в контексте исторического опыта отечественной юридической науки

М. А. Кожевина *

В статье приводится ретроспективный анализ научных позиций отечественных юристов относительно содержания термина «уголовно-правовая политика», соотносятся понятия уголовной и уголовно-правовой политики, определены признаки, предмет уголовно-правовой политики государства, методы ее формирования и осуществления. Выделяются основные этапы в развитии отечественной науки в части изучения уголовно-правовой политики, указаны особенности каждого из периодов, дается оценка степени изученности поставленной научной проблемы.

Ключевые слова: уголовная политика, уголовно-правовая политика, предмет уголовно-правовой политики, метод уголовно-правовой политики, государственная политика противодействия преступности,

отечественная юридическая наука.

«Проблемы уголовной политики в настоящее время волнуют... всех — и специалистов-ученых, и специалистов-правоприменителей, и органы власти и управления, и различные политические движения, и простых людей . Почти все сходятся в одном: с уголовной политикой в стране плохо, а возможно, ее и вовсе нет, она переживает если не кризис, то совсем не лучшие времена», — ссылаясь на ведущих специалистов в области уголовного права и криминологии, отмечает профессор Н . А . Лопашенко 1 . Заявление, особенно во второй его части, прямо скажем, в духе времени . К сожалению, становится традицией, отмечая суровые, трудные времена для нашего государства, сетовать на глубокий кризис во всех сферах общественной жизни, оправдывая пассивность, а может быть, и чью-то несостоятельность Наука, в том числе и юридическая, не является исключением 2 . Однако возразим уважаемым коллегам словами известных литературных героев: «Времена всегда одинаковые» .

Действительно, современные общественные процессы, которые переживает Российское госу-

дарство, связаны с серьезными идеологическими, политическими, экономическими и иными трансформациями . Кризис — неотъемлемая часть человеческого бытия . Признание кризиса — это только констатация факта, это не «плохо», а повод для глубоких и всесторонних исследований привычных явлений . По своей природе кризис есть необходимая предпосылка поступательного развития науки . Это период ломки старой науки и активного поиска ее нового образа, соответствующего изменившимся реалиям Кризис указывает на то, что признанные всеми научные модели уже не в состоянии удовлетворительно объяснить полученные научным сообществом новые результаты . Усиливается разрыв между эмпирическими данными науки и ее теоретическими конструкциями 3 . Юридическая наука как особый социальный институт и сфера формирования новых знаний о праве находится в центре этих преобразований, при этом обнаруживается большое количество вопросов, разрешение которых возможно лишь при условии методологической рефлексии гуманитарного знания

Постоянный автор нашего журнала .

*

В подтверждение своих размышлений предлагаем посредством ретроспективного метода погрузиться в историю исследования одной, действительно важнейшей и, пожалуй, как бы это ни звучало тривиально, вечной проблемы — уголовно-правовой политики государства. Дореволюционные отечественные юристы, несмотря на «сложность времени и жизни», небеспочвенно критикуя современное им Российское государство, активно дискутировали по поводу перспектив развития науки и государства, формировали новые научные направления, определяя их предмет и метод Достойный пример для современников

Итак, в XV в . была обнаружена и опубликована «Книга злодеяний» итальянского юриста А . Ганди-ни, написанная им приблизительно в 1262 г. (в некоторых источниках указывается 1285 г.) . Именно с этим фактом юристы связывают начало развития уголовного права как самостоятельной научной дисциплины в западно-европейском правоведении Российская юридическая наука, в отличие от европейской, начинает складываться лишь в конце XVIII в . До этого времени юриспруденция имела исключительно прикладной характер. Современные исследователи считают первым теоретиком отечественного уголовного права Екатерину II, которая в Наказе Уложенной комиссии, анализируя труды Монтескье, Беккариа, Бельфельда, Юсти и французских энциклопедистов, сформулировала основные принципы уголовно-правовой политики Российского государства 4. А именно: соответствие уголовных законов естественному праву, утверждение принципов законности в уголовной политике и соразмерности наказания совершенному деянию, требование простоты и понятности законов и т п Ею была обоснована необходимость предупреждения преступлений, проведена их классификация, определены основания криминализации соответствующих деяний, разграничены преступные деяния и аморальные поступки, уголовные и полицейские запреты, уголовное и уголовно-процессуальное право . Признавая компилятивный труд российской императрицы, вряд ли можно в полной мере оценить его как научное сочинение, но нельзя не признать его заметного влияния на развитие юридической мысли в России

Однако даже в середине XIX в. уголовное право как научная дисциплина не приобрело полной автономии Правоведы, следуя европейской традиции, рассматривали его как производную отрасль в рамках гражданского и государственного права. И это особенно удивительно, если учесть специфику развития отечественного законодательства Российские законы, от Русской Правды и до Свода законов Российской империи, отражали весь спектр общественных отношений и механизм пра-

вового регулирования прежде всего через призму уголовно-правовой нормы Гражданское законодательство, а равно и государственное, как самостоятельные системы не сложились Более того, самобытность русского права и незначительное влияние на его развитие римского права, положенного в основу европейской цивилистики, признавалась всеми отечественными правоведами 5 . Н . С . Таган-цев считал, что даже издание Свода законов Российской империи не оживило развития отдельных отраслевых наук, оно в большей степени повлияло на историко-юридические исследования, а в середине XIX в. «учение о преступлении и наказании излагалось отвлеченно, без соответствующей разработки нашего права. русскому праву отводилось второстепенное место Иначе поставлен этот вопрос в позднейших трудах» 6 .

Можно констатировать, что лишь в начале ХХ столетия уголовное право как отрасль отечественной юридической науки окончательно сформировалась К этому моменту изучение догмы уголовного права достигло такого уровня, что возникла потребность расширить границы научных изысканий и вычленить в качестве самостоятельной научную дисциплину «уголовная политика» . В этой связи среди правоведов развернулась полемика о содержании самого понятия

В научных кругах принято считать, что термин «уголовная политика» первым употребил А . Фейербах в 1804 г. в труде «Уголовная юриспруденция Корана» 7. Он определял уголовную политику как науку, которая должна дать уголовному законодателю указания для лучшей организации дела правосудия Появившись в немецкой научной среде, понятие «уголовная политика» затем было заимствовано другими учеными, в том числе и российскими

Размышляя на эту тему сегодня, Н. А . Лопашенко указывает, что «.в современной науке появилась позиция, согласно которой термин «уголовная политика» не совсем корректен при буквальном понимании Так, В А Номоконов отмечает, что он буквально означает преступную, криминальную политику Такого же мнения придерживается и Б Т Разгильдяев Правильнее поэтому вести речь о политике уголовно-правовой Основания для таких выводов, несомненно, есть В то же время термин «уголовная политика» давно устоялся; несмотря на его некоторую условность, воспринимается он всеми однозначно и верно Поэтому считаю возможным использовать оба эти термина — «уголовная политика» и «уголовно-правовая политика». На мой взгляд, и эти термины и содержание, которое в них вкладывается, совершенно идентичны» 8 .

С этой позицией уважаемого профессора можно согласиться, но лишь с некоторой оговоркой

Коль скоро признается некорректность термина, тогда стоит признать этот факт всему юридическому сообществу и отказаться от использования его в современной научной лексике В противном случае мы наблюдаем эффект «бритва Оккама» 9, о чем свидетельствует и дискуссия современных юристов о содержании понятия уголовной политики Предлагается рассматривать его в широком, среднем и узком смыслах 10 . А не проще ли назвать все вещи своими именами? В широком смысле — это политика государства в сфере противодействия преступности (и только), включающая все меры правового, экономического, идеологического и социального характера В узком — это уголовно-правовая политика, представляющая часть первой и являющаяся самостоятельным направлением политики государства, охватывающим, согласно значению термина «уголовно-правовая», сферу права, и, согласно термину «политика», сферу государственной деятельности Именно последняя позиция находилась в центре полемики юристов дореволюционной России . Но, анализируя точки зрения наших соотечественников, не будем забывать, что вопрос обсуждался на рубеже XIX-XX вв . , когда уголовная социология, уголовная антропология, уголовная этиология и т п рассматривались как части уголовного права, позже выделившиеся в самостоятельную научную дисциплину — криминологию Однако этот факт сути дела не меняет Речь идет о содержании понятия, позволяющем отграничить одно понятие от другого, о научной корректности и терминологической недвусмысленности

Одной из первых значимых научных работ в нашей стране, посвященных непосредственно уголовной политике, можно считать диссертацию М . П . Чу-бинского, защитив которую в 1904 г. , он удостоился степени доктора уголовного права. В 1905 г. основные выводы работы нашли отражение в монографии «Очерки уголовной политики Понятие, история и основные проблемы уголовной политики, как составного элемента науки уголовного права»п. Разрабатывая эту тематику, в 1909 г. М . П . Чубинский издал «Курс уголовной политики» 12, ставший первым учебником в системе российского юридического образования по новой научной дисциплине Он так формулирует понятие уголовной политики: «Уголовная политика есть ветвь науки уголовного права, призванная вырабатывать указания для наилучшей постановки в данной стране дела уголовного правосудия, как путем социальных реформ, так и путем создания лучшего уголовного законодательства Поэтому она распадается на политику превентивную и политику репрессивную.» 13 .

В этом контексте правоведом выстраиваются рассуждения о единстве двух составляющих — дог-

матической и социальной — в рамках правовой политики М П Чубинский ставит вопросы: «Возможно ли исключительно юридическое изучение преступления и наказания? Имеет ли такое изучение важность и цену?» 14 При этом в качестве спорных выделяется три аспекта: об ограничении уголовной политики лишь «наилучшей организацией репрессии, оставив заботу о предупреждении преступлений другим дисциплинам»; о формулировании указаний только законодателю или еще и правосудию в деле борьбы с преступностью и об этиологии как основе уголовной политики 15 . Таким образом, М . П . Чубинский очерчивает объем понятия и указывает на основные признаки явления, требующие осмысления и формулирования

Исследуя уголовно-политические учения античности, средневековья, Нового времени, позиции зарубежных и отечественных юристов-современников (особенно глубоко — Э. Ферри. П Дорадо, Ф Листа, Н Таганцева, А Пионтков-ского, Н Сергеевского и др ), он приходит в заключению о том, что «изучение юридической стороны преступления и наказания дает строгую и ясную систематизацию материала, заключающегося в уголовном законодательстве, формулирует ряд вытекающих из него общих принципов, вырабатывает технические приемы, освещает как современное состояние отдельных институтов, так и историческую перспективу их развития и таким образом способствует работе на пользу правосудия и укреплению в жизни начала законности Начало законности, противопоставляемое началам произвольности, усмотрения и т д , есть основной лозунг в жизни правового государства нашего времени.» 16. Кроме того, он отмечает, что социальная составляющая, по меткому выражению Н А Неклюдова, делает уголовную политику «государственной мудростью», «против которой будет бессильна всякая борьба, потому что каждая мера, каждый закон» не будут созданы искусственно, а будут «выработаны жизнью, а жизнь не может противодействовать своим же собственным потребностям и благу» 17 В целом уголовная политика призвана «вырабатывать указания для уголовного законодателя в деле наилучшей охраны правопорядка и целесообразно поставленной борьбы с нею» 18 . В итоге, базируясь на выводах М. П . Чубинского (уголовная политика — это «работа на реальной почве для пользы уголовного правосудия и с верой в идеалы человечеств» 19), можно дать следующее определение уголовно-правовой (уголовной) политики: это законодательная и правоприменительная деятельность государства, представляющая совокупность мер превентивного и карательного характера, направленная на урегулирование уголовно-правовых отношений .

К аналогичным выводам приходит С. К . Гогель . В 1910 г. выходит его труд «Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией» 20 . С . К . Гогель указывал, что догма уголовного права является лишь юридической формой действительной жизни и не может быть состоятельной в решении задачи «освещения существующей преступности, ея причин, конечно, и мер борьбы с преступностью» 21

Значимость исследования С. К. Гогеля заключается в том, что автор обосновал и развил основные критерии уголовно-правовой политики государства . С. К. Гогель писал: «Оценивать меры борьбы с преступностью уголовная политика может только с точки зрения соответствия их и целесообразности их для борьбы с тем злом и его причинами, которые выясняет уголовная социология» 22 Он одновременно указывал на то, что средства уголовной политики не должны вступать в противоречие с правами человека и личности: «.исходя из положений уголовной социологии о наличности известного социального зла и строя по соображениям целесообразности свои предположения в устранение или ослабление этого социального зла, она не может никоим образом принимать во внимание только одни соображения целесообразности и считать, что все, что целесообразно, вместе с тем и допустимо, и может быть предложено Она должна, безусловно, считаться с требованиями правового государственного строя и прежде всего с правами человеческой личности» 23

Он считал, что политика должна быть целенаправленной, эффективной, опираться на современную науку В качестве основных методов формирования уголовно-правовой политики государства он, как и М . П . Чубинский 24, выделял уголовную социологию, уголовную этиологию, уголовную статистику, формально-логический метод, исторический и метод сравнительного правоведения 25 .

В ряду исследователей категории уголовноправовой (уголовной) политики государства следует назвать и А А Пионтковского Он рассматривал ее в контексте уголовного права и определял как «отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучение средств борьбы с преступностью, задачей — целесообразное построение этих средств» 26 Все средства борьбы с преступностью А А Пионтковский сводил к трем группам: лечению, воспитанию и наказанию 27 Показательны приоритеты, расставляемые А А Пионтковским, на первом месте — лечение преступности как социальной болезни, затем — воспитание граждан и лишь на последнем месте — наказание как мера воздействия.

Таким образом, в понимании отечественных юристов начала XX в. уголовная политика пред-

ставлялась как часть уголовного права, призванная изучать и вырабатывать меры по организации правосудия, репрессивные и превентивные средства борьбы с преступностью на основе научного анализа ее причин . И, несмотря на то что С. К. Гогель в своей работе заключал: «.еще много работы, в особенности на некоторых полях нашей науки, поэтому выводы, делаемые в нашей науке, пока далеко не окончательны.» 28, все последующие периоды в развитии отечественной юридической науки связаны лишь с углублением и расширением понятия уголовно-правовой политики и мало что нового внесли в научную позицию, сложившуюся в начале ХХ в

Своеобразием отличается советский период Так, проблемами уголовной политики занимался сын Андрея Антоновича Пионтковского — Андрей Андреевич Пионтковский Подчеркивая важность уголовной политики для новой власти, впрочем, как и всех общественных наук, имеющих политическую составляющую, он в конце 1920-х гг. писал: «Превращение уголовной политики пролетарского государства в науку является важнейшей задачей современной марксистской теории уголовного права» 29 Идеология марксизма коснулась и теории уголовного права, новые политические реалии создали своеобразный «социальный» заказ на новую уголовноправовую концепцию, укладывающуюся в рамки господствующей политической доктрины В этом свете, уделяя политическому элементу большое внимание, советские ученые ставили перед собой задачу развить уголовную политику из отрасли уголовного права в самостоятельную научную дисциплину в системе юридических наук

Н. И . Скрыпник, автор одной из первых в СССР работы, посвященной уголовной политике, определял предмет данной политики как: «совокупность мер и действий, при помощи которых класс, держащий власть в государстве, проводит свою власть, обеспечивает ее сохранность» 30 Суть советской уголовной политики определял и А . Я . Эстрин: «.основные вопросы уголовной политики — вопрос о целях уголовной репрессии, вопрос о критериях и методах определения рода и меры репрессии каждому конкретному осужденному» 31. Позже, в 1980-е гг. , эту мысль развивает Н А Беляев «Советская уголовная политика, — пишет он, — это основанное на объективных законах развития социалистического общества направление деятельности государственных и общественных органов и организаций по охране интересов трудящихся от преступных посягательств путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, их совершившим, а также путем предупреждения преступлений при помощи

угрозы применения наказания» 32 Или: «Часть социальной политики в области борьбы с преступностью, которая связана с применением наказания в качестве средства борьбы с преступностью, носит название уголовной политики» 33

А Я Эстрин и Н А Беляев в уголовной политике определяют наказание основной мерой борьбы с преступностью «Сущность советской уголовной политики состоит в том, что она определяет направление деятельности в области борьбы с преступностью путем применения наказания Это — закономерность уголовной политики» 34, — отмечает Н А Беляев В таком контексте прослеживается явное расхождение мнения советских ученых с позицией российских юристов начала XX в. Так, С. К . Гогель, размышляя о месте репрессивных мер среди мер борьбы с преступностью, особо подчеркивал то, что уголовная политика должна уделять большее внимание мерам превентивным, нежели репрессивным 35

Однако среди советских ученых были и такие, которые понимали уголовную политику гораздо шире . Так, А. А . Герцензон утверждал, что этим понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью: «Уголовная политика — это часть общей политики социалистического государства наряду с политикой экономической, социально-культурной и т д Она направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов» 36 . В этом контексте рассматривает уголовно-правовую политику и П Н Панченко 37

Советские ученые выделяли в уголовной политике три самостоятельные части: уголовно-правовую политику, уголовно-процессуальную политику и исправительно-трудовую политику Именно они впервые в теории уголовного права выделили уголовноправовую политику в качестве самостоятельного направления уголовной политики, при этом определяя ей главенствующую роль

Г. Ю. Лесников считает, что наиболее удачная дефиниция сформулирована И Э Звечаровским, который пишет: «Уголовная политика — это выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности специально уполномоченных на то государственных органов и организаций по охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства в целом от преступных посягательств путем применения наказания и других мер уголовно-правового характера к лицам, их совершившим, а также посредством предупреждения преступлений при помощи правового вос-

питания, угрозы применения уголовного наказания и мер профилактики индивидуального и специально-криминологического характера» 38 С ним солидарен С А Барсученко, разделяющий уголовную и уголовно-правовую политику как две самостоятельные категории: «.уголовная политика и уголовно-правовая политика — две самостоятельные, не равные по своему содержанию и объему категории Уголовная политика — более широкое понятие, включающее в себя весь комплекс мер по борьбе с преступностью. Уголовно-правовая политика ограничивается законотворческой и правоприменительной деятельностью органов государственной власти в сфере уголовно-правового регулирования, представляет собой ядро и нормативную базу единой уголовной политики государства, является ее составной частью, структурным элементом» 39

Скорее всего, именно такие разносторонние подходы российских юристов советского периода спровоцировали, на наш взгляд, неоправданную полемику о содержании понятия уголовно-правовой политики в постсоветский период

Однако следует отметить, что в последнее время в юриспруденции наметились попытки расставить точки над «и» в понимании сущности уголовной политики Так, Н А Лопашенко в монографии «Уголовная политика» ставит вопрос о некорректности употребления самого термина «уголовная политика» и предлагает следующее понятие уголовноправовой политики: «Уголовно-правовая политика может быть дефинирована как часть внутренней политики государства, основополагающая составляющая государственной политики противодействия преступности, направление деятельности государства в сфере охраны наиболее важных для личности, общества и государства благ, законных интересов и общественных отношений от преступных посягательств, заключающееся в выработке принципов определения круга преступных деяний и законодательных признаков последних и формулирование идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения ее негативного влияния на социальные процессы» 40 Определение, возможно, чрезмерно емкое, но в целом оно отражает достижения в этой области знаний, прежде всего, дореволюционной отечественной юридической науки Меры социального, экономического, идеологического характера автор относит к государственной политике противодействия преступности, выделяя в ней самостоятельную область — уголовно-правовую политику, тем самым адаптируя термин к практическим целям юридической науки

Н . А . Лопашенко называет предметом уголовной политики стратегию и тактику уголовно-правового воздействия на преступность 41 и включает в него: основные принципы уголовно-правового воздействия на преступность; криминализацию и декриминализацию; пенализацию и депенализацию; назначение альтернативных наказанию мер уголовноправового характера (заменяющих мер) и мер, назначаемых вместе с наказанием (подкрепляющих мер); толкование уголовного законодательства; деятельность правоохранительных органов по применению норм уголовного законодательства, уяснение их эффективности; определение путей повышения эффективности влияния уголовно-правовых средств на правосознание населения 42. При этом важным следует признать мнение о том, что «уголовная политика — это государственная деятельность, которая не может быть ни в каком объеме делегирована частным лицам, общественным и негосударственным организациям и даже государственным организациям, не занимающимся законотворческой и правоприменительной деятельностью» 43

Итак, аналитический обзор, при всем многообразии позиций отечественных юристов относительно объема и содержания понятия «уголовно-правовая (уголовная) политика», показал, что единства в понимании нет Более того, современные правоведы не стремятся к единообразию Без сомнения, каждая из позиций имеет право на существование, а каждый автор может выстраивать свою аргументацию Но не всегда следует настаивать на разнообразии мнений, порой это больше вредит, чем помогает делу По ряду причин оптимальным, на наш взгляд, является мнение Н . А . Лопашенко: 1) понятие уголовно-правовой политики, предложенное ею, наиболее близко по смыслу к трактовке дореволюционных ученых-юристов, которая, несмотря на лаконичность, понятная и емкая по смыслу; 2) признание синонимами терминов «уголовно-правовая политика» и «уголовная политика» позволит избежать двусмысленности и отграничить от них по объему и по смыслу иные термины, как, например, государственная политика противодействия преступности, криминологическая политика и т. п. ; 3) предложенная дефиниция уголовно-правовой политики позволяет выделить предмет, методы и субъекты реализации уголовноправовой политики

Одним словом, можно определить уголовноправовую политику как часть государственной политики, направленной на охрану социально значимых общественных отношений от преступных посягательств путем разработки и применения мер уголовно-правового воздействия, реализуемых в законодательной и правоприменительной деятельности уполномоченных на то государственных органов.

1 Лопашенко Н. А. Уголовная политика. М. , 2009. С. III.

2 Ведущие исследователи права считают, что для юридической науки наступил «момент истины» — сумеет ли российское правоведение стать полностью адекватным и текущим (ситуативным) социальным запросам, и идеалам современной науки, способным не только объяснять текущее «настоящее», но и эффективно прогнозировать и проектировать принципиальное «будущее» права, или «планомерно отступит» на описательно-комментаторские позиции В этой связи отмечается, что в юридической науке есть существенные пробелы и недостатки в освещении вопросов онтологии, гносеологии и аксиологии юриспруденции . Позитивное решение современных проблем юриспруденции связывается с «глубинным» исследованием права, с использованием современного методологического инструментария . И вместе с тем констатируется, что «на рубеже тысячелетий данная задача далека от выполнения как никогда в прошлом, что позволяет говорить о симптомах кризиса современного российского теоретического правосознания» (см . , напр . : Тарасов Н. Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 8 ; Нерсесянц В. С. Юриспруденция . Введение в курс общей теории права и государства . М . , 1998. С. 1 ; Сырых В. М. Логические основания общей теории права : в 2 т М , 2000 Т. 1 : Элементный состав С. 12 ; Поляков А. В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение . 2000. № 2. С. 4 ; и др.).

3 Кун Т. Структура научных революций. М. , 2003 . С. 109-111 .

4 Наумов А. В. Зарождение российского науки уголовного права (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв .) // Гос-во и право . 2006. № 1 . С . 76 .

5 Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества М , 2007 Т 1 С 232

6 Таганцев Н. С. Русское уголовное право . Часть Общая . Тула, 2001. Т. 1. С. 39.

7 Чубинский М. П. Курс уголовной политики . Ярославль, 1909 С 3

8 Лопашенко Н. А. Указ . соч . С. 4 .

9 «Entia non sunt multiplicanda sine necessitate» — «сущности не следует умножать без необходимости» или «Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora» — «то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего»

10 Лопашенко Н. А. Указ. соч . С. 8-15 .

11 Чубинский М. П. Очерки уголовной политики . Понятие, история и основные проблемы уголовной политики, как составного элемента науки уголовного права . Харьков, 1905

12 Чубинский М. П. Курс уголовной политики .

13 Чубинский М. П. Очерки уголовной политики . С . 92.

14 Там же С 9, 11

15 Там же С 84

16 Там же С 15

17 Там же С 82

18 Там же С 83

19 Там же С 92

20 Гогель С. К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией СПб , 1910

21 Там же С 2

22 Там же С 3

23 Там же С 9

24 Чубинский М. П. Очерки уголовной политики. С. 92-93.

25 Гогель С. К. Указ. соч . С. І-ІІ .

26 Пионтковский А. А. Наука уголовного права: его предмет, задачи содержание и значение . Ярославль, 1895. С. 6 .

27 Там же . С. 12.

28 Гогель С. К. Указ. соч . С. 160 .

29 Пионтковский А. А. Марксизм и уголовное право . М . , 1929 С 6

30 Скрыпник Н. Уголовная политика советской власти. Харьков, 1924. С. 15 .

31 Эстрин А. Я. Эволюция советской уголовной политики // Основы и задачи советской уголовной политики : сб. науч . ст. / под ред . Е . Г. Ширвиндта . М . , 1929. С. 32.

32 Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л . , 1986. С. 15 .

33 Там же

34 Там же . С. 16 .

35 Гогель С. К. Указ. соч . С. 3 .

36 Герцензон А. А. Уголовное право и социология: Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики М. , 1970. С. 178-179.

37 Панченко П. Н. Советская уголовная политика . Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет Томск, 1988 С 73, 87

38 Лесников Г. Ю. К вопросу о понятии уголовной политики // Рос . следователь . 2005. № 6 . С. 27.

39 Борсученко С. А. Понятие и содержание уголовной и уголовно-правовой политики // Вести Российской правовой академии. 2009. № 2. С. 54-59.

40 Лопашенко Н. А. Указ. соч . С. 26.

41 Там же С 29

42 Там же

43 Там же С 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.