ФИЛОСОФИЯ
ф ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 3-11.
УДК 316.752
ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Жупник О. Н.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация.
E-maU:socШesya@maiL т
В статье систематизируются существующие в рамках социально-гуманитарных дисциплин теоретико-методологические подходы к определению понятия «ценностные ориентации». Поскольку само понятие «ценностные ориентации» по-разному трактуется в социальной философии, социологии, психологии и других смежных областях научного знания, постольку в статье анализируются основные подходы к его трактовке и предпринимается попытка их систематизации с целью нахождения общих элементов, консолидирующих понимание ценностных ориентаций на междисциплинарном уровне.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации.
Актуальность социально-философской разработки проблематики ценностей и ценностных ориентаций на уровне всего общества, отдельных его групп, а также на уровне личности очевидна, так как ценностные ориентации являются общими регуляторами человеческого поведения, определяя как характеристику отдельной личности, так и состояние общества в целом. Многозначительность и неопределенность смысла понятий «ценности» и «ценностные ориентации» привлекают к себе внимание исследователей.
Интерес к изучению ценностного аспекта человеческого существования повышается в контексте трансформационных процессов в обществе, которые всегда сопряжены с переоценкой ценностей. История развития общества дает нам многочисленные примеры трансформации ценностей и ценностных ориентаций при одновременном сохранении их качественной определенности. Часто то, что представляло несомненные ценности в условиях одного общества, теряет свое значение в условиях общества другого, претерпевшего определенные социальные, экономические, политические изменения. Но важно и то, что ценности и ценностные ориентации не исчезают. Они трансформируются, обретают иное значение, иной характер, иные тренды развития. Соответственно, изменяются и трактовки данных понятий в плоскости тех или иных областей научного познания.
Поэтому в настоящей статье мы ставим цель проанализировать и систематизировать современные научные представления о ценностных ориентациях
личности в рамках социально-гуманитарных дисциплин, конкретизируя в результате понятие «ценностные ориентации», анализируя проблемное поле, формирующееся в процессе изучения ценностных ориентаций. Именно они -ценностные ориентации - представляют объект нашего исследования, а их определение в социально-гуманитарном знании - предмет.
Прежде всего, отметим, что в научной литературе существует достаточно широкий спектр толкований, концепций, теорий, раскрывающих содержание понятия ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации в разные времена были предметом многочисленных исследований в области социальной философии, социологии, социальной психологии. Достаточно вспомнить имена таких философов и социологов, как Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, К. Маркс, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. А. Ручка, В. А. Ядов, Л. В. Баева, В. П. Тугаринов, Н. И. Лапин, С. Я. Матвеев, психологов - А. Н. Леонтьева, В. Б. Ольшанского, М. Рокича и многих других.
Понятие «ценностные ориентации» (value orientations), которое означало своеобразные социальные установки (аттитюды), было введено в 20-х годах ХХ века американским социологом У. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецким, авторами книги «Польский крестьянин в Европе и Америке» (Чикаго, 1921 г.). По мнению этих ученых, аттитюд - это психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта, выражающее вектор направленности личности. Аттитюд является одновременно и элементом психологической структуры личности, и элементом социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, локализованными в социуме, объектами. Роль установки определяется в направлении, регулировке нашего поведения, а также решении внутренних конфликтов. Ведь мотивов, которые являются внутренней причиной любого поступка, много, но то, почему мы выбираем только один из них, является следствием социальной установки. В 19181940 гг. аттитюд был одним из главных объектов исследований в социальной философии, социологии, но в большей степени - в психологии. Важно отметить, что этот интерес привел к росту прикладных исследований, в результате которых было разработано множество шкал измерения аттитюдов и прогнозирования поведения человека.
Несмотря на то, что еще в 1942 году психолог М. Смит насчитал более 100 определений понятия «аттитюд», все ученые сошлись на том, что аттитюд является состоянием сознания и нервной системы, выражающим готовность к реакции и состоит из трех компонентов: аффективного, когнитивного и поведенческого [1]. Исходя из этого консолидирующего положения, социальная установка представляет собой ступенчатый процесс осознания, оценки и готовности действовать определенным образом. Тогда и были обозначены важнейшие характеристики данного явления, сформулированные психологом Г. Олпортом, который определил аттитюд как «состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и
оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан» [2, с. 445].
Само понятие ценностных ориентаций было введено в научный оборот Т. Парсонсом в 1951 году. Парсонс рассматривал их в контексте своей концепции развития общества и человека [4, с. 43]. В концепции социального действия он попытался связать понятие ценности с понятием ценностной ориентации, которая выступает в виде приверженности актора к существующим в данном обществе эталонам. Следовательно, ценностные ориентации дают человеку возможность соблюдать определенные правила при выборе возможных альтернатив. Всякий раз, когда человек вынужден выбирать, ценностные ориентации могут гарантировать ему некоторые нормы, которыми он будет руководствоваться [4, с. 89].
Первые прикладные исследования в области ценностных ориентаций связаны с именами психологов Г. Олпорта и Г. Вернона, которые считали, что понять мотивы людей можно только в случае изучения иерархии их ценностей. В 60-х годах XX века тон в области исследования ценностных ориентаций задавал антрополог К. Клакхон, который рассматривал ценностные ориентации через призму разных культур. Этот подход еще более обогатил содержание данного понятия, хотя и усложнил его анализ. В 80-е годы М. Рокичем была создана одна из самых популярных методик исследования ценностных ориентаций. Ныне можно констатировать, что популярность прикладных исследований настолько велика, что сегодня даже формируется новая междисциплинарная отрасль знания, занимающаяся прикладными исследованиями ценностного мира - аксиометрия, тяготеющая к социально-философскому дискурсу [5].
Что касается соотношения понятий «аттитюд» и «ценностная ориентация», А. Г. Здравомыслов считает, что ценностные ориентации и аттитюды являются аналогичными понятиями, хотя В. А. Ядов рассматривает «аттитюд» как психологическую установку на одном из уровней поведенческого акта.
В советской литературе проблему ценностных ориентаций впервые рассмотрели в своих работах такие ученые, как В. Б. Ольшанский,
A. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов [12, с. 56]. В 1970-71 годах под руководством
B. А. Ядова, с использованием адаптированной методики М. Рокича, было выполнено первое прикладное исследование ценностных ориентаций ленинградских инженеров [6, с. 31].
Конкретизируя позиции отдельных ученых, отметим, что В. Б. Ольшанский определил «ценностную ориентацию» как цель, устремления и жизненные идеалы, которые функционируют в виде определённых норм в «групповом сознании». На наш взгляд, подобная трактовка понятия «ценностная ориентация» сближает последнее с понятием «ценность» [7, с. 32]. Поэтому более приемлемой мы считаем дефиницию «ценностной ориентации» А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, которые определили данный феномен как «установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества <...>. Ценностная ориентация является важнейшим компонентом структуры личности <...>. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг
которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [7, с. 32-34].
Определяя истоки изучения понятия «ценностные ориентации», можно сделать вывод, что данное понятие сформировалось на стыке социальной философии, социологии и социальной психологии, хотя изучается оно и в других гуманитарных областях - педагогике, культурологии и др. Систематизируя определения «ценностных ориентаций», можно заключить, что понятие «ценностные ориентации» было введено в социальную психологию, а впоследствии и в социологию как аналог философского понятия системы ценностей. С точки зрения философии и социологии, ценностные ориентации рассматриваются как установки личности на ценности материальной и духовной культуры [8, с. 197], критерии оценочного отношения личности (группы личностей) к совокупности материальных и духовных благ [9, с. 559]. Их разграничение между этими науками происходит по параметрам «общее-индивидуальное», «реально действующее — рефлекторно сознаваемое» [9, с. 560].
Исходя из определений «ценностной ориентации» в социальной психологии, где данный феномен рассматривают как «нравственность личности» [9, с. 241-255], «сложные обобщенные системы ценностных представлений» [16, с. 101], «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [11], «детерминанты принятия решения» [6], ведущий мотив, который способен создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни [10], можно сделать вывод о том, что психологов в большей степени интересуют субъективные стороны деятельности и отношения к ценностям.
Н. В. Журавлева весьма справедливо считает, что личность обладает гораздо меньшим количеством ценностей, чем социальных установок. По нашему мнению, предусловием вхождения определенной ценности во внутренний мир человека является осознание этой ценности через ее познание и желание интериоризировать ее в структуру своей личности. Социальные же установки отражают ценностные ориентации, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию вербализированного выражения того, что является для него важным, ценным. Разграничивая понятие «ценностных ориентацию» и «направленности личности», Н. В. Журавлева определяет ценностные ориентации в качестве компонента направленности личности, куда также входят желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение [3, с. 31].
Ценностные ориентации, в данном смысле, рассматриваются в качестве компонента структуры личности, который отражает жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии, и представляют собой сердцевину сознания, следуя которой личность принимает решения по жизненно важным вопросам. Психологическое понимание ценностных ориентаций, прежде всего, опирается на особенности индивида, тип высшей нервной деятельности, внутренние склонности и предпочтения.
Чешский философ Й. Борош определяет ценностную ориентацию как направленность личности на определенные ценности. При этом он добавляет, что ее
можно рассматривать как процесс, в котором создаются и применяются ценности [12].
Совокупность ценностных ориентаций образует своеобразную ось сознания, с которой тесно связаны мысли и чувства, при помощи которой решаются многие жизненные ситуации. Она касается всех аспектов существования человека и развивается на протяжении всей его жизни. Ценностная ориентация служит в качестве регулятора поведения, направляющего возможные действия человека, действующего в ситуации выбора. Аналогичным образом ценностная ориентация выражает относительную важность определенных ценностей для человека или социальной группы. Основным содержанием ценностных ориентаций личности являются мировоззренческие, нравственные убеждения, принципы поведения.
Другой чешский философ В. Брожик рассматривает ценностную ориентацию как выборочную направленность личности на создание и осваивание вполне определенных ценностей. Функциональность ценностных ориентаций, по его мнению, является условием развития человека, который в ценностно-ориентационной деятельности становится личностью, индивидуальностью, потому что от этой деятельности не только зависит выбор ценностей, но и создается его Я, которое этим выбором само себя утверждает и развивает [13, с. 125]. Ценностные ориентации свидетельствуют об относительном приоритете определенных ценностей для данного человека.
В выше приведенных определениях внимание акцентируется на субъективном характере ценностной ориентации, которая является компонентом структуры личности и осью сознания данного субъекта. С. П. Подвиг подчеркивает, что ценностная ориентация - это направленность человеческого сознания на те или иные ценности [14].
В этом ключе важно упомянуть, что очень часто в научных публикациях мы сталкиваемся со смешением понятий ценность и ценностная ориентация [15], что, на наш взгляд, не является достаточно корректным с методологической точки зрения. Поэтому, вслед за Н. В. Журавлевой, И. М. Поповой, И. А. Суриной, мы согласны с мнением, что понятие ценностной ориентации отличается от понятия ценности, поскольку в его основе лежит «структурная связь между самой ценностью и ценностно-ориентированным субъектом» [15, с. 3].
Ценностные ориентации как элементы саморегуляции поведения личности являются предметом воспитания. Результаты прикладных исследований указывают, что наибольшее влияние на формирование личности, а, следовательно, и его ценностных ориентаций имеет семья. Молодые люди своей системой ценностных ориентаций больше похожи на родителей, чем на друзей. По мнению Й. Спишака, ценностная ориентация является отражением жизни не только семьи, но и различных групп и среды, в которой формируется. Процесс воспитания, в любом его понимании, является попыткой повлиять или направить ценностный мир личности в соответствии с воспитательными целями. Существует целый ряд эмпирических исследований, подтверждающих влияние социального происхождения, образования, профессии, материального статуса, стиля жизни, интересов и других факторов на формирование ценностных ориентаций [16].
Развитость ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости личности, а устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обуславливает такие черты личности, как целостность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, а также активность жизненной позиции.
В. А. Чигрин справедливо подчеркивает, что ценностные ориентации не всегда могут соответствовать структуре ценностей, функционирующей в общественном сознании. Могут складываться такие ситуации, при которых возникает своеобразный разрыв между оценкой состояния дел, общими установками и ориентациями, обращенными в будущее, и действительностью [17, с. 113].
Если учесть, что ценностные ориентации подталкивают личность к социальной активности, то это означает, что, выбирая ценность, человек тем самым формирует свое отношение к ней, выбирает свою позицию. Ценностные ориентации выполняют весьма важные для личности функции, корректируя процесс ее отношений с обществом.
Что касается структуры ценностных ориентаций, то здесь мы можем выделить три компонента:
когнитивный, характеризующийся знанием относительно объектов или явлений действительности, связанных с интересами субъекта;
эмоционально-оценочный, представляющий собой положительную или отрицательную оценку этих объектов на основе имеющихся знаний;
«поведенческий», который характеризуется готовностью к определённому виду деятельности, направленной на достижение или отвержение «оцененного» объекта.
Функцией последнего компонента является направленность сознания и готовность к определённому виду поведения [14, с. 32].
В структуре ценностных ориентаций с точки зрения реализации «программы» С. П. Подвиг выделяет следующие виды ценностных ориентаций:
1. «базовые» ценностные ориентации, направленные на объекты или явления, необходимые для поддержания социального существования;
2. «дополнительные» ценностные ориентации, которые возникают на основе «базовых» и являются обусловленными социальным местом, занимаемым субъектом в обществе;
3. «временные» ценностные ориентации, которые связаны со спецификой реализации двух выше указанных видов ценностных ориентаций на каждой ступени реализации «программы» субъекта;
4. «проникающие» ценностные ориентации, в которых ценности-цели предстают как отделившиеся от создавших их потребностей, закрепляясь в сознании субъекта как потребность в отношении. Такие ценности-цели направлены прежде всего на конкретные объекты интереса, постоянно вовлекающие в свою сферу всё новый круг объектов, что обеспечивает процесс непрерывного качественного развития субъекта[14, 33-34].
С подобных методологических позиций трактует структуру ценностных ориентаций Е. Г. Злобина, которая разделяет их на «центральные» и «периферийные», а также «интегрирующие» и «дифференцирующие» группы.
Мы всё же считаем, что стержневым свойством ценностной ориентации является именно оценочный элемент. Он связан с уровнем знания (повседневным или научно-теоретическим) об оцениваемом объекте или явлении и содержит в себе оценки будущего (ценность-цель), настоящего (соотношение ценности-цели с инструментальными ценностями) и прошлого (отношение к различным ценностям-целям и инструментальным ценностям, которые функционировали в культуре прошлого). При этом наша позиция пытается учесть процессы трансформации общества и его составляющих, которые влияют на трансформацию ценностных ориентаций отдельного человека.
Осуществленный нами анализ исследований ценностных ориентаций показал, что в современном социогуманитарном знании, несмотря на большой объем теоретических и практических исследований, всё еще не выработано единого понимания понятия «ценностных ориентаций».
Такая терминологическая неопределенность, по нашему мнению, связана с большим многообразием подходов, когда авторы стремятся анализировать данное понятие под разными углами зрения, с позиций разных дисциплин (социальной философии, социологии, психологии), в том числе в междисциплинарном ключе, а также на разных уровнях абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности. Поэтому проблема ценностных ориентаций требует дальнейшей детальной и тщательной методологической проработки, в частности, в таких аспектах, как концептуальное определение ценностной ориентации в увязке с родственными понятиями («установка», «мотив», «направленность», «потребность»), а также в изучении социальных механизмов трансформации ценностей и ценностных ориентаций.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. URL: http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt17.htm (Дата обращения 20.06.2017).
2. Теория личности Г. Олпорта // Психология личности в 2 тт. - М.: Институт Психологии РАН, 2006. - Т. 1. - С. 445-453.
3. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2006. - 318 с.
4. Попов С. И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии // Социологические исследования. - 1979. - № 3. - С. 35-44.
5. Шохин В. К., Абушенко В. Л. Аксиология. Гуманитарная энциклопедия. URL: http://gtmarket.ru/concepts/6894 (Дата обращения 20.06.2017).
6. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. / Отв.ред. Шорохова Е. В., Бобнева М. И. - М.: Наука, 1996. -С. 254-278.
7. Аза Л. А., Поддубный В. А., Ручка А. А. Ценностные ориентации рабочей молодёжи. - К.: Научная мысль, 1978. - 205 с.
8. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 224 с.
9. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. - М.: ACADEMIA, 2008. - 559 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. URL: http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt (Дата обращения 20.06.2017).
11. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.
12. Boros J. Motivacia a emocionalita cloveka. URL: http://www.saske.sk/cas/archiv/2-2007/cizmarik.html (Дата обращения 20.06.2017).
13. Brozik V. Hodnotove orientacie. - Nitra: FFUKFvNitre, 2000. - 125 с.
14. Подвиг С. П. Изучение ценностных ориентаций молодёжи как важный фактор совершенствования идейно-воспитательной работы // В сб.: Вопросы идейно-политического воспитания молодёжи в условиях развитого социализма. - М.: ВКШ, 1981. - С. 22-38.
15. Сурина И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. - М.: Институт молодежи, 1996. - 356 c.
16. Cakirpaloglu P. Psychologiehodnot. Pfehledprohumanitni obory. - Olomouc: Votobia, 2004. - 427 с.
17. Чигрин В. О. Сшьська молодь: досввд комплексного соцюлопчного аналiзу. - Мелггополь: З1ДМУ-ТДАТА, 2006. - 384 с.
Zhupnik O.N. Valuable Orientations: Operationalization of the Concept // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2017. - Vol. 3 (69). - № 2. - P. 3-11.
The article attempts to systematize the existing theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of «value orientations» of an individual within the framework of socio-humanitarian disciplines, and as a result, the content of this concept is concretized. Since the very concept of value orientations is treated differently in social philosophy, sociology, psychology, and other related branches of scientific knowledge, the article analyzes the main approaches to its interpretation and attempts to operationalize it with the goal of finding common or coinciding elements that consolidate an understanding of value orientations in Interdisciplinary level.
Keywords: values, value orientation.
References
1. Andreeva G. M. Sotsialnaya psihologiya [Social Psychology]. URL: http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt17.htm (data obrascheniya 20.06.2017).
2. Teoriya lichnosti G. Olporta // Psihologiya lichnosti v 2 tt. [Personality theory G. Allport // Psychology of personality in 2 tt]. M.: Institut Psihologii RAN, 2006, T.1., S. 445-453.
3. Zhuravleva N. A. Dinamika tsennostnyih orientatsiy lichnosti v rossiyskom obschestve [Dynamics of Value Orientations of the Individual in Russian Society].M.: Izd-vo Institut psihologii RAN, 2006, 318 s.
4. Popov S. I. Problema proishozhdeniya i funktsionirovaniya ponyatiya tsennostey v sotsiologii [The Problem of the Origin and Functioning of the Concept of Values in Sociology] // Sotsiologicheskie issledovaniya, 1979, # 3, S. 35 - 44.
5. Shohin V. K., V.L. Abushenko. Aksiologiya. Gumanitarnaya entsiklopediya [Axiology. Humanitarian Encyclopedia]. URL: http://gtmarket.ru/concepts/6894 (data obrascheniya 20.06.2017).
6. Zhukov Y. M. Tsennosti kak determinantyi prinyatiya resheniy // Psihologicheskie problemyi sotsialnoy regulyatsii povedeniya [Values as Determinants of Decision Making // Psychological Problems of Social Regulation of Behavior]. / Otv.red. Shorohova E.V., Bobneva M.I. M.: Nauka, 1996, S. 254-278.
7. Aza L. A., Poddubnyiy V.A., Ruchka A.A. Tsennostnyie orientatsii rabochey molodYozhi [Value Orientations of Working Young People]. K.: Nauchnaya myisl, 1978, 205 s.
8. Zdravomyislov A. G. Potrebnosti. Interesyi. Tsennosti [Needs. Interests. Values]. M.: Politizdat, 1986, 224 s.
9. Sotsiologiya molodezhi. Entsiklopedicheskiy slovar [Sociology of Youth. Encyclopedic Dictionary]. M.: ACADEMIA, 2008, 559 s.
10. Leontev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality.]. URL: http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt (data obrascheniya 20.06.2017).
11. Leontev D. A. Tsennostnyie predstavleniya v individualnom i gruppovom soznanii: vidyi, determinantyi i izmeneniya vo vremeni // Psihologicheskoe obozrenie [Value Representations in Individual and Group Consciousness: species, Determinants and Changes in time // Psychological review]. 1998, # 1, S. 13-25.
12. Boros J. Motivacia a emocionalita cloveka. URL: http://www.saske.sk/cas/archiv/2-2007/cizmarik.html (data obrascenija 20.06.2017).
13. Brozik V. Hodnotove orientacie. Nitra: FF UKF v Nitre, 2000, 125 c.
14. Podvig S. P. Izuchenie tsennostnyih orientatsiy molodyozhi kak vazhnyiy faktor sovershenstvovaniya ideyno-vospitatelnoy rabotyi // Vsb.: Voprosyi ideyno-politicheskogo vospitaniya molodyozhi v usloviyah razvitogo sotsializma [A Study of the Value Orientations of the Youth as an Important Factor in the Improvement of Ideological and Educational Work // In: Questions of Ideological and Political Education of Youth in Conditions of Developed Socialism]. M.: VKSh, 1981, S. 22-38.
15. SurinaI. A. Tsennostnyie orientatsii kak predmet sotsiologicheskogo issledovaniya [Value Orientations as a Subject of Sociological Research]. M.: Institutmolodezhi, 1996, 356 s.
16. Cakirpaloglu P. Psychologiehodnot. Prehledprohumanitm obory. Olomouc: Votobia, 2004, 427 c.
17. Chigrin V. O. Silska molod: dosvId kompleksnogo sotsiologIchnogo analizu [Rural Youth: the Experience of Integrated Sociological Analysis]. MelItopol: ZIDMU-TDATA, 2006, 384 s.