Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, ТРЕБОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

ПОНЯТИЕ, ТРЕБОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2125
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова А.В., Лебедь В.Е.

В данной работе изложены теоретические основы и основные понятие, касающиеся значения управленческих решений и их классификации. Проанализированы различные подходы авторов, работающих в этой области. Рассмотрены требования к управленческим решениям, а также к бухгалтерской информации, необходимой для получения качественных данных при принятии управленческих решений и для пользования различными лицами, заинтересованные данным вопросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, REQUIREMENTS AND CLASSIFICATION OF MANAGEMENT DECISIONS

This paper presents the theoretical foundations and basic concepts concerning the meaning of management decisions and their classification. Various approaches of authors working in this field are analyzed. The requirements for management decisions, as well as for accounting information necessary to obtain high-quality data when making management decisions and for use by various persons interested in this issue are considered.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, ТРЕБОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

ПОНЯТИЕ, ТРЕБОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ

A.В. Казакова, магистрант

B.Е. Лебедь, магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-1-119-123

Аннотация. В данной работе изложены теоретические основы и основные понятие, касающиеся значения управленческих решений и их классификации. Проанализированы различные подходы авторов, работающих в этой области. Рассмотрены требования к управленческим решениям, а также к бухгалтерской информации, необходимой для получения качественных данных при принятии управленческих решений и для пользования различными лицами, заинтересованные данным вопросом.

Ключевые слова: управленческие решения, классификация управленческих решений, структура управленческих решений, требования к управленческим решениям, бухгалтерская информация.

Данная тема является актуальной, поскольку в настоящее время каждая организация ведёт бухгалтерский учёт, а значит и составляет финансовую отчётность, на основе бухгалтерской информации. Анализ отчётности помогает развиваться фирме, совершенствоваться и оптимизировать свою финансово-хозяйственную деятельность. Данные бухгалтерского учета характеризуют непрерывно меняющиеся ситуации, в которых находится предприятие, причем, они составляются в интересах различных пользователей. Проводя анализ причин появившейся ситуации, ежедневно принимаются управленческие решения, которые направлены на достижение лучшего результата фирмы.

В современном мире очень важную роль играет принятие решений. Данный процесс занимает основное место в деятельности человека. Каждый день людям приходится принимать различной сложности решения, зависящие исключительно от самого человека.

Понятие «управленческие решения» можно интерпретировать, как решения, от которых зависит деятельность, развитие организации и которые направлены на достижение целей этой организации. Рассмотрим различные толкования данного термина.

О.Д. Каверина под управленческим решением понимает «результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы» [7]. Согласно учебному пособию Бу-сова В.И. «управленческое решение - это информационный вариант будущего, желаемого для лица, его принимающего, вероятного состояния и (или) поведения управляемой системы и ее внешней среды, который необходимо реализовать на практике, материализовать» [5]. С.Н. Чудновская определяет управленческие решения несколькими подходами: один из них «основан на рациональном поведении и целесообразном выборе участников разработки управленческого решения, которые имеют перед собой поставленную цель. Второй рассматривает решение как результат деятельности организации, обладающей внутренними силами и, структурой, процедурами и традициями. Третий - как результат переговорного процесса, для которого характерны собственные взгляды, мотивы, влияние и маневры вовлечения в этот процесс заинтересованных лиц» [6]. То есть, С.Н. Чудновская считает, что управленческое решение является финальным действием в процессе управления и от этого решения зависит результат.

Таким образом, подходы к пояснению термина «решение», а также «управленческие решения» представлены авторами по-разному, но, тем не менее, они имеют однотипную структуру, которая включает в себя:

1) постановку проблемы;

2) разработка схемы решения;

3) реализация плана решения;

4) получение результата.

Рассмотрим конкретнее каждый из этапов. Первый - постановка проблемы -подразумевает под собой подготовку и сбор данных, необходимых для принятия решения, разбор и анализ собранной информации, а также рассмотрение возможных преимуществ или преград, возникающих при решении проблемы. Для второго шага необходимо полное понимание ситуации. Его суть состоит в нахождении различных путей решения, а также сравнения их для выявления наилучшего, который будет соответствовать имеющимся ресурсам и возможностям. Третий шаг требует достаточно много усилий. На данном этапе происходит распределение обязанностей между исполнителями, осуществление поставленных задач, контроль над их исполнением. Четвертый этап свидетельствует о завершении процесса поиска решения. Здесь производится анализ успешности выбранного пути, а также проверяется правильность выполнения предшествующих этапов.

Каждое управленческое решение, согласно критериям, предложенным Трофимовой Л.А. и Трофимовым В.В., должно соответствовать определенным требованиям [2]:

Во-первых, оно должно быть доступным, определенным, а также исполнимым и контролируемым относительно цели управления. Более того, решение принимается для достижения целей и задач на основе оценки влияющих факторов и обстоятельств с учетом интересов и возможностей взаимодействующих организаций, контрагентов, а также способности контролировать исполнение этого решения.

Во-вторых, управленческое решение должно быть полезным и точным. Если при осуществлении принятия решения из-

бирается несколько стратегий, которые будут одновременно задействованы, а также не будет хватать аргументации при совершении операций, направленных на достижение цели, то к действенному и эффективному результату это не приведет.

В-третьих, необходимо четко оценивать ресурсы, которые будут использоваться во время принятия решения.

Кроме того, достаточно важными требованиями являются: адресность, формулировка решения, технология разработки и практическое осуществление, своевременность и срок действия.

Если говорить о временном факторе, то не соблюдение данного требования может привести к серьезным последствиям, связанным с запаздыванием управленческой реакции. Так, в статье Р.М. Ямилова рассматривается данная проблема. Она возникает из-за того, что информация о состоянии предприятия во время принятия решения была одна, а к моменту поступления данных от объекта управления к органу управления уже изменилась. Чтобы решить эту проблему необходимо каждый этап управленческого процесса сократить по времени и развить прогностические возможности органа управления [8].

Салихов Ф.Н. требования к управленческим решениям рассматривает с более формальной точки зрения. По его мнению, при составлении управленческого решения необходимо полагаться на уставные документы компании и придерживаться действующего законодательства, принимать к сведению потенциальные последствия при принятии управленческих решений, при составлении формы управленческого решения нужно учитывать его содержание и другие требования [4].

Таким образом, при реализации и разработки управленческих решений необходимо придерживаться некоторых правил для эффективного осуществления деятельности в различных сферах. Более того, нарушение какого-либо требования послужит причиной сокращения эффективности принятия решения, усложнит процесс достижения заданной цели.

Стремление извлечь большую выгоду при принятии решений заставляет лицо,

принимающее решение, действовать рационально и обдуманно. Воплотить данное действие возможно при выделении различных классификаций управленческих решений.

Авторы дифференцируют управленческие решения по разным параметрам и критериям, по которым создаются классификации. Например, в учебном пособии Кавериной О.Д. основное внимание обращено на классификацию управленческих решений по целеполаганию. В соответствии с данным распределением рассматриваются стратегические, оперативные и тактические решения. Стратегические решения отличаются от тактических и оперативных тем, что они утверждаются внешними органами или высшим звеном руководства, направлены на долгосрочную перспективу, то есть на задачи будущего, а также важным критерием при принятии данных решений является их качество, а не скорость. Стратегические решения необходимы для достижения целей, связанных, например, с глобальными перестройками в организации: выход на новые рынки, расширение или сокращение ассортимента продукции, слияние или разделение предприятий.

Кроме того, на основе стратегических решений принимаются тактические и оперативные, за которые, в свою очередь, отвечают лица среднего и низшего уровней управления. Причем оперативные решения принимаются ежедневно и задействованы в таких ситуациях, как закупка сырья и материалов, координирование сотрудников по заданиям и на конкретные участки для выполнения этих заданий, ремонт оборудования, а также подписание различных договоров. Тактические же решения необходимы для изменения ценовой политики компании, оптимизации работы сотрудников и другое.

Предлагаются классификации управленческих решений по временным интервалам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); по периодичности возникновения (регулярные и разовые); по сфере деятельности (по бизнесу в целом или по отдельным его сегментам); по предметной специализации (решения об объеме произ-

водства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование и пр.) [7].

Т.Н. Кильмашкина приводит более обширную классификацию [1].

Таким образом, при рассмотрении различных классификаций, представленных разными авторами, можно судить о том, что разделение управленческих решений на виды имеет неограниченный характер, то есть, дифференциация условна и ее можно расширить или сократить. Помимо правильности выбора классификации при принятии решения, необходимо, что бы предприятием управляли толковые и грамотные директора, а также работали высококвалифицированные персоны для успешного и эффективного внедрения любого решения.

Рассматривая подходы к классификации решений, необходимо анализировать их актуальную информационную основу, в том числе - бухгалтерскую. В статье Пыжлакова Д.С. управленческие решения дифференцируются, основываясь на понятие управленческого учета, то есть классификация производится по роли и месту управленческих решений в информационном обеспечении. По мнению данного автора, существует множество классификаций, но только три из них (масштаб воздействия, функциональная направленность, время действия) влияют на процесс выбора метода управленческого учёта. Благодаря данным критериям возможно задать объект, на который направлено решение, цель, которую необходимо достигнуть, и период времени, в течение которого решение должно быть принято и реализовано [3].

Для того чтобы принять управленческое решение, необходимо владеть бухгалтерской информацией и уметь правильно анализировать её. Бухгалтерская информация играет важную роль при описании текущего состояния фирмы, а также результатов ее деятельности. При составлении финансовой отчётности следует оценивать существование возможных погрешностей, поскольку они могут исказить действительное положение организации и нарушить процесс принятия решений. Ошибки в

бухгалтерской отчётности могут указывать на недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерии, а также на умышленное изменение данных по инициативе заинтересованных лиц с целью дальнейшего предоставления информации пользователям.

Существует множество механизмов осуществления искажения данных и все они неким образом направлены на завышение таких показателей, как прибыль, выручка и валюта баланса. Поэтому, необходимо с осторожностью и осознанностью изучать отчетность организации. Наличие контроля внутри организации, а также соблюдение требований при составлении отчётности позволит более эффективно бороться с данной проблемой.

Бухгалтерскую отчётность создают, полагаясь на требования к бухгалтерскому учёту, установленные российским законодательством. Нормативное регулирование финансовой отчётности, без сомнения, занимает первоочередную позицию для пользователей, поэтому стоит отметить, что предоставление достоверных и полных сведений о материальном положении фирмы, финансовых отчётов её деятельности, а также развития динамики в финансовом положении является одним из главных требований. Организации зачастую осуществляют инвентаризацию имущества и обязательств, чтобы гарантированно получить достоверные данные финансовой отчётности.

Нейтральность информации играет огромную роль в составлении финансовой отчётности, иначе говоря, запрещается

насыщать предпочтения неких групп пользователей финансовой отчётности, отбрасывая при этом интересы других. Данные не будут нейтральными, в случае, когда они оказывают воздействие на последующие действия пользователей для осуществления уже известных результатов или происшествий.

Особое место при формировании бухгалтерской отчетности занимает требование полноты охвата, то есть в отчётность должны входить данные всех отделов, представительств и прочих подразделений. Так же компании должны включать в финансовую отчётность существенные сведения. Сведение будет существенным, при условии его не обобщённости, то есть в этом случае оно будет сильно влиять на экономические решения, осуществляемые, исходя из отчётной информации выражающими интерес пользователями.

Сравнимость отчётных данных фирмы за разные отчётные промежутки времени и сведений различных компаний - важное требование, позволяющее правильно анализировать бухгалтерскую информацию. Сопоставимость информации необходима пользователям, так как с её помощью они могут узнать о росте и падении всевозможных показателей фирмы.

Таким образом, формирование бухгалтерской отчётности является серьёзным процессом, обязующим выполнения требований, которые сформулированы в нормативных документах, принадлежащих финансовой отчётности. Соблюдение этих требований позволяет предоставить пользователю качественную информацию.

Библиографический список

1. Кильмашкина Т.Н. управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - №2. - С. 31.

2. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений: учебник и практикум для СПО / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - М: Изд-во ЮРАЙТ, 2019. - С. 19-22.

3. Пыжлаков Д.С. Решение принято. Классификация и систематизация концепций управленческого учета // Российское предпринимательство. - 2008. - №5-2. - С. 20-21.

4. Салихов Ф.Х. требования к управленческим решениям и условиям их достижения в регионах // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - С. 58.

5. Теория и практика принятия управленческих решений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ под общ. ред. В.И. Бусова. - М: Изд-во Юрайт, 2019. - 11 с.

6. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебное пособие. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2006. - 10 с.

7. Каверина О.Д. Управленческий учет: теория и практика: учебник для бакалавров / 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 224 с.

8. Ямилов Р.М. управленческий процесс, управленческое решение: некоторые проблемы, причины и пути их решения // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством. - 2015. - С. 101-102.

CONCEPT, REQUIREMENTS AND CLASSIFICATION OF MANAGEMENT

DECISIONS

A.V. Kazakova, Graduate Student V.E. Lebed, Graduate Student Saint-Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This paper presents the theoretical foundations and basic concepts concerning the meaning of management decisions and their classification. Various approaches of authors working in this field are analyzed. The requirements for management decisions, as well as for accounting information necessary to obtain high-quality data when making management decisions and for use by various persons interested in this issue are considered.

Keywords: management decisions, classification of management decisions, structure of management decisions, requirements for management decisions, accounting information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.