Научная статья на тему 'Понятие субъекта малого предпринимательства для целей налогообложения и меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через упрощенную систему налогообложения '

Понятие субъекта малого предпринимательства для целей налогообложения и меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через упрощенную систему налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
упрощенная система налогообложения / специальный налоговый режим / единый налог / налог / доходы / расходы / налоговая нагрузка / объект налогообложения / simplified taxation system / special tax regime / single tax / tax / income / expenses / tax burden / object of taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зоряна Викторовна Каменева, Богдан Ярославович Лазарев

В статье рассмотрены общие и специальные элементы статуса субъекта малого предпринимательства, а также проанализированы меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через упрощенную систему налогообложения. Сделан вывод о необходимости унификации требований, предъявляемых к субъектам малого предпринимательства, в различных отраслях законодательства для системного регулирования малого предпринимательства. В противном случае невозможно говорить о целостной политике государства в отношении малого предпринимательства ввиду отсутствия единого понимания законодателем характеристик этой категории субъектов предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of a small business entity for tax purposes and measures to tax stimulate the development of small business through a simplified taxation system

The article examines the general and special elements of the status of a small business entity, as well as analyzes measures to tax incentives for the development of small business through a simplified taxation system. The conclusion is made about the need to unify the requirements for small business entities in various branches of legislation for the systematic regulation of small business. Otherwise, it is impossible to talk about a holistic state policy regarding small business due to the lack of a common understanding by the legislator of the characteristics of this category of business entities.

Текст научной работы на тему «Понятие субъекта малого предпринимательства для целей налогообложения и меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через упрощенную систему налогообложения »

Закон и право. 2024. № 5. С. 76-80. Law and legislation. 2024;(5):76-80.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-76-80 EDN: https://elibrary.ru/BATNBH

NIION: 1997-0063-5/24-247 MOSURED: 77/27-001-2024-5-447

Понятие субъекта малого предпринимательства для целей налогообложения и меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через упрощенную систему налогообложения

Зоряна Викторовна Каменева1, Богдан Ярославович Лазарев2

1 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия

2 ООО «ИНСТАМРТ ТЕХНОЛОДЖИС», Московская область, Химки, Россия

1 kameneva_z@mail.ru

2 sfbogdanec@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены общие и специальные элементы статуса субъекта малого предпринимательства, а также проанализированы меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через упрощенную систему налогообложения. Сделан вывод о необходимости унификации требований, предъявляемых к субъектам малого предпринимательства, в различных отраслях законодательства для системного регулирования малого предпринимательства. В противном случае невозможно говорить о целостной политике государства в отношении малого предпринимательства ввиду отсутствия единого понимания законодателем характеристик этой категории субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, специальный налоговый режим, единый налог, налог, доходы, расходы, налоговая нагрузка, объект налогообложения.

Для цитирования: Каменева З.В., Лазарев Б.Я. Понятие субъекта малого предпринимательства для целей налогообложения и меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через упрощенную систему налогообложения // Закон и право. 2024. № 5. С. 76—80. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-5-76-80 ББЫ: https://elibrary.ru/BATNBH

Original article

The concept of a small business entity for tax purposes

and measures to tax stimulate the development of small business through a simplified taxation system

Zoryana V. Kameneva1, Bogdan Ya. Lazarev2

1 All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation),

Moscow, Russia

2 INSTAMRT TECHNOLOGIES LLC, Moscow region, Khimki, Russia

1 kameneva_z@mail.ru

2 sfbogdanec@gmail.com

Abstract. The article examines the general and special elements of the status of a small business entity, as well as analyzes measures to tax incentives for the development of small business through a simplified taxation system. The conclusion is made about the need to unify the requirements for small business entities in various branches of legislation for the systematic regulation of small business. Otherwise, it is impossible to talk about

© Каменева З.В., Лазарев Б.Я. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

a holistic state policy regarding small business due to the lack of a common understanding by the legislator of the characteristics of this category of business entities.

Keywords: simplified taxation system, special tax regime, single tax, tax, income, expenses, tax burden, object of taxation.

For citation: Kameneva Z.V., Lazarev B.Ya. The concept of a small business entity for tax purposes and measures to tax stimulate the development of small business through a simplified taxation system // Law and legislation. 2024;(5):76—80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-76-80 EDN: https://elibrary.ru/BATNBH

Г целью обеспечения развития малого предпринимательства в России, в том числе с целью создания новых рабочих мест и обеспечения роста валового внутреннего продукта, государство поддерживает малый бизнес. Поддержка осуществляется в различных направлениях, одним из которых является создание эффективной налоговой системы.

При формировании системы налогообложения малых предприятий были учтены особенности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, что потребовало введения специальных налоговых режимов.

Специальный налоговый режим — это институт налогового права, представляющий собой совокупность налогово-правовых норм, регулирующих особый порядок определения элементов налогообложения в целях создания благоприятных условий для налогоплательщика, а также с учетом стимулирования приоритетных видов деятельности и обеспечения налогового контроля. Одним из основных и наиболее приоритетных специальных режимов налогообложения является упрощенная система налогообложения.

Налоговый кодекс РФ, так же, как и Гражданский кодекс РФ, не использует понятие «малое предпринимательство». Гражданский кодекс РФ разграничивает виды юридических лиц в зависимости от их организационной правовой формы, от цели осуществления деятельности и др. [1]. Следует отметить, что некоторыми исследователями было высказано предложение о необходимости дополнения норм Гражданского кодекса РФ новой организационной правовой формой «малое предприятие» [11, с. 17], так как данный статус дает дополнительные возможности (вести бухгалтерский учет упрощенным образом [4], на льготных условиях арендовать государственное или муниципальное имущество [5, п. 4 ст. 18).

Однако отношения, возникающие в сфере развития малого предпринимательства, наряду с нормами гражданского, финансового законодательства регулируются также нормами Федерального закона «О развитии малого предпринима-

тельства в Российской Федерации». Поэтому можно выделить как общие признаки субъекта малого предпринимательства (организационное единство, хозяйственная самостоятельность, обособленное имущество [1, ст. 48]), содержащиеся в нормах гражданского законодательства, так и специальные признаки, к которым относятся требования к:

1. Участникам юридического лица.

2. Численности работников.

3. Размеру выручки.

К субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели со средней численностью работников до 100 человек, суммарная доля участия других лиц в уставном капитале не должна превышать 25% [5, ст. 4] и предельного значения дохода — 800 млн руб. [7].

Однако не все ученые согласны с положением о предельном размере участия в уставном капитале малого предприятия государства или крупной организации, так как данное обстоятельство не всегда свидетельствует о том, что малое предприятие находится в непосредственной хозяйственной зависимости от своих учредителей [11, с. 18].

Еще одним важным моментом является то, что предельные значения дохода устанавливаются не ежегодно. Действующие предельные значения дохода были установлены Постановлением Правительства РФ в 2016 г., что сейчас не может реально отражать сложившуюся экономическую ситуацию. Поэтому, на взгляд некоторых ученых, необходимо ежегодно устанавливать корректирующие коэффициенты на основании данных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Важно обратить внимание, что категория малого или среднего предприятия определяется в соответствии с наибольшим по значению условием [5, п. 3 ст. 4]. Например, по численности работников организация относится к малым предприятиям, но выручка у такой организации составляет 1 млрд руб., следовательно, данная организация будет считаться средним предприятием, так как выручка больше 800 млн руб.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

Статус малого предприятия специально регистрировать нигде не нужно, так как на основании данных из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также налоговой отчетности сведения о субъектах малого предпринимательства автоматически включаются в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса [14, с. 81]. Данный статус предоставляет следующие преимущества: налоговые льготы (возможность применять специальные налоговые режимы, в том числе применять налоговые каникулы); финансовая поддержка (например, в мае 2020 г. предоставлялась субсидия субъектам малого и среднего бизнеса за сохранение численности работников в апреле 2020 г. [8], с полным перечнем мер финансовой поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса в Москве можно ознакомиться на сайте [10]); административная поддержка (упрощенная система бухгалтерского учета [4]) и другие [2, п. 1 ст. 11].

В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение субъекта малого предпринимательства, однако в случае если понятие не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, используются понятия из других отраслей законодательства [2, п. 1 ст. 11], поэтому данный статус определяется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В то же время многие специальные налоговые режимы, в том числе и упрощенная система налогообложения, введены именно для облегчения налогового бремени субъектов малого предпринимательства. Согласно статистическим исследованиям, проведенным территориальными налоговыми органами Саратовской области в 2014 г., среди организаций субъектов малого и среднего предпринимательства специальные налоговые режимы применяют до 51%, а среди индивидуальных предпринимателей — до 90% [12, с. 56].

Однако в 2019 г. можно заметить снижение количества малых предприятий на 6% по сравнению с 2018 г. [9]. Представители Минфина РФ объясняют это падение успешной борьбой с фирмами-однодневками, в тоже время представители бизнеса полагают, что такой спад впервые с 2016 г. связан со слабым потребительским спросом из-за снижения доходов россиян, сложным деловым климатом, проблемами с доступностью финансирования, ростом фискальной нагрузки [13].

Законодатель в основных направлениях налоговой политики, в свою очередь, старается поддерживать субъектов малого предпринимательства путем налогового стимулирования. В целях налогового стимулирования предлагалось внести изменения (и такие изменения были внесены) в специальные налоговые режимы, например: расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения; распространить право на применение двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг; предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности и др. [6, п. 2.3].

Однако вместо того, чтобы использовать критерии, установленные специальным Федеральным законом, налоговое законодательство вводит собственные требования, которым должны отвечать организации и индивидуальные предприниматели для возможности применения специальных налоговых режимов.

Так, если сопоставить закрепленные налоговым законодательством максимально допустимые значения годового дохода налогоплательщика, при превышении которых налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения, и закрепленные в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» можно сделать вывод, что фактически данным специальным налоговым режимом могут воспользоваться только микропредприятия (а также небольшая доля малых предприятий), так как максимальное значение годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, не должно превышать 150 млн руб. [3, п. 4 ст. 346.13], что примерно соответствует критерию выручки для субъектов микропредпринимательства.

В связи с этим необходимо унифицировать требования, предъявляемые к субъектам малого предпринимательства, в различных отраслях законодательства для системного регулирования малого предпринимательства [11, с. 20]. В противном случае невозможно говорить о целостной политике государства в отношении малого предпринимательства ввиду отсутствия единого

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

понимания законодателем характеристик этой категории субъектов предпринимательской деятельности.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Рос. газ. 1994. № 238-239. 8 дек.

2. Налоговый кодекс рф (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газ. 2000. № 151-152.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.

5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Парламентская газ. 2007. № 99-101.

6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Документ опубликован не был // http://www.minfin.ru

7. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2097.

8. Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СЗ РФ. 2020. № 18. Ст. 2895: https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/subsidy/ (Дата обращения: 24.06.2023)

9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // https://ofd.nalog.ru/ statistics.html (Дата обращения: 25.10.2023)

10. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы // Ы^:// www.mos.ru/dpir/function/napravlenie-deya-telnosti-dpir/podderzhka-i-razvitie-predpri-nimatelstva/finansovaya-podderzhka/ (Дата обращения: 24.06.2023)

11. Горовцова М.А. Понятие субъекта малого предпринимательства для целей налогообложения // Вестник Томского гос. ун-та. Сер.: Право. 2014. № 1 (11). С. 17-24.

12. Тимошенко В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса / В.А. Тимошенко, А.О. Титова // Известия Саратовского ун-та. Сер:. Экономика. Управление. Право. 2016. № 16 (1). С. 55—62.

13. Титов Д. Почему упало число малых и средних предпринимателей // Электронный журнал «Экономика и жизнь». 2019. 23 авг. // https://www.eg-online.ru (Дата обращения: 25.10.2023)

14. Чумакова Н.А. Малый бизнес: применение специальных налоговых режимов / Н.А. Чумакова, М.Н. Андрейкс // Научных вестник ЮИМ. 2018. № 1. С. 80—85.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated 30.11.1994 № 51-FZ / Rossiyskaya Gazeta. 1994. № 238-239

2. Tax Code of the Russian Federation (part one) dated 31.07.1998 №146-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 1998. № 31. Art. 3824.

3. The Tax Code of the Russian Federation (part two) dated 05.08.2000 №117-FZ // Parliamentary Gazette. 2000. № 151-152.

4. Federal Law № 402-FZ dated 06.12.2011 «On Accounting» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. № 50. Art. 7344.

5. Federal Law № 209-FZ dated 24.07.2007 «On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation» // Parliamentary Newspaper. 2007. № 99-101.

6. The main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2016 and the planning period of 2017 and 2018 // The document was not published. // http://www.minfin.ru

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.04.2016 № 265 «On the maximum values of income received from entrepreneurial activity for each category of small and medium-sized businesses» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2016. № 15. Art. 2097.

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 24.04.2020 № 576 «On approval of the Rules for Granting subsidies from the Federal budget in 2020 to small and medium-sized businesses Operating in sectors of the Russian economy that have been most affected by the deterioration of the

LAW & LEGISLATION • 05-2024

situation as a result of the spread of a new Coronavirus infection» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 18. Art. 2895: https:// www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/subsidy / (Accessed: 24.06.2023)

9. Unified Register of Small and medium-sized businesses // https://ofd.nalog.ru/statistics.html (Accessed: 25.10.2023)

10. Department of Entrepreneurship and Innovative Development of the city of Moscow // https:// www.mos.ru/dpir/function/napravlenie-deyatel-nosti-dpir/podderzhka-i-razvitie-predprini-matelstva/finansovaya-podderzhka / (Accessed: 24.06.2023)

11. Gorovtsova M.A. The concept of a small business entity for tax purposes // Bulletin of Tomsk State University. The right. 2014. № 1 (11). Pp. 17—24.

12. Timoshenko V.A. On the improvement of taxation of small and medium-sized businesses / V.A. Timoshenko, A.O. Titova // Izvestiya Saratov University. The Economics series. Management. The right. 2016. № 16 (1). Pp. 55—62.

13. Titov D. Why the number of small and medium-sized entrepreneurs has fallen // https:// www.eg-online.ru (Accessed: 25.10.2023)

14. Chumakova N.A. Small business: application of special tax regimes / N.A. Chumakova, M.N. And-reiks // Scientific bulletin of the YUIM. 2018. № 1. Pp. 80—85.

Информация об авторах

Каменева З.В. — доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Лазарев Б.Я. — проектный менеджер

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the authors

Kameneva Z.V. — associate professor of the department of civil and business law Lazarev B.Ya. — project manager of INSTAMRT TECHNOLOGIES LLC

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 12.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

МАРКЕТИНГ

Маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / под ред. Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Цып-кина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 183 с.

ISBN 978-5-238-03770-7

Рассматриваются возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования. Раскрываются система маркетинговых исследований, функции маркетинга и набор маркетинговых инструментов. Исследуется организация маркетинговой деятельности предприятия. В отдельной главе уделено внимание этическим аспектам маркетинга.

Для студентов и преподавателей вузов, специалистов в области маркетинга, рекламы, менеджмента.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.