Научная статья на тему 'Понятие статусов профессиональной идентичности и выбора профессии в подростковом возрасте'

Понятие статусов профессиональной идентичности и выбора профессии в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
770
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пудова Е.А.

Актуальность исследования заключается в важности профессиональной ориентации школьников, в период становления личности. Целью исследования является изучение статусов профессиональной идентичности и выбора профессии подростками. В статье рассматриваются особенности выбора профессии учениками с разными статусами профессиональной идентичности. Анализируется методологическая база изучения профориентации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие статусов профессиональной идентичности и выбора профессии в подростковом возрасте»

УДК 159.9.07

Е.А.Пудова

магистрант ВлГУ, педагог-психолог г. Муром, РФ E-mail: ekatierina.pudova@mail.ru

ПОНЯТИЕ СТАТУСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Актуальность исследования заключается в важности профессиональной ориентации школьников, в период становления личности. Целью исследования является изучение статусов профессиональной идентичности и выбора профессии подростками. В статье рассматриваются особенности выбора профессии учениками с разными статусами профессиональной идентичности. Анализируется методологическая база изучения профориентации подростков.

Ключевые слова:

Выбор профессии, профессиональная ориентация, профориентация, подростки, профессиональная идентичность, личность.

К началу подросткового возраста человек интуитивно начинает осознавать образ своего «Я», идеалы, ценности, путь своего профессионального развития. Это осознание называется идентичность. Подросток должен сам прийти к этой идентичности, без чьей-либо помощи, навязывания извне руководствуясь своими внутренними потребностями и стремлениями.

Психолог Э. Эриксон рассматривал главной задачей подросткового возраста - развитие чувства идентичности и поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Какое у меня будущее?». Здоровое психосоциальное развитие невозможно без активного процесса самоопределения или как его называл сам Э. Эриксон «кризиса идентичности». Ключевой для приобретения чувства идентичности, по мнению Эриксона является период от 11 до 20 лет. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации - «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. У подростка появляется миссия объединения всех его ролей: школьника, друга, спортсмена и др. У старших подростков формируется чувство идентичности при благоприятном протекании кризиса подросткового возраста, а при неблагоприятном протекании может сформироваться спутанная идентичность, которая проявляется в мучительных сомнениях относительно своего «я», места в обществе и профессиональной жизни.

Основной барьер, который должен пройти подросток при переходе к взрослой жизни, это формирование идентичности, так считает Э. Эриксон. Несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития, идентичность создаёт у подростка чувство целостности и устойчивости своего «Я». Анализ различных вариантов формирования идентичности показывает, прошёл ли подросток через период принятия собственных решений и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение обуславливается внешними и внутриличностными факторами человека.

В результате выбора своей карьеры, старший подросток может оказаться в одном из статусов профессиональной идентичности. Джеймс Марсиа развивая теорию Э. Эриксона выделил четыре состояния идентичностиб предрешённость, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Статусы профессиональной идентичности учитывают период принятия решения через который проходит подросток, ряд его выборов, ценностей и план будущего профессионального пути.

Концепция статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова знакомит нас с

четырьмя статусами профессионального самоопределения.

1. Неопределённый статус профессиональной идентичности говорит о том, что выбор дальнейшего жизненного пути и представлений о своей будущей карьере у подростка отсутствует.

2. Навязанный статус профессиональной идентичности говорит о том, что дальнейший профессиональный путь подростку навязан родителями, друзьями, школой и сам он не задумывается о своих желаниях.

3. Статус моратория или кризиса выбора определяется как неоднозначное состояние, подросток пока ещё не может найти подходящий вариант профессии, но находиться в поиске.

4. Сформированная профессиональная идентичность предполагает осмысленный план своего дальнейшего профессионального пути, сделанного самостоятельно с учётом потребностей и целей.

На ранних стадиях профессиональная идентичность понимается как отождествление себя с определённой профессиональной группой людей, её ценностями, целями и задачами. Профессиональная идентичность формируется задолго до того, как человек приступит непосредственно к профессиональной деятельности. Таким образом, формирование статусов профессиональной идентичности начинается в подростковом возрасте на стадии формирования будущего профессионального пути.

Подросток не просто выбирает профессию, а предопределяет свой дальнейший жизненный путь. Одной из самых значимых характеристик человека является профессиональная принадлежность. Представление о себе как о носителе определенной профессии - неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе.

Иногда выбор профессии или будущего места учебы кажется легким, сделанным чуть ли не моментально: просто вдруг понял, что стану тем-то, и все. Но на самом деле это решение в таких случаях обычно осуществляется по формуле «одно мгновение плюс вся предшествующая жизнь»: даже если само решение принимается незамедлительно, зависит оно от всего предшествующего жизненного опыта. Поэтому можно сказать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается, задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Сложность выбора состоит еще в том, что предпочесть одну профессию - значит, отказаться от многих других.

Основой статусов профессиональной идентичности являются два параметра: наличие или отсутствие кризиса идентичности и самостоятельный или навязанный выбор профессии.

Состояние неопределённости характерно для тех учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов. А также не пытаются формировать и выстраивать пути своего дальнейшего профессионального развития. Подростки с неопределённым статусом профессиональной идентичности недостаточно осознают важность выбора будущей профессии. Родители этих детей недостаточно помогают и проявляют интерес к профессиональному будущему своего ребёнка.

Статус навязанной профессиональной идентичности подростков говорит о том, что профессиональный путь ребёнок выбрал не сам, а прислушавшись к мнению родителей и друзей. Но при таком выборе нет никакой гарантии того, что профессия будет интересам и способностям самого человека, это может привести к разочарованию.

Статус моратория характерен для подростков, которые ищут альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и пытаются выйти из этого состояния приняв осмысленное решение. Эти ребята стремятся узнать, как можно больше о различных профессиях и специальностях, и путях их получения. Мораторий профессиональной идентичности испытывают ученики, у которых неустойчивые отношениями с родителями и друзьями.

Сформированный статус профессиональной идентичности значит, что подростки готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития и у них имеется уверенность в правильности принимаемого решения касаемо их профессионального будущего. Подростки, у которых сформирована профессиональная идентичность уверены в правильности своего дальнейшего профессионального пути, они преодолели кризис выбора и сформировали для себя систему знаний о себе, своих профессиональных

ценностях, жизненных убеждениях и мотивах. Эти ребята определились как будут выстраивать свою жизнь и знают, чего хотят достигнуть.

Профессиональное становление личности длительный процесс, который включает в себя целый ряд этапов: образование и формирование профессиональной идентичности, профессиональный выбор, обучение, адаптация, реализация личности в рабочем процессе. Список использованной литературы:

1. Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации. - М.: Говорящая книга, 2015. - 171 c.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 198 с.

3. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. - М.: МГППУ АНО «Центр «Развивающее образование», 2001. - 86 с.

© Пудова Е.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.