УДК 349
ПОНЯТИЕ «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» НА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
© Владимир Викторович БУЛГАКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, e-mail: [email protected] © Дарья Владимировна БУЛГАКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры теории государства и права, e-mail: [email protected]
Статья посвящена понятию «справедливость», которое характеризует всю систему общественных отношений. На каждом этапе развития общества и формирования государства представления людей о справедливости менялись. Феномен справедливости, без сомнения, сложное, многоуровневое явление, характеризующее всю систему общественных отношений во всем многообразии ее конкретных проявлений.
Ключевые слова: справедливость; мораль; ценность; норма; закон; право; общество; социальные отношения.
Как верно отмечает С. Кара-Мурза, «о справедливости начинают говорить именно тогда, когда на наших глазах происходит огромная несправедливость, которая прямо или косвенно касается всех или почти всех» [1, с. 34].
В свою очередь, справедливость - сложное явление, которое во все периоды времени было различным, но всегда понятие «справедливость» оказывало огромное влияние на всю систему общественных отношений.
С начала цивилизации слово «справедливость» вошло в язык всех народов. Первые представления о справедливости формируются уже в первобытном обществе. В эту эпоху условия совместной жизни людей требовали установления всеобщего равенства. В связи с этим справедливость рассматривалась, как необходимость выполнять существующие обряды и обычаи.
Социальные изменения в обществе привели к изменению представления о справедливости. Идея справедливости становится одной из основных во всей системе общественного сознания.
С древнейших времен человечество пыталось отыскать понятие «справедливость» [2, с. 386].
Представление о справедливости ярко выражено в древнекитайской философии. Известную роль оно играет в консервативном этико-политическом учении Конфуция.
Согласно Конфуцию, справедливо все то, что способствует укреплению централизованной власти правящих слоев, сохраняет единовластие, укрепляет патриархально-рабовладельческие установления; что возводит в незыблемый закон «сыновнюю почтительность», уважение к старшим и вышестоящим в социальной иерархии».
На первых этапах формирования общественного сознания осмысление человеком внешнего мира определялось как его отношением к окружающей природе, так и отношениями со своими соплеменниками, которые устанавливаются в ходе производства материальных благ.
В Древней Греции, колыбели европейской культуры, понятию справедливости уделялось особое внимание. Гесиод, один из ранних представителей древнегреческой литературы и общественной мысли, в своих сочинениях высказывал суждения о справедливости. Согласно Геосиду, понятие справедливости означало не только честность, умеренность, но, прежде всего отказ от захвата чужой собственности любым путем -обманом или насилием, а основанием справедливости является мера - взаимная выгода, утилитарный расчет. Справедливость у Гесиода неразрывно связана с кругом представлений свободных земледельцев, вчерашних общинников, она имеет вполне земной, социально окрашенный характер.
На ранних этапах развития античного общества философия в силу достигнутого уровня знаний могла развиваться только как натурфилософия. Мир социальных норм и оценок представал перед античными философами в единстве с миром природы. Категория справедливости, которая теснейшим образом связана с такими понятиями, как судьба, рок, получает в древнегреческой мысли богатое и разнообразное развитие. Проблема справедливости играла немаловажную роль в миросозерцании древних греков, которые вели оживленный спор вокруг вопроса, где именно коренится справедливость: «в природе» или «в установлении».
Согласно взглядам Гераклита Эфесского, «все происходящее в мире представляет собой не что иное, как проявление «божественного логоса», справедливости, управляющей ходом событий. Все положительные законы, за которые народ должен сражаться «как за свои стены», вытекают из справедливости» [3, с. 45].
Постоянное наблюдение за жизненными ситуациями приводит к выводу, что зачастую между людьми отсутствует согласие относительно того, что считать справедливым. Поэтому софисты настойчиво проводили мысль, что различие между справедливым и несправедливым существует не «от природы», а покоится исключительно на «человеческом установлении», т. е. разграничивали «справедливость по природе» и «справедливость по закону».
Таким образом, главное в учении софистов заключается в том, что они выдвигают на первый план регулятивный характер справедливости. Именно это и подверг сомнению Демокрит, который утверждал, что справедливость не только существует, но и вполне возможно достоверное знание о ней.
Прежде всего, Демокрит на первый план выдвигает утверждение объективного характера справедливости. Справедливость неотделима от природы, выражает ее сущность. «То, что считается справедливым, не есть справедливое; несправедливо же то, что противно природе» [3, с. 159]. «Справедливость, - говорил он, - есть исполнение долга, несправедливость - неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей)».
Особое внимание рассмотрению справедливости уделял Сократ, называя ее предметом «драгоценнее всякого золота». Сократ стремился доказать существование единого и общего понятия справедливости, связывая его с нравственностью и знанием. Несправедливость неестественна, т. к. она плод незнания, заблуждения.
Сократ говорил: «Справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши» [4, с. 119].
Развернутую теорию справедливости как основы права создал философ античности Аристотель. Справедливость для Аристотеля - важнейшее понятие, без которого не может существовать ни гражданская, ни политическая жизнь.
Аристотелю принадлежит заслуга в разработке формальной структуры справедливости. Он первым из философов показал две формы ее осуществления: уравнивающую и распределяющую справедливость. Уравнивающая справедливость предполагает воздаяние равным за равное. Здесь идет речь о принципе эквивалентности, переведенном на язык морали и права. Распределяющая справедливость признает справедливым как равное, так и неравное распределение благ между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо.
Таким образом, учение Аристотеля о справедливости по своей социальной природе полностью отражало господствующие представления времени и того класса, к которому он принадлежал.
Значительным этапом в разработке проблемы справедливости стала философская система Эпикура.
Эпикур утверждал, что справедливость является результатом договора, заключенного между людьми, смысл которого в том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда... [3, с. 217]. Справедливость по Эпикуру, двойственна, она имеет природную основу и в то же время определяется человеческими отношениями, которые зафиксированы в различных соглашениях социальнонравственного порядка.
Дальнейшее развитие идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в т. ч. у Цицерона. Цицерон выводил понятие спра-
ведливости из разума и природы, т. е. обосновывал идею естественноправовой справедливости.
Таким образом, в Риме понятие справедливости переместилось из области философии в область правовой формулы.
Учение о праве и справедливости средневековой эпохи отличается от соответствующих античных воззрений по своим исходным пунктам: во-первых, наряду с государством признается еще более авторитетная власть - церковь; во-вторых, считается, что подлинная сущность человека окончательно раскрывается лишь по ту сторону жизни.
Последователем идей Аристотеля был Фома Аквинский - авторитет средневекового католического богословия. Доминирующим началом в философии справедливости Ф. Аквинского является полное лишение категории справедливости земного, социального характера и превращение ее в одно из средств укрепления существующих общественных отношений.
На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания капиталистических отношений пришло юридическое мировоззрение. Эпоха борьбы буржуазии с господствующими феодальными порядками принесла с собой новые моменты не только в социально-практическом применении, но и в теоретическом истолковании понятия справедливости.
Основателем философии Нового времени был Френсис Бэкон.
Ф. Бэкон утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создает основания для права. Врожденное чувство справедливости отличает человека от зверя, делает его существом высшего порядка. «Только благодаря наличию справедливости человек человеку бог, а не волк. Справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе». Ф. Бэкон приходит к выводу, который заключается в том, что справедливость во взаимоотношениях между людьми должна основываться на признании суверенности каждой отдельной личности.
Таким образом, понятие естественной справедливости обретало смысл, который направлен против феодальных порядков, в ней все более отражались объективные интересы буржуазии.
Яркие представители философской и общественно-политической мысли XVII в. -Т. Гоббс и Б. Спиноза - обосновали учение о естественном праве, связывали свои представления о справедливости с главным политическим институтом общества - государством.
Т. Гоббс, создавая одну из первых в Новое время конструкций «общественного договора», утверждал, что государство и справедливость смогли возникнуть из преодоления людьми естественного состояния, из соглашения, к которому приходят люди относительно общественного блага и совмещения противоречащих интересов. Гоббс рассматривал государство как творение человека, считал одним из главных его достоинств разум, проявленный в справедливости и законах. Он рассматривал справедливость как «подчинение законам» [5, с. 261], «как постоянное стремление уважить право», как «совершенное в соответствии с правом».
Согласно представлениям Д. Локка справедливость имеет двоякое основание. Одно ее основание - естественная человеческая природа, сущностью которой является внутреннее стремление к собственности, способность к труду и требование личной неприкосновенности. Другое - установление соответствующих законов для защиты естественных стремлений человека.
Среди блестящей плеяды французских мыслителей XVIII в. более последовательный демократизм в подходе к справедливости выражал Ж.-Ж. Руссо. Руссо полагал, что «есть одна абсолютная всеобщая справедливость, проистекающая исключительно из разума и осуществляется посредством законов».
Представления И. Канта о справедливости строились на основе использования такого понятия социальной этики, как свобода, центральное понятие всей его «практической философии». Свобода индивида является первейшей предпосылкой справедливости в отношениях между людьми. И. Кант полагал, что развитие всех задатков и склонностей человека, полное разумное осуществление естественной его природы возможно лишь при «совершенном правовом гражданском устройстве» [6, с. 166], т. е. в условиях реализации априорных принципов справедливости.
Философия Г. Гегеля - вершина домарксистской западной философии. Его концеп-
ция справедливости тесно связана с проблемой свободы.
Г. Гегель считал, что справедливость представляет собой «нечто великое, поскольку законы, в которых она воплощена, ведут к процветанию государства».
В настоящее время в научных обсуждениях справедливость рассматривается так или иначе как образ определенного желаемого общественно-политического и экономического устройства. Согласно О. Хёффе, есть «человеческая практика в самых разных ее аспектах». Эти аспекты немецкий исследователь справедливости понимает как «действие его субъектов, правила и системы правил, регламентирующие действия, и не в последнюю очередь институты, в рамках которых развертывается человеческое действие» [7, с. 25]. Поэтому понимание справедливости оказывается изначально встроенным в контекст отношений, варьируясь от пожеланий до требований, которые взаимодействующие субъекты обращают друг другу, и до возможного, а иногда и неизбежного использования силового принуждения. А.В. Прокофьев подчеркивает даже, что «истоки этики справедливости связаны с соответствующим образом направляемой агрессией - «моралистической агрессией» против нарушителей отношений взаимности» [8, с. 26-27].
В результате проведения анализа историко-философского аспекта справедливости необходимо заключить, что проблема спра-
ведливости с древних времен являлась предметом исследования различных ученых философов. Однако форменное сочетание идей справедливости, закона, требований общества и государства претворилось в неотъемлемый атрибут общественной жизни различных государств лишь в современное время. Именно в этот период справедливость стала рассматриваться как естественное начало регулирования отношений в обществе, его гармоничного развития и перспективного роста.
1. Кара-Мурза С. Что такое справедливость // Российская Федерация сегодня. 2009. № 1.
2. Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи / под ред. А.М. Васильева. М., 1986. Кн. 1.
3. Материалисты Древней Греции. М., 1955.
4. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М., 1935.
5. Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1956. Т. 1.
6. Философия Канта и современность. М., 1974.
7. Хеффе О. Политика, право, справедливость: Основоположения критической философии права и государства. М., 1994.
8. Прокофьев А.В. Справедливость или преодоление человеческой природы // Этическая мысль. М., 2003.
Поступила в редакцию 21.02.2012 г.
UDC 349
NOTION OF JUSTICE ON HISTORIC STAGES OF SOCIAL DEVELOPMENT
Vladimir Viktorovich BULGAKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Civil and Entrepreneurship Law Department, e-mail: [email protected]
Daria Vladimirovna BULGAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Theory State Department and Law, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the notion justice that characterizes the whole system of social relations. On each stage of social development and state formation the people’s representation about justice have being changed. The phenomena of justice is complicated, multi-level phenomenon characterizes all system of social relations in all variety of its concrete manifestations.
Key words: justice; moral; value; norm; law, right; society; social relations.