Научная статья на тему 'Справедливость как основа социального партнерства: к истории философско-правовых идей'

Справедливость как основа социального партнерства: к истории философско-правовых идей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
858
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗАКОН / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / СВОБОДА / ПРАВОВОЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / PERSON / JUSTICE / SOCIAL PARTNERSHIP / LAW / NATURAL LAW / CIVIL LAW / FREEDOM / LEGAL LAW / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черногорцева Галина Владимировна

В статье рассматривается генезис философско-правовых идей, трактующих справедливость в качестве основы необходимого каждому обществу социального партнерства, особенно востребованного в современных условиях развития гражданского общества и правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justice as basis of social partnership: to history of philosophical and legal ideas

The article focuses on genesis of the philosophical and legal ideas, treating justice as a basis of social partnership that is necessary for each society, especially demanded in modern conditions of development of civil society and the rule-of-law state.

Текст научной работы на тему «Справедливость как основа социального партнерства: к истории философско-правовых идей»

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: К ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ИДЕЙ

Г.В. Черногорцева

Кафедра философии Факультет социальных и гуманитарных наук Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана ул. 2-я Бауманская, 5, Москва, Россия, 105005

В статье рассматривается генезис философско-правовых идей, трактующих справедливость в качестве основы необходимого каждому обществу социального партнерства, особенно востребованного в современных условиях развития гражданского общества и правового государства.

Ключевые слова: человек, справедливость, социальное партнерство, закон, естественное право, позитивное право, свобода, правовой закон, государство.

Справедливость как основа социального партнерства в современных условиях модернизации приобретает особое значение прежде всего в качестве социально эффективного инструмента обеспечения продвижения развития общества в самых различных направлениях деятельности в условиях усложнения современного мира в многоликих и многообразных, часто непредсказуемых отношениях общества и природы, человека и общества, межличностного общения и разнообразных вариантах коммуникативных связей.

Объединяя усилия множества людей и социальных групп, социальное партнерство выступает желаемым результатом для современного общества, являясь своего рода непреходящей ценностью, неким цементирующим общество материалом, дающим возможность каждому человеку реализовать свои силы и способности.

Человек всегда понимал ценность и значимость социального партнерства, стремясь в качестве главного его субъекта к поиску и нахождению прочных оснований для его возникновения, стабильного существования и долгосрочных перспектив развития. Индивидуальный и коллективный разум неустанно заботится об укреплении социального партнерства, создавая все новые и новые верования, идеологии, ценности, приоритеты, определяющие повседневную жизнь отдельных людей и общества в целом: в качестве существа творческого человек во все времена выступает субъектом социального партнерства как в части теоретической, так и практической деятельности.

Важнейшим условием достижения социального партнерства выступают правовые законы, справедливые по своей сути, равные для всех граждан. Право регулирует многообразные отношения между людьми, обеспечивает эффективное функционирование всех общественных институтов, позволяет обществу самосохраняться, а человеку ощутить безопасность и защищенность от неправомерных посягательств в силу имманентно присущей ему справедливости.

Социальное партнерство всегда является целью и результатом управленческой деятельности, поэтому с древнейших времен до наших дней философия стремиться постичь истину о праве, соблюдение которого способно обеспечить гармонию личных и общественных интересов. С течением времен формируется мысль о единой для всех справедливости и единой законодательной власти, при этом ценность справедливости усматривается в воздаянии другому равным. Соответственно утвердился сформулированный Фалесом тезис «Не делай сам того, что ты порицаешь в других». При этом практика поставила вопрос о сочетании права и силы, способной обеспечить всеобщее признание прав и обязанностей каждого свободного члена общества. Закон как общезначимый способ регулирования всей совокупности существующих отношений защищает всех граждан, равных перед законом. Социальное партнерство предполагает господство справедливости и права для достижения упорядоченной жизни в государстве.

Согласно Демокриту достижение социального мира требует различать естественное право как справедливость и установленные людьми законы в качестве искусственного, при этом критерий справедливости полисных законов состоит в их соответствии природе: то, что противно природе, нельзя считать справедливым, поскольку справедливость как нельзя лучше соответствует общему благу людей. Протагор полагал, что законы создаются мудрейшими представителями человеческого рода, причем представления людей о справедливости изменяются, соответственно этому изменению корректируются законы, но во все времена остается неизменной приверженность человека к справедливости. Жажда справедливости присуща самой природе человека. Человек не может жить без справедливости. Именно тяга к справедливости является неизменной основой изменения представлений людей о справедливом, поэтому Горгий именовал писаные законы «стражами справедливости», ибо справедливость людей в их отношениях друг к другу предполагает наличие присущего им чувства равенства.

Господствующее, позитивное право свидетельствует о том, что люди в масштабах государства сумели достичь договоренности о порядке общественной и личной жизни, о взаимном союзе в осуществлении правопорядка, в достижении гарантии соблюдения вещных и личных прав. Такого рода гарантии призваны обеспечить стабильность общества и защитить равенство личных прав людей. При этом, как заметил софист Ликофрон, позитивное право не в силах сделать граждан добрыми и справедливыми.

Философия отмечена неустанным поиском правовых оснований социального партнерства в обществе. Проблемы соотношения права и закона, истоков и смысла полисных установлений, справедливости и законности Сократ связывал с определяющим значением знания, божественного по своей природе и происхождению, однако доступного людям. Чем обширнее и глубже знания людей, тем больше при-частны они к божественному, и, соответственно, тем большим уровнем справедливости характеризуются законы и состояние законности во всех проявлениях общественной жизни, тем крепче социальное партнерство людей. Справедливость, как и всякая другая добродетель, состоит в знании, значит, справедливое всегда совершается посредством добродетели.

Поскольку неписаные божественные законы и писаные людьми законы в основе своей имеют справедливость, то справедливость, по сути дела, тождественна законности: что законно, то и справедливо. Господство справедливых законов создает возможность свободы как «прекрасного и величественного достояния как для человека, так и целого государства» [5. С. 139].

Согласно Платону, законы как «определения разума» пронизывают как личные, так и общественные взаимоотношения людей. Справедливость вовсе не исключает иерархии, напротив, она требует иерархической соподчиненности частей во имя целого, «чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое», «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего» [8. С 206]. Справедливость, таким образом, предполагает надлежащую меру, определенное равенство.

Исходя из мысли Сократа о том, что справедливое и законное — это одно и то же, Платон высказал мысль, что только действия справедливых законов в сочетании с правлением философов способно обеспечить разумное устройство общества, его стабильность, укрепить взаимосвязь и единство граждан, полиса и законов. Социальное партнерство укрепляется связанностью самого государства принятыми в нем законами. Златое и священное руководство разума, называемое общим законом государства более, нежели что-либо другое, совершенствует как самого человека, так и все многообразие отношений между людьми.

Исходя из того, что справедливое и есть законное, Стагирит обратил внимание на взаимосвязь этики, политики и права. В соотношении с мужеством, великодушием, щедростью и другими превосходными качествами справедливость является величайшей добродетелью и величайшим благом, по сути дела доступным каждому человеку в качестве приобретенного качества души и характера. Справедливость как добродетель проявляется в отношении к другим людям. Справедливость всегда означает законное и равномерное, прежде всего в отношении к людям. Справедливость, как и социальное партнерство, возможны только между свободными и равными людьми, ибо права имеют только те люди, для которых существует закон, определяющий их отношения.

Естественное право везде и для всех имеет равное значение, оно существует независимо от признания или непризнания его существования и значения. Правовые отношения, установленные людьми в результате взаимного соглашения, условное право, не только изменчивы, но и особенны в различных государствах, подобно тому, как меры для вина и хлеба повсюду различны. Важно, чтобы условное право соответствовало праву естественному. По сути дела, условным правом Аристотель называет позитивное право, т.е. законы и всеобщие соглашения как справедливую основу социального партнерства. Величайшее благо для государства — дружелюбные отношения, поэтому искусство законодателя как политика состоит в разработке таких законов, справедливость которых позволяет достигать устойчивости общества, стабилизации существующей системы отношений.

По мнению Эпикура, справедливость и право в своем происхождении и существовании имеют договорную основу. Люди нуждаются во взаимной пользе, безопасности, уважении своих прав и свобод и, желая публичных гарантий соблюдения своих интересов, они создают законы в соответствии со своим пониманием

справедливости. Договорная трактовка права исходит из равенства, свободы и независимости членов социума.

Свобода человека включает в себя ответственность за разумный выбор своего образа жизни и поведения. Необходимость трактуется Эпикуром как бедствие, однако, как уточняет философ, для человека нет никакой необходимости жить с необходимостью. Человек свободен, если довольствуется своим, т.е. тем, что имеет, понимает, что именно в жизни зависит только от него самого, способен обуздать свои страсти и желания, умеет обходиться немногим.

Главная задача государства состоит в обеспечении взаимной безопасности людей, а сама справедливость есть договор о достижении полезного, которое возможно, если не вредить друг другу и не терпеть вреда. Знания и жизненный опыт помогают людям определить условия своего общения, усмотреть возможности согласованной деятельности, найти общность интересов в разнообразных взаимодействиях. Конечно, конкретное содержание справедливости свое для времен и народов, но в изменчивом мире неизменным остается принцип справедливости, определяющий общее согласие людей относительно пользы всех и каждого. Закон, противоречащий пользе взаимного общения, нельзя считать справедливым. Справедливость и есть естественное право. Содержание справедливости меняется, поскольку меняется представление людей о том, что именно составляет пользу взаимного общения. А это ведет к изменению законов.

Со времен Зенона очевидно, что социальное партнерство связано с понятием долга как «того, что подобает». Дело в том, что отношения людей выстраиваются в соответствии с естественными законами мироздания. Такого рода соответствие является основой справедливости в общении людей. Всеобщая, универсальная справедливость воплощена в естественном законе. Она является нормативно значимым принципом и критерием справедливости созданных людьми законов. И государство, и законы подчинены естественному праву как незыблемому порядку мироздания, порядку, определяющему причинную цепь событий, соответствующему императиву разума, который, в свою очередь, помогает человеку понять само естественное право. Человеческий закон должен соответствовать естественному праву. Справедливость создает возможность участия каждого человека в коллективном осуществлении властных полномочий государства.

Право как «искусство добра и эквивалента» (Цельс) по своему понятию и смыслу всегда справедливо, полагала древнеримская мысль. Эквивалент всегда означает равную справедливость или справедливое равенство. Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право, т.е. воздавать каждому то, что ему принадлежит, что способствует укреплению социального партнерства. Право предписывает жить честно, не причинять вреда другим людям. Оно также требует понимания того, что закон есть общий правопорядок государства и в этом смысле свят для самого государства. Справедливость, как основа социального партнерства, распространяется на всех людей, защищая, обеспечивая исполнение долга, предостерегая от преступления закона. Со времен Римской империи прочное место среди необходимых условий социального парт-

нерства занимает понимание неприкосновенности частной и государственной собственности: общей собственностью пользуются все, а частной — только те, кому она принадлежит.

Социальное партнерство в эпоху средневековья базировалось в значительной степени на признании религиозных ценностей, исходило, прежде всего, и, главным образом, из признания божественной, разумной природы человека. Человек должен знать правила поведения, мерила дозволенного и недозволенного. Человек способен различать добро и зло. Разумная природа человека побуждает следовать добру. Волеустановленный закон должен соответствовать естественному праву, только в этом случае закон способен достичь цели, в качестве которой выступает общее благо людей. Закон формирует привычку действовать разумно, по свободной, доброй воле, регламентирует поведение людей в его соотнесенности с общим благом. Сохранение социального партнерства требует, чтобы закон воплощал равенство в виде применения равной меры и одинакового масштаба требований ко всем членам общества.

Поиск оснований социального партнерства в новое время связан с именами выдающихся философов Гуго Гроция, Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка и др.

Ф. Бэкону приписывают суждение, что справедливые законы — это якоря государства. Только справедливый закон может противостоять насилию. Справедливый закон включает в себя принцип правового равенства и выражает требование всеобщей справедливости. Естественный свет разума и естественное право помогают людям различать добродетель и порок, справедливость и несправедливость и т.д. Законы необходимы для счастья граждан, процветания общества, прочности власти, обеспеченной социальным партнерством.

Стабильность общества требует, чтобы смысл закона был точен, требования справедливы и достаточно легко исполнимы, согласованы с существующей формой государства, порождали и укрепляли добродетель в гражданах.

Согласно Г. Гроцию, правовая справедливость должна господствовать в отношениях между людьми, народами и государствами. Государство существует для соблюдения норм права и общей пользы. Важнейшим инструментом укрепления социального партнерства является общественное мнение, осуждающее несправедливое и неправедное. Согласно Томасу Гоббсу, человек обязан делать все для сохранения собственной жизни, осуществлять свободный поиск наилучших средств для достижения этой цели. Право состоит в свободе делать или не делать, а закон обязывает, т.е. закон воплощает в себе обязательство, а право предполагает свободу, что представляет собой надежную основу сплоченности людей, понимающих практическую пользу социального партнерства для самосохранения, выживания и развития. Человек должен довольствоваться такой степенью свободы, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе.

Справедливость требует, чтобы люди исполняли заключенные ими соглашения. Принудительная власть государства предусматривает за неисполнение договорных отношений такие санкции, которые делают крайне невыгодным нарушение

принятых на себя обязательств. Такая позиция государства защищает справедливость. Справедливость предполагает собственность, а она возможна там, где есть государство и принудительная власть, которая направляет их действия к общему благу, к миру внутри общества и взаимной помощи против внешнего врага. Укреплению социального партнерства способствовало утверждение Т. Гоббса о наличии неотчуждаемых естественных прав человека, в частности, права на жизнь, безопасность и здоровье.

Джон Локк отмечает разумность человека в его стремлении сохранить свою жизнь и свободу, не вредить другим людям, что в полной мере поддерживается государством, способным обеспечить спокойную и безопасную жизнь, защиту собственности и свобод граждан. «Свобода людей, — говорит Локк, — находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека» [6. С. 16—17].

Договорные отношения народа и государства представляют собой постоянно обновляющейся процесс развития социального партнерства, поскольку люди учреждают государство для защиты естественных прав, равенства, свободы, собственности посредством установленного общего закона.

Закон устанавливает меру свободы, как государства, так и гражданина. Как поясняет Ш. Монтескье: «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть» [7. С. 289]. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается соответствующими законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.

Социальное партнерство требует безопасности членов общества. Социальное партнерство возможно потому, что, как утверждал И. Кант, каждый человек с присущим ему достоинством является абсолютной ценностью. Практический разум требует соблюдения категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» [4. С 346]. Право ограничивает произвол одного человека по отношению к другому. Оно регулирует поведение людей, обеспечивает моральную автономность человека в силу своей общеобязательности, предполагающей механизм принуждения.

Обеспечить действие права способно только государство, и чем успешнее оно защищает свободу и законные интересы граждан, тем больше уважения и доверия обретает, укрепляя социальное партнерство: жизнь в гражданском обществе предполагает защиту естественных прав. Важнейшей составляющей социального партнерства является свобода критики относительно справедливости или несправедливости всего того, что происходит в обществе, касается ли это человека или государства. Социальное партнерство опирается на общеобязательные

законы и обеспечивает свободу, равенство, независимость всех граждан, связанных едиными правовыми законами.

Согласно И.Г. Фихте, право появляется на определенном этапе развития социального взаимодействия, требующего укрепления социального партнерства, когда люди признают друг за другом наличие личной свободы. Социальная общность людей гарантирует свободу всех и каждого благодаря наличию совокупности законов. Государство заинтересованно в развитии социального партнерства.

Согласно Гегелю свобода человека как необходимое условие социального партнерства становится наличным бытием в системе государственно-правовых отношений. Как субъект социального партнерства человек реализует свободу в контексте и границах наличных государственно-правовых отношений, включающих актуальные и потенциальные возможности реализации свободной воли человека.

Социальное партнерство исходит из признания свободы каждого человека и частной собственности в качестве наивысших социальных ценностей. Их реализация способствует процветанию человека, общества и государства. Правовое государство предполагает защиту и поощрение активности человека, наличие гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей. Стремление человека к извлечению максимальной личной пользы, предполагающее умение разумно сочетать свои интересы с интересами других людей и общества в целом, как нельзя лучше соответствует достижению общего блага. Свобода человека, возможности его самоутверждения обеспечиваются частной собственностью и политико-юридическими отношениями. Надежная защита интересов и безопасности позволяет каждому человеку создавать свое жизненное благополучие, не рассчитывая на чью-либо помощь в соответствии с собственным пониманием счастья и свободного избрания путей его достижения по собственному разумению.

Государство обязано предотвращать всякие посягательства на свободу и автономию человека, в том числе и со стороны господствующего общественного мнения, воплощающего взгляды большинства. Свобода человека первична по отношению к государственным и общественным структурам, поэтому эффективность государства в определенной степени зависит от желания и умения граждан налаживать деловые связи и взаимоотношения, соблюдать нормы и правила общежития.

Стремление людей к самосовершенствованию, их высокие деловые и нравственные качества помогают государству установить справедливый правовой порядок, обеспечить законные права и интересы всех членов общества, охрану существующих благ всякого рода. Свободный человек — это всегда человек законопослушный. Свобода есть главное условие всех возможных улучшений в жизни общества и государства, поскольку каждый свободный человек выступает в качестве своего рода центра, источника всевозможных усовершенствований, объединяя свои усилия с усилиями других свободных людей.

Свобода создает возможность непосредственной причастности к деятельности государства, а значит, и ответственности народа за состояние государственного управления. Необеспеченность свободы частной жизни порождает социальную

пассивность, иждивенческие настроения, безынициативность, утрату личного достоинства, безответственность. Возникает стремление к самоизоляции, равнодушие к общественным делам, желание автономного существования, ограниченного сугубо личными интересами.

Справедливое решение насущных вопросов повседневной жизни позволяет человеку включаться в разнообразные и тесные связи между людьми, чтобы реализовать свои способности и жизненные возможности, что и определяет величайшую социальную ценность свободы и справедливости как надежной основы социального партнерства.

Теоретическая мысль и социальный опыт убедительно свидетельствуют о том, что социальное партнерство как величественное и прекрасное достояние человечества возможно потому, что приверженный справедливости человек является свободным индивидом, разделяющим ценности правового государства и гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аристотель. Метафизика. Сочинения. В 4-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1976.

[2] Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа. — СПб.: Наука, 1994.

[3] Гоббс Т. О Человеке. Избранные произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1965.

[4] Кант И. Сочинения в 6 т. — Т. 4 (1). — М.: Мысль, 1965.

[5] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. — М.: Наука, 1993.

[6] Локк Дж. Избранные философские произведения в 2 т. — Т. 2. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

[7] Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. — М.: Издательство политической литературы, 1955. — С. 289.

[8] Платон. Государство. Собрание сочинений в 4 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1994.

[9] Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. — СПб.: Наука, 1997.

JUSTICE AS BASIS OF SOCIAL PARTNERSHIP: TO HISTORY OF PHILOSOPHICAL AND LEGAL IDEAS

G.V. Chernogortseva

Department of Philosophy Faculty of Humanities and Social Sciences Bauman Moscow State Technical University 2 Bauman str., 5, Moscow, Russia, 105005

The article focuses on genesis of the philosophical and legal ideas, treating justice as a basis of social partnership that is necessary for each society, especially demanded in modern conditions of development of civil society and the rule-of-law state.

Key words: person, justice, social partnership, law, natural law, civil law, freedom, legal law, state.

REFERENCES

[1] Aristotle. Metafizika. Sochineniia. V 4 t. T. 1 (Metaphysics. Works in 4 Volumes. Volume I). Moscow: Mysl', 1976.

[2] Hegel G.V.F. Fenomenologiia dukha (Phenomenology of Spirit). Saint Peterburg: Nauka, 1994.

[3] Hobbes T. O Cheloveke. Izbrannye proizvedeniia: V 2 tomakh, tom 1 (About Human. Collected works in 2 Volumes. Volume I). Moscow, 1965.

[4] Kant I. Sochineniia v 6 tomakh. T. 4. (Collected works in 6 Volumes. Volume 4). Moscow: Mysl', 1965.

[5] Xenophon. Vospominaniia o Sokrate (Memory of Socrates). Moscow: Nauka, 1993.

[6] Locke J. Izbrannye filosofskie proizvedeniia v 2 tomakh. T. 2 (Collected philosophical works in 2 Volumes). Moscow: Izdatel'stvo sotsial'no-ekonomicheskoi literatury, 1960.

[7] Montesquieu C.L. Izbrannye proizvedeniia (Collected works). Moscow: Izdatel'stvo politicheskoi literatury, 1955, p. 289.

[8] Plato. Gosudarstvo. Sobranie sochinenii v 4 t. T. 3 (The State. Collected works in 4 Volumes. Volume III). Moscow: Mysl', 1994.

[9] Schelling F.W.J. Idei k filosofii prirody kak vvedenie v izuchenie etoi nauki (Ideas for a Philosophy of Nature: as Introduction to the Study of this Science). Saint Petersburg: Nauka, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.