УДК 34
Угрушева А.Г.
магистрант кафедры Уголовного процесса Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)
ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация: в работе рассмотрена проблема участия специалиста в расследовании преступлений в сфере экономической деятельности, отражается взаимосвязь между уголовным процессом и специальными знаниями. Их роль и значимость в раскрытии экономических преступлений.
Ключевые слова: специальные знания, характеристики специализированных знаний, эксперт, специалист, экспертное заключение, уникальные знания, специализированное образование, профессиональная подготовка.
В условиях динамично развивающегося общества, уголовное судопроизводство в Российской Федерации сталкивается с рядом сложностей, в частности, с обеспечением квалифицированного использования специальных знаний для расследования преступлений. Понятие "специальные знания" представляет собой многогранный компонент системы правосудия, требующий детального рассмотрения.
Специальные знания, в рамках уголовного судопроизводства, представляют собой определённый набор профессиональных знаний и умений, применяемых для разрешения конкретного вопроса или задачи в ходе расследования. Подразумевается активное использование знаний из различных научных областей: юриспруденции, медицины, техники и др.
Юридическая основа применения специальных знаний установлена в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, который устанавливает правила привлечения и использования экспертов и специалистов в уголовном процессе.
Специальные знания в уголовном судопроизводстве — это знания, которые имеют узкую специализацию и требуются для осуществления судебной экспертизы или консультаций. Эти знания часто подразделяются на несколько категорий, в зависимости от контекста уголовного дела и области экспертизы. Вот несколько возможных классификаций специальных знаний:
По области применения: медицинские знания: используются для проведения медицинской и психиатрической экспертизы, баллистические знания: нужны для анализа следов, оставленных огнестрельным оружием; криминалистические знания: используются для анализа физических доказательств, включая отпечатки пальцев и ДНК.
По степени сложности: базовые знания: знания, необходимые для осуществления первичного анализа доказательств, продвинутые знания: глубокие знания, требуемые для анализа сложных доказательств и проведения сложных экспертиз.
По уровню образования эксперта: высшее образование: эксперты с высшим образованием в определенной области; среднее специальное образование: эксперты с образованием среднего уровня.
По природе знаний: теоретические знания: знания, основанные на научных теориях и принципах; практические знания: знания, приобретенные через практический опыт.
Также специалисту важно располагать техническими и технологическими знаниями. Сюда включают знания в области информационных технологий, инженерии, химии и физики, необходимые для анализа сложных технических аспектов уголовного дела.
Специальные знания играют центральную роль в процессе доказывания, помогая расширить рамки понимания конкретного случая. Эксперты с
соответствующими специальными знаниями привлекаются для проведения экспертиз, направленных на выявление определённых обстоятельств дела. Специалисты могут предоставлять консультации следователям, судьям и другим участникам процесса по вопросам, требующим специализированных знаний.
Важным аспектом вопроса является подготовка специалистов, обладающих специальными знаниями. Обучение специалистов происходит в несколько этапов. Формирование специальных знаний начинается с образовательных учреждений. Многие эксперты начинают свой путь с получения высшего образования в университетах и академиях, имеющих специализацию в области юриспруденции, криминологии и других смежных дисциплинах. Заканчивают специализированные курсы и семинары: после или во время учёбы в вузе будущие эксперты могут пройти специализированные курсы или семинары для дополнительного обучения. Проходят стажировку: студенты и выпускники могут пройти стажировку в правоохранительных органах, судах, адвокатских конторах и т. д. для приобретения практического опыта. Участвуют в научно-исследовательской деятельности, принимая активное участие в научно-исследовательской деятельности, публикация работ в специализированных журналах может быть частью обучающего процесса.
После завершения обучения эксперты должны пройти аттестацию для подтверждения своей квалификации. Процедуры аттестации могут включать теоретические и практические экзамены, а также защиту выпускной квалификационной работы.
Успешно аттестованные специалисты получают сертификат, подтверждающий их квалификацию в определенной области. Не менее важным аспектом является постоянное повышения квалификации специалистов, обеспечивающая актуальность их знаний. Они не перестают совершенствовать свои знания на протяжении всей своей профессиональной деятельности, т.к. практические знания, несомненно, расширяют взгляд специалиста на применение специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Последние, в
свою очередь, сталкивается с рядом проблем, включая вопросы качества экспертизы и коррупционные риски. Важным является соблюдение этических норм при привлечении экспертов с специальными знаниями.
Современные технологии и инновационные методики могут способствовать усовершенствованию применения специальных знаний в уголовном процессе.
Таким образом, специальные знания являются неотъемлемой частью уголовного судопроизводства в Российской Федерации. Их активное применение позволяет повышать эффективность расследования преступлений и обеспечивать объективность и справедливость судопроизводства. Совершенствование этой области требует постоянного внимания со стороны законодательной и исполнительной власти, а также образовательных учреждений для подготовки высококвалифицированных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №2 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2022. - № 52 (ч. I). - ст. 4921.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2023. - № 25. - ст. 2954.
3. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. - М., 2021. -С. 178.
4. Белов И.Т. Взаимодействие следователя с государственными и иными структурами при расследовании мошенничества, связанного с отчуждением жилья. // Вестник криминалистики. - 2021. - №3(31). - С. 179
5. Журавлев С.Ю. Расследование экономических преступлений. - М., 2020. -С. 427.
Ugrusheva A.G.
Master's student of the Department of Criminal Procedure Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)
THE CONCEPT OF SPECIAL KNOWLEDGE IN RUSSIAN CRIMINAL PROCEEDINGS
Abstract: the paper considers the problem of participation of a specialist in the investigation of crimes in the field of economic activity, reflects the relationship between the criminal process and special knowledge. Their role and significance in solving economic crimes.
Keywords: special knowledge, characteristics of specialized knowledge, expert, specialist, expert opinion, unique knowledge, specialized education, professional training.