Вестник магистратуры. 2017. № 11-2(74)
ISSN 2223-4047
УДК 159.99
В.А. Бугаева
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Статья посвящена анализу понятия социально-психологического климата в отечественной и зарубежной психологии. Данное понятие требует уточнения, поскольку нередко отождествляется с понятиями «психологический климат» «морально-психологический климат» и т.п. Приводится сравнение, сопоставление этих понятий с точки зрения современной социальной психологии, организационной психологии.
Ключевые слова: социально-психологический климат, психологический климат, морально-психологический климат, организационный климат.
Понятие социально-психологического климата (СПК) в коллективе, несмотря на растущее число исследований и публикаций, во многом остается еще спорным. Мы попытались сделать некоторый анализ различных представлений об этом феномене во взглядах отечественных и зарубежных психологов.
Впервые в отечественной социальной психологии термин «психологический климат» (ПК) в 1963 году использовал Н.С. Мансуров на II съезде Общества психологов. Однако, первым, кто раскрыл это понятие, был В.М. Шепель, характеризуя его как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающую на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [9, с. 17]. В конце 1960-х гг. появилась работа Г.А. Моченова и М.Н. Ночевника «К вопросу о социально-психологическом климате научно-исследовательского коллектива», где под социально-политическим климатом понимался эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы, и при непосредственных личных контактах работников, когда эти контакты, связи приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива [см. 3, с. 37].
Большой вклад в разработку методов диагностики, прогнозирования и регуляции СПК сделал Б.Д. Парыгин. По его мнению, понятие «СПК коллектива» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами [6, с. 14]. Некоторые авторы указывают на более общий характер понятия ПК по сравнению с СПК. Так, М.А. Медведева отмечает, «что термин «СПК» подчеркивает значимость взаимодействия личности с социальной средой, тогда как «ПК» формируется в результате взаимодействия как с социальной, так и с физической средой» [4, с. 14]. В то же время К.К. Платонов и Г.Г. Голубев считают, что СПК - «важнейший компонент ПК группы в целом» [7, с. 119].
Как видим, понятия «морально-психологический климат» и «социально-психологический климат» нередко рассматриваются как близкие по смыслу, но в первом акцент ставится на морально-нравственную сторону взаимоотношений, подчеркивается духовная составляющая этого явления.
В.Л. Бозаджиев формулируя понятие эмоционально-психологического климата, отмечает, что «это составляющая социально-психологического климата, та эмоциональная окраска психологических связей и отношений членов коллектива, которая возникает на основе взаимной симпатии-антипатии, совпадения (или не совпадения) потребностей и интересов, и которая способствует (или препятствует) продуктивной совместной деятельности и общению» [2, с. 124]. Во взглядах И.П. Чередниченко и Н.В. Тельных социально-психологический климат характеризуется преобладанием в коллективе относительно устойчивого психологического настроя его работников, проявляющегося в многообразных формах их деятельности [8, с. 288].
Нередко можно встретить точку зрения, согласно которой СПК практически отождествляется с понятием «организационный климат». Чаще всего этот термин применяется в зарубежной литературе для описания атмосферы группы. Н.В. Антонова, анализируя американские исследования организационного
© Бугаева В.А., 2017.
Научный руководитель: Бозаджиев Владимир Лукьянович - кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания, Челябинский государственный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 11-2(74)
климата, описывает его как набор устойчивых характеристик организации, существенным образом влияющих на поведение и эмоциональные состояния ее членов. Для описания организационного климата используются следующие параметры: структура (степень формальной структурированности); степень риска при принятии решений; тактика вознаграждений; возможности продвижения по службе; отношение руководства к служащим; отношение служащих к руководству; эмоциональная атмосфера [1]. В американской социальной психологии говорят также об «организационной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование психологического климата отношений между работниками [1]. В российской литературе такая точка зрения также нашла понимание и конкретизируется некоторыми авторами. Так, Г.Б. Морозова высказывает точку зрения, что организационный климат включает специфику управления человеческими отношениями и взаимодействиями, а также сами организационные отношения, отражающиеся в характере коммуникационных потоков и особенностях конфликтных ситуаций [5, с. 173].
Конечно, это далеко не полный перечень существующих подходов, но и он, на наш взгляд, показывает неоднозначность трактовки социально-психологического климата в современной социальной психологии и организационной психологии.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что социально-психологический климат есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.
Библиографический список
1.Антонова Н.В. Социально-психологический климат в организациях с различным типом корпоративной культуры // http://psyjoumals.ru/files/64956/8 Antonova.PDF.
2.Бозаджиев В.Л. Внутренний имидж организации и методика его исследования / Новый взгляд. Международный научный вестник. Вып. 12. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 119-134.
3.Жовтоножко В.В. Исторический анализ термина «социально-психологический климат» в отечественной науке // Власть. - 2016. - № 3. - С. 35-41.
4.Медведева М.А. Влияние неформальных лидеров на социально-психологический климат в коллективе военнослужащих-женщин: автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2010. - 26 с.
5.Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. - СПб: Речь, 2006. - 400 с.
6.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1981. - 192 с.
7.Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Наука, 1977. - 256 с.
8. Чередниченко И.П. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
9.Шепель В.М. Социальное управление производственным коллективом. - М.: Мысль, 1976. - 256 с.
10. Bozadzhiev V.L. Socio-psychological climate and the internal image of the company // European journal of natural history.- 2013. - №5. - Р. 42-44.
БУГАЕВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия