redactor@ progress-human.com
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сергачева Ж.С. Социально-психологический климат: сущность и показатели оценки // Human progress. - 2017. - Том 3, № 5 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_5/Sergacheva.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
УДК 331.1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ: СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
Сергачева Жанна Сергеевна
Магистрант направления
Экономика и управление персоналом
кафедры экономики труда
и управления персоналом
ФГБОУ ВО «Уральский государственный
экономический университет»
ulababy@mail.ru ул. 8-е Марта, 62, ауд. 455, г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (343) 22-11-757
Аннотация. Статья посвящена изучению социально-психологического климата в коллективе организации. Изучены понятие и природа социально-психологического климата, обоснована актуальность его анализа. Предрасположенность работника к положительному коллективному производственному результату, дух товарищества, высокая самодисциплина, ответственность и требовательность к себе и окружающим способствуют формированию благоприятного или негативного социально-психологического климата в коллективе и, тем самым, напрямую способствуют росту индивидуальной и коллективной производительности труда или наоборот приводят к ухудшению экономического положения организации и распаду трудового коллектива. Уделено внимание доверию, как составляющей климата; перечислены факторы, его формирующие. В статье приведен обзор ряда экономических и экспертных показателей, отражающих наличный уровень социально-психологического климата сотрудников организаций. Из экономических показателей изучены: текучесть кадров, обороты по приему и увольнению, производительность труда. Экспертным показателям выступают степень удовлетворенности трудом на основе проведения анкетирования, тестирования.
Ключевые слова: социально-психологический климат; доверие; персонал; управление; показатели оценки.
© Ж.С.Сергачева 1
Журнал «Human Progress» Том 3, № 5 (Май 2017)_
JEL коды: M14; М12. Введение
В Российской практике роль социально-психологического климата приобретает немаловажное значение. Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с высокими требованиями к степени психологической включенности работника в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это понятие является традиционным и характеризует незримую, тонкую, хрупкую, психологическую сторону отношений между людьми в рамках групп и сообществ [1, с. 128].
Взаимосвязь между производительностью труда работников организации и ее социально-психологическим климатом - серьезная проблема для руководителей и менеджеров компании, поскольку требует комплексного понимания значения каждого применяемого индикатора оценки. Поэтому, целью настоящей статьи является определение составляющих социально-психологического климата организации на основе разработок отечественных и зарубежных практиков-исследователей.
Эмпирические и экономические показатели уровня социально-психологического климата коллектива
Социально-коммуникационная часть любой организации представляет собой непростую систему составляющих, выражающихся в первую очередь в становлении социально-психологического климата коллектива или трудовой группы. Продуктивное исполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных требований, но и от личностных отношений, которые оказывают огромное воздействие на состояние и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, нужно учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.
Человеческие отношения, возникающие в результате взаимодействия людей в группе, определяют весомое явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают внешнее общественно-психологическое явление,
http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com
redactor@ progress-human.com
которое носит название социально-психологический климат или атмосфера внутри коллектива.
Климат социально-психологический (от греч. klima (klimatos) - наклон) - качественная сторона межличностных взаимосвязей, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих высокоэффективной совместной деятельности и разностороннему развитию индивида в группе.
Шепель В.М. был одним из первых, кто попытался раскрыть содержание социально-психологического климата (СПК). Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная тональность психологических связей участников коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. В исследованиях отечественных социальных психологов (Платонова К.К., Русалиновой А.А., Шепеля В.М., Парыгина Б.Д., Щербань А.Н. и др.) были выделены четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Все они сошлись во мнении, что феномен социально-психологического климата включает понятие состояния психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния [2, с.504].
Многие зарубежные исследователи выделяют такое важное психологическое понятие как доверие, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие - это проблема отношений между людьми, то есть важная составляющая СПК организации. Но, если рассмотреть доверие с более широкой точки зрения, - это огромная действенная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации, в отношениях между организациями, и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б. Шо определяет факторы, формирующие доверие. Это - порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как «социальный капитал», достигнутый в организации [3, с. 79].
Анализ различных мнений на содержание понятия социально-психологического климата, позволяет свидетельствовать о том, что он представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит различные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Социально-психологический климат -это окраска настроя внутри трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма групповых состояний, а их интеграл.
Социально-психологический климат можно охарактеризовать с помощью ряда показателей.
redactor@ progress-human.com
Показатели можно разделить на экспертные и экономические. К экономическим относятся показатели кадровой работы, оценивающие текучесть, обороты по приему и увольнению, производительность труда.
Одним из важнейших показателей характеризующий социально-психологический климат является текучесть кадров.
Текучесть кадров - показатель, который фиксирует уровень изменения состава работников предприятия вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.
Ктек = Кув : К х100
, (1)
где Ктек - коэффициент текучести кадров;
Кув - численность выбывших работников (по причинам текучести); К - среднесписочная численность работников.
Для изучения движения рабочей силы на предприятиях ведут учет на базе первичной документации (заявления, приказы) и определяют абсолютные показатели, называемые оборотом по приему и оборотом по выбытию.
Оборот по приему - это число принятых на работу за отчетный период времени.
Оп = Чп: Чср ^
где Оп - оборот по приему;
Чп - число принятых сотрудников;
Чср - среднесписочная численность работников.
Оборот по выбытию - это число уволенных работников за отчетный период времени.
Ов = Чв: Чср ( .
,(3)
где Ов - оборот по выбытию;
Чв - число выбывших сотрудников;
Чср - среднесписочная численность работников.
К показателям экспертной группы относят интегральные показатели, выведенные по итогам проведения анкетирования.
К экспертным показателям также относят результаты тестирования. Например, может быть применен экспресс-метод авторов А.С. Михайлюк, Л.Ю. Шарыто. Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий
redactor@ progress-human.com
и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный -неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей характера членов коллектива».
При проведении оценки при помощи анкетирования итоговые показатели рассчитываются при помощи формул.
Уровень выраженности мотива трудового поведения выявляется по следующей формуле:
(4)
где Н1, Н2, Н3 и Н4 - количество сотрудников, оценивших влияние мотива на трудовую деятельность соответственно как большое, среднее, незначительное и не имеет значения; К], К2, К3 и К4 - коэффициенты, принимаемые равными 3, 2, 1 и 0 для вариантов ответов: большое, среднее, незначительное влияние и не имеет значения; Нобщ - общее количество респондентов;
Н5 - количество сотрудников, которым было трудно ответить на предложенный вопрос.
Для обобщающей оценки результатов анкетирования используются такие показатели, как степень удовлетворенности трудом (У) и ранг оцениваемого фактора.
Степень удовлетворенности трудом по каждому фактору определяется по следующей формуле:
У = H X H , (5)
где Н] - количество абсолютно удовлетворенных трудом сотрудников по рассматриваемому фактору;
Н2 - количество сотрудников, поставивших вариант ответа «пожалуй, удовлетворен»; Н3 - количество совершенно не удовлетворенных трудом работников; Н4 - количество сотрудников, поставивших вариант ответа «затрудняюсь ответить»; Нобщ - общее количество респондентов;
redactor@ progress-human.com
К1, К2, К3 - коэффициенты, принимаемые равными соответственно 2, 1 и 0 за варианты ответов: «совершенно удовлетворен», «пожалуй, удовлетворен», и «совершенно не удовлетворен».
Психологический климат - это существующая реальность межличностных коммуникации, характер которых способен приносить руководителю удовлетворение либо вызывать разочарование. Чтобы происходящее имело позитивную направленность, каждому руководителю необходимо научиться понимать и адекватно оценивать своих сотрудников, овладеть искусством строить отношения с подчиненными, не забывая при этом, что между их состоянием и успешностью его работы существует тесная взаимосвязь.
Заключение
Обусловленная социальными отношениями система взаимодействия членов трудового коллектива есть социально-психологический климат, который строится всегда на межличностных отношениях, а, следовательно, отражает их состояние.
Системы мотивации, обучения, адаптации и закрепления персонала, действующие в организациях, основаны, прежде всего, на психологическом аспекте трудовой деятельности наемного работника [9]. Кадровые службы большинства предприятий России, до последнего времени, не достаточно серьезно оценивали важность мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата, в силу непонимания показателей индикации его оптимально-благоприятного уровня.
Для оценки психологического климата предприятия часто применяют комплекс экономических и экспертных показателей, включающих тестирование, анкетирование, оценку движения кадров, мотивации трудового поведения и производительности труда.
Литература
1. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология / [Текст] переодич. Издание - М.: Речь, 2015. 284 с.
2. Парыгин Д.Б. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / [Текст] учеб.пособие - Л.: Наука, 2013. 192 с.
3. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация / [Текст]: учеб пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. 301 с.
4. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности / [Текст] В.Г. Каменская. - М.: Академия, 2014. С. 52-54.
redactor@ progress-human.com
5. Морозов А.В. Деловая психология / [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. Издание 3-е дополненное и переработанное / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2015. 1040 с.
6. Галкина Т. П. Социология управления : от группы к команде : учеб. пособие по спец. «Менеджмент» / Т. П. Галкина. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 223 с.
7. Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / Бойко В. В. - М. : Мысль , 1983. - 207 с.
8. Пеша А.В. Ценностное предложение работодателя - сущность и значение в экономике организации // «Human Progress», 2016. Том 2 № 12 URL: http://progress-human.com/images/2016/Tom2_12/Pesha.pdf.
9. Плутова М.И. Адаптация и закрепление молодых специалистов зарубежом/Интернет-журнал «Human progress». Том 2 № 5. с. 4 URL: http://progress-human.com/ima-ges/2016/Tom2_5/Plutova_5.pdf
10. Schulz Heiko, Zacher Hannes, Lippke Sonia The Importance of Team Health Climate for Health-Related Outcomes of White-Collar Workers / Frontiers in psychology (30 Января 2017), Т. - 8, Номер статьи - 74
11. Ozyilmaz Adnan, Cicek Serpil S. How does servant leadership affect employee attitudes, behaviors, and psychologicalclimates in a for-profit organizational context? / Journal of management & organization, (Май, 2015), Т. - 21, Вып. - 3, С. - 263-290.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE COMPANY: ESSENCE AND EVALUATION INDICATORS
Zhanna Sergacheva Master student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Abstract. The article is devoted to the study of the socio-psychological climate in the collective of the organization. The concept and nature of the socio-psychological climate has been studied, and the relevance of its analysis has been substantiated. The employee's predisposition to a positive collective production result, the spirit of comradeship, high self-discipline, responsibility and exactingness to himself and others contribute to the formation of a favorable or negative social and psychological climate in the team and, thereby, affect directly the growth of individual and collective labor productivity or vice versa lead to a deterioration in the economic position of the © ^.CCepraneBa 7
redactor@ progress-human.com
organization and the disintegration of the work collective. Attention is paid to confidence as a component of the climate; the factors that form it are listed. The article provides an overview of a number of economic and expert indicators that reflect the current level of the employees' socio-psychological climate in organizations. Such economic indicators are studied: turnover of staff, turnover in admission and dismissal, labor productivity. Expert indicators are the degree of satisfaction with work based on the questioning, testing.
Key words: socio-psychological climate; confidence; staff; management; evaluation criteria. JEL Code: M14; M12.
References
1. Pochebut L.G., Chiker V.A. Organizational social psychology / [Text] pereodich. Edition - M .: Rech, 2015. 284 p.
2. Parygin D.B. Socio-psychological climate of the team: ways and methods of study. / [Text] training.-L .: Nauka, 2013. 192 p.
3. Kibanov A.Y., Durakova I.B. Personnel management of the organization: strategy, marketing, internationalization / [Text]: manual. - Moscow: INFRA-M, 2013. 301 p.
4. Kamenskaya V.G. Socio-psychological foundations of management activity / [Text] V.G. Kamensky. - Moscow: Academy, 2014. P. 52-54.
5. Morozov A.V. Business psychology / [Text]: textbook for students of higher educational institutions. The 3rd edition of the supplemented and revised / A.V. Morozov. - Moscow: Academic Project, 2015. 1040 p.
6. Galkina T.P. Sociology of Management: from group to team: text. Allowance for spec. «Management» / TP Galkina. - M.: Finance and Statistics, 2001. - 223 p.
7. Boyko V.V. Socio-psychological climate of the collective and the person / Boyko V.V. - M.: Thought, 1983. - 207 p.
8. Pesha A.V. The value proposition of the employer is the essence and significance in the economy of the organization // Human Progress, 2016. Volume 2 No. 12 URL: http://progress-human.com/images/2016/Tom2_12/Pesha.pdf.
9. Plutova M. I. Adaptation and retention of young professionals abroad/Internet-journal", Nimap progress". Volume 2 No. 5. C. 4 URL: http://progress-human.com/images/2016/Tom2_-5/Plutova_5.pdf
10. Schulz Heiko, Zacher Hannes, Lippke Sonia The Importance of Team Health Climate for Health-Related Outcomes of White-Collar Workers / Frontiers in Psychology (January 30, 2017), T. - 8, Number of Article - 74.
redactor@ progress-human.com
11. Ozyilmaz Adnan, Cicek Serpil S. How does servant leadership affect employee attitudes, behaviors, and psychologicalclimates in a for-profit organizational context? / Journal of management & organization, (May, 2015), T. - 21, ISS. - 3, pp. - 263-290.
Contact
Zhanna Sergacheva
Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia
ulababy@mail.ru
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО Уральского государственного экономического университета А.В. Пеша.