Научная статья на тему 'Понятие семьи и семейных ценностей у молодых родителей в воспитание детей'

Понятие семьи и семейных ценностей у молодых родителей в воспитание детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1810
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шелковникова Нэлля Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие семьи и семейных ценностей у молодых родителей в воспитание детей»

Одно из пожеланий человека, отягощенного всеми этими прелестями, сделайте мне жилье «не хуже, чем у людей». Это еще страхи прошлых советских времен: хуже, чем у людей - стыдно, лучше - опасно. Набор сегодняшнего потребителя такого типа, также довольно ограничен. Этностили: японский, африканский, русский, восточный, и классический: античность, модерн, барокко. Причем, все это перемешено в ужасный винегрет. В этой же структуре частные дома совершенно не обоснованы по метражу в 600-800 кв.м. на фоне разрешенных в советские времена 60-ти кв.м. Опять же причина - сделаю себе дом, как все. Но, в большинстве случаев, пространство функционально решается не рационально и, в результате, эксплуатируется одна треть дома.

Особый тип жилища, так называемый дворцовый стиль, то, что себе строят очень богатые люди. Их большие деньги появились совсем недавно. Прошлое наших олигархов, тоже советское, поэтому представление о богатом доме у них очень специфическое - обилие золота, дорогих вещей, произведений искусства. Эта та же скорлупа, только золотая. Какой же страх здесь? Наверно, потеря созданного образа успешного, богатого, всемогущего. Его дом кричит об этом: «Смотрите, восхищайтесь, завидуйте!». Прямая противоположность этому английский стиль жилища состоятельного человека. Это, отнюдь, не дубовые панели и знаменитые кресла, а, прежде всего, традиция, основа основ настоящего английского стиля. Состояние, которым семья владела на протяжении веков. Впечатление от интерьеров английских домов -достоинство, неразрывная связь поколений, гармоничное сочетание старого и нового.

Наши российские интерьеры производят такое впечатление, что их хозяева вчера родились, причем, неизвестно каким образом. Нет у них ни предков, ни национальности, ни традиции. На этом фоне очень показательны телевизионные передачи, где дизайнеры удаляют владельцев из дома и решают интерьеры на собственное усмотрение и вкус. Можно сравнить ощущения хозяев от этих «произведений» с ощущением улитки, которую засунули в квадратную ракушку - модненько, но жмет со всех сторон.

С чего должен начинать дизайнер, приступая к проектированию жилища, что входит неотъемлемой частью в предпроектный анализ. Знакомство с семьей, состав семьи, возраст, национальность, динамика изменения семьи, профессия, увлечения, гостеприимство, темперамент, состояние здоровья и т.д. Ответы на эти вопросы позволят автору проекта спроектировать дом комфортный именно для этой семьи. И здесь нет мелочей, так как дом - это оболочка для происходящих в нем процессов.

Например, большое значение имеет колористическое решение интерьеров. Людям склонным к полноте нельзя решать кухню в красном цвете, так как красный вызывает аппетит. Пожилым людям спальню желательно решать в голубом тоне, так как он успокаивает и улучшает сон. От состояния здоровья членов семьи зависит цветовое решение интерьера, потому что определенные цвета влияют на различные органы и состояния.

Главное убедить хозяев, что приоритетно их представление о Доме, что не нужно никому ничего выставлять напоказ, что-то доказывать. Маски, которые мы все себе придумываем и успешно носим, должны оставаться за порогом. Дом, как старый халат, теплый, добрый, пригнанный по тебе каждой складочкой, продлит жизнь и психофизическое здоровье.

© И В. Шаховская, 2015

УДК 1

Шелковникова Нэлля Игоревна

канд. психол. наук, доцент ИВЭСЭП г. Санкт - Петербург, РФ, ShelkovnikovaNI@yandex.ru

ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ В

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация

Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях.

Ключевые слова

Семья, семейные ценности, проблемы в браке, воспитание детей, детско - родительские взаимоотношения, эмоциональный контакт.

Семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны прочными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [4, с.28]. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья, по мнению Э. Г. Эйдемиллера - это сложное социальная организация, которая характеризуется особым порядком взаимоотношений между супругами, связанными брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, которая определена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5, с33].

В работах Ю.И.Алешиной, В.Н.Дружинина, С.В.Ковалева, Л.Б.Шнейдер, Г. Эйдемиллера и других исследователей подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Проблема семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами: А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер. Принципы развития ребенка отражены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина, В.Н. Мясищева.

Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. рассматривали вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений. Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Ученые В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В.Н. Дружинина, Н.Л. Москвичева, Р.Г. Гурова продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и представлений о семье и браке у людей, как создавших семью, так проживших в семейной жизни значительное время. Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк, Г.М. Андреева исследуют развитие семьи в современном обществ, аспекты проблем в браке, указывают на сходство мировоззренческих, ценностно-ориентационных аспектов для совместимости супругов.

На сегодняшний день характерен интерес исследователей к проблемам молодой семьи. Это связано с тем, что в первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений, зачастую решение о числе детей в семье и интервалах между рождениями также принимается в начальный период семейной жизни, а значит, изучение молодой семьи имеет прямое отношение к вопросам рождаемости. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли)[3, с.276].

Проводимые в этом направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т.д. В связи с этим актуальность исследования факторов описывающих механизмы развития семейных ценностей, характер представлений о воспитании детей, и особенности реагирования на взаимосвязь данных факторов молодыми родителями резко возрастает.

Цель нашего исследования является изучить семейные ценности у молодых родителей в воспитание детей. В качестве методов изучения представлений о воспитании детей и семейных ценностей выбраны следующие:

1. Опросник «Измерение родительских установок» (E. Шефер, К. Белл).

2. Методика-анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В.).

3. Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (Марковская И.М.).

В исследование принимали участие 50 человек, их которых 25 мужчин и 25 женщин, в возрасте от 18-35 лет.

Результаты исследования родительских установок и реакций по опроснику PARI (E. Шефер и К. Белл) демонстрируют, что мужчины в качестве приоритетных и волнующих их вопросов выделили следующие: предоставление ребенку возможности высказаться, вербализация, ощущение самопожертвования, раздражительность, некий дискомфорт неудовлетворенности роли хозяйки (табл.1).

Женщины в свою очередь наиболее высокие баллы поставили следующим признакам: чрезмерная забота, оберегание ребенка от трудностей, ощущение, самопожертвования, развитие активности ребенка, опасение обидеть, причинить вред ребенку, зависимость от семьи.

Таблица 1

Результаты изучения родительских установок и реакций

№ шкалы Признаки шкалы Средний балл

Мужчины Женщины

1 Предоставление ребенку возможности высказаться, вербализация 17,2 16,1

2 Чрезмерная забота, оберегание ребенка от трудностей 14,2 19,3

3 Зависимость от семьи 16,1 16,2

4 Подавление воли 15,2 13,8

5 Ощущение самопожертвования 16,7 18,4

6 Опасение обидеть, причинить вред ребенку 14,2 17,2

7 Семейные конфликты 14,6 15,2

8 Раздражительность 16,4 15,7

9 Излишняя строгость 13,2 15, 8

10 Исключение внутрисемейных влияний 12,8 13,7

11 Сверхавторитет родителей 15,3 13,8

12 Подавление агрессивности 11,2 13,4

13 Неудовлетворенность ролью хозяйки 17,1 15,2

14 Партнерские отношения 15,4 16,2

15 Развитие активности ребенка 16,2 17,6

16 Уклонение от конфликта 12,1 13,8

17 Безучастность мужа 11,8 13,1

18 Подавление сексуальности 9,2 12,5

19 Доминирование матери 13,7 12,5

20 Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 10,4 13,2

21 Уравненные отношения 15,1 16,1

22 Стремление ускорить развитие ребенка 14,9 10,2

23 Несамостоятельность матери 12,4 7,6

Однако с долей вероятности можно сказать, что направленность признаков у супругов одинакова, а именно, у мужчин и женщин одинаковый признак как ощущение самопожертвования. Это может быть связано с тем, что молодые супруги до вступления в брак могли идеализировать его, не учитывая момента «притирки и быта». Из положительных направленностей у женщин превалируют такие как чрезмерная забота, оберегание ребенка от трудностей, развитие активности ребенка, опасение обидеть, причинить вред ребенку.

Обобщая полученные результаты можно отметить, что отношение к семейной роли у мужчин и женщин в целом одинаковое, но отношение родителей к ребенку является разным. Женщины проявляют большую заботу и опеку по отношению к ребенку, стремятся дать ему необходимое развитие во всех сферах. Мужчины в проявлении данных чувств оказались более сдержанными (рис.1).

15,2 15 14,8 14,6 14,4 14,2 14 13,8 13,6 13,4 13,2

15Л5 15.067

щ

Отношение к семейной роли Отношение родителей к

ребенку

I Мужчины u Женщины

Рисунок 1 - Представленность признаков в зависимости от половой принадлежности (средние баллы)

Анализ результатов исследования семейных взаимоотношений (по методике-анализу АСВ (Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В., 1994) более высокие баллы у женщин по шкалам «предпочтение в ребенке детских качеств», «предпочтение женских качеств», «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», «фобия утраты ребенка», «неустойчивость стиля воспитания», «недостаточность требований-обязанностей ребенка», «игнорирование потребностей ребенка», «потворствование».Таким образом, женщины зачастую игнорируют то, что их ребенок взрослеет, стараются стимулировать сохранение у ребенка детских качеств наивности, игривости. Страх заставляет мать тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях -мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Женщины демонстрируют неустойчивость стиля воспитания, что может формировать у детей такие черты характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей с отклонениями характера и поведения. При «потворствовании» родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий (табл.2).

Таблица 2

Результаты исследования анализа семейных взаимоотношений у мужчин и женщин (средний балл)

№ Шкалы Диагнос Средний балл Средний

тическии женщины балл

балл мужчины

1 Гиперпротекция 7 6,25 4,55

2 Гипопротекция 8 3,7 5,15

3 Потворствование 8 6,85 5,15

4 Игнорирование потребностей ребенка 4 3,2 2,4

5 Чрезмерность требований-обязанностей 4 2,7 3,3

6 Недостаточность требований-обязанностей ребенка 4 3,75 2,45

7 Чрезмерность требований-запретов 4 3,3 3,55

8 Недостаточность требований-запретов к ребенку 3 2,25 1,95

9 Чрезмерность санкций 4 2,9 3,25

10 Минимальность санкций 4 2,25 2,15

11 Неустойчивость стиля воспитания 5 3,45 3,15

12 Расширение сферы родительских чувств 6 4,4 3,7

13 Предпочтение в подростке детских качеств 4 4,1 4,05

14 Воспитательная неуверенность родителя 5 2,75 3

15 Фобия утраты ребенка 6 4,4 3,65

16 Неразвитость родительских чувств 7 3,1 4,95

17 Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств 4 2,85 2,65

18 Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 4 3,75 3,35

19 Предпочтение женских качеств 4 3,85 2,1

20 Предпочтение мужских качеств 4 2,65 3,8

Более высокие баллы у мужчин по шкалам «предпочтения мужских качеств», «воспитательная неуверенность родителя», «чрезмерность санкций», «чрезмерные требования-запреты», «чрезмерность требований-обязанностей», «гипопротекция». Исходя из этого, можно предположить, что мужчинам более свойственно такое нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение. Это проявляется у них в виде поверхностности интереса к делам ребенка, зачастую невнимательности к нему. Но, выражена характерная приверженность к применению строгих наказании, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения у мужчин отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости. Мужчины предъявляют в большей степени чрезмерные требования к обязанностям ребенка, которые предполагают повышенную моральную ответственность.

нетребовательность-требовательность родителя мягкость-строгость родителя автономность - контроль по отношению к.. эмоциональная дистанция - эмоциональная.

отвержение-принятие ребенка родителем отсутсвие сотрудничества - сотрудничество тревожность за ребенка Непоследовательность-последовательность.. Удовлетворенность отношениями ребенка с. Воспитательная конфронтация в семье

| Женщины

0

5 10

и Мужчины

■ _ 15,4 14,7 1 i ,4

1 ' 6 8,9 21 6

1

1 1 1 S л ,1 19,7 ,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 8

-;-;-П^

15

20

25

Рисунок 2 - Результаты исследования особенностей родительско-детского взаимодействия (средние баллы)

Результаты исследования по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (Марковская И.М.) свидетельствуют о том, что высокий балл у опрошенных женщин наблюдается по шкалам «отвержение-принятие ребенка родителем», эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю, тревожность за ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение опрошенных женщин воспринимается ребенком как принимающее. Кроме этого, дети оценивают свою близость к ним, имеют желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Повышенная тревожность женщин связана с тем, что они проводят больше времени со своим ребенком, имеют большую эмоциональную привязанность к нему, и соответственно у них наблюдается повышенная тревога за его судьбу и за него самого.

Мужчины демонстрируют высокие баллы по шкалам «отсутствие сотрудничества-сотрудничество». Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.

Таким образом, подводя итоги исследования, можем сделать вывод о несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях и воспитание подрастающего поколения. Брачно-семейные отношения развиваются постепенно, переходя от одной формы отношений к другой. Эти изменения связаны с развитием семейных ценностей, изменением структуры иерархии семейных ценностей и их большей согласованностью. При этом возрастает уровень вовлеченности и уровень ответственности за семейные отношения и развитие семьи в целом. Семейные отношения определяют воспитание, поведение, развитие ребенка. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Главная цель любой семьи - формирование нового, более лучшего и свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Список использованной литературы:

1. Альжанова Д. Молодая семья и ее ценности // Образование и право. 2012, - № 8 (36). - С. 105 - 109.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2010. - 310 с

3. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкин Т.А.., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2007. -360с.

4. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г. /А.Г.Харчев.-М.: ЦСП, 2003. - 342с.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2011. - 672с.

© Н И. Шелковникова, 2015

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316. 422.44

Даутова Танзиля Ахтямовна

к. соц. н., доцент БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: dautova_@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются этапы развития инновационной экономики в советской и постсоветской истории, анализируются проблемы, стоящие перед ее развитием. На основе анализа статистического материала и документов приводятся показатели, характеризующие развитие инновационной экономики в России в сравнении с аналогичными показателями других стран. Делаются выводы о необходимости развития инновационной экономики и достижения в будущем инновационной независимости страны.

Ключевые слова

инновационная экономика, стратегия развития инновационной экономики, национальная инновационная система, инновационная активность предприятий, непрерывное образование.

Инновационная экономика наиболее общепринято определяется как тип экономики, основанный на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Во второй половине ХХ века ведущие в научно-техническом отношении страны мира создали постиндустриальное общество, в котором сектор инновационной экономики стал доминирующим и стал обеспечивать этим странам мировое экономическое превосходство.

В условиях экономических санкций Евросоюза и США, запрещающих ввоз высоких технологий и оборудования в Россию, развитие собственной инновационной экономики, достижение инновационной независимости страны становятся особенно актуальными.

История нашей страны богата инновационными прорывами. Это - атомный проект, космическая программа, автомат Калашникова, развитие фундаментальной науки, которая, в конечном счете, и определила наши достижения. Нужно отметить, что спрос на них был предъявлен государством, это было осуществление государственного заказа, а не потребительского спроса. В постсоветской истории, в последние 20 лет происходили сложные и разнонаправленные процессы: с одной стороны были потеряны целые отрасли, такие, как например текстильное и швейное производство, не выдержавшие конкуренции с китайским «ширпотребом», но с другой стороны развивались электронное и оптическое оборудование, телекоммуникационные системы. С точки зрения формирования инновационной экономики весь постсоветский период можно разделить на три периода: 1) 1990-2000 годы - строительство основ инновационной экономики в новой России; 2) в 2000-2010 годы решалась задача отхода от черты бедности, повышения уровня жизни населения, роста ВВП. По мнению экспертов в этот период ничего серьезного в области инноваций, новых продуктов, новых технологий не было создано. Затянувшийся трансформационный кризис и десятилетний период экспериментов в экономике привели к разрушению основных элементов научно-промышленного потенциала и резкому сокращению объемов научных исследований и разработок, к серьезным структурным дисбалансам в сторону расширения сырьевого сектора, доля которой в общем объеме промышленной продукции достигла 50% (в объеме экспорта - 70%). Было осознано, что необходимо перейти от сырьевой модели экономики к инновационной, что инновационное развитие должно стать приоритетней стратегией экономического развития страны. С принятием в 2011 г. Стратегии инновационного развития Российской Федерации, рассчитанной на период до 2020 года, начинается следующий период развития инновационной экономики.

Как выглядит наша страна по инновационной активности на мировом фоне? Согласно международному рейтингу The Global Innovation Index - 2014 (GII) по сравнению с 2013 г. Россия поднялась на 13 пунктов и заняла 49 место [4].

Анализируя проблемы, сдерживающие развитие инноваций, необходимо отметить в качестве ключевой проблемы низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективную структуру - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.