Научная статья на тему 'Понятие саморегуляции у студентов'

Понятие саморегуляции у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Анна Марксовна

Предложен анализ многофункционального понятия «цель». Показана сложность взаимоотношений понятий цель субъекта и целеполагающая деятельность субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие саморегуляции у студентов»

ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ Сергеева А.М.

Сергеева Анна Марксовна - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра высшей математики, Московский энергетический институт Научно-исследовательский университет, г. Москва

Аннотация: предложен анализ многофункционального понятия «цель». Показана сложность взаимоотношений понятий цель субъекта и целеполагающая деятельность субъекта.

Проблема развития субъективных качеств человека является особенно актуальной для всей системы образования, призванной формировать в человеке (ребенке, школьнике, студенте) осознанную активность, обеспечивающую достижение принимаемых человеком целей, реализуемых в реальных отношениях с действительностью.

Рассмотрим человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность, осуществлять творческое саморазвитие и самораскрытие в построении своей жизнедеятельности. Человек, осознавая поставленную перед ним цель, определяет и формирует субъективные исполнительские действия и средства. В формировании субъективной цели проявляется осознанная саморегуляция, понимаемая «как системно-организационный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей»[1].

Психическая саморегуляция есть преодоление субъектом информационной неопределенности в каждом отдельном звене, при информационном согласовании звеньев. Для этого используется процесс активного информационного преобразования отражения внутреннего моделирования и преобразования отраженной действительности в активной деятельности.

Процесс саморегуляции обеспечивает создание в сознании субъекта целостной модели его деятельности, его исполнительскую активность (как до начала действий, так и в ходе из реализации), поэтому формирование у обучаемого полноценной структуры процессов психической саморегуляции является специальной педагогической задачей, которая должна решаться при разных формах педагогического взаимодействия, осуществляемого в моделях научения и учения, реализуемых в модели обучения.

Цель деятельности человека является осознанием потребности, осознанием противоречия человека и его предметного мира, недостаточности действительности, включая в содержание цели полагание того, что должно быть, побуждение на деятельность, направленной на устранение недостаточности действительности, в ее человеческом содержании и осмыслении. Тем самым цель есть своеобразная оценка данной действительности, оценка противоречий (должного и существующего). Цель, являясь полаганием новой действительности, приобретает характер практической задачи (как мыслимое представление о результате деятельности, направленной на изменение существующего, на создание предмета или состояния, которое удовлетворили бы потребность, определенную цель и устранили бы и нужду и побуждение, стремясь получить конкретный и конечный предмет деятельности), а человек обретает иную действительность, иные возможности, где сущее трансформировано в должном.

Цель есть идеальный образ предмета потребности, а с точки зрения самой целеполагающей деятельности - она должны быть определена, как и идеальный образ предмета этой деятельности.

Цель деятельности определяется объективно, сохраняя субъективную особую форму идеального образа предмета деятельности. Может формироваться как обоснованная идея осознанной потребности. Цель есть мысль, понятие, всеобщее. И как всеобщее она есть продукт всего процесса человеческой целеполагающей деятельности. Цель включает в свое содержание все существенно общее и необходимое предшествующей целевой деятельности. Логическое определение цели, ее конкретизация, есть следствие, которое предполагает в качестве своего основания реальный процесс реализации цели. Цель есть такое понятие, которое существует до своего предмета, предшествует этому предмету как идеальное его основание и как закон реализующей его деятельности. Логическое определение цели является полаганием и предвосхищением предстоящего акта деятельности лишь в том случае, когда предстоящий акт деятельности уже осмыслен в формах всеобщности и является отражением предшествующего процесса целеполагающей деятельности человека.

Существуют реальные противоречия и несоответствия цели и результата. По существу, результат реализации цели содержит и не может содержать ничего плохого, что не сообщалось бы ему процессом реализации цели и не определялось бы реальной деятельностью человека. Продукт труда таков, каким он делается, но тот продукт далеко не всегда таков каким он мыслится, каким он «производится» в субъективной форме цели.

Нужно помнить, что результат выступает как средство по отношению к новой, более общей цели, в новом, более общем акте деятельности. А в завершенном акте деятельности результат есть выполненная субъективная цель. То есть рассматривается результат как некоторый самостоятельный, во многом независимый от цели объект. Результат выявляет лишь то, что содержится в самой деятельности человека, включая подлинные мотивы и предпосылки, методы, способы, и особенности ее осуществления, уровень воздействия этой деятельности на материал. Результат деятельности лишь по форме может соответствовать цели, тогда как содержание определяется содержанием самой деятельности. Но тогда - он есть определенного рода единство субъективной цели человека и объективности его деятельности.

Мысль должна быть не только принята субъектом к сведению и осознана, но и поставлена им в системы причинно - следственных связей отношений рассматриваемых явлений, таким образом «переданная мысль» становится достоянием другого (в полном значении этого слова) только после собственной мыслительной деятельности воспринимающего человека (студента).

Психическое противоречие (должного и сущего) сопровождает важный момент мыслительного процесса - его зарождение». Потребность в разрушении психического противоречия есть необходимая составляющая мышления. При этом познавательная потребность существует у каждого субъекта.

Познавательный процесс должен быть полицикличным, обеспечивающим идентичность информации, формируемой на понятийном и конкретно-образном уровнях, что способствует развитию всех компонентов мышления. Важно и необходимо, чтобы познавательный процесс был психологически комфортным, эмоционально сбалансированным. Так находясь под влиянием фактора, вызвавшего отрицательные эмоции, наше сознание перестает реагировать на информацию, неспособную вызвать эмоциональный сдвиг. Формирование осознанных смысловых связей позволяет самостоятельно прогнозировать дальнейшее смысловое развитие материала. На основании этого субъект способен самостоятельно прийти к новым понятиям, к установлению новых закономерностей в изучаемом явлении, событии, вопросе. Это будет уже продуктом умственной деятельности человека, что определяет одновременно и процесс формирования мышления.

Таким образом, целеполагающая деятельность субъекта рассматривается как действительная основа мышления, так как именно здесь в процессе реальной деятельности человека, в осмыслении ее объективных результатов мышление

39

приходит в прямой контакт с действительностью. Именно здесь понятия, которыми оперирует человек в своей деятельности, наполняются своим реальным содержанием.

Список литературы

1. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. № 1, 1995.

2. The transformation of educational goals in the student's subjective purpose / Rogova A.M., Ginsberg E.A. // Vestnik of Tomsk State Pedagogical University (Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 1999. Edition 7 (16). P. 75-76.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ У СТУДЕНТОВ - ПРОВИЗОРОВ Бокий Г.В.

Бокий Галина Васильевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье говорится о важности качественной подготовки, ориентированной на формирование профессиональных и жизненных навыков, с помощью интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Ботаника». Это кейс-метод, эвристическая беседа, групповая работа с иллюстративным материалом и олимпиада.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, кейс-метод, олимпиада, эвристическая беседа.

В условиях продолжающегося реформирования системы образования, в том числе системы высшего медицинского образования, важной задачей становится подготовка специалистов нового уровня, в соответствии с изменившимися требованиями рынка труда. Реализация «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации» совершенно обоснованно отдает приоритет направлению «Кадры» [5].

Современные особенности развития социально-экономических преобразований в стране, обществе и фармации как сфере деятельности предъявляют новые требования к специалисту-провизору. Ориентация на новые цели образования - компетенции -требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели [4]. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.