Научная статья на тему 'Студент вуза как субъект профессионально-культурного становления'

Студент вуза как субъект профессионально-культурного становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СТАНОВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатова Валентина Владимировна, Шушерина Ольга Анатольевна

Автор рассматривает профессионально-культурное становление студента вуза как субъекта познавательно-профессиональной деятельности, активного участника и преобразователя межличностных профессионально-культурных отношений. Определяет общие характерологические признаки студента как субъекта профессионально-культурного становления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The higher school student - Professional AND cultural FORMATION

The authors regard the professional and cultural formation of higher school students as a complex heterogeneous process. Student is a subject of cognitive and professional activity, active participant and converter of interpersonal, professional and cultural interactions and relations. The process of acquiring the teacher's profession is a cultural activity, the process of obtaining professional and cultural qualities, values, senses and appropriate potential.

Текст научной работы на тему «Студент вуза как субъект профессионально-культурного становления»

8. Звняеако В.П., Моргунов Е.Б, Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.:Тривола, 1994. - 303 с.

9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл; СПб: Лань, 2003. - 287 с.

10. Лобок А.М. Антропология мифа / А.М. Лобок. - Екатеринбург, 1997. - 688 с.

11. Лобок А.М. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант // Школьные технологии. - 1996. - № 3. - С. 30-34.

12. Лобок А.М. Другая математика // Школьные технологии. - 1998. - № 6.

13. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - М.: Пед. общество России, 2001. - 320 с.

14. Рак М. Сцилла и Харибда / М. Рак // Народное образование. - 1990. - № 12. -С. 41-47.

15. Селеменов С.В., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? / С .В. Селеменов, А.А. Ткаченко // Школьные технологии. - 1996. - № 3. - С. 89 - 101.

16. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания / В.М. Шепель // Советская педагогика. - 1991. -№ 7. -С. 58.

УДК 378.180.6+370.12

СТУДЕНТ ВУЗА КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В. В. Игнатова, О. А. Шушерина

Профессионально-культурное становление студента вуза как субъекта познавательно-профессиональной деятельности, активного участника и преобразователя межличностных профессионально-культурных взаимодействий и отношений - сложный и многогранный процесс. Сущность его состоит в том, что это субъективный процесс освоения студентом профессии как культурной деятельности, связанный с обретением профессиональнокультурных качеств, ценностей и смыслов деятельности и развертыванием соответствующего потенциала. Это проявляется в осознанном, ответственном, гуманистическом, профессионально-нравственном отношении к по-знавательно-профессиональной деятельности.

Системное свойство личности студента становиться субъектом культуры, познавательно-профессиональной деятельности, общения, самопознания, самореализации обозначено нами как профессионально-культурный потенциал личности студента. Данный потенциал характеризуется совокупностью свойств-признаков: наличием потребности в профессиональнокультурном самоопределении и самореализации; стремлением раскрыть свои личностно-профессиональные возможности и приобщиться к культурным ценностям; ориентированностью на гуманистические, профессиональноэтические отношения и деятельность. Профессионально-культурное становление личности студента - не пассивный, а активный процесс обретения и проявления необходимых качеств и свойств, которые характеризуют его как субъекта.

Принцип целостности процесса профессионально-культурного становления личности ориентирует на выявление возрастных характеристик студента, которые свидетельствуют об активизации его профессиональнокультурного потенциала и проявлении субьектности в данном процессе. Категория субъекта, по мнению ученых, является «ключом» к пониманию многих процессов, событий и явлений, происходящих на уровнях социокультурного образовательного пространства высшей школы, личности студента. Чтобы пользоваться данной категорией осмысленно, «необходимо восстановить ее культурное значение» (В.М.Розии).

В современной философии под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Субъект - деятель, преобразователь, объектом активности которого является созданный человечеством мир культуры. Через активность в процессе преобразования внешнего мира, в ходе достижения целей, поставленных человеком с присущим ему самосознанием, субъект изменяется сам. Неотъемлемыми характеристиками субъекта деятельности являются целеполагание, свобода выбора в принятии решения, постановке целей и следовании им, что сопряжено со способностью субъекта к саморефлексии [1, с. 77]. «Субъект - это тот, кто осуществляет целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом», - пишет В. А. Сластенин [2, с. 54].

Исходные положения психологии субъекта, берущие начало в философии, разработаны С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым п развиваются в трудах А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской и других ученых. Субъекта характеризует, по мнению С. Л. Рубинштейна, активность, способность к развитию, интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию «Субъект в своих действиях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но в них создается, созидается и определяется» [3, с. 94].

Б. Г. Ананьев определяет человека как субъекта, прежде всего, основных видов социальной деятельности (труда, общения, познания) и отмечает, что триада «субъект деятельности - предмет деятельности - средства деятельности» составляет единое целое [4]. Человек становится субъектом в процессе своей профессиональной деятельности и творчества как ее высшего уровня.

Субъект, в определении К. А. Абульхановой-Славской, есть гармоничная, целостная, самореализующаяся личность, достигшая вершины в иерархическом развитии, обладающая возможностью разрешать противоречия. Данная категория представляется ученым как постояннее движение личности к субъекту: «Применительно к разным личностям можно говорить о разной мере их становления как субъектов, в соответствии с общим определением, что субъект - это не вершина совершенства, а движение к нему» [5, с, 63]. Такое понимание субъекта является обозначением высокого уровня развития личности, способной к самореализации, что согласуется с представлениями гуманистического подхода о стремлении человека к самореализации и самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс).

Более широко понимает категорию субъекта А. В. Брушлинский: субъект - это человек на высшем (индивидуализирование для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности, кото-

рый представляет собой качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности. Человеческий индивид, будучи изначально активным, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности [6].

Суммируя параметры субъекта, которые предлагаются в философских и психологических исследованиях, В. В. Селиванов выделяет критериальные свойства субъекта: носитель активности; источник познания и преобразования действительности; включенность в общественное развитие; способность отражать мир в виде познаваемого объекта; наличие сознания; целостность, единство, интегральность; способность к саморегуляции и творчеству; овладение определенными видами деятельности и их функционированием; саморазвитие; самодостаточность и автономность; использование индивидуальных стратегий, стилей жизни и деятельности; усиление своим бытием бытия другого человека, его индивидуальности и самоценности; восприятие, понимание и обращение с другим человеком как субъектом (отношение к другой личности как проблеме, с учетом всей полноты ее сущности, с признанием за ней права на самоопределение и свободу); наличие жизненного опыта; способность решать внешние и внутренние противоречия и другие [7, с. 320].

Важной характеристикой субъекта является активность - особое, системное качество личности, структурирующее во времени и согласно общественным и личным ценностям социально-психологическое, межличностное, жизненное пространство [8]; способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи [9]. В представлении В. А. Петровского, активность есть «присущая субъекту самостоятельная форма движения, воспроизводящая и расширяющая его способность к деятельности в предметной среде» [10, с. 299]. Субъект, способный к деятельности в предметной среде, преобразовывает себя в ней, вводя в содержание деятельности свое субъектное преобразование - как целеполагающего, проектирующего, действующего субъекта. Выступая системным свойством субъекта, активность обеспечивает реально пространственно-временное его движение, становление, динамику, развитие и воспроизводство и, по существу, выполняет характеристическую функцию определения субъекта, преобразующего действительность и изменяющего самого себя [11].

К. А. Абульханова-Славская, как отмечено выше, связывает процесс становления личности субъектом деятельности с качественным преобразованием личностных свойств, включенных в деятельность и обеспечивающих ее осуществление [5]. Речь идет о двустороннем процессе совершенствования самого субъекта и деятельности, в которой проявляется его активность. Согласуя активность и требования деятельности, создавая «свое пространство деятельности», личность приобретает новое, преобразованное качество. Оно возникает через разрешение личностью противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнению.

Истоки субъектности следует искать на самых ранних этапах развития человека, считает Е. А. Сергиенко [12]. В. В. Селиванов полагает, что при построении возрастной периодизации необходимо учитывать свойства

субъекта, и выделяет девять основных стадий развития субъекта в онтогенезе - от «предъсубъектной» (0-1 год) до «угасающей субъектности» (60-75 лет и старше) [7, с. 322].

Стадия личностной субъектности (от 17-18 лет до 25 лет) совпадает с периодом обучения студента в вузе и определяется как «скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» (Л. С. Выготский). Данная стадия характеризуется приобретением зрелости субъектных характеристик в физиологии, познании, профессии, нравственности; ориентацией на собственное духовное, личностное развитие. Человек как субъект собственной психической активности достигает апогея, вершины. Важной характеристикой личностной субъектности является достижение внутренней определенности, целостности. Для субъекта первостепенное значение приобретает его сознание (мировоззрение, смысловая система, отношения к труду, другим людям). Происходит актуализация и развитие способностей через достигшее совершенство познания и пробы себя в практической профессиональной деятельности. Человек как субъект собственной профессиональной деятельности только начинает формироваться.

Конкретизируем описание стадии личностной субъектности по отношению к студенту, дополняя его педагогическим осмыслением возрастного аспекта субъектности студента в профессионально-культурном становлении.

Педагог всегда имеет дело с человеком развивающимся, проживающим определенный возрастной период своей жизни. Анализируя потенциалы возрастного развития человека, Е. Ф. Рыбалко и Е. А. Головей отмечают, что данные потенциалы включают его индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельности (труда, познания и общения), составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития. По мере развития человека потенциалы накапливаются и видоизменяются, растет целостная организация его свойств [13, с. 240]. Это подтверждает нашу точку зрения о необходимости выявления и анализа таких «свойств-признаков» студента, проявление которых отражает определенный уровень развития профессионально-культурного потенциала его личности (совокупности соответствующих потребностей, возможностей, ценностей, средств).

Изменения в личностной сфере студента связаны, прежде всего, с появлением новых потребностей и их иерархией на основе когнитивного преобразования - доминируют потребности в профессиональном самоопределении и самореализации. Это приводит к смещению вектора цели: от личных жизненных и профессиональных планов как совокупности намерений - к программе по реализации образа жизни («личностного способа бытия», по В. И. Слободчикову). Большее внимание отводится творческому поиску средств реализации своих возможностей, овладению собственным Я, построению собственной модели профессионально-культурной личности, становящейся ориентиром в практической деятельности. Целый блок способностей предшествующего периода развития теперь должен стать собственными способностями молодого человека не только по принадлежности, «главное - социально, индивидуально, профессионально и духовно ориентированными способностями, делающими его уместным, адекватным

и успешным в пространстве культуры и во времени истории» [14, с. 310]. Формируется собственная система ценностей, которая становится новым содержанием самосознания, целей и мотивов поведения, требований к себе и другим, критериев оценок и самооценок. В сфере интересов акцент смещается на профессиональные, культурные, связанные с вопросами общественной, культурной, социальной, гуманистической ценности выбранной профессии, с культурой саморегуляции, здорового образа жизни.

Таким образом, качественное и количественное изменение совокупности потребностей социальной, профессиональной, культурной направленности; осознание способности к самоопределению и саморазвитию в различных сферах жизнедеятельности; обогащение системы ценностей, связанной с «врастанием» в культуру общества; проявление жизненно-смыс-ловой и профессионально-ориентированной активности; творческий поиск культурных средств «перевода» собственных обновленных возможностей в жизненную и профессиональную реальность - все это указывает на наличие профессионально-культурного потенциала личности студента. Профессионально-культурные потенции личности студента переходят в реальность (актуализируются) через: многоуровневую идентификацию с культурой (общечеловеческой, профессиональной); создание (конструиро-вание-творевие) собственного культурного способа организации и развитая человеческой жизнедеятельности; достижение высокого уровня владения необходимыми знаниями, познавательно-профессиональными умениями и др. Это свидетельствует о профессионально-культурном становлении личности студента.

Может, способен, готов ли студент стать субъектом профессиональ-но-культурного становления? Имеются ли объективные и субъективные предпосылки для этого? Вхождение студента в профессиональное сообщество характеризуется возрастной необходимостью стать субъектом становления своих способностей, своей ценностной системы, своей деятельности, реализации своих возможностей, своего способа жизни, актуализировать свои личностные потенции.

Общефилософский тезис о содержании культурного развития непосредственно относится и к возрасту студента и отражает сущность перехода возможности в реальность, потенциального в актуальное. Детерминация субьектности культурным становлением личности отмечается в работах В. С. Библера, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова и других ученых. Содержанием культурного развития является «не само по себе усвоение неких готовых форм в виде учебного материала, а практика человека по выделыванию в себе культурных качеств мыслящей личности и, тем самым, выращивание на себе культурных органов, неорганического тела - тела личности» (курсив наш. В.И., О.Ш.) [15, с. 87]. Становление личности студента осуществляется в культурных формах и через них: освоение студентом в образовательном пространстве новых культурных сценариев профессионального поведения есть вхождение в профессиональное сообщество, в мир действительный. Овладевая средством, понятием или иной культурной формой, студент как субъект овладевает и управляет собой, своими натуральными процессами, и тем самым у него формируется феномен субъектнос-ти - способности управлять собственным поведением, т.е. разного рода активностью своей натуры, и способность строить себя (В. И. Слободчиков).

В процессе культурного развития личность проходит определенные этапы, стадии, называемые культурным возрастом. Культурное развитие личности не имеет возрастных границ: достижение состояния сформированно-сти культурных качеств - не сиюминутное явление, а процесс, охватывающий последовательно определенные стадии. Чем взрослее в культурном смысле субъект, считает С. А. Смирнов, тем более выражено в его действиях субъектное начало.

Профессиональное становление личности студента предполагает взаимосвязанные изменения: в познавательно-профессиональной деятельности (формирование новых видов компетентности, навыков, умений), системе личностных качеств (направленности на развитие профессиональных способностей, профессионально важных и личностно-деловых качеств, раскрытие творческого потенциала), системе межличностных взаимодействий и отношений на основе развития профессионального самосознания и продуктивной Я-концепции вида «Я - будущий профессионал». Овладевая знаниями, умениями, навыками, культурными способами познавательно-профессиональной деятельности, развивая свои личностно-профессиональные качества, студент становится субъектом профессионального становления. В этом смысле образование, в том числе высшее профессиональное, производит и воспроизводит субъекта культуры и деятельности. Процесс высшего профессионального образования предполагает освоение студентом общей и профессиональной культуры, обеспечивающей формирование необходимых профессионально значимых качеств личности, ценностного отношения к труду, к профессиональному сообществу, обогащение знаний о культурных способах профессиональной деятельности и др.

Для понимания педагогом студента как субъекта профессиональнокультурного становления необходимо осмыслить„ как и в какой мере студент осуществляет потребность в профессиональном самоопределении и самореализации; участвует в освоении профессии как культурной деятельности; осознает ее гуманистические ценности и смыслы; переживает тот или иной момент своего культурного существования; обретает личностные и профессионально-культурные качества; делает жизненно важные выборы и принимает за них ответственность; превращает собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Проведенный выше обзор научных идей в контексте заявленной проблемы позволяет выделить некоторые общие характерологические признаки студента как субъекта профессионально-культурного становления'.

■ актуализация потребности в личностном и профессиональном самопознании;

• рефлексия своих возможностей, личностно-профессиональных качеств, способностей, условий, средств;

• осознание способности к профессионально-культурному самоопределению и саморазвитию;

• выстраивание смыслового пространства самореализации как субъекта;

• определение сферы, путей профессионально-культурного становления, вариантов, стратегий и тактик;

• осуществление профессионального выбора через самопринятие;

■ выявление профессионально-гуманистических ценностных устано-

вок к объектам, субъектам и средствам будущей профессиональной деятельности;

• освоение профессии как культурной деятельности через жизненносмысловое профессионально-ориентированное отношение к ее целям, методам, средствам, результатам;

• самореализация в образовательном процессе модели профессионально-культурной личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Петров И. Г. Субъект и его точка зрения (деятельность, социальность, смыслы и

ценности в характеристике субъекта и его позиции) // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.

2. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы филосо-

фии. - 1989. — № 4.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2000.

5. Абульханова-Славская К, А. Мировооззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М.: Институт психологии РАН, 1997.

6. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлин-ского, М. И. Воловиковой. - М.: «ПЕР СЭ», 2002.

7. Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: «ПЕР СЭ», 2002.

8. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал,- 1983. - Тб. -№ 5.

9. Небылицын В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий / В.Д.Небылицин - М., 1976.

10. Петровский В. А. Личность в психологии. Парадигма субъектности /В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1996.

11. Хайкин В. Л. Субъект и субъектность в определении активности // Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические, философские, социокультурные аспекты. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.

12. Сергеенко Е. А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: “ПЕР СЭ”, 2002.

13. Рыбалко Е. Ф., Головей Е. А. Потенциалы возрастного развития // Психология: учебник / Е.Ф. Рыбалко, Е.А. Головей; отв. ред. А.А. Крылов. - М.: Проспект, 1999.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаева. - М.: Школьная пресса, 2000.

15. Смирнов С. А. Культурный возраст человека. Философское введение в психологию развития / С.А. Смирнов. - Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2001.

УДК 159.923+37.0

ДИСЦИПЛИНА И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ личности НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ

Р.Л. Рогожникоеа

В настоящее время проблема дисциплины и дисциплинированности личности очень актуальна. Это обусловлено потребностями общества, государства в формировании нового типа личности, свободной, активной, самоценной, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Анализ педагогической литературы показывает; что долгое время дисциплинированность исследовалась в конкретной деятельности субъекта, который выступал то в качестве «правилоносителя», следуя традиции, заложенной А. С. Макаренко, то в качестве исполнителя особых поручений, то просто как исполнителя обычных повседневных правил общежития и т. п. Внешним показателем дисциплинированного поведения служила мера исполнения тех или иных норм поведения.

В современных условиях с расширением прав и свобод человека, с развитием философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, дисциплинированность отражает отношение самого субъекта к общепринятым нормам, его внутреннюю готовность выполнять должное.

Под дисциплинированностью мы понимаем интегральное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

Ценностное отношение - это отношение между субъектом и объектом, в котором субъект определяет, что для него является ценным и неценным. В данном случае в качестве субъекта ценности может выступать ученик для учителя, учитель - для ученика, ученик - для ученика и т.д.

Содержание ценностного отношения человека к человеку выражается через ценность, ценностную ориентацию, цель и осуществление цели через деятельность. Ценностное отношение к человеку предполагает процесс воспитания человека как самоценности. Основной задачей воспитания человека как высшей ценности является раскрытие его способностей, которое должно привести к приумножению мира ценностей. Решение данной проблемы на основе ценностного отношения к человеку требует разработки и реализации персонально-личностного подхода к процессу воспитания данного интегрального качества. Сущность такого подхода заключается в том, что организация образовательного процесса способствует развитию всей совокупности качеств растущего человека, когда ребенок чувствует себя не просто социальным существом - личностью, а “персоной”, т.е. “значительной личностью”, и, в свою очередь, он также признает цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.