Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ": МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ'

ПОНЯТИЕ "САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ": МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ "САМОРЕАЛИЗАЦИЯ" / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ЦЕННОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коннова Нина Михайловна

Исследуются подходы к определению понятия «самореализация» на основе междисциплинарного анализа научных работ в области философии, психологии и педагогики. На основе соотнесения авторских определений с категориями «потребность», «способность», «ценность», «явление», «процесс» выделяются доминанты, которые необходимо учитывать в педагогических исследованиях самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коннова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY: INTERDISCIPLINARY APPROACH

The article deals with the approaches to the definition of the concept “self-actualization” based on the interdisciplinary analysis of the scientific works in Philosophy, Psychology and Pedagogy. There are revealed the dominants that are necessary to consider in the pedagogical studies of the self-actualization of the personality on the basis of the correlation of the author’s definitions with the categories “need”, “ability”, “value”, “phenomenon” and “process”.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ": МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ»

Н.М. КОННОВА (Астрахань)

понятие

«самореализация Личности»: междисциплинарный анализ

Исследуются подходы к определению понятия «самореализация» на основе междисциплинарного анализа научных работ в области философии, психологии и педагогики. На основе соотнесения авторских определений с категориями «потребность», «способность», «ценность», «явление», «процесс» выделяются доминанты, которые необходимо учитывать в педагогических исследованиях самореализации личности.

Ключевые слова: понятие «самореализация», самореализация как потребность, самореализация как способность, самореализация как ценность, самореализация как явление, самореализация как процесс.

На сегодняшний день в педагогике появляется все больше научных работ по проблемам самореализации личности. Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, «в научном мире отсутствует не только теория самореализации, но и единый подход к определению этого понятия» [17, с. 37]. Аспекты рассмотрения самореализации различными авторами анализировались в работах Д.А. Леонтьева (потребность, деятельность, результат деятельности [20, с. 157]), Л.А. Коростылевой (как цель, состояние, результат, итог [15, с. 1029]), Э.В. Галажинского (продуктивный, личностный, процессуальный, деятельностный аспекты [5, с. 12-31]), Н.А. Кебиной (реализация способностей, задатков, потребностей, реализация усилий в определенных социальных условиях [10, с. 113]) и др. Различия в этих аспектах объяснялись подходами (эссенциа-листический или экзистенциалистический [8; 36]; религиозно-философский контекст запада и востока [27]) или уровнями анализа проблемы (философский, социологический, психологический, педагогический и пр.).

На наш взгляд, одно и то же понятие не может рассматриваться в диаметрально противоположных трактовках. Поэтому мы решили провести междисциплинарный анализ по различным источникам и выделить доминанты, характерные для большинства определений,

кие науки -

значимых для педагогики. Поскольку феномен «самореализация» изучается во многих науках о человеке, но прежде всего в философии, психологии и педагогике, для исследования нами были проанализированы определения из научных работ в этих областях.

Опираясь на методологические ориентиры современных исследований [40, с. 69-178], мы определили, что в работах по педагогике при формулировке понятия «самореализация» преобладает личностно-деятельностный методологический подход, психологии - гуманитарно-культурологический, философии - гуманитарно-культурологический и акмеологи-ческий. Во всех областях присутствуют исследования с использованием системного и си-нергетического подходов. Кроме того, по ключевым словам и на основании анализа аспектов рассмотрения самореализации различными авторами было выделено пять групп, объединенных, на наш взгляд, одним параметром (самореализация как потребность, способность, ценность, явление, процесс), который просматривается на любом уровне или при любом подходе к анализу проблемы.

В первой группе общий параметр заложен уже в формулировке или ее расшифровке - потребность, - которую мы понимаем, как состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма (в нашем случае личности), необходимых для его(ее) нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности [32, с. 447]. другими словами, авторы рассматривают самореализацию:

- как потребность, являющуюся проявлением фундаментальных закономерностей, связанных с процессами самоорганизации и саморазвития сложных структур, на основании определения самореализации как «жизни, построенной по ключевым моментам индивидуально сформированной картины мира, репрезентирующей сущность личности», как «сложного и противоречивого процесса, связанного с рядом внутренних состояний, чувств, оценок, выражаемый метафорой "состоявшаяся жизнь"» (философия - Б.Ф. Чечет) [39, с. 11];

- генетически предопределенную потребность развития, обусловливающую стремление каждого человека реализовать свои унаследованные и приобретенные потенциальные возможности (философия - Н.А. Гаах) [4, с. 56];

О Коннова Н.М., 2021

- ИЗВЕСТИЯ вгпу -

Самореализация как явление

Источник Сущность Форма проявления

Психология

Э.В. Галажинский [5, с. 7] Самоорганизация человека как открытая психологическая система Решение проблем жизненного самоопределения, выбор жизненных сред, наиболее адекватных для самоосуществления и формирования жизненных стратегий

И.Д. Егорычева [7, с. 75] Субъективно ощущаемое предназначение Специально организованная деятельность по воплощению субъектом этого предназначения

Д.А. Леонтьев [20, с. 161] опредмечивание сущностных сил личности (универсально-деятельные способности,содер-жательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием, или конкретно-исторические общественные отношения, облеченные в форму деятельных способностей людей, реализующих эти отношения) Многообразная социальная деятельность

Педагогика

Н.В. Белобородов [2, с. 67] Удовлетворение, которое человек получает от итога самопознания и самооценки и результата практической деятельности любая социально значимая деятельность человека многообразие видов которой (в сфере материально-практической деятельности, в социальной и духовной сферах) является основой многообразия видов самореализации личности

Я.В. Гербер, Е.В. Сажнев [6, с. 56] Становление личности Механизм, действующий на протяжении всего жизненного пути и подверженный влиянию многих социальных факторов, одним из которых является образовательная среда

И.А. ларисова [19, с. 119] Раскрытие личностью своих способностей и возможностей осознанный и субъективно значимый процесс, проявляющийся в деятельности и отношениях

О.С. Парц [24, с. 48] опредмечивание сущностных сил Специально организованная субъектом деятельность по воплощению им своего субъективно ощущаемого предназначения и результат этой деятельности

«Педагогическая энциклопедия» [25, с. 74] Решение личностно значимых задач Активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие своего потенциала, настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение целей, умение отстаивать свои права или свою позицию и преодолевать трудности и препятствия

«Современный словарь по педагогике» [28, с. 549-550] Самоутверждение Создание предметного мира через самосозидание и саморазвитие в стихийно-жизненном и институционально-организованном процессе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

Окончание таблицы

Философия

А.Н. Веряскина [3, с. 378] Путь жизни современного человека как реальность Выстраивание этого пути под воздействием природной, социальной и духовной среды (объективных условий) на основе собственных ресурсов (субъективных условий)

Источник Сущность Форма проявления

А.К. Исаев [8, с. 16] опредмечивание сущностных сил Осознанный целеполагающий социально-индивидуальный процесс, протекающий на основе жизнедеятельности данного конкретного человека

Л.Н. Коган [11, с. 147] Раскрытие и опредмечивание сущностных сил Сознательный, целенаправленный процесс, протекающий в многообразной социальной деятельности

В.А. Колесников [12, с. 258] Самоконструирование субъекта Способ, являющийся ведущим видом деятельности, который выявляет степень и формы включения личности в общественные отношения

В.И. Муляр [23, с. 76] Опредмечивание сущностных сил личности Индивидуальный деятельный процесс

«Философский энциклопедический словарь» [33, с. 296] Развертывание сущностных сил Процесс, протекающий в единстве само-объектирования и самосубъектирования

«Философский словарь» [37, с. 322] Активность развитой личности Потребность, форма и результат активности, вклад личности во всеобщий культурно-исторический процесс обмена сущностными силами между индивидами, условие развития человечества

- высшую потребность человека, удовлетворение которой, согласно одной точке зрения, означает абсолютное претворение в жизнь субъектом своего потенциала и характеризует самореализацию как «механизм осознания, выявления и раскрытия неявных задатков, талантов и потенциала личности, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни» (психология - В.В. Цирюльников, С.А. Ольшанская) [35, с. 48], согласно другой - это неотъемлемый компонент полноценной жизни человека, без которого он немыслим как биосоциальный вид и который позволяет ему познать себя, выяснить свои положительные и

отрицательные качества, максимально выгодно использовать их (педагогика - А.С. Шуша-кова) [41, с. 78].

Следующая группа объединена категорией «способность» (психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности [32, с. 536]). В связи с этим Р.Р. Исмагилова (философия) выделяет в качестве свойства, регулирующего поведение, осознанную активность, которая направлена на проявление внутренних потребностей и личностного потенциала во внешней сфере жизнедеятельности. Исследователь обращает внимание на то, что самореализация является способом существования личности, возможностью проявить себя вовне через различные виды деятельности, способ-

известия вгпу

ствует личностному развитию и становлению того образа жизни, к которому субъект стремится, т. е. служит условием жизнедеятельности [9, с. 44]. С.И. Кудинов (психология) в качестве свойства выделяет совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысло-вых характеристик, которые обеспечивают постоянство стремлений и готовность личности к самовыражению в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза [16]. Творческую активность в социально значимых видах деятельности определяет как свойство Н.Н. Комарова (педагогика), отмечающая, что она способствует реализации направленного интереса в соответствии с возрастом, задатками и способностями [13, с. 102]. Г.К. Черняковская (философия) и о.В. теняева (психология) изначально характеризуют самореализацию как способность, трактуя ее как «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу его социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом» [38, с. 142-143]; «реализацию индивидом своих возможностей в социально значимых сферах жизнедеятельности, своей жизненной стратегии» [30, с. 26].

Приоритетной ценностью самосовершенствования личности называет самореализацию В.В. логинов (педагогика). он считает, что она сочетает в себе самоизменение и самостановление [21, с. 71]. Исходя из того, что «ценности» мы понимаем как явления общественного сознания, нормативные по своему характеру, выражающиеся в идеальной форме [32, с. 647], считаем, что самореализацию как ценность выделяют философ Н.А. Кеби-на («...циклическое трехуровневое взаимообусловленное движение от самолюбия через самозабвение к обогащенному возвращению к себе» через перестройку системы личностных смыслов [10, с. 185]) и психолог Е.П. Федорова (активно-деятельностный, смысловой аспект жизни, процесс активного, инициативного, творческого самоосуществления, предполагающий максимальную реализацию творческого потенциала человека [31, с. 80]).

Самой многочисленной стала группа, в которой самореализацию можно отнести к категории «явление» (конкретные события, свойства и процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущ-

ности [32, с. 550]), причем в большей степени в философии и педагогике. Проанализируем данные определения по отраслям наук, на основе составляющих этого понятия: «некоторая сущность» - «форма ее проявления» (см. табл. на с. 14-15).

обращает на себя внимание тот факт, что как в психологии и педагогике, так и в философии есть исследования, где в качестве некоторой сущности, формой проявления и обнаружения которой авторы считают самореализацию, выделяют сущностные силы личности, в том числе их опредмечивание, развертывание и раскрытие.

И, наконец, последняя группа объединена категорией «процесс» как закономерным, последовательным изменением явления, его переходом в другое явление [Там же, с. 474]. Главное для нас в этом определении - переход в другое явление, или новое качество, которое выделяется во всех перечисленных ниже позициях.

Так, П.А. Маслов, изучая творческую самореализацию младших школьников, видит это новое качество в переходе потенциальных возможностей в актуальные в процессе динамического саморазвертывающегося взаимодействия школьника со своим внутренним миром и внешним образовательным пространством в деятельностной форме активности, результативность которого характеризуется достижением учеником совокупного образовательного продукта, сопровождаемого востребованностью внутреннего потенциала и ощущением успеха» [22, с. 5]. Н.А. Соколова, исследующая самореализацию старшеклассников, переходом в другое явление считает создание продукта деятельности, на основе сложного комплексного процесса взаимодействия личностного потенциала и условий социальной среды, обусловленного активностью личности, ее целеполаганием, уровнем притязаний, включающего развитие субъектности, а также внешнюю актуальную самодеятельность [29, с. 85].

л.А. Коростылева (психология) отмечает, что самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов через осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего су-

ществования в каждый данный момент времени» [14, с. 52]. Автор считает, что посредством собст-венных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом осуществляются возможности развития «я», т. е. происходит процесс самореализации [15, с. 12].

Е.А. Фролова, в свою очередь, видит новое качество в личностном и профессиональном самоопределении, которые возникают на основе процесса реализации себя как личности, через процесс самопознания и процесс, имеющий ценностно-смысловую природу [34, с. 36]. В создании социально значимого продукта деятельности через опредмечивание субъективности видит переход самореализации в другое явление П.И. Бабочкин, характеризуя самореализацию как сложный комплексный процесс взаимодействия личностных, субъективных потенций и условий социальной среды, связанный с активностью личности, ее целеполаганием и уровнем притязаний, включающий в себя развитие субъективности, на основе саморазвития личности, а также внешнюю, объективную, актуальную самодеятельность [1, с. 43]. Н.Л. Кулик видит новое качество в диалектическом превращении деятельностных характеристик (сущностных сил) человека в способ человеческого бытия, в предметный мир человеческой культуры, которое возникает в реальном процессе самореализации [18, с. 88].

Другие философы видят новое качество в движении к новым целям и смыслам, поиске новых путей и возможностей саморазвития, характеризуя самореализацию как одновременно и цель, и результат жизни человека, и форму его существования, выраженную в разной степени, и процесс, а не единовременное действие, приносящее личности чувство завершенности (Н.И. Полубабкина) [26, с. 28-29]; в переведении потенциала личности (интеллектуального, физического, духовного, творческого) в актуальное состояние через социально и индивидуально детерминированный процесс его раскрытия на основе системы личностных смыслов и ценностных ориентиров посредством различных видов деятельности и сотворчества с другими людьми (Е.Р. Южанинова) [42, с. 83].

Таким образом, во всех определениях просматриваются изменения, к которым приводит самореализация личности, т. е. наблюдается переход в другое явление или приобрета-

кие науки -

ется новое качество, поэтому мы считаем, что самореализация - это прежде всего процесс. Все авторы отмечают значимость качеств личности (как природных, так и приобретенных), которые, на наш взгляд, можно объединить понятием «потенциал», выступающим как совокупность всех характеристик, перечисленных в исследованиях. Ни в одном определении понятия не говорится о том, что самореализация может быть присуща только ограниченному кругу лиц, в том числе с точки зрения возраста, что она протекает в измеряемых временных границах, а не в течение всего жизненного пути. В то же время практически все отмечают, что она связана с деятельностью и активностью (часто с личностными смыслами) в определенных сферах (средах).

На основании вышеизложенного можно констатировать, что отнесение определения к тому или иному параметру достаточно условно, в основном авторы научных работ как по философии, психологии, так и по педагогике выделяют такие доминанты понятия «самореализация»:

- не имеющий четких границ процесс;

- характерна для любого человека;

- проявляется через деятельность;

- связана с активностью и личностными смыслами;

- ведет к реализации потенциала в различных сферах (средах).

Эти доминанты необходимо учитывать при проведении педагогических исследований, объектом которых является самореализация личности.

список литературы

1. Бабочкин П.П. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2001.

2. Белобородов Н.В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

3. Веряскина А.Н. Самореализация человека в контексте устойчивого развития // Евразийское научное объединение. 2019. № 5-6 (51). С. 377-380.

4. Гаах Н.А. Социальная самореализация военнослужащих-женщин вооруженных сил Российской Федерации (социально-филосовский анализ): дис. ... канд. филос. наук. М., 2001.

5. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2002.

6. Гербер Я.В., Сажнев Е.В. Самореализация личности в образовательной среде в процессе фор-

мирования гражданско-правовой позиции // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 56-58.

7. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.

8. Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1993.

9. Исмагилова Р.Р. Самореализация личности в современном обществе: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2016.

10. Кебина Н.А. Смыслообразующие основы формирования и самореализации личности: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004.

11. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

12. Колесников В.А. Образование как способ личностной самореализации: дис. ... д-ра филос. наук. Иркутск, 2006.

13. Комарова Н.Н. Детское самоуправление как фактор самореализации школьников: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2007.

14. Коростылева л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000.

15. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001.

16. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObje cts/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2092&level1=main &level2=articles (дата обращения: 29.06.2021).

17. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход исследовании самореализации личности // Образование. Практика: сб. материалов регион. меж-вуз. науч.-практ. конф. Уфа, 2007. С. 37-41.

18. Кулик Н.Л. Самореализация личности как философская проблема: дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1992.

19. Ларисова И.А. Творческая самореализация подростков как предмет исследования // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2012. № 1. С. 106-110.

20. леонтьев д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 156-175.

21. логинов В.В. Педагогические условия самореализации школьников средствами физкультурного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 6. С. 69-72.

22. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008.

23. Муляр В.И. Самореализации личности как социальный процесс: дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1990.

24. Парц О.С. Педагогические условия самореализации одаренных детей (на материале дополнительного образования): дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007.

25. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. М., 2003.

26. Полубабкина Н.И. Самореализация личности: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. М., 1995.

27. Рябова Л.В. Проблемы самореализации человека: учеб. пособие. Ростов н/Д., 1993.

28. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2011.

29. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2007.

30. Теняева О.В. Психология самосознания и самореализации: учеб.-метод. пособие / сост. О.В. Теняева. Рязань, 2020.

31. Федорова Е.П. Опыт исследования самореализации в творчестве // Вестн. Бурят. гос. унта. Образование. Личность. Общество. 2019. № 1. С. 78-84.

32. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

33. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

34. Фролова Е.А. Психологические условия личностной самореализации в системе профшьного обучения старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

35. Цирульников В.В., Ольшанская С.А. Самореализация как ресурс в процессе становления самодостаточности молодежи // Экономика. Право. Печать. Вестн. КСЭИ. 2019. № 1(81). С. 44-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Цыренова JI.A. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1992.

37. Человек: философско-энциклопедический словарь / под общ. ред. И.Т. Фролова. М., 2000.

38. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.

39. Чечет Б.Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности: дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2002.

40. Шипилина ЛА. Методология профессионально-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Омск, 2018.

41. Шушакова A.С. Игровая компьютерная деятельность как средство самореализации личности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56-8. С. 77-79.

42. Южанинова EE. Интернет как новое пространство самореализации молодежи // Bестн.

Оренб. гос. ун-та. 2013. № 7(156). С. 82-89. * * *

1. Babochkin P.P. Sociokul'turnoe stanovlenie molodezhi v dinamichno izmenyayushchemsya obsh-chestve: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. M., 2001.

2. Beloborodov N.V. Social'noe tvorchestvo uchashchihsya, kak faktor uspeshnoj samorealizacii lichnosti: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2004.

3. Veryaskina A.N. Samorealizaciya cheloveka v kontekste ustojchivogo razvitiya // Evrazijskoe na-uchnoe ob»edinenie. 2019. № 5-6 (51). S. 377-380.

4. Gaah N.A. Social'naya samorealizaciya voen-nosluzhashchih-zhenshchin vooruzhennyh sil Ros-sijskoj Federacii (social'no-filosovskij analiz): dis. ... kand. filos. nauk. M., 2001.

5. Galazhinskij E.V. Sistemnaya determinaciya samorealizacii lichnosti: dis. ... d-ra psihol. nauk. Tomsk, 2002.

6. Gerber Ya.V., Sazhnev E.V. Samorealizaciya lichnosti v obrazovatel'noj srede v processe formi-rovaniya grazhdansko-pravovoj pozicii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 63-4. S. 56-58.

7. Egorycheva I.D. Genezis samorealizacii kak osobogo tipa deyatel'nosti i rol' podrostkovogo vozrasta v ee razvitii: dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2012.

8. Isaev A.K. Samorealizaciya lichnosti kak problema social'noj filosofii: avtoref. dis. . kand. filos. nauk. M., 1993.

9. Ismagilova R.R. Samorealizaciya lichnosti v sovremennom obshchestve: social'no-filosovskij ana-liz: dis. . kand. filos. nauk. Ufa, 2016.

10. Kebina N.A. Smysloobrazuyushchie osnovy formirovaniya i samorealizacii lichnosti: dis. ... d-ra filos. nauk. M., 2004.

11. Kogan L.N. Cel' i smysl zhizni cheloveka. M., 1984.

12. Kolesnikov V.A. Obrazovanie kak sposob lichnostnoj samorealizacii: dis. ... d-ra filos. nauk. Irkutsk, 2006.

13. Komarova N.N. Detskoe samoupravlenie kak faktor samorealizacii shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2007.

кие науки -

14. Korostyleva L.A. Psihologiya samorealizacii lichnosti: brachno-semejnye otnosheniya. SPb., 2000.

15. Korostyleva L.A. Psihologiya samorealizacii lichnosti: osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti: dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 2001.

16. Kudinov S.I. Samorealizaciya kak sistemnoe psihologicheskoe obrazovanie [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2092&level1=main&level 2=articles (data obrashcheniya: 29.06.2021).

17. Kudinov S.I. Funkcional'no-stilevoj podhod issledovanii samorealizacii lichnosti // Obrazovanie. Praktika: sb. materialov region. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Ufa, 2007. S. 37-41.

18. Kulik N.L. Samorealizaciya lichnosti kak filo-sofskaya problema.: dis. ... kand. filos. nauk. Kiev, 1992.

19. Larisova I.A. Tvorcheskaya samorealizaciya podrostkov kak predmet issledovaniya // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2012. № 1. S. 106110.

20. Leont'ev D.A. Samorealizaciya i sushchnost-nye sily cheloveka // Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii. M., 1997. S. 156-175.

21. Loginov V.V. Pedagogicheskie usloviya sa-morealizacii shkol'nikov sredstvami fizkul'turnogo obrazovaniya // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2016. № 6. S. 69-72.

22. Maslov P.A. Tvorcheskaya samorealizaciya mladshih shkol'nikov v proektnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2008.

23. Mulyar V.I. Samorealizacii lichnosti kak social'nyj process: dis. ... kand. filos. nauk. Kiev, 1990.

24. Parc O.S. Pedagogicheskie usloviya samorealizacii odarennyh detej (na materiale dopolnitel'nogo obrazovaniya): dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2007.

25. Pedagogicheskaya enciklopediya: aktual'nye ponyatiya sovremennoj pedagogiki. M., 2003.

26. Polubabkina N.I. Samorealizaciya lichnosti: social'no-filosofskij aspekt: dis. ... kand. filos. nauk. M., 1995.

27. Ryabova L.V. Problemy samorealizacii cheloveka: ucheb. posobie. Rostov n/D., 1993.

28. Sovremennyj slovar' po pedagogike / sost. E.S. Rapacevich. Minsk, 2011.

29. Sokolova N.A. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka samorealizacii starsheklassnikov v uch-rezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. Chelyabinsk, 2007.

30. Tenyaeva O.V. Psihologiya samosoznaniya i samorealizacii: ucheb.-metod. posobie / sost. O.V. Tenyaeva. Ryazan', 2020.

31. Fedorova E.P. Opyt issledovaniya samorealizacii v tvorchestve // Vestn. Buryat. gos. un-ta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. 2019. № 1. S. 78-84.

32. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. 7-e izd., pereab. i dop. M., 2001.

33. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. M., 2002.

34. Frolova E.A. Psihologicheskie usloviya lich-nostnoj samorealizacii v sisteme profil'nogo obuche-niya starsheklassnikov: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2002.

35. Cirul'nikov V.V., Ol'shanskaya S.A. Samo-realizaciya kak resurs v processe stanovleniya sa-modostatochnosti molodezhi // Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestn. KSEI. 2019. № 1(81). S. 44-49.

36. Cyrenova JI.A. Samorealizaciya lichnosti kak predmet filosofskogo issledovaniya: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M., 1992.

37. Chelovek: filosofsko-enciklopedicheskij slovar' / pod obshch. red. I.T. Frolova. M., 2000.

38. Chernyavskaya G.K. Samopoznanie i samorealizaciya lichnosti. Metodologicheskie problemy: dis. ... d-ra filos. nauk. Ekaterinburg, 1994.

39. Chechet B.F. Sushchnost', usloviya i tendencii samorealizacii lichnosti: dis. ... kand. filos. nauk. Irkutsk, 2002.

40. Shipilina L.A. Metodologiya professional'no-pedagogicheskih issledovanij: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Omsk, 2018.

41. Shushakova A.S. Igrovaya komp'yuternaya deyatel'nost' kak sredstvo samorealizacii lichnosti // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019. № 56-8. S. 77-79.

42. Yuzhaninova E.R. Internet kak novoe pro-stranstvo samorealizacii molodezhi // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 2013. № 7(156). S. 82-89.

Concept of self-actualization of personality: interdisciplinary approach

The article deals with the approaches to the definition of the concept "self-actualization" based on the interdisciplinary analysis of the scientific works in Philosophy, Psychology and Pedagogy. There are revealed the dominants that are necessary to consider in the pedagogical studies of the self-actualization of the personality on the basis of the correlation of the author's definitions with the categories "need", "ability", "value", "phenomenon" and "process".

Key words: concept "self-actualization", self-actualization as a need, self-actualization as an ability, self-actualization as a value, self-actualization as a phenomenon, self-actualization as a process.

(Статья поступила в редакцию 30.07.2021)

и.н. коренецкая

(Псков)

подкасты в формировании навыков аудирования и говорения в обучении английскому языку студентов-бакалавров

В условиях цифровизации современной системы высшего образования поиск новых форм и средств обучения является особенно актуальным. Использование подкастов может стать эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Рассматриваются теоретико-методологические основы интегрирования подкастов в формирование навыков аудирования и говорения, анализируется технология работы с подка-стами в обучении английскому языку.

Ключевые слова: подкаст, цифровизация языкового образования.

Цифровую трансформацию сегодня претерпевают многие сферы жизни, в том числе и образование, которое является областью, где традиционный метод обучения дополняется технологически ориентированным.

В настоящее время идет активное внедрение инновационных мультимедиатехноло-гий в процесс обучения иностранным языкам. В России в рамках национального проекта «Образование» утвержден федеральный проект «Цифровая образовательная среда», основной целью которого является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды.

Интернет-технологии предоставляют доступ к большому количеству различных инструментов. Одним из таких инструментов является подкаст. В связи с тем, что подкаст относится к технологиям Web 2.0, нам представляется необходимым провести краткий обзор данных технологий с целью выявления их преимуществ в языковом обучении, а также рассмотрения потенциальных рисков, связанных с их внедрением.

Многие инструменты Web 2.0 (онлайн-доски обсуждений, форумы, блоги, Facebook, Youtube, Instagram, Twitter и др.) сыграли важную роль в трансформации процесса язы-

О Коренецкая И.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.