Научная статья на тему 'Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления'

Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ / УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕМ УЧИТЕЛЯ / ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / TEACHER'S SELF-EDUCATION / TEACHER'S SELF-EDUCATION MANAGEMENT / EXTERNAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Екатерина Владимировна, Осипова Ольга Петровна

Уточнено понятие «самообразование» в аспекте выявления его признаков для учителя как объекта внешнего управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Екатерина Владимировна, Осипова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of teacher's self-education as an object of external management

The concept "self-education" is specified. The indications of teacher's self-education are revealed. The teacher is viewed as an object of external management.

Текст научной работы на тему «Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления»

УДК 371.12+371.13 ББК 74.204.2+444

ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТА ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Е.В. Тарасенко, О.П. Осипова

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

THE CONCEPT OF TEACHER’S SELF-EDUCATION AS AN OBJECT OF EXTERNAL MANAGEMENT

E. Tarasenko, O. Osipova Chelyabinsk institute of teachers’ professional retraining and further development

Уточнено понятие «самообразование» в аспекте выявления его признаков для учителя как объекта внешнего управления.

Ключевые слова: самообразование учителя, управление самообразованием учителя, внешнее управление.

The concept “self-education” is specified. The indications of teacher’s self-education are revealed. The teacher is viewed as an object of external management.

Keywords: teacher’s self-education, teacher’s self-education management, external management.

В последние годы при проведении государственной политики в области совершенствования образования в стране широкое распространение получила концепция непрерывного образования, согласно которой непрерывное образование - это «целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира» [3, с. 37]. Ключом к формированию системы непрерывного профессионального педагогического образования в нынешних условиях является самообразование учителя и его внешнее сопровождение на различных уровнях функционирования системы повышения квалификации работников образования.

По мере развития проблемы самообразования учителя в отечественной педагогике уточнялось само понятие «самообразование». Рассматривается учёными и проблема самообразования учителя, что вносит содержательную специфику в определение понятия «самообразование».

Систематизируя представленные в научно-педагогической литературе точки зрения разных авторов, можно отметить, что самообразование учителя рассматривается как пси-

холого-педагогическая проблема и характеризуется:

• как особая форма самостоятельной инициативной познавательной деятельности [2,4];

• как путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определённым образом организованного самостоятельного познавательного процесса со всеми присущими ему компонентами (потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью), основу которого составляет активный поиск, генерация и презентация информации по индивидуальной методической теме [2,4, 8];

• как компонент системы непрерывного профессионального образования [8].

Приведённые выше признаки понятия «самообразование учителя» могут быть дополнены указанием необходимости результативности этой деятельности, так как именно результат самообразования учителя определяет его цели, задачи, содержание и способы реализации. И именно отсутствие ориентации самообразовательной работы учителя на практически применимый результат является причиной бедственного состояния самообразования учителя сегодня: при отрыве деятель-

ности от результата не создаётся стимула к её осуществлению.

Таким образом, понятие «самообразование учителя» может быть определено следующим образом. Самообразование учителя - это его самостоятельная специально организованная, систематическая познавательная деятельность, цели и содержание которой определяются насущными профессиональными затруднениями, а результатом является решение практической профессиональной задачи.

В современной педагогике проблема самообразования учителя представляется в значительной степени противоречивой, несмотря на высокую степень её разработанности в науке. При рассмотрении различных точек зрения учёных на самообразование учителя обнаруживается противоречие, которое пока не нашло решения в педагогической науке.

С одной стороны, даже из приведенного выше определения можно выделить первичный признак самообразования - самостоятельность субъекта в организации и осуществлении этой деятельности. Н.А. Рубакин, один из крупнейших педагогов XX века, работавших над проблемой самообразования, особенно подчеркивал недопустимость внешнего вмешательства в самообразование личности: «Помощь самообразовательной работе может выражаться со стороны, главным образом лишь общим руководством. Если она будет очень детальна, то самообразование перестанет быть таковым. ... Чем скорее отучается человек ходить на чужих помочах, тем лучше» [7, с. 61].

С другой стороны, проблема управления самообразованием всё чаще обозначается учёными, так как её решение может способствовать повышению эффективности самообразования сегодняшнего учителя. «Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы» [8, с. 296]. «Хаотическое, бессистемное чтение литературы и посещение курсов в системе повышения квалификации не дают учителю ориентиров, а руководство со стороны администрации без методологической основы только мешает опытному педагогу и ничем не помогает начинающему» [2, с. 34]. Г.П. Щедровицкий подчёркивает, что самообразование, как и любая иная деятельность, «никогда не вырастает, не развивается из другой, подобной ей деятельно-

сти. Оно всегда складывается, формируется как управляемая деятельность, а это значит, проходит через «каналы» познания, т. е. создания предписаний и усвоения» [10, с. 7]. В исследовании И.Б. Соколовой подчёркивается, что в виду высокой необходимости самообразования учителей управление им «должно охватывать практически всех учащихся на всех ступенях системы народного образования» [9, с. 37].

Еще в научных исследованиях XX века можно обнаружить косвенные или даже прямые указания на необходимость управления самообразованием учителя. Так, А.Я. Айзенберг понимает под ним «целенаправленное воздействие на содержание, формы и методы овладения знаниями самостоятельно занимающимися, выбор и использование ими источников научной и общекультурной информации» [1, с. 33]. Я. Коменский указывал, что «личность доходит до такого состояния, когда она сама стремится и умеет самоусовершенство-ваться только с помощью мудрого и универсального наставника» [6, с. 167]. Даже Н.А. Рубакин, предлагавший определение содержания самообразования «по собственному нюху» [7, с. 78] обучающегося самостоятельно, писал: «Нужно дать начинающему читателю своего рода географическую карту той страны, по которой ему придется путешествовать во время его работы над самообразованием» [7, с. 68].

Нами предпринята попытка определить специфику понятия «самообразование учителя» именно как объекта внешнего управления. Для этого необходим анализ общих свойств понятия «внешнее управление» и отношений между понятиями «самообразование учителя» и «управление».

Ю.А. Конаржевским управление определяется как «целенаправленное воздействие на объект с текущим контролем и последующей коррекцией результатов» [5, с. 32]. Управление может быть жестким, направленным непосредственно на сам объект, на гарантированное его изменение. В гуманитарной сфере более приемлемо мягкое управление, направленное на изменение только условий, в которых существует объект.

Описывая процесс управления в образовании, Ю.А. Конаржевский говорит о нём как о «цикличном процессе обмена информацией и управленческими решениями между управляемой и управляющей системами». Кроме того, он особо подчёркивает, что «информа-

Теория и практика управления образованием

ция о состоянии дел в управляемом объекте -это «хлеб управления» [5, с. 161].

Г.М. Коджаспирова выделяет две стадии в циклической структуре управленческого решения. На первой стадии осуществляется анализ проблемы, формулирование задач, анализ обстановки, формирование множества вариантов решения задачи, оценка и отбор приемлемых вариантов решения и отбор оптимального решения. На второй стадии разрабатывается план реализации решения, организовывается работа по выполнению решения и осуществляется контроль и коррекция, на основе которых определяются новые проблемы. При этом автор подчёркивает, что «основной закономерностью управления является его цикличность, а условием его эффективности -мониторинг» [4, с. 192].

В.А. Сластёнин под управлением понимает «деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» [8, с. 482].

В педагогике мы не обнаружили определение понятия «внешнее управление». Можно предположить, что таковое определение не является необходимым для педагогики благодаря наличию чётко разграниченных понятий «управление» и «самоуправление». Интересно, что в экономике понятие «внешнее управление» определяется как «процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему» [11]. То есть уточнение понятия «управление» понятием «внешнее» определяет, во-первых, обязательное наличие субъекта и объекта управления, во-вторых, объективную необходимость наличия субъекта управления, базирующуюся на оценке состояния объекта, и в-третьих, направленность деятельности субъекта на восстановление деятельности объекта по самоуправлению.

Применяя приведённые выше определения к самообразованию учителя, можно сделать вывод, что в целом речь идёт не о принуждении учителя к самообразованию, а о его активизации, создании таких внешних психо-лого-педагогических условий, в которых учитель будет испытывать внутреннюю мотивацию к самообразованию, на основе мониторинга. Подобную мысль находим и у А.Я. Айзенберга: «Самообразование может развиваться при соблюдении двух кардинальных условий: на-

личие потребности в самообразовании и определённой ситуации для её удовлетворения» [1, с. 16]. При этом необходимо отметить, что в сложившихся условиях функционирования системы образования практически отсутствуют сколько-нибудь действенные материальные и моральные стимулы для формирования у учителя внутренних стимулов к самообразованию и, соответственно, внешние стимулы должны приобрести доминирующий характер.

Если рассматривать самообразование учителя как объект внешнего управления, то его понятие должно приобрести следующие видовые отличия:

• наличие объекта и субъекта управления;

• цикличность процесса управления субъекта объектом, основанная на непрерывном мониторинге изменений актуального состояния объекта;

• направленность деятельности объекта управления на восстановление самоуправления объекта.

Определение понятия «самообразование учителя», таким образом, может быть уточнено с учётом специфики рассмотрения его как объекта внешнего управления.

Самообразование учителя - это его самостоятельная, определяемая насущными профессиональными затруднениями и направленная на решение практической профессиональной задачи познавательная деятельность, которая циклично и системно организуется и контролируется внешним субъектом на основе непрерывного мониторинга способности и готовности учителя к самоуправлению.

Уточнение понятия «самообразование учителя» как объекта внешнего управления значимо для педагогики не только с точки зрения научной новизны, но и с точки зрения возможности разработки на его основе технологии управления самообразованием учителя.

Литература

1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов / А.Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 1986. —128 с.

2. Гузеев, В. Педагогическая технология: управление самообразованием учителей / В. Гузеев // Директор школы. - 1993. - № 1. — С. 28-32.

3. Змеёв, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых /

С.И. Змеёв. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схе-

мах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Код-жаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 256 с.

5. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.

6. Поташник, ММ. Как развивать педагогическое творчество / М.М. Поташник. -М.: Знание, 1987. - 80 с.

7. Рубакин, Н.А. Как заниматься самообразованием /Н.А. Рубакин. - М.: Советская Россия, 1982. - 126 с.

8. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.

В.А. Сластёнина. - 8-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 576 с.

9. Соколова, И.Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук / И.Б. Соколова. - Армавир, 2000. - 200 с.

10. Щедровицкий, Г.П. О применении понятия «управление» в психических и педагогических исследованиях / Г.П. Щедровицкий,

Э.Г. Юдин // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся: тез. докл. на межвуз. конф., 2006. - http://www. fondgp. ru/lib/chteniya/xv/text/9

11. Экономический он-лайн словарь. — http://vedom.osti. ги

Поступила в редакцию 22 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.