Научная статья на тему 'Понятие «Решение, принимаемое в оперативно-розыскной деятельности подразделений органов внутренних дел»'

Понятие «Решение, принимаемое в оперативно-розыскной деятельности подразделений органов внутренних дел» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1356
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕШЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАКОННОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОНЯТИЕ / ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ПРИЗНАКИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ РЕШЕНИЕ / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / DECISION MAKING / LAW-ENFORCEMENT BODIES / LEGALITY / INVESTIGATION AND SEARCH OPERATIONS / NOTION / LEGALLY SIGNIFICANT SIGNS / OPERATIONAL SEARCH DECISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабичев Дмитрий Александрович

В статье отражается попытка автора обратить внимание ученых и исследователей, занимающихся проблемами оперативно-розыскной деятельности и прокурорского надзора, за законностью ее осуществления, на необходимость усовершенствования понятийного инструментария, обогащающего и уточняющего юридические знания. В частности, указывается на важность формулировки понятия «решение в оперативно-розыскной деятельности подразделений ОВД», которое в научной мысли не разработано и на законодательном уровне не закреплено. В результате сотрудники оперативных подразделений ОВД систематически сталкиваются с трудностями, граничащими с нарушением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а уполномоченные прокуроры с неопределенностями в установлении правомерности принимаемых в оперативно-розыскной деятельности решений. Путем анализа юридически значимых признаков аргументируется авторский взгляд на понятие «решение в оперативно-розыскной деятельности подразделений ОВД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion of decisions made in law-enforcement bodies divisions'' operational search activity

Attempt of the author to draw the attention of scholars and researchers dealing with problems of operational search activity and public prosecutor's supervision of legality of implementation of the said activity; on need of improvement of conceptual tools enriching and specifying legal knowledge, are reflected in the article. In particular, it is indicated that formulation of the notion "decision in law-enforcement bodies divisions' operational search activity", neither developed in scientific thought nor fixed at the legislative level, is of importance. As a result, law-enforcement bodies operational divisions staff, when conducting investigation and search operations, systematically faces challenges bordering on legality violation; and authorised prosecutors, uncertainty in establishment of legitimacy of decisions made in operational search activity. What is reasoned by means of analysis of legally significant signs, is the author's view of the notion of law-enforcement bodies divisions' operational search activity decisions.

Текст научной работы на тему «Понятие «Решение, принимаемое в оперативно-розыскной деятельности подразделений органов внутренних дел»»

УДК 343.2

Бабичев дмитрий Александрович

кандидат юридических наук, доцент Костромской государственный университет Babichev-lavd@inbox.ru

понятие «решение, принимаемое в оперативно-розыскной деятельности подразделений органов внутренних дел»

В статье отражается попытка автора обратить внимание ученых и исследователей, занимающихся проблемами оперативно-розыскной деятельности и прокурорского надзора, за законностью ее осуществления, на необходимость усовершенствования понятийного инструментария, обогащающего и уточняющего юридические знания. В частности, указывается на важность формулировки понятия «решение в оперативно-разыскной деятельности подразделений ОВД», которое в научной мысли не разработано и на законодательном уровне не закреплено. В результате сотрудники оперативных подразделений ОВД систематически сталкиваются с трудностями, граничащими с нарушением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а уполномоченные прокуроры - с неопределенностями в установлении правомерности принимаемых в оперативно-розыскной деятельности решений. Путем анализа юридически значимых признаков аргументируется авторский взгляд на понятие «решение в оперативно-розыскной деятельности подразделений ОВД».

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, решение, органы внутренних дел, законность, оперативно-розыскные мероприятия, понятие, юридически значимые признаки, оперативно-розыскное решение.

центральным звеном оперативно-розыск-I I ной деятельности (далее - ОРД), осу-1 I ществляемой в целях защиты жизни, здоровья, Прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, являются принимаемые в этой сфере решения. Все они в силу правоохранительной специфики направлены на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выполнение иных важнейших задач ОВД России. При этом каждое решение должно отвечать системе требований, среди которых особое место принадлежит законности.

Закрепляя указанные положения в качестве постулата и концептуальной основы данной статьи, подчеркнем тот факт, что в юридической доктрине исследователями должного внимания толкованию термина «решение в оперативно-розыскной деятельности ОВД» не уделяется. В близких по тематике научных разработках встречаются лишь отдельные близкие аспекты проблемы принятия решений в ОРД, не позволяющие сформировать емкое и одновременно содержательное теоретико-прикладное представление о природе и особенностях таких решений. Как результат, сотрудники оперативных подразделений ОВД систематически сталкиваются с трудностями, граничащими с нарушением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), а уполномоченные прокуроры - с неопределенностями в установлении правомерности принимаемых в ОРД решений.

Анализируя сущностную сторону проблемы, уместно вспомнить совет Рене Декарта: «Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений» [11]. На наш взгляд, глубокая мысль известного французского философа достойна применения в современной юридической науке, так как нацеливает на форми-

рование четко сформулированного понятийного инструментария, обогащающего представление о конкретном предмете исследования, обеспечивающего генерирование знаний в логически выстроенную систему. Такое понимание побуждает к поиску юридически значимых признаков решений, принимаемых в ОРД оперативными подразделениями ОВД, внимательному их осмыслению и синтезу в форме терминологического определения.

Так, А.Ю. Шумилов под решением субъекта ОРД понимает вывод, который, в пределах полномочий и руководствуясь правосознанием, он сделал по имеющейся фактической информации, влекущей установленные оперативно-розыскным законодательством последствия. Он обоснованно причисляет к основным признакам решения в ОРД: 1) осознанность его принятия соответствующим субъектом; 2) добровольность принятия; 3) принятие решения в рамках отпущенных субъекту полномочий; 4) отсутствие обстоятельств, исключающих законность решения; 5) наличие последствий, установленных оперативно-розыскным законодательством [14, с. 161].

По нашему мнению, предложенная А.Ю. Шумиловым формулировка познавательно обогащает сущность решений в ОРД, поскольку отображает отдельные субъективные и объективные стороны их принятия уполномоченными подразделениями ОВД. Этим можно объяснить наличие опубликованных в открытой печати, а также выложенных на интернет-ресурсах схожих представлений авторов об исследуемом понятии.

В то же время ряд выделенных юридически значимых признаков имеет дискуссионный характер с полярным отношением специалистов в области ОРД и смежных юридических наук. В частности, как подчеркивает С.И. Давыдов, вряд ли оправдано увязывать оперативно-розыскные реше-

© Бабичев Д.А., 2017

Вестник КГУ № 4. 2017

245

ния только с последствиями правового характера. К примеру, решение о выборе тактического приема проведения ОРМ никаких правовых последствий не влечет, как и принятие многих решений в сфере организации ОРД [6, с. 56]. Диаметрально противоположного взгляда придерживаются В.М. Атмажи-тов и В.Г. Бобров, настаивая на том, что результаты ОРМ всегда вызывают определенные юридически значимые последствия или связаны с наступлением таких последствий [1, с. 23-24].

Возникшая полемика, по всей видимости, стала результатом недостаточной убедительности аргументов А.Ю. Шумилова в рассматриваемом вопросе. С одной стороны, уважаемый мэтр обоснованно заявляет, что юридически значимое последствие ОРД есть предусмотренное федеральным законом обстоятельство, которое возникает вследствие принятия решения в ОРД, осуществления ОРМ, применения оперативно-розыскной меры пресечения или совершения другого социально значимого действия и становится юридическим фактом, то есть влечет возникновение (изменение, прекращение) определенного правоотношения. С другой стороны, он признает много-аспектность ОРД и усматривает в числе ее последствий те, которые не влекут возникновения того или иного юридического факта [14].

С уверенностью полагаем, что существующие разногласия во мнениях обусловлены отличием акцентов, сделанных в привязке к тем или иным задачам ОРД, ради выполнения которых принимаются решения в ОРД.

Например, в случаях, когда решения направлены на раскрытие преступлений, а также выявление лиц, причастных к их совершению, путем проведения мероприятий, временно ограничивающих конституционные права граждан, правовые последствия очевидны и возникают неминуемо. Они сопряжены с соблюдением субъектами ОРД ряда нормативно закрепленных правил и процедур, определяющих правомерность интрузивного вмешательства в охраняемую законом сферу прав человека, устанавливающих порядок негласной фиксации и накопления информации доказательственного значения, предусматривающих условия использования полученных сведений в уголовном судопроизводстве. Именно поэтому данная категория решений в ОРД подлежит пристальному прокурорскому надзору на предмет ее соответствия законности.

В то же время когда речь идет о розыске уклоняющихся от уголовного наказания лиц, то значительная часть исследуемых решений правовых последствий не влечет, поскольку в силу особенностей поисковой деятельности оперативных подразделений ОВД предполагает накопление и аналитическую обработку ориентирующей информации, находящейся в социальных сетях, в ведомственных автоматизированных информационных систе-

мах МВД, а также поступающей от оперативных источников в криминальной среде. Речь идет о решениях, нацеленных на установление связей, сфер интересов, возможностей и иных важных данных о разыскиваемых преступниках. Данные решения выполняют обеспечивающую миссию в деле определения местонахождения преступников и создания условий для дальнейшего их задержания.

Вышеуказанные аргументы, по нашему мнению, отражают некую условность нахождения в системе юридически значимых признаков решений в ОРД такого признака, как наступление установленных законодательством последствий. Точнее было бы говорить о том, что рассматриваемые решения принимаются в целях выполнения задач ОРД. Данный признак не только понятен для восприятия. Он выступает фундаментальным ориентиром оперативно-розыскного познания, имеющим четкую правоохранительную направленность, закрепленную положениями ст. 2 Федерального закона РФ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности».

Стоит отметить, что иные предлагаемые А.Ю. Шумиловым структурные элементы (признаки) решений в ОРД также имеют полемический характер, предполагающий необходимость их углубленного анализа и уточнения. В этом контексте к числу признаков, имеющих весомую смысловую нагрузку, на наш взгляд, можно отнести осознанность принятия решения в ОРД соответствующим субъектом. В его сущность заложены две принципиально важные идеи. Первая опирается на законодательно закрепленное понятие ОРД (ст. 1 Федерального закона РФ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»), указывающее на допустимость проведения такой деятельности исключительно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов (!).

Важно подчеркнуть, что к числу субъектов, принимающих решения в ОРД, причисляются не только руководители ОВД и конкретно установленных оперативных подразделений. К ним относятся любые оперативные работники, инициирующие проведение ОРМ в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Например, проведение такого гласного ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, осуществляется на основе соответствующего распоряжения, подписанного уполномоченным руководителем. Проект данного распоряжения и мотивированный рапорт к нему готовит оперативный сотрудник [10], в производстве которого находится дело оперативного учета. В целом указанные положения позволяют конкретизировать понимание о субъектах, принимающих решения в ОРД ОВД, относя к ним должностных лиц оперативных подразделений.

Вторая идея апеллирует к психологической науке, выделяя осознанность как особое состояние уполномоченных должностных лиц, принимающих решения в ОРД. В теоретической плоскости ценность осознанности решений определяется способностью сознания к рациональному и адекватному анализу внешней действительности, к формированию моделей поведения на основе выводов из этого анализа, к умению отслеживать эмоции, бессознательные порывы психики и противостоять им. В практической деятельности оперативных подразделений ОВД эффект осознанности отражается в мыслительных процессах, обрабатывающих представляющую оперативный интерес информацию на предмет ее полноты и достоверности, преломляя полученные результаты в подбор соответствующего оперативно-розыскного инструментария и тактических приемов противодействия преступности.

Отличное от А.Ю. Шумилова видение сущности решений в ОРД предлагает научной общественности С.И. Давыдов. В одной из работ ученый приходит к выводу, что принять правильное решение в ОРД - значит определить такие организационно-управленческие меры, наметить такие мероприятия и способы их реализации, которые бы обеспечили выполнение задачи в предельно короткие сроки имеющимися силами и средствами при наименьших материальных затратах и безусловном соблюдении законности. В продолжение мысли автор представляет решение в ОРД в форме модели предстоящих организационных мер и практических мероприятий, оптимально соответствующих сложившейся оперативно-розыскной ситуации [6, с. 56].

Данный подход, на наш взгляд, привносит весомую практическую составляющую в общее понимание юридически значимых признаков исследуемого понятия, формируя несколько принципиально важных аспектов. Первый из них связывает принятие решений в ОРД ОВД с анализом и оценкой ситуации, называемой в теории ОРД оперативно-розыскной либо оперативно-тактической.

Примечательно то, что в кругу видных в оперативно-розыскной науке специалистов нет единства мнений относительно природы вышеупомянутых ситуаций. Например, С.И. Давыдов считает, что оперативно-розыскная ситуация - это совокупность сложившихся на определенный момент времени обстоятельств, в которых действуют участники оперативно-розыскной деятельности [5, с. 7]. Авторский коллектив в составе К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова убежден в том, что оперативно-тактическая ситуация - это реально существующее на данный момент состояние криминального события (или иного связанного с ним факта) либо угрозы наступления такого события, по поводу которого осуществляется ОРМ, условия, в которых предстоит действовать оперативнику,

его возможности принять необходимые меры, формулируемые в виде конкретной задачи [13, с. 709]. Нам же импонирует позиция Д.В. Кима, выделяющая информационную составляющую оперативно-розыскной ситуации и раскрывающая ее сущность в виде сложной динамической системы информационного характера, возникающей в деятельности субъектов, осуществляющих ОРД, и влияющей на дальнейшую организацию этой деятельности в целях решения задач, стоящих перед оперативными аппаратами, путем применения ими специальных средств, приемов и методов [8, с. 233].

Сравнительный анализ приведенных точек зрения позволяет обозначить познавательную направленность оперативно-розыскных ситуаций, включающую всестороннее изучение обстоятельств, входящих в компетенцию оперативных подразделений ОВД, рациональный подбор оперативно-розыскных методов, приемов и средств влияния на объекты ОРД, прогнозирование изменений в поведении криминального элемента и в целом создание благоприятных условий для принятия законных решений в ОРД.

Важно отметить и то, что оценка ситуации, осмысливание явлений, анализ имеющейся и поступающей информации - это интеллектуальные операции, диалектический процесс, специфика которого обусловлена рядом факторов. Во-первых, динамичностью ситуации, которая постоянно изменяется. В связи с этим оценивать ее приходится неоднократно. Наиболее динамичными являются элементы информационного характера. Во-вторых, взаимным постоянным влиянием структурных элементов ситуации, которые определяют ее характер и вид. В-третьих, необходимостью оценки каждого элемента ситуации, выявления тех из них, которые приоритетно влияют на вид и форму решения [7]. К таковым относятся происшествия криминального характера; данные, представляющие оперативный интерес; источники информации; условия получения новых сведений и возможности их эффективного использования; силы и средства, привлекаемые криминалитетом в противодействие ОВД; возможности оперативных подразделений в негласном наблюдении, применении технических средств и в других ключевых направлениях ОРД.

Вторым аспектом, отражающим прикладное содержание решений в ОРД, является предусмотренное С.И. Давыдовым указание на такой юридически значимый признак, как эффективное использование сил и средств. Мнение автора представляется небезосновательным и заслуживающим внимания, так как именно эффективность отражает качественную составляющую деятельности оперативных подразделений ОВД в решении поставленных перед ними задач. Кроме того, эффективность выступает одним из важнейших мерил, формирующих убеждение прокурора в законности решений о проведении

ОРМ с привлечением негласных сотрудников, применением специальной техники, использованием информационно-аналитических систем ОВД [2]. Тем не менее как в практической деятельности органов прокуратуры, так и в литературных источниках система оценки эффективности решений в ОРД весьма размыта, не имеет четких условий, в связи с чем регулярно подвергается критике. Среди прочих сомнительной и порочной названа оценка оперативно-служебной деятельности по критериям роста или снижения количества регистрируемых преступлений, их раскрываемости и недопущения [12, с. 60].

Проведенное нами исследование позволило установить, что в сфере прокурорского надзора за законностью решений в ОРД подразделений ОВД эффективность использования сил и средств может определяться следующими положениями:

1. Применением достаточных в конкретно сложившейся ситуации мер, сил и средств ОРД, обеспечивающих полное решение задач этой деятельности.

2. Соответствием используемых сил и средств степени общественной опасности преступных посягательств, угрозе интересам общества и государства. Согласно положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [9].

3. Соразмерностью ожидаемого и достигнутого экономического или социального эффекта с сопровождаемыми материальными затратами. По данным СМИ [4], прослушивание мобильного телефона стоит около $ 5000 в день. Наружное наблюдение -одна из самых дешевых услуг - обходится от $ 500 в день в зависимости от мобильности объекта. На установку жучков тратится около $ 8000 за комплект оборудования без учета работы специалиста.

4. Организацией оперативно-розыскного документирования преступной деятельности, исключающей признание полученных доказательств недопустимыми (ст. 75 УПК РФ).

Принимая во внимание мнения вышеуказанных авторов относительно иных признаков решения в ОРД, имеющих, на наш взгляд, косвенное отношение к исследуемому термину, укажем на значимый аспект, который в научных работах был упущен. Решение в ОРД - это не только осознанный или, как иногда пишут, социально направленный акт, это акт правоприменительный, осуществляемый исключительно в рамках нормативных предписаний всей многоуровневой структуры правовой основы ОРД (конституционный, международно-правовой, законодательный, подзаконный уровни). Условно процесс применения права уполномоченным субъектом может быть представлен в трех основных стадиях: 1) установление фактических

обстоятельств, охватываемых задачами ОРД; 2) выбор и анализ нормы права; 3) планирование реализации решения на уровне исполнителей.

Утверждение о неотъемлемой взаимосвязи решений в ОРД с правоприменением выглядит неполным, если не корреспондирует с такими юридически значимыми признаками, как наличие правовых оснований, а также установленных законодателем и ведомственными нормативными актами МВД полномочий.

Правовые основания, как известно, выступают важнейшей информационной основой, предопределяющей и легитимирующей процессы реализации всех форм ОРД и особенно проводимых в их рамках ОРМ [3, с. 252]. На этот счет в теории ОРД бытует мнение о том, что по своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем. Основаниями же для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ [13, с. 288].

Приведенные, как, впрочем, и иные наработанные наукой изыскания, описывающие основания для проведения ОРД, не оригинальны в подборе ключевых положений. И это не случайно. Все они опираются на установку законодателя, который в ст. 7 Федерального закона РФ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» четко обозначил перечень оснований для проведения ОРМ.

В свою очередь, полномочия оперативных подразделений ОВД определяют основную функциональную направленность принимаемых ими решений, а главное - пределы, в рамках которых ОРД является правомерной. Согласно Указу Президента № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», утвержденному 21 декабря 2016 года, МВД России осуществляет следующие полномочия в сфере ОРД: разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации; выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные

организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс, и др.

Указанные полномочия тесно перекликаются с правами и обязанностями полиции в целом и оперативных подразделений ОВД в частности, регламентированными Федеральными законами РФ «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Обретают конкретику они в ведомственных нормативных актах МВД, где детализируются в зависимости от направленности (специализации) деятельности оперативных подразделений.

Подытоживая вышеуказанные размышления, сделаем следующие выводы:

1. Понятие «решение в оперативно-розыскной деятельности ОВД» можно сформулировать как осознанный правоприменительный акт, принимаемый на основе анализа и оценки оперативно-розыскной ситуации должностными лицами оперативных подразделений ОВД в пределах их полномочий при наличии правовых оснований, предусматривающий эффективное использование сил и средств в целях выполнения задач ОРД.

2. В рамках развития теории ОРД и обогащения ее терминологического аппарата решения в ОРД корректнее назвать оперативно-розыскными, подчеркивая их природу и связанную с ней специфику в противодействии преступности.

3. Целесообразно вынести на обсуждение ученых и практиков вопрос о необходимости внесения в Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» изменений, предусматривающих содержательное и системно-структурное уточнение понятийного инструментария. В частности, по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством, где решения субъектов устойчиво закреплены как процессуальные, заменить с соблюдением требований юридической техники слово «решение» на словосочетание «оперативно-розыскное решение».

Библиографический список

1. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Оперативно-розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики // Государство и право. - 2005. -№ 3. - С. 23-31.

2. Бабичев Д.А. Информационное обеспечение подразделений уголовного розыска в Российской Федерации и Луганской Народной Республике: сравнительный анализ // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - № 6. - С. 198-204.

3. Бабiчев Д.О. Ршення про проведення опе-ративно-розшукових заходiв: правова природа та iнтерпретацiя // Роль та мюце ОВС у розбудов1 демократично! правово! держави: матерiали Мiжнародноl науково-практично! конференцп (10 квггня 2009 року). - Одеса, 2009. - С. 252.

4. Большой брат следит за тобой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smoking-room.ru/ data/hot_ten/2043.html (дата обращения: 19.09.2017).

5. Давыдов С.И. Оперативно-розыскные ситуации: понятие, структура, виды: учеб. пособие. -Барнаул: БЮИ МВД России, 2006.

6. Давыдов С.И. О роли ситуаций в принятии решений в оперативно-розыскной деятельности // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2010. - № 1. - С. 55-61.

7. Давыдов С.И., Денисенко Ю.В., Паша-ев Х.П. Организационные решения в оперативно-розыскной деятельности и их ситуационная обусловленность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/organizatsionnye-resheniya-v-operativno-razysknoy-deyatelnosti-i-ih-situatsionnaya-obuslovlennost (дата обращения: 19.09.2017).

8. Ким Д.В. Оперативно-розыскные ситуации как объект криминалистического исследования // Общество и право. - 2008. - № 2. - С. 230-236.

9. Конституция Российской Федерации: закон от 12.12.1993. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4. htm (дата обращения: 19.09.2017).

10. Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 (с изменениями и дополнениями от 17 марта 2015 г., 30 сентября 2016 г., 17 апреля 2017 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/documents/20120328164545/ item/2325472/ (дата обращения: 09.09.2017).

11. Рене Декарт: цитаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikiquote.org/wi ki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5_%D0% 94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82 (дата обращения: 19.09.2017).

12. Спасенников Б.А., Налбандян Р.Г. К оценке деятельности оперативных подразделений как фактору, влияющему на ее эффективность // Актуальные вопросы образования и науки. - 2017. -№ 1. - С. 59-62.

13. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 832 с.

14. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов. - М.: Издат. дом Шумиловой И.И., 2006. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.