Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022
Научная статья Original article УДК 34.07
ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЗДОРА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE CONCEPT OF PROCEDURAL FORMS IN THE PROCESS OF SUPERVISION IN THE EXECUTIVE PRODUCTION OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Кучукян Михаил Джемсиевич, Магистрант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69), тел. 8(938) 158 63 63, misha_chebanov@mail.ru Мосиенко Татьяна Александровна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права, (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69), mosienko5858@mail.ru
Kuchukyan Mikhail Dzhemsievich, Master student of the Rostov State University of Economics (RINH) (344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 69), tel. 8(938) 158 63 63, misha_chebanov@mail.ru
Mosienko Tatyana Alexandrovna, PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Department of Civil Law, (344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 69), mosienko5858@mail.ru
Аннотация. На современном этапе актуальность темы исполнительного производства не уходит с передовых полок. Следует отметить, что сам
1835
Федеральный закон об исполнительном производстве, устанавливает в процессе осуществления деятельности производства различные процессуальные формы надзора [3]. Чтобы правильно функционировать в цепочке взаимодействия в исполнительном производстве в процессе осуществления надзора необходимо понимать саму суть, сущность и природу данного понятия. Данная научная статья даст определенный взгляд на понятие процессуальных форм в процессе осуществления надзора в исполнительном производстве, а также опишет основные законодательные нормы надзор в данном производстве в разрезе Российской Федерации.
Цель статьи заключается в изучении и описании, а также выявлении выводов и личного заключения автором по теме исследования. Описанное исследование позволит пролить свет на нынешнюю трактовку понятий и значения надзора в исполнительном производстве, позволит понять формы и роли темы научной статьи, выявит недочеты в законодательном и нормативном аспекте и покажет результат исследования в современном взгляде авторов статьи.
Abstract. At the present stage, the relevance of the topic of enforcement proceedings does not leave the front shelves. It should be noted that the Federal Law on Enforcement Proceedings itself establishes various procedural forms of supervision in the process of carrying out production activities [3]. In order to function correctly in the chain of interaction in enforcement proceedings in the process of supervision, it is necessary to understand the very essence, essence and nature of this concept. This scientific article will give a definite look at the concept of procedural forms in the process of supervision in enforcement proceedings, and also describe the main legislative norms of supervision in this proceedings in the context of the Russian Federation.
The purpose of the article is to study and describe, as well as to identify the conclusions and personal conclusions of the author on the research topic. The described study will shed light on the current interpretation of the concepts and meaning of supervision in enforcement proceedings, will allow us to understand the
1836
forms and roles of the topic of a scientific article, identify shortcomings in the legislative and regulatory aspects and show the result of the study in the modern view of the authors of the article.
Ключевые слова: законодательство, процессуальные формы, надзор, Российская Федерация, исполнительное производство, суд, пристав, закон, понятие, формы надзора.
Keywords: legislation, procedural forms, supervision, Russian Federation, enforcement proceedings, court, bailiff, law, concept, forms of supervision.
В современном мире каждый участник работы и производства в разрезе своей деятельности сталкивается с различными законодательными проблемами, бывает, что впоследствии эти проблемы выявляют споры по законодательным вопросам. В среднестатистическом случае встречаются ситуации о неверной трактовке и понятии самой проблемы дела и производства, что в следствии может за собой влечь неэффективное решение, а куда хуже предъявления штрафов, требований и налогов на невиновную сторону. Деятельность и заключение судебных приставов в процессе выявления неверных положений замечается в том, что происходит неправильная трактовка понятий и приводит к неэффективному итогу исполнительного производства. Любой ученый должен знать, что производство и деятельность складывается на основе скелета из азов, понятий, и их форм. В данном случае понятие и нормы надзора в исполнительном производстве помогут увидеть закономерность и влияние на законодательном и действующем в нем уровне.
В научной литературе существует огромный ряд понятий от различных авторов и классификаций их видов и форм в процессуальном производстве надзора. Так, согласно различным электронным источникам сформировали общее понятие самого надзора, само данное понятие заключается в деятельности, которая осуществляет постоянное наблюдение и проверку действий объекта на соответствие предъявляемым к нему требований. В
1837
кратком изложении и изучении понятия надзора можно отметить особый момент, что он всегда осуществляется извне по отношению к различным объектам иных систем, а также помимо исполнения закона и его предписаний, он охватывает все разнообразные виды и формы реализации права, такие как соблюдений закона, в ином значении - запреты.
Говоря о специфичности понятия надзора можно выделить две основные процессуальные формы, которыми выступают судебный и прокурорский надзор.
Судебный надзор выступает как надзор, в рамках которого происходит совершение определенных процессуальных действий при наличии санкции суда, что также в себя включает обязанность суда рассматривать жалобы на действия пристава - исполнителя и его иски, вытекающие из отношений по принудительному исполнению.
Следует принять в аргументированное внимание высказывание, где сказано, что во взаимоотношениях судебных приставов-исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие определенных законом государственных органов и должностных лиц. В роли государственных органов в процессе данной трактовки можно поставить суды, а лица должностные и исполняющие выступают приставы. Данное отношение между сторонами направленно на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций [6].
В роли судебного надзора есть три основных направления: первое - это принятие судом определений, оказывающих определенное влияние на исполнительное производство [2]; второе - рассмотрение жалоб на действия или бездействие судебного пристава - исполнителя [3]; третье - рассмотрение исковых заявлений по вопросам исполнительного производства.
В роли прокурорского надзора согласно Федеральному Закону «О судебных приставах» статье 19 пункта 4 за исполнением законов при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих
1838
функций осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры [4]. При всем этом, понимая значение и обязанности прокурора согласно ФЗ «о прокуратуре РФ» заключаются в осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполнением иных различных функций [5].
Как показывает практика в осуществлении деятельности прокурорского надзора, в основном нарушения допускаются судебными приставами-исполнителями практически на каждой стадии исполнительного производства. Что показывает наглядно анализ статистических данных за 7 месяцев 2019 г. В данном анализе мы можем наблюдать, что на одного судебного пристава-исполнителя приходилось свыше (2497) две тысячи четыреста девяносто семь исполнительных производств в месяц [7]. Существуют обычно несколько основных стадий в исполнительном производстве: возбуждение самого этого исполнительного производства; подготовка к его принудительному исполнению; конечно, само принудительное исполнение; распределение взысканных сумм в процессе этого исполнения и завершение исполнительного производства. Чаще всего прокурорское реагирование заключается во внесении представления об устранении нарушений закона в деле и принесении протеста на противоречащий определённый в законе ему правовой акт. Приведем пример, прокурорский протест может быть принесен на любое незаконное с его понятия действие, и с его точки зрения процессуальное какое либо решение судебного пристава-исполнителя. Такие решения в основном бывают связанные с вопросами: о возбуждении исполнительного производства, о наложении ареста на имущество должника, об обращении взыскания на денежные средства должника, о взыскании исполнительского сбора, о временном ограничении выезда должника за пределы России, о приостановлении, окончании либо прекращении исполнительного
1839
производства и тд. Следует отметить, что согласно ФЗ «об исполнительном производстве» статьи 48 в лицах, участвующих в исполнительном производстве отсутствует графа о прокуроре. Что в следствии, по нашему мнению, выявляет необходимость участия прокурора в исполнительном производстве, а такового не наблюдается [3,9]. Все это обосновывается исходя из того, что прокурор может предъявлять иски: для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты, в данном случае могут выступать следующие лица: дети, престарелые, физически немощные и остальные не имеющие на самостоятельную защиту личности; для защиты государственных и общественных интересов, например выступать представителем государственных интересов. Следовательно, у прокурора должна быть возможность и права в возбуждении исполнительного производства по таким сложным и неопределённым делам. Из всего выше сказанного уже сразу на мысли выявляется видимый особый правовой пробел о форме участия прокурора в исполнительном производстве и о его процессуальных полномочиях, а также наличие его прав и обязанностей. В случае внесения правового участия у прокурора могли бы быть полномочия в участии в исполнительном производстве в двух формах: в форме возбуждения исполнительного производства и в форме вступления в исполнительное производство. Причем такие две формы уже законодательно предусмотрены ГПК РСФСР [2]. При участии в данных форматах производства выявится также необходимость участия прокурора как взыскателя, что обосновывается такое требование и необходимость в защите интересов государства, общественности и граждан.
Помимо прочего следует понимать, что исполнительное производство очень специфичная и многогранная тема и в ней просто необходимы доработки в плане отдельных методических указаний, постановлений, законодательных аспектов и рекомендаций. Содержание таких указаний и рекомендация должны охватывать специфику, приемы и методы,
1840
применяемые прокурорами в надзоре чтобы в последствии полноценного и качественно выявлять различные нарушения в отдельных законодательных аспектах и направлениях деятельности и работы судебных приставов-исполнителей в исполнительном производстве [8].
В основных преимуществах прокурорского надзора можно отметить, что он трактует мысль о необходимости обращения внимание на все нормативные правовые основы [10].
В заключении анализа надзора хотелось бы отметить что данные две формы надзора это особо важные процессуальные гарантии охраны прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Если смотреть, как в данном видении нами темы статьи объединить суд и прокуратуру, то данная сфера надзора в организации своей деятельности будет составлять эффективный баланс и самостоятельную систему не только в надзоре за действиями судебного пристава-исполнителя, но и будет возможность проводить эффективную работу законности во многих других сферах деятельности и правовых отношений.
Литература
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022);
3. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция);
4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 01.05.2019);
1841
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
6. Настольная книга судебного пристава: Справочно - методическое пособие / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2000. С. 58;
7. Статистический отчет управления ФССП России по Иркутской области по форме N 1-1 "Основные показатели работы судебных приставов-исполнителей ФССП России" за 7 месяцев 2019 г.
8. Статья на тему: Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве.// Д.Л. КАБАТОВ, Б.А. ТУГУТОВ; Электронный ресурс: [http://www.consultant.ru/]
9. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202 - 1.
References
1. "Civil Code of the Russian Federation (Part Two)" dated 01/26/1996 N 14-FZ (as amended on 07/01/2021, as amended on 07/08/2021) (as amended and supplemented, effective from 01/01/2021) .2022);
2. "Civil Procedure Code of the Russian Federation" dated November 14, 2002 N 138-FZ (as amended on December 30, 2021, as amended on March 10, 2022) (as amended and supplemented, effective from February 1, 2022) ;
3. Federal Law "On Enforcement Proceedings" dated 02.10.2007 N 229-FZ (last edition);
4. Federal Law of July 21, 1997 No. 118-FZ "On bailiffs" (as amended on May 1, 2019);
5. Federal Law No. 2202-1 of January 17, 1992 (as amended on July 1, 2021) "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from September 1, 2021);
6. Desk book of the bailiff: Reference - methodological manual / Responsible. ed. prof. V.V. Yarkov. M., 2000. S. 58;
1842
7. Statistical report of the Department of the Federal Bailiff Service of Russia for the Irkutsk Region in the form N 1-1 "Key indicators of the work of bailiffs-executors of the Federal Bailiff Service of Russia" for 7 months of 2019
8. Article on the topic: Features of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on enforcement proceedings.// D.L. Kabatov, B.A. TUGUTOV; Electronic resource: [http://www.consultant.ru/]
9. On the Prosecutor's Office of the Russian Federation: Federal Law of 17.01.1992 No. 2202-1.
© Кучукян М.Д, Мосиенко Т.А., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.
Для цитирования Кучукян М.Д, Мосиенко Т.А. ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЗДОРА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №3/2022.
1843