Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ'

ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1562
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТА ВЫБОРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афиногенов Олег Сергеевич

В предлагаемой статье говорится о том, как можно организовать и спроектировать образовательный процесс в основной школе. Рассмотрены такие понятия как «планирование», «проектирование» и «конкретные учебные ситуации». Дается теоретический анализ данного феномена. Раскрываются исторические аспекты появления понятия проектирование в педагогике, выделяются основные его этапы. Показана связь двух понятий, а также понимание педагогического проектирования как ведущей технологии социального воспитания обучающихся, как одной из сторон, непосредственно связанной с конкретными учебными ситуациями. Также в статье охарактеризованы трудности, которые испытывают учителя в процессе формирования конкретных учебных ситуаций, организации взаимодействия детей и родителей, в процессе становления ученика как субъекта проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афиногенов Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DESIGN IN PEDAGOGY: CONTENT, STRUCTURE, TYPES

The submitted article describes how to organize and design the educational process in primary school. Such concepts as planning, design and specific learning situations are considered. The theoretical analysis of this phenomenon is given. The article reveals the historical aspects of the emergence of the concept of design in pedagogy, highlights its main stages. The connection between the two concepts, as well as the understanding of pedagogical design as a leading technology of social education of students, as one of the parties directly related to specific educational situations. The article also describes the difficulties experienced by teachers in the process of formation of specific educational situations, the organization of interaction between children and parents, in the process of formation of the student as a subject of design.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ»

УДК 37

АФИНОГЕНОВ Олег Сергеевич Oleg Sergeevich AFINOGENOV

«Кубанский государственный университет» Kuban state University

г. Краснодар, Россия Krasnodar, Russia

ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ THE CONCEPT OF DESIGN IN PEDAGOGY:

В ПЕДАГОГИКЕ: CONTENT, STRUCTURE, TYPES

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

В предлагаемой статье говорится о том, как мож- The submitted article describes how to organize

но организовать и спроектировать образователь- and design the educational process in primary

ный процесс в основной школе. Рассмотрены та- school. Such concepts as planning, design and

кие понятия как «планирование», «проектирова- specific learning situations are considered. The

ние» и «конкретные учебные ситуации». Дается theoretical analysis of this phenomenon is given.

теоретический анализ данного феномена. Рас- The article reveals the historical aspects of the

крываются исторические аспекты появления по- emergence of the concept of design in pedagogy,

нятия проектирование в педагогике, выделяются highlights its main stages. The connection be-

основные его этапы. Показана связь двух понятий, tween the two concepts, as well as the under-

а также понимание педагогического проектиро- standing of pedagogical design as a leading tech-

вания как ведущей технологии социального вос- nology of social education of students, as one of

питания обучающихся, как одной из сторон, непо- the parties directly related to specific educational

средственно связанной с конкретными учебными situations. The article also describes the difficul-

ситуациями. Также в статье охарактеризованы ties experienced by teachers in the process of

трудности, которые испытывают учителя в про- formation of specific educational situations, the

цессе формирования конкретных учебных сшуа- organization of interaction between children and

ций, организации взаимодействия детей и роди- parents, in the process of formation of the student

телей, в процессе становления ученика как субъ- as a subject of design. екта проектирования.

Ключевые слова: субъекта выбора; проектиро- Keywords: subject of choice; design of educational

вание учебного процесса; социально- process; socio-pedagogical design; educational situ-

педагогическое проектирование; учебные ситу- ations; activities of students, teachers and parents ации; деятельность учащихся, педагогов и родителей

Для цитирования: Афиногенов О. С. Понятие For citation: Afinogenov O.S. The concept of design

проектирования в педагогике: содержание, in pedagogy: content, structure, types. Pedagogy

структура, виды. Педагогика: вчера, сегодня, yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. no. 2.

завтра. 2018. Том. 1. № 2. с. 45-48. Pp. 45-48. (in Russ)

В связи с усилением внимания к личности учащегося и личностно-ориентированному образованию одной из ведущих тенденций современности становится потребность в создании условий для саморазвития и самореализации. Значимым компонентом обеспечения необходимых условий служит ориентация педагогов на развитие учащихся в условиях осуществления конкретных учебных ситуаций. По мнению В.К. Игнатовича и Л.В. Иванченко, это позволяет сформировать интегративные характеристики ученика как субъекта выбора индивидуальной образовательной, а если сказать шире, то жизненной траектории, которые относятся, как отмечают авторы, «не к тому, что он должен выбрать, а к способности очерчивать для себя поле возможных выборов и осуществлять на нем свое самоопределение и наиболее успешно решать поставленные задачи, - «задачи на смысл» (А.Н. Леонтьев), которые имеют свое специфическое выражение в каждом проживаемом возрасте. Таким потенциалом обладает лишь некоторый круг проектных задач, содержащих в себе достаточно «горячую» для ученика личностную проблематику» [6].

В ходе организации образовательного процесса в основной школе часто возникают барьеры, которые обусловлены, с одной стороны, отсутствием интереса к учению со сто-

роны учащихся. С другой стороны, трудностями, которые испытывают учителя в процессе формирования конкретных учебных ситуаций, а также при проведении урока. Это приводит к тому, что ученик не видит смысла в учебе. Исходя из этого, можно сказать о том, что педагогам необходимы знания о проектировании конкретных учебных ситуаций для совершенствования своих действий в ходе проведения урока. Образовательный процесс в основной школе можно организовать и спроектировать. Для этого в учебном процессе необходимо найти место для каждой учебной задачи, надо уметь правильно и вовремя ее реализовать. В вязи с этим необходимо изучать как формы протекания конкретных учебных ситуаций, так и процесс их проектирования в ходе организации образовательного процесса в основной школе.

Проблема изучения учебных ситуаций стоит на стыке изучения их такими науками, как педагогика и психология. Исследователей интересовали вопросы, связанные с изучением сущности учебной ситуации (Н.В. Бордовская, И.А. Зимняя, А.А. Реан), учебные ситуации как методы инициации смыслообразования в учебном процессе (С.Г. Агапова, В.С. Безрукова). Однако, в педагогике, по-прежнему имеется большой спектр проблем связанных с организацией процесса образования. И хотя есть теоретические предпосылки, и существует практический опыт организации учебного процесса, крайне мало исследований, связанных с выявлением особенностей проектирования учебных ситуаций в образовательном процессе основной школы.

Практика организации образовательного процесса в основной школе и недостаточная готовность к их восприятию, необходимость выявления педагогических условий для формирования учащихся ставит перед педагогикой целый ряд проблем. В этом плане достаточно перспективным выступает теоретическое и экспериментальное исследование проектирования конкретных учебных ситуаций при организации образовательного процесса в основной школе.

С термином «проектирование» тесно связано педагогическое проектирование. Оно выступает как предварительная разработка основных шагов предстоящей деятельности учащихся, педагогов и родителей. Данный термин заимствован педагогикой из технической области знания, где он означает создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано.

Развитие педагогического знания, появление разнообразных методов, средств, форм педагогической деятельности сделало ее избыточно сложной. Именно в этой связи педагогика вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации. По мнению Л.М. Горбунова деятели этого направления убеждены в том, что на смену аморфности в вопросах регулирования поведения должна прийти эффективная педагогическая техника [3, с. 183].

В начале 70-х гг. прошлого столетия ученые стали более широко трактовать статус педагогики. На их взгляд, она представляет собой область деятельности, в которой совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания, во-вторых, функция создания (проектирования) систем обучения и воспитания [8].

В отечественной науке важное место в своих работах изучению проектирования отвел ученый В.П. Беспалько. Он определил проектирование как такое понятие, когда стоит задача конструирования сложных объектов. По его мнению, проектирование имеет строго отработанный алгоритм творческого процесса созидания, который широко применяется в человеческой практике [2, с. 411]. Таким образом, В.П. Беспалько символизировал признание проектирования как самостоятельного вида педагогической деятельности. Ученый разделил понятия «планирование» и «проектирование». По его словам, их отличие состоит в том, что проект обладает свойством однозначной воспроизводимости как процесса, так и его качества [там же, с. 395]. Каждый этап процесса проектирования осуществляется по определенному алгоритму, целесообразность которого заранее просчитывается.

В.П. Беспалько выделил пять этапов проектирования [там же, с. 412]:

1. Обсуждение цели создания проекта, т.е. возможно более четкий ответ на вопрос: Для чего создается данный объект?

Это большой вопрос, который подразумевает следующие подвопросы: Какова необходимость создания данного объекта, чем данный объект будет отличаться от уже существующих? Что нового будет внесено созданием этого объекта в науку и практику?

2. Создание предварительного эскиза объекта, определяющего в наиболее общих чертах его будущие характеристики. Это так называемый эскизный проект будущего объекта. Он может быть представлен в виде словесного описания, схемы, плана, чертежа или объемной модели, выполненной из легко обрабатываемых материалов.

3. Создание общего проекта данного объекта и выделение его составных частей. Здесь снова повторяются приведенные на первом этапе вопросы, но уже обращенные к составным частям объекта. Основным принципом работы на этом этапе является достижение тех же целей, но наиболее экономными средствами.

4. Детальная проработка проекта во всех его аспектах.

5. Оформление проекта и его качественное воплощение.

Ученый В. Дукельский увидел сущность проекта в том, что он всегда состоит из взаимосвязанных элементов и должен быть выстроен определенным образом [4, с. 57].

Г.Л. Копотева отмечает, что проект - это работа, которая направлена на решение какой-либо конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата [7, с. 5].

В современной трактовке слово «проектирование» означает процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния. В основе любого проекта лежит проблема. Как отмечает В. Дукельский, проблема - основа всякого проекта. А верно осознанная проблема - это правильно избранный путь [5, с. 58].

Обращение к словарным источникам показывает, что слово проектирование часто отождествляется с другим словом планирование, которое имеет несколько значений: заранее намеченный порядок, последовательность осуществления каких-либо мероприятий; замысел, проект, основные черты какой-либо работы; способ рассмотрения, подходы к чему-либо.

Проектирование в образовании имеет свою специфику. Необходимо, чтобы выстраивались связи с другими видами социальных практик, создавались общественные коалиции, ориентированные на цели образования, выявлялись принципиально новые образовательные ресурсы, формулировались общественно значимая образовательная политика, бралась ответственность за социальные последствия реализуемых инициатив. Возникает противоречие между необходимостью реализации проектного подхода в развитии образования и недостаточной проработанностью в педагогике исходных концептуальных основ и моделей проектирования.

Решение теоретических проблем проектирования в практике современного образования требует спецификации данного подхода, которое можно обозначить как социально-педагогическое. Социальное по своим последствиям (изменения в общественной жизни), педагогическое - по области применения (сфера образования). Сегодня социально-педагогическое проектирование осуществляется на различных уровнях системы образования.

Н.В. Белобородов замечает, что социально-педагогическое проектирование понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся, главный педагогический смысл которой - создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуации выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта [1, с. 19].

В свою очередь Д.В. Хорев констатирует тот факт, что в самом общем виде социальный проект представляет собой такое действие, которое локализовано по месту, времени и ресурсам и ориентировано на достижение социально значимой цели [9, с. 27].

Таким образом, рассмотрев проектирование учебного процесса и социально-педагогическое проектирование как его разновидность, для нас большой интерес представляет изучение педагогического проектирования как одной из его сторон, непосредственно связанной с конкретными учебными ситуациями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. № 1. 2011.

2. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. М., 2008.

3. Горбунов Л.М. Практическая педагогика. М., 2013.

4. Дукельский В. О проектах, важнейших принципах проектных технологий и о необычных пособиях. // Технология. № 10. 2013.

5. Игнатович В.К., Бугакова М.В. Формирование гражданской компетентности школьников в условиях инновационного образования (на материале инновационной деятельности педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 24» г. Краснодара): учебно-методическое пособие. Краснодар: КубГУ, 2014. 58 с.

6. Игнатович В.К., Иванченко Л.В. Личностные образовательные результаты: сущность и подходы к оцениванию. // Образование и наука в современных условиях. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».

7. Копотева Г.Л. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. Волгоград, 2014.

8. Проектирование в образовании: сущность, подходы, особенности. URL:http://www.superinf.ru/view_helpstud.php&did=2232.

9. Хореев Д.В. Социальный проект в учреждении дополнительного образования // Воспитание школьников. № 3. 2014.

REFERENCES

1. Beloborodov N.V. Technology of social creativity of students. Public education. No. 1. 2011.

2. Bespalko V.P. Natural-Shaped pedagogy. M., 2008.

3. Gorbunov L.M. Practical pedagogy. M., 2013.

4. Dukel'skii V. On projects, the most important principles of design technologies and unusual manuals. Technology. No. 10. 2013.

5. Ignatovich V.K., Bugakova M.V. Formation of civil competence of school students in the conditions of innovative education (on the material of innovative activity of pedagogical collective of MBOU «school No. 24» of Krasnodar): educational and methodical manual. Krasnodar: Kuban State University, 2014. 58 p.

6. Ignatovich V.K., Ivanchenko L.V. Personal educational results: essence and approaches to evaluation. Education and science in modern conditions. Center for scientific cooperation «Interactive plus».

7. Kopoteva G.L. Didactics of self-confidence: designing a lesson that implements the requirements of the GEF. Basic general education. Volgograd, 2014.

8. Design in education: essence, approaches, features. Available at: URL:http://www.superinf.EN/view_helpstud.php & did=2232 .

9. Khorev D.V. Social project in the institution of additional education. Education of schoolchildren. No. 3. 2014.

Информация об авторе:

Афиногенов Олег Сергеевич, магистр педагогики «Кубанский государственный университет», учитель МБОУ «СОШ № 24» г. Краснодар, Россия

Получена: 30.11.2018

Information about the author:

Afinogenov Oleg Sergeevich, Master of Pedagogy, Kuban State University, Teacher at School № 24 Krasnodar, Russia

Received: 30.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.