Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

10894
1408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / PEDAGOGICAL DESIGN / PEDAGOGICAL SYSTEMS / PEDAGOGICAL PROCESS / PEDAGOGICAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афиногенов Олег Сергеевич

В статье с разных сторон рассмотрено понятие «педагогическое проектирование». Даются ответы на вопросы: что же оно представляет собой; какова его сущность и содержание? Охарактеризованы объекты педагогического проектирования, обозначены его основные принципы, выделены наиболее значимые условия организации процесса проектирования. Также в статье подробно описаны три этапа проектирования педагогического процесса: моделирование, проектирование и конструирование. Выделены основные уровни исследовательской работы учащихся при проектировании учебного процесса. Показано, что может быть объектами педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Дано определение формам педагогического проектирования, определение концепции как одной из форм проектирования, показано назначение этой концепции. Описаны формы проектирования урока: план, конспект и методическая разработка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афиногенов Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN AND ITS FEATURES

The article deals with the concept of «pedagogical design» from different sides. It gives answers to the questions: what is it, and what is its essence and content? The objects of pedagogical design are characterized, its basic principles are given, the most significant conditions of the organization of process of design are highlighted. This article also describes in detail the three stages of the pedagogical process design: modeling, design and construction. The main levels of research work of students in the design of the educational process are stressed. This article shows what can be an object for pedagogical design: pedagogical systems, pedagogical process, pedagogical situations. It gives the definition for forms of pedagogical design, for concept as one of design forms, shows the function of that concept. It describes forms of a lesson design: plan, notes and teacher handbooks.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

УДК 37

Афиногенов Олег Сергеевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Аннотация. В статье с разных сторон рассмотрено понятие «педагогическое проектирование». Даются ответы на вопросы: что же оно представляет собой; какова его сущность и содержание? Охарактеризованы объекты педагогического проектирования, обозначены его основные принципы, выделены наиболее значимые условия организации процесса проектирования. Также в статье подробно описаны три этапа проектирования педагогического процесса: моделирование, проектирование и конструирование. Выделены основные уровни исследовательской работы учащихся при проектировании учебного процесса. Показано, что может быть объектами педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Дано определение формам педагогического проектирования, определение концепции как одной из форм проектирования, показано назначение этой концепции. Описаны формы проектирования урока: план, конспект и методическая разработка.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации

Для цитирования: Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. № 1. С. 04-15.

Oleg S. Afinogenov

Kuban state University Krasnodar, Russia

PEDAGOGICAL DESIGN AND ITS FEATURES

Abstract. The article deals with the concept of «pedagogical design» from different sides. It gives answers to the questions: what is it, and what is its essence and content? The objects of pedagogical design are characterized, its basic principles are given, the most significant conditions of the organization of process of design are highlighted. This article also describes in detail the three stages of the pedagogical process design: modeling, design and construction. The main levels of research work of students in the design of the educational process are stressed. This article shows what can be an object for pedagogical design: pedagogical systems, pedagogical process, pedagogical situations. It gives the definition for forms of pedagogical design, for concept as one of design forms, shows the function of that concept. It describes forms of a lesson design: plan, notes and teacher handbooks.

Keywords: pedagogical design, pedagogical systems, pedagogical process, pedagogical situations

For citation: Afinogenov O.S. Pedagogical design and its features. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. no. 1. PP. 04-15. (in Russ, abstract in Eng.)

Особое место в организации учебного процесса в основной школе занимает педагогическое проектирование (далее - ПП). Л.Д. Столяренко определила ПП как предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, иногда и родителей. ПП, по сути, заключается в том, что создается предположительный вариант предстоящей деятельности [1, с. 291].

По мнению М.В. Булановой-Топорковой, ПП выступает такой же главной функцией любого педагога, как и организаторская, и гностическая - поиск содер-

жания, методов и средств взаимодействия с учащимися (или коммуникативная) [2].

Обладать способом ПП означает уметь варьировать предстоящую деятельность и прогнозировать ее результаты. ПП - это начальный этап, необходимый в организации педагогического процесса. Основные детали предстоящего взаимодействия педагогов и учащихся разрабатываются предварительно. ПП предполагает педагогический проект как его собственный продукт и является идеальным (не материализованным) объектом [3].

Объектами ПП могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическая система как объект проектирования выступает в форме взаимодействия различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Классифицируя элементы педагогической системы, А.М. Новиков выделяет цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения [4].

Возникновение педагогической системы, по Т.А. Писаревой, происходит тогда, когда проявляется необходимость воспитания, образования и обучения каких-либо групп людей [5].

Педагогический процесс включает следующие этапы:

1) поэтапное выстраивание учебного процесса;

2) структуру, связи, методологические основания, компонентный состав процесса обучения;

3) цели, задачи, содержание обучения, формы педагогического взаимодействия, этапы и функции управленческой деятельности;

4) систему показателей и критериев достижения цели;

5) инструментальные механизмы организации обучения, основу которых составляют модель и поэтапная технология, подробно описывающие организацию обучения с обоснованием принципов обучения, педагогических условий организации обучения, принципов управления и видов контроля;

6) принципы человеческих приоритетов, диагностического целеполагания, саморазвития, продуктивности, системности;

7) отражение социально-образовательных ориентиров профессиональной подготовки в школе или в вузе.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.

Основные принципы педагогического проектирования включают:

1) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций - является главным. В соответствии с этим И.А. Колесникова заметила, что в определенный момент развития общественного сознания люди получили возможность целенаправленно работать над развитием своей способности к проектированию [6, с. 34].

А.Б. Тишко отмечает, что принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным и предполагает:

- подчинение проектируемых педсистем, процессов, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников;

- ненавязывание учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умение отступить, заменить их другими;

- отказ от жесткого и детального проектирования, возможность для импровизации;

Он пишет о необходимо ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, которые возникают под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации [7].

2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

С.С. Ермолаева добавила следующие принципы реализации педагогического проектирования:

1) принцип диагностического целеполагания, позволяющий в процессе проектирования организовывать образовательный процесс как предсказуемое, достоверное и целенаправленное взаимодействие субъектов образования;

2) принцип поэтапности, предполагающий последовательность действий;

3) принцип продуктивности, предполагающий получение значимого результата;

4) принцип системности, который, по мнению С.С. Ермолаевой, означает рассмотрение образовательного процесса как целостной системы [8].

Определив принципы, можно определить условия осуществления педагогического проектирования. Среди наиболее значимых условий организации процесса проектирования выделяются следующие:

1) наличие положительной мотивации преподавателя;

2) наличие проектировочной компетенции педагога;

3) создание среды для осуществления проектирования;

4) мониторинг проектировочной деятельности.

К условиям, определяющим успешность процесса педагогического проектирования можно отнести:

1) педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса;

2) учёт особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации;

3) включённость основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта.

В педагогическом проектировании учитывается работа педагога с семьей ребенка. По мнению С.В. Хайкиной, основой такого проектирования является педагогическая поддержка построения (оптимизации) позитивных межличностных взаимоотношений в двух диадах: «педагоги - родители» и «ребенок - родители»; также учет всех возрастных функциональных (психофизиологических) и индивидуальных психологических возможностей ребенка [9, с. 35].

Проектирование педагогического процесса состоит из трех этапов:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое моделирование, по Л.М. Горбунову, выступает как разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Он выделяет описательные, графические или гипотетические модели [10]. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования. Педагогическое моделирование начинается с цели. В качестве цели мо-

жет быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

При этом проектная деятельность, по мнению Т.А. Челноковой, строится на основе уже имеющегося состояния системы, на прогнозе желаемых результатов и одновременно процессов для реализации задуманного в придании системе нового облика [11].

Несколько иначе на процесс моделирования смотрит Т.В. Минькович. По мнению исследователя, моделирование является частью педагогической деятельности учителя. Целью же педагогической деятельности является рефлексия и методическое обеспечение процесса обучения. Предметом выступает методическая система обучения, а результатом - модель (описание) состоявшегося или предстоящего процесса обучения [12, с. 42].

Модель как конкретную организационную систему рассмотрела Е.Б. Евладова, которая полагает, что она должна обеспечить существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализацию определенных норм педагогической деятельности, а главное - взаимоотношения между учащимися и учителями [13, с 15].

Педагог Е.А. Камышанова, участвовавшая в организации модели «школа добра, радости и успеха» пишет, что в основу модели школы положены понятия «добро», «радость», «успех». Навыки общения формируются у учащихся в Академии сотрудничества, занятия в которой помогают сформироваться социальной компетентности учащихся [14, с. 23].

Ценностно-смысловое моделирование преподавателем предметов художественного цикла И.Г. Чугаева определила как воспроизведение «ситуации встречи» автора художественного произведения и ученика (интерпретатора), вызывающее саморефлексию, связанную с процессом понимания, с переживанием сопричастности и открытости истине этого произведения [15, с 39].

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

В.С. Безрукова, рассматривая этап проектирования, пишет, что практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до того уровня, когда ее необходимо использовать для преобразования педагогической действительности. [16, с. 100]. Поскольку модель в педагогике составляется мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится своеобразным механизмом, который преобразует учебно-воспитательный процесс и среду. Таким образом, теоретически можно отметить, что любой педагогический проект есть модель, хотя не всякая модель может быть проектом.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта. Она приближает проект до состояния использования его в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Конструирование детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Для понимания специфики конструирования процесса обучения важно обратиться к проблеме логики учебного процесса, впервые обоснованной М.А. Даниловым. Он предлагает рассматривать ее в трех аспектах: во-первых, как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; во-вторых, как логику процесса обучения, ограниченную определенной темой; в-третьих, как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения [17].

В педагогической системе осуществляется проверка выполнения установленных требований к педагогическому сценарию учебного занятия. Если сценарий удовлетворяет установленным требованиям, то он внедряется в образовательный процесс конкретного образовательного учреждения. В противном случае сценарий дорабатывается педагогом, затем его требования уточняются и детализируются. Такой подход к созданию педагогического сценария учебного занятия позволяет оперативно вносить изменения в его составные части.

Ю.А. Бурдельная замечает, что при определении субъектов мониторинга необходимо ориентироваться на то, что сбор информации, ее обработка и распространение должны быть сконцентрированы на уровне иерархии управления, где для этого есть соответствующая информация. Это позволяет связать информацию мониторинга с планом внутришкольного контроля и обеспечить эффективность управления реализацией педагогического процесса [18, с. 88].

Завершается этап конструирования спроектированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. По мнению М.К. Мурадова, план как сам процесс определяется конкретной системой. В педагогической практике применяются различные планы - руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия [19].

Н.О. Яковлева пишет, что процедура проектирования считается эффективной, если, во-первых, она не потребовала дополнительных ресурсов; во-вторых, в итоге создан работоспособный проект; в-третьих, есть потенциальные возможности для снижения затрат по его эксплуатации без ущерба качеству работы [20].

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе. А.М. Новиков замечает: Проектирование на концептуальной стадии начинается с этапа выявления противоречия: что мешает в практике воспитания, обучения, развития достичь высоких результатов? [4]. Детальный анализ наличной ситуации позволяет, как правило, выявить целый клубок, комплекс противоречий. Среди них надо выделить основное, главное звено. Оно и составляет проблемную ситуацию, т.е. такую ситуацию, когда неудовлетворительное состояние дел уже осознано, но пока неясно, что следует сделать для его изменения.

Формы проектирования урока: план, конспект или методическая разработка.

План - это документ, в котором даётся перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его педагогической структуры. В плане фиксируются цель и задачи урока, его тип, а также реализуемые на уроке принципы и выбранные методы. Основное место занимает перечень этапов урока и обозначение ведущей деятельности педагога и учащихся [21].

Конспект урока - подробное проектирование урока. В нем не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно излагаются содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность педагога и учащихся.

Методическая разработка - это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. В ней есть план или конспект урока. Объяснение многих позиций, методическое обеспечение данного урока (или серии уроков).

В работе выделены следующие уровни исследовательской работы учащихся при проектировании учебного процесса:

1) исследовательская деятельность в виде отдельных ее элементов организуется на уроке, формируются основные исследовательские умения, которых требуют образовательные стандарты;

2) второй уровень включает развитие этих умений во внеурочных формах работы (факультативы, кружки, мастерские и т.д.). По мнению исследователя, специфика внеурочных форм занятий позволяет учителю предоставить учащимся большую самостоятельность [22, с. 53];

3) индивидуальные учебно-исследовательские проекты.

Чтобы определить, каким образом связано педагогическое проектирование с конкретной учебной ситуацией, надо рассмотреть специфику образовательного процесса в основной школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д., 2003.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. ISBN 5-222-02284-6

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 2000. — 336 с.

4. Новиков А.М. Основания педагогики. Пособие для авторов. М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. - 208 с.

5. Писарева Т.А. Общие основы педагогики. URL:https://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki-konspekt-lektsiy

6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

7. Практическая педагогика. Материалы к занятиям // сост. и общ. ред. А.Б. Тишко. Ярославль, 2008.

8. Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование: структура, функции и принципы.

http://www.rusnauka.com/17_AND_2011/Pedagogica/2_89590.doc.htm

9. Хайкина С.В. Организационные основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи // Педагогика. 2012. No 4. С. 34-37, https://elibrary.ru/item.asp?id=17804764

10. Горбунов Л.М. Практическая педагогика. Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2012. https://studfiles.net/preview/3821326/

11. Челнокова Т.А. Педагогическое проектирование профессионального развития личности на этапе школьного обучения. Ульяновск. 2012. 391 с. URL:http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-professionalnogo-razvitiya-lichnosti-na-etape-shkolnogo-obuch#ixzz2rNvFacX3

12. Минькович Т.В. Моделирование как универсальный способ деятельности // Педагогика. 2013. No 10. С 34-42. https://elibrary.ru/item.asp?id=21153634

13. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. 2012. No 3. С. 15-21. https://elibrary.ru/item.asp?id=17668625

14. Камышанова Е.А. «Школа добра, радости и успеха» - модель позитивной социализации обучающихся // Воспитание школьников. 2012. No 4. С. 2227. https://elibrary.ru/item.asp?id=17668626

15. Чугаева И.Г. Ценностно-смысловое моделирование как средство активизации самопонимания старшеклассников // Воспитание школьников. 2012. No 2. С. 37-42. /elibrary.ru/item.asp?id=17285387

16. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для инду-стриально-педагогов техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Данилов М.А. Проектирование педагогического сценария учебного занятия. URL:http://txtb.ru/88/18.html.

18. Бурдельная Ю.А. Руководитель и его заместители планируют и организуют мониторинг и контроль в соответствии с федеральным стандартом // Народное образование 2013. No 8. С 85-89. https://elibrary.ru/item.asp?id=20348381

19. Мурадов М.К. Общая педагогика. Электронный учебник по педагогике. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова / М.К. Мурадов. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did_1

20. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=119 2629613&archive=1196815384&start from=&ucat=&

21. Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., Педа-гогика1983. С 42-67.

22. Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла. Нижний Новгород. 2014 . 219 с..

REFERENCES

1. Stolyarenko L. D. Pedagogy. Rostov n/D, 2003.

2. Bulanova-Toporkova M. V. Pedagogy and psychology of higher school. . Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. ISBN 5-222-02284-6

3. Galperin P. Y. Introduction to psychology. M., 2000. 336 p.

4. Novikov A. M. the Foundation of the pedagogy. Manual for authors. М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. - 208 с.

5. Pisareva, T. A. General principles of pedagogy. Available at: URL:https://libsib.EN/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki-konspekt-lektsiy

6. Kolesnikova I. A. Pedagogical design. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

7. Practical pedagogy. Materials for classes. comp. and Ls. ed. B. A. Tishko. Yaroslavl, 2008.

8. Ermolaeva S. S. Pedagogical design: structure, functions and principles. Available at:

http://www.rusnauka.com/17_AND_2011/Pedagogica/2_89590.doc.htm

9. Khaykina S. V. Organizational bases of interaction educational institutions and families. Pedagogy. 2012. No. 4. PP. 34-37 https://elibrary.ru/item.asp?id=17804764

10. Gorbunov L. M. Practical pedagogy. Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2012. Available at: https://studfiles.net/preview/3821326/

11. Chelnokova T. A. Pedagogical design of professional personality development at the school stage. Ульяновск. 2012. 391 p. Available at: URL:http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-professionalnogo-razvitiya-lichnosti-na-etape-shkolnogo-obuch#ixzz2rNvFacX3

12. Minkovich T. V. Modeling as a universal method Activities. Pedagogy. 2013. No. 10. С 34-42. https://elibrary.ru/item.asp?id=21153634

13. Evladova E. B. Extracurricular activities: looking through the prism GEF. Education of schoolchildren. 2012. No. 3. P. 15-21. https://elibrary.ru/item.asp?id=17668625

14. Kamyshanov, A. E. "the School of kindness, joy and success" model positive socialization of students. Education of students. 2012. No. 4. P. 22-27.

https://elibrary.ru/item.asp?id=17668626

15. Chugaeva I. G. Value-semantic modeling as a means activation of self-understanding of high school students. Education of students. 2012. No. 2. PP. 37-42. /elibrary.ru/item.asp?id=17285387

16. Bezrukova V. S. Pedagogy. Projective pedagogy: textbook for industrial-teacher. technical schools and engineering students-teaching specialties. Ekaterinburg, 2001.

17. Danilov M. A. Design of the pedagogical scenario of educational classes. Available at: URL:http://txtb.ru/88/18.html.

18. Burdelnaya Yu Director and his deputies plan and organize monitoring and control in accordance with the Federal standard. Public education 2013. No. 8. PP. 85-89. https://elibrary.ru/item.asp?id=20348381

19. Muradov M. K. General pedagogy. Electronic textbook on pedagogy. Kabardino-Balkar state University. H. M. Berbekova. M. K. Muradov. Available at: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did_1

20. Yakovleva N. Oh. Design as a pedagogical phenomenon. Available at: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192 629613&archive=1196815384&start_from=&ucat=&

21 Petrovsky V. K. the Principle of leading activity and the problem of personality-forming activities in the transition from childhood to adulthood. Psychological conditions and mechanisms of education of adolescents. М., Педагогика. 1983. PP. 42-67.

22. Lebedeva O. V., Grebenev I. V. Organization of research activities of students in the study of subjects of the natural science cycle. Nizhny Novgorod 2014. 219p.

Информация об авторе: Афиногенов Олег Сергеевич, магистр педагогики Кубанского государственного университета, учитель МБОУ «СОШ No 24» г. Краснодар, Россия

Поступила: 14.12.2018 После доработки: 23.01.2019 Принята к публикации: 10.02.2019

Information about the author: Oleg S. Afinogenov, Master of Pedagogy, Kuban State University, Teacher at School № 24 Krasnodar, Russia

The paper was submitted: 14.12.2018 Received after reworking: 23.01.2019 Accepted for publication: 10.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.