Научная статья на тему 'Понятие, признаки, классификация государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения'

Понятие, признаки, классификация государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
426
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные услуги / безопасность дорожного движения / ГИБДД / признаки государственных услуг / public services / traffic safety / traffic police / signs of public services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильина Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается понятие государственных услуг в соотношении с публичными и социальными; выделены признаки государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, формулируется авторское определение «государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения», определяются конкретные государственные услуги, оказываемые в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated the concept of public services in relation to public and social; marked signs of public services in the field of road safety, the author formulated the definition of «public services in the field of road safety», defines the specific public services rendered in the field of road safety.

Текст научной работы на тему «Понятие, признаки, классификация государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения»

131

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

совершения этого деяния, то совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по статье или части статьи, особо предусматривающей совершенное преступление» [1, с. 50].

Принципиальных возражений в отношении приведенного решения у нас не возникает. Одновременно следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, в нем излишне дублирование положения ч. 3 ст. 17 УК РФ об отсутствии совокупности преступлений. Это из контекста ясно и без упоминания.

Список литературы

1. Благов Е.В. Квалификация при совершении преступления. С. 50, 56-57.

2. Бюллетень Верховного Суда Российской

Федерации. 1999. № 3. С. 2-3.

3. Горелик А.С. Конкуренция уголовно-правовых

норм. С. 50.

4. Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовноправовых норм при квалификации преступлений. С. 93.

Bibliography

1. Blagov E.V. Kvalifikatsiya pri sovershenii prestupleni-ya. S. 50, 56-57.

2. Byulleten' Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii.

1999. № 3. S. 2-3.

3. Gorelik A.S. Konkurentsiya ugolovno-pravovykh

norm. S. 50.

4. Inogamova-Khegay L.V. Konkurentsiya ugolovno-pravovykh norm pri kvalifikatsii prestupleniy. S. 93.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ильина Татьяна Алексеевна

Магаданский филиал Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), преподаватель кафедры административного права и

процесса, г. Магадан

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается понятие государственных услуг в соотношении с публичными и социальными; выделены признаки государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, формулируется авторское определение «государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения», определяются конкретные государственные услуги, оказываемые в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

ABSTRACT:

This article is dedicated the concept of public services in relation to public and social; marked signs of public services in the field of road safety, the author formulated the definition of «public services in the field of road safety», defines the specific public services rendered in the field of road safety.

Ключевые слова: государственные услуги, безопасность дорожного движения, ГИБДД, признаки государственных услуг. Keywords: public services, traffic safety, traffic police, signs of public services.

Постановление Правительства Российской Федерации № 679 от 2005 года ввело понятие: «государственная услуга». Но сам термин «услуга» для законодательства не новый. Под услугой принято понимать действие, приносящее пользу, помощь другому [14, с. 110]. В Российской Федерации «услуга» определяется как: вид материальной деятельности; объект гражданских прав; минимальные государственные социальные стандарты; как действия по оказанию помощи клиенту социальной службы [11, с. 124].

«Государственные услуги», как понятие в России используется с момента начала административной реформы. Но в зарубежных странах данные услуги являются одна из основных форм взаимодействия государства и граждан. Нельзя рассматривать появление в России государственных услуг как копирование зарубежного опыта, на наш взгляд существуют гораздо более глубокие основания, сопряженные с изменением роли и задач государства, с утверждением новых ценностей и приоритетов.

Предоставление государственных услуг неразрывно связано с государственной службой. Вместе с термином «государственные услуги» в праве встречается и другой термин «публичные услуги». Нередко эти термины употребляются в одном и том же значении, неверно заменять одно понятие другим, так как они имеют различное

содержание, но и нельзя их рассматривать с разных сторон. Услуга может быть и государственной, и публичной. Государственной услуга, будет считаться исходя из субъекта, ее оказывающего (государственные органы). Органы местного самоуправления могут оказывать подобные услуги, но последние не будут являться государственными, учитывая статус органов их оказывающих. Государственная услуга, в первую очередь, характеризует субъекта, оказывающего услугу: это всегда государственные органы.

«Публичные услуги» шире «государственных услуг» ввиду субъектов их предоставляющих (государственные и негосударственные структуры). Объединяет эти понятия интерес лиц, на которые они направлены в эффективности оказания услуг.

Прежде чем проанализировать понятие и выделить признаки государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения, необходимо определиться с признаками публичных услуг. Так, они обеспечивают деятельность общезначимой направленности; имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими; осуществляются либо органом государственной власти, либо органом муниципальной власти, либо другим субъектом; основываются как на публичной, так и на частной собственности [12, с. 5].

132

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

«Социальные услуги» существуют совместно с публичными и государственными услугами. Данный вид услуг оказывается в сферах: здравоохранения, культуры, образования, науки. Социальные услуги по всем признакам схожи с публичными услугами, выделяются они, не по кругу субъектов, а по сфере, их реализации [13, с. 21].

В настоящее время сложилась достаточно обширная законодательная база, регламентирующая вопросы предоставления государственных услуг в Российской Федерации. Она представлена целым рядом нормативноправовых актов: Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3]; Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» [7]; Постановление Правительства РФ от 20.11.2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» [9]; Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» [8] и другие.

В соответствии с Федеральный законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [3].

Заявление и предоставлении государственной услуги может быть подано различными способами: на личном приеме в органе, уполномоченном предоставлять требуемую государственную услугу; посредством обращения в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (как лично так и в электронной форме); посредством электронного обращения через единый портал государственный услуг http://www.gosuslugi.ru либо через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Многообразие способов обращения за предоставлением государственных услуг, предусмотренное действующим законодательством обеспечивает

возможность оперативного обращения в государственные органы, предоставляющие государственные услуги

наиболее удобным для заявителей, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья способом.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного

управления» [6] поставлены цель, что к 2018 году уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составлять не менее 90%.

Единого исчерпывающего перечня государственных услуг нет, и быть не может. Однако Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352 [7] устанавливает перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг. В частности государственные услуги в области безопасности дорожного движения в этом постановлении не содержатся.

Административно-правовая реформа и социальноэкономические изменения, проводимые в стране, оказали влияние и на формирование нормативной правовой основы деятельности по предоставлению государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения.

Анализ современного законодательства

свидетельствует об особом внимании со стороны государства к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения, только на федеральном уровне, регулируются множеством нормативных правовых актов, которые имеют различную юридическую силу.

Представляется, что обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой осуществление государством правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение надлежащего соблюдения и исполнения правовых установлений в сфере дорожного движения, а также на оказание непосредственного управленческого воздействия на процесс движения автотранспортных средств. В отличие от общественного порядка, общественная безопасность регулируется не совокупностью социальных и правовых норм, а комплексом правовых и технических норм.

Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения является обязанностями полиции, в соответствии с Федеральным законом «О полиции»[4]. Осуществление федерального государственного надзора и специальных разрешительных функций в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») [5] возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД), которая является центральным органом, осуществляющим специальные контрольные, надзорные, разрешительные, правоохранительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Можно выделить следующие признаки государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения:

133

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

1. правовое регулирование предоставления государственных услуг регулируется широким кругом нормативно-правовых актов, в том числе нормативноправовых актов ведомственного характера;

2. субъектами, предоставляющими государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения, является Министерство внутренних дел РФ в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

3. предоставление государственных услуг осуществляется строго в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий ГИБДД, предоставляющих государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения;

4. за предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения, Налоговым кодексом РФ [2] предусмотрена уплата государственной пошлины, за исключением услуги по предоставлению сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;

5. порядок и стандарт предо ставления го сударственной услуги в сфере безопасности дорожного движения устанавливается в административных регламентах;

6. предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения осуществляется по запросам заявителей;

8. заявителем могут быть физические или юридические лицо либо их уполномоченные представители;

9. целями предоставления государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения является реализации прав, законных интересов заявителей либо исполнение возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей;

10. многообразие способов обращения за предоставлением государственной услуги.

В настоящее время Госавтоинспекция осуществляет ряд функций связанных с предоставлением государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Мы предлагаем следующую классификацию предоставляемых ГИБДД государственных услуг в зависимости от необходимости личного участия сотрудников ГИБДД при оказании государственной услуги:

1) Государственные услуги, для оказания которой личное участие сотрудников ГИБДД не требуется:

- предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения.

2) Государственные услуги, оказание которых без личного участия сотрудников ГИБДД невозможно:

- государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД;

- государственная услуга по приёму квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдача водительских удостоверений и временных разрешений.

На основании вышеизложенного, «государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения» можно определить как деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, урегулированная и охраняемая нормами нормативно-правовых актов Российской Федерации, осуществляемая непосредственно или через подведомственные им структурные подразделения, на безвозмездной основе или по установленным тарифам, по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении; по допуску лиц в качестве

водителей транспортных средств; по информированию об административных правонарушениях.

В Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году, отмечается, что в 2014 году совершенствовалась работа ГИБДД МВД России по доступности и качеству оказания государственных услуг по регистрации транспортных средств и приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами, в том числе и в электронном виде. С использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в 2014 году исполнено 146 тыс. заявлений на осуществление регистрационных действий (2012 г.: 95,8 тыс., 2013 г.: 173 тыс. заявлений) [15].

Таким образом, в рамках данной статьи рассмотрено понятие государственныхуслуг в соотношении с публичными и социальными; выделены признаки государственных услуг в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, на основании которых сформулировано авторское определение «государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения»; определены конкретные государственные услуги, оказываемые в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Список литературы:

• Конституция Российской Федерации: официальный текст:

с поправками, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // СЗ РФ - 2014. -№ 31. - Ст. 4398.

• Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // СЗ РФ. -2000. - № 32. - Ст. 3340.

• Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред.

от 31.12.2014) «Об организации предоставления

государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. -2010. - № 31 . - Ст. 4179.

• Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от

12.02.2015) «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - №7. - Ст. 900.

• Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред.

от 04.04.2014) «О дополнительных мерах по

обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. -1998. - № 25. - Ст. 2897.

• Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об

основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2338.

• Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352

(ред. от 17.05.2014) «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными

134

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (вместе с «Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг») // СЗ РФ. - 2011. - № 20 . - Ст. 2829.

• Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 №

797 (ред. от 22.10.2014) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (вместе с «Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления») // СЗ РФ. - 2011. - № 40 . - Ст. 5559.

• Постановление Правительства РФ от 20.11.2012 № 1198

(ред. от 05.01.2015) «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений

и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг») // СЗ РФ. - 2012. - № 48 . - Ст. 6706.

• Затолокин, А. А. Некоторые вопросы совершенствования

услуг в сфере безопасности дорожного движения // Общество и право. - 2013. - № 1.

• Научно-практическое пособие: Административная

реформа в России / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я Хабриевой. - М.: ИНФРА, 2006. - С. 124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Талапина, Э., Тихомиров, Ю. Публичные функции в

экономике // Право и экономика. - 2002. - № 6.

• Терещенко, Л. К. Услуги: государственные публичные

социальные // Журнал российского права. - 2004 - № 10.

• Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова.

- М. : Рус. яз., 1989. - Т. 1.

• Доклад о результатах и основных направлениях

деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_ reports (дата обращения: 10.04.2015).

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Иналкаева Казбан Саматовна

Канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права

Чеченского государственного университета, г. Грозный

АННОТАЦИЯ

В статье проводится теоретико-правовой анализ законодательства, регулирующего деятельность высшего должностного лица Чеченской Республики, порядок его избрания, полномочия и т.д. Автор указывает на существующие недостатки нормативной правовой базы, предлагает возможные варианты их устранения.

ABSTRACT

The article presents a theoretical and legal analysis of the legislation regulating the activities of senior officials of the Chechen Republic and the procedure of election, powers, etc. the Author highlights the shortcomings of existing regulatory and

legal framework, offers possible options of their elimination.

Ключевые слова: высшее должностное лицо, чеченское общество, выборы, закон, государственная власть Keywords: the highest official of the chechen society, elections, law, state power

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного

лица субъекта Российской Федерации (абз. 2 статьи 2) [7, 8].

Высшим должностным лицом Чеченской Республики является Глава Чеченской Республики. Несмотря на теоретически закрепленные в Конституции Чеченской Республики элементы системы сдержек и противовесов относительно взаимовлияния и взаимозависимости органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.